Краткое сообщение о паскале информатика 8 класс

Обновлено: 19.05.2024

XXIвек называют эрой информационных технологий. Какие бы задачи ни решал сейчас ученый или специалист, для него очень важно уметь грамотно обрабатывать информацию: искать, отбирать, анализировать и использовать ее. Именно поэтому ему не обойтись без знания информатики. Применение ЭВМ позволяет теперь переложить часть этой обработки на автоматические устройства, способные достаточно долго работать без участия человека, со скоростью в несколько миллионов раз превышающей скорость обработки информации человеком.

ЭВМ внедряются буквально во все области человеческой деятельности, поэтому непрерывно растет круг людей, вовлеченных в работу с ними. В условиях массового применения вычислительных машин большое значение имеет использование различных языков программирования. И это понятно - без них ЭВМ не более чем "черный ящик". Эффективность взаимодействия человека с ЭВМ тем больше, чем проще и понятнее язык общения с ЭВМ. Особый интерес представляют языки, доступные миллионам пользователей, способные привить им навыки культурного программирования буквально с детского возраста.

Предлагаемый учебник поможет Вам, ребята, развить навыки логического и алгоритмического мышления и изучить основы программирования на языке Pascal.

Первую версию языка Pascal разработал и предложил 1968 году известный швейцарский ученый Никлаус Вирт. Этот язык являлся развитием языка Алгол (Алгол 60) и был задуман для обучения студентов основам программирования.

Надеюсь, ребята, что этот учебник будет Вам полезен и обогатит Вас новыми знаниями и навыками программирования.

ВложениеРазмер
lekciya_1.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. История развития языка Паскаль. Общие сведения о языке Паскаль.
  2. Структура программы на языке Паскаль.
  3. Понятие алгоритма.
  4. Выражения, оператор присваивания.
  5. Операторы ввода-вывода.

1. История развития языка Паскаль. Общие сведения о языке Паскаль

Язык программирования Паскаль был создан в 1970 году профессором Н. Виртом (Швейцария). Долгое время авторская версия языка служила и своеобразным стандартом для него. Не удивительно, что на разных ЭВМ стали появляться различные версии языка, несущие “отпечаток” взглядов реализаторов на язык программирования Паскаль. Только в 1979 году был подготовлен проект описания этого языка. Большую роль в стандартизации языка программирования Паскаль сыграл Британский институт стандартизации и рабочая группа, возглавляемая А. Эжжиманом. В результате их усилий появился Британский стандарт языка программирования Паскаль BS 6192: 1982, который стал так же и международным стандартом.

В настоящее время одним из самых популярных систем программирования для операционной системы MS-DOS, ориентированных на язык Паскаль, является Турбо-Паскаль, разработанный известной фирмой Borland International и реализующий расширенную версию языка для персональных ЭВМ класса IBM PC. Турбо-Паскаль – это язык профессионального программирования, одна из особенностей которого состоит в наличии интегрированной среды, включающей ряд мощных программных средств подготовки, редактирования, компиляции и отладки программного обеспечения. К достоинствам Турбо-Паскаля можно отнести:

  1. простоту и естественность основных конструкций языка, что позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы;
  2. возможность использования развитых средств представления структур данных, что обеспечивает удобство работы как с числовой, так и с символьной информацией;
  3. соответствие языка структурному программированию, что делает программы наглядными и упрощает их разработку и отладку;
  4. наличие обширной библиотеки процедур и функций для работы как с текстовой, так и с графической информацией, что позволяет создавать достаточно сложные коммерческие программы с развитым удобным интерфейсом пользователя.

2. Структура программы на языке Паскаль

Текст программы, написанной на языке программирования Паскаль имеет жесткую структуру, нарушать которую нельзя. В простейшем случае программа на языке Паскаль имеет следующий вид.

Program ; (заголовок программы, имя программы выбирается составителем программы самостоятельно)

(раздел описания констант)

(раздел описания переменных, этот раздел необязателен в случае, если программа не использует никаких переменных)

Begin (начало программы)

(последовательность команд (операторов), разделенных знаком “;”)

End. (конец программы)

Обычно программы на языке Паскаль имеют более сложную структуру, мы убедимся в этом позже.

Любая программа на языке Паскаль начинается со слова Program и заканчивается точкой.

В разделе описания переменных перечисляются все переменные, используемые в программе, и их тип (целочисленные, дробные, символьные…). Имена переменных ни в коем случае не должны совпадать с названиями операторов, типов переменных, именем программы.

Служебные слова BEGIN и END называют операторными скобками , между ними записывается последовательность команд, которые программа должна выполнить. Эти команды называют операторами . Все операторы в языке Паскаль отделяются друг от друга точкой с запятой. изменять алгоритм, но количество действий от этого не измениться. Однако существуют задачи, в которых выбор правильного алгоритма играет огромную роль.

Алгоритм должен быть как можно более правильным, наглядным, коротким.

Для решения каждого задания может существовать несколько алгоритмов. Например, требуется составить алгоритм для следующего задания.

Вводим с клавиатуры целое число х , если х=2, то делаем его равным 4, если х=4, то делаем его = 2, во всех остальных случаях оставляем х без изменения.

1) Если х=2, то х=4.

Программа нахождения периметра прямоугольника.

Периметр прямоугольника находится по формуле S=2(a+b), где а и в – стороны прямоугольника.

P,a,b:Integer;(Периметр и стороны – переменные целочисленного типа)

a:=25; (сторона а=25)

b:=38; (сторона в=38)

P:=2*(a+b); (вычисление периметра Р=2*(25+38)=126)

Write(Р); (Вывод на экран значения Р)

Первая строка – заголовок программы. В третьей строке, в разделе описания переменных перечисляются все переменные, для них дана характеристика Integer, которая показывает, что эти переменные могут принимать только целочисленные значения. Затем между словами Begin и End располагаются операторы. Они указывают, какие действия необходимо выполнить. Первые два оператора присваивают переменным а и b их числовые значения. Третий оператор вычисляет значение 2*(а+b ) и присваивает его переменной Р . Результат находится в памяти ЭВМ для вывода его на экран используется оператор Write.

3. Понятие алгоритма

При записи программы важно, чтобы операторы следовали в строго определенной последовательности. Так, в приведенном выше примере, мы не можем сначала вычислить периметр, а затем присвоить переменным a и b их значения, или вывести на экран значение периметра до его вычисления. Четко определенная последовательность действий называется Алгоритмом . Так, например, для нашей задачи алгоритм будет выглядеть следующим образом:

  1. Присваиваем значения переменным а и b .
  2. Вычисляем значение выражения 2*(а+b) и присваиваем его переменной Р .
  3. Выводим значение переменной Р на экран.
  4. Конец.

На сковороде умещаются только две котлеты. Каждая сторона котлеты жарится 10 минут. Как за 30 минут сжарить 3 котлеты?

Запишем алгоритм решения данной задачи.

Пусть имеются три котлеты А, В, С со сторонами 1 и 2.

  1. Жарим сторону 1 котлеты А и сторону 1 котлеты В.
  2. Жарим сторону 2 котлеты А и сторону 1 котлеты С.
  3. Жарим сторону 2 котлеты В и сторону 2 котлеты С.
  4. Конец.
  1. В данном случае мы можем Конец.

Это самое простое решение на деле оказывается неправильным. Положим х=2. После первого шага алгоритма х станет равным 4, а значит после второго – 2.

  1. Если х=2, то х=4, переход на шаг 3.
  2. Если х=4, то х=2.
  3. Конец.

Этот алгоритм правильный, но его можно упростить еще, сделав на одну проверку меньше.

Этот алгоритм, возможно, и является самым оптимальным, относительно количества действий, но имеет существенный недостаток – он ненагляден, непонятен, и с первого взгляда даже очень трудно представить себе, что же он делает.

Можно записать ещё один алгоритм.

  1. Если x=2 или x=4, то x=4-остаток от деления 10 на х.
  2. Конец.

Такой алгоритм правльно решит задачу, но его не стоит применять, так как он абсолютно непонятен и не оптимален в вычислительном смысле.

Ответственность за выбор алгоритма всегда лежит на программисте, и то, какой из алгоритмов лучше, решать приходится ему.

Задание: Составить алгоритм вычисления корней квадратного двучлена.

4. Выражения. Оператор присваивания

Программа записывается в виде последовательности символов, к числу которых относятся латинские и русские буквы, арабские цифры, знаки препинания, знаки математических операций.

Для обозначения исходных данных и результатов вычислений используются переменные, которыми могут быть не только любые буквы, но и последовательность символов из букв и цифр, которая начинается с буквы. Соответствующие исходные данные и результат вычисления называются значением переменной. Итак, переменная – это что-то, что имеет имя, тип и значение. Пока мы будем иметь дело с переменными, значениями которых являются числа. Числа в программе записываются в десятичной системе, вместо запятой пишется точка: 0, 56, -123, 3.14159263 и т.д. эти числа называют константами . Таким образом числовая переменная может принимать значение числовых констант.

Переменные и константы – простейшие частные случаи выражения. Более сложные выражения строятся из констант и переменных с помощью знаков операций. Для числовых выражений используют, например, операции сложения, вычитания, умножения и деления (+,-,*,/). Кроме того в выражениях могут быть использованы круглые скобки и некоторые функции.

При составлении выражений необходимо выполнять следующие правила:

  1. Записывать все выражения в строку. Двухэтажные выражения, а так же верхние и нижние индексы не допускаются.
  1. Использовать скобки только одного вида – круглые. Применение квадратных и фигурных скобок запрещается, так как они имеют другой смысл. Так математическое выражение

записывается в виде

  1. Нельзя записывать подряд два знака. Так, например, выражение а+в/-с следует записывать в виде а+в/(-с).
  2. Большие и сложные выражения лучше разбивать на несколько простых, а повторяющиеся действия лучше вычислять отдельно. Так, выражение (a+bx)-2(a+bx)+c(a+bx) лучше записать следующим образом:

В языке Паскаль имеется много готовых встроенных функций. Такие встроенные функции называются стандартными. Программисту достаточно знать, как записывается функция и аргумент. Аргумент функции заключается в круглые скобки. Аргументом может быть любое выражение (как вы помните переменные и числа – это простейшие случаи выражений). Следует помнить, что в тригонометрических функциях аргумент может быть задан только в радианах. Если аргумент задан в градусах, то для его перевода в радианы необходимо воспользоваться формулой хπ/180.

Примеры некоторых стандартных функций.

Trunc(x)-отбрасывает дробную часть

Round(x)-округление до ближайшего целого числа.

Встроенные функции можно использовать в выражениях, например

Таким образом, выражения строятся из переменных, констант, функций и операций над ними!

Для того, чтобы переменной присвоить значение выражения, используется оператор присваивания. Оператор присваивания имеет следующий вид:

Оператор присваивания присваивает переменной, стоящей в левой части, значение выражения, стоящего в правой части оператора присваивания .

5. Операторы ввода – вывода

Работа с компьютером всегда ведется в диалоговом режиме. Это означает, что пользователь вводит в компьютер данные и команды и видит на экране результат выполнения команды. Для того, чтобы ваша программа могла обеспечивать диалоговый режим и существуют команды ввода – вывода. Команды ввода позволяют пользователю вводить данные в компьютер. Существуют две команды ввода: Read и Readln.

При использовании этой команды пользователь вводит значения переменных x1,x2,x3… с клавиатуры и они отображаются на экране монитора.

Данный оператор выполняет функцию аналогичную функции оператора Read с той лишь разницей, что при выполнении оператора Readln курсор на экране монитора после выполнения оператора переходит на новую строку.

Операторы ввода Write и Writeln служат для вывода информации на экран монитора.

В результате выполнения данного оператора значения переменных x1,x2,x3… будут выведены на экран монитора. Если нам необходимо вывести на экран какой-либо текст, то внутри оператора Write мы помещаем этот текст в апострофы:

Аналогичен оператору Write за исключением того, что после выполнения оператораWriteln курсор переводится на одну строку вниз. Оператор Writeln может использоваться без каких-либо параметров – в этом случае после выполнения такого оператора, курсор просто перемещается на одну позицию вниз, так например выполнение последовательности команд

приведёт к тому, что курсор опустится на пять строк вниз.

Операторы вывода обеспечивают вывод на экран не только значений переменных, но также и значения выражений, так напрмер, в результате следующих действий

Пример программы вычисления объемов цилиндра и конуса.

Объем цилиндра вычисляется по формуле V=pi*R 2 H, а объем конуса V=pi*R 2 *H/3, то есть объем конуса равен 1/3 от объема цилиндра. Так как значение pi=3.14159263 в программе неизменно, внесем его в раздел описания констант. Получим:

V1,V2:Real; (Объем цилиндра и конуса. Real означает, что это вещественные числа)

Язык программирования – это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов, которые будет выполнять компьютер.

Паскаль – это язык профессионального программирования, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля . Был разработан в \(1970\) году Никлаусом Виртом .

Blaise_pascal.jpg
Niklaus_Wirth,_UrGU.jpg
Блез Паскаль (\(17\) век)Никлаус Вирт


Первоначально Паскаль был создан для обучения программированию, но вскоре стал использоваться профессионально.

Компилятор – это программа, переводящая исходный текст, написанный на языке программирования, в машинные инструкции.

Компьютер, изготовленный на заводе, подобен новорожденному человеку, он может осуществлять какие-то действия, но не знает как. Но если человек в дальнейшем способен к обучению, то компьютер необходимо научить, то есть, заложить в него программное обеспечение. Компьютер без программы – бесполезная конструкция из железа, пластмассы и проводов.


Важнейшее отличие работы компьютера от работы человеческого ума состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенным в него программам, человек же сам управляет своими действиями.

Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.


У каждого исполнителя своя система команд, которые он понимает и может выполнить. Выстроив эти команды в четкий алгоритм, мы позволим исполнителю получить необходимый результат.

 У компьютера своя система команд – машинных команд. Машинные команды представлены в виде двоичных кодов.

Язык машинных команд понятен компьютеру, но сложен для человека. Простому человеку писать программу из таких команд трудно, так как они не наглядны. Поэтому программисты придумали другие языки – языки, которые ближе человеку по смыслу. Их назвали языками программирования высокого уровня.

2. Язык программирования Pascal

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

  1. Прост для обучения.
  2. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
  3. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
  4. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
  5. Надежность разрабатываемых программ.

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи - деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:

алг Деление дробей
цел a, b, с, d, m, n
нач
ввод а, b, c, d
m:= a x d
n:= b x c
вывод m, n
кон
Program Division;
var a, b, с, d, m, n: integer;
begin
readln (a,b, c,d) ;
m:= a*d;
n:= b*c;
write (m, n)
end.

3. Структура программы на Паскале

Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка). Структура программы имеет следующий вид:

Program ;

begin

операторы (тело программы);

end.

Первой строкой программы является её заголовок. Он подобно заголовку книги рассказывает читателю, что это программа, для решения какой задачи она предназначена. Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом:

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables - переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:

var a, b : integer; с, d : real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Раздел операторов - основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:

При написании текста программы следует соблюдать несколько правил:

- разрешается использовать только символы латинского алфавита для команд

- большие и маленькие буквы Паскаль не различает. То есть слово begin может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы “Вegin; BEGIN; BeGin”

- все операторы заканчиваются точкой с запятой “;”

Самый простой и одновременно один из самых важных операторов – оператор вывода, ведь программа должна вывести результат на экран монитора. Выглядит оператор следующим образом:

Write (‘Здравствуй Мир!’);

Видео YouTube

4. Переменная. Тип данных. Операторы ввода, вывода, присваивания

Опытный программист знает, а новичку полезно узнать, что главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы.

Переменными – называют величины, значения которых изменятся в процессе выполнения программы.

Константами называются величины, которые не изменяют своего значения.

Операторы описывают те действия, которые должна выполнять программа.

Тип переменной является важнейшей характеристикой переменной. Определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными. В Паскале существуют много типов переменных, для начала познакомимся с двумя:

Integer – целый тип. Описывает числа (например число 6 или 18 или -50).

Real – вещественный тип. Служит для хранения дробных чисел (например число 6,2 или 18,9 или -50,7).

Описать переменную это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например:

Var a: integer;

Var a,b: real;

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read - читать) или readln (read line - читать строку):

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша ( ). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write line - писать в строку):

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Информатика. 8 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.


Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

• латинские прописные буквы (А, В, С, …, X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, …, х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:


:= (знак операции присваивания);
>= и

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

3.1.2. Типы данных, используемые в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Некоторые типы данных в языке Паскаль


1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:


Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:


Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:


Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Язык программирования Паскаль

Язык программирования относится к формальным языкам, которые предназначены для записи алгоритмов исполнителем которых является компьютер.


Программой называют запись алгоритма на каком-либо языке программирования.





В настоящее время существует множество различных языков программирования.

Предлагаю познакомиться с одним из базовых языков программирования, который был разработан в семидесятых годах Никлаусом Виртом, специально для обучения студентов. Этот язык программирования называется Паскаль.


Никлаус Вирт почтенного возраста

Название этот язык получил в честь выдающегося французского ученого и мыслителя Блеза Паскаля, который славится своими достижениями не только в физике и философии, но и как создатель первой счётной механической машины, которая выполняла сложение двух чисел.


блез паскаль

Язык Паскаль - это универсальный язык программирования. Его можно применять для записи самых различных алгоритмов, которые предназначены для решения самых разнообразных задач от простых вычислительных действий до построения графических изображений или поиска информации.


паскалина

Язык Паскаль предусматривает процедурный стиль программирования в соответствии, с которым, программа представляет собой последовательность операторов, которые выполняют те или иные действия.

Если обратиться к истории, то можно отметить, что в 1983 году появилась первая интегрированная среда разработки под названием Turbo Pascal, которую выпустила компания Borland.

В 1989 году выходит объектное расширение языка, которое было добавлено в Turbo Pascal в версию 5.5. Последняя версия считается Borland Pascal, которая имеет версию 7.0.

Читайте также: