Какова роль пейзажа в повести тамань сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Но природа в романе выступает не только фоном главных событий, она также исполняет иные функции. В роли одной из них природа влияет на события и сюжетную линию. Так, например, Печорин задерживается на свидании с Верой из-за грозы. В одной из записей дневника герой говорит о том, что воздух побуждает его к любовным ощущениям, что наверняка все романы завязывались именно здесь. Буря – это время, когда можно отдохнуть от дел и окунуться в тихие мирные рассказы. Именно в такое время непогоды Максим Максимыч ведет свою повесть о Бэле и Печорине.

Пейзажи Лермонтова дают полную характеристику персонажей. Только сильные люди могут чувствовать свою связь с природой, слабые обделены в этом плане. Они часто бросают этот мир суеты и уезжают восстанавливаться на лоне природы. Печорин периодически пишет в своем дневнике о солнце, горах и степи. Для него природа – это не только место отдыха, но и одна из самых больших радостей жизни. Образ Бэлы также красочно раскрывается через природу. Ей достаточно было увидеть родные горы, чтобы успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

Пейзаж также выступает в роли психологической характеристики персонажа. Особо ярко это проявляется в эпизоде с дуэлью Печорина и Грушницкого. С утра Печорину казалось, что все будет хорошо, поэтому он видел перед собой чистое и спокойное небо. Чем ближе к дуэли, тем больше он начинал волноваться, а на небе соответственно появлялись тучи. Когда же дуэль закончилась, он видел перед собою труп Грушницкого и тусклое холодное солнце с мертвыми лучами.

Также пейзаж готовит читателя к тому, что будет происходить в следующем эпизоде. С описания природы становится понятным дальнейшее настроение произведения. Перед тем, как Печорин должен был встретиться с Верой, мы видим угнетающий предгрозовой пейзаж. Он показывает нам волнения и напряжение, которое ожидает читателя в следующей сцене, где Печорин трепетно проявляет свои чувства. Перед тем, как Печорин поссорился с Грушницким, на чистом небе появляется облако. Природа как будто бы предупреждает о том, что следующий эпизод будет очень напряженным.

Печорин тонко чувствует и воспринимает естественность жизни. Он мечтает о слиянии с природой, но, к сожалению, в этом судьба ему не покорна. Для таких людей природа является неотделимой частью жизни. Они далеки от цивилизации, но близки к естественной среде.

Лермонтов мастерски описывает богатство природного мира, используя все возможные средства литературного мира. Пейзаж в романе раскрывает характеры героев, их мысли и переживания, помогает понять глубину идейной стороны произведения. Также природа в романе пробуждает нас к собственным философским размышлениям о жизни и нашей роли в этом мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. В нем щедро показ.

Роли пейзажа в романе: описание места действия; лирическая передача той или и.

Роли пейзажа в романе:
описание места действия;
лирическая передача той или иной оценки жизненных явлений;
средство характеристики героев, их душевных настроений.

Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окр.

Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообр.

Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с д.

Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Художественное описание природы в романе очень важно в раскрытии образа Печор.

Стихотворение Лермонтова “Парус” перекликается с романом “Герой нашего времен.

Стихотворение Лермонтова “Парус” перекликается с романом “Герой нашего времени”. Желанный “парус” ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: парус не появился и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 751 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.10.2020 1526
  • PPTX 1.4 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кирпиченко Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Отношение автора к Кавказу

В описаниях роскошной природы края, в изображении величественных гор проявляется личное отношение М. Ю. Лермонтова к этой земле. Чем обусловлена такая особенность, музыкальность и романтичность пейзажных зарисовок Кавказа?

Во-первых, с детства писатель связан с этими местами. Бабушка часто возила маленького Мишу лечиться на Минеральные воды. С юных лет писатель наблюдал буйство красок природы Кавказа, а также видел и быт горцев. Позже в пейзажах романа проявится сочувствие Лермонтова к людям, образ жизни которых подчинен суровым традициям и нравам. Писатель отмечает бедность местного населения, их тяжелый труд, сложные бытовые условия.

Во-вторых, М. Ю. Лермонтов был русским офицером, проходящим службу на Кавказе. И во взрослом возрасте был связан с этим необычным краем. Именно здесь он испытал первое любовное чувство. Это не могло не сказаться на творчестве писателя и на его восприятии кавказской природы.

Функция пейзажа

  1. Пейзаж характеризует место действия, помогает воссоздать для читателя объемное представление об окружающей героя обстановке.
  2. Также природа как бы предвосхищает некоторые события, предсказывает их, пытается своим пророчеством уберечь Печорина от роковых ошибок.
  3. Пейзаж передает душевное состояние героя, раскрывает сложность его натуры.

Пушкин описывает природу кратко, лаконично, не уделяет ей особого внимания, хоть она тоже выполняет важную функцию.

  1. Лермонтов же рисует пейзаж подробно, передает детали и особенности долины, вкрапляя в описание философские размышления.

Природа в текстах Лермонтова как бы оживает, наполняется цветом, красками, звуками. Поэт поразительно скрупулезен в пейзажах, старается ничего не упустить и передать великолепие Кавказа наиболее полно, объемно.

Панорама как преддверие событий

Такая картина создает ощущение безразличия, отстраненности, утрату позитивного начала и господства бесстрастного отношения ко всему. Именно таким и был Печорин:

Григорий Печорин

  • холодный;
  • равнодушный к миру и к людям;
  • не имеющий привязанностей;
  • циничный человек;
  • скучающий эгоист.

Подтверждает отстраненность Печорина и его встреча с Максимом Максимычем после трагичного завершения истории с Бэлой. От Григория веяло холодом. Сложно назвать такого человека приятным собеседником, способным на возвышенные порывы.

Окружающий вид во всем романе

Природа подсказывает читателю, что Печорин потеряет Веру, женщину, которую герой действительно любил. Обошелся с ней он не самым лучшим образом, несмотря на свои чувства. Эгоизм Печорина завел его слишком далеко в плетении интриг ради забавы.

Природа как бы намекает читателю, что потеря Веры сделает героя еще более страдающим внутри. Печорин не мог показать своих истинных переживаний. Думалось, что он вообще не имеет никаких человеческих чувств. Но душевная работа кипела в герое. Это страдающий, разочарованный в жизни человек.

Все как бы призывало начать новую жизнь, очиститься от прошлых грехов. Но нет, Печорин оказался глух к мольбам окружающего мира и остался верен своей натуре. Приход рассвета назван смертью ночи. Это важный момент, который подчеркивает всю сложность характера Печорина. В нем любовь к жизни, способность ценить прекрасное сочеталась с крайним эгоизмом, который приносил горе другим людям, разбивал сердца, а кого-то приводил к смерти.

После убийства Грушницкого пейзаж становится унылым, печальным и грустным. Автор в произведении прибегает к таким средствам выразительности, как эпитеты, чтобы показать: природа разочаровалась в Печорине и оплакивала его жестокое решение.

Внутренний мир героя

Печорин поражен красотой природы Пятигорска

В обществе никто и не мог бы подумать, что этот человек способен видеть прекрасное. Именно природа поспособствовала бы исцелению его души, позволила бы обрести покой и умиротворение, если бы Печорин не стремился играть роль эгоиста. Обращение к ней спасло бы от горьких переживаний и роковых поступков. Но этого не произошло. Да, Печорин связан с природой, но не слит с ней. Он смотрит на нее со стороны, не живет и не дышит ей.

Для того чтобы произошло это слияние, нужно освободиться от влияний общественной морали, от неписаных правил высшего света. Только те люди, которые смогли добиться внутренней свободы и не скрывать подлинную свою натуру под маской, могут стать частью природы. В Печорине же сильны установки общества, он остерегается позора и осуждения. Во многом поэтому герой и не отказывается от дуэли с Грушницким: он сам завертел интригу, которая привела к этому, но отступить назад не позволяет страх прослыть трусом.

Природа в жизни других персонажей

Не менее показательна она в отношении Вулича и Грушницкого. Читатель должен сделать вывод, что эти люди погрязли в своем внутреннем мире, заняты излишней суетой. Они не видят красоту природы, не наблюдают за окружающей средой.

Вулич и Печорин

Вулич далек от естественной жизни, более того, он беспечен и глуп в играх с судьбой, за что и был наказан. Неспособность его внутреннего мира к душевной работе привела к тому, что им завладела не очень умная и опасная теория. Игры с судьбой, насмешливый вызов смерти и халатное отношение к своей жизни далеки от природы.

Грушницкий же занят собственными размышлениями, его действия полностью контролируют чувства, это не позволяет ему успокоиться и прислушаться к голосу разума. Сердце, страдающее от потери любви, от предательства и измены, наполняется злом, пышет гневом, заставляет совершать ошибки. Такое поведение тоже далеко от природы, которая живет по чистым, благородным законам, свободным от всего греховного.

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

* Когда волнуется желтеющая нива, * И свежий лес шумит при звуке ветерка, * И прячется в саду малиновая слива * Под тенью сладостной зеленого листка…

Характеризуя пейзажи романа, моно говорить об их созвучии или противоположности настроению героя, о символичных пейзажах, наводящих на философские размышления, можно рассматривать пейзаж и в других аспектах, но если подходить к теме сточки зрения анализа художественного метода Лермонтова, то можно отметить следующее. Черты романтизма присущи описаниям природы, что связано с определенными традициями в сознании героев – современников Лермонтова. Вместе с тем реалистическая тенденция проявляется, прежде всего, в обосновании восприятия природы социально-психологическими, культурными, интеллектуальными, нравственными особенностями персонажей. Таким образом, и в пейзаже отразилось решение Лермонтовым его главной задачи – изображения современного ему человека, сформировавшегося под влиянием определенных обстоятельств.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Описание картин природы как преддверие событий

Таким образом, в произведении М.Ю.Лермонтова изображена тесная связь человека и природы. Описание пейзажа раскрывает внутреннее состояние главного героя, помогает увидеть скрытые черты его характера. Природа играет важную роль и в композиции романа. Состояние окружающего мира иногда становится символом надвигающихся несчастий, неожиданных происшествий.

Автор: Анастасия Сметанова

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

§3. Роль пейзажа в раскрытии образа Печорина

Художественное описание природы очень важно в раскрытии образа Печорина. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.

Природа очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль пейзажа различна. Нередко это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажные зарисовки служат также для изображения душевных состояний героев романа. Психологичность и лиричность пейзажа создается интонацией, ритмикой фразы, эмоциональными сравнениями.

Скрытые духовные силы и возможности Печорина подчеркиваются ассоциативной связью его с буйными силами природы. Любовь к природе и связь с ней свидетельствует о душевном богатстве главного героя романа, в котором Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев, полнее и глубже осмыслить замысел автора.

Человек и природа в романе

Роль пейзажа и природы в романе “Герой нашего времени”

Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство писателя в изображении природы

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.

Пейзаж и природа в романе ” Герой нашего времени ” позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе “Герой нашего времени” создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.

здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в “Герое нашего времени” разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события.

Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, “неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар”, “обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов”, ему кажется, что Арагва “обнимается” с другой речкой, “шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею”.

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в “Герое нашего времени” часто предваряет события, о которых мы еще не знаем.

Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто “солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах”, а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия.

И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц “полный и красный, как зарево пожара”.

Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным “странный отпечаток неизбежной судьбы” на лице офицера-фаталиста рассеялся.

Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.

Сочувствуя Печорину, скачущему, “задыхаясь от нетерпенья”, чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь “солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно”.

Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в “Герое нашего времени”, пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру.

Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. “Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна.

Вид с трех сторон у меня чудесный.

… Бешту синеет, как “последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?” Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади “по высокой траве, против пустынного ветра”; как вспоминает: “с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее”. Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли.

“Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу”. Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели” – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: ” сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!”

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с “водяным обществом”, историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от “цивилизации”, природа – неотделимая часть жизни.

Природа в “Герое нашего времени” Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: “буря сильна”, “туман густеет”.

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно.

Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам “Вид Пятигорска”, “Кавказский вид с верблюдами” или “Сцена из кавказской жизни”, – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: “умирающая прохлада ночи”, “голова Машука”, дымящаяся, “как загашенный факел”, “как змеи, серые клочки облаков”, “золотой туман утра”, метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях”. Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе “Герой нашего времени” помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Читайте также: