Сообщение на тему легенда о вампирах

Обновлено: 01.05.2024

Да-да, однажды мне задали такой вопрос - и я стала разбираться.

В славянской культуре вампиров вообще не было. Были упыри, вурдалаки, оборотни.

Один из самых известных оборотней - князь-оборотень Всеслав Брячиславич, который получил прозвище Чародей. В народе его звали Всеслав Вещий.

Он умер 14 (21) апреля 1101 года. Как видите, легенды о нем, о его оборотничестве существовали в очень давние времена. Князь правил в Полоцке. Он - правнук Владимира Святого, всю жизнь Всеслав соперничал с потомками Ярослава Мудрого. Вот Русь в те времена. Кружком обозначен Полоцк, а красной линией обведены границы полоцкого княжества. В его границах пребывал Витебск, естественно, Полоцк и будущая столица Беларуси - Минск (Меньск).

Легенды утверждают, что родился князь Всеслав от волхования, причем он появился на свет с язвой на голове. Историки пытались установить, что за язва была на голове будущего князя, но установить точно не удалось. Кто-то говорит, что это было родимое пятно, поэтому, дескать, Всеслав никогда не снимал головной убор, а если и снимал, то под ним была повязка. Часть считает, что Всеслав родился "в рубашке" - в плаценте, которая задержалась именно на голове, а потом князь ее носил при себе как амулет всю жизнь. Однако это сомнительно. Поскольку "родиться в рубашке" - это выражение древнее, да и плацента не похожа на язву.

Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал:
из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя…
Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано
у Святой Софии в колокола,
а он в Киеве звон тот слышал.

Так пишет безымянный автор.

В народном творчестве описывается, как вырос Всеслав и чары, которые помогли появиться ему на свет, одарили его способностью оборачиваться волком: "Ухватится зубами за пень, перекинется и обрастает серой шкурой".

Но оборотень в славянской мифологии - не вампир.

На вампиров в славянской мифологии похожи упыри и вурдалаки .

Они напоминают демонов ночи. Как только последний луч солнца скроется за горизонтом, они выходят на охоту за людьми. Это кровопийцы, с ними связано множество мифов и легенд. О них написал известный русский писатель А.К. Толстой.

Вот отрывок из повести.

Упырь. В славянских землях это мертвец, который выходит из могилы. Он живет, пока кормится человеческой кровью.

  • Русские легенды - упырь.
  • Украинская мифология - упир.
  • Белорусская мифология - вупар.
  • Польская мифология - upiór, upierzica.
  • Чешские сказания - upír.
  • Сербские сказания 15-16 веков - упир (позже - вампир).
  • Болгарские легенды - вапир, въпир.

Рассказы и мифы об упырях у древних славян были распространены. Причем существовали обряды, жертвоприношения упырям, которые назывались оупирем.

Есть еще один мифологический персонаж - вурдалак. Вурдалак - живой мертвец с вампирскими наклонностями. Но он отличается от вампира, обычно он возрождается из мертвых людей или из тех, которые были укушены другим вурдалаком. Причем вурдалак пьет кровь родных. В западно-славянских селениях до сих пор ходят легенды о том, как из-за вурдалаков вымирают крупные деревни, как вурдалаки сначала уничтожают самых близких по крови людей, а потом и других сельчан.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бердет
По могилам; вдруг он слышит, —
Кто то кость, ворча, грызет

Что же? Вместо вурдалака —
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

Как видите, никто не говорил о вампирах, хотя похожее название упырей есть в болгарских легендах, но все же это производное от слова "упырь".

В русском языке слово вампир появляется только в XVIII веке . Происходит оно от французского vampire или немецкого слова Vampir. Хотя интересно, что есть предположение о том, что этот термин заимствован из славянских наречий и происходит от слова "упырь".

Сегодня этим термином называют любое мифологическое существо - паразита, которое питается человеческой кровью или жизненной энергией человека. От вурдалаков и упырей вампиры отличаются тем, что они могут превращаться в летучих мышей - это наследие мифологии народов Европы. В славянских восточных мифах упырь, вурдалак - живой, полумертвец либо мертвец ведущий ночной образ жизни, он сосет кровь у спящих людей, насылает на людей кошмары.

И по преданию, согласно исследованиям этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина, это нечистые покойники (заложные покойники), которыми становятся преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью, покойники, при жизни проклятые своей матерью, а также укушенные другими упырями/вурдалаками.

Справедливости ради нужно отметить, что подобные мифологические существа и истории о них существуют в разных культурах. Естественно, нам интересны мифы и предания нашей земли.

В российских поверьях существовало два вида умерших людей .

Это родители (умершие от старости предки) - их почитали, уважали, поминали. Считалось, что они находятся далеко и только 2 раза в году возвращаются к своему очагу (в Велесову ночь и в Пасху мертвых), чтобы дать совет людям своего рода, встретиться с ними.

Заложенные покойники, как упыри и вурдалаки, вредят людям - пугают, бегают за ними. Для того, чтобы упокоить их, в разных губерниях существуют разные обычаи. Об этом можно прочитать в этнографических исследованиях.

Чтобы заложники не пугали людей, их в одних губерниях хоронили (удавленников) на границе полей, вкладывали им в рот железный гвоздь от бороны и пробивали грудь осиновым колом. Считалось: "Погребенный без этих предосторожностей вишальник мог бы наделать много вреда, так как он обладает силою, позволяющею ему вставать из гроба". Или же хоронили на месте, где умер человек.

Больше всего и искуснее всех пугают людей и вредят людям умершие колдуны. Поэтому их обязательно хортят упокоить. Существует поверье, что колдуны доживают за гробом иной срок. То есть срок своего договора с чертом. Вот что пишет С. Максимов: "Колдун передает свое знание в глубокой старости и перед смертью; иначе черти замучат его требованием от него работы. Но если колдун умрет, не передав никому своих тайн, в таком разе он ходит оборотнем, непременно свиньею, и делает разные пакости людям". Эти превращения и хождения по свету колдунов по смерти бывают и в таком случае, если колдун заключил договор с чертом на известное число лет, а умер, по определению судьбы, раньше срока. Вот он и встает из могилы доживать на свете остальные годы".

Вот отрывок, повествующий о таком колдуне .

Почему я заговорила про колдунов? Потому что часто они после смерти превращались, по поверьям, в упырей. В упырей могли превращаться и волколаки (волкодлаки или оборотни), а также двоедушники (люди, рожденные с двумя душами: человеческой и демонической (или двумя сердцами - в том числе, икотки) и поэтому обладающие демоническими свойствами.). Но живым мертвецом может стать и живой человек. Если на него было наложено особое проклятье. Если упырь или вурдалак по какой-то причине оставит свою жертву обескровленной, но не успеет съесть ее, то она также станет упырем.

Не правда ли, чем-то напоминает предосторожности, с которыми хоронили вампиров из известных фильмов и произведений?

Настала пора вернуться к вопросу: "Откуда пошли легенды о вампирах?"

Естественно, из народной мифологии, которая, как ни странно, имеет сходство в культуре разных народов. В славянской культуре - упыри и вурдалаки (прообраз вампиров) - возможно, разновидность заложных покойников. В культуре других народов тоже хоронили вампиров с использованием различных "специальных" средств. А определяли нежить по отсутствию тени. Нежить тень не отбрасывала.

Ну а слово "вампир" - оказывается, производное от слова "упырь". Оно появилось позже, стало особо известно после того, как вышел роман ирландского писателя Брэма Стокера "Дракула". Впервые он был опубликован в 1897 году. С тех пор начинается "вампирский" период в литературе и кинематографе. И продолжается он до настоящего момента.

Использованные материалы:
Д.К Зеленин, "Очерки русской мифологии", СПб, 1906;
С. Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К. Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
П. Чубинский, "Верования и суеверия", 1872;
А.К. Толстой, "Упырь", 1841;

o-o.jpg

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, есть почти во всех мировых культурах: вампироподобные духи Лилу упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в шумерской. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях.

В Индии рассказы о веталах, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Даже богиня Кали имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга сражались с демоном Рактабиджа, который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабиджу.

Миф о вампирах в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

В XVIII веке Восточную Европу охватила истерика по поводу вампиров. В охоту втягивали даже государственных служащих. Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных случая затрагивали Петера Плогоёвица и Арнольда Паоле из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и напал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.

В другом случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.

Эти два инцидента были хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы.

картинка Navigator

В конце концов, австрийская императрица Мария Терезия отправила своего личного доктора Герхарда ван Шветена расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.

В XVIII—XIX вв.еках молва про вампиров дошла не только до короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье.

картинка Navigator

Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище.

В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так называемых атак вампиров распространилась по африканской стране Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя, основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.

Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии, — это типичный вампир, а найти её причину и описать протекание болезни смогли только во второй половине XX века, чему предшествовала беспощадная многовековая борьба с вурдалаками: с 1520 по 1630 (110 лет) годы в одной только Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных вервольфами.

Самые настоящие вампиры живут в новой книге Ника Перумова:

Извека маги и чародеи противостояли вампирам, обороняя от них лишенных магии и помогая охотникам на кровососов снадобьями да заклятьями. Извека горожане и обитатели богами забытых деревенек уповали на помощь волшебников. Но однажды все изменилось. И старые враги сошлись в странной и непостижимой простому человеку дружбе, осененной благословением как Капитула магов, так и набольших Ночного народа. Зачем? Почему? Кого принесут в жертву установившемуся шаткому миру? Каких целей алчут и те и другие? Какая роль в этом клубке необъяснимых событий отведена безымянному охотнику и его ученику, одной из самых талантливых чародеек Конгрегации Алисанде дю Варгас и ученому-целителю мэтру Бонавентуре? Куда приведет дорога мага-отшельника Вениамина Скорре, для которого, что бы ни случилось, вампиры навсегда останутся первыми и главными врагами?

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, есть почти во всех мировых культурах.

Вампироподобные духи Лилу упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в шумерской. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях.

В Индии рассказы о веталах, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Даже богиня Кали имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга сражались с демоном Рактабиджа, который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабиджу.

Кали.jpg

Миф о вампирах в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

В XVIII веке Восточную Европу охватила истерика по поводу вампиров. В охоту втягивали даже государственных служащих. Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных случая затрагивали Петера Плогоёвица и Арнольда Паоле из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и напал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.

В другом случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.

Эти два инцидента были хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы.

Нападение вампира.jpg

В конце концов, австрийская императрица Мария Терезия отправила своего личного доктора Герхарда ван Шветена расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.

В XVIII—XIX веках молва про вампиров дошла не только до короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье.

Комикс.jpg

Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище.

В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так называемых атак вампиров распространилась по африканской стране Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя, основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.

Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии, — это типичный вампир, а найти её причину и описать протекание болезни смогли только во второй половине XX века, чему предшествовала беспощадная многовековая борьба с вурдалаками: с 1520 по 1630 (110 лет) годы в одной только Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных вервольфами.

За мистической аурой, окружающей недоброе имя вампиров, зачастую стоят правдивые истории, полные боли и страданий. Страшные преступления, совершенные в далеком прошлом, обрели форму легенды или истории, рассказанной у костра. Кто такие вампиры? История рассказывает нам о разных событиях, связанных с ними. Одни события остались неизменными, а другие навсегда утратили былой вид. И потому так сложно отличить правду от вымысла.

вампиры история

Вампиры Древнего Египта

Кто такие вампиры? История Древнего Египта рассказывает о вернувшихся из мира мертвых людях, чья смерть была настолько позорной, что они не смогли попасть в Загробный мир. Одна из них, датированная ІІІ в. до н. э., повествует о юноше по имени Азенет, который сбежал с поля боя, бросив свой пост. Враги настигли его и изрубили тело, бросив гнить в песках. Через некоторое время Азенет стал являться своим родственникам, требуя, чтобы его пустили в дом. Жертвой этого духа стала невеста предателя, которая сама вышла к нему. Эту историю археологи обнаружили на стенах усыпальницы бедной девушки, на черепе которой отсутствовала нижняя челюсть.

история вампиров

Дочери Темной луны

Согласно этому повествованию, во время путешествия юноша встретил прекрасную незнакомку, которая настолько овладела его фантазиями, что Менипп был готов на ней жениться. Каждую ночь ученик философа стал проводить на развалинах, в которых, как он утверждал, находятся покои его любимой. Лишь вмешательство его учителя спасло ликийца. Апполоний изгнал призрака, а все случившееся описал в своих трудах.
История вампиров могла произойти в реальности.

Известно, что с V по ІІІV века до н. э. на территории Греции и Рима существовал культ поклонников Гекаты. До наших дней сохранились протоколы расследований с упоминанием кровавых ритуалов, в которых жрицы пили кровь. Возможно, именно эти истории стали частью легенд о вампиризме.

вампиры история происхождения

Легенды Древней Европы

Жители Европы искренне верили в существование вампиров. Зачастую эта вера была основана на страхе средневековых жителей перед множеством болезней, которые искажали тела. Бушевавшие эпидемии не только уносили тысячи жизней, они заполняли сознание фактами о неразлагающихся быстро останках, столбняке и внешних уродствах.

Наверное, по этой причине современные ученые находят так много могил со свидетельствами ритуального захоронения уличенных в вампиризме. Так, на раскопках в графства Дорсет были обнаружены странные ритуальные захоронения, среди них оказался труп женщины, тело покоилось на останках животных, повторявших контуры ее тела. Шейные позвонки были перебиты, и голова отделена от тела, ноги покоились на звериных конечностях. По итогам исследований ученые пришли к выводу, что женщина была убита в период, когда жители покидали деревню.

вампиры история легенды

Вампиризм – порождение чумы

Кто такие вампиры? История рассказывает о том, что в 2009 году итальянским ученым-археологом Маттео Боррини было обнаружено захоронение вампира в окрестностях города Венеции. На исторический период, к которому относят останки, пришлась эпидемия чумы. Ужасные события того времени отразились во многих источниках. На почве массовой истерии вера в потусторонние злые силы толкала людей на отчаянные поступки. Пожилая женщина была похоронена в массовом могильнике. Ей в рот вложили кусок кирпича, что, согласно поверьям, не позволяло вампиру нападать на живых.

Одно из преданий того периода рассказывает о состоятельной даме, жившей в XVI столетии. Ее звали Беатриче Дандоло, она вела свою замужнюю жизнь в родовом поместье недалеко от Пизы. Женщина славилась красотой, ее супруг не жалел средств на наряды и украшения, чтобы хвастаться перед соседями. Когда чума начала забирать жизни, супруг Беатриче стал одной из первых жертв. Женщина, боясь потерять красоту и здоровье, заперлась в одном из крыльев замка. Она отдала приказ замуровать вход. Ее добровольное затворничество породило много легенд о том, что на самом деле женщина связалась с темной магией и проводила обряды на крови, желая спасти себя.

вампиры история возникновения

Вампир из Вюрцбурга

Кто такие вампиры? История легенды 30-х годов XIX века рассказывает о том, что на территории Баварии тоже происходили необъяснимые явления, связанные с вампирами. В городе Вюрцбурге проживал доктор Генрих Шпатц. Это был всеми уважаемый достойный человек. Как практикующий врач он выпустил несколько работ по медицине, которые вошли в мировую практику. Но вот некоторые факты его жизнеописания наталкивают на мысль о его причастности к роду Носферату.

Согласно данным, доктор имел свою лечебную практику и отвечал за госпиталь для бедняков. Долгое время семейная пара Шпатц не привлекала к себе особого внимания. Но после того как доктор свернул работу и уехал из города, в полицию поступило тревожное известие о пропавших людях. Бывшие ассистенты доктора заявили, что могут доказать причастность врача к пропаже Иохима Фебера, бывшего привратником в госпитале. После обыска бывшей лечебницы было найдене много тел, одно из них имело характерную особенность, по которой опознали пропавшего Фебера. Найти доктора так и не удалось. Зато, согласно протоколам, один из донесших на него ассистентов умер при загадочных обстоятельствах.

вампиры история появления

Кровавые тайны Болгарии

Кто такие вампиры? История болгар, их верования тоже не менее интересные. Согласно народным легендам, вампиром становится очень злой человек. Причем это суеверие касалось исключительно мужчин, подозреваемых в колдовстве. После смерти такому человеку протыкали сердце стальным прутом или осиновым колом.

Кто такие вампиры? История происхождения говорит о том, что они действительно существовали. Об этом свидетельствуют раскопки, проведенные учеными недалеко от церкви "Свети Николай Чудотворец". В каменной могиле обнаружили скелеты двух мужчин, чьи грудные клетки были пронизаны стальными прутьями. Подобные странные могилы находили и раньше, но в этом случае удалось более полно восстановить всю картину благодаря хорошей сохранности останков.

вампиры история создания

Мифы о вампирах Сибири

Кто такие вампиры? История возникновения этих существ актуальна и на сибирских землях. В 1725 году крестьянин Петр Плогоевиц скоропостижно скончался и был похоронен в родной деревне Кизилова. Спустя некоторое время односельчане Петра стали уходить из жизни. Встревожил местные власти тот факт, что на предсмертной исповеди все они рассказывали, будто причиной их недуга являлись постоянные посещения сибирского вампира.

Из-за давления со стороны населения деревни было принято решение вскрыть могилу крестьянина. Каково же было удивление инспектора, прибывшего проследить за процедурой эксгумации, когда оказалось, что тело покойного почти не претерпело изменений. Эти факты были изложены в донесении инспектора. Жители деревни приняли меры, вонзив кол в сердце Петра, а тело его предав огню.

Проклятие черного континента

Кто такие вампиры? История появления говорит об одном из документальных упоминаний о таком сотворенном вампире, которое относится к 1729 году. Случай произошел в штате Верджиния на вилле Грегори Уотстока, богатого землевладельца. По распоряжению его супруги одного из малолетних слуг сильно выпороли за порчу имущества. Из-за тяжести наказания ребенок скончался. Его мать слыла могущественной ведьмой среди чернокожих рабов. Якобы она наложила проклятие на всю семью плантатора.

В ту пору распространенным заболеванием была чахотка, которая вскоре унесла жизнь миссис Уотсток. Через некоторое время загадочным образом скончалась ее старшая дочь. А младший сын пожаловался священнику, что перед смертью сестру посетила их усопшая мать. После этого заявления родственники посетили кладбище и сожгли трупы, что было задокументировано преподобным отцом.

Кто такие вампиры? История создания очень интересная и захватывающая. Но в современном мире образ вампира во многом изменился. Ему предали нотку пикантности и лоска. Но не стоит забывать, что за всей мишурой скрывается совершенно непривлекательное содержание.

Рассказы о существах, имеющих тягу к человеческой крови, присутствуют почти у каждого народа с древних времен. Аналогичные вампирам духи упомянуты в ранней вавилонской демонологии и еще в более древней шумерской мифологии.

Даже древнеегипетские мифы утверждают, что богиня Секмет могла подавить свою жажду настоящей крови, только если ей подавали напиток такого же цвета. Своеобразное плацебо.

Вампиры славянского происхождения

Мифы о вампирах наиболее распространены в славянском фольклоре. Как правило, вампиры - это жертвы самоубийства, преступники или злые волшебники, хотя в некоторых случаях вампир мог передать свою кровожадность своим жертвам. Обычно считалось, что жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти была склонна стать вампиром. Вампиры часто обвинялись в убийстве людей. Славяне свято верили, что вампира можно уничтожить, вонзив осиновый кол в сердце, казнив или путем сожжения трупа..
Причины кровожадности славянских вампиров были различны. Они включали рождение младенца с зубами или хвостом, "неестественную" смерть, отлучение от Церкви и неподходящие ритуалы похорон. Многие сербы полагали, что наличие рыжих волос было чертой вампира.
Превентивные меры включали размещение распятия в гроб и размещение камней под подбородком, чтобы воспрепятствовать тому, чтобы покойный съел саван. Саван прибивали к гробу, помещали или пронизывали тело шипами и кольями. Кол пытались вбить как можно глубже, пригвоздив вампира к земле. Иногда потенциальных вампиров хоронили с косой у горла, полагая, что мертвые обезглавят себя сами, если соберутся подняться из могилы.
Весомыми доказательствами активности вампиров являлся падёжь крупного рогатого скота, смерть родственников или соседей. Тогда захороненные недавно тела выкапывали и осматривали на наличие роста ногтей или волос, вздутие тела или есть ли следы крови во рту, а так же румянец.
Полагалось, что как и большинство монстров из славянских легенд, вампиры боялись чеснока. Самым известным сербским вампиром был Сава Саванович, подробно описанный в фольклорном романе Милована Глишича.

Вампиры румынского происхождения

В румынском фолклоре описано много способов как стать вампиром. Считалось, что любой младенец, имеющий хвост, много волос или другие аномалии, был обречен стать вампиром. То же самое предрекали, если ребёнок родился преждевременно, или если беременной женщине перешла дорогу черная кошка, а так же если младенец был рождён вне брака. Кроме того, вампирами могли стать те, кто умер неестественная смертью, умер перед крещением или если он был седьмым ребенком в семье (со всеми предыдущими родными братьями одного пола). Вампиром мог стать человек, рождённый от женщины, не употребляющей в пищу соль, или если мать младенца заведомо считали вампиром или ведьмой. Кроме того, если человека укусил вампир, то однозначно он становился вампиром после смерти.
Варколак, который иногда упоминается в румынском фольклоре, был более тесно связан с мифологическим волком, который был способен пожирать солнце и луну и, следовательно, позже стал связываться с оборотнями, а не с вампирами (человек, страдающий ликантропией, мог превратиться в собаку, свинью или волка). Вампира можно было определить, только если он напал на семью или домашний скот. Вампиры имели наибольшую активность накануне двух религиозных праздников, в день Святого Георгия (Юлианский календарь 4-5 мая, Григорианский календарь 22-23 апреля) и в день Святого Андрея. (Юлианский календарь 23-24 ноября, Григорианский календарь 29-30 ноября).

День великомученика Св. Георгия праздновался как фестиваль. Св. Георгий был признан покровителем не только Англии, но и многих других стран. Он был также покровителем лошадей, рогатого скота, волков и всех врагов ведьм и вампиров. В канун праздника люди не выключали в домах свет на протяжении всей ночи. Люди помещали на порог шипы, на двери - окрашенные смолой кресты, чертополох на окна. Священные костры полыхали повсюду, и запах чеснока витал в воздухе. Всю ночь читались молитвы. Если ночь подходила без каких-либо эксцессов, праздник праздновался с огромным размахом и изобилием. Терновник и чеснок заменяли розами и другими цветами.

День Св. Андрея был самым страшным в Румынии. Именно накануне дня Св. Андрея в определенных частях Румынии полагали, что вампиры были наиболее активны и опасны. Так же особую активность вампира замечали зимой, на Крещение (январь). Люди натирали чесноком двери и окна, чтобы защитить семьи от нападений вампира. Домашний скот также подвергался риску нападения, стало быть и скот так же натирали чесноком.
Живого вампира пытались выявить, раздавая в церкви пастве чеснок и наблюдая, кто откажется его есть. Могилы часто вскрывали спустя три года после смерти ребенка, спустя пять лет после смерти молодого человека или спустя семь лет после смерти взрослого чтобы проверить на вампиризм.
Чтобы уничтожить вампира, тело обезглавливали и помещали в рот чеснок. В 19-ом столетии могли выстрелить через гроб серебряной пулей. Для наиболее тяжёлых случаев тело расчленяли, и части его сжигали. Затем пепел смешивали с водой, или вином и заставляли выпить живых членов семьи вампира, в качестве лечения.

Вампиры греческого происхождения

Вера в вампиров была распространена в 19-ом столетии и в Греции. Греческие правители скорей всего укрепили веру тем, что по закону было необходимо эксгумировать тело через три года после смерти и осматривать на степень разложения. Если тело полностью разложилось, кости помещали в коробку и отправлялись родственникам. Священник читал священное писание и молился. Но если тело не достаточно разложилось, труп определялся как вампир.
По греческим легендам, способы стать вампиром немного отличались: отлучение от церкви или осквернение религиозного дня, совершение большого преступления или неестественная смерть. Так же были причины, основанные на суеверии: если кошка перепрыгнула через могилу, если человек съел мясо овцы, убитой волком, или если прокляли. В более отдаленных областях Греции считалось, что некрещеные люди будут обречены стать вампиром в загробной жизни.
Считалось, что вампиры могли быть безопасными, если возвращались к своей вдове для какой либо помощи в работе. Но их всё равно считали хищниками. Вампиров так боялись из-за легенд, в которых описывалось, насколько большой вред они могут причинить. Целые деревни и острова поражались массовой паникой, если был хоть малейший намёк на вторжение вампира. Николас Драгумис описал подобную панику на острове Наксос в 1930 году, после эпидемии холеры.
Для защиты от вампиров использовался освещенный хлеб из церкви, кресты и ножи с черной ручкой. Чтобы вампир не смог подняться из могилы в его сердце вбивали железные гвозди. Или тела сжигали, а пепел рассеивали. Церковь выступала против сожжения людей, которые получили миропомазание во время крещения. Кремацию считали последним средством.

Вампиры у индусов и цыган в Индии.

В Индии, в рассказах о веталах, подобные вампирам существа найдены в древнем санскритском фольклоре. Самое популярное повествование рассказывает о короле Викрамадитья и его приключениях в поиске неуловимого ветала. Легенды о веталах были собраны в книге Пачиси "Baital". Ветала - это не мертвое существо, которое, как летучая мышь, висит вверх тормашками на кладбищенских деревьях.

В северной Индии есть Брахмаракшаса, подобное вампиру существо с головой, окруженной кишечником и черепами, из которых он выпил кровь. Так как Индуизм верит в перевоплощение душ, считается, что ведение безобразной или безнравственной жизни или самоубийство принудит душу перевоплотиться в злых духов. Этот вид перевоплощения ожидает только грешную душу и не передаётся по родству. Но и у этих злых духов есть шанс получить освобождение от проклятия и повторно войти в мир смертных в следующем воплощении.
Самым известным кровожадным индийским божеством является богиня Кали, у которой есть клыки, она носит гирлянду из трупов или черепов и имеет четыре руки. Ее храмы в основном расположены на территориях массового кремирования покойников. Она и богиня Дурга боролись против демона, который мог размножаться от каждой капли пролитой им крови. Кали выпила всю его кровь, чтобы ни одна капля могла породить нового демона. Только таким образом она смогла выиграть сражение и убить его.

Индия, древняя родина цыган. Традиционные верования ромалов утверждают, что мертвая душа входит в мир, подобный нашему, что нет никакой смерти. Душа остаётся рядом с телом и иногда хочет вернуться к жизни. По их поверьям душа человека, который умер скоропостижно, бродит по ночам и нападает на живых. Легенды цыган о загробном мире обогатили легенды о вампирах Венгрии, Румынии и славян в целом.
Вера в Сару или Темнокожую Богиню, воплощение Кали есть и среди цыган. Некоторые ромалы полагают, что три Марии из Нового Завета пришли во Францию и окрестили цыганку именем Сара. 24 мая, во французской деревне, где, как предполагается, всё это произошло, до сих пор проходят празднования. Некоторые называют Темнокожую Богиню Чёрной Кали или Темнокожей Кали.

Одну форму вампира в фольклоре цыган называют мулло (тот, кто мертв). Этот вампир возвращается в мир живых и творит зло. Жертвой таких вампиров обычно становятся родственники или человек, который повинен в их смерти. Так же мог стать жертвой нападений священник, который должным образом не соблюдал церемонию похорон, или кто присвоил имущество покойного.
Вампиры женского пола могли вернуться и вести нормальный образ жизни среди живых, и даже выйти замуж. Но в конечном итоге для мужа всё это заканчивалось очень плачевно. По поверьям цыган не только человек мог стать вампиром, но и растения и животные. Даже сельскохозяйственные инструменты могли превратиться в вампиров.

Чтобы избавиться от вампира, можно было нанять сына вампира и его вдовы или особого колдуна, чтобы обнаружить вампира. Для уничтожения вампира во время похорон цыгане вводили стальные иглы в сердце трупа и помещали части стали в рот, на глаза , уши и между пальцами. Они также помещали боярышник в носки трупа или вбивали кол из боярышника в ноги.
Читая труды сербского этнолога Татомира Вукановича, можно узнать, что цыгане в Косово полагали, что вампиры были невидимы для большинства людей. Они могли быть видимы только для брата-близнеца или сестры, если те одеты в вещи покойного наизнанку. Родственников предполагаемого вампира, одев подобающим образом, заставляли выходить ночью на поиски вампиров. Как правило, после такой встречи родные жили не долго.

Общие внешние характеристики китайских вампиров включают острые зубы (клыки), белые или зеленые волосы и кожу, зелёные когти. Также они могут иметь бледную кожу и темные круги под глазами. Все трупы облачены в одежды династии Цин. Некоторые китайские фанаты вампиров считают, что зеленый и белый цвет волос и кожи появляется после разложения тела. Кроме того, одежды династии Цин, в которые облачены ожившие мертвецы, ассоциировались с властью, жаждой энергии Ци или жизни. А так же несли под собой подоплеку неприязни народа к политике царской династии.

Общие черты вампира в народном фольклоре

Практически невозможно представить точное описание фольклорного вампира. Различные культуры представляют вампиров по своему.
Европейский фольклор был в большей степени стереотипом в описании внешности вампира. Вампиры обладали отменным здоровьем и румяной кожей.
Распространенные способы уничтожения вампира мы уже рассматривали выше. Самые распространенные это кол в сердце, обезглавливание и сожжение тела. Имелось множество способов, чтобы помешать подозреваемому в вампиризме человеку поднялся из могилы. Это такие методы, как захоронение тела вверх тормашками, разъединение сухожилий в коленях или размещении семян мака на земле по краю могилы предполагаемого вампира. Полагалось, что вампир от мака будет спать всю ночь. В китайских рассказах о вампирах также замечено, что если вампир увидит мешок риса, он должен будет пересчитать все зерно. А там, глядишь, и рассвет наступит. Подобные мифы есть и в Индии. Даже у южноамериканцев есть рассказы о ведьмах и злых духах с подобными аспектами.
Предметами, уничтожающими вампиров (и других злых сверхъестественных существ) считались связка чеснока (присутствует главным образом в европейских легендах), солнечный свет, ветвь дикой розы, боярышник и все священные предметы (святая вода, распятие, четки). В южноамериканских легендах цветок алоэ висел на двери. В восточных легендах от вампиров так же защищаются святыми предметами, такими как Синтоистские печати.
Вампиров представляли как существ, умеющих принимать любую форму животного, не ограниченную общими стереотипами только летучей мыши. По легендам, вампиры могли перевоплощаться в намного большее количество животных, таких как волки, крысы, моль, пауки, и т.д.
Вампиры в европейском фольклоре не отбрасывают тень и не отражаются в зеркале. Этот факт объясняется отсутствие у вампира души. Вампир не может войти в дом без приглашения. Но стоит только один раз пригласить его в дом, и в дальнейшем разрешение ему не потребуется. Римско-католическая традиция считает, что, как слуги дьявола, вампиры не могут войти в церковь или на святое место.

Читайте также: