Марийская вышивка сообщение 2 класс

Обновлено: 01.07.2024

Я как-то уже упоминала на канале, что родом из Марий Эл. Мама моя - чистая марийка. В детстве я даже понимала марийский язык, когда меня оставляли на лето в деревне. И до пяти лет разговаривала на татарском, потому что с нами жила бабушка папы (а он у меня чистокровный татарин). Так что, вокруг меня в детстве было много всякой национальной красоты и вкусноты)) Сегодня немного расскажу о красоте, о марийской национальной вышивке.

Марийская вышивка - это неотъемлемая часть культуры, это практически национальное достояние)) Любая национальная одежда, будь то рубаха, юбка, платок, платье, передник и т.д. - украшалась ручной вышивкой. Предметы быта также любовно украшались вышивкой. В деревне у бабушки я помню ковер на стене - с ручной вышивкой гладью. Все подрезы тоже были вышитыми, декоративные накидки на подушки, накидка на телевизор - все в вышивке)).

До 1917 года работы марийских мастериц даже выставлялись за границей. В 1892 году марийская вышивка получила второй приз на Всемирной Колумбовой выставке.

Орнаменты, вышиваемые на одежде, были призваны защищать от злых духов и прочих напастей. Напомню, что марийцы были язычниками (где-то это живо до сих пор). Самые богато украшенные наряды носили звенигово-моркинские марийки.

Со временем функция вышитых орнаментов как оберегов сменилась на эстетическую и социальную. Вышивка стала украшением, а также информацией о социальном статусе обладателя, его возрасте, этнической принадлежности и т.д.

Самой богатой была вышивка нарядов женщин до 40 лет. Максимальное средоточие орнаментов и узоров располагалось на груди, чтобы охранять и оберегать женщину-мать. Называется такая вышивка чызорол - "сторож грудей".

Для вышивки использовали шелковые и шерстяные нити. Окрашивались такие нити, разумеется, вручную минеральными и растительными красителями. Закреплялась краска катализаторами, так что, вышивка совсем не линяла.

Преобладающие цвета менялись с появлением новых красителей. Если в древние времена это были черный, синий, коричневый и темно-малиновый, то много позже появились уже и яркие тона - голубые, фиолетовые, розовые и т.д.

Вышивка была самым распространённым видом женского творчества, она поражает разнообразием форм, изобретательностью исполнительниц.

Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об ее способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было разложить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились как раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Неумение вышивать считалось большим недостатком. К свадьбе она должна была подготовить приданное: побольше вышитых рубах себе и жениху, а также подарки для родственников.

В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты разных сортов. В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вышивка была крупной, на тонком – мелкой. Вышивали в основном шерстью и шелком. Для окрашивания нитей пользовались растительными красителями. В наиболее старых образцах преобладают темные тона – черный, синий, темно-красный, коричневый. С середины 19 века основным цветом становится красный. Черными или темно-синими нитками выполнялись контуры рисунка, а основной узор вышивался красным цветом с небольшими вкраплениями зелёного и жёлтого.

Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность её владельца к определенной этнической группе, роду.

В настоящее время действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.

Экспонаты из основного фонда Музея история города Йошкар-Олы. Фото Алексея Комелина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Маритÿр Марийская вышивка О женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Маритÿр Марийская вышивка О женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни.

Маритÿр Марийская вышивка О женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни полотно. Писать мы научились Так недавно, А вышивать умели Так давно.

Маритÿр Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанн.

Маритÿр Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением одежды. Многие элементы народного костюма - рубахи, кафтаны, головные уборы, передники, поясные подвески - украшались сложной и богатой вышивкой. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр мете), к которой прикреплялась ткань. И.Степанова

Маритÿр Традиционная вышивка выполнялась по счету нитей. Техника ее имела нес.

Маритÿр Основными мотивами в орнаменте были следующие: геометрический - изобр.

Маритÿр Основными мотивами в орнаменте были следующие: геометрический - изображение комбинаций различных геометрических фигур; зооморфный и антропоморфный - воспроизведение стилизованных фигур животных, птиц, человека; растительный - изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т. д.

Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами края. Еще д.

Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году вышитые марийские изделия получили второй приз.

После этой выставки вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у ни.

После этой выставки вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у них за бесценок в большом количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние поставляли их за границу.. Таким образом, вышитые изделия марийских мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках.

Маритÿр Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких домашних женск.

Маритÿр Умение хорошо вышивать считалось одним из основных качеств, необходим.

Маритÿр Древние женщины находили возможность выражать свои мысли, пожелания п.

Маритÿр Древние женщины находили возможность выражать свои мысли, пожелания посредством вышивки. Тщательно продумывали орнаменты, композиции узоров и мелкими стежками вышивали то, о чем мечтали. Владея информацией о значении орнаментальных мотивов, марийскую вышивку можно читать как открытую книгу.


Одежда, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими.

Маритÿр -оберег Вышитые символы всегда отражали мифологические представления.

 Виды женских нагрудных оберегов

Виды женских нагрудных оберегов

Виды женских нагрудных оберегов

Виды женских нагрудных оберегов

Маритÿр -оберег Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно.

Маритÿр -оберег Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи.

Расположение оберегов на мужских рубашках Традиционное оформление мужской руб.

Расположение оберегов на мужских рубашках

Расположение оберегов на мужских рубашках

Вышивка на головных уборах Использовалась не только в качестве украшения, она.

Вышивка на головных уборах Использовалась не только в качестве украшения, она указывала на возраст и на социальную принадлежность ее владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы.

Головные уборы: шымакш, шынашовыч, шурка

Головные уборы: шымакш, шынашовыч, шурка

Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору.

Вышивка на головных уборах

Вышивка на головных уборах

Свадебный платок луговых марийцев. Вторая половина 19 века. Особое внимание у.

Обратите внимание на колпачок шымакша, на котором имеется небольшая короткая.


История развития вышивки на современном этапе В 30-е годы XX века традиционна.

История развития вышивки на современном этапе В 30-е годы XX века традиционная вышивка стала уступать вышивке более легкого исполнения - крестом, гладью. Исчезли из обихода некоторые составные элементы национального костюма, такие как шымакш, сорока. Все меньше оставалось мастеров марийской вышивки по счету нитей ткани. Лишь в последние годы стали необычайно востребованы вышивальщицы, сохранившие до настоящего времени технику исполнения марийской вышивки. Возросла потребность в орнаментации костюмов именно такой вышивкой. Проведенные в г. Йошкар-Ола в 2000-2002 годах конкурсы марийского костюма явились сильным толчком к возрождению национальной одежды, орнаментированной традиционной вышивкой. Конкурсы переросли в фестиваль национальной одежды финно-угорских народов России, который прошел в г. Йошкар-Ола в 2003 году. Фестиваль предоставил возможность мастерам продемонстрировать свои лучшие проекты на федеральном уровне.

История развития вышивки на современном этапе Сегодня увеличивается число жел.

История развития вышивки на современном этапе Сегодня увеличивается число желающих научиться мастерству марийской вышивки среди учащихся и студентов, преподавателей школ и училищ, домохозяек. Создаются кружки и студии по вышиванию.

История развития вышивки на современном этапе В 90-е годы Министерством культ.

Литература Степанова И. Маритÿр.

Литература Степанова И. Маритÿр.

Литература Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. -Йошкар-Ола: Марийское кн.

Литература Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112 2.:ил.

Литература Семёнова М. Мы –славяне!: Популярная энциклопедия. Спб.: Издательс.

Проверочная работа

Горномарийская вышивка всегда двухсторонняя, рисунок получается одинаковый с.

Горномарийская вышивка всегда двухсторонняя, рисунок получается одинаковый с обеих сторон; линейная, не объемная, узоры состоят из линий, горизонтальных, вертикальных, диагональных. Вышивка - разноцветная, допускаются все цвета радуги, самые любимые - это розовый и цвет морской волны. Узор - симметричный, имеет вертикальную, горизонтальную, диагональную симметрию. Также по вышивке можно было узнать историю рода. Символичные узоры и элементы несли определенную информацию о социальном, материальном положении.

500
500
500
500
500
500
500
500

При вышивании активно используются различные геометрические фигуры , при помощи которых изображались люди, животные, растительный мир

Самым распространенным головным убором для женщин является платок - шовыч, в разной степени украшенный вышивкой . Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вyргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.

Читайте также: