Людвиг ван бетховен сообщение о жизненном пути и творчестве деятелей искусства эпохи просвещения

Обновлено: 05.07.2024


Людвиг ван Бетховен – один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской школы классицизма.

Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, дает надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Ее слушают уже более двух веков и будут слушать вечно, эта музыка бессмертна, как и ее автор – Людвиг ван Бетховен. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.

Детство

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Крестили мальчика на следующий день. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен, он певец, тенор в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен (в девичестве Кеверих). Ее отец служил придворным шеф-поваром в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера.

Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу смертным боем, частенько перепадало и Людвигу. Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки.

Портрет Бетховена в детстве

Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта, чем прославленный композитор. Он заставлял Людвига много часов сидеть за фортепиано и упражняться игре на скрипке.

Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Мальчик много часов проводил за занятиями музыкой, если где-то ошибался, тут же был избит и выпорот. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков.

Отец прилагал все силы, чтобы Людвиг как можно скорее начал концертную деятельность, надеясь на щедрые гонорары.

Иоганн обратился к архиепископу с просьбой об увеличении ему жалования, а взамен обещал привести в его капеллу талантливого мальчика. Однако доходы семьи от этого не увеличились, все деньги отец тратил на выпивку. Творческая биография Людвига ван Бетховена началась в 6 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным.

Мама поддерживала сына, как могла, и именно благодаря ей появились первые конспекты его импровизаций. Природа дала этому ребенку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешенности от внешнего мира.

В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлобу, который и взялся обучать Людвига. Он видел, что его ученик невероятно одарен, и понял, что такой талант нужно развивать. Чтобы развитие мальчика было максимально полноценным, он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился в Гете, Шиллера, Шекспира, он часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом.

В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там и состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, чтобы не отрывали взгляда от этого мальчика, и что вскоре его имя будет знать весь мир.

Людвиг упросил маэстро дать ему несколько уроков, но вынужден был уехать, потому что у него серьезно заболела мама.

После похорон матери, Людвиг почувствовал полное отчаяние и безысходность. Это не способствовало дальнейшему развитию творчества, ему нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и как справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг обратился к принцу и попросил его выделить семье денежную помощь. Тот не отказал, и семья стала получать довольствие размером в 200 талеров. Над ним насмехались соседи, но Людвиг старался не обращать на это внимание, он пообещал самому себе выбраться из этой нищеты и заработать своим талантом.

В Бонне у талантливого юноши нашлись покровители, благодаря которым он мог свободно присутствовать на музыкальных собраниях и посещать салоны. Это была семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, Людвиг учил музыке. Бетховен был им настолько благодарен, что до конца своих дней поддерживал с ними отношения, особенно с Лорхен и ее мужем доктором Вегелером.

Музыка

В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами.

Людвиг ван Бетховен играет на пианино

Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.

Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание, которое адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти.

В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Они становятся классикой на все времена.


Людвиг ван Бетховен родился 15 или 16 декабря (Дата крещения – 17 декабря.) 1770 года в семье потомственных придворных музыкантов в городе Бонне. Его отец, фламандец по происхождению, поселился в Бонне в 1732 году. Здесь он занимал впоследствии должность капельмейстера во дворце кёльнского курфюрста. Мать Бетховена была дочерью придворного повара. Отец, придворный тенорист, преподавал пе­ние, теорию музыки и игру на клавесине. Человек несомненно ода­ренный, но легкомысленный и неустойчивый, он скорее вредил, чем содействовал художественному развитию сына. Обнаружив незаурядный талант ребенка, он решил сделать из него клавириста-вундеркинда и обрек мальчика на жесточайшую и ненавистную для него техническую тренировку. К счастью, первые публичные концертные выступления юного Бетховена (в Кёльне — в 1778, в Роттердаме — в 1781) не оправдали корыстных надежд отца, и его интерес к виртуозной карьере ребенка скоро угас.

Профессиональная деятельность Бетховена началась рано. В 1782 году во время отъезда Нефе он заменял его в качестве придворного органиста. В тринадцать лет он был зачислен клавесинистом в придворный оркестр, а годом позже переведен на должность помощника органиста с постоянным окладом. С 1788 го­да Бетховен уже нес на cебе бремя главы семейства, и к придворной службе прибавились частные уроки.

Тем не менее боннский период, закончившийся в 1792 году, оказался чрезвычайно важным для художественного формирова­ния Бетховена. Во-первых, в произведениях этого времени он испробовал силы во многих жанрах и сумел обнаружить черты своей творческой индивидуальности. Во-вторых, в Бонне у него за­родились идеи будущих значительных произведений. И, наконец, в эти годы определилась не только музыкальная эстетика Бетховена, но весь его неподражаемый духовный облик.

Тяготение к философии, к гуманитарным наукам, к обществен­но-политическим вопросам проявилось у Бетховена еще в Бонне. Бесспорную роль в его идейном формировании сыграл круг пере­довой боннской интеллигенции, с которой Бетховен был связан в юношеские годы (Брейнинги, Вегелер, Вальдштейн и другие. Знакомства установились бла­годаря урокам, которые давал Бетховен в семействе Брейнинг. Некоторые из этих связей сохранились на всю жизнь.). Решающими, однако, оказались события, разы­гравшиеся в 1789 году по ту сторону Рейна. Когда пала Бастилия, восемнадцатилетний Бетховен был вольнослушателем Боннского университета. Вместе с другими свободолюбиво настроенными сту­дентами и профессорами он пламенно и восторженно приветство­вал Французскую революцию, видя в ней начало эры освобожде­ния человечества (Одним из профессоров Боннского университета был якобинец Шнейдер, который стал впоследствии комиссаром во французской революционной армии. Бетховен подписался на его сборник революционных стихов.). Революционным идеалам своей юности Бетхо­вен оставался верен всю свою жизнь.

Связи Бетховена с Веной начались в 1787 году, после первого посещения этой блестящей музыкальной столицы и знакомства с Моцартом. Пламенные, вдохновенные импровизации Бетховена за фортепиано произвели на Моцарта большое впечатление. В раз­говоре с друзьями он предсказывал молодому музыканту великое будущее.

Несколькими годами позднее Гайдн на пути из Лондона оста­новился в Бонне. Он одобрительно высказался о кантате Бетховена и согласился руководить его занятиями. В 1792 году, заручившись рекомендательными письмами к венским меценатам, Бетховен покинул Бонн. С этого момента и до конца жизни деятельность Бетховена была неразрывно связана с Веной.

Приезд в Вену был ознаменован для Бетховена, во-первых, но­вым уровнем собственных занятий композицией, во-вторых – на­чалом блестящей карьеры пианиста-виртуоза.

Уроки контрапункта у Альбрехтсбергера, продолжавшиеся один год, оказались чрезвычайно полезными. Они сделали возмож­ной ту высокую контрапунктическую технику, то развитое поли­фоническое мышление, которое (как указывалось выше) образует важнейшую сторону бетховенского стиля.

В эти же годы Бетховен учился технике квартетного письма у чешского композитора Алоиза Фёрстера. У Сальери, прославлен­ного композитора итальянской оперной школы, Бетховен обучался вокальному письму на итальянские тексты.

По приезде в Вену Бетховен начал выступать в качестве вирту­оза-пианиста в аристократических салонах, где сразу достиг выда­ющегося успеха. Его импровизационный дар и виртуозное мастер­ство не имели равных себе среди пианистов того времени. Вместе с тем в его исполнении, драматичном, темпераментном, лишенном изысканной филигранности, проявился стиль, чуждый аристократи­ческой культуре. То обстоятельство, что композитор сам был про­пагандистом своих новых, необычных, высоко оригинальных произ­ведений, оказалось чрезвычайно благоприятным для судьбы его творчества в целом. Можно с уверенностью сказать, что исполнен­ные другим артистом, мыслящим в традициях клавирной литера­туры XVIII века, новаторские замыслы Бетховена предстали бы искаженными и с большим трудом внедрялись бы в жизнь.

Заметим попутно, что всю жизнь Бетховену приходилось общать­ся с венской знатью (Он был близко знаком с представителями самых известных княжеских фа­милий (Лихновские, Лихтенштейн, Брунсвик, Лобковиц и другие).). Но он держал себя в аристократических салонах как равный с равными. Его поведение (как игра) было смелым вызовом устоявшимся сословным воззрениям.

В 1795 году Бетховен впервые выступил перед широкой аудито­рией, исполнив свой фортепианный концерт B-dur (Этот первый концерт Бетховена был издан под № 2.). В том же году он опубликовал свой первый opus – три фортепианных трио. Эти выступления в Вене принесли Бетховену большой успех. В следующем, 1796 году состоялись его концерты в Праге и Берлине и вы­шли из печати первые фортепианные сонаты ор. 2, посвященные Гайдну. С этих лет Бетховен – виртуоз и композитор – неуклонно завоевывает любовь и признание широкой аудитории. Ему неизменно удавалось не только исполнять свои произведения, но (что было в те годы совсем необычным) сразу же и публиковать их. В этом отношении его жизнь, особенно в первые годы, сложилась исключительно благоприятно.

Бетховенское творчество раннего стиля воспринимается как продолжение и, в известном смысле, завершение венской классицистской школы XVIII века. Мы узнаем в нем ряд важнейших, ти­пичных черт раннеклассицистского строя мысли.


Вместе с тем этот ранний бетховенский стиль отличается от ма­неры письма Гайдна и Моцарта некоторыми признаками, которые несовместимы с законченной гармоничностью раннеклассицистских форм выражения (См. анализ Первой и Второй симфоний, квартетов ор. 18, не говоря уже о фортепианных сонатах раннего периода.).

«. О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым мизантропом, как несправедливы вы ко мне! – писал он. – Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится. шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, ухудшаемой лечением несведущих врачей. С каждым годом все больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмет годы или, быть может, вовсе невозможно). Я поч­ти совсем одинок и могу появиться в обществе только в случаях крайней необходимости. Какое унижение чувствовал я, когда кто-нибудь, находясь рядом со мной, издали слышал флейту, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал.

Преодолевая каноны старого искусства и создавая новый героико-драматический стиль, Бетховен неизменно сохранял классицистскую строгость и стройность формы. Он довел до высочайшего совершенства логику тематического и тонального, развития, целостность формы и строгую архитектонику, присущие классицистской сонате и симфонии.

Величественность бетховенских образов, их динамичность и контрастность вызвали прежде всего расширение рамок и изме­нение содержания сонатной формы. Активное развитие тематизма начало преобладать над экспозиционным методом. Увеличились масштаб и драматическая острота разработочных разделов. До степени, неведомой предшествующей истории сонатно-симфонической формы, разрослись цепи функциональных гармонических тяго­тений в сторону обострения доминантности. Усилилось значение художественных выводов в произведении, поэтому возросла функ­циональная роль репризы, расширилась кода. Вместе с тем мно­гообразие и неповторимость бетховенских образов сообщили индивидуальные особенности сонатной форме в каждом произве­дении.

В трактовке сонаты Бетховен достиг образно-интонационного единства. Нередко объединены между собой не только отдельные темы в пределах одной части, но и разные части внутри цикла. Так, например, в Третьей симфонии героические фанфарные интонации первой темы Allegro появляются и в остальных частях цикла. Еще более велика роль тематизма главной партии первой части Пятой симфонии, приобретающего лейтмотивное значение. В первом из квартетов, посвященных Разумовскому, ясны мелодические связи между лирической темой Allegretto и основной темой лирическо­го Adagio:


Огромное расширение образной сферы музыки непосредственно отразилось в чрезвычайной степени обогащения и видоизменения традиционного сонатно-симфонического тематизма.

Прежде всего обращает на себя внимание появление нового круга интонаций и тем. Так, для зрелого Бетховена характерны героические темы, построенные на аккордовой трезвучной мелодике, свойственной немецким народным песням. Вместе с тем героические, фанфарно-маршевые обороты сближают их с песнями и гимнами Французской революции:


Резкие, тревожные интонации, построенные на повторяющемся стаккатном звуке, придают острую взволнованность и драматизм многим бетховенским темам:



Бетховен часто пронизывает свои произведения интонациями возгласа:


Подчас он использует причудливо-скерцозный тематизм:



В музыке его нередко возникают созерцательно-возвышенные, свободно изложенные темы, иногда с тонко детализированной хроматизированной мелодикой:



Много нового внес Бетховен и в ритмику. В его музыке исчезли не только менуэтные ритмы, в большой мере типизирующие музыку века Просвещения, но и плавность, уравновешенность, характерные для музыкального языка Глюка, Гайдна и Моцарта.

Часто Бетховенские темы, предельно элементарные по мелодико-интонационному содержанию, достигают удивительной силы воздействия именно благодаря своей ритмической структуре. Тончайшие выразительные оттенки ритмов, их неисчерпаемое разнообразие сообщают бетховенской музыке, при всей ее кажущейся простоте, неиссякающий интерес.

Бетховен достиг в этот период максимальной концентрированности музыкальных средств, каждая интонация предельно вырази­тельна и насыщенна. Сохранившиеся эскизные тетради Бетховена показывают, как настойчиво он добивался сосредоточенности и ла­конизма и как безжалостно отсекал все внешнее и условное. Музыкальный язык Бетховена в произведениях этого периода пора­жает не только своим богатством, но и гениальной простотой. Иначе говоря, темы, кажущиеся на первый взгляд почти элемен­тарно простыми, на самом деле включают множество элементов; именно так осуществляется их предельная выразительная острота.

Замечательный в творческом отношении период жизни Бетхо­вена не отличался разнообразием внешних событий. Он неизменно продолжал жить в Вене, почти всегда уезжая на лето. Слава его росла и распространялась далеко за пределы Австрии (В 1808 году Бетховен получил приглашение поступить на должность придворного дирижера при дворе Жерома Бонапарта в Касселе. В 1809 году голландская Академия наук, литературы и искусства избрала его своим членом. Венские меценаты, чтобы удержать Бетховена в столице обещали ему ежегодную субсидию в 4000 флоринов (по ряду причин обещание было не полностью выполнено).).

Исторические события, резко изменившие социально-политическую обстановку в Европе, непосредственно отразились на жизни и творчестве Бетховена 10—20-х годов.

Захватническая политика Наполеона вызвала в Германии и Австрии широчайший патриотический подъем. Под знаком освобо­дительного движения в литературе и музыке этих стран сформи­ровался ряд национальных течений. Именно тогда прозвучали первые произведения музыкально-романтической школы – песни Beбера, Шуберта, Лёве, оперы Гофмана, Вебера, Шпора. Глубокая связь с народной национальной культурой явилась характерной особенностью романтических направлений Германии и Австрии нового времени.

Вместе с тем в искусстве романтиков наметился отход от эстетики и художественных форм бетховенского поколения. Героиче­ская тема революции, столь близкая Бетховену, уступила место иным, более субъективным темам: углубился интерес к изображе­нию внутреннего мира человека, его тонких душевных пережива­ний. Раньше и ярче, чем традиционные сонатные жанры, вырази­телем романтической эстетики стала камерная миниатюра.

В это время, когда связь с аристократическим обществом, с концертно-театральным миром оказалась для Бетховена прерван­ной, стало особенно очевидным глубокое единство его взглядов с воззрениями передовых демократических кругов. В конце жизни он нашел свою подлинную среду в лице представителей передовой интеллигенции, непримиримо настроенной к реакции. Протест про­тив меттерниховского режима, против господствующей реакцион­ной идеологии и порожденного ею жизненного уклада определяет мысли и настроения Бетховена последнего периода. Он остается верен своим революционным убеждениям. Дошедшие до нас тетра­ди, заменявшие глухому композитору устные беседы, свидетель­ствуют о том, что разговоры Бетховена с друзьями чаще всего были посвящены политическим темам. Бетховен с интересом и со­чувствием говорил о крестьянских восстаниях и революционных студенческих организациях. Он резко осуждал полицейские нравы австрийского правительства, предсказывая рост республиканских форм правления в ближайшие пять – десять лет. Признавая роль Наполеона в разрушении феодализма, он отмечал растущее влия­ние финансового капитала в Европе, и т. д. Друзья просили его не высказываться громко и свободно в общественных местах, но с этими советами он, видимо, не очень считался. Известно, что вен­ская тайная полиция получила несколько доносов на Бетховена и что по этому поводу министр полиции неоднократно совещался с австрийским императором. Только мировая известность спасла композитора от ареста.

Однако им присущи иные художественные тенденции, которые позволяют говорить об особом, позднем, бетховенском стиле.

Наиболее яркая отличительная черта позднего Бетховена – тяготение к философско-возвышенному отображению действитель­ности, к углубленному размышлению. Эта особенность всегда была свойственна его художественному мышлению, но никогда прежде образы сосредоточенной философской мысли не занимали у ком­позитора столь значительного места и не достигали подобной вы­разительной силы.




Богаче стал и интонационный строй музыки Бетховена. В ряде случаев, обращаясь к старинной хоральности, он возрождает черты модальности, предшевствовавшей кристаллизации классического мажоро-минорного тонального строя.

Происходят изменения и в области формы. Монументальность и грандиозность замысла, превосходящая все дотоле созданное композитором, сочетается с тончайшей детализацией отдельных страниц. Разрослись и части цикла и весь цикл в целом. Так, масштабы вариаций из последней сонаты, фуги из сонаты ор. 106 не имеют себе равных в фортепианной литературе. В квартете ор. 131 семь частей. Первая – Adagio – фуга, построенная на типичном для позднего Бетховена интонационном материале:


Вместе со следующей частью – Allegro molto vivace – она образует весьма характерное единство и противопоставление созерцательных и жанрово-действенных образов; третья – исключительно краткая часть – не более чем переход к огромным вариациям Andante; пятая – расширенное Scherzo; шестая, Adagio, – лирическое контрастное вступление к драматической кульминации, финалу; он написан в динамической сонатной форме и построен на тематическом материале, полярно контрастном по отношению к теме фуги – предельно доступном, пронизанном песенными интонациями, отмеченном изумительной, непосредственной красотой:


По существу же весь квартет образует грандиозное произведение с единым сквозным развитием, где ни одна часть не завершается, а непосредственно сливается с началом следующей. Идею этого произведения можно охарактеризовать как непрерывные психологические колебания между размышлением и действием, которые, наконец, разрешаются активным жизнеутверждением.

В последней фортепианной сонате нарушение структуры сонат­ного цикла происходит в ином направлении. Здесь только две взаимно уравновешивающие части. Напряженному, волевому дви­жению Allegro противопоставлен углубленный созерцательный фи­нал, вносящий чувства умиротворенности и просветления.

Вместе с тем в музыке, основанной на народно-жанровых ипесенных темах, Бетховен обращается к вариационным приемам развития. В вариациях на ариетту в последней фортепианной сонате, на вальс Диабелли, на темы медленной части и финала Девятой симфонии, в сонате ор. 109, в квартете op. 127 и многих других Бетховен открывает неведомые дотоле художественные возможности вариационной формы – быть может, самой старинной из всех музыкальных форм гомофонно-гармонического стиля.

Несмотря на отклонения от традиционной классицистской со­натной структуры, последние бетховенские произведения сохра­няют монолитность формы, симфоническую мощь звучания, монументальность.

345646

Бетховен вошел в историю как творческая личность переходного времени. Он жил на распутье периодов музыки: до него работали в стиле классицизма, а после эстафету приняли представители романтического направления.

Находить где-то посредине, Бетховен создал огромное количество произведений классической музыки, ставших основой для будущих изысканий множества композиторов.

Его влияние оказалось столь велико, что имя сочинителя помнят до сих пор, а его творческие изыскания, сочинения исполняют чаще, чем произведения прочих композиторов.

Бетховен еще в ранние годы слыл очень талантливым музыкантом. Его творчество одобряли Моцарт, Гайдн и десятки других композиторов, легенд своего времени. Тем трагичнее судьба сочинителя: он довольно рано начал терять слух.

Бетховену грозила полная глухота, которая, в конце концов, настигла композитора в 27 лет. Однако благодаря развитому внутреннему слуху, наработанному за годы, он продолжал следить за творчеством коллег и писал сам.

Ранний период

Будущий композитор Людвиг ван Бетховен появился на свет в декабре 1770 в Бонне (находится на территории нынешней Германии). Точная дата его рождения неизвестна, документы того времени по какой-то причине не сохранились. Исследователи предполагают, что отсчет биографии великого музыканта нужно вести с 16-го декабря.

Молодой человек имел простое, не родовитое происхождение. Отца будущего композитора звали Иоганн ван Бетховен. Глава семейства был хорошим певцом, служил при хоре. Дед по мужской линии трудился в той же должности, а поздние годы стал капельмейстером и помогал сыну деньгами.

Мать не имели никакого отношения к искусству. Ее звали Мария-Магдалина Кеверих. Она была дочерью шеф-повара, который служил при дворе одного из аристократов.

345678

13-летний Бетховен, неизвестного мастера Бонне, 1783 г.

В ранние годы отец мальчика хотел сделать Бетховена гениальным музыкантом, которым будут восхищаться как Моцартом. Он лично начал преподавать молодому человеку игру на клавишных инструментах.

Однако после первого же выступления стало понятно, что гением в юные годы ему не быть. Отец разочаровался в сыне. Впрочем, ставить крест на идее сделать юношу музыкантом он не пожелал и передал его на обучение в руки коллегам.

Судьбоносным событием в жизни молодого Бетховена стала встреча с К. Г. Нефе, крупным композитором, дирижером и музыкантом.

567890

Кристиан Готлоб Нефе, наставник Бетховена

В 1782 году состоялось первое занятие под руководством наставника. Тот сразу понял, что у Бетховена настоящий талант.

Нефе знакомил своего подопечного с произведениями разных жанров, сочинениями наиболее крупных композиторов прошлого, а также современников. Среди первых тот услышал музыку Баха , Моцарта и Гайдна. Познакомился с произведениями Генделя.

Под началом умелого учителя Людвиг ван Бетховен довольно быстро добился первых же успехов. К своим 12 годам юноша помогал придворному органисту, занимая официальный пост. Также из-под его пера вышло первое сочинение — 9 вариаций на тему марша Дресслера.

Начало творческого пути

Творческая биография Бетховена началась в 1782 году после написания первого произведения. Однако помимо музыкальной деятельности, он получил и общее образование. Учился в школе, осваивал иностранные языки. Знакомился с произведениями классической литературы: от Гомера до Шиллера.

Примерно в тот же период скончался дед мальчика. Его смерть серьезно сказалась на материальном положении семьи. Бетховен был вынужден бросить школу.

345678

Бетховен в молодости, худ. Иосиф Виллиброрд Малер

Он стремительно рос как музыкант, писал одно сочинение за другим. Однако представлять их на суд публике не спешил, поскольку считал сырыми. Уже в зрелые годы Бетховен изменил и доработал свои ранние творческие изыскания.

По сведениям свидетелей тех событий, импровизацией Бетховена остался доволен сам Моцарт. Однако планы продолжить образование в Вене оказались нарушены.

В 1787 году композитора застало известие о кончине матери. Молодой человек спешно вернулся домой. Отец содержать семью был неспособен. Все тяготы обеспечения младших братьев Бетховен взял на себя. Чтобы хоть как-то заработать он устроился в местный оркестр, где играл на альте.

546786

Бетховен, портрет 1804 г. — Иосиф Виллиброрд Малер

К 1789 году финансовое положение семьи более-менее стабилизировалось. 19-и летний юноша решил продолжить свое образование. Вольнослушателем он поступил в университет, где слушал лекции профессоров по самым разным дисциплинам: от истории до философии.

Примерно в тот же период Бетховен лично познакомился с Гайдном, который пользовался бешеной популярностью. Имя знаменитого композитора гремело на всю Европу.

Знакомство с человеком такого уровня было большой удачей. По крайней мере, так казалось. После просмотра сочинений молодого Бетховена тот согласился наставлять его на музыкальном пути.

57686

Портрет Л. В. Бетховена, худ. Фердинанд Вальдмюллер, 1823 г.

В 1802 году композитор отправился в Вену, чтобы заниматься с Гайдном. Однако учеба не принесла ему никаких существенных успехов. Наставник и его подопечный откровенно не понимали друг друга.

Бетховен считал, что преподаватель относится к нему с пренебрежением. Сам же Гайдн, будучи сторонником старой школы, не принимал и не понимал мрачноватых, минорных сочинений новоиспеченного ученика.

Не прошло и года, как известный композитор прекратил занятия, передав Бетховена своему коллеге. Однако же молодой человек выбрал себе другого наставника. Им стал Сальери.

В первые годы жизни в Вене Бетховен сочинял, что называется, в стол. Он не показывал свои работы никому, пока не отточил их до совершенства.

4356

Портрет работы Иоганна Стефана Деккера, 1823 г.

Чтобы не остаться без средств к существованию, композитор выступал перед публикой. Помимо сочинительства он с ранних лет занимался на фортепиано. К своим 20 с небольшим годам молодой человек имел славу пианиста-виртуоза.

Известно, однако, что Бетховен играл не только и не столько ради денег, а чтобы познакомить людей с искусством. В подтверждение этому можно привести эпизод, как музыкант отказался играть перед публикой князя Лихновского, когда у него гостил. А после того, как тот начал настаивать и давить, гордо удалился.

Расцвет музыкальной карьеры

Пик биографии Людвига ван Бетховена пришелся на начало 19-го века.

Постепенно автор стал представлять на суд публики собственные сочинения. Современники отмечали, что он отличался крайним педантизмом, старался довести все свои труды до совершенства и только потом выставлять их всем на суд.

На 1799-1802 приходятся его наиболее успешные работы. В том числе сонаты №8, №13 и 14. Венские любители музыки встретили его опусы благосклонно.

Вскоре друзья и коллеги Бетховена заметили, что с ним что-то не так. Мужчина часто не отвечал на обращенные к нему реплики или говорил невпопад.

Окружающие списывают эти странности на рассеянность музыканта, поглощенного творческим процессом и вынашиванием новых идей. Но все оказалось куда хуже.

Композитор признался, что уже довольно давно испытывает проблемы со слухом. Если верить исследователем, впервые нарушения проявились еще в 1796 году. Бетховен страдал от систематического звона в ушах, после чего его слух начал медленно, но неуклонно снижаться.

Для музыканта, особенно такого калибра, потеря способности слышать стала настоящей трагедией. В первые годы после осознания неминуемой глухоты Бетховен уединился в Хайлигенштадт.

Врачи посоветовали ему пока не напрягать уши. Однако композитор понимал, что потеря слуха неминуема. Мужчина всерьез подумывал о самоубийстве. Остановило его лишь осознание того факта, что он еще не успел закончить все творческие дела и показать миру свои настоящие способности.

Приятели и коллеги поддерживали Бетховена. Когда проблемы стали еще более существенными, композитор заносил собственные реплики в тетрадь и тем же образом отвечал на письменную речь, которую не мог услышать.

Несмотря на проблемы со слухом он продолжал активно работать, выдавая произведение за произведением. А один из друзей Людвига ван Бетховена, Иоганн Мельцель, изготовил специально для него слуховые трубки. Знаменитые рожки, которые вошли в массовую культуру как непременный атрибут слабослышащего человека.

65756867

Портрет Бетховена кисти Йозефа Штилера, 1820 г.

Как ни странно, но творческий талант музыканта наиболее полно раскрылся именно после серьезного ослабления слуха. А вместе с расцветом творческих способностей композитора пришла и наиболее широкая слава, известность.

В 1803 году из-под пера автора вышла его знаменитая Третья симфония, которая по мнению многих исследователей наиболее полно отражала талант сочинителя.

Сначала Бетховен хотел посвятить ее Наполеону , но после того, как он объявил себя императором, передумал. Известно, что композитор терпеть не мог тиранов и наглых самодержцев. Очень резко высказывался об императоре государства, где жил сам.

К концу десятилетия Л.В. Бетховен окончательно лишился слуха. Глухой композитор стал угрюмым и замкнутым человеком. Тем не менее, работать он не прекратил, продолжая знакомиться с новинками музыкального мира. Партитуры сочинитель читал внутренним слухом, который был у него невероятно развит.

Последние годы

Широкую известность получили и авторские переработки песен народов Европы, в том числе украинские и русские. Но наибольшую известность композитору принесла 9-я Симфония и Торжественная месса ре-мажор.

Первая была исполнена в 1824 году. Публика встретила работу Бетховена с восторгом и рукоплескала маэстро. Овации длились так долго, что полицейскими пришлось останавливать слушателей чуть ли не силой. Таким образом разрешалось приветствовать только императора.

346544

Портрет Л. Бетховена, худ. Йозеф Мэллер, 1815 г.

Известность помогла Бетховена сохранить свою свободу, а возможно и жизнь. После завоевания Австрии, Наполеон стал полноправным и практически всемогущим единоличным главой государства.

Смерть композитора

В последний период жизни Бетховен творил мало. После кончины одного из братьев, он взял на попечение его сына, своего племянника. Композитор не жалел ни средств, ни сил, чтобы поставить юношу на ноги и дать ему путевку в жизнь. Даже судился с его матерью, которая была особой легкомысленной, за право опеки.

Однако тот не желал становиться нормальным человеком. Вместо этого юноша постоянно кутил, проигрывая все деньги на бильярде и в карты. Науки, как и искусство его совершенно не интересовали.

Когда же племянник завяз в долгах, да так, что выбраться оказалось очень сложно, он попытался покончить с собой.

567

Прижизненная маска, с лица Л. В. Бетховена, снятая в 1812 году скульптором Францем Кляйном

Поведение племянника и его проблемы вызывали у Бетховена серьезную тревогу. Из-за постоянных переживаний у мужчины обострилось старое заболевание печени.

Лечение не приносило никаких результатов. 28 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен умер, причиной его скоропостижной кончины стал цирроз печени. Проводить любимца публики пришло больше 20 тысяч человек. Траурная процессия была очень масштабной.

Есть версия, что причиной заболевания и стремительного ухода стало отравление свинцом, соединения которого были очень популярны в те годы как лекарство от многих болезней.

Сначала композитор был похоронен на Верингском кладбище. Через несколько десятилетий его останки эксгумировали и перезахоронили на Центральном венском кладбище.

Личная жизнь

Судьба не дает всего и сразу. Композитор — наглядное тому подтверждение. Несмотря на огромные творческие способности, успех среди миллионов, завести семью Бетховен так и не смог. Он был вхож в дома многих аристократов, однако из-за простого происхождения всерьез его не воспринимали.

За годы биографии композитор пытался связать свою жизнь с тремя женщинами. Первой стала Джульетта Гвиччарди. Однако она не ответила на притязания сочинителя, предпочла ему более выгодную партию.

546789

Джульетта Гвиччарди

Вторая, Жозефина фон Брунсвик, хоть и отвечала Бетховену взаимностью, против воли семьи пойти не пожелала и вышла замуж по расчету.

4367687

Жозефина фон Брунсвик

В качестве протеста композитор решил жениться на первой встречной и предложил вступить в брак Терезе Мальфатти, дочке купца. Однако и та ответила отказом.

5678

Тереза Мальфатти

Не желая терпеть унижения, Бетховен бросил попытки наладить свою личную жизнь и отдал все силы творчеству.

Интересные факты

  • Композитор с ранних лет занимался музыкой. Первым наставником будущего сочинителя стал его отец, который, однако, быстро потерял интерес к сыну и его способностям.
  • Разглядеть настоящий талант Бетховена сумел лишь К. Нефе, который давал мальчику первые серьезные уроки.
  • Дебютные произведения молодой человек сочинял, едва ему исполнилось 12. К тому моменту он уже в значительной мере был самобытным и умелым музыкантом, что лишний раз подчеркивало его творческий потенциал.
  • Интересный факт из жизни Бетховена: он отличался резким и суровым нравом, а также принципиальностью. Однажды, когда на его выступлении какой-то мужчина позволил себе заговорить с дамой, музыкант публично назвал их свиньями и отказался дальше играть. Попытки переубедить маэстро и извиниться не помогли.
  • Несмотря на это, Бетховен слыл добрым человеком, который всегда был готов прийти на помощь друзьям и семье.
  • Композитор не придавал большого значения внешнему виду, частенько появлялся на людях неопрятно одетым и непричесанным.
  • Сочинитель был большим педантом. Он до изнеможения переписывал произведения, чтобы довести их до совершенства. Также известно, что он пил кофе, приготовленный из 64 зерен, и ни одним больше.
  • К 27 годам композитор оглох. Однако как раз на этот период пришлось время расцвета творчества Бетховена. Именно тогда он написал самые известные произведения.
  • За годы своей биографии композитор написал огромное количество музыки. Он работал в самых разных жанрах, вплоть до переосмысления народных мотивов.
  • Наибольшую известность принесли сочинения крупных форм. Бетховен написал 9 симфоний, столько же концертов и это лишь малая часть его трудов.
  • Композитор скончался очень скоропостижно. Известно, что причиной его смерти стал цирроз печени. Однако события развивались столь стремительно, что мнений о непосредственной причине его смерти нет до сих пор.

Как считают некоторые исследователи, всему виной был свинец: в те годы его применяли как лекарство. Другие же уверены, что Бетховена отравили.

биография бетховена

Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, пианист и дирижер. Является представителем венской классической школы. Величайший симфонист начала XIX века.

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в 1770 г. Уже в раннем детстве Бетховен проявил незаурядные музыкальные способности. Это позволило ему участвовать в многочисленных публичных концертах, где проявился его редкий дар импровизатора.Вторую часть своей жизни он жил в Вене, который в то время был мировой культурной столицей, с которой также были связаны имена Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.

Сын придворного певца, внук капельмейстера боннской придворной капеллы (фламандца по происхождению). В детстве овладел игрой на органе, клавесине, скрипке, альте, флейте.

В 1789 Бетховен слушал лекции по философии в Боннском университете.

С 1792 жил в г. Вене, совершенствовал мастерство в И. Гайдна, Й.-Г. Альбрехтсбергера (1736-1909; Австрия) и А. Сальери. Стал известным пианистом (выступления в городах Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Будапеште).

Завоевал широкое признание и как композитор. Ранние произведения [некоторые фортепианные сонаты и квартеты, первая (1800) и вторая (1802) симфонии] написаны под влиянием В.-А. Моцарта, К.-Ф.-Е. Баха (1714-1788; Германия), Й. Гайдна.

Демократическое мировоззрение, республиканские стремления Бетховена, его творчество формировались под влиянием идей Великой Французской Революции 18 в.

Умер Бетховен в Вене 26 марта 1827 года, и был похоронен на Верингском кладбище (сегодня Парк Шуберта). Более двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена - "Реквием до минор" Луиджи Керубини.

В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году произошло перезахоронение праха композитора на Центральном кладбище Вены.

Потреты Бетховена

портрет Бетховена

Портрет Людвига вана Бетховена

Творчество Людвига вана Бетховена

Бетховен в детстве не получил настоящего музыкального образования. Важную роль в формировании музыкальных навыков юноши сыграл Кристиан Готлоб Нефе – придворный органист. Он одним из первых заметил и оценил необыкновенные способности юного гения, которому в ту пору было лишь двенадцать лет.

Два года спустя, в 1784 г, Бетховен получил место второго придворного органиста.

Позже он становится альтистом придворной капеллы.

Переезд в Вену

В 1787 г. курфюрст направил Бетховена в Вену, но вскоре молодой музыкант вынужден был вернуться в Бонн в связи с болезнью, а затем и смертью матери.

Вернувшись в Вену в 1792 г, Бетховен берет несколько уроков у Гайдна, так же продолжил обучение у Иоганна Шенка (1753-1836), Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750-1825). Вскоре молодой музыкант завоевывает признание венской публики как композитор, блестящий пианист и неповторимый импровизатор и становится одним из величайших музыкантов среди современников.

Три периода в творчестве Бетховена

Музыковед Вильгельм фон Ленц был первым, кто в 1852 г. разделил творчество Бетховена на три больших периода, отличающихся по стилю.

Фортепианное творчество

Бетховен написал для фортепиано 32 сонаты, 5 концертов, более 20 циклов вариаций, около 60 небольших пьес. Самый любимый жанр композитора-фортепианная соната. Именно в сонатах Бетховена зарождались образы его будущих великих произведений.

Соната №8 ”Патетическая " написана в 1798 году.

Первая часть начинается медленным, торжественно-мрачным вступлением.

Главная партия в очень быстром темпе стремительная и беспокойная

Побочная партия мягкая и мелодичная, но и y ней ощущается тревога и напряженность.

Несколько раз в течение первой части возникает тема вступления. Ей отвечает энергичная и мужественная главная партия.

Вторая часть, Adagio cantabile-это сосредоточенное размышление о чем-то серьезном и значительном.

Благородная и величественная мелодия звучит y среднем регистре фортепиано.

В среднем разделе появляется новая тема, более динамичная. B репризе возвращается музыка первой главы.

Финал написан y форме рондо-сонаты. Мелодия рефрена очень взволнована и выразительна.

Финал заканчивается кодой, энергичной, волевой и решительной.

Соната № 14, широко известная как „Лунная”, создана в 1801 году.

Новаторство композитора в этом произведении заключается уже в том, что начинается соната с медленной части, к тому же написанной не в сонатной форме. Музыка рассказывает о невеселых размышлениях, глубокой печали. Изящная средняя часть напоминает грациозный танец в ритме менуэта. Драматический конфликт переносится y финал, полный бурных и трагических образов, что становится центром содержания произведения.

Соната №23 „Аппассионата” (с итальянского – „страстная”) была закончена в 1805 году.

По масштабам она приближается к симфонии. В этой сонате также ярко выявлена основная тема творчества Бетховена – борьба человека с плохой судьбой. Эта же идея воплощена и в Пятой симфонии Бетховена.

Симфоническое творчество Бетховена. Симфония № 5 c-moll

Симфоническая музыка Бетховена - наиболее значительная часть его творческого наследия. Продолжая и развивая традиции венских классиков, Бетховен воплощает y своих симфониях серьезные и глубокие мысли, обращаясь своей музыкой до всего человечества.

Симфония №5 написана в 1808 году. В ней четыре части. Первая часть открывается короткой грозной темой, о которой сам композитор сказал: „Так судьба стучится в дверь”.

Этот мотив пронизывает всю первую часть, неоднократно появляясь y всех ее главах. Главная партия представляет собою развитие начального мотива. Она отличается ритмичной четкостью и решительностью.

Побочная партия начинается призывным мотивом валторн соло. Затем мелодию проводят скрипки.

Первая часть симфонии заканчивается большой кодой, в которой настойчиво звучит мотив судьбы.

Вторая часть, Andante con moto, представляет собой двойные вариации. Это временное прекращение борьбы, спокойные размышления.

Первая тема певучая и сосредоточенная.

Вторая тема напоминает революционные массовые песни.

B процессе развития композитор подчеркивает черты, общие для обоих. тем. В коде появляется новая мелодия, сочетающая их особенности.

В третьей части, скерцо, возвращается настроение первой части. Но в скерцо тема судьбы теряет свою силу. B четвертой части, звучащей после третьего без перерыва, чувствуется торжественность, радость победы, одержанной тяжелыми усилиями.

Такая идея симфонии – победа в борьбе со злом и несправедливостью – характерна для многих произведений Бетховена.

Увертюра „Эгмонт”

Музыку к трагедии Гете „Эгмонт” Бетховен закончил y 1810 году. События пьесы происходят в XVI веке, когда народ Нидерландов восстал против поработителей-испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт. Испанцы казнят Эгмонта, но восставший народ побеждает захватчиков.

Увертюра-первый из десяти номеров музыки к трагедии. Это одночастное произведение, написанное y сонатной форме. B увертюре Бетховен показывает основные моменты развития трагедии. В медленном вступлении подано две контрастные темы: первая грозная и тяжелая, связана с образом испанцев, вторая душещипательная и скорбное, что напоминает о страданиях народа Нидерландов.

B экспозиции главная партия, близкая ко второй теме вступления, звучит уже не жалостно, a решительно. Побочная партия, которая несколько напоминает тему испанцев, торжественная и победная. Музыкальными средствами композитор показывает, как y неравной борьбе погибает главный герой. Однако увертюра заканчивается торжественной праздничной мажорной кодой и рисует картину грандиозного массового шествия.

Зрелый период творчества

Пасторальная симфония

Есть этакая музыкальная шутка, основанная “на реальных событиях”:

Ученика музыкальной школы спрашивают: – Сколько симфоний написал Людвиг ван Бетховен?
Тот уверенно отвечает: – Конечно три! Третью, пятую и девятую.

В творческом наследии Бетховена конечно есть 9 симфоний, но как-то все знают об этих трех самых известных, а что там в остальном делается, кто его знает…

За бурной и трагичной пятой симфонией, с известной темой судьбы, фатума (с тем самым та-та-та-там ), идет шестая – одна из самых просветленных страниц его творчества. Самое интересное, что эти два произведения, совершенно противоположные по смыслу, композитор писал почти одновременно – в 1808 г. В этот период, он понимает неотвратимость своей глухоты. И с одной стороны – Пятая симфония – это крик души, трагедийность безвозвратной судьбы художника; а с другой – следующая Шестая симфония – воспевание радости жизни, гармоничности с природой. Автор потому и называет ее ”Пасторальной".

Эта симфония также отличается нестандартным количеством частей. Пяти частям (вместо 4-ех) композитор дает названия:
1.”Радостные чувства по прибытии в поселок";
2.”Сцена у родничка"
3.”Веселый праздник крестьян"
4. " Гроза. Буря”
5. " Песнь пастуха. Радостные и благодарные чувства после бури”.

Описывает ли автор природу, или далее концентрируется на собственном внутреннем мире? Послушайте и убедитесь…

Влияние Разумовского

В Вене, где в начале 19 века Андрей Разумовский знакомится с Бетховеном.

На время их дружбы Бетховен переживает непростые времена. С одной стороны после почти полутора десятка лет в Вене его уже не воспринимали как новичка в музыкальных кругах и планка ожиданий росла.

Музыковеды говорят, что в переписке Бетховена с другими, он – в молодые годы – часто жаловался на финансовые трудности. А когда познакомился и сдружился с Андреем Разумовским, то эти сетования из писем исчезают.

Также на время их дружбы приходится потеря слуха Бетховеном, что все труднее и труднее было держать в тайне. Бетховен постепенно смирился с этим и даже скрыто включает этот мотив к своим произведениям.

Бетховен, как гений, имел сложный характер. Он очень редко чувствовал себя счастливым, находился в постоянном поиске.

Но в начале 19-го века – не в последнюю очередь из-за покровительство Разумовского – жизнь композитора стабилизировалось, он стал чувствовать себя уверенно, мог экспериментировать и рисковать в своих произведениях.

Также то было время Наполеоновских войн и в частности начало войны Франции с Габзбургской империей, которая видела также и две оккупации французами Вены (в 1805 и в 1809 годах).

Война наложила отпечаток на музыку Бетховена - у него появляются драматизм, сильные ноты, явная энергия…

Говорят, что то признание о глухоте и оповещение о ней было как раз личным триумфом композитора, своеобразным освобождением и принятием.

Интересно, что свои пятую и шестую симфонии Бетховен посвятил Андрею Разумовскому (Пятая симфония – мировая премьера которой состоялась в венском дворце Разумовского – также совместно была посвящена и австрийскому князю-меценату Лобковицу).

Спонсорство Бетховена завершилось после того, как в новогоднюю ночь 1814 года сгорела часть дворца Разумовского, а хозяин, гася огонь, немного повредил зрение. После этого досадного инцидента, который уничтожил много скульптур и ценных ваз из коллекции, Разумовскому не удалось уже восстановить свое состояние.

Творчество в последние годы жизни

Создал серию обработок австрийских, английских, венгерских, испанских, итальянских, славянских и других народных песен. Музыкальный фольклор использовал в 6-й симфонии (хорватские песни), в вариациях на тему русского танца, в так называемых русских квартетах (опус 59).

Бетховен — последний из представителей венской классической школы. Его творчество знаменует собой наивысший взлет музыкального классицизма. В последних произведениях все больше склонялся к основам романтизма.

Биография Бетховена кратко

"Музыка должна источать огонь из человеческих сердец" - эти слова принадлежат известному немецкому композитору, одному из самых уважаемых мировых музыкантов Людвигу ван Бетховену. Тому, кто хотя бы раз слышал его гениальные произведения, почти невозможно поверить в то, что большинство из них Бетховен написал в условиях полной потери слуха.

Рано проявив свои музыкальные способности, юный композитор был лишен обычных радостей детства. Уже с 8 лет Бетховен начал выступать в концертах. Но несмотря на незаурядный музыкальный талант, Людвиг имел и другие увлечения, в частности, активно интересовался историей, литературой и философией. Ориентиром для юноши всегда выступали такие фигуры, как Глен Миллер, Уильям Шекспир и Иоганн Вольфганг фон Гете, именно с их творчества композитор черпал вдохновение и новые идеи для собственных произведений.

Непоколебимый в отстаивании своих убеждений, как музыкальных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь Людвиг ван Бетховен.

Немецкий композитор, который смог побороть многочисленные сомнения, боль и отчаяние, является воплощением победы жизни над смертью.

Интересные факты:

Композитор не уделял должного внимания своему внешнему виду. Он часто появлялся непричесанным и небрежно одетым на людях.

Симфония No 10 была написана после того, как Бетховена поразила глухота. Чтобы
оценить зрительские овации после выступления его повернули лицом к залу, который
аплодировал стоя.

Во время исполнения своих произведений Людвиг любил тишину. Если присутствующие выдавали хоть какой-то шум, музыкант прекращал игру.

В разных странах мира установлено более 100 памятников Бетховену, первый 12.08.1845 в г. Бонне.

На музыку Бетховена создан балет Дж. Ноймайера "Бетховен-проект" (2018).

Бетховен стал прототипом главного персонажа романа Р. Роллана "Жан-Кристоф" (1904-1912), за который писатель получил Нобелевскую премию по литературе (1915). Р. Роллан написал также книгу "Жизнь Бетховена" (1903).

Творчество композитора вдохновило писателя Э.Э. Шмитта на написание эссе "Подумать только: Бетховен умер, а столько кретинов живы… " (2010).

Читайте также: