Коммуникатор сообщение и реципиент являются элементами коммуникационной модели
Обновлено: 05.07.2024
Коммуникации в современной литературе определяются или как действие (в качестве одностороннего процесса передачи сигналов без обратной связи), или как процесс взаимодействия (двусторонний процесс обмена информацией), или как коммуникативный процесс, коммуникаторы в котором непрерывно и поочередно выступают в качестве получателя и источника информации.
В соответствии с точками зрения, представленными в научной литературе, разные модели коммуникации появляются на основании различных задач, стоящих перед исследователем. Исследователи разделяют их по разным параметрам:
- социологическим;
- психологическим;
- семиотическим.
Модели коммуникации по Г. Г. Почепцову
В соответствии с подходом Г. Г. Почепцова выделяют модели коммуникации:
- психологические и социологические модели коммуникации;
- модель коммуникации с точки зрения PR, пропаганды и рекламы;
- семиотические модели коммуникации - в социологии и психологии были разнообразные модели коммуникации. Анализ коммуникации осуществляется активно на основании их современных подходов;
- модели имиджевой коммуникации;
- модели мифологической коммуникации;
- модели психотерапевтической коммуникации;
- модели пропагандистской коммуникации;
- модели аргументирующей коммуникации.
Модель коммуникации по Ф. И. Шаркову
Подход основывается на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Данная модель представлена концепциями системного подхода, структурного функционализма, компьютерной футурологии, технологического детерминизма, информационного общества и др. Социальные коммуникации в этом подходе базируются на системных функциях и связях. Коммуникативные технологии ставят перед собой задачу сконструировать необходимый образ субъекта и определенных социальных связей в системе. Данную модель можно сравнивать с принципами классической кибернетики, предполагающими жесткий контроль над деятельностью системы, одновременно исключая все ненужные элементы и взаимосвязи.
Современные модели коммуникаций
Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.
Авторитарная модель – данная модель базируется на жестком административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Эта модель описана исследователями Д. Маккуэйлом и У. Шраммом.
Двусторонняя асимметричная модель - в данную модель включают обратную связь, при этом сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что и формирует асимметрию определенного рода. Двусторонняя асимметричная модель - одна из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом, появившаяся в 20-е гг. XX в.
Неклассическая методология - базируется на когнитивной модели субъектно-объектных отношений касательно объекта. Ю. Хабермас, немецкий философ, автор данной методологии, предпочитал постулаты позитивной науки в изучении и анализе социальных субъектов. Инструментом осуществления практических интересов человека он называл межличностные коммуникации ("интеракции") как способ высвобождения, эмансипации от различного рода влияний (политики, экономики и т.п.) и принуждений. Ю. Хабермас различает "истинные" коммуникации и "ложные" коммуникации, обосновывает "техническую рациональность" транспозиции технических методов и средств на межличностные коммуникации.
Постнеклассический подход природу социального сводит к субъектно-субъектным отношениям, при этом объектность исключая. Общество в соответствии с данным подходом рассматривается в качестве сети коммуникаций, а коммуникациям свойственна возможность самоописания общества и его самовоспроизводства (принципы аутопоэзиса и самореферентности Н. Лумана). Коммуникация в этом случае выступает в качестве активной самоорганизующаяся среда, где самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согласования переживаний и действий присутствующих участников коммуникации. Общество охватывает все действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие воспринимается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и производится в ней в соотнесении (коммуникации) с иными действиями-событиями.
Не останавливаясь детально на всех моделях, рассмотрим самые известные модели.
Модель Аристотеля
В своем труде "Риторика" древнегреческий философ писал:
"Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)".
На первый план в устной речи ставится ораторское искусство. Однако необходимо отметить, что во времена Аристотеля речь ораторов предназначалась не только для произнесения, а и для прочтения. Об этом Аристотель упоминает в произведении "Риторика" (кн. 3, гл. 12), подчеркивая самодостаточность письменной речи.
Таким образом, представленная модель является универсальной: она описывает коммуникативный акт в устной и письменной формах.
Модель Лассуэлла
В 1948 г. Г. Лассуэлл, американский ученый, предложил свою модель коммуникации, которая стала классической моделью в социологии массовой коммуникации. Формула Г. Лассуэлла – не только модель, отражающая структуру коммуникационного процесса, но и модель исследования данного процесса, его отдельных элементов и структуры.
Таблица 1 – Формула Г. Лассуэлла
Согласно данной структуре Г. Лассуэлл определял ряд разделов исследования коммуникации, каждый из которых дает ответ на соответствующий поставленный вопрос:
анализ управления процессами массовой коммуникации – ответ на вопрос "кто?" рассматривает факторы, открывающие и направляющие сам акт коммуникации (это сам коммуникатор в первую очередь);
анализ аудитории (специализированной, массовой), которая является жизненно важной для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекают социологические службы, результаты анализа которых используют профессиональные вещательные корпорации, рекламодатели и т.д.;
Модель Г. Лассуэлла как одна из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации получила широкое признание. Это обусловлено ее удачной формулировкой, которая дает возможность включать не только теоретические положения, но и большое количество эмпирических данных.
- "кто?";
- "в какой ситуации?";
- "с каким намерением?";
- "используя какую стратегию?";
- "с какими ресурсами?";
- "с каким результатом?";
- "оказывает влияние на какую аудиторию?".
Эта модель отражает бихевиористский подход к коммуникации, заключающийся в простом воздействии коммуникатора на реципиента, который является объектом, так либо иначе реагирующим на принятую информацию.
Таблица 2 - Модель коммуникации Г. Лассуэлла
Формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла является одновременно и моделью исследования коммуникативного процесса, и развернутым планом коммуникативного действия. Одновременно, данной модели присущ существенный недостаток - она монологична, в состав модели не входит обратная связь, благодаря которой коммуникация рассматривается не однонаправленно и не "сама по себе", а в качестве двустороннего процесса и в ее отношении к политическому, экономическому, культурному, социальному и другому контексту. Это важно для массовой коммуникации, в первую очередь, в кризисных ситуациях жизни общества, актуализирующих результаты деятельности СМИ и ее трактовку в массовом сознании общественности.
Модель бихевиоризма
Модель Шеннона - Уивера
Избыточность в коммуникации, согласно К. Шеннону, можно достичь при многократным повторении информации, или ее дублировании с применением иных каналов связи. Таким образом, появляется модель двух - или многоканальной коммуникации. Достоинством данной модели является то, что с ее возникновением появилось представление о количестве и скорости передаваемой информации. Модель Шеннона – Уивера, вместе с этим имеет и ряд ограничений:
- абстрагированность от сущности передаваемой информации (все внимание обращено лишь на ее количество);
- механистичность (в основном отражает технические способы коммуникации, а индивид в нее включается лишь как "источник" или "приемник" информации);
- отсутствие обратной связи, однонаправленный линейный характер коммуникативного процесса.
Циркулярная (циклическая) модель коммуникации
Была предложена в работах Ч. Осгуда и У. Шрамма.
Двухканальная модель речевой коммуникации
Разработана В. П. Морозовым, отечественным психологом, в которой коммуникация показана в виде двухканальной системы, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В. П. Морозовым коммуникация представлена как двухканальный процесс, который состоит из речевого лингвистического, вербального и экстралингвистического невербального каналов.
Данная теория базируется на схеме Шеннона, в соответствии с которой каждая система коммуникации является взаимодействием ряда основных частей:
- источника информации - человека, который передает информацию;
- сигнала – транслирует информацию в закодированном виде;
- слушателя или приемника – обладает навыком декодировать информацию.
В этой модели была учтена роль функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной.
Двухступенчатая модель коммуникации
Теория "Спираль тишины/молчания"
"Спираль тишины/молчания" была разработана Э. Ноэль-Нойман. В соответствии с данной теорией средства массовой коммуникации могут производить манипуляции общественного мнения за счет передачи слова меньшинству вместо большинства.
В соответствии с ее гипотезой человек, который ощущает себя в меньшинстве, не высказывает свое мнение, тем самым становясь частью большинства. Когда же масс-медиа производят коррекцию картинки реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает. В массовой коммуникации, таким образом, представленной оказывается лишь одна сторона. Иная сторона замыкается в себе.
Э. Ноэль-Нойман пишет: "Дважды мне приходилось наблюдать "сдвиг последней минуты", давление общественного мнения, что приносило кандидату дополнительные 3-4% голосов. Лазарсфельд, будучи свидетелем этого явления, еще в 1940 г. во время выборов американского президента назвал его "эффектом оркестрового вагона", за которым следуют другие. Согласно же общепринятому объяснению, каждому как бы хочется быть с победителем, считаться тоже победителем".
Основой данного явления считают страх человека, который является по своей природе, существом социальным, и оказаться в изоляции одиночества не хочет.
ГОСТ
Понятие и основные виды коммуникационной модели
Другим параметром классификации, на базе которого создаются простейшие модели, являются четыре элемента коммуникаций:
Третий критерий – это вид модели коммуникаций:
- линейный;
- нелинейный;
- объемный.
Различают два вида двусторонних коммуникационных моделей:
- двустороння ассиметричная;
- двусторонняя симметричная.
Готовые работы на аналогичную тему
Классификация коммуникационных моделей
Различают множество моделей коммуникаций, которые маркетолог или рекламщик должен знать и уметь использовать. Базовыми моделями считаются следующие:
- модель Лассуэла;
- модель Шеннона-Уивера;
- модель Дефлюера;
- модель Осгуда-Шрамма;
- модель Лазарсфельда
- модель Романа Якобсона.
Первая модель используется в первую очередь для придания структурной организованности коммуникации. Каждый компонент модели – это самостоятельная область анализа коммуникационного процесса:
Суть формулы Лассуэла состоит в том, что она предполагает, что коммуникатор всегда хочет повлиять на получателя, поэтому коммуникация описывается как процесс убеждения.
Во второй модели коммуникация описывается как линейный односторонний процесс. Она описывает 5 функциональных и 1 дисфункционный (т.е. шум) факторы процесса коммуникаций. Ключевая задача данной модели состоит в снижении шума и максимальное облегчение обмена данными.
Основные функциональные компоненты:
- источник информации;
- отправитель или передатчик;
- получатель;
- место назначения.
Но необходимо различать обратную связь первого порядка и опосредованную связь второго порядка. Первая имеет место, когда коммуникатор может получать обратную связь в ходе взаимодействия. Вторая получается на основе оценки результатов воздействия. Также коммуникатор начинает получать обратную связь не только от потребителя информации, но и от самого послания.
Модели Осгуда-Шрамма, Лазарсфельда, Романа Якобсона
Кроме этого особенностью модели Шрамма и Осгуда является поведение отправителя и получателя. Они кодируют, декодируют и интерпретируют информацию. Наличие обратной связи в модели позволяет рассматривать процесс коммуникации как взаимодействие. Соответственно данную модель можно отнести к двусторонней симметричной модели, которая предполагает активное взаимодействие субъекта и объекта коммуникации.
В модели Романа Якобсона представлена схема речевой коммуникации в виде 6 функций языка, с которыми с различных видах связей и отношений находятся следующие компоненты:
Основные функции языка:
Читайте также: