Комбинированные транспортные средства сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Что необходимо для обеспечения более качественных дорожных и жилищно-коммунальных услуг? В первую очередь наличие современной специализированной техники и иных технических средств, способствующих нормальному функционированию жизни в больших и малых городах.

Благодаря наличию новой техники, которая существенно отличается от той, что использовалась 50, 30 и даже 10 лет назад, реально уменьшается время выполнения одной и той же работы. К таким средствам, использующимся в сфере уборки дорог и улиц, относятся разнообразные машины, рассчитанные на выполнение узкоспециализированных задач, благодаря которым в любое время года обеспечивается безопасность и чистота дорог.

Как выглядит комплексная дорожная машина?

КДМ включает в себя такие конструктивные элементы, как:

  • кузов, на котором установлен транспортер, и диск для разбрасывания песчано-соляной смеси;
  • специальная цистерна;
  • насос центробежного типа, укомплектованный коробкой для отбора мощности;
  • электрооборудование;
  • плуг со специально навесной системой,
  • щетка для чистки дороги, оснащённая гидравлическим приводом.

Использование КДМ

К одному из основных преимуществ этой спецтехники относится возможность использования в разное время года по причине её многофункциональности. В зимний период КДМ можно применять с целью очистки дорог от снега и посыпки тротуаров и проезжей части реагентными смесями. Летом такая техника занимается подметанием дорог и их поливкой.

Универсальность КДМ

Для чего вообще нужны КДМ? Дорожные покрытия нуждаются в регулярном и тщательном обслуживании. Если использовать стандартную технику, обычные средства и простое оборудование, то процесс обслуживания будет замедляться. Естественно, при подобном подходе исключается возможность осуществления сразу нескольких задач.

Основные виды КМД

Эту спецтехнику можно разделить на несколько видов, в зависимости от наличия основных базовых характеристик и использования в работе дополнительных приспособлений.

По модели автомобиля и установленной на него шасси

КАМАЗы, ЗИЛы, МАЗы и Уралы. К наиболее универсальным, практичным и чаще всего используемым относятся КДМ на базе КАМАЗа, на которые монтируется кузов или цистерна. Эта спецтехника может оснащаться бензиновыми или дизельными двигателями мощностью от 130 до 280 лошадиных сил.

По весовой категории

Могут быть мало, средне, крупнотоннажными и применяться с целью обслуживания средних и крупных автодорог и магистралей, работы на городских и площадях, а также для содержания в чистоте тротуаров, парков или скверов.

По монтажу цистерны или разбрасывателя песка

Могут быть КДМ с устройствами, установленными:

Каталог КДМ, Комбинированных дорожных машин

Комбинированные дорожные машины применяются для круглогодичного обслуживания городских дорог с каменным, бетонным, асфальтовым или керамическим покрытием.

Техника состоит из следующих конструктивных элементов – цистерна, кузов с разбрасывающим диском и транспортером, плуг с системой навески, центробежный насос, снабженный коробкой отбора мощности, щетка с гидравлическим приводом и электрооборудование.

Все комбинированные дорожные машины производятся на базе грузовых автомобилей. Чаще всего отечественная техника устанавливается на шасси МАЗ, КАМАЗ, Урал и ЗИЛ. Они обладают высокой мощностью и могут брать на борт большое количество груза. Также на данную технику может устанавливаться навесное оборудование.

Данные дорожные машины в зависимости от грузоподъемности шасси подразделяются на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные.

Область применения комбинированных дорожных машин зависит от поры года.

Летом техника используется в качестве поливомоечных-подметальных машин. Она применяется для уборки дорог, прилотковой полосы, а также для обработки зеленых насаждений. Дорожные машины могут быть укомплектованы моющим оборудованием для очистки дорожного покрытия водой. Также техника предназначается для мойки дорожных знаков. Вода в данном случае закачивается в цистерну из ближайших водоемов.

Кроме того, на комбинированные дорожные машины устанавливаются грейдерные ножи, которые служат для очистки тротуаров и дорог от наплывов грязи и земли. Спецтехника может использоваться для транспортировки сыпучих грузов (щебень и песок) и для их равномерного распределения по поверхности дорог.

Зимой техника применяется для очистки дорог от снеговых заносов. В данном случае на комбинированные дорожные машины монтируется грейдерный нож. При установке на спецтехнику пескоразбрызгивающего устройства, она может применяться для посыпки или полива тротуаров и проезжей части реагентами или антигололедными веществами.

Комбинированные дорожные машины могут эксплуатироваться со скоростным отвалом, передним поворотным отвалом, с комбинированным отвалом, с грейферным отвалом, с боковым отвалом и со щеточным оборудованием (передняя, задняя и межбазовая щетка). Техника, оснащенная распределителем жидких реагентов, укомплектовывается рейкой или распределяющими дисками.

Межбазовые щетки в летнюю пору году используются для подметания дорожного покрытия и тротуаров.

Оборудование комбинированных дорожных машин монтируется на шасси автомобиля разными способами. Цистерна или кузов могут устанавливаться непосредственно на раму или надрамник шасси при помощи крана или любого другого грузоподъемного оборудования. Крепятся кузов или цистерна болтами или другими фиксаторами. Этот тип монтажа используется на всех малотоннажных моделях и на части среднетоннажных и крупнотоннажных моделей.

Также оборудование комбинированных дорожных машин может устанавливаться в кузов самосвала при помощи самостоятельных быстросъемных механизмов.

Использовать коммунальные дорожные машины можно при температурах от -20 до +40 градусов.

Где изготавливается российская комплексная дорожная техника?

На территории Российской Федерации КДМ создаётся и выпускается несколькими предприятиями.

Относится к ведущим сегодня отечественным предприятиям, выпускающим колесную и гусеничную технику для укладки асфальта, а также оборудование, предназначенное для проведения ямочного ремонта при помощи струйно-инъекционного способа.

Кроме того, завод может предложить автогрейдеры класса 100 на полном приводе и КДМ, имеющие три комплекта сменного оборудования для проведения ямочного ремонта и зимнего содержания дорог, а также поливомоечное оборудование.

Курганский завод дорожных машин

Занимается выпуском такой разнообразной спецтехники, как:

  • КДМ (десять видов)
  • уборочно-подметальные машины вакуумного типа МД- 43253-00, 433-00, 4380-00, 532-00, 5340, 53605-00, 432-00, включающее в себя среднюю щетку, поливомоечное оборудование и оборудование для разбрасывания песка, а также передний отвал;
  • машины дорожные МД-651, 651А, 651М, предназначенные для разбрасывания зимой на дорогах песка и специальных реагентов, а также для подметания, очистки, сгребания снега и его удаление с проездов.
  • автомобили для перевозки битума;
  • автогудронаторы;
  • автомобили для заправки топлива;
  • распределители битума и щебня.

Мценский завод коммунального машиностроения

Занимается изготовлением КМД и может предложить 11 видов такой спецтехники.

Кроме этого, на заводе изготавливаются:

  • мусоровозы контейнерного типа;
  • машины для вывоза мусора с боковой и задней загрузкой;
  • уборочно-подметальные машины;
  • илососные, каналоочистительные и ассенизационные машины;
  • автобетоносмесители;
  • контейнеры для мусора и бытовых отходов.

Арзамасский завод коммунального машиностроения

Может предложить одиннадцать видов КМД, которые могут быть оснащены микропроцессорными системами, контролирующими проведение технологических операций. При помощи электронного управления можно руководить процессом распределения по поверхности дорог противогололедной смеси. Благодаря наличию такой электронной системы, пользователь этой спецтехники может получить оповещение о неисправности датчика или одного из рабочих органов КМД. После этого при скорости менее 3 км в час рабочий орган отключается, а при увеличении скорости более 5 км в час снова включается. Возможно также автоматическое отключение распределителя при уменьшении в емкости запаса реагента.

Кемеровский опытный ремонтно-механический завод

Может предложить семь видов КМД, изготовленных на базе КАМАЗ, с набором для каждого из видов своего навесного оборудования. Одновременно на заводе производят спецтехнику для уборки и подметания проезжей части и тротуаров, распределители щебня и песка, оборудование для поливки и мытья дороги, отвалы, дорожные щётки, машины для проведения ямочного ремонта дорог.

Производственная

Выпускаемые предприятием КДМ могут быть укомплектованы:

  • комбинированным, поворотным или скоростным передним отвалом;
  • отвалом бокового типа;
  • грейдерным ножом;
  • цистерной для жидких реагентов;
  • поливомоечным оборудованием;
  • разбрасывателем песка для распределения противогололёдных реагентов;
  • межбазовой щёткой.

Преимущества и применение комбинированных дорожных машин



Коммунальные службы ежедневно справляются с множеством проблем, связанных с благоустройством. Поскольку решать их нужно оперативно, то без использования спецтехники в данном случае попросту не обойтись. В связи с этим все коммунальные хозяйства страны имеют в своем распоряжении комбинированные дорожные машины, которые могут применяться в любое время года и обладают широкой функциональностью.

Что такое КДМ и для чего они нужны?

Комбинированные дорожные машины представляют собой съемное навесное оборудование, устанавливаемое на шасси грузовика, обладающего необходимым уровнем мощности. Выбор оснащения осуществляется в индивидуальном порядке и определяется двумя факторами: видом работ, которые будут выполняться, и погодными условиями.

В холодное время года сотрудники коммунальных служб при помощи КДМ:

  • Очищают дороги от снежных завалов и ледяного покрова;
  • Посыпают песок на дороги;
  • Распыляют химические реагенты.

В летние месяцы использование КДМ позволяет:

  • Поливать зеленые насаждения;
  • Производить очистку дорожных знаков и ограждений;
  • Оперативно убирать городские улицы;
  • Увлажнять проезжую часть;
  • Разравнивать песок и гравий.

Перед выполнением той или иной задачи производится оснащение автомобиля специализированным оборудованием. Это может быть поливомоечное устройство, плуг, щетка, распределитель сыпучего материала. Как правило, каждая из машин в арсенале коммунального хозяйства имеет собственную зимне-летнюю комплектацию, что позволяет применять ее для различных видов работ в любое время года. Кроме того, комбинированную дорожную машину все можно использовать в качестве обычного грузовика для транспортировки грузов.

Основные достоинства КДМ

Комбинированные дорожные машины хороши по многим параметрам, но их главное преимущество перед остальной спецтехникой – универсальность. Дело в том, что один автомобиль может быть использован с различными насадками и выполнять разные функции. Таким образом, всего одна машина легко заменяет собой целый автопарк, а значит, что ее владельцы получают значительную экономию.

КДМ производятся отечественными заводами. Это хорошо всем известные КАМАЗы, МАЗы и ЗИЛЫ, которые оптимально работают в наших условиях, а главное – недорого стоят.

Кроме того, среди преимуществ комбинированных дорожных машин необходимо выделить:

Комбинированная дорожная машина

Модельный ряд включает мощные и надежные дорожные машины для обслуживания скоростных федеральных и региональных автомобильных дорог, а также высокоманевренную технику для обслуживания улиц городов.

Наша компания по заказу потребителя может изготовить оборудование для КДМ стационарного либо съемного типа. Базовыми автомобилями могут быть шасси и самосвалы отечественного и импортного производства. Монтаж и демонтаж съемного навесного оборудования занимает не более 20 минут.

Широкий выбор комплектаций позволяет подобрать оптимальную машину для выполнения поставленных задач.

Модельный ряд представлен двумя типами распределителей.

1. Высокотехнологичное оборудование с компьютерным управлением и автономным приводом. 2. Бюджетная модель с ручным управлением и приводом от КОМ шасси. Подробнее…

Снегоуборочные отвалы (передний поворотный, скоростной, боковой)

Модельный ряд отвалов представлен как высокотехнологичным оборудованием с собственным гидроблоком, так и упрощенными бюджетными моделями с приводом от гидравлической системы шасси.

— Могут комплектоваться гидравлическим блоком, требующим только электрическое подключение к шасси; — Возможен вариант комбинированного отвала с сочетанием резинового лемеха и металлического ножа; — Регулируемый угол атаки; — Форма плуга исключает попадание снега на лобовое стекло автомобиля; — Совместимы с любой комбинированной дорожной машиной. Подробнее…

Щеточное оборудование

— Щетка для мойки дорожных знаков и элементов пути с водным орошением; — Средняя подметальная щетка; — Передняя подметальная щетка с бункером или без него.

Щеточное оборудование для сметания мусора с проезжей части дорог, мойки дорожных знаков и элементов пути, произведенные могут быть установлены на любую комбинированную дорожную машину (КДМ), представленную на российском рынке.

Поливомоечное оборудование

— Сметать мусор с проезжей части; — Забирать воду из водоемов; — Осуществлять высоконапорную мойку дорожных знаков и ограждающих конструкций; — Заправлять дорожные катки.

Дополнительное оборудование:

— Передняя высоконапорная мойка (18 форсунок, ширина 2 400 мм, давление 25 Бар); — Система для заправки дорожных катков; — Световое табло (объезд право/лево); — Окраска в корпоративный цвет заказчика, нанесение логотипов заказчика.


Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах – амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

  1. Виды водных транспортных средств
  2. Виды грузовых транспортных средств
  3. Виды специальных транспортных средств
  4. Основные виды транспортных средств

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде – рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной - паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской - круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом – бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством - тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства – снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя – парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.


Сегодня есть невероятное количество литературы на данную тему, но по непонятным причинам – нет единства среди авторов в формулировках определений и оценке отличительных особенностей того или иного процесса грузоперевозки. Авторы, а иногда и авторские коллективы, работающие над созданием учебных пособий, с удовольствием оперируют типами перевозок, зачастую не обращая внимания на их схожесть или на явное несоответствие в формулировках одних и тех же понятий.

Попытаться разобраться в потоке терминологии, вынести из него смысловое зерно – наша сегодняшняя задача.

Понятие о смешанной перевозке груза

Первое понятие, которое будет нами рассмотрено – смешанная перевозка груза. Если взять общепринятое определение, то под смешанной перевозкой подразумевается процесс перевозки груза из пункта отправления в пункт назначение при условии использования в нем не менее двух видов транспорта. Этот процесс может быть осуществлен как при участии предприятий транспортировки, таких как порт, аэропорт, терминал, так и без их привлечения. Партия груза последовательно переходит от одного перевозчика к другому.

Смешанные грузоперевозки

Комбинированные и интермодальные перевозки есть ли разница

Попытаемся внести некоторую ясность в понятие комбинированных и интермодальных перевозок. Согласно определению, комбинированная перевозка – процесс смешанной перевозки груза, на протяжении которого на всем пути следования груз остается в одном и том же съемном кузове либо контейнере. На основании этого утверждения можно сделать вывод, что комбинированная перевозка является практически тождественной перевозке смешанной. Единственным исключением является лишь постоянное нахождение груза в одном контейнере. Если дальше следовать этой логике, то выходит, как только будет произведена выгрузка из первоначального контейнера, тип перевозки тут же сменится с комбинированной на смешанную.

Смешанные грузоперевозки

Другие авторы приравнивают комбинированную перевозку к интермодальной. По их мнению, комбинированная перевозка – это, по сути, перевозка интермодальная, в рамках которой большая часть маршрута преодолевается посредством какого-то одного конкретного вида транспорта.

Попробуем зайти с другой стороны и определить, а чем тогда является перевозка интермодальная, поскольку с трактовкой этого понятия мы сегодня не сталкивались. Согласно некоторым источникам, понятие интермодальной перевозки предполагает определенную систему доставки груза несколькими видами транспорта по единому документу, с перегрузкой его с одного вида транспорта на другой в пунктах перевалки без участия грузовладельца.

Оставить понятие мультимодальной перевозки без внимания в этой ситуации просто непозволительно. Потому рассмотрим его более внимательно.

В учебных пособиях данный тип перевозки рассматривается как перевозка, в процессе осуществления которой, ответственность за груз полностью ложится на ее организатора, вне зависимости от количества видов транспорта, при условии оформления единого перевозочного документа.

Согласно некоторым источникам, смешанные перевозки – понятие не новое, и используется на протяжении достаточно долгого времени. Это понятие предполагает перевозку груза как минимум двумя видами транспорта на основании единого документа. Особо отмечается тот факт, что с развитием контейнеризации, данное понятие стало приобретать другие оттенки. Выразилось этот как раз в появлении таких названий как интермодальные, модальные или комбинированные перевозки. Также в обиход вошли термины мультимодализма и интермодализма, которые предполагают перевозку грузов из одной страны в другую, на основании договора смешанной перевозки по единой сквозной ставке и ответственности за весь процесс перевозки.

Смешанные грузоперевозки

Получили мы в итоге следующее:

Смешанной перевозкой принято считать перевозку груза с привлечением не менее двух видов транспорта. Осуществление перевозки по единому перевозочному документу, под ответственностью одного лица, являющегося организатором перевозки, считается прямой смешанной перевозкой. При пересечении в процессе грузоперевозки даже одной государственной границы переводит эту процесс в разряд международной перевозки.

Комбинированная, мультимодальная, интермодальная – все эти термины лишь иные названия прямой смешанной перевозки.

Предвосхищая вопрос о перевозках по единому документу при условии, что каждый из перевозчиков на очередном виде транспорта принимает на себя ответственность за сохранность груза, коснемся его отдельно.

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Схема классификации транспортных средств по типам

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Классификация механических транспортных средств

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Классификация буксируемых транспортных средств

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям

категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:

  • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

    категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

    • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
    • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
    • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;

    категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

    • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
    • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
    • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

    категория О — прицепы (включая полуприцепы):

    • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
    • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
    • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
    • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

    В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

    Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

    Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

    При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

    Читайте также: