Гипербола и литота сообщение

Обновлено: 23.07.2024

Понять действие слова, можно, конечно, только наблюдая свойства самого слова.

Отношение говорящего к употребляемым словам двояко. Во-первых, к значительной части этих слов он относится почти так, как ребенок, который впервые знакомится с их звуками и значением.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

Начиная от древних греков и римлян и с немногими исключениями до нашего времени определение словесной фигуры вообще не обходится без противопоставления речи простой, употребленной в собственном, естественном, первоначальном значении, и речи украшенной, переносной.[2]

Независимо от отношения слов первообразных и производных, всякое слово, как звуковой знак значения, основано на сочетании звука и значения по одновременности или последовательности. Все значения в языке по происхождению образны, каждое может с течением времени стать безобразным.[4]

Тропы (в стилистике от греч. tpopos - поворот), употребление слова или выражения не в обычном, общеупотребляемом значении, а в переносном смысле.

Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота и др.[5]

Гипербола (от греч. Huperbole – преувеличение), стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола является художественной условностью; вводится в художественную ткань произведения для большей выразительности; характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии, романтизма и жанра сатиры у Николая Васильевича Гоголя.[6]

Гипербола - фигура по отношению к метафоре; она не может быть соподчинена с тропами.

Гипербола может быть. принимаема и за родовое название, как вышеупомянутого случая, так и противоположного уменьшения.

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день

И не кончается объятье.

(Б.Л. Пастернак. Единственные дни.)

В выделенных строках содержатся гиперболы, что называется в чистом виде. Каждый знает, что длительность дня - величина конечная и переменная в физическом и психологическом планах, то есть зависит от времени года, месяца, а также от настроения, наполненности теми или иными событиями, переживаниями.

Как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Но наряду с этим в гиперболе сохраняется связь с действительностью в основе[10] гиперболизации лежит оценка художественных явлений (образов), имеющих свой аналог (референт) в первичной реальности.

Вот в Риме, например, я видел огурец:

И по сию не вспомнюсь пору!

Поверишь ли? ну, право, был он с гору[18] .

Хотя гиперболизированное изображение реальности рассчитано не на буквальное понимание, преувеличение не может быть бесконечным - в высокохудожественном творчестве всегда ощущается эстетическая мера. Как в словах Бориса Годунова из одноименной трагедии Пушкина, обращенных к Шуйскому:

Послушай, князь: взять меры сей же час;

Заставами; чтоб ни одна душа

Не перешла за эту грань; чтоб заяц

Не прибежал из Польши к нам; чтоб ворон

Не прилетел из Кракова…..

Гиперболы традиционно используются при описании силы богатыря в фольклоре.

…И начал он с осью похаживать,

И начал он осью помахивать;

Куда махнет, туда улица,

А повернется - да переулочек…[22]

Язык гиперболы характерен для классицизма: На Галла стал ногой Суворов, И горы треснули под ним. (Г.Р. Державин. На переход Альпийских гор.)

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елизаветы и тебя,

Ты кроме той всего превыше;

Душа ея зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

Благодарим Донское наше войско!

Мы ведаем, что ныне казаки

Несправедливо притеснены, гонимы;

Но если Бог поможет нам вступить

На трон отцов, то мы по старине

Пожалуем наш верный вольный Дон.

Гиперболой можно передать чувства гнева:

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,

Что из крыльев комаришки

Сделал две себе манишки

/К.С. Аксаков. Мой Марихен так уж мал…/.

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор…

(Фет. Только в мире и есть….)

Очевидно, это деление можно распространить и на гиперболы.

С помощью транзитивной гиперболы - сравнения Некрасов описывает красоту русских крестьянок:

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет- словно солнце осветит!

У И. Севярянина находим колоритную рефлексивную гиперболу:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

II. Языковые средства создания гиперболы и литоты у Н.В. Гоголя

Своеобразие метода типизации у Гоголя в том, что внутреннюю сущность характера он выражает через заострение и гиперболизацию внешних черт. Грубость и алчность городничего, нерешительность Подколесина, хвастливая самоуверенность Хлестакова переданы с той резкостью красок, с той гиперболической рельефностью, которые нельзя было бы воплотить только средствами психологического театра.

Своеобразие художественного метода Гоголя комедиографа в том, что герои пьес предстают перед нами в своей обыденности, будничности и в то же время в подчеркнуто – гротескной манере изображения. Их отрицательные качества гиперболизированы, заострены, а сами они поставлены в такие комедийно – необычные положения, в которых их типическое начало проявляется еще резче, еще определеннее.

Основным средством типизации, создания характера является типическая деталь, Гоголь – величайший мастер детали.

Хлестаков. По моему мнению, что нужно? Нужно только, чтобы тебя уважали, любили искренно – не правда ли?

Почтмейстер . Совершенно справедливо.[48]

Гротескность и гиперболическая подчеркнутость многих сюжетных положений в комедиях Гоголя не нарушают их реализма. Гоголь не отказывается от внешних приемов комической характеристики своих персонажей. Он охотно ставит их в смешные положения, наделяет комической наружностью, прибегает к преувеличению.

Гиперболическая ложь Хлестакова доходит до своего кульминационного пункта, до апогея. Он лжет самозабвенно, самоуверенно, нагромождая всё новые и новые подробности о своем величии.

В пьесу включались и новые оттенки и словесные краски, обогащавшие ее язык, углублявшие жизненность и правдивость образов. Гоголь добивался от пьесы максимального словесного звучания, абсолютной языковой точности, полного соответствия словесных средств реалистической сути образа.

Состав художественных элементов петербургских повестей Гоголя определен не только образом эпохи, культуры, даже социальных категорий, но образом конкретного и индивидуализированного лица – не персональной личности, а лица конкретного коллектива или суммы людей, в данном случае, столицы, Петербурга.[60]

В противоестественном мире Петербурга 1830х годов нос может занимать ответственный пост. Или иначе: множество чтенных господ, с успехом играющих видную роль в обществе и даже в государственном управлении, на самом деле, если присмотреться к ним внимательнее – ничего более в себя не заключают, кроме носа или другой бездушной части.

Очерк о Невском проспекте – это введение и ко всему циклу петербургских повестей. На Невском проспекте скрыто, всё гнусное и ужасное этого средоточия зла и выставлено лишь благолепие его, выражение авторской оценки.

И вот – Невский проспект в разные часы дня; с утра по нему идут люди: старухи, нищие, мужики, чиновники, затем – с двенадцати часов – гувернеры, дети.

Следовательно, в этот час вы встретите на Невском проспекте бакенбарды и усы, но не людей; вот людей – то как раз здесь и нет.

Читатель, смотрит на гуляющего по Невскому господина и говорит: это не человек, а усы; а этот самый господин – усы смотрит на читателя и замечает, видит, ценит никак не человека, личность, лицо, взгляд, а лишь сапоги и фалды, по степени модности и элегансу коих он измеряет ваше достоинство в иерархии людей, то бишь чинов, носов и т.п.[64]

Черные кудри за стол пошли,

Русу косу за собой повели,

Черные кудри у русой косы спрашивали:

«Еще же, черные кудри, я не твоя,

Это – та же, в сущности литота (кудри, коса), что гоголевские усы, бакенбарды, брови. Разумеется, смысл её у Гоголя совершенно другой.

II. Если фольклорный образ явился отдаленной генетической средой происхождения «гоголевской литоты, то дальнейшая судьба её может быть прослежена – в самой передовой линии русской литературы 1840-х годов.[66]

1. Бахтин М.М. К эстетике слова. М., 1974.

2. Белинский В.Г. Собрание сочинений.т.3.

3. Герцен А.И. Полное собрание сочинений. Т.2

4. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. В 14 т. т.6 издательство АН. СССР.

5. Григорьев А. Полное собрание сочинений. Т.1. М., 1918.

6. Гуковский Г.А., реализм Гоголя. М.,59.

7. Деметрий. О стиле Античные риторики. М., 1978.

8. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 3-х томах, т.1. М., 1952.

9. Ильинский И. Сам о себе. М.,1961.

10. Потебня А.А. Из записок по теории словесности

11. Потебня А.А. О возвышенном. Л., 1966.

12. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

13. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. М.,1958. Т.1.

Гипербола и литота.

15. Степанов Н. Искусство Гоголя – драматурга. М.,1964г.

16. Цицерон. М.Т. Письма. Образцы стиля и классическая литература латинского языка.

Что такое гипербола в литературе? Что такое литота? Где и зачем используется гипербола? Примеры гиперболы в русском языке. Как связаны гипербола и метафора?

Фото Гипербола - что это такое? Примеры гиперболы в литературе

Гипербола - это намеренное художественное преувеличение. Ее задача - усилить выразительность, подчеркнуть свою мысль. Гипербола активно используется и в литературе, и в ораторском искусстве, и в разговорной речи.

Примеры гиперболы:

сто лет не виделись

напугать до смерти

накупили еды на год вперед

Что такое литота?

Зачем нужны гиперболы?

Гипербола помогает более резко выразить мысль, захватить внимание, подчеркнуть особую значимость предмета. Гипербола может добавить повествованию драматизма или сделать его комичным. Она показывает отношение автора к изображаемым явлениям.

Какими бывают гиперболы?

Количественные гиперболы содержат численные преувеличения: миллион дел, тысячу раз предупреждал.

Лексические гиперболы используют определенные слова: абсолютно непонятный текст, работа никуда не годится.

Метафорические гиперболы содержат метафору, переносящую свойства одного предмета на другой: океан любви, лес рук.

Фразеологические гиперболы - это устойчивые выражения: ежу понятно, море по колено.

Примеры гиперболы

Быстрый как молния
Вечный спорщик
Горы мусора
Ждать целую вечность
Куча денег
Миллион извинений
Море слез
Объехала полмира
Сто раз говорил

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Гипербола. Литота.

-знакомство учащихся с гиперболой, литотой;

- формирование у учащихся умений видеть тропы в контексте и использовать их в собственной речи;

- показать красоту и выразительные возможности гиперболы, литоты;

- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.

Оборудование: тексты для анализа (распечатаны), слайдовая презентация.

II . Повторение и закрепление изученного.

1) Терминологический диктант.

Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке:

1. Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? (метафора)

2. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? (сравнение)

3. Образное определение? (эпитет)

4. Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? (метонимия)

5. Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному? (ирония)

6. Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? (аллегория)

7. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? (олицетворение)

8. Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого - либо предмета описательным выражением? (перифраза)

9. Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? (анафора)

10. Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? (эпифора)

2) Поэтический диктант.

Скрип шагов вдоль улиц белых,

На стенах оледенелых

От ресниц нависнул в очи

Тишина холодной ночи

Ветер спит, и все немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

III . Объяснение нового материала.

В сто сорок солнц закат пылал.

В. Маяковский

- Эти слова, конечно, никто не принимает всерьёз, понимая, что это преувеличение, но такой образ помогает нам представить необыкновенное по яркости небо, освещённое заходящим солнцем.

Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого называется гиперболой.

- Нельзя не сказать и о стилистическом приёме, противоположном гиперболе. (слайд №3).

Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого, называется литотой. Например: мальчик с пальчик.

Литоту именуют ещё обратной гиперболой.

Гипербола и литота имеют общую основу – отклонение в ту или иную сторону от объективной количественной оценки предмета, явления, качества. Поэтому эти два тропа могут в речи совмещаться, переплетаться.

- Проанализируем этот текст. Найдём примеры гиперболы и литоты.

Пряла наша Дуня ни тонко, ни толсто.

Ах, Дуня, Дуня-тонкопряха.

Потолще полена, потоньше оглобли.

Ах, Дуня, Дуня, потоньше оглобли.

Стала наша Дуня на городе ткати.

Ах, Дуня, Дуня, на городе ткати.

На городе ткати, колом прибивати.

Ах, Дуня, Дуня, колом прибивати.

- Гиперболизация – излюбленный приём В. Маяковского, Н. Гоголя, Ф. Достоевского.

Гиперболы и литоты могут быть общеязыковыми и индивидуально – авторскими. Немало гипербол мы используем в речи (слайд № 5): ожидать целую вечность, на краю земли, всю жизнь мечтать, высокий до неба, испугаться до смерти, любить до безумия, капля в море, рукой подать, ни капли и другие.

IV . Закрепление.

1) Работа с текстами.

- Найти примеры гиперболы и литоты в текстах, постарайтесь объяснить их смысл. (слайд №6).

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен —

Да еще и недоволен!

- Для чего здесь использован прием гиперболы? (Чтобы показать прожорливость великана.)

- Известны ли вам эти библейские герои? В рассказе об их подвигах использовано художественное преувеличение: Самсон голыми руками одолел льва, а юный пастушок Давид победил великана Голиафа.

- В фольклоре прием гиперболы получил самое широкое распространение в сказках, песнях, частушках, былинах.

- Вспомним, как описывается в былинах сила и мощь русских богатырей: вся дружина Вольги Святославовича не могла вытащить из земли соху, которой пахал Микула Селянинович (слайд №8):

И тут ведь Вольга Святославович

Посылает всю свою дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку из земли повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст.

Они сошку за обжи вокруг вертят,

А не могут сошку из земли повыдернуть,

Из омешиков земельки повытряхнуть,

Бросить сошку за ракитов куст.

- Как вы думаете, почему писателям и поэтам так понравились гиперболы и литоты? Что дают эти приемы мастерам слова?

-Вывод: гипербола и литота помогают в изображаемом явлении, предмете или герое ярче выделить те или иные свойства (слайд № 10).

- На протяжении многих веков мастера слова широко использовали эти художественные приемы, начиная с единичных гипербол и литот, кончая целыми развернутыми фантастическими картинами.

- Например, в XVI веке французский писатель Франсуа Рабле создал цикл книг о великанах Гаргантюа и Пантагрюэле, которые не только славились гигантскими размерами и аппетитом, но и воплощали в себе фантастическую мощь природы и нравственную высоту человека. (слайд №11)

Но силы Гаргантюа и Пантагрюэля, в отличие от сил и роста сказочных великанов, были использованы во славу их государства — Утопии.

- А в XVIII веке английский писатель Джонатан Свифт сочинил целую историю о путешествии Гулливера в страны лилипутов и великанов. (слайд №12)

- Когда лилипутам пришлось кормить проголодавшегося Гулливера, он проглотил 100 корзин с кушаньями и выпил две бочки вина. Как тут не вспомнить Робина-Бобина?!

Страна лилипутов, описанная Свифтом, не только крошечна по размерам, но и мелка и ничтожна по своим интересам и устремлениям.

2) литературная викторина.

- А теперь, когда, я думаю, вы разобрались, что такое гипербола, литота, попробуем проверить свои знания в литературной викторине, вопросы которой ориентированы на ваше знание художественной литературы и понимание цели использования художественных приемов, о которых мы говорили.

1. Какой герой прославился тем, что

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки?

3. Кто из литературных героев вылупился из прекрасного, похожего на тюльпан цветка и спал в скорлупе грецкого ореха? Какой литературный прием и с какой целью использован в этой сказке? (Это Дюймовочка из одноименной сказки Андерсена. Здесь использована литота, чтобы подчеркнуть беззащитность крохотной девочки и ее зависимость от других.)

3) лингвистический эксперимент

- Итак, мы видим, что мастера слова используют гиперболы и литоты для создания ярких образов и картин. Но ведь они мастера слова! А можем ли мы в нашей повседневной жизни использовать гиперболы и литоты?

- Попробуем ответить на этот вопрос, послушав диалоги обычных разговоров. Если услышите в разговорах гиперболы или литоты, постарайтесь запомнить или записать их.

А) — Ты не знаешь, где мой учебник географии? Нигде не могу его найти!

— Я тебе тысячу раз говорила: собирай все книги с вечера! Теперь вот опять в школу опоздаешь.

Б) — Валя, вынеси мусор.

— Да ну! Чего его нести? Там мусора-то кот наплакал.

— А тебе надо, чтоб целая гора была?!

В) — Моя бабушка вчера таких блинчиков напекла! Язык проглотишь!

— Не дразни, у меня с утра во рту маковой росинки не было.

Г) — Ты почему сегодня в школу опоздал?

— Проспал. Мы вчера из похода без ног вернулись — вот я и не мог проснуться.

Д) — Ты вчера КВН смотрел?

— Нет. Некогда было.

— Эх, много потерял! Я чуть со смеху не умер — так смешно было.

Е) — Представляешь, моя Ленка вздумала меня учить, как с мальчиками обращаться.

— Во дает! От горшка два вершка, а туда же!

- Были ли в диалогах гиперболы и литоты? Где?

- Оказывается, и в повседневной речи живут эти литературные приемы, просто мы так привыкли к этим выражениям, что не замечаем преувеличения или преуменьшения, а просто воспринимаем их как знак крайней степени чего-либо, и они являются, скорее, даже не художественными приемами, а устойчивыми сочетаниями, стилистическими фигурами.

(Когда кузнец Вакула пришел к Пацюку, то увидел, каким диковинным образом пан ест вареники).

- Какой приём использует Н. В. Гоголь?

- А какое из записанных на доске выражений подтолкнуло Гоголя к созданию такой смешной картины? (На доске записаны следующие выражения: разорваться пополам, рваться на части, голоден как волк, осталось проглотить, только рот раскрывай, ешь не хочу и т. п.) Ребята выбирают: осталось проглотить.

IV . Подведение итогов урока

V . Рефлексия. (слайд № 13 ).

VI . Домашнее задание: приведите примеры гипербол и литот, которые мы употребляем в повседневной речи.

Гост

ГОСТ

Литота и гипербола в устной речи

Гипербола и литота традиционно рассматриваются в ряду художественно-изобразительных средств языка, выполняющих стилистическую функцию.

Гипербола представляет собой приём, основанный на преувеличении каких-либо свойств или качеств какого-либо объекта или лица.

Литота – приём, обратный гиперболе, основанный на преуменьшении каких-то свойств и качеств.

Примеры литоты: Я только малюсенький глоточек сделал. Тут денег мало как кот наплакал.

Причины использования данных приёмов в спонтанной разговорной речи заключаются в стремлении говорящего привлечь внимание собеседника к сообщаемой ему информации, а также выразить свою оценку речевой ситуации.

Для разговорной речи характерны особые средства, передающие семантику гиперболизации высказывания или преуменьшения его содержания. Средствами гиперболизации выступают:

  1. Слова со значением избытка, часто употребляемые в переносном значении: навалом, пруд пруди, море, вагон, куча, гора и проч. Тут гора посуды! У меня дел вагон. Пруд пруди деликатесов! Море шансов уехать в отпуск.
  2. Лексемы с семантикой продолжительного времени: сто лет, целую вечность, до морковкина заговенья. Сто лет тут не был! Это не переделать до морковкина заговенья. Целую вечность не был дома.
  3. Слова и обороты со значением неоднократности: сто раз тебе говорил / тебя просил, вечно, всё время. Сто раз тебя просил не опаздывать. Вечно ты разбрасываешь свои вещи. Всё время ты бездельничаешь.
  4. Употребление форм множественного числа в функции единственного: Сидит и чаи гоняет. Некогда мне шататься по салонам и маникюрам.
  5. Использование определительных местоимений в сочетании с лексическими средствами: Весь отдел заболел гриппом. Каждый день одно и то же.
  6. Употребление частиц: Тут прямо-таки целая шайка замешалась. Он загорел сильно: прямо негритёнок какой-то!
  7. Фразеологизмы: Я встал ни свет ни заря. Кручусь как белка в колесе.
  8. Сравнительные обороты: Что ржешь, как лошадь? Муж храпит, как трактор. Орешь, как умалишенный.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение преуменьшения выражается:

  1. Лексическими средствами: словами с семантикой малого количества, недостаточности или отсутствия чего-либо. Здесь дел – на полминуты. Он сыру отрезал с мизинчик.
  2. Фразеологическими оборотами: кот наплакал, с гулькин нос.
  3. Уменьшительными суффиксами: Всего граммульку налил. Ошибочка вышла. Не доглядел чуток.
  4. Сравнительными оборотами: Отрезал, как украл. Еле плетёмся, как мухи.

Использование литоты и гиперболы в письменной речи

Функционирование гиперболы и литоты в письменной речи отличается от разговорной большей степенью интенциональности. Если в разговорной речи преувеличение или преуменьшение является спонтанным проявлением речевой экспрессии и для их выражения используется стандартный набор языковых средств, то в письменной речи, в частности в художественных текстах, данные приёмы используются специально для создания художественного образа. Языковые средства гиперболизации тщательно отбираются автором для характеристики персонажа, выражения авторской позиции или привлечения внимания читателя к какой-либо проблеме.

Использование литоты и гиперболы в разговорной и письменной речи помогает передать эмоциональную оценку ситуации и служит средством выражения авторской позиции.

Читайте также: