Логика в современном мире сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Символы применял в ряде случаев еще Аристотель, а затем и все последующие логики. Однако в символической логике в использовании символики сделан качественно новый шаг: ее языки содержат только специальные символы.

В середине XIX века ирландский математик Д. Буль истолковал умозаключение как результат решения логических равенств. В результате теория умозаключения приняла вид своеобразной алгебры, отличающейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. С работ немецкого логика Г. Фреге начинается применение логики для исследования оснований математики. Значительный вклад в развитие логики в дальнейшем внесли английские философы и логики Б. Рассел, А. Н. Уайтхед, немецкий математик Д. Гильберт и др. В 30-е годы фундаментальные результаты получили К. Гёдель, А. Тарский, А. Чёрч.

В классических, сложившихся первыми, разделах современной логики многое было отражением определенного своеобразия математического рассуждения. Кроме того, связь по преимуществу с одной наукой, математикой, поддерживала иллюзию, будто логика движется в силу только внутренних импульсов и ее развитие совершенно не зависит от эволюции теоретического мышления и не является в каком-либо смысле отображением последней.

Не успела классическая логика сложиться и окрепнуть, как началась энергичная ее критика. Эта критика велась с разных направлений. Результатом ее явилось возникновение целого ряда новых разделов современной логики, составивших в совокупности неклассическую логику. В ряде случаев оказалось, что реализованные при этом идеи активно обсуждались еще в античной и средневековой логике, но были основательно забыты в Новое время.

Неклассическая логика представляет собой совокупность достаточно разнородных логических теорий, возникших в известной оппозиции к классической логике и являющихся во многом не только критикой последней и попыткой ее усовершенствования, но также ее дополнением и дальнейшим развитием идей, лежащих в основе современной логики.

Экстенсивный рост логики не завершился и сейчас. Из числа зарубежных логиков, творчество которых оказало особенно заметное влияние на развитие современной логики в последние десятилетия, следует упомянуть У. Куайна, Г. Х. фон Вригта, Д. Дэвидсона, С. Крипке, Я. Хинтикку, Н. Решера и др.

Развитие логики в России

В России почти всегда были люди, стоявшие на уровне достижений логики своего времени и внесшие в ее развитие определенный вклад. История отечественной логики не богата, однако, именами.

Судьба тех немногих русских ученых, находившихся на уровне достижений логики своего времени, чаще всего была незавидной. Сдержанное отношение к математической логике, разделявшееся даже многими русскими математиками, во многом осложнило творчество специалиста в области алгебры логики П. С. Порецкого. Он первым начал читать в России лекции по математической логике, но многие свои работы вынужден был публиковать за рубежом. Физик П. Эренфест еще в 1910 г. высказал гипотезу о возможности применения современной логики в науке и технике. В дальнейшем его гипотеза нашла воплощение в электронно-вычислительной технике.

Классическая логика подходит к противоречию несколько прямолинейно. Согласно одному из ее законов, из логически противоречивого высказывания следует все, что угодно. Это означает, что противоречие запрещается под угрозой разрушения теории. Однако никто реально не пользуется этим разрешением выводить из противоречий все, что попало. Практика научных рассуждений резко расходится в данном пункте с логической теорией. В качестве реакции на это рассогласование с конца 40-х гг. ХХ века начали разрабатываться различные варианты паранепротиворечивой логики. Она исключает возможность выводить из противоречия любые утверждения, так что противоречие перестает быть смертельной угрозой, нависшей над теорией. Этим не устраняется, конечно, принципиальная необходимость избавляться от противоречий в процессе дальнейшего развития теории. Одним из первых, в 1909 г., сомнения в неограниченной приложимости закона противоречия высказал Н. А. Васильев, только что вернувшийся после обучения в Геттингене. Он считал нужным ограничить также действие закона исключенного третьего, и в этом смысле явился одним из идейных предшественников интуиционистской логики.

В 20-е гг. коммунистический режим не наложил еще запрета на занятия современной логикой. Интересных результатов добился в этот период М. Шёйнфинкель. Он высказал идею о возможности сведения фундаментального понятия функции к более элементарным понятиям, что положило начало исчислению ламбда-конверсии А. Чёрча и позднее комбинаторной логике Х. Б. Карри. В последней делается попытка полного исключения всех операторов, переменных и всех связок, кроме обозначения для применения сингулярной функции к ее аргументу. В итоге получается формализованный язык, в котором все простые символы, за исключением единственной связки, являются константами, и который, тем не менее, годится для получения некоторых или даже всех результатов, для которых используются переменные.

А. Н. Колмогоров предложил минимальную логическую систему, основанную на еще более решительном неприятии законов классической логики, содержащих отрицание, чем в интуиционистской логике. Он показал, что если в некоторой теореме классической логики, в которой нет связок, отличных от условной связи и отрицания, заменить вхождения каждой переменной на ее двойное отрицание, то получающаяся формула будет теоремой минимальной логики. В. И. Гливенко доказал, что формулировка классической логики получается из формулировки интуиционистской логики добавлением в качестве дополнительной аксиомы только закона исключенного третьего. В 40–50-е гг. А. А. Марков и его школа разработали новую, конструктивистскую интерпретацию интуиционистской логики.

Все это были интересные, но частные результаты, не оказавшие сколько-нибудь заметного влияния на развитие мировой логики. Систематические, получившие резонанс и за рубежом исследования в области современной логики начинаются у нас в стране только в 60-е гг. В этот период выходят в свет книга А. А. Зиновьева, посвященная многозначной логике, и его книга, обосновывающая оригинальную теорию логического следования.

Логика в нашей жизни. Развитие и влияние

Логическое мышление не дается человеку при рождении, а развивается как неотъемлемое свойство личности. Человек – социальное существо, и в общественном устройстве влияние логики на значимые процессы в интересах властных элит серьёзно уменьшено. Если бы логика имела больше веса, то и человечество ставило бы перед собой более адекватные цели. А в мире бы прекратились все войны, стало бы меньше обездоленных людей. Парадокс логики заключается в ее многогранности. Несмотря на наличие формализованных законов, практически каждый человек может для себя найти лазейки и обосновать свое поведение.

Развитие логики у взрослых – зачем оно нужно?

На страницах нашего блога или проекта BrainApps мы не устанем призывать к развитию логики, но как это делать правильно и эффективно? Начать стоит с понимания того, что логика – это не только наука, но и целостная система мышления. Если вы научитесь делать правильные умозаключения, то сможете достичь значительно больших результатов во всех сферах жизнедеятельности.

Есть определенные логические аксиомы, которые являются основой мышления любого развитого человека.

Причина-следствие – это еще одна логическая цепочка, которую усваивают дети еще в нежном возрасте.

Тогда же становится распознаваемой мера меньшего и большего.

Смежность понятий и их взаимная исключаемость. Например, человек не может одновременно и спать, и бодрствовать. Несовместимо быть больным и здоровым и так далее.

Индуктивный метод логики – это умозаключения от частного к общему, а дедуктивный – от общего к частному с обязательной оговоркой на логические законы. Пример дедукции – наступила осень – листва пожелтела и опала. Пример индукции – пожелтела и опала листва, лето прошло, следовательно – наступила осень.

Последовательность действий для получения определенного ожидаемого результата (другими словами, алгоритм).

Только усвоив эти элементарные логические схемы, человек может обладать развитым логическим мышлением.

Зачем нелогичным людям логика?

Если на минутку представить себе логический мир, то, скорее всего, в нем не было бы места раковым больным, нищим и тем, кто не работает. Бесполезного для общества человека бы просто уничтожали. Именно поэтому логика – это не единственная опора для человека. Помимо нее есть еще эмоции и чувства, нравственность и духовные традиции. Однако, можно добиться разумного компромисса. Развивать логическое мышления все равно необходимо, если вы хотите научиться мыслить эффективно.

Как развить логику у взрослого?

Если в детстве развитию логического мышления не было уделено внимания, то в зрелом возрасте у человека возникнут сложности в принятии решений, рассуждениях, а также проблемы с определением причины и следствия. Люди с развитым логическим мышлением становятся более успешными, они совершают меньше ошибок, чувствуют себя более уверенно.

Наша команда состоит из психологов и лучших специалистов из геймдев. Мы настоятельно рекомендуем развивать на регулярной основе не только логику, но и другие составляющие интеллектуальных способностей. Кстати, многие вопросы теста IQ содержат в себе именно логические задачи. Так что, если хотите быть умнее, необходимо тренироваться. Главное правило развития логики – это регулярные занятия. Наш сервис помогает провести их с пользой, а также получить наглядные результаты в личном кабинете и рекомендованную программу.

Ну, а на прощание вспомним-ка забавный сюжет на тему из бессмертного киножурнала Фитиль

Логика – это наука, изучающая методы и способы правильного мышления и понимания реального мира. Она представляет собой закономерные, последовательные мыслительные процессы, с помощью которых можно увидеть и определить причинно-следственную связь, возникающую между предметами и явлениями.

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.

Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Какие виды логического мышления бывают?

Мышление — процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.

Выделяют следующие основные виды логического мышления:

  1. Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях. Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.
  2. Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления. Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением. Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).
  3. Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом. Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.

Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.

Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.

Логические мыслительные операции

Логические мыслительные операции состоят из:

  • сравнения,
  • абстракции,
  • обобщения,
  • конкретизации,
  • анализа,
  • синтеза.

Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана.

Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов. Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека. Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.

Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.

Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.

Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.

Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и присоединяя необходимое.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках или философии применяют строгую и формализованную логику. В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне. Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже. Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Можно ли научиться логическому мышлению?

Ученые выделяют несколько аспектов, способствующих овладеть основными понятиями логики:

  • Теоретическое обучение – знания, которые предоставляются в учебных заведениях. К ним относятся основные понятия, законы и правила логики.
  • Практическое обучение – ранее полученные знания, которые необходимо применять в реальной жизни. Вместе с тем современное обучение предполагает прохождение специальных тестов и решение задач, способных выявить уровень интеллектуального развития человека, но, не применяя логику в возникающих жизненных ситуациях.

Логическое мышление должно строиться последовательно, на основе доводов и событий, которые помогают делать правильные выводы и принимать важные решения. У человека с хорошо развитым логическим мышлением не возникает проблем в решении серьезных вопросов, которые требуют быстрой реакции и аналитической деятельности.

Необходимо развивать эту способность еще в детском возрасте, но благодаря длительным тренировкам взрослые тоже могут овладеть навыками логического мышления.

Чернядьева Елена Николаевна


Вятский колледж культуры

Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем.
Джон Стюарт Милль

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и заканчивая научно-исследовательской работой.

Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.

Выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства:

еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности;

чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств – поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально-речевой деятельности.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в пятом веке до нашей эры. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348 – 322 гг. до н.э.). Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Так же развитие логики связано с такими известными учеными как Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др.

Английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626 г.г.) разработал теорию индукции, которая стала важнейшим этапом в развитии логики. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 г.г.), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX – XX вв.

Во второй половине XIX века в логике начинают широко применяться разработанные в математике методы исчисления. Такие методы получили название математической, или символической логики. Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований в современное время, включающая множество разделов, например: логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и пр. [1]

Для того, чтобы определить, что такое логика, мы должны выяснить, в чем заключается человеческое познание. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление и каким правилам оно должно подчиняться, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением.

Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. [2, с.4]

Этому понятию можно дать еще несколько определений.

Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности [5].

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию. Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

В хореографии логическое мышление также необходимо. Без него вряд ли состоишься хороший педагог-постановщик. Номер должен быть логически выстроен. Все законы драматургии соблюдены. Но если этого не сделать, постановка теряет всякий смысл. Так же логично должны быть связаны движения и характер, музыкальное сопровождение и стиль исполнения. Логически должны выполнятся перестроение в рисунках, а костюмы соответствовать своей области. Только тогда хореографический номер сможет до конца донести смысл, заложенный в нем, и будет по-настоящему интересным.

Наличие логического мышления у хореографа помогает ему шире смотреть на окружающий мир, лучше подмечать детали. Такие качества помогают ему придумывать и воплощать в жизнь более захватывающие сюжеты. Также логика позволяет правильно и рационально составлять рабочий план занятий, что экономит время как самого балетмейстера, так и исполнителей.

Таким образом, логика необходима и значима для любого человека. С помощью обоснования своих идей и взглядов логически, можно убеждать в своей правоте других людей. Логика формирует привычку анализировать свои и чужие суждения, позволяющие устранять ошибки в умозаключениях, отличать ложь от истины. Логика улучшает память, ведь постигнув законы правильного мышления, можно более корректно обходиться с информацией. Логика упорядочивает нашу жизнь, она помогает отделить важное от неважного, отбрасывает все ненужные второстепенные вещи. Она помогает экономить наше время, что так важно человеку на сегодняшний день. Помимо этого, логика помогает шире смотреть на окружающий мир и глубже чувствовать и понимать его. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности.

Челпанов В. Г. Учебник логики [Текст]: учебник логики/ Челпанов В. Г. – Москва: Научная библиотека, 2010. – 128с.

Гетманова А. Д. Логика [Текст]: учебник для педагогических учебных заведений. 6-еизд/ Гетманова А. Д. – Москва: ИКФОмега-Л;Высшая школа, 2002. - 416с.

Читайте также: