Личностно трактуемое журналистом сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Лезер Ф . Рационально е чтение : Боле е быстро е и основательное . М. , 1980 .

Метод ы повышени я скорост и чтени я студентов . М. , 1994 .

Мимика , жесты , позы : Ка к понят ь человек а бе з слов . СПб. , 1997 .

Павлова В . П . Скоростно е конспектирование . М. , 1978 .

Памятк а дипломник у (Методически е указания) . М. , 2000 .

Рейнуотер Д . Эт о в ваши х силах : Ка к стат ь собственны м психотерапевтом .

Соколова Е . П . Библиографически й аппара т дипломны х и курсовы х работ .

Усачева И . В . Кур с эффективног о чтени я учебног о и научног о текста . М. ,

Федотов Ф . В . Рациональна я организаци я умственног о труда . М. , 1987 .

Тем а 1 . Предме т и задач и курса . Ориентаци я в професси и

Потребност и подготовк и журналисто в в условия х ново й социально -

политической , экономической , информационно й ситуаци и в стране . Ры -

но к информаци и и рыно к журналистов . Разнообрази е типо в и видо в изда -

ни й различно й политической , социальной , аудиторно-функциональной ,

тематическо й направленност и и задач и подготовк и высококвалифициро -

ванны х журналистов . Ориентаци я в профессии . Изменени е мотиво в выбо -

р а професси и в последни е год ы в связ и с новым и социально-политичес -

Предме т курса : специфик а журналистско й професси и (журнализма) ,

модел ь личност и журналист а и способ ы обучени я профессии , саморазви -

1 . Познакомит ь студенто в с журналистско й профессией , тенденция -

м и е е развити я и рол и в обществе , показат ь специфик у в ряд у други х

информационно-творческих , социальн о ориентирующи х профессий , дат ь

представлени е о задачах , вида х и характер е деятельности , парадоксах ,

достоинства х и сложностя х профессии , условия х работ ы журналистов .

2 . Дат ь представлени е о структур е творческо й личности , модел и жур -

налист а в совокупност и профессионально-творчески х и социально-пси -

хологически х качеств , познакомит ь с исследованиям и журналистски х кад -

ров , сориентироват ь в литератур е п о самовоспитани ю и развити ю твор -

3 . Познакомит ь с историе й и системо й журналистског о образования ,

с проблемам и подготовк и журналистски х кадров , с формам и учебно й

деятельност и и правилам и рационально й организаци и умственно й дея -

Тем а 2 . Генези с и истори я журналистско й професси и

Философ ы о б информационно й природ е вселенной . Мифологически е

медиаторы-вестники : Гермес , Меркурий , Тот , архангелы , ангелы , сире -

ны ; пророки , оракулы . Предшественник и журналистов : вестовщики , уст -

ны е информаторы , ораторы , проповедники . Квестор ы — составител и гип -

совы х газе т Цезаря . Шпильман ы — бродячи е музыкант ы в Германии , гла -

шата и н а Руси , кэдд и — выкрикивател и новосте й в Англии , нувеллист ы

в о Франции . Информационны е бюр о в Западно й Европе .

Первы е профессиональны е русски е журналисты : официальны й редакто р

Бори с Волков . Положени е журналисто в и литераторо в пр и дворе . Специ -

фик а журналистско й професси и в XVII I в . Персональны й журнализм . Ли -

тераторы - журналисты . Моножурнализ м XI X в . Массовы й журнализ м пос -

л е отмен ы крепостног о права . Правово е и материально е положени е жур -

Кризи с газетны х кадро в посл е революци и 191 7 г . Процес с комплекто -

вани я редакци й профессиональным и журналистами . Уровен ь образова -

ния , профессиональны е и социально-демографически е характеристик и

журналистов . Услови я и х труд а и быт а в 20-30- е годы .

Современны й корпу с журналистов . Соста в и состояни е кадров . Мас -

тер а журналистики . Учены е и политически е деятел и в рол и публицистов .

Повышени е рол и тележурналистов , ведущи х передач , репортеров , шоу -

менов . Становлени е новог о тип а журналистов . Особенност и современног о

журнализма . Усилени е противоположны х тенденций : универсализаци и и

специализаци и профессии , информативности , объективност и и ярко й

публицистичности , субъективности , соседств о качественног о и желтог о

журнализм а и т.п . Новы е форм ы зависимост и журналистов . Прагматиза -

Поняти е професси и ка к род а трудово й деятельности , требующе й спе -

циальны х знаний , умени й и качеств . Тип ы професси й в профессиологии .

Журналистска я професси я ка к синкретическая , включающа я в себ я

сигнономически й аспек т (челове к — знакова я система) , социономичес -

ки й (челове к — человек ) и артономически й (челове к — художественны й

образ) . Вид ы журналистски х специализаци й и профилизаций : п о сред -

ства м информации , п о тематическо й и жанрово й направленности , п о

Журнализ м в систем е цивилизаци и и культуры . Журнализ м эпох и

постиндустриальног о информационног о общества . Интернет-журнализм .

Своеобрази е журналистско й професси и в ряд у други х информацион -

но-творческих , социально-ориентирующи х профессий : писатель , работ -

ни к культуры , педагог , ученый , политик , проповедник , судья , адвокат .

Множественност ь профессиональны х ролей , универсализ м профессии .

Мест о и рол ь журналистско й професси и в обществе , в процесс е фун -

кционировани я информаци и в социуме . Особенност и современны х функ -

ци й журнализм а в условия х многоукладное ™ экономики , разнообрази я

политически х иде й и структур , конкуренци и н а информационно м рынке .

Потребност и обществ а и аудиторны е интерес ы ка к пусковы е меха -

низм ы различны х направлени й функционировани я журнализм а в обще -

стве . Сложност ь и динамичност ь процесс а функционировани я журнализ -

ма . Журналис т ка к субъект , средств о и объек т информационног о взаимо -

действи я различны х социальны х субъектов . Социальны е и профессиональ -

ны е рол и журналиста . Зако н Российско й Федераци и о рол и и мест е жур -

Журналистски е организаци и и профессиональны е издания .

Тем а 5 . Профессиограмм а журналистско й професси и

Профессиограмм а — ка к модел ь профессии : функции , задачи , пред -

ме т отражени я и объек т воздействи я ил и взаимодействия , основны е вид ы

деятельности , продукт , результа т труда , специфика , характе р деятельно -

сти , оруди я и средств а труда , услови я деятельности , режи м и рит м труда ,

вид ы профессиональны х сложностей , психологически е характеристик и

профессионально й деятельности , особенност и умственны х процессо в (вни -

мания , памяти , мышления , творчески х способносте й и т.п.) , требовани я

к кадровом у составу , уровн ю квалификации , тип у образования , профес -

сиональны м и личностны м качества м специалист а в област и журналис -

Ти п деятельности : творческа я литературно-информационна я с боль -

шо й доле й редакторско й и организаторско й работы . Сочетани е индивиду -

альног о творчеств а с коллективны м характеро м редактировани я и про -

Преобладающи е вид ы деятельности : литературно-творческа я и по -

знавательная , редакторская , планировани е и организация , участи е в про -

изводственно-технологическо м процесс е выпуск а изданий , телерадиоп -

рограмм , сетевы х СМИ , рекламны х материало в и т.п. , работ а с ретран -

слируемо й информацией , взаимодействи е с общественным и и

государственным и структурами , рекламна я и коммерческа я деятельность .

Многообрази е объекто в отражени я и источнико в информации .

Характеристик и профессии : оперативность , динамизм , мобильность ,

ритмологичность , универсализ м в сочетани и с о специализацией , мно -

гофункциональность , многообрази е обязанностей , высоки й уровен ь со -

циально й ответственности , массовизм , злободневность , актуальность ,

высока я степен ь новизны , разнообразных , непредсказуемых , постоян -

н о меняющихс я ситуаций , эвристичность , парадоксальность , мозаич -

ность , больши е моральные , нервны е и физически е перегрузки , высо -

ки й тем п работы , повышенна я степен ь риска , стрессовости , открытост ь

Парадокс ы профессии . Услови я деятельности , режи м и рит м труда :

ненормированност ь рабочег о дня , оперативност ь и интенсивност ь труда ,

командировк и и работ а в экстремальны х условиях . Специфик а работ ы в

творчески х коллективах . Судебны е процесс ы и преследовани я журналис -

тов . Трудност и и сложност и профессии . Опасност и дл я жизн и и здоровья .

Структур а личности . Черт ы творческо й личности . Модел ь журналист а

ка к совокупност ь социально-демографических , профессионально-твор -

ческих , личностно-психологически х граждански х и нравственны х качеств ,

В материале какого жанра можно найти критический отзыв?

Как называется жанр, многими воспринимаемый как "крик души"?

Что такое жанр журналистики?

Общее название всех газетных материалов

Способ и форма производства журналистской продукции

В каком жанре соединяются журналистика и социология?

Форма диалога присутствует в журналистском жанре

К исследовательско-образным жанрам журналистики относится эссе Интервью

Первые печатные периодические издания возникли после изобретения книгопечатания:

Журналистов образно называют представителями

Пергамент как материал для письма был изобретен в:

Бумага попала в Европу через Японию и арабские страны в:

Главная цель журналистского труда состоит в:

в передаче информации

в сборе информации

в обработке информации

в создании журналистского текста

в переработке информации

Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для:

Анкетирование как способ получения информации используется в жанре:

опроса или экспресс-интервью

Главная цель журналистского труда – это?

Выпуск программ эротического характера допускается по местному времени:

с 23 до 04 часов

с 21 до 05 часов

с 24 до 05 часов

с 22 часов до 07 часов

с 02 до 05 часов

Главным компонентом любого рода и вида журналистики является:

изображение и звук

переработка или переделка

первые фразы текста

особенности языка произведения

жизненный материал произведения

особенности звука и изображения

Монтаж, не свойственный журналистскому произведению – это?

Учредителем (соучредителем) СМИ в Казахстане может быть:

любой гражданин РК

любой иностранный гражданин гражданин, признанный недееспособным

объединение граждан, предприятие, учреждение, чья деятельность законом не запрещена

Текст — это содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности с помощью любой знаковой системы — речи, письма, изображения, звука. Любое общественное событие затрагивает те или иные интересы социальных групп. И журналист не может быть только пассивным передатчиком новостей. Он, прежде всего публицист, то есть создатель таких текстов, которые воздействуют на массовую аудиторию и текущие политические процессы посредством их оперативного документально-эмоционального отражения.

В репортаже главенствует уже наглядно-чувственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты и как очевидец рассказывает о них читателю. Если заметке, отчету свойственны краткость, лаконичность, скупость изобразительных средств, то для репортажа, интервью характерны почти все художественно-выразительные средств, которыми пользуется публицистика. Репортаж — динамизм повествования, наглядность, предельная документальность, образная аналитичность, эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность, активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. И все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача. Наблюдение, эксперимент, интервью — основные методы подготовки материалов в информационных жанрах.

Своеобразие жанра — не только в оперативности и злободневности, но и в подробной описательности, полноте событийной информации, строгой последовательности изложения. Точность — главная качественная характеристика отчета, и чтобы обеспечить достоверность изложения, важно перепроверить цифры, факты, Фамилии, о которых идет речь в материале.

По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения — информационным (речи, со6ытия, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося).

Если в информационном отчете, отображая внешнюю сторону предмета, сообщают о ходе собрания, конференции, информируют, кто выступил, что и как сказал, и как это было воспринято аудиторией, то аналитический отчет отображает внутреннюю связь докладов, речей, выступлений: его задача не просто проинформировать аудиторию о ходе собрания, но и показать, насколько связаны суждения, выводы, предложения выступавших с проблемами и явлениями реальной жизни организации, региона или страны. Журналист объясняет причины данной проблемы, ситуации, явления, процесса (отчет-объяснение), оценивает их состояние (отчет-объяснение), прогнозирует их развитие, предлагает программу действий (отчет-программа).

Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа (когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует ответы. Заметим, что интервью называют не только жанр, но и универсальный метод получения сведений для корреспонденции, очерка, других материалов.

Репортаж рассматривается также в двух планах — как сбор, подача информационных материалов для печати, радио и телевидения и как информационный жанр, оперативно и ярко рассказывающий о событии, ситуации, явлении (эти черты особенно заметны на телевидении и радио, где репортаж ведется с места события в момент его свершения). Эффекты присутствия, достоверности, сопереживания таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец, или активный участник события.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, автор пытается обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, по широте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, характеру литературно-стилистических средств выразительно-изобразительным средствам.

Одним из основных представителей этой группы жанров является корреспонденция — жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция — не только исследование отдельной ситуации, но и выявление на ее основе закономерностей развития текущей действительности.

Важнейшим аналитическим жанром, позволяющим обстоятельно, глубоко, понаучному трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать их и обобщать теоретически, является статья. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности.

Статья — масштабное расширение границ повествования, факты почерпнуты из личных источников — личных наблюдений, встреч, выступлений СМИ, писем в редакцию и т.д. Структура текста статьи — это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами. Текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда — обращение публициста к логически-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок.

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их. Комментарий — оперативный отклик или точка зрения на событие, впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа, рассуждение по поводу обнародованного ранее факта. Комментатор дает свой вариант прогноза развития явления, но, оставаясь подчеркнуто субъективным, предлагает аудитории самой сделать выводы (согласиться или не согласиться с позицией публициста).

Рецензия — аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов. Это — размышление над прочитанным, услышанным, увиденным. Исходя из объекта исследования, рецензии бывают литературными, театральными, музыкальными, художественными, кинорецензиями.

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Основные представители здесь — очерк и зарисовка, отражающие положительные пения, а также сатирические жанры фельетон и памфлет.

В небольшой зарисовке органически переплетаются черты, признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка — этюд, эскиз с натуры. Она повествует вроде бы о незначительном событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко.

Очерк позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно откликнуться а событие, раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона, своей и других стран. В основе портретного очерка — рассказ о человеке, его жизни, мнениях. Но не каждая судьба может послужить темой для написания очерка, а лишь та, которая наиболее ярко отразила эпоху, социальную действительность, личность, ее значение в конкретных обстоятельствах. Анализ диалектики единичного в процессе развития общего позволяет журналисту увидеть определенные закономерности прогресса, показать способы разрешения противоречия, смысл движения вперед.

В проблемном очерке человек останется как бы на втором плане, автор ведет анализ важной проблемы в ее конкретных проявлениях, действиях отдельных людей и коллективов. Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала позволяют публицисту вести масштабный разговор по актуальным вопросам.

Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую суть отрицательных фактов и явлений действительности. Причем фельетонный факт должен обладать двупиковостью: первый пик (общественно вредная суть факта) возбуждает у читателя гнев, а второй пик (комическая сущность того же факта) — насмешку. Второй пик достигается при условии, если I факт будет обладать парадоксальностью, то есть содержать противоречие между претензиями героя и его возможностями, должностью и поведением, средствами целью, формой и содержанием, замыслом и результатом, словом и делом, идеалом и практикой, поступком и здравым смыслом. Выбор темы для фельетона связан с возможностью комического преувеличения, сатирического заострения ситуации.

Читайте также: