Сообщение о катакомбной культуры

Обновлено: 04.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Рас­про­стра­нён­ных от по­бе­ре­жья Чёр­но­го и Кас­пий­ско­го (до пред­по­ло­жи­тель­ной бе­ре­го­вой ли­нии то­го вре­ме­ни) мо­рей, Кав­каз­ско­го хреб­та и Крым­ских гор на юге до гра­ни­цы ле­со­сте­пи на се­ве­ре, от Вол­ги на вос­то­ке до реки Прут и устья Ду­ная на за­па­де.

Наи­боль­шая кон­цен­тра­ция па­мят­ни­ков на Ниж­нем Дне­пре, в до­ли­нах До­на и Се­вер­ско­го Дон­ца, в При­азо­вье, Пред­кав­ка­зье. Еди­нич­ные па­мят­ни­ки и на­ход­ки встре­ча­ют­ся до При­ура­лья, Тран­силь­ва­нии, Верх­не­го До­на и Средней Су­ры (ны­не Ли­пец­кая и Пен­зен­ская об­лас­ти). Тра­диционная да­та на ос­но­ве ис­то­рических и куль­тур­ных па­рал­ле­лей, кон­вен­ци­он­ных ра­дио­кар­бон­ных да­ти­ро­вок - от конца III-го до середины II-го тысячелетий до н. э.; по­сле вве­де­ния ка­либ­ро­воч­ных по­пра­вок в ра­дио­уг­ле­род­ных ме­то­дах да­ти­ро­ва­ния - XXVIII-XXII века до н. э. Вы­де­ле­на в 1905 году В.А. Го­род­цо­вым как са­мо­сто­ятельная груп­па па­мят­ни­ков и осо­бый куль­тур­но-ис­то­ри­че­ский фе­но­мен, на­зван­ный им по ха­рак­тер­ной кон­ст­рук­ции по­гре­баль­ных со­ору­же­ний - ка­та­ком­бе под кур­га­ном.

Основной тип па­мят­ни­ков - кур­ган­ные мо­гиль­ни­ки, ис­поль­зо­ва­лись и на­сы­пи пред­ше­ст­вую­щих куль­тур. По­гре­бе­ния, скор­чен­ные на бо­ку, ре­же вы­тя­ну­тые; по­меща­лись в ка­ме­рах ка­та­комб, ко­то­рые час­то рас­по­ла­га­лись коль­цом по ок­руж­но­сти кур­га­на (ве­ро­ят­но, по­вто­ря­ли струк­ту­ру стой­бищ из по­став­лен­ных кру­гом ки­би­ток). Не­ред­ко со­про­во­ж­да­лись жерт­вен­ни­ка­ми (че­ре­па и под­ло­жен­ные под них ко­неч­но­сти мел­ко­го и круп­но­го ро­га­то­го ско­та), де­ревянными по­воз­ка­ми на сплош­ных дис­ко­вид­ных ко­лё­сах, бо­га­то ор­на­мен­ти­ро­ван­ной леп­ной гли­ня­ной по­су­дой, свер­лё­ны­ми ка­мен­ны­ми то­по­ра­ми и бу­ла­ва­ми, брон­зо­вы­ми (но­жи, ши­лья, тёс­ла, до­ло­та) и ка­мен­ны­ми (пес­ты, тё­роч­ни­ки, скреб­ки) ору­дия­ми, брон­зо­вы­ми и кос­тя­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми и куль­то­вы­ми пред­ме­та­ми (мо­ло­точ­ко­вид­ные и стерж­не­вид­ные бу­лав­ки, ви­соч­ные коль­ца, бу­сы и др.). К чис­лу от­ли­чительных черт Катакомбной культуры так­же от­но­сят­ся: ча­ши-ку­риль­ни­цы на нож­ках или под­став­ках, ук­ра­шен­ные шну­ро­вым, про­чер­чен­ным и штам­по­ван­ным орнаментом в ви­де кре­сто­об­раз­ных или мно­го­лу­че­вых ком­по­зи­ций; обы­чай при­жиз­нен­ной ис­кус­ст­вен­ной де­фор­ма­ции че­ре­пов; вто­рич­ные по­гре­бе­ния; исполь­зо­ва­ние гли­ня­ных по­гре­баль­ных ма­сок, фор­мо­вав­ших­ся на че­ре­пах, очи­щен­ных от мяг­ких тка­ней. В до­ли­нах круп­ных рек (Южный Буг, Днепр, Дон) и в ле­со­сте­пи из­вест­ны сто­ян­ки на низ­ких реч­ных тер­ра­сах и по­сёл­ки на вы­со­ких, ес­те­ст­вен­но за­щи­щён­ных мы­сах с не­боль­ши­ми грун­то­вы­ми мо­гиль­ни­ка­ми при них. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. Оча­ги ме­тал­ло­об­ра­бот­ки Катакомбной культуры яв­ля­лись стерж­не­вы­ми в сис­те­ме Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции. Ис­поль­зо­ва­лись мышь­я­ко­вые, ре­же оло­вя­ни­стые брон­зы. По­гре­бе­ния ли­тей­щи­ков (со­про­вож­да­лись тиг­ля­ми, льяч­ка­ми, ком­плек­та­ми гли­ня­ных форм для от­лив­ки ору­дий) сви­де­тель­ст­ву­ют об их вы­со­ком со­ци­аль­ном ран­ге. Ук­ра­ше­ния из­го­тав­ли­ва­ли лить­ём по ут­ра­чен­ной вос­ко­вой мо­де­ли.

Иллюстрации:

Сред­не­дон­ская ка­та­комб­ная куль­ту­ра. Ке­ра­ми­че­ский со­суд из мо­гиль­ни­ка Реп­ная Бал­ка (Во­ро­неж­ская обл.). 2-я половина III-го тысячелетия до н. э.

Ба­ту­рин­ская ка­та­комб­ная куль­ту­ра. Ке­ра­ми­че­ский со­суд из мо­гиль­ни­ка Оле­ний (Крас­но­дар­ский край). Конец III-го тысячелетия до н. э.


КАТАКО́МБНАЯ КУЛЬТУ́РА (ка­та­комб­ная куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность), груп­па ар­хео­ло­гич. куль­тур сред­не­го пе­рио­да брон­зо­во­го ве­ка, рас­про­стра­нён­ных от по­бе­ре­жья Чёр­но­го и Кас­пий­ско­го (до пред­по­ло­жи­тель­ной бе­ре­го­вой ли­нии то­го вре­ме­ни) мо­рей, Кав­каз­ско­го хреб­та и Крым­ских гор на юге до гра­ни­цы ле­со­сте­пи на се­ве­ре, от Вол­ги на вос­то­ке до р. Прут и устья Ду­ная на за­па­де. Наи­боль­шая кон­цен­тра­ция па­мят­ни­ков на Ниж­нем Дне­пре, в до­ли­нах До­на и Се­вер­ско­го Дон­ца, в При­азо­вье, Пред­кав­ка­зье. Еди­нич­ные па­мят­ни­ки и на­ход­ки встре­ча­ют­ся до При­ура­лья, Тран­силь­ва­нии, Верх­не­го До­на и Ср. Су­ры (ны­не Ли­пец­кая и Пен­зен­ская об­лас­ти). Тра­диц. да­та на ос­но­ве ис­то­рич. и куль­тур­ных па­рал­ле­лей, кон­вен­ци­он­ных ра­дио­кар­бон­ных да­ти­ро­вок – от кон. 3-го до сер. 2-го тыс. до н. э.; по­сле вве­де­ния ка­либ­ро­воч­ных по­пра­вок в ра­дио­уг­ле­род­ных ме­то­дах да­ти­ро­ва­ния – 28–22 вв. до н. э. Вы­де­ле­на в 1905 В. А. Го­род­цо­вым как са­мо­сто­ят. груп­па па­мят­ни­ков и осо­бый куль­тур­но-ис­то­ри­че­ский фе­но­мен, на­зван­ный им по ха­рак­тер­ной кон­ст­рук­ции по­гре­баль­ных со­ору­же­ний – ка­та­ком­бе под кур­га­ном.

В Катакомбная культура был Бронзовый век культура, которая процветала на Понтийская степь в 2800–1700 гг. до н. э.

Возникнув в южной степи как продукт Ямная культура, катакомбная культура охватила большую территорию. Наверное было Индоевропейский-Говорящий. Влияния катакомбной культуры были обнаружены до Микенская греция. Это породило Многокорпусная посуда и в конечном итоге его сменил Срубная культура.

Содержание

Происхождение

Катакомбная культура зародилась в южной части Понтийская степь в 2800 г. до н.э. как западный потомок Ямная культура. [1] [2] Влияние с запада, по-видимому, сыграло решающую роль в формировании катакомбной культуры. [3]

Помимо ямной культуры, культура катакомб имеет связи с более ранними Средний Стог культура, то Афанасьевская культура и Полтавская культура. [4] [5] [6]

Распределение


На востоке катакомбная культура соседствовала с полтавской культурой, которая была восточным потомком ямной культуры. [1] [7] Катакомбная культура повлияла на развитие полтавской культуры. [8] [9] [10] За время своего существования катакомбная культура расширилась на восток и на север. [11]

Елена Ефимовна Кузьмина предполагает, что Феномен Сейма-Турбино возникли в результате взаимодействия между Абашевская культура, катакомбная культура и ранние Андроновская культура. [12]

Свидетельства влияния катакомб обнаружены далеко за пределами Причерноморской степи. Его погребальные камеры, металлические типы и фигурки очень похожи на те, что встречаются в Италия и восточный Средиземноморье, а булавка-молот, характерный орнамент катакомбной культуры, была найдена в Центральная Европа и Италия. На основании этих сходств были предложены миграции или культурное распространение из катакомбной культуры в эти области. [1] Сходства между катакомбной культурой и Микенская греция особенно поразительны. К ним относятся типы наконечников копий с втулками, типы щек для лошадей и обычай изготовления масок для мертвых. [13]

Демография

По оценкам, катакомбная культура насчитывала от 50 000 до 60 000 особей. [1]

Характеристики

Европа (ок. 3200–600 до н. э.)

Евразия и Сибирь (ок. 2700–700 до н. Э.)

Восточная Азия (ок. 3100–300 до н. Э.)

Захоронения

Катакомбная культура названа в честь ее захоронений. Они дополнили шахтную могилу ямной культуры могильной нишей в ее основании. Это так называемые катакомбы. [1] Такие могилы также были найдены в микенской Греции и некоторых частях Восточная Европа. [а]

Умерших людей из Катакомб обычно хоронили в согнутом положении на правом боку. Они часто сопровождались украшениями, такими как серебряные кольца, и оружием, таким как каменные и металлические топоры, стрелы, кинжалы и булавы. [1]

Жертвоприношения животных, в том числе головы и копыта коз, овец, [15] лошади [16] и крупный рогатый скот, встречаются примерно в 16% катакомбных могил. [1] Жертвоприношения скота в катакомбной культуре более часты, чем в ямной. [17] Похожий захоронения лошадей также появлялся в более ранних Хвалынская культура, и в полтавской культуре. [18]

Катакомбные захоронения иногда покрывают Курганные стелы. Эта практика была распространена и в ямной культуре. [19] Было найдено около трехсот стел ямной и катакомбной культур. [20]

Катакомбные захоронения иногда сопровождаются колесной техникой. Такие захоронения повозок засвидетельствованы в более ранней ямной культуре, а затем и в Иранские народы (Скифы), Кельты и Курсивные народы. [21]

Аспекты погребального обряда катакомбной культуры обнаружены в Бишкент культура южных Таджикистан. [22]

В некоторых случаях черепа умерших катакомбцев лепили из глины. Это включало заполнение рта, ушей и носовой полости глиной и моделирование черт лица. Эта практика связана с высокостатусными захоронениями, содержащими престижные предметы. Практика проводилась как с мужчинами, так и с женщинами и детьми. Было высказано предположение, что эти глиняные маски могли служить прототипом для более поздних золотых масок, найденных в микенской Греции. [1]

Экономика

Экономика катакомбной культуры была основана в основном на животноводстве. Были обнаружены останки крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и некоторых свиней. Остатки растений чрезвычайно редки, но следы пшеницы, такие как Einkorn и Эммер, были найдены. В катакомбных захоронениях были обнаружены деревянные плуги, что указывает на практику земледелия. [1]

Типы инструментов, используемых людьми Катакомб, предполагают, что культура включала в себя несколько специалистов по ремеслам, в том числе ткачей, рабочих по бронзе и производителей оружия. [1] [23] Типы металлов, сходные с катакомбной культурой, позже появляются в абашевской культуре. [24]

Расчеты

Было обнаружено мало свидетельств катакомбных поселений. В основном это сезонные турбазы, расположенные у источников воды. [1]

Более крупное поселение найдено в Матвеевке на южной Ошибка. Он состоит из трех больших построек с каменным фундаментом. На острове Байда в Днепр реки, найдена каменная крепость позднего катакомбного периода с окружающим рвом. [1]

Керамика


Катакомбная керамика сложнее керамики ямной культуры. Считается, что сосуды с низкими ножками, которые были обнаружены в женских захоронениях, использовались в ритуалах, которые включали употребление наркотических веществ, таких как конопля. [1]

Катакомбная керамика оказала влияние на керамику абашевской культуры. [24] и Синташтинская культура. [25]

Оружие


Свидетельства раннего составные луки были получены из катакомбной культуры. Также были найдены колчаны с местом для десяти-двадцати стрел. [26] Его наконечники стрел, возможно, повлияли на синташтинскую культуру. [27]

Его кремневые наконечники на полой основе похожи на наконечники стрел из кремня. Средняя Днепровская культура. [28] Каменные боевые топоры катакомбной культуры похожи на топоры Фатьяново-балановская культура. [29]

Нож из ок. 2500 г. до н.э., относящиеся к катакомбной культуре на Донецке, имели рукоять из мышьяковистой бронзы и лезвие из железа. [20]

Другие характеристики

В катакомбных захоронениях найдены колесные повозки. [30] , [31]

Бронзовые бородавчатые бусы катакомбной культуры аналогичны синташтинской. [27]

Определенные варианты катакомбной культуры, особенно те, что сосредоточены в Донец, по-видимому, практиковали деформацию черепа. Это могло быть эстетическое приспособление или этнический маркер. Примерно в 9% катакомбных черепов просверлены отверстия. Похоже, это было связано с ритуалом или медицинской практикой. [1]

На стоянках катакомб были найдены останки медведей. [32]

Физический тип

Люди Катакомб были массово построены Европеоиды. Их черепа похожи на черепа Потаповская культура. [b] Потаповка черепа меньше долихоцефальный чем у Фатьяново-балановская культура, Абашевская культура, Синташтинская культура, Срубная культура и западный Андроновская культура. Физический тип Потаповки, по-видимому, возник в результате смешения сильно долихоцефального типа Синташта и менее долихоцефального типа Ямная культура и Полтавская культура. [c]

Генетика

Понтийская степь

Восточная Азия

Восточная Европа

Северная Европа

Понтийская степь

Северная / Восточная степь

Восточная Азия

Восточная Азия

Индоарийский

Индоарийский

  • Энциклопедия индоевропейской культуры
  • Лошадь, колесо и язык
  • Журнал индоевропейских исследований
  • Indogermanisches etymologisches Wörterbuch
  • Индоевропейский этимологический словарь

В ходе генетического исследования, опубликованного в августе 2014 года, была изучена ДНК останков 28 человек из катакомб. Было обнаружено, что у катакомбных людей частота материнских гаплогрупп намного выше. U5 и U4 чем люди предшествующей ямной культуры. Гаплогруппы U5 и U4 типичны для Западные охотники-собиратели и Восточные охотники-собиратели. Общее сходство между людьми катакомб и северными охотниками-собирателями, особенно людьми Культура ямочной керамики южных Скандинавия, был обнаружен. Было высказано предположение, что люди катакомб и люди Ямной не были так генетически смешаны, как считалось ранее. Интересно, что современное население Украина оказался более близким к людям ямной культуры, чем к людям катакомбной культуры. [35]

В генетическом исследовании, опубликованном в Журнал генетики человека в 2017 году были проанализированы останки нескольких особей катакомбной культуры. У одного человека было обнаружено гаплогруппа U5, а другой нес U5a. [36] [37] Эти и другие субклады гаплогруппа U часто встречались среди первых охотников-собирателей Северная Европа и Восточная Европа. От Мезолит они появляются среди популяций Понтийской степи, в том числе Средний Стог культура, ямная культура, Культура шнуровой керамики, андроновская культура, Срубная культура и скифы. Это говорит о преемственности мтДНК среди населения Причерноморской степи восходит, по крайней мере, к эпохе бронзы. [37]

В генетическом исследовании, опубликованном в Научные отчеты в 2018 году были проанализированы останки двух особей катакомбной культуры. Оба были обнаружены принадлежащими гаплогруппа X4. Это первые древние люди, которые были идентифицированы с этой линией, что очень редко встречается среди современных популяций. [37]

В исследовании за февраль 2019 г., опубликованном в Nature Communicationsпроанализированы останки пяти особей, отнесенных к катакомбной культуре. Было обнаружено, что трое мужчин несли R1b1a2. Что касается мтДНК, все пять человек несли различные субклады гаплогруппы U (в частности, U5 и U4). [38]

Лингвистика

Дэвид Энтони (2007: 306) предполагает, что катакомбная культура была Индоевропейский-Говорящий. [39] Иногда его считали предком Индоиранский [40] [41] [8] или же фракийский. [1] Совсем недавно ученые предположили, что культура обеспечивает общий фон для Греческий, Армянский и индоиранский. [1] [13]

Преемники

Срубная культура была наследницей катакомбной культуры. [42] [41] [43] [44] [45] Было высказано предположение, что абашевская культура частично произошла от катакомбной культуры. [24] Части ареала катакомбной культуры заняла абашевская, а затем срубная культура. [41] [46] В Многокорпусная посуда был восточным наследником катакомбной культуры. [47] [48] [49] Это, в свою очередь, могло сыграть роль в возникновении Потаповская культура [50] и синташтинская культура, [51] [33] [11] [52] [53] а значит, и о формировании андроновской культуры. [54] [41] [45] Морфологические данные позволяют предположить, что синташтинская культура могла возникнуть в результате смешения степное происхождение от полтавской культуры и катакомбной культуры, с предками от Неолит лес охотники-собиратели. [d]

Читайте также: