Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В основу статьи положена следующая гипотеза исследования: если методически обоснованно внедрять активную форму обучения, использовать игровые ситуации, различные нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:

  • Обеспечению современного качественного обучения школьников;
  • Созданию творческой атмосферы познания, сотрудничества ученика и учителя;
  • Повышению активности и самоорганизации учащихся;
  • Закреплению интереса к изучаемой науке, побуждению к творчеству.

Технологические характеристики работы

1. Актуальность работы.

Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, расширением знаний и освоением базовых способов учебной деятельности. В то же время отсутствует целостная система развития у учащихся способности безошибочно воспринимать, систематизировать, хранить и использовать информацию в разнообразных ситуациях деятельности и поведения.

Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция ученика – это позиция объекта обучения.

В связи с этим моя работа нацелена на успешное решение педагогических задач, которые прямо связаны с временными затруднениями традиционной практики начального обучения.

2. Задачи:

3. Педагогические средства.

В соответствии с задачами, успешно решаемыми в работе, мною обоснована совокупность необходимых педагогических средств, инвариативное ядро которой составляют нетрадиционные уроки по русскому языку.

Моя педагогическая деятельность позволила мне накопить немало разновидностей нестандартных уроков.

В первую группу я отношу уроки состязательного характера. Из целого ряда состязательных уроков я провожу следующие:

Во вторую группу я отношу проектную деятельность. Среди них:

  • Уроки в форме творческих отчетов, проектов;
  • Уроки – зачеты, смотры;
  • Уроки с оперативным контролем усвоения учебной информации;
  • Уроки с письменной индивидуальной проверкой при помощи перфокарт;
  • Уроки – консультации.

В третью группу нестандартных уроков я отношу уроки – проекты и путешествия.

Четвертая группа нестандартных уроков – театрализованные уроки:

В пятую группу нестандартных уроков я могу отнести коллективные учебные занятия. Главное отличие этих уроков в том, что обучение здесь протекает как специально организуемое общение в парах и группах.

4. Технология и организация проведения нестандартных уроков по русскому языку.

4.1. Уроки состязательного характера.

Суть этих уроков состоит в то, чтобы организовать детей в малые и большие группы, соревнующиеся между собой. Во время проведения, можно увидеть, что даже отстающий ученик хочет сравнить себя с другими. Он активно работает, прикладывает старание, не сидит пассивно. А на обычном уроке, он боится это сделать, так как знания надо показать в готовом виде, и за это сразу будет поставлена отметка.

Уроки – викторины помогают связать новый материал с ранее изученным. На таких уроках я ставлю проблемный вопрос, ответ на который будет найден, ответив на ряд вспомогательных. Дополнительные вопросы помогут повторить изученный материал и связать его с новым. Тем самым, дети понимают, что правила русского языка вытекают одно из другого. Также я провожу викторины для закрепления и обобщения изучаемого материала. С их использованием можно один вопрос программы повторить широко, основательно.

Уроки – КВН по русскому языку я провожу по форме викторин, выполнив следующую подготовительную работу:

  1. Выбор команд;
  2. Защита названия;
  3. Конкурс капитанов;
  4. Музыкальная пауза;
  5. Конкурс болельщиков;
  6. Домашнее задание;
  7. Подведение итогов(награждение).

Команды формируются по интересам самих учащихся. Названия команд отражают тему данного урока. Для капитанов дается более сложное задание, трудная грамматическая задача.

В этом конкурсе я решаю педагогическую задачу по подготовке сильных учащихся к олимпиадам. Для команд дается теоретическое или практическое задание, отражающее отдельные вопросы изучения данной темы. Аналогичная работа проводится и с болельщиками.

Музыкальная пауза – чаще физкультминутка. Или это могут быть задания занимательного характера, позволяющие увидеть детям красоту русского языка.

Конкурс домашнего задания – это проверка выполнения домашних работ или анализ творческих работ на заданную тему.

4.2. Проектная деятельность.

Вовремя оказывать помощь отстающим мне помогают уроки – консультации. Мы работаем над ошибками, учим дополнительные рифмованные правила. Я учу детей видеть места в словах, в которых могут быть допущены ошибки.

4.3. В уроках – путешествиях и экспедициях находит себе место каждый ученик.

Творчески одаренный ребенок найдет ответ, выйдет из ситуации, докажет и аргументирует свой выбор, а нетворческий воспроизведет материал учебника. В путешествии правила и исключения так подаются, что дети запоминают их гораздо легче и быстрее.

4.4. Мои ученики очень любят уроки – спектакли и концерты.

На них могут быть поставлены инсценировки, звучать песни. Здесь интегрируются грамматическое содержание и музыкальная форма.

4.5. К нестандартным урокам я отношу коллективные учебные занятия.

Эта работа предусматривает совместный поиск ответа и путей решения. Такие уроки, как правило, очень эмоциональны. Во время групповой работы дети совещаются, обращаются друг к другу за помощью. Здесь происходит сотрудничество, взаимоподдержка, взаимопроверка.

Можно сделать вывод, что арсенал нестандартных уроков разнообразен. Их применение помогает мне добиться от обучающихся понимания и любви к урокам русского языка. Такие уроки оказывают и психологическое воздействие на учеников. нестандартные формы уроков не предусматривают прямую зависимость содержания, методов и форм обучения. Они повышают успеваемость, облегчают процесс обучения, способствуют всестороннему развитию младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и других предметов.

Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач и выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Формула эффективности урока составляет две части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации по проведению нетрадиционных уроков, вот некоторые из них:

Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

при выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

Таким образом, готовых методик организации нетрадиционных форм нет. При их подготовки и проведении учитель исходит из самого понятия.

Нетрадиционные уроки русского языка.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать русский язык более доступным, увлекательным, привлечь всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Рассмотрим некоторые нетрадиционые формы уроков русского языка:

2. Уроки – путешествия

Уроки – путешествия в основном рекомендуется использовать на этапе обобщения знаний, умений и навыков по определённой теме.

Данный тип урока требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. На уроках – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества.

3. Урок – общественный смотр знаний.

На данном уроке проверяется прочность и качество знаний по основным разделам изученного материала и умение использовать их на практике. Из жюри приглашаю учителей или родителей. Класс делю на группы по 2-3 человека. Раздаю карточки с заданиями. В каждой карточке несколько видов деятельности (ответ у доски, письменное и творческоезадание). Жюри раздают листы с видами деятельности, куда и заносятся баллы.

4. Урок – викторина

5.На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работеу них будет больше желания. Рассмотрим некоторые варианты нетрадиционных словарных диктантов

А) учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая непроверяемые буквы, ставя ударение.

Б) картинный диктант. Учитель показывает картинки с изображением предметов- словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…) Этот диктант можно проводить по - разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант - молчанку…

В) грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок

Оценить 480 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 имени В.А. Мамистова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальных классах.

Подготовила: Волкова Татьяна Вадимовна

учитель начальных классов

2020-2021 учебный год

Нетрадиционные уроки русского языка

Урок – общественный смотр знаний

Нетрадиционные словарные диктанты

Список используемой литературы.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и других предметов.

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач и выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Формула эффективности урока составляет две части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации по проведению нетрадиционных уроков, вот некоторые из них:

Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

при выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

Таким образом, готовых методик организации нетрадиционных форм нет. При их подготовки и проведении учитель исходит из самого понятия.

Нетрадиционные уроки русского языка.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать русский язык более доступным, увлекательным, привлечь всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Рассмотрим некоторые нетрадиционые формы уроков русского языка:

2. Уроки – путешествия

Уроки – путешествия в основном рекомендуется использовать на этапе обобщения знаний, умений и навыков по определённой теме.

Данный тип урока требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. На уроках – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества.

3. Урок – общественный смотр знаний.

На данном уроке проверяется прочность и качество знаний по основным разделам изученного материала и умение использовать их на практике. Из жюри приглашаю учителей или родителей. Класс делю на группы по 2-3 человека. Раздаю карточки с заданиями. В каждой карточке несколько видов деятельности (ответ у доски, письменное и творческое задание). Жюри раздают листы с видами деятельности, куда и заносятся баллы.

4. Урок – викторина

5. На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе у них будет больше желания. Рассмотрим некоторые варианты нетрадиционных словарных диктантов

А) учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая непроверяемые буквы, ставя ударение.

Б) картинный диктант. Учитель показывает картинки с изображением предметов- словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…) Этот диктант можно проводить по - разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант - молчанку…

В) грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок

Нетрадиционные уроки в начальной школе по - прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и при проведении самих уроков через различные формы коллективной групповой работы. Безусловно, нетрадиционное построение урока требует больших затрат времени, сил и т. д. К сожалению, именно времени и не хватает при подготовке к уроку, да и не каждый урок должен быть построен в виде игры, потому что слишком частое обращение к нетрадиционным формам организации учебного процесса приводит к потере устойчивого интереса к предмету.

Список литературы

Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. (1998, № 4)

Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа. (1997, № 3)

Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе//Издательство “Учитель”. (2003)

Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа. (1997, № 3.)

Рисунок 1

обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям по теме “Волшебница зима”,
отработать навыки выразительного чтения; развивать речь учащихся; привить интерес к высокохудожественному поэтическому слову, к русской поэзии;
показать всю красоту русской земли, русской природы.

рисунки детей на тему “Зима”,
картины русских художников на тему “Зима”,
портреты поэтов: И.Никитина, С.Есенина, Н.Некрасова, А.Пушкина;
костюмы Зимы, Весны;
музыкальное оформление.

1. Вступительное слово учителя:

– Ребята, у нас сегодня необычный урок. Через несколько дней мы попрощаемся с одним из интересных и радостных времён года – зимой. Зима – это много снега, трескучие морозы, весёлые праздники: Новый год, Рождество. И этот урок мы посвящаем “Волшебнице зиме!” Мы вспомним с вами стихи, которые написали великие русские поэты, вдохновлённые красотой матушки-зимы.

Вспомним всё по порядку.

В сказке – загадке старик –годовик
Нам новую тему открыл,
А русский поэт Никитин Иван
О встрече зимы известил.

1 уч.: – от начала до слов “…на дворах и на домах…”

2 уч.: – продолжает до слов: “…Здравствуй гостья - зима!”

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой,
Снег стелила розовый.

Её встречает ученица, кланяется и читает стихотворение:

3 уч.: от слов “…Здравствуй, гостья - зима!” и до конца.

Зима (в руках у неё шкатулка с портретами поэтов): - Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы пригласили меня на урок. У Вас очень красиво. Столько интересного! А это кто? (показывает на портрет С. Есенина)

Никак неотделимы
Есенин и природа
В его стихах любимо
Любое время года.

С. Есенин “Воробьишки”. (Читают 4 и 5 ученики)

Беседа гостьи-зимы с ребятами по рисункам на выставке о зиме. Благодарит ребят за то, что они любят зиму.

Мороз, как хозяин, по лесу шагает,
Он вьюги и холод принёс.
Не зря воеводой его называет
Некрасов в поэме “Мороз – Красный нос”

Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором…” Читают 6 и 7 ученики.

6 уч.(в костюме Деда Мороза):

– Ребята, а какая у вас самая любимая игра?

– Вы знаете песню об этой игре?

“Снег, снежок, засыпал весь лужок,
Играть в снежки торопимся,
Становимся в кружок…”

Мороз: (довольный, хлопает) Молодцы!

Вечер. Вьюга злиться, плачет , воет,
Няня приумолкла у окна.
Спой, старушка, что-нибудь родное,
Пушкину сегодня не до сна.

8 уч.:читает стихотворение А.Пушкина “Зимний вечер”.

Утром всё в природе изменилось.
Вьюга стихла, зимний лес молчит.
А на небе солнце появилось,
Снег от солнца розовый блестит.

Ученик читает стихотворение А.Пушкина “Зимнее утро”

Снова Пушкин, он сегодня с нами,
Пишет про мальчишек, радостный народ,
Звучно режут лёд они коньками,
Весело встречают Новый год.

Ученик читает стихотворение А.Пушкина “Опрятней модного паркета…”

– Ребята, какие Вы молодцы! На память вот вам мои снежинки за ваши прекрасные ответы. Мне пора прощаться. Время бежит…

“…Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!” (А. Майков “Весна”)

Зима: Вот тебе моя волшебная палочка. Бери её и будь хозяйкой. До встречи, ребята! (Уходит)

Учитель: На этом мы заканчиваем наш урок. Спасибо за работу, за великолепное чтение!

Творческая игра по теме "Состав слова".

обобщить полученные знания и выявить то, над чем ещё надо работать;
повысить уровень языкового запаса слов;
расширить кругозор; развивать творческую инициативу;
воспитывать взаимопонимание во время игры.

Оборудование: цилиндры с условными знаками: корень, приставка, суффикс, окончание; кузовок, схема” Состав слова”, 2 дерева /рисунок/ и листочки.

Предварительное домашнее задание:

1. Посмотреть в словаре значение слов ведьма, медведь.
2. Ответить на вопрос: ”Какого цвета курочка ряба?”.
3. Во время урока итоги подводит Корней Корнеевич /родители уч-ся/. Дети за правильные ответы получают жетоны. За наибольшее количество набранных жетонов оценка 5. Каждое задание выполняется на отдельном листе.

1. Вступительное слово учителя:- Ребята, сегодня мы будем играть. Игра по русскому языку и тема” Состав слова”. Цель игры – определить знатоков этой темы. Поможет нам в этом профессор Корней Корнеевич и его помощники Приставкина, Суффиксович, Окончалкин /родители ребят, на голове которых шапочки-цилиндры/. Они приготовили сюрпризы для тех ребят, которые лучше всех будут справляться с заданиями.

2. Проверка домашнего задания.

– Какое домашнее задание было задано?

– Определить значение слов ведьма и медведь.

– Являются ли эти два слова родственными?

– Слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, т.е. знать. Ведьма – знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как ими лечить. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало обозначать плохого человека. Медведь – зверь, который знает, ведает, где находится мёд.

– Молодцы! Назовите корни в этих словах.

– Какого цвета курочка Ряба? Почему её назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

– Рябая – это значит пёстрая или рябая.

Учитель: Хорошо, вы справились с домашним заданием на отлично.

3. Конкурс “ Наполни кузовок “ /уч-ся пишут слова, выделяя корни/.

Рисунок 2

– Чтобы наполнить этот кузовок, нужно вписать в пустые клеточки отгадки, которые являются названиями ягод, а чтобы вам было легче, я загадаю вам загадки.

  • В сенокос горька, а в мороз сладка.
    Что за ягодка? /Рябина/.

– Почему её так назвали? /Показ рисунка рябины/.

– Сочетание ярко-зелёных листьев и оранжево-красных – ягод.

Учитель: Как вы думаете, какой корень?

– Ряб или рябин? Кто же прав?

Учитель: От корня может образоваться новый корень. Суффикс –ин– так прирос к ряб, что получился новый корень –рябин–. А из него выросли новые слова. Напишите за 1 минуту эти новые слова/ можно устно, на доске, сам-но/.

Дети: Рябина, рябинка, рябинник, рябиновый, рябинный.

  • Вкус у ягоды хорош,
    Но сорви её поди-ка:
    Куст в колючках, будто ёж, –
    Вот и назван …(ежевика).

– Какой корень в слове ежевика? (Ёж).

  • Я капелька лета на тоненькой ножке.
    Плетут для меня кузовки и лукошки.
    Кто любит меня тот и рад поклониться.
    А имя дала мне родная землица. (Земляника).

– Какой корень в этом слове? (Земл).

Молодцы! Вот мы и заполнили кузовок.

5. Новые знания. Знакомство со словарём.

Учитель: Ребята, не всегда происхождение слова так ясно и понятно, иногда бывает трудно найти корень в слове. Ведь одни слова имеют старинное происхождение, другие пришли к нам из иностранного языка. В этом случае на помощь приходят словари. Писатель Л. Успенский написал такой словарь для школьников. Он называется “ А почему не иначе?” Из него вы можете узнать о происхождении незнакомых или непонятных словах.

/Показывается словарь, для примера находится значение 2-3 слов/.

6. Составление семейки слова Русь.

– Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

– А как она называлась в стародавние времена?

– А почему именно так назвали нашу страну?

Учёные высказывают много версий. Я вас познакомлю с версией учёного лингвиста Е. Романовского “ Русло – ложе реки, по которой оно течёт. Следовательно – это сторона, где много рек и озёр, а русский это человек, живущий у воды”.

– Подберите семейку слов, родственных слову Русь.

– Русь, русские, Россия и т. д.

– А теперь разберём слово русские по составу. /Используется схема-опора/

Рисунок 3

7. Конкурс “ С какого дерева упали листья”.

– Наступила осень. С деревьев осыпались листья и разлетелись. Угадайте, с какого дерева какие листья упали. (У слов такие корни, как у деревьев).

Рисунок 4

1 вариант собирает листья первого дерева.

2 вариант собирает листья второго дерева.

Слова, которые написаны на листьях:

1в. – водник, водоём, половодье, заводь, водокачка, водоворот, водолаз, водопой, водоросль, водоём.

2в. – водитель, наводчик, заводной, вожатый, поводок, провод, завод, заводила, вводный.

Учитель: Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что на нём написано? Прочитайте.

– С какого дерева этот листок?

– Он может быть и с первого и со второго, (рассуждения детей).

Нежный маленький бутон,
Свёрнут туго-туго он (руки прижаты к груди)

Солнце луч ему протянет –
И бутон гвоздикой станет (руки вверх, на носочки).

– Почему так назвали гвоздику?

По форме она похожа на гвоздь.

– Какой корень в этом слове?

8. Игры с приставками. “Приставка или нет?”

Учитель: / слова написаны на доске/

– Выпишите только слова с приставками.

Задание: Дописать, дождливый, осиновый, оберегать.

– Почему не записали дождливый, осиновый?

9. Окончание. “Кто точнее?”

– В одной графе даны слова без окончаний, надо изменить слово, выделить окончание.

Например: Стол , столы, у стола.

10. Подведение итогов. Награждение знатоков К.Корнеевичем.

– Ребята, понравился вам наш урок? Не ленитесь, старайтесь больше узнать. Всего доброго! Спасибо, ребята, вам за урок! Молодцы!

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Произошла смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

В последнее двадцатилетие в начальной школе происходят существенные изменения в организации процесса обучения: он становится личностно ориентированным. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Личностно ориентированное обучение предполагает следующее: сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; обучение в зоне ближайшего развития; создание условий для реализации творческих возможностей индивида; демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся. Это возможно лишь тогда, когда на уроках реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики.

Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки- игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию творческого и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных образовательных задач.

Удачно проведённые нестандартные уроки или использованные интересные методы и приёмы средствами самой внутренней своей структуры пробуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребёнка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придаёт учебным занятиям увлекательность.

Основное назначение таких уроков - в интересной для детей форме организовать учебно-поисковую деятельность с целью решения поставленных учебных задач, развития системного и творческого мышления, создать условия для формирования у детей различных личностных качеств.

Такие уроки наиболее плодотворны, поскольку в любой сказке, как правило, главное - борьба добра со злом. Ведь дети так чутки к этим нравственным категориям! Ради того чтобы помочь любимым героям преодолеть все препятствия, помочь восторжествовать добру, они готовы на многое. На таких уроках дети охотно и активно включаются в сюжет, решая по ходу игры те задания, которые им предлагает учитель.

Урок-игра по русскому языку позволяет создать условия для реализации свободного выбора детей, учит их работать в команде, сопереживать. Игра помогает им обобщить и систематизировать свои знания по изученной теме. Постоянная смена игровых ситуации поддерживает у учащихся в течение всего урока интерес, активность, удерживает внимание, снимает усталость.

Особый интерес вызывают у детей уроки-путешествия, которые могут быть самыми разными и по различным предметам. Во время путешествия учащиеся обогащают словарный запас, развивают речь, расширяют кругозор и творческую фантазию, у них воспитываются различные нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного скучающего на уроке!

Одним из вариантов нетрадиционного урока являются интегрированные уроки. Они требуют особенно тщательной подготовки от учителя и отбора им материала, способствующего интеграции самых различных предметов.

Цель таких уроков - отобразить то, каким увидел ученик изображаемые события, предметы, явления, героев и т. п. с точки зрения не одного учебного предмета, а нескольких. Устанавливая связь предметов различными темами, можно избежать однобокости подхода к той или иной проблеме.

Интегрированные уроки также проводятся в любой форме. Например, интегрированный урок-игра. На данном уроке у ребёнка одновременно развиваются речь и умение перевоплощаться, мысленно превратившись в героя, видеть глазами персонажа, разговаривать его языком, испытывать те же чувства и переживания в новых ситуациях, которые он создаёт сам. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют полученные знания.

Рефлексия

Важным моментом в структуре современного урока является рефлексия.

Рефлексия (от латинского слова reflexio - обращение назад):

1) размышление, самопознание;

2) форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий и их оснований.

Методы и приёмы рефлексии

Учитель предлагает ряд пословиц. Учащиеся выбирают из предложенных пословиц ту, которая наиболее полно отражает их работу на уроке.

• Терпенье и труд все перетрут.

• Ленивому лениться лень.

• Ученье - путь к умению.

Используются фигурки разных цветов: красный - радость, жёлтый - грусть, синий - огорчение.

Можно предложить учащимся нарисовать фигурки в тетради на полях.

Учащиеся выбирают фигурку, соответствующую их настроению.

а) У детей - рисунок солнышка. Необходимо дорисовать элементы, которые отразят настроение солнышка: радостное - всё удалось; грустное - не всё удалось.

Учитель называет начало фразы, учащиеся проговаривают предложение до конца.

- Мне было интересно, когда.

- Мне было трудно, когда.

- Мне понравилось работать с.

- Я буду помнить о том, .

- Я злился, потому.

- Сегодня на уроке я:

• был уверен в себе;

• справился со всеми заданиями;

• доволен своими результатами;

• мне понравилось работать:

• затруднялся при решении:

а) Учитель предлагает учащимся нарисовать улыбку человечку, если было на уроке все понятно, если справились со всеми заданиями; нарисовать лицо, соответствующее настроению, если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно.

б) Учитель задает учащимся вопросы:

- Что на уроке было особенно интересным?

- Что вызвало затруднение?

За вас весна сегодня рада!

За труд вас всех благодарит!

И днями солнечными, теплыми

Всех непременно одарит.

Педагог предлагает учащимся украсить весну цветами - нарисовать на полях тетради цветок, соответствующий настроению: красный - прекрасное настроение, зеленый - нормальное, синий - плохое.

в) Учитель на доске прикрепляет 2 кленовых листа: оранжевый и зеленый. На столе у каждого ученика находится кленовый листик из бумаги: если урок понравился, то учащиеся раскрашивают оранжевым карандашом, если нет - зеленым. Прикрепляют свои листики к соответствующим листикам на доске.

г) Учитель на доску вывешивает три рисунка: солнышко, солнышко за тучкой, злая туча. После работы на уроке учащиеся рисуют на полях в тетради или на отдельных листах рисунок: солнышко - хорошо работал, солнышко за тучкой - были трудности, злая тучка - было очень трудно.

Учитель предлагает учащимся начертить координатный луч от 0 до 10 и отметить на нем красным карандашом ту координату, которая отражает их степень усвоения материала урока.


Учитель вывешивает на доску изображения птиц на разной высоте. Учащимся необходимо раскрасить ту, полет которой соответствует работе на уроке.

У детей на парте находятся листики с определенным набором слов. Учащимся необходимо выбрать нужные слова и раскрасить возле них звездочку.

• Быстро, правильно, самостоятельно.

• Правильно, но неуверенно.

• Правильно, но с помощью других.

• Быстро, но неправильно.

Учитель предлагает учащимся нарисовать звездочку на той ступеньке-схеме, на которую ученик поднялся в своих достижениях на уроке.

Учитель предлагает учащимся на полях тетради начертить квадрат и раскрасить ту часть фигуры, которая соответствует полученным знаниям на уроке. Можно раздать листики с нарисованными квадратиками.

Учитель предлагает учащимся заполнить цветом прямоугольник, отразив свое эмоциональное отношение к тому, как работали на уроке индивидуально, в паре, группе (красный цвет, желтый, черный).

Лицевой счет урока:

• Работа в группе. ⃞

В Древнем Риме во время голосования на народных собраниях при принятии важных решений бросали в большой кувшин черные и белые камешки (белые - согласие, черные - несогласие). В конце урока учащиеся кладут белые камешки в кувшин, если активно участвовали на уроке, а черные - если были невнимательны, неактивны.

Рефлексия с использованием рисунков, макетов и таблиц

На доске висит большой рисунок с изображенной поляной. Учитель предлагает учащимся прикрепить на рисунок полностью раскрывшийся бумажный одуванчик, если активно участвовали на уроке, или полураскрывшийся, если были невнимательны, неактивны.

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображены 3 зайчика: веселый, печальный, очень грустный. У учащихся на столе находится раскрывшийся бумажный одуванчик, который прикрепляется около одного из зайчиков, отражая эмоциональное состояние на уроке. Используются фишки трех цветов (могут быть разных размеров) или одна, которую учащиеся показывают после вопроса учителя о настроении на уроке или прикрепляют около одного из зайчиков.

На доске представлена модель двух домиков с красной и синей крышей. У детей - по два флажка соответствующих цветов. С учетом работы на уроке дети в конце занятия вставляют флажки в окошко домика: красный - справился, очень доволен своей работой; синий - справился не со всеми заданиями, испытывал затруднения.

На столе - бумажные фигурки девочек и мальчиков. В течение урока дети учитывают индивидуальную работу, работу в группе, паре, самостоятельную работу. В конце урока учащиеся крепят бумажную фигурку на соответствующую ступеньку-схему.

На рисунке - солнышко без лучей. Оценив свою работу, дети прикрепляют короткий или длинный лучик к изображению солнышка.

На рисунке изображен птичий двор. Дети выбирают птицу или группу птиц, соответствующих их стараниям на уроке.

На рисунке - муравейник. Кипит работа. Но не все муравьи трудятся хорошо. Дети ставят фишки около того муравья, изображение которого соответствует их стараниям на уроке.

На доске - две модели медали (золотой и серебряной). На парте находятся кружки соответствующих цветов. В начале урока учитель создает эмоциональный настрой, рассказывая детям о стремлении людей добиться успехов, самых лучших награждают медалями. По окончании школы за особые успехи в учении награждают золотой или серебряной медалью. По завершении работы на уроке дети выбирают соответствующий кружок, забирают с собой.

У учащихся - по 2 снежинки: маленькая и большая (можно использовать цветные снежинки или модели игрушек). Если ребенок выбирает маленькую, то не весь материал урока усвоен, а если выбрал большую, то все было понятно, со всеми заданиями справился.

На столе у учащихся находится по 2 фигурки птичек, а на доске - рисунок пейзажа. Учащиеся выбирают птичку и прикрепляют ее на рисунок:

Читайте также: