Творческая природа человека сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Двуединство человека обнаруживается с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества.

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Наряду с деятельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т.е. в связи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое, доселе небывалое. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. Даже в сфере чисто рациональной деятельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель деятельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребностями его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную деятельность от творчества. Когда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое – некий идеал, рождающийся из глубины человеческой души, – мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной деятельности.

Франк С. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. М, 2007. – С260-271.

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Наряду с деятельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т. е. в связи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое, доселе небывалое. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. Даже в сфере чисто рациональной деятельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель деятельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребностями его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную деятельность от творчества. Когда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое - некий идеал, рождающийся из глубины человеческой души, - мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной деятельности.

Это отличие сверхчеловеческой творческой силы человека от целостной и глубочайшей воли Бога может быть выражено и так, что человек как творец есть всегда выразитель лишь одного из многих Его замыслов. Ибо Бог, в силу сверхрациональности Своего существа, не есть только чистое, абсолютное единство, а есть всегда и единство многообразия. Его творчество осуществляется в многообразии замыслов; и человек-творец всегда осуществляет один из этих многих замыслов, который он испытывает как действующую в нем силу, как некий подчиненный божественный дух. Поэтому в человеческом творчестве обнаруживается действие сил хотя и истекающих от Бога и связанных с Ним, но как бы промежуточных между человеческим духом и Богом. Таинственное явление человеческого творчества есть обнаружение момента многообразия в реальности Божества, как бы некой производной, в известном смысле политеистической структуры реальности. Здесь снова обнаруживается плодотворность понятия реальности как сферы промежуточной и связующей между Творцом и творением.

Всякая идея человека остается неполной и потому искаженной, поскольку мы не отдали себе отчета в возможности для человеческой воли уклоняться от истинной структуры реальности, от истинного онтологического существа человека, - другими словами, поскольку мы не отдали себе отчета в таинственном факте греха и самочинной свободы. Все предыдущее наше размышление, направленное на уяснение богочеловеческой основы человеческого бытия - идеи человека отчасти как существа богослитного, отчасти - в качестве автономной личности - как некоего излучения вовне этой богослитной его глубины, - как будто противоречит возможности отпадения человека от Бога, возможности самочинной человеческой воли, в которой человек уже антагонистически противостоит Богу. [1, C. 291]

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны. Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учений); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирования их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке французской революции 18 века (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т.е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия способствуют совершенствованию производственной деятельности.

Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, досуговую, потребительскую, образовательную и др. Выделение этих видов условно.

В многообразии видов активности человека можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой – города и села, цветущие сады и возделанные поля, машины, книги и т.д. Разрушительной – войны (гибель людей, разрушенные жилища и т.д.). Среди многих характеристик деятельности особое место занимает деятельность творческая.

Творчеством обозначают деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат, новые средства, новые способы. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция – знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: "Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то".

Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль "озарит" ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало трудов бывает затрачено на поиск решения, накопление подходящего материала.

Русский философ Н. Бердяев связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего. "Творческий взлет всегда направлен на создание новой жизни, в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, добрые дела".

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, решать нестандартные задачи, развивать воображение, фантазию. Русский композитор П.И. Чайковский говорил: "Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

Ценности жизни человека

В деятельности человека очень важна культура интеллектуального труда (интеллект –слово латинского происхождения, означает "познание, понимание, рассудок"), которая позволяет ему осознать свои собственные возможности, дает умение получить необходимую информацию, переработать, ею воспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоциисубъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы скрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной "цвет", выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, не только способная обладать спокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти – чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами.




В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные "маяки". Они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обосновано называют ценностями жизни и культуры. Ценностьэто важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленный жизненным опытом, совокупностью переживаний и ограничивающий значимое, существенное для данного человека от незначительного. Совокупность устоявшихся ценностей обеспечивает устойчивость личности. Для каждого человека есть свои ценности. Но есть и общие для всех людей ценности, фундаментальные ценности: жизнь, свобода, добро и зло (категория морального сознания человека, беда преступников определяется узким пониманием добра), семья, труд, образование, любовь, справедливость, демократия и др.

Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, разве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам? Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационного развития, профессиональными знаниями, позволяющему человеку занять свое место в сложившейся системе разделения труда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность – это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремиться к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания: одному знания нужны, чтобы создать средство лечения ныне еще неизлечимой болезни, другому – чтобы изобрести хитроумные устройства для ограбления банка.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Вопросы и задания

1. Какие виды деятельности вам известны? Как они взаимосвязаны?

2. Что такое творчество? Что необходимо для развития творческой деятельности?

3. Как вы понимаете выражение "зарыть талант в землю"?

4. Н.В. Гоголь писал: "Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить". А французский писатель Р. Роллан утверждал: "Все радости жизни в творчестве". Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение "муки творчества"?

5. Как вы представляете себе творческую деятельность ученого и поэта? Что в их деятельности общего? В чем различия?

6. Открыть можно лишь то, что есть в окружающем мире; изобрести можно только то, чего еще нет. Приведите примеры великих открытий и изобретений.

7. Каково содержание интеллектуального труда?

8. Какое значение для духовного мира человека имеют эмоции?

9. Что такое ценность? Какую роль играют ценности в жизни человека и общества?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бытие – это все, что существует реально.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны. Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учений); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирования их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке французской революции 18 века (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т.е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия способствуют совершенствованию производственной деятельности.

Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, досуговую, потребительскую, образовательную и др. Выделение этих видов условно.

В многообразии видов активности человека можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой – города и села, цветущие сады и возделанные поля, машины, книги и т.д. Разрушительной – войны (гибель людей, разрушенные жилища и т.д.). Среди многих характеристик деятельности особое место занимает деятельность творческая.

Творчеством обозначают деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат, новые средства, новые способы. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция – знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: "Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то".

Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль "озарит" ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало трудов бывает затрачено на поиск решения, накопление подходящего материала.

Русский философ Н. Бердяев связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего. "Творческий взлет всегда направлен на создание новой жизни, в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, добрые дела".

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, решать нестандартные задачи, развивать воображение, фантазию. Русский композитор П.И. Чайковский говорил: "Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

Двуединство человека обнаруживается с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества.

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Наряду с деятельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т. е. в связи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое, доселе небывалое. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. Даже в сфере чисто рациональной деятельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель деятельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребностями его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную деятельность от творчества. Когда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое – некий идеал, рождающийся из глубины человеческой души, – мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной деятельности.

Это отличие сверхчеловеческой творческой силы человека от целостной и глубочайшей воли Бога может быть выражено и так, что человек как творец есть всегда выразитель лишь одного из многих Его замыслов. Ибо Бог, в силу сверхрациональности Своего существа, не есть только чистое, абсолютное единство, а есть всегда и единство многообразия. Его творчество осуществляется в многообразии замыслов; и человек-творец всегда осуществляет один из этих многих замыслов, который он испытывает как действующую в нем силу, как некий подчиненный божественный дух. Поэтому в человеческом творчестве обнаруживается действие сил хотя и истекающих от Бога и связанных с Ним, но как бы промежуточных между человеческим духом и Богом. Таинственное явление человеческого творчества есть обнаружение момента многообразия в реальности Божества, как бы некой производной, в известном смысле политеистической структуры реальности. Здесь снова обнаруживается плодотворность понятия реальности как сферы промежуточной и связующей между Творцом и творением.

Но тут мы, в обсуждаемом частном вопросе, подведены к совершенно новой общей теме, которую мы доселе упоминали лишь вскользь, не сосредоточиваясь на ней. Всякая идея человека остается неполной и потому искаженной, поскольку мы не отдали себе отчета в возможности для человеческой воли уклоняться от истинной структуры реальности, от истинного онтологического существа человека, – другими словами, поскольку мы не отдали себе отчета в таинственном факте греха и самочинной свободы. Все предыдущее наше размышление, направленное на уяснение богочеловеческой основы человеческого бытия – идеи человека отчасти как существа богослитного, отчасти – в качестве автономной личности – как некоего излучения вовне этой богослитной его глубины, – как будто противоречит возможности отпадения человека от Бога, возможности самочинной человеческой воли, в которой человек уже антагонистически противостоит Богу. Как вообще возможно такое отпадение и такой антагонизм, если – как мы говорили выше – укорененность человека в Боге есть само существо человека и пуповина, связующая его с Богом, неразрывна?

Читайте также: