Карион истомин сообщение по истории

Обновлено: 05.07.2024

Личность Кариона Истомина замечательна в том отношении, что он был одним из даровитых людей своего времени, подготовивших эпоху преобразований Петра I своим стремлением и заботами о просвещении. Пусть в виршах Кариона мы не видим поэтического таланта: – он шел по стопам Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, решив сделаться придворным стихотворцем. Нельзя назвать его вполне самостоятельным и оригинальным и в области проповеднической, хотя здесь выгодно отличает его от ближайших предшественников простота плана. Для нас важно то, что он не затворился в своей келье от жизни, ратовал за просвещение и настаивал на необходимости ввести в России свободную и совершенную науку (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, обор. л. 12). Карион Истомин не ограничился одними пожеланиями, но и своим трудом послужил делу просвещения, сколько мог, издав буквари и сделав попытку изложения правил орфографии в Малой грамматике, если только она ему принадлежит. Характерно для букварей Кариона Истомина то, что в них есть некоторое осуществление принципа наглядности с целию облегчить усвоение грамоты учащемуся юношеству и что они одинаково предназначены для мальчиков и для девочек. Карион Истомин видимо признавал необходимость более гуманных воспитательных приемов, чем те, которые употреблялись в его время: для родителей, не желающих „давать ран“ своим детям, он рекомендовал в качестве воспитательного средства вместо „ударений“ – поклоны. Но при всех своих симпатиях к просвещению и прогрессу, Карион Истомин крепко держался за традиции православной церкви. В его сочинениях нравственно-религиозный элемент все-таки преобладает над общественно-практическим, который он старался примирить и совместить с первым. В Полисе Карион Истомин пытался охватить всю современную ему науку, как духовную, так и светскую. Конечно, ученость его была далеко не глубокая и характер имела чисто компилятивный, а по разнообразию тем, на которые писал Карион, его можно назвать энциклопедистом своего времени. Как в представителе переходной эпохи, в нем нет резко обозначенных черт: не был он бойцом и видным вожаком какой-либо партии. Мы видели, что некоторое влияние имел на него Сильвестр Медведев; но, с другой стороны, он учился и у братьев Лихудов. Так как Карион не принадлежал ни к партии „западников“, ни к партии „восточников“, то это дало повод г. Брайловскому отнести его к числу „пестрых“. Навсегда останется памятною удивительная любовь к просвещению этого „пестрого“ чудовского иеромонаха, личного секретаря последних двух всероссийских патриархов, труженика печатного дела, педагога и писателя Кариона Истомина.

Такой именно характер увещания носит послание к нашему Кариону Каменевича-Рвовского, о котором см. А. А. Титова, Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, вып. II, (Москва 1892), стр. 239 (№ 451, л. 171) и которое напечатано там же в приложон. на стр. 40–52 под интересным заглавием: „Книга, глаголемая Божий град. от смиренного иеродиакона Тимофея московского к падшему брату нашему, иеродиакону же, Кариону. в лето 7189, марта 18“.

С. И. Бранловский в своем сочинении (Один из пестрых XVII столетия, стр. 89) утверждает, что Карион Истомин 17 января 1697 г. был избрав архимандритом Симонова монастыря, признавая Кариона Истомина за одно лицо с Карионом Заблонским. Но о необходимости отличать Кариона Истомина от других одноименных ему монахов, живших в то же время, см. ниже статьи: „Карион Заблонский, архимандрит Симонова монастыря“ и „Карион, архимандрит калужского Лаврентиева монастыря“.

О книгах, напечатанных во время службы Кариона Истомина на печатном дворе, см. Брайловский, стр. 39–59.

Полный перечень сочинений Кариона в хронологическом порядке см. у Брайловского, стр. XXXI-XXXVII [но в б-ке Чудова монастыря имеются еще неизвестные в библиографии сочинения Кариона Истомина].

Цифра, заключенная в скобах, показывает неправильный (вследствие недосмотра) счет листов в самой рукописи.

Собственно букварь написан в 1692 г.; но подлинник не сохранился, а дошла копия 1693 г. (Хранится в Библ. Моск. Гл. Архива Мин. Иностр. Дел, № 248/249).

Одно из этих изданий 1694 г. воспроизведено в конце прошлого века под следующим заглавием: Д. Ровинский. Букварь, изготовленный монахом Карионом Истоминым, для обучения царевича Алексея Петровича, в 1692 г. Гравирован Леонтием Буниным. Спб., 1891. Ц. 10 р. [Но есть издание 1692 года: 40 листов Букваря и 3 листа предисловия, гравировал Леонтий Бунин в Москве в 1692 году с своих рисунков. Большая редкость!].

С. Брайловский еще приписывает Кариону Истомину „Малую грамматику“ в Импер. Эрмит. № 89), снабженную авторскою подписью „иеромонах Карион Заулонский“ (или Заболонский; последнее слово написано неразборчиво), – считая, что Карион Истомин и Карион Заулонский одно лицо (Один из пестрых XVII стол., стр. 4, 300 и др.). С. Долгов же, различая этих двух Карионов (Отчет о 37-м присуждении наград гр. Уварова, стр. 236–237), конечно, сомневается в принадлежности Малой грамматики Кариону Истомину (ibid., стр. 253).

В Сборн. Чуд. мон. № 291, л. 41–42 помещен еще взятый Карионом Истоминым с белорусской рукописи и исправленный им перевод сочинения блаж. Августина „о видении Бога“; но в сочинениях блаж. Августина нет соответствующего переведенному Карионом Истоминым.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин - известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, поэт и переводчик, последователь педагогических идей Яна Амоса Коменского.

Карион Истомин родился в древнем Курске, вероятно в 1650 году, в семье подьячего. Благодаря родственным связям с Сильвестром Медведевым он получил образование. Учился в Спасской школе у С. Медведева в Москве, где преподавание вел знаменитый Симеон Полоцкий, и в Славяно-греко-латинской академии у братьев Лихудов. Карион Истомин свободно владел латинским и греческим языками, был знатоком риторики и пиитики. С 1672 по 1701 годы К. Истомин работал на Печатном дворе справщиком (редактором), а с 1698 года смотрителем - (начальником) Печатного двора. Кроме того, в 80-90-х годах Истомин преподавал греческий язык в Типографской школе при Печатном дворе.

Поэтическое творчество Карион Истомин начал в 1681 году приветственными панегирическими стихами царевне Софье. Прославляя "пречестну деву добросианну", поэт говорил о значении мудрости в управлении государством н жизни людей.

Истомин оставил большое поэтическое наследие в самых различных жанрах, главным образом, в панегирическом и приветственных стихотворениях. Так же, как и Симеон Полоцкий, Карион Истомин использовал поэзию в качестве важного средства борьбы за просвещение и образование. В 1682 году он обращается к царевне Софье со стихотворным сборником, в котором просит ее основать в Москве учебное заведение для преподавания свободных наук: педагогических , исторических и дидактических. В своей книге "Вразумление" он наставлял "мудрости" 11-летнего царя Петра I: "Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися" По своему содержанию " стихотворения Кариона Истомина весьма разнообразны. Среди них мы встретим и акафисты, эпитации, и целые богословские трактаты, и наставления о воспитании детей, как его "Домострой", и панегирики, связанные с различными событиями придворной жизни, составляющие подчас целые книги. Стихами написана Истоминым хорошо иллюстрированная книга "Полис" - стихотворная энциклопедия, содержащая характеристику двенадцати различных наук, времен года и стран света.

В петровскую эпоху издавалось значительное количество учебной литературы. Выдающейся по своему значению книгой является "Букварь" Кариона Истомина. Он вышел в Москве в 1694 году. Автор впервые создал иллюстрированный букварь. Составленный по принципу наглядности и занимательности, "Букварь" Кариона Истомина далеко опережал все подобные руководства не только своего времени, но и XVIII века. Гравюры для "Букваря" были. сделаны выдающимся русским гравером Леонтием Буниным. Первоначально "Букварь" был составлен в 1692 году для сына Петра I царевича Алексея. В отличие от авторов предыдущих букварей Истомин считал, что надо учиться читать не только церковные книги, но и "гражданские обычаи и дела правные". "Букварь" предназначался не только для обучения мальчиков, но и девочек. Каждой букве "Букваря" отведен лист, ей посвящено занимательное стихотворение, содержащее слова, начинающиеся с этой буквы. Часть страницы заполнена изображением предметов, названия которых начинаются с этой буквы (того же принципа придерживаются и современные буквари). Карион Истомин использовал "азбучный материал" для пропаганды просвещения.

Другое педагогическое произведение Кариона Истомина "Малая грамматика" не было окончено. Грамматика составлена доступной формой изложения и снабжена обилием примеров на грамматические правила. Карион Истомин писал языком простым и очищенным от "глубокословной славенщины".

Колесникова Елена Васильевна

Осваивая законы бытия, ставя себе на службу всё новые достижения талантливого ума, люди активно используют опыт предшествующих поколений. Без этого прогресс невозможен. Поэтому можно сказать, что основа современной эволюции человека - книга.

ВложениеРазмер
prezentaciya_karion_istomin.pptx 2.51 МБ
karion_istomin_-_gordost_zemli_kurskoy.docx 35.48 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Родился Карион Истомин в Курске Абрис Курска, датированный 1722 годом

Чудов монастырь в Московском Кремле

Учитель Кариона Истомина – Симеон Полоцкий

Заглавные буквы Изображение музыкантов

Наш земляк нёс свет ученья. Он был признанным богословом и просветителем, мыслителем и поэтом. И сегодня мы говорим, что Карион Истомин – Светоч России и Гордость земли Курской!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Карион Истомин – Гордость земли Курской (1650 - 1717)

МБОУ "Лицей № 6" города Курска

Авторы: Мартынова Кристина; Мартьян Ангелина;Шкляр Юлия, учащиеся 8Б класса.

Руководитель: учитель истории и ОПК Колесникова Елена Васильевна

Осваивая законы бытия, ставя себе на службу всё новые достижения талантливого ума, люди активно используют опыт предшествующих поколений. Без этого прогресс невозможен. Едва научившись говорить, человечество задумалось над тем, как фиксировать, закреплять те навыки и знания, которые повседневно накапливались в общении людей с окружающим их миром и друг с другом.

Так появилось письмо, а затем и книга.

Чтение и письмо в нашем представлении неразрывно связаны с книгой!

Мы называем книгу великим изобретением, но сообщить имя изобретателя не можем. Так как изобретатель – всё человечество! Да и точную дату открытия привести нельзя. Книга зарождалась, развивалась, совершенствовалась на протяжении значительной части истории общества. Непрерывный процесс совершенствования продолжается и сегодня, на наших глазах.

Патриотами, гуманистами, просветителями, учёными и педагогами – такими были те великие люди, кто создавал первые печатные книги, нёс народу свет разума, знаний.

Благодаря родственным связям с Сильвестром Медведевым он получил блестящее для того времени образование. Учился в Спасской школе у Сильвестра Медведева в Москве, где преподавание вел знаменитый Симеон Полоцкий, и в Славяно-греко-латинской академии. Это было первое учебное заведение, где готовили будущих церковнослужителей и государственных чиновников. Карион Истомин свободно владел латинским и греческим языками, был знатоком риторики. Кроме того, в 80-90-х годах Истомин преподавал греческий язык в Типографской школе при Печатном дворе.

В Москве Карион Истомин активно занялся педагогической деятельностью. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе.

Карион Истомин был сторонником просвещения и образования. Так, в 1682 году, он обратился к царевне Софье со стихами, в которых просил ее основать в Москве учебное заведение для преподавания различных свободных наук: педагогических и исторических.

Истомин оставил большое поэтическое наследие в самых различных жанрах. Он использовал поэзию в качестве важного средства борьбы за просвещение и образование.

Ещё и сие юнии да знают:

шапкою носа да не отирают,

И одежд своих гнусными руками

поглаживати перестанут сами
Очи, нос, уста отирати платком,

в посмех не молвити с отцем и братом.

(Ещё вот что юношам следует знать:/ шапкою носа не вытирать,/

И одежду свою гнусными руками/ поглаживать перестать./ Глаза, нос, губы вытирать платком,/ не говорить насмешливо с отцом и братом . )

В 1692 г. он составил свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.).

Главными же методами воспитания он считал изъяснение, убеждение, пример.

Наверху изображен Христос, обучающий детей. В руках у детей свитки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу – посвящение в стихах, где упоминается имя составителя и дата выхода букваря в свет.

Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку (делва – бочка; ширинка – платок, скатерть; шишак – шлем; мрежа –

и другие). Кроме того, изображены сказочные, мифологические, библейские

существа и персонажи (змей, аспид, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и

т.д.), люди разных профессий (звездозаконник, историограф), части света

(Америка, Африка, Азия), предметы, применяемые в богослужении (потир,

рипида, свешник, хоругвь, митра, купель, епитрахиль, аналой и другие).

Како кто хочет видом си познати,

В первых вещей будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суши,

Юный, отверзай в разум твоя уши.

В колесницу сядь, копием борися,

Конем поезжай, ключом отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други!

Букварь Кариона Истомина можно считать своеобразной детской энциклопедией, так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся.

зазубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных

слов (брань, град и т.д.).

Одновременно с обучением чтению ребенок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал.

«Букварь славянороссийских писмен. – самый замечательный учебник XVI-XVIII вв., резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая самим педагогическим приемом обучения.

Издание было значительным шагом вперед в развитии книгопечатания, в

распространении русской гравюры на металле.

Букварь Кариона Истомина завершает букварно-грамматический период в развитии русских печатных учебников. Он выдержал не одно издание вплоть до первой четверти XVIII в.

Здесь использован красный цвет для выделения буквиц, заглавий, отдельных строк и частей текста. Орнаментальные заставки, овальные гравюры на религиозные темы, концовки, рамки для текста – все это являет достижения русского типографского искусства XVII в.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции

русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и

энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли.

Пропагандой просвещения, наук, идеями гуманизма и патриотизма, борьбой за нравственные идеалы в духе передовых взглядов эпохи Карион Истомин выделяется из числа своих современников. Это ставит его в ряды передовых деятелей эпохи, внесших заметный вклад в русскую культуру, в подготовку и проведение Петровских реформ.

Наш земляк нёс свет ученья. Он был признанным богословом и просветителем, мыслителем и поэтом. И сегодня мы говорим, что Карион Истомин – Светоч России и Гордость земли Курской!

Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./ Глав. ред.

М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.

Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004.

Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск. 1997.

Николаев, С. И. Карион Истомин - поэт, автор проповедей и педагогических сочинений / С. И. Николаев // Литература древней Руси: библиогр. Словарь. - М., 1996.

Литературное наследие К.

Букварь: Букварь славенороссийских писмен. М., 1694; Букварь языка славенска. М., 1696; Берх В. Н. Букварь Кариона Истомина 1691 г. // Сев. архив. 1822. Ч. 4. № 19. С. 3-27; Ровинский Д. А. Рус. народные картинки. СПб., 1881. Кн. 2. С. 483-503; Кн. 4. С. 514-517; он же. Мат-лы для рус. иконографии. СПб., 1890. Вып. 7, 9; Тарабрин И. М. Лицевой букварь Кариона Истомина // Древности. М., 1916. Т. 25. Табл. XV-LIII (отд. отт.: М., 1916); Букварь, составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 г. в Москве: [Факс. воспроизв. экз., хранящегося в РНБ] / Вступ. ст.: В. И. Лукьяненко, М. А. Алексеева. Л., 1981.

cover

Карион Истомин

После 1701 г. Карион Истомин жил в Новгороде Великом, где создал школу, стал учителем и переводчиком с греческого и латинского языков. В этом старинном городе он пробыл до 1716 г., до смерти своего покровителя - митрополита Иова. Скончался Истомин через год в Москве.

Предназначалась книга для всеобщего использования, а для царевича Алексея Петровича автор создал особый экземпляр, переработанный применительно к интересам подрастающего наследника престола. Истомин стремился наглядно и занимательно излагать материал, не забывая о простоте и увлекательности повествования.

Учебная книга Кариона Истомина содержит сорок четыре листа. Начинается она с гравюры, на которой изображен Иисус Христос на престоле с развернутой книгой; по обе стороны от него находятся по три ученика со свитками, на которых надписи: астрономия, филология, риторика, философия, грамматика, геометрия.

Каждой букве отведена отдельная страница. Вверху дается лицевое изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах, затем та же буква пишется уставом и скорописью по-славянски, пo-гречески, по-латыни, по-польски. Ниже помещены изображение предметов и животных, названия которых начинаются с данной буквы. На каждую букву алфавита Карион Истомин сочинил нравоучительные стихи. Буквы, слова, картинки к ним, а также стихи располагались так, что помогали легко воспринимать и усваивать материал. Все в книге было наглядно, красиво, живо и увлекательно.

Буква Л из страницы букваря Кариона Истомина

Буква Л из страницы букваря Кариона Истомина

Лоди в согластве добре бывают,
В любви жителство в людях устрояют.
Ладью прави и себе самого,
Льву не являйся без оружен наго.
Лещ и лук ясти, из лука стреляти,
Лестницею же благ ход сотворяти.

Буква Ш из страницы букваря Кариона Истомина

Буква Ш из страницы букваря Кариона Истомина

Буква Д из страницы букваря Кариона Истомина

Буква Д из страницы букваря Кариона Истомина

Алексей Гаврилович Глухов, 2008 г. Фото С. Носова

Алексей Гаврилович Глухов, 2008 г. Фото С. Носова

Читайте также: