Сообщение на тему возрождение религий

Обновлено: 04.07.2024

К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религ. пропаганды и открытость источников религ. знаний; потребность новых политич. властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, . Ред-кол.: Мчедлов М. П., (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "Возрождение религии в России" в других словарях:

ВОЗРОЖДЕНИЕ — или Ренессанс (фр. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы. Хронологические рамки ф и л о с о ф и и В. 14 16 вв. Ее историческое развитие можно разделить на три периода. Первый (14 в.) период размежевания… … Философская энциклопедия

Религии России — динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство[1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия

Религии россии — динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство[1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия

ВОЗРОЖДЕНИЕ — Ренессанс (франц. Renaissance), термин, принятый в научной лит ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии 14 16 вв., в др. странах кон. 15 16 вв.), обусловленного зарождением… … Советская историческая энциклопедия

Религии в Башкортостане — Особенностью Республики Башкортостан является многонациональность населения. Эта особенность определила её поликонфессиональность. При этом, согласно Конституции России, никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной.… … Википедия

ВОЗРОЖДЕНИЕ — ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance), в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (середина XV — конец XVI вв., для Италии — с XIV в.), соотносимая с вызреванием капиталистического строя в… … Литературный энциклопедический словарь

Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия

Ислам в России — Ислам вторая по численности приверженцев (после христ ва) мировая религия. Возник в Аравии в нач. 7 в. н. э. в период разложения патриархально общинного строя, образования классового об ва и арабского гос ва. Вероучение изложено в Коране, к… … Религии народов современной России

История масонства в России — Масонство Масонство … Википедия

Религия России — динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство[1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия

Религия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец, религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни. Нынешнее возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.

Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)

Отношение к религии 1985 (м) 1989 (р) 1991 (р) 1991 (м) 1993 (р) 1995 (р)
Неверующие 50 (50)
Православные 37 (42)
Последователи других религий 13 (8)

(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)

Таблица 9.3. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)

Отношение к религии Российская империя (1897) СССР (1991) Россия (сер. 1990-х)
Численность совокупного населения (1000) 125 000 270 000 149 000
Православные (без старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн.)
Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)
Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн.)
Мусульмане 11,2 18,5 10-13 (15-20 млн.)
Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн.)
Иудеи 4,2 0,2 0,7 (ок. 1 млн.)
Последователи новых религиозных движений 0,2-0,3 (300-400 тыс.)
Неверующие около 50,0 около 50,0

(В том числе греко-католики (униаты).)

Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998

Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельных религий и церквей в совокупном количестве религиозных общин

Показатель Россия 1990 Россия 1995 Россия 1998 Изменения (1990=100%)
Общее количество религиозных объединений (100.0) 13 580 (100.0) 16 017 (100.0) 240,9
Православные церкви (ПЦ) (56,7) (54,3) (57,0) 241,9
в том числе:
Русская ПЦ (Московский Патриархат) (51,8) (51,1) (54,0) 251,4
Старообрядческие общины различных направлений (4,0) (1,8) (1,3) 76,6
Римско-католическая церковь (0,5) (1,3) (1,4) 655,9
Протестантские церкви (вместе) (27,9) (20,1) (20,4) 176,0
в том числе:
Объединения Баптистов и Евангельских Христиан (14,9) (8,2) (7,4) 119,7
Пятидесятнические церкви (4,5) (3.1) (3,8) 205,0
Свидетели Иеговы (1,4) (1,4) (1,3) 223,9
Адвентисты седьмого дня (2,8) (2,0) (2,0) 174,0
Лютеранские церкви (2,7) (1,3) (1,1) 100,0
Меннониты (1,1) (0,2) (0,0) 2,7
Методистская церковь (0,0) (0,3) (0,4) 320,0
Пресвитерианская церковь (0,0) (0,7) (1,0) 16 600,0
Ислам (13,7) (19,9) (18,0) 316,3
Буддизм (0,2) (0,7) (1,0) 1100,0
“Новые” религиозные движения в том числе:
Вайшнавы (Сознание Кришны) (0,1) (0,9) (0,7) 1333,3
Вера Бахай (0,0) (0,3) (0,1) 2100,0
Харизматические церкви (0,5) (0,9)

Источник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607-609.

10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организаций присутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозных объединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованный в законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний – освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы “православные” комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.

Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так, если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?” положительно отвечают около 50% (из них около 75%считают себя православными), то из числа “православных” верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число “потенциальных” (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12-20 млн., реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показывают события в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же время рост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, часто переходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянско-византийской традиционности к современности, то у протестантов в России возникли трудности, обусловленные отсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор. В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшему распространению протестантизма в нашей стране.

Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: “Христианско-демократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г. Получил 0,28% голосов, мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса русских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблюдается явное обострение социальной напряженности вокруг деятельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.

К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.

Секуляризационный процесс имеет два основных измерения: 1) нарастание в культуре и общественной жизни светской доли и 2) снижение в том и другом религиозной доли. Эти модусы секуляризации не всегда связаны отношениями прямо пропорциональной зависимости, что отразилось в противоречивых трактовках секуляризации западной социологией ХХ века. Так, если одни ведущие социологи религии связывали развитие секуляризации, прежде всего, с утратой того положительного, конструктивного, что религия несла обществу и человеку (П. Бергер), то другие, напротив, делали акцент на ее конструктивную сторону, как-то: развитие рациональности мышления, науки, техники, образования, политической демократии и т.д. (О?Ди). Соответственно, в первом случае во главу угла ставилась деградация религиозного начала в культуре, а во втором — развитие в ней начала светского.

Как же возможно преодоление разрыва и воссоединение духовного и культурного аспектов религиозности?

« Либо реверсивным способом - через усвоение формальных, когнитивно-обрядово-организационных аспектов традиционных религиозных культур;

Определение сущности религиозного фундаментализма как социального феномена является сегодня предметом дискуссий4. С нашей точки зрения, проблема фундаментализма не является исключительно или даже по-преимуществу религиозной. В то же время она не лежит и в сугубо политической плоскости. Мы полагаем наиболее близким к истине мнение тех исследователей, которые считают, что соответствующий феномен носит, скорее, культурно-идеологический характер и связан с тем, что «во времена, трудные для человека из-за утраты жизненных ориентиров, фундаменталистические движения представляют человеку возможность культурной идентификации, следовательно, обретения почвы под ногами"5.

И особенно злую шутку, на наш взгляд, постмодерн играет с религиозным фундаментализмом. Именно: в силу обозначенного выше глубинного разрыва между двумя основными модусами религиозности, фундаменталистское сознание неизбежно абсолютизирует либо сами социально-культурные формы тех или иных религиозных традиций, либо свои собственные непроясненные, спутанные, эклектичные и зачастую вульгаризированные духовные интуиции. Но последовательное развитие культуры, как по тому, так и по другому фундаменталистским сценариям, заходит в тупик.

Для этого необходимым представляется выполнение, как минимум, следующих условий.

К чему приводит светская агрессия против религии, мы уже уяснили достаточно хорошо. Культурное отторжение религиозных традиций, гонения и социальная изоляция верующих уже обошлись нашему обществу очень дорогой ценой. Теперь нам следует осознать, что и светская культура также представляет собой весьма тонкий и сложный организм, неоднозначно реагирующий на различные воздействия извне. И ее проблемы не менее, а более актуальны для нас, поскольку, хотим мы того или нет, но именно она образует основу нашего мировосприятия и непосредственно влияет на наш образ жизни и образ мыслей.

Во-вторых, необходимо понять, что взаимодействие светского и религиозного миропонимания, образа мысли и образа жизни — это сложный и ответственный процесс диалога разных культур. Религия воспринимается современным человеком, как правило, не непосредственно, а опосредованно, через призму первичных для него светских мыслеформ. И преображение их в свете религиозных истин и принципов — дело достаточно долгого времени и серьезной работы над собой человека, сделавшего осознанный выбор в пользу ориентации на религиозные принципы.

И, в-третьих, необходимо исследовать и донести до основных субъектов этого диалога закономерности светско-религиозного и религиозно-светского взаимодействия применительно к различным религиям и различным вариантам светской культуры. Это задача научного и просветительского обеспечения диалога, и она нуждается в привлечении максимально возможного количества сил и средств со стороны всех заинтересованных в нем субъектов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕРЫ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

В условиях цензуры, почти полного разрушения церковной и вообще религиозной традиции, исчезновения цельного религиозного мировоззрения в обществе стихийно распространялись примитивные религиозные идеологемы и верования самого разнородного происхождения. Фрагменты христианства, православия были лишь частью этого броуновского движения религиозных идей, причем само христианство, как и вообще религию, люди были склонны (в соответствии с тем, как их учили) воспринимать в качестве специфической формы идеологии и культуры, а не живой связи с Богом. Таким образом, если большевики и не добились, как показали события 1988–1991 гг., победы марксизма-ленинизма в головах людей на все времена, то борьба с религией была более успешной: Россия в момент краха коммунизма была страной наиболее продвинутой секуляризации.

В связи с этим православие начинает приобретать особое значение культурного стержня и символа национальной идентичности. Постоянно вплоть до 2000 г. с тех пор растет число людей, в социологических опросах называющих себя православными (согласно некоторым исследованиям, до 82%). На протяжении всех 90-х гг. РПЦ является общественным институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение.

Итак, нарушая, а не изменяя закон, государство в возрастающем масштабе осуществляет серию действий, направленных на предоставление Московской патриархии все больших прав и привилегий, на придание РПЦ все более высокого официального статуса.

В определенной степени власть в этом отношении оказалась заложницей общественного мнения. Для большинства населения страны православие становится национальным культурным символом: люди радуются возрождению церквей и монастырей, народных праздников и традиций. Но государство не просто идет навстречу этим настроениям. Оно подхватывает их и стремится на них опереться. Одна из очевидных причин этого – доверие к власти в России низкое, как, наверное, никогда, и она стремится воспользоваться любым средством, чтобы поднять свой авторитет. Церковь для этого очень удобна.

Все вышесказанное, казалось бы, говорит о том, что в России произошла мощная и уверенная реставрация православной веры. Однако это не совсем так. Социологические опросы показывают, что не реже раза в месяц в богослужении участвуют 6-7% русских людей, и эта цифра стабильна все 90-е гг. Есть серьезные основания предполагать, что и эта цифра завышена. Так, по данным органов внутренних дел Москвы, в пасхальном богослужении 1999 г. участвовало менее 2% взрослого населения города, а Москва далеко не самый безрелигиозный город России. По данным опроса 1999 г., в течение года причащались менее 8% россиян. Почти столь же неутешительны данные о том, во что верят сегодняшние православные. В 1999 г. в существование живого личного Бога верили, согласно опросам, 18%, в загробную жизнь – 24%, в воскресение мертвых – 10%.

Секуляризация победно шествует по всему миру, и Россия здесь не исключение. Но все же есть и специфические российские причины того, что формально декларируемая и все растущая приверженность православию почти не сопровождается ростом реальной религиозности.

Надо сказать, что и сама РПЦ все последние 12 лет способствует, по существу, нерелигиозному восприятию религии. Обращаясь к обществу, патриарх Алексий II, другие иерархи, ведущие священнослужители церкви очень много говорят о необходимости быть верным национальным традициям, о непреходящей ценности национальной православной культуры, о патриотизме и единстве. За всей этой культурно-политической риторикой слова о вере, о спасении, о страдающем, любящем Боге, распятом и воскресшем, теряются и не доходят до аудитории (тем более, что она не подготовлена слышать их).

Что же стало после 1991 г. с религиозными меньшинствами и новыми для России религиозными течениями?

Читайте также: