Сообщение о катакомбной культуры
Обновлено: 04.07.2024
Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Выделенные серверы
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Распространённых от побережья Чёрного и Каспийского (до предположительной береговой линии того времени) морей, Кавказского хребта и Крымских гор на юге до границы лесостепи на севере, от Волги на востоке до реки Прут и устья Дуная на западе.
Наибольшая концентрация памятников на Нижнем Днепре, в долинах Дона и Северского Донца, в Приазовье, Предкавказье. Единичные памятники и находки встречаются до Приуралья, Трансильвании, Верхнего Дона и Средней Суры (ныне Липецкая и Пензенская области). Традиционная дата на основе исторических и культурных параллелей, конвенционных радиокарбонных датировок - от конца III-го до середины II-го тысячелетий до н. э.; после введения калибровочных поправок в радиоуглеродных методах датирования - XXVIII-XXII века до н. э. Выделена в 1905 году В.А. Городцовым как самостоятельная группа памятников и особый культурно-исторический феномен, названный им по характерной конструкции погребальных сооружений - катакомбе под курганом.
Основной тип памятников - курганные могильники, использовались и насыпи предшествующих культур. Погребения, скорченные на боку, реже вытянутые; помещались в камерах катакомб, которые часто располагались кольцом по окружности кургана (вероятно, повторяли структуру стойбищ из поставленных кругом кибиток). Нередко сопровождались жертвенниками (черепа и подложенные под них конечности мелкого и крупного рогатого скота), деревянными повозками на сплошных дисковидных колёсах, богато орнаментированной лепной глиняной посудой, сверлёными каменными топорами и булавами, бронзовыми (ножи, шилья, тёсла, долота) и каменными (песты, тёрочники, скребки) орудиями, бронзовыми и костяными украшениями и культовыми предметами (молоточковидные и стержневидные булавки, височные кольца, бусы и др.). К числу отличительных черт Катакомбной культуры также относятся: чаши-курильницы на ножках или подставках, украшенные шнуровым, прочерченным и штампованным орнаментом в виде крестообразных или многолучевых композиций; обычай прижизненной искусственной деформации черепов; вторичные погребения; использование глиняных погребальных масок, формовавшихся на черепах, очищенных от мягких тканей. В долинах крупных рек (Южный Буг, Днепр, Дон) и в лесостепи известны стоянки на низких речных террасах и посёлки на высоких, естественно защищённых мысах с небольшими грунтовыми могильниками при них. В основе хозяйства - полукочевое скотоводство. Очаги металлообработки Катакомбной культуры являлись стержневыми в системе Циркумпонтийской металлургической провинции. Использовались мышьяковые, реже оловянистые бронзы. Погребения литейщиков (сопровождались тиглями, льячками, комплектами глиняных форм для отливки орудий) свидетельствуют об их высоком социальном ранге. Украшения изготавливали литьём по утраченной восковой модели.
Иллюстрации:
Среднедонская катакомбная культура. Керамический сосуд из могильника Репная Балка (Воронежская обл.). 2-я половина III-го тысячелетия до н. э.
Батуринская катакомбная культура. Керамический сосуд из могильника Олений (Краснодарский край). Конец III-го тысячелетия до н. э.
КАТАКО́МБНАЯ КУЛЬТУ́РА (катакомбная культурно-историческая общность), группа археологич. культур среднего периода бронзового века, распространённых от побережья Чёрного и Каспийского (до предположительной береговой линии того времени) морей, Кавказского хребта и Крымских гор на юге до границы лесостепи на севере, от Волги на востоке до р. Прут и устья Дуная на западе. Наибольшая концентрация памятников на Нижнем Днепре, в долинах Дона и Северского Донца, в Приазовье, Предкавказье. Единичные памятники и находки встречаются до Приуралья, Трансильвании, Верхнего Дона и Ср. Суры (ныне Липецкая и Пензенская области). Традиц. дата на основе историч. и культурных параллелей, конвенционных радиокарбонных датировок – от кон. 3-го до сер. 2-го тыс. до н. э.; после введения калибровочных поправок в радиоуглеродных методах датирования – 28–22 вв. до н. э. Выделена в 1905 В. А. Городцовым как самостоят. группа памятников и особый культурно-исторический феномен, названный им по характерной конструкции погребальных сооружений – катакомбе под курганом.
В Катакомбная культура был Бронзовый век культура, которая процветала на Понтийская степь в 2800–1700 гг. до н. э.
Возникнув в южной степи как продукт Ямная культура, катакомбная культура охватила большую территорию. Наверное было Индоевропейский-Говорящий. Влияния катакомбной культуры были обнаружены до Микенская греция. Это породило Многокорпусная посуда и в конечном итоге его сменил Срубная культура.
Содержание
Происхождение
Катакомбная культура зародилась в южной части Понтийская степь в 2800 г. до н.э. как западный потомок Ямная культура. [1] [2] Влияние с запада, по-видимому, сыграло решающую роль в формировании катакомбной культуры. [3]
Помимо ямной культуры, культура катакомб имеет связи с более ранними Средний Стог культура, то Афанасьевская культура и Полтавская культура. [4] [5] [6]
Распределение
На востоке катакомбная культура соседствовала с полтавской культурой, которая была восточным потомком ямной культуры. [1] [7] Катакомбная культура повлияла на развитие полтавской культуры. [8] [9] [10] За время своего существования катакомбная культура расширилась на восток и на север. [11]
Елена Ефимовна Кузьмина предполагает, что Феномен Сейма-Турбино возникли в результате взаимодействия между Абашевская культура, катакомбная культура и ранние Андроновская культура. [12]
Свидетельства влияния катакомб обнаружены далеко за пределами Причерноморской степи. Его погребальные камеры, металлические типы и фигурки очень похожи на те, что встречаются в Италия и восточный Средиземноморье, а булавка-молот, характерный орнамент катакомбной культуры, была найдена в Центральная Европа и Италия. На основании этих сходств были предложены миграции или культурное распространение из катакомбной культуры в эти области. [1] Сходства между катакомбной культурой и Микенская греция особенно поразительны. К ним относятся типы наконечников копий с втулками, типы щек для лошадей и обычай изготовления масок для мертвых. [13]
Демография
По оценкам, катакомбная культура насчитывала от 50 000 до 60 000 особей. [1]
Характеристики
Европа (ок. 3200–600 до н. э.)
Евразия и Сибирь (ок. 2700–700 до н. Э.)
Восточная Азия (ок. 3100–300 до н. Э.)
Захоронения
Катакомбная культура названа в честь ее захоронений. Они дополнили шахтную могилу ямной культуры могильной нишей в ее основании. Это так называемые катакомбы. [1] Такие могилы также были найдены в микенской Греции и некоторых частях Восточная Европа. [а]
Умерших людей из Катакомб обычно хоронили в согнутом положении на правом боку. Они часто сопровождались украшениями, такими как серебряные кольца, и оружием, таким как каменные и металлические топоры, стрелы, кинжалы и булавы. [1]
Жертвоприношения животных, в том числе головы и копыта коз, овец, [15] лошади [16] и крупный рогатый скот, встречаются примерно в 16% катакомбных могил. [1] Жертвоприношения скота в катакомбной культуре более часты, чем в ямной. [17] Похожий захоронения лошадей также появлялся в более ранних Хвалынская культура, и в полтавской культуре. [18]
Катакомбные захоронения иногда покрывают Курганные стелы. Эта практика была распространена и в ямной культуре. [19] Было найдено около трехсот стел ямной и катакомбной культур. [20]
Катакомбные захоронения иногда сопровождаются колесной техникой. Такие захоронения повозок засвидетельствованы в более ранней ямной культуре, а затем и в Иранские народы (Скифы), Кельты и Курсивные народы. [21]
Аспекты погребального обряда катакомбной культуры обнаружены в Бишкент культура южных Таджикистан. [22]
В некоторых случаях черепа умерших катакомбцев лепили из глины. Это включало заполнение рта, ушей и носовой полости глиной и моделирование черт лица. Эта практика связана с высокостатусными захоронениями, содержащими престижные предметы. Практика проводилась как с мужчинами, так и с женщинами и детьми. Было высказано предположение, что эти глиняные маски могли служить прототипом для более поздних золотых масок, найденных в микенской Греции. [1]
Экономика
Экономика катакомбной культуры была основана в основном на животноводстве. Были обнаружены останки крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и некоторых свиней. Остатки растений чрезвычайно редки, но следы пшеницы, такие как Einkorn и Эммер, были найдены. В катакомбных захоронениях были обнаружены деревянные плуги, что указывает на практику земледелия. [1]
Типы инструментов, используемых людьми Катакомб, предполагают, что культура включала в себя несколько специалистов по ремеслам, в том числе ткачей, рабочих по бронзе и производителей оружия. [1] [23] Типы металлов, сходные с катакомбной культурой, позже появляются в абашевской культуре. [24]
Расчеты
Было обнаружено мало свидетельств катакомбных поселений. В основном это сезонные турбазы, расположенные у источников воды. [1]
Более крупное поселение найдено в Матвеевке на южной Ошибка. Он состоит из трех больших построек с каменным фундаментом. На острове Байда в Днепр реки, найдена каменная крепость позднего катакомбного периода с окружающим рвом. [1]
Керамика
Катакомбная керамика сложнее керамики ямной культуры. Считается, что сосуды с низкими ножками, которые были обнаружены в женских захоронениях, использовались в ритуалах, которые включали употребление наркотических веществ, таких как конопля. [1]
Катакомбная керамика оказала влияние на керамику абашевской культуры. [24] и Синташтинская культура. [25]
Оружие
Свидетельства раннего составные луки были получены из катакомбной культуры. Также были найдены колчаны с местом для десяти-двадцати стрел. [26] Его наконечники стрел, возможно, повлияли на синташтинскую культуру. [27]
Его кремневые наконечники на полой основе похожи на наконечники стрел из кремня. Средняя Днепровская культура. [28] Каменные боевые топоры катакомбной культуры похожи на топоры Фатьяново-балановская культура. [29]
Нож из ок. 2500 г. до н.э., относящиеся к катакомбной культуре на Донецке, имели рукоять из мышьяковистой бронзы и лезвие из железа. [20]
Другие характеристики
В катакомбных захоронениях найдены колесные повозки. [30] , [31]
Бронзовые бородавчатые бусы катакомбной культуры аналогичны синташтинской. [27]
Определенные варианты катакомбной культуры, особенно те, что сосредоточены в Донец, по-видимому, практиковали деформацию черепа. Это могло быть эстетическое приспособление или этнический маркер. Примерно в 9% катакомбных черепов просверлены отверстия. Похоже, это было связано с ритуалом или медицинской практикой. [1]
На стоянках катакомб были найдены останки медведей. [32]
Физический тип
Люди Катакомб были массово построены Европеоиды. Их черепа похожи на черепа Потаповская культура. [b] Потаповка черепа меньше долихоцефальный чем у Фатьяново-балановская культура, Абашевская культура, Синташтинская культура, Срубная культура и западный Андроновская культура. Физический тип Потаповки, по-видимому, возник в результате смешения сильно долихоцефального типа Синташта и менее долихоцефального типа Ямная культура и Полтавская культура. [c]
Генетика
Понтийская степь
Восточная Азия
Восточная Европа
Северная Европа
Понтийская степь
Северная / Восточная степь
Восточная Азия
Восточная Азия
Индоарийский
Индоарийский
- Энциклопедия индоевропейской культуры
- Лошадь, колесо и язык
- Журнал индоевропейских исследований
- Indogermanisches etymologisches Wörterbuch
- Индоевропейский этимологический словарь
В ходе генетического исследования, опубликованного в августе 2014 года, была изучена ДНК останков 28 человек из катакомб. Было обнаружено, что у катакомбных людей частота материнских гаплогрупп намного выше. U5 и U4 чем люди предшествующей ямной культуры. Гаплогруппы U5 и U4 типичны для Западные охотники-собиратели и Восточные охотники-собиратели. Общее сходство между людьми катакомб и северными охотниками-собирателями, особенно людьми Культура ямочной керамики южных Скандинавия, был обнаружен. Было высказано предположение, что люди катакомб и люди Ямной не были так генетически смешаны, как считалось ранее. Интересно, что современное население Украина оказался более близким к людям ямной культуры, чем к людям катакомбной культуры. [35]
В генетическом исследовании, опубликованном в Журнал генетики человека в 2017 году были проанализированы останки нескольких особей катакомбной культуры. У одного человека было обнаружено гаплогруппа U5, а другой нес U5a. [36] [37] Эти и другие субклады гаплогруппа U часто встречались среди первых охотников-собирателей Северная Европа и Восточная Европа. От Мезолит они появляются среди популяций Понтийской степи, в том числе Средний Стог культура, ямная культура, Культура шнуровой керамики, андроновская культура, Срубная культура и скифы. Это говорит о преемственности мтДНК среди населения Причерноморской степи восходит, по крайней мере, к эпохе бронзы. [37]
В генетическом исследовании, опубликованном в Научные отчеты в 2018 году были проанализированы останки двух особей катакомбной культуры. Оба были обнаружены принадлежащими гаплогруппа X4. Это первые древние люди, которые были идентифицированы с этой линией, что очень редко встречается среди современных популяций. [37]
В исследовании за февраль 2019 г., опубликованном в Nature Communicationsпроанализированы останки пяти особей, отнесенных к катакомбной культуре. Было обнаружено, что трое мужчин несли R1b1a2. Что касается мтДНК, все пять человек несли различные субклады гаплогруппы U (в частности, U5 и U4). [38]
Лингвистика
Дэвид Энтони (2007: 306) предполагает, что катакомбная культура была Индоевропейский-Говорящий. [39] Иногда его считали предком Индоиранский [40] [41] [8] или же фракийский. [1] Совсем недавно ученые предположили, что культура обеспечивает общий фон для Греческий, Армянский и индоиранский. [1] [13]
Преемники
Срубная культура была наследницей катакомбной культуры. [42] [41] [43] [44] [45] Было высказано предположение, что абашевская культура частично произошла от катакомбной культуры. [24] Части ареала катакомбной культуры заняла абашевская, а затем срубная культура. [41] [46] В Многокорпусная посуда был восточным наследником катакомбной культуры. [47] [48] [49] Это, в свою очередь, могло сыграть роль в возникновении Потаповская культура [50] и синташтинская культура, [51] [33] [11] [52] [53] а значит, и о формировании андроновской культуры. [54] [41] [45] Морфологические данные позволяют предположить, что синташтинская культура могла возникнуть в результате смешения степное происхождение от полтавской культуры и катакомбной культуры, с предками от Неолит лес охотники-собиратели. [d]
Читайте также: