Сообщение на тему лифт

Обновлено: 05.07.2024

В книжной версии

Том 17. Москва, 2010, стр. 670-672

ЛИФТ (от англ. lift – под­ни­мать), ста­цио­нар­ный подъ­ём­ник пе­рио­дич. дей­ст­вия с вер­ти­каль­ным дви­же­ни­ем ка­би­ны по жё­ст­ким пря­мо­ли­ней­ным на­прав­ляю­щим; ис­поль­зу­ет­ся для пе­ре­ме­ще­ния (подъ­ё­ма и спус­ка) лю­дей и/или гру­зов. В со­став Л. вхо­дят: си­ло­вая ус­та­нов­ка; тя­го­вый ор­ган; ка­би­на с две­ря­ми (пе­ре­во­зит пас­са­жи­ров и/или др. гру­зы); па­нель управ­ле­ния с двух­сто­рон­ней свя­зью с дис­пет­чер­ским пуль­том и др. Л. ус­та­нав­ли­ва­ют в шах­те (пол­но­стью или час­тич­но ого­ро­жен­ное ме­сто, от по­ла при­ям­ка до пе­ре­кры­тия), в ко­то­рой дви­га­ют­ся ка­би­на и (при на­ли­чии) про­ти­во­вес (урав­но­веши­ва­ет си­лы тя­же­сти мас­сы ка­би­ны и гру­за). В шах­те обо­ру­до­ва­ны: на­прав­ляю­щие ка­би­ны и про­ти­во­ве­са, две­ри по­са­доч­ных пло­ща­док, ло­ви­те­ли (уст­рой­ст­ва для ос­та­нов­ки и удер­жа­ния ка­би­ны или про­ти­во­ве­са при ава­рий­ной си­туа­ции); бу­фе­ры (уст­рой­ст­во плав­но­го за­мед­ле­ния ка­би­ны); упо­ры в при­ям­ке и др. Осн. ха­рак­те­ри­сти­ки Л. – но­ми­наль­ная (рас­чёт­ная) ско­рость дви­же­ния, гру­зо­подъ­ём­ность (наи­боль­шая мас­са гру­за без учё­та мас­сы ка­би­ны и по­сто­янно рас­по­ло­жен­ных в ней уст­ройств), макс. высо­та подъ­ё­ма ка­би­ны (рас­стоя­ние по вер­ти­ка­ли ме­ж­ду уров­ня­ми ниж­ней и верх­ней по­са­доч­ных пло­ща­док Л.) и ко­ли­че­ст­во ос­та­но­вок. Л. в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния, вы­со­ты подъ­ё­ма, рас­по­ло­же­ния си­ло­вой ус­та­нов­ки, пла­ни­ро­ва­ния и кон­ст­рук­ции зда­ний име­ют разл. ки­не­ма­ти­че­ские схе­мы (прин­ци­пи­аль­ная схе­ма взаи­мо­дей­ст­вия подъ­ём­но­го ме­ха­низ­ма с под­виж­ны­ми час­тя­ми Л. – ка­би­ной и про­ти­во­ве­сом). К Л. предъ­яв­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния по безо­пас­но­сти, на­дёж­но­сти кон­ст­рук­ции, плав­но­сти раз­го­на, дви­же­ния и тор­мо­же­ния, точ­но­сти ос­та­нов­ки ка­би­ны и др.

Под лифтом понимают грузоподъемную машину, которая способна перемещать грузы вертикально или наклонно с помощью специальной платформы, двигающейся по жестко установленным направляющим.

Рычаг как прообраз современного лифта

Наблюдение за папуасскими племенами в середине XX века позволило зафиксировать интересный обряд погребения, связанный с тем, что покойника хоронили на вершине дерева. При этом возникала задача по подъему тела на приличную высоту, решаемая относительно просто:

  • посредством лиан и с использованием ветвей сплеталась своеобразная платформа;
  • далее к платформе крепился рычаг, имеющий на другом конце закрепленный груз;
  • в результате благодаря противовесу тело подымалось на требуемую высоту.

Подъемный кран и подобные ему механизмы для поднятия тяжестей созданы по принципу, известному человечеству очень давно. Здесь имеется в виду обыкновенный рычаг, подобный тому, что мы можем видеть в примере с колодезным журавлем. Еще древние египтяне далеко до н. э. применяли механизмы, поднимающие грузы, вес которых был немногим меньше 100 кг.

К наиболее древним устройствам подобного типа можно отнести подъемник, установленный в свое время в Геркулануме, древнеримском городе, находящемся в непосредственной близости от Везувия, что и привело к его гибели в 79 году. Проведенные на этом месте раскопки позволили обнаружить части древнего механизма, предназначением которого был подъем готовых блюд из кухни на этаж выше. В действие подъемник приводился за счет использования мускульной силы.

Лифт с мускульным приводом

Упомянутый подъемник в Геркулануме не является самым древним изобретением данного вида, так как существуют документальные подтверждения наличия прообразов лифтов еще в более ранние исторические периоды. Так, в трактате древнеримского архитектора Витрувия, датируемым 236 годом до н. э., говорится о лифте, созданным Архимедом. Также известен факт существования подъемника в римском дворце Нерона. С помощью этого устройства можно было осуществлять подъем как грузов, так и людей. Непосредственным предназначением подъемника являлось удовлетворение прихотей императора, который, в частности, обожал театр. Именного для приготовления к спектаклям и использовали подъемник, функционирование которого обеспечивалось мускульной силой людей.


Остатки подъемника в Колизее

В римском Колизее лифты тоже нашли свое применение: подъем на арену животных и людей. В общей сложности в Колизее действовало не менее 12 подъемных устройств, приводимых в движение посредством специальной системы блоков, активность которой обеспечивали рабы, то есть в качестве источника энергии выступала мускульная сила. Если продолжать исследовать глубины истории в соответствии с рассматриваемой нами темой, то можно обнаружить подъемные механизмы в разных уголках древнего мира:

  • Египет, лифт в Синайском монастыре (VI век н. э.) – была задействована сила животных, в частности, ослов, вращающих колесо с наматываемой пеньковой веревкой, закрепленной на плетеной корзине;
  • Индия (XVI-XVII века н. э.) – страна, крестьяне которой с помощью подъемников производили забор речных вод;
  • Китай (XVII век) – так же, как и в Индии, осуществлялся подъем воды из рек, но здесь использовался более любопытный механизм, приводимый в движение посредством вращения педалей, что предполагало участие в этом процессе двух людей;
  • Европа и Восток – разработка полезных ископаемых, обусловленная высокой востребованностью подъемников в шахтах, где в качестве источника энергии использовали мускульную силу животных.


Индийский подъемник XVI века


Подъемник в Александрии Египетской

Приход XVII века ознаменовал популярность лифтов среди знати, которая стала воспринимать подъемные механизмы с точки зрения предметов роскоши и в определенной степени баловства. Если упомянуть про Россию, то во времена царствования Петра I один из дворцов Петергофа оснастили грузовым лифтом, используемым для подъема обеденного стола с первого на второй этаж.

В 1795 году прообраз лифта, разработанный Кулибиным, установили в Зимнем дворце. Осуществляющий в тот период внешнюю политику России светлейший князь А. Безбородко был очень доволен подъемником. Это объяснялось тем, что из-за своей тучности ему было проблематично подниматься в царские апартаменты, а так называемое самоподъемное кресло значительно облегчало данное действие. Смонтированный Кулибиным механизм представлял собой платформу с креслом, которая крепилась на двух осях в виде винтов. Движение осуществлялось наподобие того, как это происходит с гайкой, за счет мускульной силы одного или двух человек. Здесь можно говорить о том, что описанное выше устройство стало первым пассажирским лифтом в России.

Подобное происходило и во Франции, где Людовику XV упростили посещение своей любовницы с помощью установки пассажирского лифта в Версальском дворце. В результате его Величество с большей долей комфорта поднималось этажом выше, в покои возлюбленной.


Лифт Людовика XV

Паровой лифт

Первый факт задействования паровой машины как части конструкции подъемного устройства, каковым является лифт, был зафиксирован в 1800 году (Америка). Для установки механизма была выбрана шахта, предназначенная для добычи угля. Хозяин шахты подсчитал, что более быстрый подъем угля может существенно повысить эффективность бизнеса, и он не прогадал. Итогом стал старт коммерческого использования лифтов, то есть применение такого рода устройств позволило извлекать дополнительную прибыль.

В 1835 году применение лифтов, работающих с использованием паровых машин, получило широкое распространение в Англии. В то время такие лифты обладали серьезным минусом – паровая машина должна была работать без остановок, что вполне оправданно на шахтах, но не приемлемо на предприятиях. В последнем случае обоснованность малой эффективности лифтов объясняется тем, что в условиях промышленного производства их применение носило лишь эпизодический характер.


Паровой лифт фирмы Otis Elevator (нижняя лебедка)

При этом упомянутая причина, а также шумная работа паровых лифтов, не позволила устанавливать данные подъемники в зданиях жилого сектора. Частично это препятствие было преодолено Вильямом Томсоном в 1845 году, когда он изобрел лифт, функционирующий на основе гидравлики. Предложенная им техническая концепция была не лишена недочетов, среди которых можно упомянуть необходимость поддержания жидкостного давления, что предусматривало наличие соответствующего источника. Появляющиеся в то время водопроводные системы централизованного снабжения нельзя было использовать для поддержания упомянутых условий. Хотя источники обеспечения высокого давления можно было размещать удаленно от мест установки лифтов, а воду подавать по специальным трубопроводам, что являлось несомненным плюсом предлагаемого решения.


Паровой лифт начала XIX века

Гидравлический лифт

Изобретение гидравлического аккумулятора в 1851 году, автором которого стал Вильям Армстронг (инженер), позволило создать условия для того, чтобы давление поступающей в цилиндр воды поддерживалось постоянным. Предложенная конструкция состояла из вертикального цилиндра диаметром около 45 см, являющегося опорой для стального ящика, где в качестве наполнителя использовался камень или гравий.

По сути, лифт Армстронга с технической точки зрения мало отличался от современных подъемных механизмов этого типа. В нем присутствовали такие элементы, как гидроцилиндр на основе плунжера, мультипликатор и гидроаккумулятор. При этом в Европе продолжилось совершенствование лифтов, конструкция которых предполагала наличие гидроцилиндра с плунжером прямого воздействия.


Грузовой гидравлический подъемник фирмы Otis Elevator

Гидравлический лифт номер один был смонтирован в отеле Osmaston Manor (Англия) в 1849 году. В начале второй половины XIX века значительное количество крупных отелей в Англии перешло на использование пассажирских лифтов, в основе функционирования которых лежал принцип гидравлики.

Вторая половина XIX века стала временем, когда в США стартовала эпоха небоскребов. Первые высотки оснащались гидравлическими лифтами, то есть подъемными устройствами без каната, вместо которого применялся поршень, выталкивающий кабинку лифта, что было возможно благодаря напору воды. Подобного рода системы использовались лишь в зданиях высотой не более 20 этажей, так как для гидроцилиндра требовалось копать глубокую яму под фундаментом, что имело свои ограничения безопасности. Гидравлические лифты выигрывали против паровых лифтов системы Отиса, так как они были способны двигаться гораздо быстрее. Со временем гидравлические лифты с точки зрения их конструкции стали совершеннее: цилиндр установили горизонтально, а кабина поднималась с помощью каната, тягу которому обеспечивал поршень посредством специальной системы блоков.

На проходящей в 1867 году Всемирной выставке, состоявшейся в Париже, инженер Леон Эдду продемонстрировал лифт, делающий возможным подъем платформы на 2-метровую высоту. Конструкцией лифта предусматривалось использование состоящего из четырех частей пустотелого плунжера диаметром 24,5 см. На головке плунжера крепилась кабина, направляемая с помощью четырех пустотелых колонн из чугуна. Внутри этих колонн находились противовесы, закрепленные на цепях, которые шли через верх конструкции и закреплялись на кабине.

Многие признавали такую конструкцию непригодной для использования в высотных зданиях. Л. Эдду счел эту критику необоснованной, и в 1878 году на Парижской выставке предложил ознакомиться с лифтом, работающим на основе плунжерного цилиндра, который был способен обеспечить высоту подъема в 128,5 м. Для размещения цилиндра предназначался колодец глубиной 16 м. Забор воды производился из водопроводной сети города. Этим лифтом оснастили символ Парижа – Эйфелеву башню, что стало рекламой его надежности, так как данная архитектурная достопримечательность не могла быть оснащен ненадежным устройством.

Фирма Otis Elevator c 1874 года стала активно продвигать собственные гидравлические лифты в целях защиты своих интересов на рынке. В результате сложилась ситуация, когда на рынке конкурировали паровые и гидравлические системы подъемных устройств, что могло бы продолжаться долго. Но в 1880 году был представлен электрический лифт в городе Мангейм, ставший первый устройством такого типа, которое разработала немецкая компания во главе с Вернером фон Сименсом. Предложенный механизм поднимал груз на высоту 22 метра, затрачивая на эту работу 11 секунд.

Безопасный лифт Отиса


Элайша Грейвс Отис, как считают некоторые, изобрел лифт, что не соответствует действительности. Этот американец создал не сам лифт, а устройство, способное остановить подъемную платформу в случае обрыва троса.

Карьера Отиса была определенным образом непредсказуема. Сначала он себя пробовал в качестве разнорабочего на стройке, затем подрабатывал на лесопилке и занимался сборкой карет, а после этого устроился на мебельную фабрику, которая выпускала кровати. Работая на фабрике, он создал в 1852 году устройство, облегчающее процесс подъема пиломатериалов на второй этаж. Именно при работе над этим устройством был изобретен механизм, тормозящий лифт при возникновении ситуации, характеризуемой обрывом троса.

Если до этого крепление троса производилось к самой кабине, то Отис закрепил его с помощью пластины в виде своеобразной рессоры из стали. Подъемник был оснащен зубчатыми рейками, по которым двигались шестеренки. При нормальном натяжении тросов движению кабины и шестеренок ничего не препятствовало. В случае же ослабления натяжения за счет специальных пружин задействовался тормоз, то есть происходила блокировка – концы пластины застревали в зубцах направляющих.

Фирма Elevator

Фирма, в которой работал Отис, вскоре обанкротилась, поэтому он не успел запустить так называемый безопасный лифт. Между тем вера в успех своего изобретения позволила ему основать фирму Elevator, ставшую выпускать лифты. В 1854 году на выставке в Нью-Йорке, где демонстрировались достижения науки и техники, Отис решил достаточно оригинальным способом прорекламировать свою продукцию.

Для этого в одном из залов выставки, имеющем сверху купол, был смонтирован лифт. Данная конструкция представляла собой подъемную платформу, перемещающуюся между двумя опорами, высота которых составляла 12 метров. Суть предлагаемого эксперимента заключалась в том, что изобретатель, одетый во фрак и цилиндр, становился на платформу, где также был груз в виде тяжелых бочек и сейфов, а затем поднимался на высоту 10 метров. В это время его помощник, находящийся на вершине конструкции, перерубал мечом трос. Платформа начинала двигаться вниз, но через один-два метра останавливалась за счет включения механизма блокировки. Эта успешная демонстрация привела к тому, что газеты раструбили о трюке на выставке, а фирма Elevator стала получать большое количество заказов.


Отис демонстрирует лифт

В 1857 году в магазине на Бродвее установили первый пассажирский лифт компании Elevator, обеспечивающий подъем до 5 человек со скоростью 20 см в минуту. По прошествии нескольких лет такого рода подъемники имелись в большинстве крупных городов США.

Электрический лифт


Чертеж из описания к патенту US371207, выданный А. Майлсу

После этого развитие подъемных устройств пошло по пути внедрения новых систем управления и избавления от излишнего участия человека в обслуживании лифтов. Если на первых порах функционирование лифтов предполагало задействование относительно большого штата работников, то уже к началу XX века стали обходиться одним лифтером. При этом одного электромеханика стало достаточно для обслуживания нескольких лифтов.

Изначально лифтеры стали таким же атрибутом жизни, как швейцары в ресторанах. Люди в униформе, обслуживающие лифты, были частью антуража отелей того времени. Все изменилось в 1924 году, когда фирма Otis Elevator создала систему, обеспечивающую вызов лифта простым нажатием кнопки. Также свой вклад внес инженер Хаугтон, реализовавший в 1926 году проект автоматических дверей – это дало возможность свести обслуживание лифтов к минимуму.

Лифт представляет собой специальное подъемное устройство, которое является неотъемлемым элементом любого многоэтажного сооружения. Между тем, история знакомого всем нам лифта весьма интересна и увлекательна.

Предшественники лифта в древнем мире

В течении нескольких тысяч лет человечество вынашивало идею создания надежного подъемного механизма, который смог бы функционировать по принципу современных лифтов, тех самых, что сегодня можно встретить в каждом многоэтажном доме. Самыми первыми, кто воплотил данную идею в реальность, стали древние египтяне. Подобное устройство им было необходимо в процессе сооружения своих знаменитых пирамид для фараонов.

Конструкция первого лифта
Колодезный журавль
Механизм для поднятия блоков

По своему внешнему виду древнеегипетские лифты представляли собой особые подъемные устройства, оснащенные колесами с желобами, лебедками с барабанами, а также веревкой. Во время вращения барабанов происходило наматывание, а затем, и разматывание веревки, в результате чего грузы могли подниматься и опускаться благодаря перемещению веревки, пущенной через колесо с проделанным в нем желобом. Как утверждают исторические источники, такой механизм был изобретен в далеком 2600 года до нашей эры. Он был очень мощным и надежным, способным поднимать на 150-метровую высоту большие каменные блоки, вес которых достигал 90 килограммов.

Древнеримский подъемник

Один из древнейших прототипов лифтов был обнаружен археологами во время раскопок древнеримского города под названием Геркуланум. Гибель этого города произошла одновременно с гибелью легендарных Помпей в результате извержения вулкана Везувия. В Древнем Риме существовали простейшие модели подъемных механизмов, которые преимущественно использовались с целью подъема гладиаторов и хищников на арену Колизея. Кроме того, при помощи несложных лифтов приготовленные вкусные блюда поднимали из кухни в столовую. Как гласят достоверные источники, такой лифт был создан еще в 236 году до нашей эры, а в роли его главного разработчика выступил легендарный Архимед — письменные упоминания об этом имеются в трудах знаменитого древнеримского архитектора Витрувия.

Лифты эпохи Средневековья

Лифт эпохи Средневековья

Лифт Людовика XV

Нечто, в гораздо большей степени напоминающее современные модели лифтов, впервые появилось на свет в 1743 году — то есть, во время правления знаменитого короля по имени Людовик XV. Этот лифт установлен был в самом Версальском дворце и был весьма полезен монарху. Благодаря этому удобному и надежному приспособлению король Людовик мог легко, просто и быстро перемещаться прямо в апартаменты своей любовницы, расположенные одним этажом выше. Но, справедливости ради, следует отметить, что и у этой конструкции имелись свои определенные недостатки и несовершенства. Она отличалась значительной громоздкостью, а в действие ее приводили королевские слуги.

Спустя некоторое время появилась совершенно иная система подъемных механизмов. Так, в 1795 году знаменитый российский ученый и изобретатель Иван Кулибин впервые представил свое творение — винтовые подъемные и спускные кресла. Для этих изобретений сразу же нашлись места в наиболее значимых и величественных сооружениях России — Эрмитаже, Зимнем Дворце, усадьбе Кусково, а также во всех прекрасных дворцах, расположенных на территории Царского Села. Точно такой же подъемный механизм был установлен и в легендарной усадьбе Архангельское с 1816 года. Все эти устройства, несомненно, отличались более высокой технологичностью по сравнению с лифтом французского короля Людовика XV, однако управление ими также являлось недостаточно совершенно. Для приведение в действие каждого из этих приспособлений требовалось применение человеческой или животной силы. Поэтому управление такими лифтами осуществлялось при помощи слуг либо скота. Устройства, напоминающие лифты появлялись и во времена правления царя Петра Первого. В знаменитом дворце Петергоф был установлен удивительный обеденный стол, который царские слуги перемещали между нижними и верхними этажами здания.

Применение новых технологий в производстве подъемных механизмов

Паровой лифт: верхняя лебедка, кабина, нижняя лебедка

Самый первый в мире лифт, который функционировал благодаря паровому двигателю, а не использованию человеческой или животной силы, появился в Америке. А произошло это событие в 1800 году по инициативе одного из американских предпринимателей, который являлся владельцем шахты по добыче угля. Данное изобретение существенно облегчило подъем каменного угля непосредственно из шахты на поверхность земли, делая этот процесс гораздо более быстрым и удобным. Технология паровых подъемников быстро приобрела широкую популярность, стала улучшаться и совершенствоваться. Спустя тридцать пять лет, в 1835 — лифт, оснащенный паровым двигателем, по достоинству оценили владельцы одной из фабрик, расположенных на территории Англии. Они начали использовать данное устройство в целях перемещения грузов. С этого времени усовершенствованные паровые лифты начали активно применяться на территории таких государств, как Английское Королевство и Соединенные Штаты Америки.

1845 год ознаменовался изобретением самого первого в мире гидравлического лифта. Создателем данного устройства стал небезызвестный Вильям Томсон, который также известен тем, что занимался созданием пневматических шин, а также целого ряда других, очень важных и необходимых человечеству изобретений. Следует отметить, что гидравлический лифт оказался гораздо более совершенным и технологичным устройством по сравнению с аналогом, работающим на паровом двигателе. Однако на этом технологии производства подъемных аппаратов не останавливались.

Лифт Эйфелевой башни

Еще спустя несколько лет начали появляться более усовершенствованные лифты, которые были оснащены специальными гидравлическими подъемниками с использованием жидкости под давлением. Лифт данного типа в свое время был установлен даже на такой знаменитой достопримечательности Парижа, как Эйфелевая башня. Установку одной из версий и монтаж лифтов осуществляла Roux, Combaluzier и Lepape

В 1861 году на свет появился самый первый в мире электрический лифт. Между прочим, запатентовано данное изобретение также было знаменитым американцем Элайшей Грейвсом Отисом. Лифты, созданные компанией Otis, благодаря своему высокому качеству и надежности пользовались очень широкой популярностью на протяжении долгих лет.

Лифтостроение: наши дни

Так, постепенно паровые и гидравлические лифты начали выходить из обихода. Вместо них, к началу двадцатого столетия прочно обосновались надежные и высокотехнологичные подъемники, оснащенные исключительно электрическими приводами.

Ближе к завершению эпохи 90-х годов произошла очередная революция в области производства лифтов. Так, в 1996 году известная компания KONE из Финляндии впервые представила свое новое изобретение — современный лифт, который совершенно не нуждался в машинном помещении и был оснащен особым безредукторным приводом. Помимо компании KONE, производством аналогичных лифтов, также занялась и знаменитая американская компания Otis.

современный лифт

Основными производителями высококачественных лифтов в наши дни являются американская компания Otis, финская KONE, а также швейцарская Schindler.

Краткая история лифтов.

Сейчас такое полезное изобретение, как лифт, известно уже каждому человеку. При этом почти никто не задумывается о том, когда появился первый лифт и кто является его изобретателем. И практически никто не знает, что впервые лифты начали использовать еще в Египте много лет тому назад. Уже точно известно, что египтяне использовали лифт, когда занимались возведением пирамид. Для того чтобы лифт перемещался, применялась сила крупных рогатых животных или людей.

Спустя некоторое время, был изобретен электрический лифт, который по сравнению с механическим имел большую высоту подъема и значительно быстрее передвигался. Благодаря созданию таких лифтов появилась возможность строить здания с большей этажностью, тем самым, сужая площадь застройки. Поэтому можно даже сказать о том, что в появлении небоскребов именно лифту отводится немаловажная роль.

На сегодняшний день в лифтах используется очень надежная система подъема, поэтому многие люди напрасно боятся ездить на лифте, опасаясь, что он может упасть.

Согласно СНИПу лифт работает в тесной связи с системой пожарной сигнализации. При срабатывании датчика пожарной сигнализации в любом помещении здания сигнал об этом событии приходит на контроллер лифта и контроллер даёт команду на исполнительные механизмы. Лифт опускается на нижний этаж здания, открываются двери лифта и лифт блокируется. Это делается для того, чтобы при пожаре люди не смогли воспользоваться лифтом для эвакуации, так как если лифт остановится между этажами люди в лифте задохнутся.

Лифты в жилых домах: от античности до наших дней

Современный человек настолько привык к изобилию различных устройств, что некоторые из них воспринимает как само собой разумеющиеся. Многие предметы быта и механизмы настолько органично вплелись в повседневную жизнь, что мы практически не замечаем их, привычно нажимая кнопки и совершая знакомые действия.

Одним из таких механизмов является лифт – устройство, позволяющее быстро и без приложения физических усилий подняться на определенную высоту, а также транспортировать с собой груз (коляску, купленную бытовую технику, сумки с продуктами и т.д.). Но мало кому известна история этого, без сомнения, полезного изобретения. В этой статье мы познакомим вас с ней.

Этаж первый. Когда появился лифт?

Идея создания специального механизма, который мог бы облегчить перемещение грузов снизу вверх и обратно, появилась еще в древности: возможно, первыми изобретателями прообраза лифта были египтяне, строившие свои огромные пирамиды более четырех с половиной тысяч лет назад.

Тема происхождения этих сооружений, поражающих своей монументальной красотой и точной подгонкой каждого элемента, остается тайной до сих пор: кто-то считает, что здесь не обошлось без пришельцев, кто-то склонен видеть более простое объяснение. Так, некоторые исследователи уверены, что перемещение каменных блоков выполнялось по специально возведенному рядом с пирамидой пандусу, однако эта версия не совсем убедительна: с ростом пирамиды необходимо было бы наращивать и пандус, причем изготовлять его следовало бы также из камня, чтобы иметь возможность затащить на верхние ярусы каменные блоки весом от 2 до 60 тонн. Это требовало бы дополнительного расхода материалов, рабочей силы и времени.

Геродот утверждал, что такие устройства были установлены на каждом ярусе пирамиды, за счет чего ускорялась транспортировка каменных блоков к месту строительства. По описаниям удалось реконструировать это приспособление, и на иллюстрации вы можете увидеть один из вариантов реконструкции.

Дальнейшее развитие лифта как подъемного устройства сводилось к усовершенствованию механизмов и составных элементов: поначалу для подъема грузов использовали рабов, которые приводили механизм в движение. Затем стали использовать животных – мулов и ослов.

Этаж второй. Подъемные устройства античности

Следующее упоминание о лифте мы можем найти у Витрувия, который описывал устройство, сконструированное Архимедом примерно в 236 году до н.э.. Считается, что примерно таким же приспособлением пользовались в домах знатных граждан Рима для доставки пищи и напитков из кухни в комнату для трапез. Находка ученых, занимавшихся раскопками древнего города Геркуланума, погибшего, как и Помпеи при извержении Везувия, подтвердила эту гипотезу.

По свидетельствам очевидцев, во дворце императора Нерона, питавшего слабость к театральным представлениям, также был подъемный механизм, при помощи которого на сцену поднимали декорации и актеров. Этот лифт использовался также непосредственно во время представления.

Еще один известный подъемник – лифт Колизея, доставлявший гладиаторов и животных, предназначенных для боев, на арену. Всего в Колизее было 12 таких лифтов.

Подъемник, использовавшийся в Синайском монастыре в VI веке, представлял собой клеть, сплетенную из прутьев, которая крепилась при помощи пеньковых веревок к барабану. Устройство приводилось в движение несколькими ослами.

Этаж третий. Лифты в средних веках

Довольно сложная (по тем временам) конструкция, требовавшая участия мастера, а также дороговизна расходных материалов делала подъемные устройства недоступными для обычных людей. Похвастать наличием лифта могли только богатые особы: подъемники устанавливались в королевских дворцах, монастырях и в домах знатных дворян.

Одним из образцов подъемных устройств Средневековья является лифт во французском аббатстве, который датируется 1203 годом. В основном такие лифты работали за счет катушечного механизма, что делало перемещение грузов довольно медленным и трудоемким.

Рисунки, дошедшие до наших дней, подтверждают факт использования механизмов, подобных лифтам, в Китае и Индии XVI-XVII веков. При помощи этих устройств индийские и китайские крестьяне черпали воду из реки. Особое внимание привлекает устройство китайского механизма: для приведения его в движение два человека вращали педали, соединенные с осью.

Этаж четвертый. Развитие лифтов в период с XVIII по XIX век

В 1743 году в Версале был установлен лифт для короля Людовика XV. Этот лифт приводили в движение слуги, а громоздкая конструкция использовалась только для того, чтобы поднять короля на один этаж выше.

Бурное развитие научно-технического прогресса позволило создавать все новые виды подъемных механизмов: так, в 1800 году американец, владелец шахты по добыче каменного угля, использовал паровую машину в качестве двигателя для подъемника, рассудив, что это ускорит добычу угля и уменьшит затраты на его подъем на поверхность. Это был первый случай использования лифта с целью прибыли.

Спустя 35 лет паровые лифты появились на фабриках Англии – так развернулось триумфальное шествие лифтов по всему миру. Одним из недостатков парового лифта была необходимость поддерживать паровую машину в рабочем состоянии. На шахтах, где работа кипела беспрерывно, это было просто, но там, где лифт использовался нерегулярно, это доставляло неудобства. К тому же паровая машина во время работы издавала сильный шум, что делало ее использование в жилых домах нежелательным.

В 1845 году изобретатель из Америки Вильям Томсон создал гидравлический лифт, превосходивший по продуктивности паровой, однако также не лишенный недостатков: требовалось постоянное присутствия источника давления на жидкость, а существующие на то время водопроводные системы оказались малопригодны для этих целей. Проблема была решена в 1851 году Вильямом Армстронгом, создавшим гидравлический аккумулятор, который обеспечивал постоянное давление на воду. Он состоял из вертикального цилиндра, который поддерживал стальной ящик, наполненный камнями. В результате этого изобретения в 60-х годах XIX века гидравлические лифты стали использовать в крупных английских гостиницах.

В 1874 году изобретателем Микеровым были разработаны безопасные двери лифта, а в 1887 году – двери, ограничивающие вход в шахту лифта.

Этаж пятый. Лифтостроение в России

Этаж последний. Дизайнерские лифты

Как внешний, так и внутренний вид лифта всегда был объектом пристального внимания дизайнеров. Предлагаем вашему вниманию несколько интересных дизайнерских решений.

Лифт для пешеходов. Расположен в Германии и предназначается для перевозки пешеходов через оживленную автомагистраль. Раньше в этом месте был пешеходный переход, однако он был довольно небезопасен. Пешеходный лифт перемещается от одной вертикальной башни к другой в горизонтальной плоскости и может совершать около 100 рейсов за час, перевозя свыше 700 пассажиров.

Лифт в аквариуме. Этот лифт – настоящее произведение искусства. Находится он в Берлине, в холле гостиницы Radisson. В аквариуме цилиндрической формы, высота которого достигает 25 метров, плавает примерно 2500 различных тропических рыб, а в середине аквариума движется кабина лифта, выполненная из стекла. Кабина может вместить в себя до 30 пассажиров и абсолютно безопасна.

Ещё больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube-канале Недвижимость+

Читайте также: