Культура белгородской области сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Культура Белгородской области — совокупность достижений материальной и духовной культуры на территории современной Белгородской области.

Содержание

Исторический очерк

Истоки

На территории современной Белгородской области археологами найдено большое количество культур, охватывающее весь исторический период развития человечества — периоды палеолита, мезолита и неолита. Железный век на территории Белгородской представлен лесостепной культурой скифского времени — с V века до нашей эры здесь жили скифы. Со II по V век н. э., на территорию области начинает проникать Киевская археологическая культура, а затем в раннем средневековье (V—VII века) — Колочинская археологическая культура. В VIII—IX вв. развивается Волынцевская культура северян, развивающаяся в Роменскую на западе области (см. Крапивенское городище), в то время как на востоке с приходом аланов развивается Салтово-маяцкая культура (см. Дмитриевское, Ютановское, Холковское городища).

Культура Руси

В IX веке в Восточной Европе возникло монархическое государство Русь, центром которого стал Киев. Основой культуры Руси стала самобытная культура восточнославянских племён. На момент её возникновения в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие, важными промыслами стали скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло — изготавливались изделия из железа и цветных металлов, развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба на камнях и дереве.

Рубежным событием стало принятие христианства, которое приходило на смену языческим верованиям русских племён, и было официально принято Владимиром Великим в 988 году. Принятие христианства ускорило развитие письменности (некоторое время сосуществовали кириллица и глаголица), а также литературы, древние памятники которой написаны на церковнославянском языке. Важными стали влияния Византийской культуры, в частности распространился византийский стиль в архитектуре, в духовной музыке распространился знаменный распев.

XIII—XVI века

Татаро-монгольское иго середины XIII века стало причиной затяжного экономического упадка. В ряде производств наблюдалось падение или забвения сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность. На длительное время было приостановлено строительство. Центром духовной культуры была православная церковь, которая обладателями Орды оставалась нетронутой.

С упадком Черниговского княжеств увеличивается влияние казаков-севрюков. Ситуация стала постепенно меняться с образованием татарского княжества (улуса) Яголдаевой тьмы и вхождением в состав Великого княжества Литовского. С вхождением в 1500 годах в состав Великого княжества Московского продолжается стабилизация и оживление экономической жизни, а со строительством Белгородской засечной черты появляются или восстанавливаются города: Ольшанск (1645); Усерд (1637); Верхососенск (1637); Царев-Романов (1647); Яблонов (1637); Короча (1638); Белгород (1593) — главный город; Хотмыжск (1640); Оскол (1593); Валуйки (1693); Нежегольск.

XVII—XIX века

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Традиции

Белгородский народный костюм

Белгородский народный костюм является уникальным памятником материальной и духовной культуры народа, определённой эпохи. В его создании принимали участие славянские племена, этнические и социальные слои общества [1] .

Костюмы Белгородчины можно разделить на три этнографических подрегиона (локуса): Белгородско-Курский, Белгордско-Оскольский и Белгородско-Воронежский. Иногда выделяют Украинский этнографический подрегион, особенно ярко проявляющийся в Ровеньском районе [2] . Для Белгородчины были характерны как черезполосное русско-украинское расселение (Курская губерния), так и сплошное заселение (юго-запад Воронежской губернии) [3] .

Календарные обряды

Древнейшими на Белгородчине, как свидетельствуют материалы исследований, являются обряды календарно-земледельческого круга, связанные с землёй, солнцем, небом. Даты важнейших земледельческих праздников приурочены к поворотным моментам движения земли вокруг солнца. Соответственно этому обряды подразделяются на зимние, весенние, летние, осенние и обряды весеннего и осеннего равноденствия.

В белгородских календарных обрядах тесно переплетаются христианские и славянские языческие представления. Среди календарных обрядов особенно любимыми были зимние и Зелёные святки. В калядные вечера мысли крестьян были обращены к весенне-летним полевым работам, полны тревоги за будущий урожай. Пожелания богатого урожая звучали в многочисленных зимних обрядовых песнях — колядках, щедривках, авсеньках, меланках, посеваньях. В ночь под Новый год по домам ходили ряженые с песнями и шутками (надевали вывернутую наизнанку шубу, навешивали бороду). Они поздравляли хозяев и желали благополучия. Ряженым давали подарки после того, как, зайдя в дом, они пропевали песню.

Песни

В Белгородско-Оскольском регионе песенный распев протяжной песни осуществляется в основном на двухголосной основе, с ведущими нижними голосами. Данный стиль известен во всех регионах области. Двухголосный напев протяжной песни обрастает дополнительными подголосками за счёт варьирования основных голосов.

Ещё одна традиция Белгородчины — Украинская. Она представлена практически во всех районах. Украинские песни поются повсеместно и в русских сёлах. Наиболее ярко эти традиции проявляются в Ровеньском районе.

Танцы

В Белгородской области преобладают карагоды, танки, хороводы с полотенцами, часто плясового характера, с приуроченностью к различным праздникам и периодам земледельческого календаря [5] .

Музыка

Для традиционной культуры Белгородского края характерно и разнообразие музыкальных инструментов: от распространённых — гармошек, балалаек, до уникальных — двойной жалейки и калюки — травяной дудки.

В местах поселения выходцев из Малороссии жители создавали небольшие оркестры, в которых играли на скрипке, семиструнной гитаре, бубне, мандалине.

Диалекты

Диалекты Белгородской области заметно изменяются. В связи с сильным влиянием литературного языка на диалекты, в настоящее время приходится говорить о полудиалекте [6] .

Этнографические группы и диалекты.

В настоящее время серьёзным изучением белгородских диалектов не занимается ни одно учебное или научное заведение области, в том числе в Белгородском государственном университете системная работа не ведется и диалектической лаборатории нет.

Промыслы

На Белгородчине широко был распространён гончарный промысел, но особенно славились изделия мастеров слободы Борисовка Грайворонского уезда (Гончарный промысел в Борисовке) и Новооскольского уезда (слобода Великомихайловка). Изделия лепили на простом гончарном круге вручную.

Семья, в которой два взрослых работника и один подросток, изготавливала до 3000 изделий на сумму 300 руб. Из этой суммы половина тратилась на дрова и материалы. Гончарные изделия имеются во всех краеведческих музеях Белгородской области. В настоящее время промысел возрождается в новом качестве — как производство художественных изделий.

В XIX веке на юге России пользовались спросом иконы Борисовские иконы. Они наполняли рынки Курской, Харьковской, Полтавской, Екатеринославской, Ростовской, Таганрогской губерний, на Дону, в Приазовье и на Кубани.

Современное искусство

Живопись

Архитектура

Скульптура

Литература

Театральное искусство

Музыка

Образование и наука

Фестивали и ярмарки

Кухня

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Религия

Основной религией в регионе являются христианство. Подавляющая часть христиан — православные, есть также католики и протестанты. Кроме того, в незначительных количествах присутствует ислам, буддизм, иудаизм, неоязычество. Часть населения — неверующие.

Объекты культуры

Музеи

Старейший музей области — Белгородский государственный историко-краеведческий музей. Открыт в Белгороде в 1924 году вначале как филиал Курского губернского музея. Первоначально музей размещался в помещениях бывшего мужского Троицкого монастыря. За короткое время были сформированы фонды музея, насчитывавшие в тот период около восьми тысяч единиц. В 1964 году городской краеведческий музей получил статус областного.

В 1983 году был создан Белгородский художественный музей, в котором ежегодно проводится более 20 выставок по различной тематике.

В 1986 году открылся Шебекинский историко-художественный музей, основной фонд которого насчитывает более 35 тысяч единиц хранения и считается одним из самых обширных на Белгородчине. По составу и наличию редких предметов особое место занимают коллекции живописи и графики, оружия, нумизматики, фалеристики, археологическая и этнографическая коллекции.

В 1999 году открыт Музей народной культуры, на базе которого проводятся Дни народной культуры районов области. Фонд музея на­считывает более полутора тысяч предметов старины. Сотрудники му­зея занимаются изучением народного творчества Белгородчины, праз­дников и обрядов, промыслов и ремесел, крестьянского быта, народ­ных костюмов, ведут пропаганду творчества современных народных умельцев и художников. На базе музея созданы семейные клубы, про­водятся уроки народоведения. Он является одним из самых посещае­мых музеев области.

На базе государственных и муниципальных музеев проводятся театрализованные презентации выставок, краеведческие уроки, по­знавательные викторины, кинофестивали и другие формы знаком­ства с историей и культурой нашего региона.

Театры


В 1965 году открылся Белгородский театр кукол, созданный во многом, благодаря усилиям энтузиаста театрального дела — Антонины Емельяновны Шиковой.

Кроме указанных театров, в области действуют:

Концертные залы

Центры и студии

Подземные пещеры


Культурное наследие


Печатные

  • Белгородская правда — общественно-политическое издание, тираж 14 000 экземпляров [12] .
  • Белгородские известия — общественно-политическое издание, тираж 12 000 экземпляров [13] .
  • Смена — спортивный еженедельник, рассказывающим о новостях со спортивных арен и о здоровом образе жизни, тираж 5 000 экземпляров [13] .
  • Наш Белгород

Интернет-издания

Радио и Телевидение

См. также

Напишите отзыв о статье "Культура Белгородской области"

Примечания

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Культура Белгородской области

– Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам.
– Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна.
– Hе в том дело, моя душа.
– Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину.
– Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.]
– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!


В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:
– Не могу видеть эту женщину.
– Catiche a fait donner du the dans le petit salon, – сказал князь Василий Анне Михайловне. – Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque сhose, autrement vous ne suffirez pas. [Катишь велела подать чаю в маленькой гостиной. Вы бы пошли, бедная Анна Михайловна, подкрепили себя, а то вас не хватит.]
Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon. [маленькую гостиную.]
– II n'y a rien qui restaure, comme une tasse de cet excellent the russe apres une nuit blanche, [Ничто так не восстановляет после бессонной ночи, как чашка этого превосходного русского чаю.] – говорил Лоррен с выражением сдержанной оживленности, отхлебывая из тонкой, без ручки, китайской чашки, стоя в маленькой круглой гостиной перед столом, на котором стоял чайный прибор и холодный ужин. Около стола собрались, чтобы подкрепить свои силы, все бывшие в эту ночь в доме графа Безухого. Пьер хорошо помнил эту маленькую круглую гостиную, с зеркалами и маленькими столиками. Во время балов в доме графа, Пьер, не умевший танцовать, любил сидеть в этой маленькой зеркальной и наблюдать, как дамы в бальных туалетах, брильянтах и жемчугах на голых плечах, проходя через эту комнату, оглядывали себя в ярко освещенные зеркала, несколько раз повторявшие их отражения. Теперь та же комната была едва освещена двумя свечами, и среди ночи на одном маленьком столике беспорядочно стояли чайный прибор и блюда, и разнообразные, непраздничные люди, шопотом переговариваясь, сидели в ней, каждым движением, каждым словом показывая, что никто не забывает и того, что делается теперь и имеет еще совершиться в спальне. Пьер не стал есть, хотя ему и очень хотелось. Он оглянулся вопросительно на свою руководительницу и увидел, что она на цыпочках выходила опять в приемную, где остался князь Василий с старшею княжной. Пьер полагал, что и это было так нужно, и, помедлив немного, пошел за ней. Анна Михайловна стояла подле княжны, и обе они в одно время говорили взволнованным шопотом:
– Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что ненужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.
– Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Белгородский край – настоящий кладезь народных обычаев, музыкального фольклора, художественных промыслов. Отголоски старины сохранились до наших дней вопреки всем событиям переменчивых веков. Свой вклад в формировании своеобразной культуры края внесли поселившиеся здесь выходцы из земель, которые ныне входят в состав самостоятельных государств – Украины и Белоруссии. В говорах отчетливо прослеживаются черты, которые роднят их с украинским и белорусским языками. В результате взаимопроникновения этих народов произошло смешивание этих культур. Общие корни ярко проявляются в народной одежде Белгородчины. Например, женская одежда определенного типа встречается у всех трех народов: понева у русских, запаска у украинцев, плаха у белорусов. В композиции, орнаменте, цветовой гамме народной одежды видны неразрывная связь человека с природой, особенности труда и быта земледельцев и с занятиями ремеслом. Народные костюмы на Белгородчине были не только очень красивыми, но и очень разнообразными. По наряду крестьянина или крестьянки можно было догадаться, из какой они местности. Даже в нашем веке в белгородских селах бабушки и дедушки охотно надевают в праздник старинные одежды. Они такие яркие, золотом расшитые, такие только в музеях можно увидеть. Вообще белгородцы любят праздники в русском стиле. Их проводят буквально в каждом районе.

Белгородчину справедливо называют заповедником южнорусского фольклора. До наших дней дошли известные в далеком прошлом художественные ремесла: гончарный промысел, резьба по дереву, вышивка, ручное ткачество, тиснение по коже, изготовление изделий из лозы, соломки и др.

В старинном поселке Борисовка издавна сложился необычный промысел – иконописание. Все прочие крестьяне возделывали землю, а борисовцы круглый год сидели над деревянными досками и красками. Осенью на ярмарки все везли урожай, а борисовцы – целые возы икон. Особой художественной подготовки у крестьянских иконописцев, конечно, не было. Иные горе-художники брали самую дешевую краску, которая вскоре линяла, да еще для быстроты рисовали не всю фигуру святого, а тольк лик да руки. А все остальное покрывали сверху украшениями из фольги. Мол. Дешево, сойдет для деревни! Но были и целые семьи талантливых мастеров. Прекрасные борисовские иконы можно увидеть во многих краеведческих музеях Белгородской области.

В окрестностях старинного города Старый Оскол издавна лепили из глины игрушки – свистульки. В древности люди верили, что свист – не просто забава, он будто бы отгоняет от человека все неприятности. В наше время древнее ремесло было почти забыто. Но к счастью, все секреты успели передать людям сестры Наталья и Ольга Гончаровы, две последние мастерицы из Казацкой слободы, что под Старым Осколом. Они учились лепить из глины у своих родителей, а те – у своих. Сама фамилия Гончаровы говорит об их профессии. Сегодня в Старом Осколе открыты Центр декоративно-прикладного творчества и Дом ремесел. Здесь мастера и мастерицы занимаются резьбой по дереву, вышивкой и конечно лепят и раскрашивают знаменитые старооскольские игрушки.

А знаете ли вы, что еще существует село Стригуны Борисовского района. Вот уже 300 лет славится оно выращиванием особым сортом лука. Он отличается ровной, округлой формой и размером с большой кулак. Быстро поспевает, хранится всю зиму, как свежий. Годится и в суп, и на пироги, и в сушку. В селе стригуны открыт Музей лука. Осенью, когда собран урожай, в честь лукового богатства проводится ежегодный фестиваль.

Древнейшие праздники, традиции и обряды, связанные с землей, солнцем, небом, возникли у наших предков к началу I тысячелетия новой эры. Некоторые отголоски древности живы на Белгородчине до сих пор.

Традиционные народные обряды в старину проводились интересно, весело и необычно. Взять хотя бы свадебный обряд, который записан со слов местных жителей старшего поколения, которые еще помнят и хотят передать его нам, ныне живущим.

Задача наша сегодня – это преумножение дел и традиций краеведения, внесение своего вклада в изучение малой Родины, ее истории, ее обычаев и традиций.

XIX литературно–педагогические Лихановские чтения

Экспозицию составят более 70 живописных и графических произведений четырех представителей известной творческой династии Бирштейн.

Все произведения предоставлены московским художником Анной Бирштейн. Анна Максовна Бирштейн (р. 1947) – известный московский художник. Ее родители – Макс Бирштейн и Нина Ватолина, а дочь – модельер Маша Цигаль.

Творчеству Анны Бирштейн присущ яркий экспрессивный живописный язык, ее картины – это радостная, гедонистическая живопись.

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

Вечер состоялся в формате квартирника. Для гостей библиотеки прозвучали каверы известных композиций из репертуара отечественных рок-групп, а также авторские песни в исполнении белгородского музыканта Дениса Плоходько.

В фойе библиотеки прошла ярмарка изделий ручной работы: шапок и балаклав, мыла, открыток, а также интерьерных игрушек и аксессуаров.

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

🇷🇺

Разрешите поздравить Вас с праздником мужества, благородства и чести – с Днём защитника Отечества

Достойные, любимые, родные, спасибо вам за смелость, ответственность и трудолюбие. Быть мужчиной – это великая честь и ответственность. В эту праздничную дату желаем Вам сохранять спокойствие и уверенность в любой жизненной ситуации, уверенно шагать к высотам успеха и процветания.

Крепкого здоровья, мужества, удачи во всех делах и, конечно, счастья!

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

Уже в эту субботу!

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

Экспонаты знакомят посетителей с героями русских народных и авторских сказок.

Для незрячих и слабовидящих посетителей в специальных витринах размещены предметы для тактильного ознакомления, рельефно-графические изображения и тексты по Брайлю.

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

Культурное пространство Белгородской области

Культурное пространство Белгородской области запись закреплена

Завершит юбилейный фестиваль зрелищная программа, которая соединит в себе многие жанры и звёздные имена.
Показать полностью.
Каждый год BelgorodMusicFest объединяет два направления— музыку и театр. Этот год не станет исключением! Мы рады приветствовать одну из самых ярких и любимых актрис, заслуженную артистку России, актрису театра и кино, певицу и телеведущую Нонну Гришаеву. Актриса предстанет в разных амплуа, одним из которых станет великая Людмила Гурченко.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Культурная Белгородчина. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

БЕЛГОРОД-город Первого салюта Белгород-город орденоносец Белгород -культурный и спортивный цент Черноземья.

Белгородчина имеет давнюю и интересную историю культуры Здесь жили и творили многие знаменитые музыканты, театральные деятели, писатели, художники, чьё творчество вошло в сокровищницу русского искусства. Из поколения в поколение белгородцы передают уважительное отношение к прошлому. В области сохранились богатейшие певческие, хореографические и музыкальные народные традиции, которые мы бережно храним и развиваем. В области поставлена задача создания современной культурной среды в каждом районе и городе, для её реализации разработаны специальные программы, направленные на развитие краеведения, сохранения исторического и культурного наследия региона.

На Белгородчине сохранилось 2016 памятников истории и культуры, 35 из них – федерального значения Увековечены имена многих знаменитых личностей, прославивших наш край, изготовлены и установлены памятники маршалам И.С. Коневу и Г.К. Жукову . Завершена реставрация многих архитектурных памятников (Смоленского собора в г. Белгороде, здание драматического театра и т.д.). Восстановлен и открыт для посетителей памятник архитектуры XII в. – подземный монастырь в с. Холки Чернянского района. Сооружены памятники князю Владимиру, святителю Иоасафу в г. Белгороде и т.д.

Много внимания на Белгородчине уделяется возрождению народных культурных традиций. В 1999 г. открыт Музей народной культуры, на базе которого проводятся Дни народной культуры районов области. . Фонд музея насчитывает более полутора тысяч предметов старины.

Читайте также: