Композиция романтических рассказов горького сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

ВложениеРазмер
m.gorkiy.docx 25.35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

- Приведите примеры, доказывающие это.

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

  1. Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.

- Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)

- Какова мотивировка характеров героев?

(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)

- Каков смысл противопоставления Данко и Лары?

Подумаем, чего испугался осторожный человек.

Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя .)

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

- Как раскрываются в композиции образы героев?

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)

- В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.)

- Какова позиция автора и как она выражена?

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

- Какова реализация автором конфликта?

-Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)

- Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

- Какова роль портрета героев в рассказе?

- Какова роль Гаврилы в рассказе?

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Своеобразие романтических рассказов М. Горького

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.

Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана’прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение — тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.

Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, — Данко и Ларра — противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он — тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.

Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.

Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов — яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи — все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.

М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара — он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода — понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай — что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души — непостижимой и противоречивой.

По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта — это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4401 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Романтизм в творчестве М. Горького

Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького

… воздействие на становление Максима Горького. 2. Выделить традиции, которые Горький использует в своем раннем творчестве. 3. Проанализировать ранние произведения Максима Горького с учетом выявленных традиций русской литературы. Методы исследования: биографический, историко-функциональный. Практическая значимость: результаты полученных исследований по рассматриваемой теме можно использовать в …

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

… от третьего лица и формы живой народной речи позволили писателю передать в адекватных формах сам ход и строй народной мысли, раскрывая содержание народного общественного идеала. Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова проявляется и в способе построения образа героя и в организации повествовательного действия в них. Во многих рассказах А. Платонова кон­фликт основал на противопоставлении …

… Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко …

Герои ранних рассказов М. Горького

М. Горький относится к своим героям, та­ким как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако уже на раннем твор­ческом этапе писатель подметил явление, которое стало одной из проблем россий­ской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопо­жертвованию, порыву и его неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического орео­ла. Люди такого типа, как предугадал писа­тель, могут проявить себя в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, револю­ций, но они чаще всего нежизнеспособны при нормальном, обыденном течении че­ловеческой жизни. И сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его ранних про­изведениях, остаются актуальными и на­сущными.

Цель урока: проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I . Слово учителя

Авторская позиция в ранних романтических рассказах Горького проявляется не только в противопоставлении героев, но и в самой структуре произведения, в элементах композиции, в конфликте.

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

— Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев?

— В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел.)

— Какова позиция автора и как она выражена?

(Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

— Какова реализация автором конфликта?

— Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?

— Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой — единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

— Какова роль портрета героев в рассказе?

— Какова роль Гаврилы в рассказе?

II. Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького

— Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?

— Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?

— В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького — Челкаша и Гаврилы?

— В чем вы видите особенности романтизма Горького?

Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I . Слово учителя

— Как изображается место действия в пьесе?

— Какие люди являются обитателями ночлежки?

— Что является предметом изображения в пьесе?

— Каков конфликт драмы?

(Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

— Что привело в ночлежку ее обитателей — Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

— Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

(Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)

— Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Похожие документы:

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс

Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. . полугодия 11 класса и ориентировано прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: — Русская литература ХХ века в .

Учебного курса литературы для 10,11 классов базовый уровень

Рабочая программа педагога Леонтьевой Виктории Альбертовны, первая квалификационная категория предмет: литература класс: 11 на 2013 2014 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

. Поурочные разработки. - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе .

Читайте также: