Краткое сообщение на тему как недостатки учебной литературы сказываются на работе учителя и учащихся

Обновлено: 01.07.2024

2. Основные стороны деятельности учителя-словесника: исследовательская, конструкторская, организаторская, коммуникативная деятельность.

3. Преподавание литературы как творческая деятельность учителя.

Ключевые слова:Функции учителя, обучение, воспитание, личностный характер общения.

Требование к личности и профессиональной подготовке учителя-словесника ярко и почти исчерпывающе определила методист М.А. Рыбникова. Сегодня учителю, - говорила она, - необходимо совершенное владение своим предметом, знание школы и учащихся, яркое представление о требовании государства, об общественности к школе, к преподавании литературы, умение решать задачи воспитания на материале литературы и методами, близкими к литературе, вести работу в продуманной и четкой системе, опирающейся на понимании природы своего предмета и законов развития учащихся. Опираясь на современные исследования, психологи педагогического труда, можно назвать как важнейшие следующие стороны деятельности учителя-словесника:

- исследовательская - анализ явлений языка произведений литературы и искусства, применение научных трудов и пособий, изучение учащихся, собственной работы, опыта коллег;

- конструкторская деятельность учителя-словесника - разработка системы преподавания, уроков литературы, внеклассных мероприятий, определение этапов развития учащихся, видов и форм их работы;

- организаторская деятельность учителя - словесника - реализация намеченных планов, организация собственной работы, учебной и вне учебной деятельности классного коллектива и отдельных учащихся;

- коммуникативная деятельность учителя-словесника - установление контактов с учащимися, создание отношения, благоприятных для решения задач, речевая деятельность, выразительное чтение и рассказывание, применение текстовых и наглядных пособий и ТСО.

Конечно, все стороны в работе учителя взаимосвязаны, взаимодействуют и направлены на обучение, воспитание, развитие учащихся. Учитель-словесник, как и учитель любой специальности, приходит к своим ученикам, чтобы руководить их познавательной деятельностью, направлять их развитие в соответствии с требованиями и идеалами общества. Его задача - приобщить своих учащихся к искусству слова и тем самым воздействовать на их взгляды, убеждения. С этой целью он заботится о совершенствовании речи и художественной восприимчивости школьников, помогает сознать основные закономерности языка и искусства слова.

Одна из важнейших функций учителя - исследование. Учитель любого предмета должен овладеть научным мышлением, учить наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы для решения возникающих вопросов, проводить опытную работу, использовать научную литературу, осваивать опыт.

В работе учителя-словесника исследовательская функция приобретает свои особенности. Словесник анализирует художественный текст, который каждому учителю-исследователю способен открыть какие-то новые, еще неизведанные стороны, изучает художественное восприятие, свойственное учащимся, чтобы совершенствовать его, исследует их речь, чтобы развивать ее.

Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. И этот климат заинтересованности или равнодушия зависит во многом от учителя, от общения учителя с классом, учеников между собой. Психологи настойчиво обращают внимание на то, что общение не просто обмен информацией, что процесс общения предполагает взаимодействие его участников.

Личностный характер общения предполагает исполнение ряда условий, без которых общения не состоит. Первое из этих условий - спонтанность восприятия, одновременность совместность реакций собеседников. Этого не просто добиться на уроке, как не просто актером на сцене не отключаться, не выходить из роли, когда партнер произносит монолог.

Второе условие педагогического общения - информативность. Собеседники должны обладать разным объемом и характером информации, чтобы могло состояться взаимообогащение частников диалога.

Интерес к ученику, к его потребностям и возможностям, стремление не просто информировать ученика, развивать его как читателя и гражданина, направленное воздействие уроков литературы на формирование мировоззрения школьников, осознанных идеологических и эстетических критериев оценки литературного произведения, воспитание историзма мышления, эстетическое воспитание, нравственное воспитание, проблемное обучение - это направления работы учителя литературы, обеспечивающие общение с искусством на уроке литературы.

Конечно, настоящий учитель всегда пересоздает добытое наукой, чтобы лично присоединиться к тем истинам, которые он несет в класс. Дети не принимают от учителя чужого, взятого напрокат, не пережитого им самим мнения. Учитель изучает читательские реакции учеников определенного возраста и поколения, выясняет, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, каковы основные пути освоения этого содержания. Учитель опирается на работу литературоведа и методиста, но у него воя творческая задача: как сблизить с писателем этих конкретных его учеников.

Когда речь идет о том, эффективно ли мы используем огромное духовное богатство культуры нашего города, достаточно ли органично связываем в сознании учеников искусство прошлого и нашу современность, нельзя не обратиться к живой практике школы.

Концепция обучения как взаимодействия обучающих и обучаемых ведет к представлению о педагогической деятельности как творческом процессе. Общение в системах: учитель - учащиеся, учитель - ученик, ученик - учащиеся при изучении литературного произведения осложняется взаимодействием каждого из этих звеньев с художественным текстом. Творчество увлекает участников процесса обучения тем, что ведет к неожиданным результатам. Поэтому изучение литературного произведения в школе, которое строилось в соответствии с целями обучения и возможностями учеников, требует творческого поиска оптимального для данных условий варианта учебных операций и нахождения необходимой последовательности работы.

Известно, что для учащихся учебный предмет и педагог - неразрывное единство. Радость учения, всегда желанная в школе, порождается общением с учителем, умеющим сохранить в классе оптимистическую настроенность, истоки которой - вера в детей, любовь к ним и творческая свобода мастера -профессионала.

Счастье стать властителем душ своих учащихся и повести их за собой в мир литературы не приходит само собой вместе с дипломом о высшем образовании. Учителю-словеснику надо добывать его всю жизнь, неустанно формируя и обогащая собственную личность. В сфере художественной деятельности человеческая личность раскрывается особенно глубоко и полно: невозможно говорить о литературе, не раскрывая своего отношения к писателю, к произведению. У многих учащихся после окончания школы сохраняются в памяти не только интересные уроки, но и, прежде всего, сама личность педагога.

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.

Амонашвили Ш.А.

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, сто учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов Д.Д. Зуевой, М.Н. Скаткиной, И.Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя [12]. Другой выход я вижу в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом?

Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: “Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…” [7]. Сформулированные Н.К. Крупской правила при работе с книгой не утратили своего значения и в наши дни. Состав общеучебных умений и последовательность их формирования при переходе из класса в класс подробно описаны А.В. Усовой и А.А. Бобровым [11]. Татьянченко Д.В. и Воровщиков С.Г. делят общеучебные умения на 3 группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические. Учитывая общеобразовательные приоритеты первых двух ступенек обучения, они разработали программу, в которой отсутствует деление умений по классам: умения разделены на умения начальной и основной школы [10]. Содержание программы основывается, прежде всего, на исследованиях отечественных дидактов, философов и психологов, получивших наибольшее признание, как среди теоретиков, так и в практике школ.

Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная посдедовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: “зачем, чему и как учиться?”, являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образоавния и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Меня радует тообстоятельство, что у детей появился больший интерес к изучению физики и желание работать с учебником. Учащиеся показывают неплохие результаты в различных интеллектуальных конкурсах, участвуют в учебно-исследовательских конференциях на уровне района и округа. Выпускники продолжают свое обучение в вузах на физико-технических специальностях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы литературного образования в школе

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Проблема литературного образования в современной школе всегда была актуальной. В наш век глобальных перемен книга утрачивает свое первостепенное значение. Поговорим о литературном образовании и выявим некоторые главные проблемы.

Одна из самых главных проблем – это чтение и анализ литературного произведения. Дети, к огромному сожалению, переходя из начальной школы в среднее звено, имеют очень низкий темп чтения. Умение быстро, вдумчиво читать сказывается на качестве изучения литературного произведения. Следовательно, они не понимают содержания произведения, им становится неинтересно. Немаловажную роль в обучении играет адаптация ребенка в среднем звене. Ребенок на протяжении всего первого полугодия привыкает к требованиям разных учителей, появляется много разных предметов. У ребенка повышается уровень тревожности. Очень важно заинтересовать школьника литературой, подобрать интересные книги, провести викторины, веселые игры и конкурсы, создавать ситуацию успеха на уроке и во внеурочное время.

Другой важной проблемой является незаинтересованность самих родителей в успехах детей в школе, в частности родители не уделяют внимания чтению ребенка. С каждым годом наблюдается такая негативная тенденция: дети приходят после летних каникул с непрочитанной литературой. Хорошо, если они прочитают две-три книги.

На региональном уровне мы выявили проблемы, на которые нельзя не обратить внимания.

Например, мне, учителю русского языка и литературы в одной из школ Сычевского района удалось опросить 20 детей на предмет любимого произведения. 4 ребенка вспомнили, какие сказки им читали родители в детстве. Все остальные ответили, что ничего такого не помнят. Видимо, их мамы, папы, бабушки, и дедушки не озабочены созданием хорошей домашней библиотеки и не стремятся повышать свой образовательный уровень. А когда-то Россия была одной из самых читающих стран.

Но не все зависит от родителей. В школе в последнее время все больше стало сокращаться часов на уроки литературы. В 5 и 6 классах отведено в программе только 3 часа, в 7, 8 и 9 классах 2 часа. Считаю, что это очень мало. Произведения большие, дети успевают за это время только прочитать содержание произведения, на анализ и разбор произведения остается совсем мало времени. Более того, детям надо объяснить теорию и еще запланировать уроки на развитие речи. Вот и получается, что для устного пересказа совсем не остается времени. Дети совсем не умеют правильно высказывать свои мысли.

А впереди сдача экзаменов по ОГЭ, ЕГЭ и устное собеседование. Некоторые произведения изучаются быстро, проводится ознакомительная обзорная работа с биографиями прозаиков и поэтов. Вот поэтому мы получаем не читающих литературу детей, не умеющих воспроизводить информацию. При малом количестве учебного времени, отведенного на литературу, особо важную роль играет дальнейшее развитие и верное соотношение форм изучения этого предмета. Литература развивает творческие способности ребенка, заставляет его думать и высказывать свои мысли, прививает личную культуру и воспитывает патриотизм.

Важно вырастить образованного, достойного человека – это задача школы и семьи. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе, это механизм поддержания и развития родного языка. Однако, как показал анализ литературы по данной теме, во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности .

Мы понимаем все важность проблемы и предлагаем пути решения. Существует много хороших авторских программ и методик. Остановимся на одной из них – авторская школа Гончарова И. Ф. и Погодиной Л. Ф. Главной целью этой школы является возрождение традиций русской культуры и пробуждение русского национального самосознания. Очень важно сочетать науку и православие. Это все, то на чем держалось образование в дореволюционной России. Авторская школа доработала содержание изучаемых предметов.

Существует несколько подходов. Один из них духовный подход. В этой школе широко используется материал религиозного содержания: молитвы, жития святых, духовная музыка, церковные песнопения.

Следующий подход – культурно-образовательный, в который максимально включен образовательный, этнографический и исторический материал.

Третье направление этой школы делает акцент на формирование у учащихся современного отношения к культурному наследию как фактору развития России.

Одна из главных задач, которые они поставили, – это совершенствование взаимоотношений участников педагогического процесса, которые основываются на соборности, сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии. Этому должна способствовать хорошая система образования.

Полагаю, что все это и является залогом формирования образованного и высоконравственного, преданного России человека.

Использованная литература и ссылки на электронные ресурсы:

Дубинин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.

Дубинин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.

Одной из проблем современного школьного образования является учебник – ключевой элемент образовательного процесса.

Образование является способом общества приобщить детей к знаниям, культуре, дать навыки и умения, необходимые как обществу, так и самим людям.

В любом достаточно большом человеческом сообществе (нация, страна, государство) смена поколений происходит непрерывно, образование не терпит разрывов и резких перемен.

Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения (Википедия).

Учебную литературу выпускают как государственные, так и частные издательствам. Выпуск контролируется государственными службами. Каждый учебник составляется с учётом возрастных особенностей их потенциальной читательской аудитории.

Успеваемость обучающихся по учебнику учеников зависит от простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении.

Как это ни парадоксально, но традиционный учебник написан главным образом для учителя. Тот факт, что учебники лежат на партах у всех учащихся и дома они должны по нему готовиться к занятиям, дела не меняет.

Современный учебник адресован учителю, и при этом предполагается, что он сумеет развернуть нормативное содержание учебника, изложенное в стиле справочника, энциклопедии, хрестоматии, задачника в яркое, увлекательное и доступное пониманию учащихся содержание урока.

Учит учитель, а учебник является средством методической поддержки процесса преподавания.
Ученики регулярно обращаются к учебнику по указаниям учителя как средству информационной поддержки процесса учения.

Однако, функции учебников в качестве стратегической и тактической модели свидетельствуют о предназначении учебника и для учителя, и для учащихся.

Полноценный учебник формирует у учителя педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения, и тем самым служит руководством к организации учебного процесса.

Для ученика учебник является источником, содержанием и инструментом усвоения учебного материала.

Таким образом, чтобы учебник выполнял свои функции, в частности, функцию обучения, он должен содержать материл для закрепления урока.

Система изложения учебного материала должна определяться не только логической структурой науки или вузовских курсов, но и закономерностями развития познавательной деятельности школьников. Текст должен содействовать формированию у школьников логического, научно-доказательного мышления.

Недостаточная разработанность критериев современной учебной книги привела к формированию определенных представлений относительно формы, структуры и содержания школьного учебника. Эти стереотипы мешают разработке и внедрению учебников нового поколения в практику школьного обучения.

Также стереотипы оказывают влияние и на авторов, пишущих учебники, и на экспертов, в обязанности которых входит идентификация и оценка учебных книг с точки зрения их соответствия научному представлению о школьном учебнике.


В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Одна из основных задач преподавателя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение умений работы с источниками информации: учебной литературой (учебником), словарями, определителями, электронными учебными изданиями, документами и т.д.

Учебник - основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции.

Задача – научить учащегося понимать текст, используя различные формы организации работы с текстом.

Основные формы и методы работы с текстом:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Деление текста на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

9. Составление логической схемы.

10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.

11. Реферирование текста.

1. Выписки - выборка из читаемых книг, отдельных мест (мыслей, фактов, цифр и т. п.) Цель таких записей - оставить для памяти или для последующего использования те сведения, которые, с точки зрения читателя, являются существенными, интересными.

2. План текста - тот порядок, в котором изложено содержание книги (раздела книги, отдельной статьи), последовательность, в которой раскрываются отдельные вопросы.

Доклад на тему Приемы работы с учебной литературой

3. Тезисы (от греческого thesis - положение, утверждение) – кратко сформулированные основные положения текста, взятые, как правило, без привлечения фактического материала, который в тесте приводится для обоснования, доказательства или пояснения высказываемых утверждений. Тезисы от пунктов плана отличаются тем, что пункт плана называет вопрос, не раскрывая его cодержания, а тезис представляет как бы ответ на этот вопрос, выражая саму мысль, раскрывая содержание. При составлении тезисов выделяют не только порядок изложения, но и сами мысли, их содержание.

4. Конспект (от латинского conspectus - обзор, очерк) – краткое изложение статьи, книги, доклада, лекции. Имея в основе и план, и тезисы конспект, вместе с тем содержит и наиболее существенные факты, примеры, доказательства из изучаемого текста, то есть при сжатой форме изложения, конспект обладает большей полнотой содержания по сравнению с планом и тезисами. Конспекты могут быть следящими, опорными, стилизованными.

5. Рецензия (от латинского recensio - оценка) - оценка произведения, критический отзыв о нем. Является малым критическим жанром. Обычно в рецензии дается краткое изложение содержания прочитанной книги, статьи, художественного произведения, спектакля, кинофильма и т. п., анализ этого содержания и критическое суждение о произведении. Оценочные выводы в рецензии должны быть мотивированны и сформулированы либо по ходу рассуждения, либо как завершение анализа. Рецензия выражает личное отношение к рецензируемой работе, содержит конкретный разбор достоинств и недостатков произведения и его общую оценку.

6. Реферат (от латинского refero — докладываю, излагаю) - представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа с основными фактическими сведениями и выводами. Объем реферата от 5 до 25 машинописных страниц. Различают 2 разновидности рефератов: а) рефераты, передающие содержание одной книги, одного учения или научной проблемы, б) рефераты, суммирующие данные нескольких источников по одной определенной теме.

7. Аннотация (от латинского annotatio - замечание) - небольшое, строк на 10-20, связанное описание содержания книги или статьи, включающее иногда и краткую оценку произведения. Чаще всего содержание изложено в виде перечня главнейших вопросов, разбираемых в произведении. Основное назначение аннотации - дать некоторые представления о книге, с тем, чтобы рекомендовать ее для прочтения.

Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Следовательно, постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся владеть различными источниками информации, что способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Читайте также: