Сообщение на тему возрождение религий
Обновлено: 04.07.2024
К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религ. пропаганды и открытость источников религ. знаний; потребность новых политич. властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.
Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, . Ред-кол.: Мчедлов М. П., (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. . 2002 .
Полезное
Смотреть что такое "Возрождение религии в России" в других словарях:
ВОЗРОЖДЕНИЕ — или Ренессанс (фр. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы. Хронологические рамки ф и л о с о ф и и В. 14 16 вв. Ее историческое развитие можно разделить на три периода. Первый (14 в.) период размежевания… … Философская энциклопедия
Религии России — динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство[1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия
Религии россии — динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство[1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия
ВОЗРОЖДЕНИЕ — Ренессанс (франц. Renaissance), термин, принятый в научной лит ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии 14 16 вв., в др. странах кон. 15 16 вв.), обусловленного зарождением… … Советская историческая энциклопедия
Религии в Башкортостане — Особенностью Республики Башкортостан является многонациональность населения. Эта особенность определила её поликонфессиональность. При этом, согласно Конституции России, никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной.… … Википедия
ВОЗРОЖДЕНИЕ — ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance), в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (середина XV конец XVI вв., для Италии с XIV в.), соотносимая с вызреванием капиталистического строя в… … Литературный энциклопедический словарь
Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия
Ислам в России — Ислам вторая по численности приверженцев (после христ ва) мировая религия. Возник в Аравии в нач. 7 в. н. э. в период разложения патриархально общинного строя, образования классового об ва и арабского гос ва. Вероучение изложено в Коране, к… … Религии народов современной России
История масонства в России — Масонство Масонство … Википедия
Религия России — динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство[1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия
Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.
Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)
Отношение к религии | 1985 (м) | 1989 (р) | 1991 (р) | 1991 (м) | 1993 (р) | 1995 (р) |
Неверующие | 50 (50) | |||||
Православные | 37 (42) | |||||
Последователи других религий | 13 (8) |
(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)
Таблица 9.3. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)
Отношение к религии | Российская империя (1897) | СССР (1991) | Россия (сер. 1990-х) |
Численность совокупного населения (1000) | 125 000 | 270 000 | 149 000 |
Православные (без старообрядцев) | 71,3 | 22,8 | 33-40 (50-60 млн.) |
Католики | 9,2 | 5,5 | 0,2 (около 300 тыс.) |
Протестанты | 3,0 | 3,0 | 0,7 (более 1 млн.) |
Мусульмане | 11,2 | 18,5 | 10-13 (15-20 млн.) |
Буддисты | 0,4 | 0,4 | 0,7 (около 1 млн.) |
Иудеи | 4,2 | 0,2 | 0,7 (ок. 1 млн.) |
Последователи новых религиозных движений | – | 0,2-0,3 (300-400 тыс.) | |
Неверующие | – | около 50,0 | около 50,0 |
(В том числе греко-католики (униаты).)
Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998
Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин
Показатель | Россия 1990 | Россия 1995 | Россия 1998 | Изменения (1990=100%) |
Общее количество религиозных объединений | (100.0) | 13 580 (100.0) | 16 017 (100.0) | 240,9 |
Православные церкви (ПЦ) | (56,7) | (54,3) | (57,0) | 241,9 |
в том числе: | ||||
Русская ПЦ (Московский Патриархат) | (51,8) | (51,1) | (54,0) | 251,4 |
Старообрядческие общины различных направлений | (4,0) | (1,8) | (1,3) | 76,6 |
Римско-католическая церковь | (0,5) | (1,3) | (1,4) | 655,9 |
Протестантские церкви (вместе) | (27,9) | (20,1) | (20,4) | 176,0 |
в том числе: | ||||
Объединения Баптистов и Евангельских Христиан | (14,9) | (8,2) | (7,4) | 119,7 |
Пятидесятнические церкви | (4,5) | (3.1) | (3,8) | 205,0 |
Свидетели Иеговы | (1,4) | (1,4) | (1,3) | 223,9 |
Адвентисты седьмого дня | (2,8) | (2,0) | (2,0) | 174,0 |
Лютеранские церкви | (2,7) | (1,3) | (1,1) | 100,0 |
Меннониты | (1,1) | (0,2) | (0,0) | 2,7 |
Методистская церковь | (0,0) | (0,3) | (0,4) | 320,0 |
Пресвитерианская церковь | (0,0) | (0,7) | (1,0) | 16 600,0 |
Ислам | (13,7) | (19,9) | (18,0) | 316,3 |
Буддизм | (0,2) | (0,7) | (1,0) | 1100,0 |
“Новые” религиозные движения в том числе: | ||||
Вайшнавы (Сознание Кришны) | (0,1) | (0,9) | (0,7) | 1333,3 |
Вера Бахай | (0,0) | (0,3) | (0,1) | 2100,0 |
Харизматические церкви | (0,5) | (0,9) |
Источник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607-609.
10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организаций присутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозных объединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованный в законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний – освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы “православные” комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.
Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так, если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?” положительно отвечают около 50% (из них около 75%считают себя православными), то из числа “православных” верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число “потенциальных” (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12-20 млн., реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показывают события в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же время рост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, часто переходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянско-византийской традиционности к современности, то у протестантов в России возникли трудности, обусловленные отсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор. В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшему распространению протестантизма в нашей стране.
Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: “Христианско-демократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г. Получил 0,28% голосов, мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса русских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблюдается явное обострение социальной напряженности вокруг деятельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.
К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.
Секуляризационный процесс имеет два основных измерения: 1) нарастание в культуре и общественной жизни светской доли и 2) снижение в том и другом религиозной доли. Эти модусы секуляризации не всегда связаны отношениями прямо пропорциональной зависимости, что отразилось в противоречивых трактовках секуляризации западной социологией ХХ века. Так, если одни ведущие социологи религии связывали развитие секуляризации, прежде всего, с утратой того положительного, конструктивного, что религия несла обществу и человеку (П. Бергер), то другие, напротив, делали акцент на ее конструктивную сторону, как-то: развитие рациональности мышления, науки, техники, образования, политической демократии и т.д. (О?Ди). Соответственно, в первом случае во главу угла ставилась деградация религиозного начала в культуре, а во втором — развитие в ней начала светского.
Как же возможно преодоление разрыва и воссоединение духовного и культурного аспектов религиозности?
« Либо реверсивным способом - через усвоение формальных, когнитивно-обрядово-организационных аспектов традиционных религиозных культур;
Определение сущности религиозного фундаментализма как социального феномена является сегодня предметом дискуссий4. С нашей точки зрения, проблема фундаментализма не является исключительно или даже по-преимуществу религиозной. В то же время она не лежит и в сугубо политической плоскости. Мы полагаем наиболее близким к истине мнение тех исследователей, которые считают, что соответствующий феномен носит, скорее, культурно-идеологический характер и связан с тем, что «во времена, трудные для человека из-за утраты жизненных ориентиров, фундаменталистические движения представляют человеку возможность культурной идентификации, следовательно, обретения почвы под ногами"5.
И особенно злую шутку, на наш взгляд, постмодерн играет с религиозным фундаментализмом. Именно: в силу обозначенного выше глубинного разрыва между двумя основными модусами религиозности, фундаменталистское сознание неизбежно абсолютизирует либо сами социально-культурные формы тех или иных религиозных традиций, либо свои собственные непроясненные, спутанные, эклектичные и зачастую вульгаризированные духовные интуиции. Но последовательное развитие культуры, как по тому, так и по другому фундаменталистским сценариям, заходит в тупик.
Для этого необходимым представляется выполнение, как минимум, следующих условий.
К чему приводит светская агрессия против религии, мы уже уяснили достаточно хорошо. Культурное отторжение религиозных традиций, гонения и социальная изоляция верующих уже обошлись нашему обществу очень дорогой ценой. Теперь нам следует осознать, что и светская культура также представляет собой весьма тонкий и сложный организм, неоднозначно реагирующий на различные воздействия извне. И ее проблемы не менее, а более актуальны для нас, поскольку, хотим мы того или нет, но именно она образует основу нашего мировосприятия и непосредственно влияет на наш образ жизни и образ мыслей.
Во-вторых, необходимо понять, что взаимодействие светского и религиозного миропонимания, образа мысли и образа жизни — это сложный и ответственный процесс диалога разных культур. Религия воспринимается современным человеком, как правило, не непосредственно, а опосредованно, через призму первичных для него светских мыслеформ. И преображение их в свете религиозных истин и принципов — дело достаточно долгого времени и серьезной работы над собой человека, сделавшего осознанный выбор в пользу ориентации на религиозные принципы.
И, в-третьих, необходимо исследовать и донести до основных субъектов этого диалога закономерности светско-религиозного и религиозно-светского взаимодействия применительно к различным религиям и различным вариантам светской культуры. Это задача научного и просветительского обеспечения диалога, и она нуждается в привлечении максимально возможного количества сил и средств со стороны всех заинтересованных в нем субъектов.
В условиях цензуры, почти полного разрушения церковной и вообще религиозной традиции, исчезновения цельного религиозного мировоззрения в обществе стихийно распространялись примитивные религиозные идеологемы и верования самого разнородного происхождения. Фрагменты христианства, православия были лишь частью этого броуновского движения религиозных идей, причем само христианство, как и вообще религию, люди были склонны (в соответствии с тем, как их учили) воспринимать в качестве специфической формы идеологии и культуры, а не живой связи с Богом. Таким образом, если большевики и не добились, как показали события 1988–1991 гг., победы марксизма-ленинизма в головах людей на все времена, то борьба с религией была более успешной: Россия в момент краха коммунизма была страной наиболее продвинутой секуляризации.
В связи с этим православие начинает приобретать особое значение культурного стержня и символа национальной идентичности. Постоянно вплоть до 2000 г. с тех пор растет число людей, в социологических опросах называющих себя православными (согласно некоторым исследованиям, до 82%). На протяжении всех 90-х гг. РПЦ является общественным институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение.
Итак, нарушая, а не изменяя закон, государство в возрастающем масштабе осуществляет серию действий, направленных на предоставление Московской патриархии все больших прав и привилегий, на придание РПЦ все более высокого официального статуса.
В определенной степени власть в этом отношении оказалась заложницей общественного мнения. Для большинства населения страны православие становится национальным культурным символом: люди радуются возрождению церквей и монастырей, народных праздников и традиций. Но государство не просто идет навстречу этим настроениям. Оно подхватывает их и стремится на них опереться. Одна из очевидных причин этого – доверие к власти в России низкое, как, наверное, никогда, и она стремится воспользоваться любым средством, чтобы поднять свой авторитет. Церковь для этого очень удобна.
Все вышесказанное, казалось бы, говорит о том, что в России произошла мощная и уверенная реставрация православной веры. Однако это не совсем так. Социологические опросы показывают, что не реже раза в месяц в богослужении участвуют 6-7% русских людей, и эта цифра стабильна все 90-е гг. Есть серьезные основания предполагать, что и эта цифра завышена. Так, по данным органов внутренних дел Москвы, в пасхальном богослужении 1999 г. участвовало менее 2% взрослого населения города, а Москва далеко не самый безрелигиозный город России. По данным опроса 1999 г., в течение года причащались менее 8% россиян. Почти столь же неутешительны данные о том, во что верят сегодняшние православные. В 1999 г. в существование живого личного Бога верили, согласно опросам, 18%, в загробную жизнь – 24%, в воскресение мертвых – 10%.
Секуляризация победно шествует по всему миру, и Россия здесь не исключение. Но все же есть и специфические российские причины того, что формально декларируемая и все растущая приверженность православию почти не сопровождается ростом реальной религиозности.
Надо сказать, что и сама РПЦ все последние 12 лет способствует, по существу, нерелигиозному восприятию религии. Обращаясь к обществу, патриарх Алексий II, другие иерархи, ведущие священнослужители церкви очень много говорят о необходимости быть верным национальным традициям, о непреходящей ценности национальной православной культуры, о патриотизме и единстве. За всей этой культурно-политической риторикой слова о вере, о спасении, о страдающем, любящем Боге, распятом и воскресшем, теряются и не доходят до аудитории (тем более, что она не подготовлена слышать их).
Что же стало после 1991 г. с религиозными меньшинствами и новыми для России религиозными течениями?
Читайте также: