Мадонны титанов возрождения сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Художники Высокого Возрождения - не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.
Леонардо да Винчи.
Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).
Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.
Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией. В Италии нет заказов и он переезжает во Францию, изготовил герб для короля (лилии выпадающие из пасти льва). Свое имущество оставил ученику. Умер в 67 лет во Франции в замке Клу.
Рафаэль Санти.
Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.
Микеланджело Буонарроти.
Тициан.
Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты.
Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.
Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда – предчувствие грядущих страданий.
Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.
Задание для самостоятельной работы
1. Какие шедевры мастеров итальянского Возрождения произвели на вас особое впечатление? Расскажите подробнее об одном из них, объяснив свой выбор.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мадонны титанов эпохи Возрождения
Подготовила: Марковская Юлия Ярославна, учитель ИЗО и МХК, г. Норильск, Красноярский край
Мадонна. Это кто?
Мадонна (итальяский Ma donna – Моя госпожа), традиционное для западноевропейской культуры название изображений Девы Марии – земной матери Иисуса Христа
Титаны. Это кто?
Титаны в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли) . Их шесть братьев и шесть сестр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, муз, Лето и других.
Слово титаны, связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого происхождения. По другой версии, изложенной Гесиодом, слово произошло от глагола греч.; простирать, поскольку они простирали руку на могущество своего отца Урана. Титаны — архаические божества, олицетворявшие силы природных стихий.
Леонардо да Винчи
1452 -1519
,В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска 1, он уехал в 1517 г во Францию и стал придворным живописцем . Вскоре Леонардо умер. На автопортрете - рисунке (1510-1515 г.г.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.
Благовещение. Около 1473-1475. Флоренция. Галерея Уффици.
Мадонна Бенуа. 1478. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Мадонна Литта. 1484. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Творчество Микеланджело Буонарроти
(1475 - 1564)
Биография
Микеланджело родился 6 марта 1475 г., в г.Капрезе, в обедневшей аристократической семье. В 1481 г. будущий художник потерял мать, а 4 года спустя его отправили в школу во Флоренции. Особых наклонностей к обучению обнаружено не было. Юноша предпочитал общаться с художниками и перерисовывать церковные фрески.
Когда Микеланджело было 13 лет, отец смирился с тем, что в семье растет художник. Вскоре он стал учеником Д. Гирландайо. Через год Микеланджело поступил в школу скульптора Б. ди Джованни, которой покровительствовал сам Лоренцо ди Медичи. 1494-1495 гг. характеризуются расцветом творчества великого художника. Он перебирается в Болонью, усердно работает над скульптурами для Арки св. Доминика. Через шесть лет, вернувшись во Флоренцию, он работал по заказу. Наиболее значимой его работой считается скульптура “Давид”.
Пьета. Оплакивание. 1497-1499. Рим. Собор святого Петра.
Мадонна Дони. 1504. Урффици. Флоренция
Мадонна Брюгге. 1501-1504. Церковь Богоматери, Брюгге. Бельгия
Рафаэль (1483-1520)
Все люди, являющиеся обладателями столь же ценных даров, какие обнаруживались в Рафаэле из Урбино, не просто люди, но смертные боги.
Джорджо Вазари
Мадонна Конестабиле. 1504. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Мадонна в зелени. 1506. Музей истории искусств. Вена
Мадонна Грандука. 1504. Палатинская галерея. Флоренция
Мадонна Альба. 1511. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Святое семейство под дубом. 1520. Прадо. Мадрид
Мадонна с младенцем, Сикстом IV и святой Варварой. 1513-1514. Дрезден. Картинная галерея
При анализе работ в первую очередь я отмечу периоды творчества каждого художника, поскольку они предопределяют стилистику и композицию картин. Леонардо да Винчи принадлежал к итальянскому Возрождению (фундаментом которого являлась античность), а Ян ван Эйк стоял у истоков северного Возрождения (представляет собой сплав итальянских влияний с готической культурой средневековья).
Говоря о цвете, отмечу, что Ян ван Эйк совершенно иначе работает со своей палитрой. Если предыдущие художники обычно использовали только один цвет для тонов кожи, то на его Мадонне мы видим сложные тона и до девяти разных оттенков. Будучи одним из первых художников, кто использовал масляную живопись, ван Эйк разработал методы остекления, благодаря которым на картине уже было больше света и глубины, нежели у предшественников. Отсюда светоносность Мадонны Лукки и столь яркие драгоценности и украшения в одеянии Марии.
Мастера северного Возрождения стремились к детализации картин, к кропотливой работе. Если Леонардо да Винчи использует в своём полотне пространственное отображение Марии и младенца, то ван Эйк добивается этого с помощью деталей и интерьера. Мастер изображает Марию глубоко сосредоточенной, величественной, показывает внутренний мир своей героини: в этом было новаторство художника.
Мадонна показана в алом плаще сидящей на троне, украшенном фигурками львов, что символизирует мудрость. Роскошные одеяния типичны для северного ренессанса, но совсем не типичны для традиционного изображения Марии из Библии. И это тоже новое слово ван Эйка. Настолько реально передан свет каждого украшения и драгоценного камня Мадонны, что мы — зрители — видим сияние каждого из них.
Кроме того, платье Мадонны уравновешивает композицию, создавая форму треугольника. Использованная линейная перспектива стен и ковра позволяет нам сосредоточиться на Марии и Её Младенце, ощутить себя в одной комнате с ними. Расположение трона, алтаря и ковра, а также источника света из окна, увлекает наш взгляд к центру, где сидит Мадонна.
Художник был знаменит тем, что использовал иконографию в фоновых элементах, и эта картина не исключение: абрикосы на подоконнике (как символ первородного греха), трон — символическое напоминание о царе Соломоне, таз и кувшины с водой как символ чистоты Богоматери.
Дева Мария проста, красива и нежным взглядом смотрит на Иисуса. Младенец поразительно похож на мать. Наклон головы Мадонны типичен для Леонардо и сравним с Мадонной ван Эйка. И здесь я отмечу важную особенность двух картин — отсутствие нимба. Да, картины имеют религиозный подтекст, но это не иконы, полотна прежде всего светского направления.
Кстати, пейзаж как самостоятельный жанр появился именно во времена мастеров Северного Возрождения, а его основоположником был Иоахим Патинир.
Впрочем, в одном эти две великие картины едины. Перед нами ускользающая гармония таинственного момента. Это неуловимое чувство материнской нежности и любви; перед нами само время, пойманное в золотую клетку искусства.
Читайте также: