Курский свято троицкий женский монастырь сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. В его облике отражено развитие архитектурных течений XVII-XIX веков.

Проводившиеся летом 2007 года на территории монастыря археологические исследования позволили сделать важные выводы о древности места, на котором была построена Троицкая девичья обитель. Археологи установили, что монастырская территория была освоена в XII веке и представляла собой северную оконечность Верхнего посада древнего Курска. Среди выявленных археологических находок представляют большой интерес фрагменты плинфы – кирпича, из которого строились древнерусские храмы. Найденные обломки плинфы доказывают, что здесь в домонгольское время находился храм и нынешняя монастырская территория – земля намоленная, святая издревле.

В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г, усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. При игумении Алевтине в 1853 г в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек. Сестры много занимались благотворительностью, при монастыре существовала гимназия для девиц и приют для детей-сирот. В военные годы монахини несли послушание сестер милосердия, ухаживая за ранеными.
В 1911 г, при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г.

С историей Курского девичьего монастыря неразрывно связно имя преподобного Серафима Саровского. Курск был родиной преподобного Серафима. В этом древнем городе святой прожил чуть менее четверти своей жизни. Здесь в глубоко верующей семье воспитывалось духовное мировоззрение преподобного Серафима. Родительский дом находился неподалеку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатленным в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.

Троицкий монастырь старинный, и, несомненно, в нем сложились строгие правила иноческой жизни. Курская обитель взрастила немало высоко духовных подвижниц и благодатных стариц, к которым народ обращался за советом и утешением. Среди подвижниц XIX столетия особенно замечательна прозорливая старица – блаженная Евдокия (Расторгуева; 1795–1870), обитавшая в холодной угловой башне монастырской стены. К ней за советом во множестве стекались верующие, глубоко почитая ее за силу молитвы и прозорливые предсказания. Поступив в обитель 20 летней девицей, она всю жизнь несла подвиг юродства. Печь она никогда не топила и даже зимой ходила без чулок, ночи проводила практически без сна в пении псалмов и горячей молитве. Широко почитаемая праведница почила на 75-м году жизни, проститься с ней собрался почти весь город.

В обители, согласно древним установлениям, полагалось быть игумении, которая назначалась пожизненно из сестер обители. Монастырь был славен игумениями. На основании сохранившихся сведений, можно назвать имена двадцати одной игумении и время их правления.

Заботясь о процветании обители, вместе с тем игуменья София принимала активное участие в делах благотворительности, милосердия, просвещения. Матушка София являлась попечительницей двух приютов для детей-сирот, помогала пожертвованиями Курской духовной семинарии. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. настоятельница София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. В течение 29 лет игумения София была начальницей женского епархиального училища и ежегодно жертвовала свой годовой оклад в 500 рублей в его пользу. Благодаря стараниям матушки Софии из воспитанниц училища сформировался один из лучших хоров города. Училищная библиотека являлась образцовой. Для ознакомления с учебным процессом епархиальное женское училище посещали обер-прокуроры Святейшего Синода. Матушка настоятельница являлась начальницей монастырской церковноприходской школы, обучение в которой было бесплатное. Школа считалась образцовой в воспитательном и учебном отношении, преуспевала в преподавании прикладных дисциплин. Кроме того, игумения София являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела Императорского православного Палестинского общества, принимала активное участие в работе Императорского археологического общества.

За просветительскую деятельность и религиозно-нравственное воспитание детей игумения София была удостоена многочисленных наград от Святейшего Синода, епархиального владыки и духовенства, земства, религиозно-просветительских и научных обществ. За участие в судьбе раненых воинов в русско-турецкой войне настоятельнице Софии был вручен знак Красного Креста. Она также была удостоена высших церковных наград: 3-х наперсных драгоценных крестов из Кабинета Его Императорского Величества – царей Александра II и Александра III. Старицу игумению любил весь Курск, знала и почитала ее Императорская Фамилия, она была лично знакома со многими замечательными людьми, ныне прославленными Православной Церковью. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена в монастыре за алтарем Троицкого храма.

Осенью 1923 г.обитель была закрыта большевиками и подверглась разорению, сестры были насильственно разогнаны, имущество разграблено. В 1930–1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО; с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.

Однако во многом благодаря мудрому руководству игумении Емилии монастырь был сохранен в годы репрессий: настоятельница и сестры продолжали тайную жизнь монастырской общины. Как только появилась возможность вновь открыть монастырь в 1942 году во время Великой Отечественной войны, обитель тут же ожила. Позднее, в годы гонений на Церковь, в начале 1950-х годов монастырь упразднили. Снова продолжилась скрытая жизнь обители. Монастырь жил по Уставу: по традиции во главе его стояла игумения, были старшие сестры, выполнялись различные послушания, совершались постриги в мантию, выполнялось молитвенное правило, читалась Неусыпаемая Псалтырь, соблюдались таинства исповеди и причастия. В 1980-х годах умирает последняя игумения Ангелина.

В 1994 году Троицкий храм и два корпуса (настоятельский и сестринский) с прилежащей к ним территорией передаются в ведение возрождающейся женской Свято-Троицкой обители – на святом древнем месте возобновляется монашеская жизнь. Продолжилась связь иноческих традиций благодаря пожилым монахиням, дожившим до открытия монастыря. Последняя монахиня старинной обители матушка Сергия (Вера Митрофановна Сухочева; 1919-2006 гг.), будучи взята в обитель еще маленькой девочкой, поселяется в стенах родного возрождающегося монастыря. 22 октября 2006 г. монахиня Сергия скончалась на 87 году жизни.

В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов был проведен ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения.

Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.

В настоящее время Курская Свято-Троицкая женская обитель старается возродить духовные монастырские традиции, монашеское делание, дела милосердия, благотворительности, просвещения.

В монастырских храмах идут ежедневные богослужения: полностью вычитывается монашеское правило, служится литургия, молебны, панихиды. По окончании вечерней службы неопустительно совершается крестный ход вокруг храма. Еженедельно на утрене читаются акафисты: в воскресенье – Пресвятой Троице, в среду – Богородице, в пятницу – преподобному Серафиму Саровскому. В течение дня сестры непрерывно читают Псалтырь с поминанием живых и усопших, по синодику молятся за прежних настоятельниц и насельниц обители.

Придерживаясь древних монастырских традиций, обитель развивает просветительскую деятельность. Проходят занятия воскресной школы и кружка изобразительного искусства. К праздникам Пасхи и Рождества Христова учащиеся школы, под руководством преподавателя, готовят утренники и выступают на монастырских праздниках для детей прихожан, а также выезжают с концертами в детскую больницу, детский дом и другие социальные учреждения. В библиотеке монастыря имеется богатый выбор духовной литературы. Монастырская библиотека насчитывает около четырех тысяч книг. При обители открыт музей по истории монастыря. Прихожане активно участвуют в создании музейных коллекций. В обители также действует исторический кабинет и архив. Сестры ведут работу по сбору архивного материла, неоценимую помощь в исторических исследованиях оказывают курские вузы, музеи, научные работники и представители культуры.

Монастырь традиционно продолжает дела милосердия. Обитель оказывает помощь нуждающимся продуктами и одеждой, ведется переписка с заключенными в тюрьмах и находящимися в исправительно-трудовых колониях, регулярно им высылаются посылки.

В 2006 г. произошло знаменательное событие – в женский монастырь во имя прп. Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской епархии переехала часть сестер из Свято-Троицкого монастыря. В феврале 2007 г. настоятельницей новостроящейся обители назначена одна из насельниц Курского Свято-Троицкого монастыря монахиня Елизавета (Семенова).

В настоящее время, при поддержке городских властей, Курский Свято-Троицкий женский монастырь расширяет спектр направлений социально-просветительской деятельности.

Ведется работа по созданию православной аптеки, православного пункта оказания медицинской помощи для населения, больницы и богадельни для насельниц. Планируется расширение монастырской иконной лавки, открытие православной гостиницы для паломников, создание пекарни для выпечки монастырского хлеба. Есть желание открыть иконописный цех, швейную и вышивальную мастерские, монастырское издательство, православную гимназию для девиц и проч. В целях благоустройства монастыря запланирован ремонт и реставрация храмов, закладка монастырского сада, колодца со святой водой, сестринских келейных корпусов.

Курский Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь имеет более, чем 400-летнюю историю. В годы расцвета, в н. ХХ в., в стенах обители подвизалось до 1000 сестер. Это был знаменитый монастырь, традиционно имевший связи с Оптиной пустынью, известный старицами и подвижницами высокодуховной жизни и тем, что здесь полагал начало своим подвигам преподобный Серафим Саровский, молившийся в детстве в храмах обители.

Содержание

Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. Храмовый комплекс монастыря представляет собой значительную художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII-XIX веков; в его облике отражено развитие архитектурных течений трех столетий.

Курский Троицкий женский монастырь

В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день.

В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году, благодаря пожертвованиям курян М.В. и П.Т. Зубковых, был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г. Скит был устроен при деревне Шуклинка в 7 верстах от Курска на пожертвованной монастырю купцом Димитрием Созоновым земле. Заботами игумении Софии в 1890 г. здесь была выстроена каменная холодная церковь с колокольней в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 г. на станции Борки (Курская губерния). Храм был освящен во имя небесных покровителей царской семьи: святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1898 г. была выстроена скитская монашеская богадельня в память Императорской коронации Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны. А в 1903 г. завершилась постройка теплого храма, освященного в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царя Николая. В 1909 г. был устроен колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей, и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминалось в синодике монастырского скита. В настоящее время жизнь в скиту возрождается, ведутся богослужения в деревянной церкви. Восстанавливается каменный храм.

Курский Троицкий женский монастырь

В 1923 г. большевики закрыли монастырь, устроив поджог монашеских келий на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей.

В 1925 г. музеи объединились в Губернский краеведческий музей.

Не ранее 1936 г. утрачена восточная стена с башнями по 2-й Сергиевской улице (ныне ул. Володарского).

В 1950-е годы купол над святыми воротами разобран; здание храма было отреставрировано как исторический памятник республиканского значения.

В 1930–1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО; с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.

Ровно 70 лет пребывала в поругании и запустении древняя обитель. В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов был проведен ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения.

Монастырь расположен на возвышенном берегу реки Тускари, в непосредственной близости от административного центра города. Обитель во времена своего расцвета – второй половине XIX века – занимала обширную территорию, на которой стояла Троицкая церковь, множество деревянных келий и несколько каменных корпусов. Со всех сторон монастырь был обнесен невысокой кирпичной оградой. В настоящее время территория обители в несколько раз меньше прежней и представляет собой небольшой участок земли с северной, западной и восточной стороны храма. Монастырскую стену заменил кованный забор. Из всех корпусов сохранились лишь три: игуменский, сестринский и возвращенный обители в июле 2010 г. дом для будущего детского приюта.

Курский Троицкий женский монастырь

Здания, находящиеся на территории подворья, пребывают в аварийном состоянии. Восстановление большинства из них требует огромных материальных затрат, и потому монастырь в настоящее время не в состоянии поднимать их из руин.

Другим подворьем можно считать 15 соток земли, арендуемой монастырем на дачных участках близ поселка Искра (пригород Курска). Здесь сестры выращивают картофель. К сожалению, почва в этом месте оказалась не плодородная, и урожай с нее невелик.

Курский Троицкий женский монастырь

  • Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия
  • Икона Божией Матери Новодворская
  • Образ Богородицы Троеручица
  • Частицы святых мощей в иконах и мощевиках

28 июля/10 августа- Смоленской иконы Божией Матери;

20 декабря/2 января - Новодворской иконы Божией Матери;

24 июня/7 июля – Рождество прор. Иоанна Предтечи;

4/17 сентября, 10/23 декабря – свт. Иоасафа Белгородского;

12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы – Иверской иконы Божией Матери;

9/22 сентября, 18/31 октября - прп. Иосифа Волоцкого;

Неделя 2-я по Пятидесятнице - Всех святых, в земле Российской просиявших;

3 июля и 26 сентября н. ст. - память особо почитаемой игумении Софии (Ступиной) (1807-1909) (совершаются поминальные службы)

Адрес: г. Курск, ул. Горького, 13/1

Только в случае предварительной договоренности с сестрами монастыря (по телефону или электронной почте) можно будет разместиться на несколько суток маленькой группе паломниц в составе не более 4 человек. Мужчинам, за исключением родственников насельниц нашего монастыря, ночлег не предоставляется.

Если организуется однодневный приезд большой группы, можно заранее заказать экскурсию по территории и храмам обители, и трапезу, при необходимости.


К урский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. В его облике отражено развитие архитектурных течений XVII-XIX веков.

Проводившиеся летом 2007 года на территории монастыря археологические исследования позволили сделать важные выводы о древности места, на котором была построена Троицкая девичья обитель. Археологи установили, что монастырская территория была освоена в XII веке и представляла собой северную оконечность Верхнего посада древнего Курска. Среди выявленных археологических находок представляют большой интерес фрагменты плинфы – кирпича, из которого строились древнерусские храмы. Найденные обломки плинфы доказывают, что здесь в домонгольское время находился храм и нынешняя монастырская территория – земля намоленная, святая издревле.

В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г., усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. При игумении Алевтине в 1853 г. в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек. Сестры много занимались благотворительностью, при монастыре существовала гимназия для девиц и приют для детей-сирот. В военные годы монахини несли послушание сестер милосердия, ухаживая за ранеными.


В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году был построен новый трёхэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г.


С историей Курского девичьего монастыря неразрывно связно имя преподобного Серафима Саровского . Курск был родиной преподобного Серафима. В этом древнем городе святой прожил чуть менее четверти своей жизни. Здесь в глубоко верующей семье воспитывалось духовное мировоззрение преподобного Серафима. Родительский дом находился неподалёку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатлённым в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.


В 1923 г. большевики закрыли монастырь, устроив поджог монашеских келий на праздник Успения Пресвятой Богородицы. С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей. В 1925 г. музеи объединились в Губернский краеведческий музей.

С конца 20-х годов в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ "ЖАКТ "Воля". В кельях разместили 260 заключённых. Были развёрнуты мастерские, устроена библиотека для заключённых с читальным залом.

Не ранее 1936 г. утрачена восточная стена с башнями по 2-й Сергиевской улице (ныне ул. Володарского). В 1950-е годы купол над святыми воротами разобран; здание храма было отреставрировано как исторический памятник республиканского значения.


Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. В его облике отражено развитие архитектурных течений XVII-XIX веков.

Проводившиеся летом 2007 года на территории монастыря археологические исследования позволили сделать важные выводы о древности места, на котором была построена Троицкая девичья обитель. Археологи установили, что монастырская территория была освоена в XII веке и представляла собой северную оконечность Верхнего посада древнего Курска. Среди выявленных археологических находок представляют большой интерес фрагменты плинфы – кирпича, из которого строились древнерусские храмы. Найденные обломки плинфы доказывают, что здесь в домонгольское время находился храм и нынешняя монастырская территория – земля намоленная, святая издревле.

В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г, усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. При игумении Алевтине в 1853 г в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек. Сестры много занимались благотворительностью, при монастыре существовала гимназия для девиц и приют для детей-сирот. В военные годы монахини несли послушание сестер милосердия, ухаживая за ранеными.

В 1911 г, при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г.

С историей Курского девичьего монастыря неразрывно связно имя преподобного Серафима Саровского. Курск был родиной преподобного Серафима. В этом древнем городе святой прожил чуть менее четверти своей жизни. Здесь в глубоко верующей семье воспитывалось духовное мировоззрение преподобного Серафима. Родительский дом находился неподалеку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатленным в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.

Троицкий монастырь старинный, и, несомненно, в нем сложились строгие правила иноческой жизни. Курская обитель взрастила немало высоко духовных подвижниц и благодатных стариц, к которым народ обращался за советом и утешением. Среди подвижниц XIX столетия особенно замечательна прозорливая старица – блаженная Евдокия (Расторгуева; 1795–1870), обитавшая в холодной угловой башне монастырской стены. К ней за советом во множестве стекались верующие, глубоко почитая ее за силу молитвы и прозорливые предсказания. Поступив в обитель 20 летней девицей, она всю жизнь несла подвиг юродства. Печь она никогда не топила и даже зимой ходила без чулок, ночи проводила практически без сна в пении псалмов и горячей молитве. Широко почитаемая праведница почила на 75-м году жизни, проститься с ней собрался почти весь город.

В обители, согласно древним установлениям, полагалось быть игумении, которая назначалась пожизненно из сестер обители. Монастырь был славен игумениями. На основании сохранившихся сведений, можно назвать имена двадцати одной игумении и время их правления.

Заботясь о процветании обители, вместе с тем игуменья София принимала активное участие в делах благотворительности, милосердия, просвещения. Матушка София являлась попечительницей двух приютов для детей-сирот, помогала пожертвованиями Курской духовной семинарии. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. настоятельница София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. В течение 29 лет игумения София была начальницей женского епархиального училища и ежегодно жертвовала свой годовой оклад в 500 рублей в его пользу. Благодаря стараниям матушки Софии из воспитанниц училища сформировался один из лучших хоров города. Училищная библиотека являлась образцовой. Для ознакомления с учебным процессом епархиальное женское училище посещали обер-прокуроры Святейшего Синода. Матушка настоятельница являлась начальницей монастырской церковноприходской школы, обучение в которой было бесплатное. Школа считалась образцовой в воспитательном и учебном отношении, преуспевала в преподавании прикладных дисциплин. Кроме того, игумения София являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела Императорского православного Палестинского общества, принимала активное участие в работе Императорского археологического общества.

За просветительскую деятельность и религиозно-нравственное воспитание детей игумения София была удостоена многочисленных наград от Святейшего Синода, епархиального владыки и духовенства, земства, религиозно-просветительских и научных обществ. За участие в судьбе раненых воинов в русско-турецкой войне настоятельнице Софии был вручен знак Красного Креста. Она также была удостоена высших церковных наград: 3-х наперсных драгоценных крестов из Кабинета Его Императорского Величества – царей Александра II и Александра III. Старицу игумению любил весь Курск, знала и почитала ее Императорская Фамилия, она была лично знакома со многими замечательными людьми, ныне прославленными Православной Церковью. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена в монастыре за алтарем Троицкого храма.

Осенью 1923 г.обитель была закрыта большевиками и подверглась разорению, сестры были насильственно разогнаны, имущество разграблено. В 1930–1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО; с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.

Однако во многом благодаря мудрому руководству игумении Емилии монастырь был сохранен в годы репрессий: настоятельница и сестры продолжали тайную жизнь монастырской общины. Как только появилась возможность вновь открыть монастырь в 1942 году во время Великой Отечественной войны, обитель тут же ожила. Позднее, в годы гонений на Церковь, в начале 1950-х годов монастырь упразднили. Снова продолжилась скрытая жизнь обители. Монастырь жил по Уставу: по традиции во главе его стояла игумения, были старшие сестры, выполнялись различные послушания, совершались постриги в мантию, выполнялось молитвенное правило, читалась Неусыпаемая Псалтырь, соблюдались таинства исповеди и причастия. В 1980-х годах умирает последняя игумения Ангелина.

В 1994 году Троицкий храм и два корпуса (настоятельский и сестринский) с прилежащей к ним территорией передаются в ведение возрождающейся женской Свято-Троицкой обители – на святом древнем месте возобновляется монашеская жизнь. Продолжилась связь иноческих традиций благодаря пожилым монахиням, дожившим до открытия монастыря. Последняя монахиня старинной обители матушка Сергия (Вера Митрофановна Сухочева; 1919-2006 гг.), будучи взята в обитель еще маленькой девочкой, поселяется в стенах родного возрождающегося монастыря. 22 октября 2006 г. монахиня Сергия скончалась на 87 году жизни.

В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов был проведен ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения.

Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.

В настоящее время Курская Свято-Троицкая женская обитель старается возродить духовные монастырские традиции, монашеское делание, дела милосердия, благотворительности, просвещения.

В монастырских храмах идут ежедневные богослужения: полностью вычитывается монашеское правило, служится литургия, молебны, панихиды. По окончании вечерней службы неопустительно совершается крестный ход вокруг храма. Еженедельно на утрене читаются акафисты: в воскресенье – Пресвятой Троице, в среду – Богородице, в пятницу – преподобному Серафиму Саровскому. В течение дня сестры непрерывно читают Псалтырь с поминанием живых и усопших, по синодику молятся за прежних настоятельниц и насельниц обители.

Придерживаясь древних монастырских традиций, обитель развивает просветительскую деятельность. Проходят занятия воскресной школы и кружка изобразительного искусства. К праздникам Пасхи и Рождества Христова учащиеся школы, под руководством преподавателя, готовят утренники и выступают на монастырских праздниках для детей прихожан, а также выезжают с концертами в детскую больницу, детский дом и другие социальные учреждения. В библиотеке монастыря имеется богатый выбор духовной литературы. Монастырская библиотека насчитывает около четырех тысяч книг. При обители открыт музей по истории монастыря. Прихожане активно участвуют в создании музейных коллекций. В обители также действует исторический кабинет и архив. Сестры ведут работу по сбору архивного материла, неоценимую помощь в исторических исследованиях оказывают курские вузы, музеи, научные работники и представители культуры.

Монастырь традиционно продолжает дела милосердия. Обитель оказывает помощь нуждающимся продуктами и одеждой, ведется переписка с заключенными в тюрьмах и находящимися в исправительно-трудовых колониях, регулярно им высылаются посылки.

В 2006 г. произошло знаменательное событие – в женский монастырь во имя прп. Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской епархии переехала часть сестер из Свято-Троицкого монастыря. В феврале 2007 г. настоятельницей новостроящейся обители назначена одна из насельниц Курского Свято-Троицкого монастыря монахиня Елизавета (Семенова).

В настоящее время, при поддержке городских властей, Курский Свято-Троицкий женский монастырь расширяет спектр направлений социально-просветительской деятельности.

Ведется работа по созданию православной аптеки, православного пункта оказания медицинской помощи для населения, больницы и богадельни для насельниц. Планируется расширение монастырской иконной лавки, открытие православной гостиницы для паломников, создание пекарни для выпечки монастырского хлеба. Есть желание открыть иконописный цех, швейную и вышивальную мастерские, монастырское издательство, православную гимназию для девиц и проч. В целях благоустройства монастыря запланирован ремонт и реставрация храмов, закладка монастырского сада, колодца со святой водой, сестринских келейных корпусов.

Схимитрополит Ювеналий (Тарасов)

Юридический адрес: г. Курск, 305000, ул. М. Горького, 13
Фактический адрес: г. Курск, 305000, ул. М. Горького, 13

ОГРН 1024600005748
ОКАТО 38401365000
ОКПО 47908391
ОКОГУ 62000
ОКФС 54
ОКОПФ 83
ОКВЭД 91.31

В назначении платежа указать: пожертвование на уставную деятельность. НДС не облагается

БОГОСЛУЖЕНИЯ

ПОДАТЬ ТРЕБЫ

Воскресная школа

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

26 ФЕВРАЛЯ - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ МЯСОПУСТНАЯ СУББОТА
СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ во всех храмах служат ПАРАСТАС – это особый чин заупокойной службы перед Вселенской Родительской Мясопустной субботой (которая будет 26 февраля).
Показать полностью.

В течение Великого поста установлены ещё три родительских субботы. Причина в том, что в Великую четыредесятницу полные Божественные литургии среди недели не совершаются. И чтобы компенсировать недостаток молитв за наших умерших родных и близких, существуют дополнительно еще три субботы для особого поминовения усопших:

19 марта 2022 года – 2-я суббота Великого поста;
26 марта 2022 года – 3-я суббота Великого поста;
2 апреля 2022 года – 4-я суббота Великого поста.

Для церковного поминовения на Парастас, отдельно на литургию и отдельно на панихиду утром прихожане готовят записки с поминовением усопших (то есть три). В записке крупным разборчивым почерком пишут имена поминаемых в родительном падеже.
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, хлеб, сладости, фрукты, овощи, консервы (не мясные), растительное масло.

Важно ещё помнить, что наши почившие близкие и родные люди после смерти больше всего нуждаются именно в молитве за них. Так мы можем выразить то, что помним о них и любим.

Екатерина Арагонская

Надежда Глазкова

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

"ХРАНИТЕЛЬНИЦА АФОНА И ВРАТАРНИЦА ОБИТЕЛИ ИВЕРСКИЯ"
25 февраля - день памяти иконы Божией Матери "Иверская". В Курском Свято-Троицком женском монастыре престольный праздник, так как в честь Иверской иконы Божией Матери освящен правый придел Новодворского храма.
Показать полностью.

Однажды братия обнаружила в море горящий, огненный столп, спускающийся с небес. В страхе, с молитвой иноки пробрались к берегу и увидели плывущий по волнам образ Богородицы. Монахи попытались приблизиться к иконе, но чем ближе они подплывали к святому образу, тем дальше Божия Матерь отдалялась от них.

Тогда на Афоне жил благочестивый инок Гавриил. Непрестанно он поучался в Слове Божием, творил Иисусову молитву и пребывал в строгом посте - вкушал лишь горные травы и пил простую воду. При своих великих телесных подвигах старец был кроток и смирен.

Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу, и сказала ему, что Господь дарует монахам Ее икону, и что она берет обитель, в которой он живет - Иверский монастырь, под свой покров, будет помощницей и заступницей им не только в этой жизни, но и в вечности. Царица небесная повелевает старцу Гавриилу взять в руки Ее образ и передать икону братии. Святой Гавриил рассказал игумену монастыря Павлу о своем видении. С торжественными молебными песнопениями, крестным ходом, братия монастыря отправилась к берегу моря. Как только преподобный Гавриил ступил в воду, икона стала приближаться к нему, святой образ оказался у него в руках. Это случилось в первый вторник после праздника Пасхи. Теперь ежегодно в этот день во всех православных храмах служатся молебны в честь Иверской иконы Божией Матери. По месту пребывания в Иверском монастыре икона и получила свое название.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

ПРЕПОДОБНЫЙ КАССИАН БОСОЙ, ВОЛОКОЛАМСКИЙ
Преподобный Кассиан Босой, Волоколамский, в миру Козьма родился в городе Переяславле в благочестивой знатной семье в середине XV века. Мальчик обладал незаурядными способностями к ратной службе и был знаком с великим князем всея Руси Иваном Васильевичем. Но вскоре Козьма познал суету мира сего и ушел в Боровский монастырь, где преподобный Пафнутий постриг его в монаха с именем Кассиан.
Показать полностью.

Пребывая в полном послушании у преподобного, отец Кассиан все более возрастал в духовном делании. Келейным правилом его были 6000 Иисусовых молитв и 1000 поклонов. На теле он носил панцирь, который со временем рассыпался и был заменен на вериги. После преставления своего наставника Пафнутия отец Кассиан перешел в Волоколамский монастырь, основанный учеником старца, преподобным Иосифом (Саниным).

Однажды преподобный Кассиан решил 40 дней ничего не есть, не пить и не спать. Через 12 дней святой сильно изнемог, и преподобный Иосиф повелел ему ослабить пост. Отец Кассиан ослабил, но вскоре ослеп, и зрение вернулось к нему лишь после еще большего ослабления поста. Через некоторое время у него отнялись ноги, и преподобный дал обет Божьей Матери не носить обуви и теплой одежды, после чего сразу наступило исцеление. Всю оставшуюся жизнь святой ходил босиком и в подряснике, несмотря на морозы. Когда преподобному исполнилось 90 лет и стал он немощен, братия сняли с него вериги. Но отец Кассиан попросил сделать ему более легкие и жил с ними.

Однажды в обители был сильный пожар, который сам собой утих по молитве отца Касииана. В 1530 году у великого князя Василия Иоанновича родился сын Иоанн (Грозный), наследник престола, и преподобный Кассиан был приглашен стать его крестным отцом.

Незадолго до своего упокоения старец заболел. Приготовившись должным образом, 11 февраля 1532 года преподобный Кассиан отошел ко Господу и был погребен рядом с преподобным Иосифом в Успенском соборе.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

В феврале 1930 года в г. Слуцк из села Телядовичи Минской губернии приехала молодая женщина, Доминика Игнатьевна Новицкая. Она ехала не в гости и не за покупками. Ей нужно было навестить мужа. Муж был священник. Муж был в тюрьме.

Отцу Валериану было 33 года. У них с матушкой было трое маленьких детей – пяти, трех лет и одного года.

Матушка Доминика всю жизнь ждала возвращения мужа. Та записка была последней весточкой, которую она получила от отца Валериана. Она умерла почти полвека спустя, в 1976 году, так и не узнав, как и за что погиб ее муж.

Он успел послужить в священном сане всего 7 лет. В середине 20-х годов, как и во множестве других деревень, в Телядовичах местные власти попытались закрыть храм и переоборудовать его под зернохранилище. Однако люди отстояли церковь и приход был сохранен.

11 января 1930 года отец Валериан был арестован. Основанием для ареста послужил донос местной учительницы. Обвинение гласило, что священник занимался агитацией против колхозов. В предъявленном обвинении отец Валериан виновным себя не признал.

Он был расстрелян в тот же день в Тимковичском лесу (15 км от г.Несвижа), точное место расстрела до сих пор неизвестно.

Позже, в 1970-е годы, один из палачей, участвовавших в расстреле отца Валериана, — житель деревни Тимковичи, — умирая, был мучим совестью. Он рассказал односельчанам, как ему пришлось вести троих приговоренных к расстрелу в лес. Двое из них были священниками, и один из них отец Валериан. Перед расстрелом священникам еще раз предложили отказаться от веры в Бога и от сана. После того, как они отвергли это предложение, им приказали собственноручно вырыть себе могилу, а затем расстреляли.

О священномученике Валериане Новицком и его супруге Доминике Игнатьевне читайте на нашем сайте в разделе "Публикации и статьи" - "Образ православной семьи (на примере святых новомучеников Российских)"

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО ПАТРИАРХА ТИХОНА
13 августа 1917 года святитель Тихон был возведен на Московскую кафедру, а уже 15 августа начал свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, задачей которого стало избрание патриарха, так как со времен Петра I патриаршество было упразднено.
Показать полностью.

28 октября (10 ноября) 1917 года - Собор принял решение о восстановлении патриаршества в России. 5 (18) ноября состоялось историческое событие – тайным голосованием из числа трех кандидатов митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Его патриаршее служение выпало на самый трагичный момент в истории России – революцию 1917 года и последовавшую затем Гражданскую войну.

7 апреля (н. ст.) 1925 года в Москве патриарх Тихон отошел ко Господу. В 1989 году решением Архиерейского собора Русской Церкви патриарх Тихон был прославлен в лике святых в чине святителя.

Обретение мощей святителя произошло во время восстановительных работ в Малом соборе Донского монастыря, который до этого пострадал в результате поджога.

После обретения мощей, они стали открыто покоится в Большом соборе Донской обители.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ НАДЕЖДИН: "ХРИСТИАНИНОМ НАДО БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО ИМЕНИ"

19 февраля отметили день памяти священномученика Василия Надеждина. 24 декабря 1929 года, незадолго до болезни, предчувствуя, что она не минует его, отец Василий отправил из лагеря супруге последнее письмо, в котором было выражено его упование на общее воскресение и которое явилось своеобразным прощанием с близкими:
Показать полностью.

24 июня 1921 года Василий Федорович был рукоположен во диакона, а 26 июня — во священника к Никольскому храму у Соломенной Сторожки в Москве, построенному как храм 675-й пешей Тульской дружины в начале ХХ столетия.

Дочь священника Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году, писала об этом храме и об отце Василии: «Возле церкви некогда существовала сторожевая будка с соломенной крышей, известная в народе как “соломенная сторожка”. Ко времени строительства храма ее уже не было, но народная память сохранила за этим местом старое наименование.

В храм ходили разные люди, но состав приходской общины прежде всего определялся близостью Петровско-Разумовской академии.

Когда после революции было запрещено преподавание в школах Закона Божия и в Петровско-Разумовской академии закрыли храм, группа ее профессоров и преподавателей обратилась к настоятелю храма святителя Николая священнику Василию Надеждину “с просьбой заняться религиозно-нравственным воспитанием их детей”. Отец Василий живо откликнулся на просьбу профессоров академии. Он создал молодежный хор, поющий на правом клиросе храма учил девушек и юношей не только церковному пению, но и церковной службе, разбирал основные вопросы вероучения, ходил с ними и на концерты классической музыки, читал и обсуждал литературные произведения. Для маленьких детей в доме отца Василия обязательно проводились запрещенные тогда рождественские елки.

1 ноября следователь допросил священника. Назвав, что именно интересует следствие, он задал ряд вопросов, отвечая на которые, отец Василий сказал: «Молодежь у меня принимает участие в церковных делах с 1921 года. Всего у меня не больше десяти человек.

20 ноября 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Василия к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Но когда священник прибыл в пересыльный лагерный пункт в город Кемь, морская навигация уже закончилась, и он был оставлен в Кеми. Это был тот период времени, когда на всем Соловецком архипелаге, превращенном в сеть концлагерей, свирепствовала эпидемия сыпного тифа, сводившая тысячи людей в могилу. Вскоре отец Василий заболел тифом и был помещен в лагерную больницу. В больнице во время медицинских процедур ему занесли инфекцию, и стала быстро развиваться гангрена. Узнав о болезни мужа, Елена Сергеевна приехала в Кемь и, поселившись неподалеку от лагеря, стала каждый день носить ему передачи.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь запись закреплена

Сущность всего процесса христианского спасения составляет наше богообщение, наше теснейшее единение с Богом через воплощение в жизни любви к Богу и ближнему. Пребывающий в любви , говорит Апостол, пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Если имеете любовь между собой, говорит Христос, вы друзья Мои (Ин. 15, 14). Пред Своими страданиями Спаситель молился Отцу за всех людей. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они (верующие) да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). Вот истинное назначение и цель стремлений человека! Это непрерывное, постоянное состояние богообщения и есть та вечная жизнь — блаженная жизнь, Царство Небесное, о которых говорит нам Евангелие и к которым мы должны стремиться. А богообщение, святая жизнь, любовь к Богу и ближнему возможна и здесь, на земле, — следовательно, и вечная жизнь, Царство Небесное, блаженство начинается в здешней земной жизни и продолжается за гробом. Мы знаем, говорит святой Иоанн Богослов, что, веруя в Сына Божия на земле, мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев . всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. Никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 14–15).

Жизнь человеческая при свете христианства понимается как постоянное движение вперед, как постоянное духовно-нравственное совершенствование от силы в силу, от славы в славу: начинается здесь, на земле, и продолжится за гробом. Здесь, на земле, нам, верующим во Христа, дано отчасти вкусить той действительно человеческой жизни, того блаженства, того Царствия Божия, наследниками которого нас Бог соделал и которое наступит по воскресении нашем. Мы уверены, что каждый истинный христианин и каждый из нас, братья, переживал и ощущал в своей душе радостное чувство общения с Богом, моменты вечной, блаженной жизни. То, что здесь, на земле, дано нам вкусить отчасти, за гробом будет постоянным нашим настроением. Те радостные, святые минуты благодатного общения с Богом, которые мы здесь изредка ощущаем, в будущем веке составят полноту нашей жизни.

Каждому из нас, братья, несомненно хотелось бы жить полной жизнью человеческой, испытывать всю полноту бытия без всяких лишений, горя, забот, страданий, хотелось бы видеть истину лицом к лицу, наслаждаться истинной красотой, вечно сияющей, носить в сердце постоянную любовь и, так сказать, жить в стихии любви, дышать ею. Но такое идеальное состояние жизни возможно только в Царстве нетления и бессмертия. А мы в этом мире, в этом веке лукавом ходим посреди зла, тления и смерти и должны вести постоянную борьбу с проявлениями зла, с темными силами ада, с похотью плоти и страстями. Через борьбу с грехом и злом просветляется наш дух и очищается тело и мы становимся все более и более способны вступить в Царство нетления и бессмертия. Некоторые люди — праведники, святые настолько успевали, живя на земле, развить в себе вечную жизнь, достигнуть постоянного богообщения, настолько очищали тело свое, одухотворяли его, что становились почти уже членами загробного мира, ангелами во плоти, как называет их Святая Церковь. Они были еще в теле, как и мы, а преступали уже часто условия пространства и времени: поднимались для молитвы от земли на воздух, видели отдаленное будущее в жизни людей. После смерти тела их остаются нетленными.

Итак, земная жизнь наша не бессмысленна — только она не цель, а средство воспитания каждого человека для подлинной, человеческой, блаженной жизни, средство обновления и очищения духа и тела человеческого до полной способности вступить в грядущее Царство нетления и вечной жизни во славе с Богом. Воспользуемся же, братья, земной жизнью, данной нам Богом каждому на определенный, не нам известный срок для того, чтобы насадить в душе семена вечной жизни и способствовать всячески им возрастать. Здесь — время сеяния и возрастания, а за гробом — жатва. Сеющий семя добродетельной жизни здесь, на земле скудно — скудно и пожнет за гробом, а сеющий обильно — обильно пожнет в нескончаемом Царстве славы со Христом и всеми святыми.

Читайте также: