Сообщение философские образы 20 века турангалила симфония

Обновлено: 18.05.2024

Оливье Мессиан всегда воплощал в своем творчестве идеалы христианской веры – идеалы любви, которая по определению должна распространяться на весь мир, и композитор не ограничивал свои духовные и творческие искания пределами западной культуры. Его внимание привлекали учения Древней Индии – не потому, что он разочаровался в христианстве, а потому, что видел в этой философии его предвосхищение, идею любви, лежащей в основе мироздания и жизни. Композитор внимательно изучал и индийскую духовную литературу, и индийскую музыку.

5. Церковь Святой Троицы, в которой О. Мессиан играл на органе всю жизнь.


С самого начала Второй мировой войны Оливье Мессиан был призван в армию, а
через год попал в плен. Находясь в лагере, он пишет целый ряд сочинений, одно из
них - "Квартет на конец света", впервые исполненное в январе 1941 года группой
пленных музыкантов.
В марте 1941-го композитора освобождают, и он устраивается в Парижской
консерватории профессором класса гармонии.
Нельзя сказать, что творчество Мессиана относится к определенному музыкальному
стилю, направлению или школе. Оно независимо и уникально.
В сочинениях композитора отразились его религиозные идеи (цикл для фортепиано
"Двадцать взглядов на младенца Иисуса", "Видение Аминя"), изучение традиций
различных культур (индийской, латиноамериканской и других).
Мессиан увлекался изучением птиц и их голосов ("Каталог птиц" для фортепиано). В
1953 году вышел сборник сочинений "Пробуждение птиц" Оливье Мессиана,
написанный для фортепиано и оркестра.

7. Образные сферы творчества Мессиана

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
• Техника моего музыкального языка
• Трактат о ритме
• Авторские аннотации к произведениям
РАЗРАБОТАННЫЕ ТЕОРИИ
• Полимодальность
• Лады ограниченной транспозиции
• Необратимые ритмы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

 Великие люди ХХ века

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Великие люди ХХ века

Великие люди ХХ века

. Таинство, Лучи света в ночи, Отражение радости, Птицы безмолвия. О. Месс.

. Таинство, Лучи света в ночи, Отражение радости, Птицы безмолвия. О. Мессиан

Композитор-эрудит (эрудит – человек, обладающий начитанностью, глубокими позн.

Композитор-эрудит (эрудит – человек, обладающий начитанностью, глубокими познаниями в какой-нибудь области науки), композитор-философ (философ – здесь: мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения), Мессиан воплощал в своих произведениях глубокие и значительные концепции (концепция – система взглядов на что-нибудь).

«Я имею счастливую судьбу быть католиком, я родился верующим… и священные те.

Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье Мессиан - один из самых ярких.

Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье Мессиан - один из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям - музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом. Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания.

Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренч.

Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового. Человек огромной культуры, энциклопедических знаний, он был известен также как большой знаток культуры Древнего Востока, в частности Индии, Древней Греции, а также европейского Средневековья.

Ещё одна тема отражает увлечение Мессианом неевропейскими культурами. Мир дре.

Название симфонии – Турангалила – имеет древнее происхождение. Туранга – в пе.

Название симфонии – Турангалила – имеет древнее происхождение. Туранга – в переводе с санскрита – это бегущее время (бегущее как галоп коня); движение и ритм. Лила – есть игра творения, игра жизни и смерти. Кроме этого, лила означает любовь. В одновременности турангалила воплощает такие смыслы, как песнь любви, гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти.

Грандиозный смысл философской концепции Мессиан воплощает в десяти-частном си.

Разительный контраст привносит звучание шестой части. Стремительное время, бу.

Огромная роль в создании музыкального образа отводится ритму. Композитор прет.

Огромная роль в создании музыкального образа отводится ритму. Композитор претворяет особенности древнеиндийской ритмики с её стремлением к свободной импровизационности. Во многом это достигается благодаря своеобразной игре длительностей. Они то увеличиваются, то уменьшаются, в результате чего ритмическое движение музыки непрерывно изменяется. Такое нескончаемое ритмическое варьирование при повторности музыкальных тем рождает эффект длящегося состояния, прямо отражающего образный замысел композитора.

Симфония "Турангалила" Оливье Мессиана как средоточение знаков Божественного присутствия: её гармонический, мелодический, тембровый и оркестровый язык описывают миф о Вечной Любви, миф о Тристане и Изольде, прославляющий Божественное через любовь.

Рубрика Музыка
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 09.06.2013
Размер файла 2,1 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Данная работа посвящена проблеме исследования знаков Божественного присутствия в творчестве Оливье Мессиана.

Актуальность работы обусловлена тем, что к настоящему времени возникли необходимые условия для исследования этой проблемы: накоплен достаточно обширный пласт исследований, посвященных внемузыкальным основам творчества Мессиана; происходит расширение области исследованных аспектов творчества композитора; повышается интерес к личности Мессиана, чьё творчество прошло проверку временем.

На данный момент накоплена обширная литература, посвященная исследованию различных аспектов творчества Оливье Мессиана: написаны монографии К. Л. Мелик-Пашаевой, В. А. Екимовского, всесторонне исследованы гармоническая и ритмическая системы композитора Ю. Н. Холоповым, изучены отдельные стороны композиторского мышления В. В. Задерацким, Р. И. Куницкой, М. Г. Горбенко, Т. В. Цареградской, О. Ю. Осадчей. Вопрос о теологической основе творчества Мессиана исследовался К. В. Зенкиным, Т. В. Цареградской, французским музыковедом Клодом Самюэлем и др.

Прежде и детальнее всего изучены гармоническая и ритмическая системы Мессиана, его тембровое мышление и своеобразие ладогармонического языка. Кроме того, значительное внимание уделено истокам творчества Оливье Мессиана, европейским и неевропейским влияниям, которые композитор испытывал на протяжении своей жизни, многочисленным образным и творческим сферам, которые были им преломлены в музыке и научно-исследовательской деятельности. Однако на данный момент не существует исчерпывающего и комплексного исследования, посвященного проблеме исследования знаков Божественного присутствия в творчестве Мессиана.

Объект исследования - знаки Божественного присутствия в творчестве Оливье Мессиана.

Для этого предполагается решить следующие задачи:

1) определить истоки Божественного, повлиявшие на развитие проблематики творчества Оливье Мессиана и особенностей его творческого мышления;

2) проследить проявление знаков Божественного присутствия в различных аспектах творческого мышления композитора, преломленных через гармоническое, тембровое, мелодическое и ритмическое мышление композитора;

5) определить художественные выразительные средства, которыми пользуется композитор, запечатлевая Божественное присутствие в своих произведениях.

ГЛАВА 1. Знаки Божественного присутствия в творчестве Оливье Мессиана

1.1 Истоки Божественного в творчестве Мессиана

По своим религиозным взглядам Мессиан был неотомистом, но весь стиль его художественного мира, как и характер программ его сочинений, по мнению Зенкина [Зенкин слово как знак бож, с 2] выдают близость линии христианского неоплатонизма. Многовековая традиция этой линии была в ХХ веке подытожена и фактически завершена монахом Андроником, утверждавшим, что проявлением Бога в сотворённом мире являются символ, ритм и симметрия. Все эти три категории для музыки Мессиана имеют колоссальное, поистине основополагающее значение.

Партитура симфонии поражает звуковой насыщенностью, многослойностью письма, крайней дробностью метроритмической организации отдельных голосов в густой, но ювелирно разработанной фактуре, в которой помогают разобраться слуху четыре доминирующие сквозные темы, простые и рельефные. Их смысл, как и содержание отдельных частей, разъясняет в своей аннотации композитор.

Экзотическая сфера в творчестве Мессиана органично дополнила религиозную сферу первого периода творчества. Кроме того, эти две сферы, смешиваясь, выявляют главный конструктивный метод творчества Мессиана, который впоследствии получит такое широкое распространение в его творчестве. Кроме того, дальнейшее развитие музыкального языка Мессиана под воздействием экзотических влияний привело к смене средств выразительности: мелодическое начало, ранее господствовавшее и главенствующее, постепенно уступает ритмическому, гармонический язык с аккордовой структурой - сонорным комплексам, и даже вся система музыкального письма проявляется не столь целостно, а в виде отдельных компонентов (ладов, ритмических последовательностей).

1.2 Знаки Божественного Присутствия в музыкальном языке Оливье Мессиана

Trgl. 15 13 3 4 / 15 13 3 4 и т. д.

W.-bl. 12 14 1 2 7 8 16 / 12 14 1 2 7 8 16 и т. д.

P-te Cymb. turque 5 6 9 11 19 / 5 6 9 11 19 и т. д.

Maracas 4 3 13 15 / 4 3 13 15 и т. д.

Cymb. chin. 16 8 7 2 1 14 12 / 16 8 7 2 1 14 12 и т. д.

Gr. casse 10 11 9 6 5 / 10 11 9 6 5 и т. д.

(цифры обозначают количество 16-х единиц в каждой длительности)

В таблице некоторых форм увеличения и уменьшения ритма Мессиан вводит добавление и изъятие четвёртой части длительности, трети длительности, половины длительности (точки), классическое увеличение и уменьшение (засчёт равной длительности), удвоенной, утроенной, учетверённой длительности. [Мессиан, Техника с 15]. Смысл введения таких числовых рядов, ритмических прогрессий - в художественном приёме, который появился впервые ещё у Стравинского. В системе ритмических персонажей один персонаж действует, он активен (и длительности ритмической последовательности всё время возрастают), другой - пассивен, его действия зависят от первого персонажа (наблюдается уменьшение длительностей последовательности), третий же - неподвижный наблюдатель, он бездействует, помогая конфликту без участи в нём (и длительности его ритмической последовательности не изменяются).

Читайте также: