Культура западной европы в средние века образование и философия сообщение

Обновлено: 02.07.2024

и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии европейской культуры XIV первой трети XVI в., которая построена на принципах гуманизма и интереса к античности.

Гуманизм (эпохи Возрождения) – в широком смысле: мировоззрение, ставящее человека в центр мира, в узком смысле: изучение наук о человеке.

Инкунабула – книга, напечатанная в период с момента изобретения книгопечатания до 1501 г. Такие книги, демонстрируют переход от рукописных книг к печатным и очень редки.

Университет – объединение преподавателей и студентов, созданное для преподавания и приобретения знаний.

Диспуты – формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.

Схоластика – направление в средневековой философии, в котором истины веры должны были подкрепляться разумом и Священное Писание изучалось методом строго логических умозаключений.

Алхимия – средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные металлы.

Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI – XII веках, его характерные черты строгость и монументальность. Преимущественно господствовал в архитектуре.

Готика – стиль средневекового искусства Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XIII по XVI века. Характерные особенности – устремлённость ввысь, большое количество арок, полуарок и шпилей, ажурный силуэт зданий.

Трубадур – средневековый поэт-музыкант.

Витраж – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уровень развития культуры варваров, во время завоевания ими Западной Европы, был значительно ниже, чем у покоренного ими населения. Не видя ценности в античной культуре, они уничтожали здания, статуи, живопись и книги. Сами же германцы создавали яркие ювелирные изделия, одежду и предметы быта.

Покорив Европу, германцы познакомились с христианской верой. Многие германские племена приняли крещение, однако продолжали совершать языческие обряды. Церкви пришлось осторожно подходить к языческим верованиям простых людей, чтобы избежать их недовольства. Многие священники предлагали не просто запрещать языческие обряды, а объединять их с христианскими. Например, германцам было привычнее поклоняться предметам, поэтому в храмах стали появляться статуи и изображения святых, различные реликвии. Постепенно языческие традиции варваров-германцев сливались с христианской культурой завоеванных ими земель.

В XII – XIII вв. Западная Европа переживала культурный подъём. Развитие городов, знакомство с византийской и арабской культурами способствовали развитию средневекового образования. Оно уже не ограничивалось монастырскими и церковными школами. В городах появлялись светские школы. В крупнейших городах Западной Европы при соборах возникали высшие школы (университеты), где преподавали богословие, философию, медицину, право.

Университет представлял собой сообщество преподавателей (профессоров) и студентов, целью которого было расширение круга научных знаний. Университетом управлял ректор, согласно принятому уставу. Отдельные факультеты возглавляли деканы. Лекции преподавателей дополнялись диспутами (словесными поединками). По окончании университета студенту присваивалась степень бакалавра, а затем – магистра.

Главной наукой считалась теология (богословие). Вопросы соотношения веры и разума рассматривала схоластика. Одним из самых известных философов-схоластов XII в. Был француз Пьер Абеляр, а в XIII в. – Фома Аквинский.

С VI – VIII вв. в культуру Западной Европы входят хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни.

Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. С течением времени песни соединялись, перерастая в эпические поэмы (эпосы).

В XI в. на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты – певцы назывались трубадурами, а рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, германии – труверами и миннезингерами. В рыцарской поэзии был создан образ идеального рыцаря. Стихи воспевали не только верность сеньору, щедрость и благородство, но изящество и привлекательность рыцаря. Поэты воспевали служение Прекрасной Даме.

На XII век приходится расцвет городской литературы. Создавались короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы, героем которых становился находчивый крестьянин, способный одурачить рыцарей и жадных монахов.

Ряд технических знаний накапливался в ходе строительства соборов и церквей. Среди наук процветали астрология и алхимия.

Романский стиль в архитектуре XI – XIII вв. сменился готическим (XII – XV вв.). Огромные окна храмов заполняли витражи – картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Бытовые сцены изображались на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV – XV вв.

В середине XIV в. В Италии зарождается культура Возрождения. В этот период служители искусства наряду с современными приёмами используют элементы, заимствованные из античных времён.

Эти идеи находили отражение в произведениях искусства. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени. Один из известнейших живописцев эпохи раннего Возрождения был Сандро Боттичелли.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые ______________________. Университет включал в себя три факультета: юридический, ___________, богословский. Однако обучение начиналось с особого, _______________ факультета. Преподавание шло на _________________________ языке.

Правильный вариант:

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые деканом. Университет включал в себя три факультета: юридический, медицинский, богословский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного факультета. Преподавание шло на латинском языке.

Задание 2. Религиозно – философское учение, пытающееся познать Бога и мир с помощью логических рассуждений. Выберите один ответ.

В средние века люди не могли подчинить себе и культура грозные силы природы. Они были беспомощны перед частыми стихийными бедствиями: засухами, наводнениями, повальными болезнями. Измученный нуждой и гнётом феодала, крестьянин обращал свой взор к небу, ожидая помощи от бога. Церковь в средние века господствовала над умами и чувствами людей.

Переписчик книг средние века

При больших монастырях были особые мастерские, в которых монахи переписывали книги. Писались книги на очень дорогом материале - пергаменте. Над одной книгой в течение долгих лет трудилось много людей: одни писали текст, другие выводили заглавные буквы, третьи делали рисунки красками. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Лишь немногие, самые богатые люди могли их приобретать. Особенно редкие и ценные книги в библиотеках приковывали цепями к полкам.

Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви. Они должны были уметь читать церковные книги и знать молитвы.

2. Как учились в средневековой школе.

Для подготовки священников при больших церквах и монастырях существовали школы. Учащиеся заучивали наизусть множество молитв, учились чтению, письму, счёту и церковному пению. На уроках арифметики вычисляли, через сколько дней наступит тот или иной религиозный праздник. По геометрии давались знания, необходимые для возведения церковных зданий.

Из церковных школ выходили полуграмотные люди. Многие умели лишь читать латинский текст, не понимая смысла прочитанного. Школа в средние века находилась целиком в руках духовенства.

Городская школа средние века

С ростом городов требовалось больше-грамотных людей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах и суде. Стали возникать городские, не церковные школы. В них лучше, чем в церковных, обучали письму и арифметике давали некоторые сведения по естествознанию.

3.Зарождение научных знаний.

У средневекового человека было очень мало знаний, наука почти ничего не могла объяснить. Духовенство следило за тем, чтобы доводы учёных не шли в разрез с учением церкви. Церковь утверждала, что человек не может проникнуть в тайны природы, так как всё в мире происходит по воле бога. Поэтому средневековые учёные мало изучали природу. Чаще их взоры были прикованы к пожелтевшим страницам церковных книг, в которых они искали готовые ответы на все вопросы.

Знания, накопленные людьми ещё в древности, подменялись вымыслами. Люди представляли себе Землю плоским кругом, который покрыт сверху небом, как колпаком, по нему совершают свой путь Солнце и Луна.

Долгое время европейцы почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далёких странах. Рассказывали, что есть страны, в которых живут карлики величиной с кулак и люди с лошадиными ногами, водятся птицы, вылетающие из плодов.

В средние века процветали такие лженауки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звёздам можно определять будущее. Короли, полководцы и путешественники советовались с астрологами, прежде чем что-либо предпринять. Алхимики бесплодно тратили силы на поиски таинственного вещества, с помощью которого будто бы можно будет превращать все металлы в золото.

4. Зарождение научных знаний.

Но развитие хозяйства приводило к зарождению настоящих научных знаний. Крестьяне улучшали обработку почвы, наблюдали за животными и растениями. В своих маленьких мастерских ремесленники испытывали свойства металлов и камней, изготовляли краски и стекло.

Духовенство преследовало передового учёного. Сочинения Бэкона были преданы проклятию, его самого посадили в тюрьму, где он томился свыше 20 лет. Из тюрьмы учёный вышел дряхлым стариком.

С ростом торговли расширялись и географические знания европейцев.

Впервые правдивые сведения о странах Дальнего Востока сообщил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века он провёл вдали от родины, много лет жил в Китае, внимательно наблюдая жизнь этой страны. Вернувшись в Италию, путешественник написал книгу, в которой ярко и занимательно рассказал о жизни и обычаях народов азиатских стран. Эта книга долго служила руководством для составления географических карт, которыми пользовались путешественники.

ДОКУМЕНТ - Отрывки из книги средневекового учёного.

Если ты хочешь одолеть врагов, возьми камень, который называется адамант (алмаз), блестящего цвета, твердейший, так что нельзя разбить его, кроме как помазав кровью козла. И если привязать его с левой стороны, помогает он против врагов, и против нездоровья, и против животных диких и ядовитых, и лихих людей, и против ссоры и споров, и против яда.

Если хочешь прибавить мудрости и избежать глупости, возьми камень, который называется хризолит, светло-зелёный, оправленный в золото; он изгоняет глупость и приносит мудрость.

Филин - птица достаточно известная. Чудесны свойства этой птицы. Ибо, если её сердце и правую ногу положить над спящим, тотчас он тебе расскажет всё, что он делал и что ни спросишь у него.

Если кто-нибудь будет носить слева сердце собаки, то все собаки онемеют перед ним.


Урок формирует представление о развитии образования и философии в странах Средневековой Европы. Характеризует уровень знаний об окружающем мире, которым обладали средневековые европейцы. Рассматривает историю появление университетов в Западной Европе, их структуру. Знакомит с наиболее яркими идеями средневековых философов (схоластов) Европы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Образование и философия"

Люди постепенно накапливали знания. Обобщали их, применяли на практике.

С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных походов расширялся кругозор средневекового человека.

Во время Крестовых походов, столкнувшись с арабской цивилизацией, европейцы осознали, что мир – это не только Европа.

Европейские купцы и путешественники отправлялись в далёкие странствия. Оттуда они приносили ценную информацию – сведения о том, как живут люди и что творится за пределами Европы.

В XIII веке итальянский купец Ма̀рко По̀ло одним из первых европейцев совершил путешествие по Азии.

Путешествие Марко Поло

В Раннем Средневековье наблюдался значительный упадок культурной жизни Европы. Были забыты труды античных учёных, греческий и восточный языки, были утеряны многие технические знания.

Тем не менее, государства Европы развивались. Для управления страной, развития экономики, защиты и нападения требовались образованные люди. А для того, чтобы получить образование требовались источники знаний.

К XI–XII векам на латинский язык переводится большое количество трудов восточных и античных учёных. Эти переводы делались в арабской Испании и норманнской Сицѝлии.

Оттуда они распространились в другие регионы Европы. Эти переводы позволили европейцам приобрести новые и восстановить старые знания во многих областях науки.

Общество Средневековой Европы было корпоратѝвным. То есть каждый человек принадлежал к какой-то группе людей, у которых были сходные занятия, образ жизни, положение в обществе, внутренние правила.

Одной из таких корпораций стали университѐты – учебные заведения высшей ступени.

В них объединялись представители умственного труда. В основном преподава̀тели (те, кто учил) и студѐнты (те, кто изучал).

В Западной Европе они появились в XI–XII веках. Первыми стали университеты в Боло̀нье, Парѝже, Салѐрно.

В XIII веке возникли университеты в О̀ксфорде, Кѐмбридже, Салама̀нке, Монпельѐ, Тулу̀зе, Орлеа̀не, Па̀дуе, Неа̀поле.

В XIV–XV веках – в Пра̀ге, Кра̀кове, Лѐйпциге. К концу XV века по всей Европе насчитывалось около 80 университетов.

Университеты

Университеты обладали правом на самоуправление, собственным судом. В университетах была своя структура.

Главой университета являлся рѐктор – его совместно выбирали преподаватели и студенты.

Преподаватели объединялись по факультѐтам (по предметам, которые они преподавали). Главой факультета был дека̀н.

Студенты из одного города или страны объединялись в земля̀чества.

Часто они создавали свой уста̀в – свод правил поведения и традиций.

В университетах было три основных факультета. Факультет богословия (по-другому назывался философским).

Юридический, на нём изучали нормы права и законы.

Медицинский – давал знания по медицине.

Также был подготовительный факультет. На нём студенты получали необходимые знания для поступления на основные факультеты.

Преподавание в университетах велось на латѝнском языке. В Средние века он долгое время был международным языком и языком науки.

Занятия проводились в форме лѐкций и дѝспутов. На лекциях преподаватель зачитывал студентам тексты научных книг. При необходимости объяснял непонятные места.

Во время диспутов – споров на заранее выдвинутые темы – студенты состязались в красноречии, в умении доказать свою точку зрения.

Университеты способствовали появлению в Европе интеллигѐнции – людей, занимающихся умственным трудом. Грамотных чиновников.

Содействовали общему подъёму культуры и образования.

В XI–XIII веках получила развитие религиозная философия – схола̀стика.

К её появлению привело стремление мыслителей Высокого Средневековья рациона̀льно (при помощи своего разума, рассуждений и логики) объяснить сущность Бога и христианской религии.

Понять и доказать, почему Бог устроил мир именно так. Какое место в этом мире занимает человек.

Церковь долгое время осуждала схоластов, так как в своём учении опиралась исключительно на веру.

Известным средневековым схоластом был Пьер Абеля̀р (1079–1142 годы).

Он был сторонником рационалѝзма – учения, опиравшегося в доказательствах на разум и логику.

Он утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума.

Оппонентом Абеляра стал Берна̀р Клерво̀ский (1090–1153 годы). Он был представителем другого учения – мистицѝзма. В нём доказательство истины было основано только на вере.

Самым выдающимся схоластом Средневековья признают Фому̀ Аквѝнского (1225–1274 годы).

Доказал, что во Вселенной, созданной Богом, у каждого есть свое место и предназначение.

Его труды оказали сильное влияние на христианскую философию. В XIV веке он был канонизирован.

Своими трудами прославился английский философ Ро̀джер Бэ̀кон (1214–1292 годы).

Он утверждал, что для познания истины недостаточно только веры и разума. Что для истинного познания необходимы наблюдения и опыт. Только при их помощи можно проверить верность знаний.

Подведём итоги.

За период XIXV веков расширился кругозор европейцев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:





















  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 471 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.11.2018 3263
  • PPTX 46.4 мбайт
  • 190 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Завражнов Петр Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В первые столетия Средневековья
контакты между жителями разных
селений были редкими. Дальнее
путешествие было опасным и
трудным делом. Из-за плохих дорог
движение
осуществлялось,
в
основном,
по рекам. Даже о
пограничных странах имелись лишь
отрывочные сведения.

Земля считалась плоской,
лежащей на трех слонах, которые
стоят на черепахе, плавающей в
океане. Индийский океан
считался замкнутым и по его
берегам жили человекоподобные
существа и диковинные
животные.

В XI—XII веках появилось большое
количество переводов на латинский
язык книг греческих и арабских
учёных: почти все сочинения
Аристотеля, главные труды греков и
средневековых арабов по
географии, астрономии, математике,
медицине. Центрами перевода были
Испания и Сицилия, где
относительно мирно уживались
христиане, иудеи и мусульмане.

Средневековое общество было
корпоративным. Каждый человек
занимал свою чётко очерченную
нишу, входил в ту или иную
корпорацию — обособленную
группу людей, которые
занимаются тем или иным общим
делом, живут соответствующим
ему образом, подчиняются
особым правилам и распорядку.
Например, цехи ремесленников.

В XV веке в Европе было уже
более 60 университетов.
Парижский университет
славился преподавателями
философии и богословия,
университет Болоньи (Италия) —
права, Салерно (Сицилия) —
медицины.
Университеты способствовали
появлению в Европе светской
интеллигенции и образованного
чиновничества, общему подъёму
культуры.

Создатель ордена
тамплиеров и вдохновитель
Второго Крестового похода
Бернар Клервоский
утверждал, что нужно верить,
а не рассуждать. Вера
должна быть простой и
искренней, идти от сердца, а
не от рассудка. Небесные
тайны выше человеческого
ума, к ним нельзя
прикасаться. Мудрствования
ведут к гордыне и
заблуждениям. Только в
глубоком переживании веры
человек приближается к Богу.

Многие годы учёный занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличит

Читайте также: