Сообщение на тему уроки соревнования

Обновлено: 18.05.2024

Целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных способностей и креативности обучающегося на уроках математики.

В соответствии с темой и целью выдвинуты задачи:

развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;

формирование умений принимать нестандартные решения;

создание условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, их оптимального самоопределения и самореализации.

Реализация психолого-педагогических условий осуществляется через обновление содержания образования путем внесения в программу дополнительного познавательного материала, дидактических игр и развивающих элементов

Вся система осуществляется на основе дифференцированного подхода, который позволяет вести обучение математики с учетом интеллектуальных способностей учащихся. Ребятам с высоким потенциалом предлагаю решать задачи несколькими способами, ввожу дополнительные упражнения, привлекаю их участвовать в конкурсах и олимпиадах. Ученикам послабее даю задачи по образцу, с использованием карточек

Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. И ничто лучше не помогает, как использование на уроках дидактической игры.

Вот некоторые примеры уроков, которые я проводила.

Основная цель: закрепление навыков решения задач, формирование навыков коллективного решения, научного применения знаний в новых ситуациях, развитие умения делать выводы.

Весь урок дети находятся в условиях спортивной спартакиады. Подбираются интересные задания. Ученики соревнуются, а в конце урока есть победители.

Такие уроки я провожу, как уроки обобщения и систематизации знаний.

В домашнем задании предлагаю сочинить задачи-сказки, кроссворды, цепочки,их можно дать в любом классе, по любой теме.

Придумывание задач предполагает умелое применение математики и жизни, а также развивает грамотное владение речью.

Дидактическая игра Тема урока

Остановимся подробнее на развитии мышления

Мышление - это творческий познавательный, обобщённо и опосредованно отражающий отношение предметов и явлений, законы объективного мира.

Основными логическими приёмами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация.

Диагностика уровня развития мыслительных процессов.

Скорость протекания мыслительных процессов.

Метод заполнения недостающих букв в словах.

Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами. Если с тестом работает целый класс, то время выполнения конкретным подростком следует сравнивать со средним показателем по классу. 10 заданий из 15 – удовлетворительный результат.

Пример: для 5-6 классов п-ро з-р-о з-о-ок

п-ле к-в-р п-и-а и т.д.

Подсчитывается время выполнения задания и количество правильно записанных слов в каждом столбце.

Умение выделять существенные признаки математических понятий.

Подросткам предлагается ряд математических понятий. Необходимо из пяти предложенных терминов выбрать два, которые наиболее точно определяют математическое понятие. На выполнение каждого задания даётся 20 секунд.

Задание: 1) геометрия (фигура, точка, свойства, уравнение, теорема)

2) уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестное, произведение)

3) планиметрия (плоскость, квадрат, прямоугольник, фигура, прямая)

4) треугольник (вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр)

5) сумма (слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель)

6) периметр (разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник)

7) куб (угол, равенство, плоскость, сторона, вектор)

8) дробь (делимое, числитель, частное, знаменатель, произведение)

9) степень (корень, показатель, решение, основание, переменная)

10) координата (плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая)

Подростки, которые правильно выполнили задание, умеют выделять существенные и несущественные признаки математических понятий, т.е. способность к абстрагированию.

Методика исключения лишнего.

Подросткам предлагается ряд математических понятий, чисел, математических выражений. В каждом из заданий пят элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пять не обладают этим свойством. Ученикам необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов. Эта методика так же выявляет умение классифицировать.

Задание: 1) 8; 20; -4; 18; 5.

2) 1/3; 4/6; 16/13; 5/6; -8/9.

4) делимое; частное; плюс; деление; делитель.

5) 7/7; 1/2; 3/2; 8/5; -10/9.

7) основание; показатель; степень; произведение.

9) прямоугольник; треугольник; ромб; квадрат; параллелеграмм.

10) точка; отрезок; прямая; уравнение; плоскость.

11) десять; число; дробь; буква; пятнадцать.

12) координата; ось; абсцисса; фигура; ордината.

13) 145; -434; 56; -186; 875.

14) 30; 15; 91; 635; 400.

15) 3х 2 ; -4х; 3х + 8у 2 -7; 4у; 18х 2 .

Ученики, которые правильно справляются с заданием, умеют обобщать и классифицировать. Те, кто допустил ошибки, чаще всего не умеют отличать существенные и несущественные признаки, правильно выбирать основание для классификации. Удовлетворительный уровень выполнения задания – 9 из 15.

Для диагностики интеллектуальных способностей подростков можно использовать тесты Айзенка. На выполнения теста требуется 30 минут. Тест представляет собой серию усложняющихся заданий, с помощью которых можно оценить интеллект подростков (приложение №9).

Этот тест можно использовать не только для диагностики интеллектуальных способностей, но и для занятий с подростком.

Для оценки уровня способностей: 11 правильно решённых заданий соответствуют 100%.

Рассмотрим задания, которые составлены на математическом материале и направлены на развитие таких умений, как устанавливать закономерности, причинно-следственные связи, выделять общее в ряду схожих математических понятий и объектов.

Это могут быть, например числовые последовательности, заданные своими первыми членами. Требуется найти закономерность в расположении этих членов и догадаться, какими числами эта последовательность должна быть продолжена.

Задание 1. Определите следующие два члена последовательности:

а) 2, 4, 6, 8, … (10, 12);

б) 3, 6, 4, 7, 5, … (8, 6);

в) 15, 16, 14, 17, 13, 18, … (12, 19);

г) 174, 171, 57, 54, 18, 15, … (5, 2).

Совершенно очевидно, что в случае а) мы имеем перед собой ряд чётных чисел. Не трудно видеть, что последовательность б) составлена из двух последовательностей: нечётные места занимает часть натурального ряда, начиная с 3, а чётные – часть натурального ряда, начиная с 6. В случае в) ряд как бы расходится от первого числа 15 в разные стороны: чётные члены - в сторону увеличения, а нечётные - в сторону уменьшения. Как же устроена последовательность г)? Бросаются в глаза пары: 174 и 171, 57 и 54, 18 и 15. Что в них общего? Первое число в паре больше второго на три. Но как получена каждая следующая пара из предыдущей? Они отличаются друг от друга примерно в 3 раза. Надо проверить: 174 на 3 не делится, но делится 171, причём получается как раз 57. Значит, при делении второго числа в первой паре получается первое число второй пары. Проверяем для следующих пар: 54 : 3 =18. Получилось первое число третьей пары. Значит, закономерность найдена.

Эта задачка аналогична случаям в) и г) – требует учёта двух факторов, но представлена графически она иначе: в виде таблицы, и надо понять как изменяются числа по горизонтали и вертикали.

Следующий тип заданий похож на предыдущий, поскольку тоже надо искать общее в ряду заданных понятий, однако отличается он тем, что одно из понятий не входит в этот ряд. Какое это понятие - неизвестно, следовательно, анализ усложняется. Есть две стратегии: рассматривать более мелкими группами (без первого понятия, без второго и т.д.) или проверять сразу всё на наличие основных свойств: четность, делимость, если речь идёт о числах; симметрия, равенство – если о геометрических объектах и т.д.

Задание 3. Найдите лишнюю фигуру:

Круг, ромб, квадрат, треугольник, отрезок.

Лишняя фигура – отрезок, единственная фигура, имеющая одно измерение

Задание 4. Найдите лишнее число:

12, 45, 678, 94, 3456.

Лишнее число - 45, нечётное, остальные чётные.

Начало урока можно организовать, предложив учащимся задачи, которые решаются только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку или дав задачу на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

Урок-соревнование

Урок-соревнование относится к одной из форм организации образовательного процесса, которая основана на состязании команд – учеников, объединенных в несколько групп.

Цель и задачи урока-соревнования

Целью урока-соревнования является создание условий для развития интеллекта и проявления способности к творчеству. В соответствии с ней можно назвать и задачи:

  • повышение интереса к дисциплине в частности и познанию в общем;
  • формирование навыка принимать необычные решения.

Плюсы урока-соревнования

  • выполнению работы по предмету;
  • использованию теории на практике;
  • коллективной деятельности;
  • делать выводы.

Виды урока-соревнования:

Есть следующие виды урока-соревнования:

Это урок-соревнование, на котором выбирается лучший ученик по каким-либо критериям.

Это урок-соревнование, на котором устанавливается качество усвоения теории и есть ли умение применять ее практике. Его цель – выявить наиболее талантливого ученика.

Это урок-соревнование чаще всего с круговой системой, т.е. все участники встречаются друг с другом один или несколько раз. Однако бывает и олимпийская система – участники выбывают после первого проигрыша, и кубковая – участники выбывают после проигрыша в еще одном туре.

Формы урока-соревнования

Имеют место несколько форм урока-соревнования:

Организация урока-соревнования

  1. Подготовка.
  2. Непосредственное проведение урока-соревнования.
  3. Подведение итогов.

Их детализация зависит от двух факторов – сюжета и учебной литературы.

Правила организации и проведения урока-соревнования

Правилами организации и проведения урока-соревнования являются:

Примеры урока-соревнования

Приведем примеры урока-соревнования:

Урок-соревнование – учебное занятие, обеспечивающее самовыражение учащихся, усиливающее мотивационную и познавательную деятельность, требующее достаточной самостоятельной работы, как на этапе подготовки, так и в ходе выполнения различных заданий.

Урок-соревнование состоит из нескольких заданий (конкурсов). Например:

1. Кроссворд. Команды получают кроссворд и коллективно его разгадывают.

2. Конкурс капитанов. Задания на сообразительность: ребусы, загадки, задачи экономического содержания.

3. Конкурс ”Определение”. Бросается кубик. По выпавшему числу на кубике читается термин, определение которому должен дать ученик. Или. Команда вытягивает из набора букв какую-то букву. На эту букву написать как можно больше экономических терминов.

4. Конкурс ”Ларец”. В ящике лежит предмет, который соответствует изучаемой теме, по которой проводится соревнование. Ученики по наводящим вопросам должны отгадать содержимое ящика.

№ п/п Иван Александр
+ -
- +
- +
+ -
- +
Кто победил +

6. Реклама своей фирмы или продукции (домашнее задание).

7. Расшифровать телеграмму, полученную от шефа фирмы. В телеграмме набор цифр:

Существует много различных форм урока. Я часто использую в своей практике урок–соревнование. Его можно проводить по любому предмету в конце изучаемой темы, раздела, четверти, учебного года. В подготовке к уроку–соревнованию участвуют как дети, так и их родители, которые помогают подобрать интересные вопросы и задания, делать наглядность.

Предлагаю вам один из множества вариантов проведения урока–соревнования по русскому языку в 3 классе на конец II четверти.

Тема: Повторение и обобщение знаний на изученные орфограммы.

1. Закрепление и обобщение знаний учащихся.
2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
3. Способствовать формированию умения работать в группах, активности.
4. Воспитание интереса к русскому языку.

    Сегодня у нас урок–соревнование по русскому языку. Каждая из команд приготовила соперникам вопросы и задания. Для успешного соревнования нам необходимы такие качеств как: (на доске)

знание, понимание, остроумие, интерес, реакция

– Девиз сегодня на уроке:

Никто не знает так много, как все мы вместе.

  1. Сколько гласных букв в русском языке?
  2. В каком слове вместо точек нужно вставить букву т ? Почему?

Ребусы

а) Пропустить мимо ушей.
б) Путаться под ногами.
в) Хоть шаром покати.
г) рукой подать.
д) Как снег на голову.

Бирёза стаит в пушыстой шупке.

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Со стекла стекла вода.

  1. Сколько букв и какие не имеют заглавной?
  2. В каждом из данных слов спрятался зверь. Найдите его.

палисадник, заслонка, посёлок, укротитель, камыш

а) Красна птица пером, а ……
б) Грамоте учиться ……
в) За двумя зайцами …..
г) Без труда …..
д) Что посеешь …..
е) На воре и …..

а) Чем кончается день и ночь?
б) Что стоит посередине Земли?
в) В каких словах сто согласных?
г) Может ли страус назвать себя птицей?
д) Сколько горошин может войти в стакан?

верхушка, водовоз, подснежник, рассказ, обходчики.

Вода, водитель, подводный, водянистый .

– Сейчас проведём небольшую физминутку. За это время наши судьи подведут итоги.

Встаньте, пожалуйста, выйдите из–за парт. Я буду назвать слова с безударными гласными в корне, если в слове есть безударный гласный звук а – вы прыгаете, если – о – хлопаете, если любой другой безударный звук – топаете.

Вода, река, шаги, права, лиса, ночной, село, страна, земля, моря, семья?

– Молодцы! Продолжаем наш урок–соревнование.

IV. Расшифруйте пословицы.

а) Шепсошипь – ейдюл шешимьсан.
б) Лма нотилозк, ад одрог.

8. Что такое подлежащее? Пример.

9. В каких из этих слов пишут две буквы р ?

Ко…идор, ко…еспондент, ко…аллыы, ка…рикатура.

10. Расставьте знаки препинания. Докажите.

Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.

11. Сколько звуков в словах?

7. Раскройте скобки в предложении.

а) (По) бледному небу клочьями (по) висали мохнатые облака.

б) Х орошее словоа (до) сердца (до) ёдёт.

8. Что такое текст?

9. Поставьте ударение в словах.

Портфель, статуя, магазин, звонит, столяр, красивее.

10. Составьте тест из предложений.

На краю леса стоит ель.

Настала зима.

Хрустит снег.

С ели упал ком снега.

Я иду в лес.

11. Какие слова называют однокоренные?

Последнее задание творческое для обеих команд.

– Сочините четверостишие используя слова:

ёлки – иголки

V. Подведение итогов.

Читайте также: