Какова основная функция адресанта в коммуникации выберите один ответ a получает сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Вам встречался хотя бы один человек, который мог бы обойтись без общения с другими? Правильно, таких людей или почти нет, или нет вообще, а все потому, что именно общение отвечает за возможность реализации своих способностей. Так общение является важной частью жизни каждого из нас, но при этом мы смехотворно мало знаем о его функциях и механизмах. Такие пробелы нужно срочно заполнять, и мы готовы вам в этом помочь. Ученые, занимающиеся проблемами общения, согласны в том, что можно выделить
три функции общения
:

  • Информационно-коммуникативная.
  • Регулятивно-коммуникативная.
  • Эффективно-коммуникативная.

Функция общения №3: Эффективно-коммуникативная

Она заключается в восприятии и понимании человека, с которым происходит общение. Эта функция крепко связана с эмоциональной сферой человека, ведь именно общение явно доминирует в ней. Эмоции и чувства проявляются именно в процессе коммуникации, что в дальнейшем либо способствует сближению людей, либо подталкивает их к сохранению, а то и к увеличению, дистанции.
Несомненно, в нашем обществе роль общения не только не становится менее заметной, но и усиливает свое влияние. Сейчас уже ясно, что общения является сложным и многогранным процессом, который ведет к установлению связей между людьми. Именно установление связи дает возможность реализации совместной деятельности, которая позволяет достигать значительных успехов.

Однако стоит помнить, что любое сближение имеет свои определенные границы, через которые не рекомендуется переступать. Ведь даже самые близкие люди все равно представляют собой отдельные личности со своими мыслями и устремлениями.

Именно из-за этого любые контакты одного человека с другим нередко сталкиваются с трудностями, причем это касается и общения всего двух людей, и больших групп. Но весь секрет в том, что все эти проблемы решить можно исключительно в процессе общения.

Коммуникационный процесс и его роль

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Какие еще бывают функции общения?

Мы выделили три базовые функции, но многие эксперты отмечают, что это несколько упрощенный вариант и на деле функций гораздо больше, а характеристика их более детальна:

  • Контактная
    . Установление того, насколько люди готовы к передаче и восприятию информации.
  • Побудительная
    . Побуждение собеседника к общению.
  • Координационная
    . Вступает в силу в том случае, если необходимо согласовать определенные действия.
  • Эмотивная
    . Намеренное возбуждение у партнера неких эмоций.
  • Воздействующая
    . Изменения под влиянием собеседника личных установок и мнений.

Функции коммуникации

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Кто принимает участие в коммуникативном акте?

Участники коммуникативного акта могут отличаться в зависимости от моделей, которых выделяют несколько. Особое внимание стоит обратить на такие концепции:

Тема 2. Коммуникационный процесс

План:

1)Структура и функции коммуникации;

2)Процесс коммуникации;

3)Особенности деловых коммуникаций. Формы, виды и средства деловых коммуникаций.

4)Барьеры на пути деловых коммуникаций и их преодоление.

Структура и функции коммуникации

Структуру коммуникации можно охарактеризовать, выделив в ней три взаимосвязанные стороны: перцептивную (восприятие), собственно коммуникативную (общение) и интерактивную (взаимодействие) (см. рисунок 1). Процесс коммуникации выступает в качестве единого целого, включая все эти стороны.

Рисунок 1 – Структура коммуникации

Перцептивная

сторона коммуникации представляет собой процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Коммуникативная

сторона коммуникации состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

Интерактивная

сторона коммуникации заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего партнерам по общению реализовать некоторую общую для них деятельность.

Можно также представить функции коммуникации в соответствии с содержанием самого процесса коммуникации (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Функции коммуникации в соответствии с содержанием процесса коммуникации

Процесс коммуникации

Рассмотрим технологию процесса коммуникации (как он происходит).

Процесс коммуникации –это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.

Менеджеру необходимо разбираться в том, как действует коммуникация. Процесс этот включает в себя девять составляющих элементов, показанных на модели в рисунке 2.

Рисунок 2 – Модель, представляющая элементы процесса коммуникации

1. Отправитель – это лицо, собирающее информацию и передающее ее; он кодирует информацию.

Отправителем

может быть любой человек (в т.ч. работник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.

2. Кодирование – это процесс представления мысли в символической (знаковой) форме.

При кодировании происходит перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык общения.

послание (содержит данные с определенным значением, которые отправитель хочет передать желаемому получателю – идеи, факты, ценности, отношения и чувства).

В качестве каналов используются сама среда (например, воздух, свет, вода) и различные технические устройства (например, линии связи, электромагнитные волны).

Информация может передаваться путем:

— подготовки и передачи докладных и служебных записок, различных документов;

— с помощью графиков производства и отгрузки продукции;

— электронной почты, телеконференций, радиотрансляции.

5. Расшифровка (декодирование) – процесс, в ходе которого получатель придает символам, переданным отправителем реальный смысл.

Декодирование включает восприятие

6. Получатель – это лицо, которому предназначена информация; он расшифровывает закодированную информацию.

Факторы, влияющие на восприятие получателем информации:

1) Внутренние:

— состояние человека, его потребности и ожидания, предшествующие восприятию сигнала;

— наличие чувств позитивного или негативного характера по отношению к воспринимаемому сигналу (в т.ч. предшествующего опыта);

— степень первоначальной известности получаемых сигналов;

— интенсивность передаваемого сигнала;

— размер (что говорится, в каком объеме);

— состояние окружения, в котором находится человек (воздействие внешней среды).

7. Ответная реакция –набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.

8. Обратная связь –часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. Когда получатель отвечает отправителю, роли сторон меняются. Обратная связь должна поощряться отправителем информации на каждой стадии общения.

Обратная связь выражается в словах (произнесённых и написанных), действиях, поведении и подтверждает, что реципиент (от лат. принимающий) (т.е. получтель) получил и понял информацию.

Теперь рассмотрим проявление обратной связи в организационных системах.

Характеристики эффективной обратной связи в организационном взаимодействии:

1) направлена на улучшение действий членов организации;

2) благодаря ей получателю (т.е. отправителю – инициатору коммуникации) сообщаются полезные для него идеи;

3) устанавливает, в чем неполадки коммуникации и что конкретно должно быть сделано для их устранения;

4) носит незамедлительный характер;

5) характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;

6) эффективная обратная связь должна быть надежной.

Эффективной обратной связи можно достигнуть лишь в случае роста доверия и открытости в отношениях между членами организации и одновременного снижения организационной дистанции (статусных различий) и несовместимости работников.

Установление благоприятных отношений с подчиненными помогает руководителю реализовывать и другое условие поддержание эффективной обратной связи, а именно подбирать конкретные способы её применения. Считается, что наиболее подходящим для них является личная беседа.

Каналы обратной связи в российских компаниях самые разнообразные:

— негласные информаторы среди сотрудников;

— горячие информационные линии (электронная почта, телефон);

В большинстве российских компаний комбинируют различные способы информирования.

— используем различные методики оценки психологического климата в коллективе – 16,12%;

— у нас есть информаторы среди сотрудников – 25,81 %;

— сотрудники напрямую обращаются к топ-менеджеру – 41, 94%;

— у нас есть специальный ящик для жалоб и предложений – 3,23%;

— используем другие методы – 9,67 %.

9. Помехи – появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств среды или искажение информации, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель. Естественные помехи могут отвлекать и снижать успех связи. Например, если неудобно сидеть, плохое освещение, не та температура, которая нужна.

Помехи могут быть также вызваны:

1) непониманием получателем языка;

3) несоответствующей визуальной информацией, например, слайдами или таблицами, представляющими трудность для понимания.

В дальнейшем коммуникативные барьеры (помехи) будут рассмотрены более подробно.

В процессе коммуникации можно выделить следующие позиции (или способы) взаимоотношения сторон:

2) Принятие: получение, прием (при появлении инициативы для получения информации – запрос, заимствование);

3) Сокрытие: удержание информации, непредоставление ее для пользования другим;

5) Агрессивность: конфронтация, указание на слабости и ошибки, критика, проверка, обвинение, осуждение;

6) Отклонение: оправдания, протест, несогласие и т.д.

Условия эффективности процесса коммуникации представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Условия эффективности коммуникации

Языковые инструменты и средства общения

Языковые средства общения составляют основу любого коммуникационного акта. К ним можно отнести следующие:

  • говорение – использование языкового навыка чтобы сообщить кому-то определенную информацию;
  • слушание – способность к восприятию звучащей речи и извлечению из нее необходимых сведений;
  • письмо – фиксация информации на бумажных или электронных носителях для личного пользования или передачи третьим лицам;
  • чтение – восприятие данных, зафиксированных в письменной или печатной форме.

Модели коммуникации

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Коммуникативное поведение представителей различных национальностей

В деловых и межличностных отношениях важно учитывать национальные особенности коммуникативного акта. Это особенно важно, если вам нужно установить контакты с представителями других государств и культур. Стоит отметить такие интересные моменты:

Что такое коммуникативный акт?

Понятие коммуникативного акта формулируется как сегмент процесса коммуникации, в ходе которого происходит обмен информацией посредством языковых средств, знаков и символов. Это наиболее обобщенное определение понятия. Также различные лингвисты дают такие определения:

  • это речевое взаимодействие между двумя или более носителями языка;
  • взаимодействие между отправителем и получателем информации;
  • единица общения, состоящая из речевого аспекта, аудитивного акта (слушания), а также коммуникативной ситуации, определяющей взаимоотношения между ораторами;
  • двусторонний процесс общения, в ходе которого говорящий передает информацию, а адресат реагирует на нее определенным образом.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Структура коммуникативного акта

Независимо от того, в каких условиях и по какому вопросу происходит общение, оно включает в себя ряд компонентов. Структура коммуникативного акта может быть описана следующим образом:

а) социальная коммуникация;

б) межличностная коммуникация.

  1. С точки зрения теории коммуникации люди, на суждения которых ориентируется их постоянное окружение - это:

а) социометрические звезды;

б) лидеры мнения;

в) референтная группа.

а) в кибернетической модели коммуникации;

б) в психологических моделях коммуникации;

в) в герменевтическом анализе коммуникации.

  1. Иметь форму законченного текста скорее должно:
  1. Какая функция средств массовой коммуникации выходит на первый план в период выборов:

а) информационная;

  1. Приведите примеры единиц невербальной коммуникации - столько, сколько сможете. Рукопожатие, объятие, поцелуй, касание, пощечина, похлопывания, толчки, поглаживания, жест, мимика, поза, направление взгляда, подмигивание, улыбка, смех.
  1. Какой вид коммуникации не выделяется в теоретическом анализе:

а) социальная коммуникация;

б) индивидуальная коммуникация;

в) межличностная коммуникация;

г) массовая коммуникация.

а) объект коммуникации;

б) субъект коммуникации.

  1. Кто из ученых имеет отношение к психологическим исследованиям коммуникации: а) К.Шеннон;

в) К.Г.Юнг.

  1. Человек сидит на скамейке в парке. Другой человек садится на ту же скамейку, не заговаривая с первым. Происходит ли коммуникация?

а) да;

а) объект коммуникации;

б) субъект коммуникации.

  1. Какая из приведенных формулировок не использовалась как определение информации:

б) уменьшение или снятие неопределенности;

в) отрицательная энтропия;

г) воздействие входа на выход.

  1. Кто из ученых имеет отношение к герменевтическому анализу коммуникации:

б) Г.Гадамер;

в) культурная;

а) связь любых материальных объектов;

б) связь любых социальных субъектов;

в) связь учреждений, организаций.

  1. Какая потребность организации не относится к коммуникационным:

а) в информации о ситуации, в которой организация действует;

б) в определенном уровне известности;

в) в сохранении нормы прибыли;

в) в обратной связи.

  1. Источник коммуникации и коммуникатор - одно и то же?

б) нет.

  1. Передача в процессе коммуникации ценностей и норм деятельности это:

а) когнитивный аспект коммуникации;

б) эмотивный аспект коммуникации;

в) аксиологический аспект коммуникации.

а) информация, которая рождается в массовой аудитории;

б) информация, которая распространяется по массовым каналам;

в) информация, которая потребляется массовой аудиторией;

г) информация, которая обладает обязательно всеми перечисленными признаками;

д) информация, которая обладает хотя бы одним из перечисленных признаков.

б) регулирующая;

  1. Механистический подход к коммуникации подразумевает:

б) совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

  1. Деятельностный подход к коммуникации подразумевает:

б) совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

б) управление;

  1. Исследователи выделяют в процессе общения следующие составляющие:

в) селективная;

Какой пункт в этом перечислении назван ошибочно?

  1. Какое понятие шире – общение или коммуникация:

а) общение;

в) общение = коммуникация.

  1. Верно ли утверждение, что динамические законы коммуникации отражают нелинейные зависимости явлений и потому основываются на статистических фактах:

б) нет.

  1. Верно ли утверждение, что статистические законы коммуникации отражают жестко детерминированную связь явлений:

б) нет.

  1. Верно ли утверждение, что всякая коммуникация имеет знаковый характер:

а) да;

  1. Древние люди, обладавшие наиболее развитыми коммуникативными навыками – это:

в) синантроп

  1. Верно ли, что междометная теория объясняет происхождение языка внутренними эмоциональными состояниями человека:

а) да, верно.

  1. Автором деятельностной теории происхождения языка является:

б) Жан Жак Руссо;

в) Фридрих Энгельс.

а) узелковое письмо;

г) священное письмо;

д) фонетическое письмо.

а) Кирилл и Мефодий;

в) И. Гуттенберг.

  1. По какому критерию коммуникация классифицируется на межличностную, групповую и массовую:

а) по способу установления и поддержания контакта;

б) по степени организованности;

в) по составу участников;

г) по используемым знаковым системам.

  1. Коммуникативная личность и индивид – одно и то же:

б) нет.

  1. Верно ли, что доминантный коммуникант легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много и интересно, не теряется в незнакомой ситуации общения?

б) нет, не верно.

  1. Отличительные коммуникативные особенности диады это:

б) взаимные чувства и пристрастия как основа ее существования;

в) эквивалентность коммуникационного обмена;

г) все эти качества;

д) ни одно из этих качеств.

  1. К видам централизованных коммуникативных структур в малых группах относятся: а) фронтальная;

в) круговая;

Какой пункт в этом списке назван ошибочно?

  1. К видам децентрализованных коммуникативных структур в организации относятся: а) цепочка;

г) замкнутая.

Какой пункт в этом списке лишний?

б) к неформальной коммуникации в организации?

б) технические средства фиксации, копирования, тиражирования текстов и системного распространения больших объемов информации, адресованной массовой аудитории;

а) человеко-ориентированного подхода в теории массовой коммуникации

б) медиа-ориентированного подхода в теории массовой коммуникации

  1. Каков основной недостаток модели коммуникационного процесса, предложенной Г. Лассуэллом?

а) она абстрагируется от смысла передаваемой информации;

  1. Наиболее эффективным каналом коммуникации (из перечисленных) считается:

г) выступление перед большой аудиторией.

  1. Верно ли, что искажение информации может быть вызвано как ее избыточностью, так и недостаточностью

а) да, верно;

  1. Каких барьеров при передаче информации не возникает:

в) гуманитарных;

а) заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого прислушивается публика;

б) коммуникатор, выступающий перед аудиторией впервые (аудитория оказывает ему кредит доверия)?

  1. К какой категории коммуникаторов относится специалист по связям с общественностью:

а) люди престижа;

б) лидеры мнений.

  1. К какой категории коммуникаторов относится руководящее лицо организации – заказчика проекта в сфере связей с общественностью:

а) люди престижа;

б) лидеры мнений.

  1. У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль. Какой пункт в этом списке лишний?

г) привлекательный;

ж) открытый и т.д.

а) совокупность знаков, которая служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами;

б) совокупность знаков, которая нацелена на установление связи между людьми;

в) совокупность знаков, имеющая значение только в обществе.

а) Ч. Пирс;

  1. Семиотика подразделяется на разделы. Какого раздела нет?

в) орфографику;

а) его принципиальная немотивированность;

б) его принципиальная мотивированность;

в) соответствие формы выражения содержанию?

а) только в природе;

б) только в обществе;

в) и в природе, и в обществе.

а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное;

б) указывают на объект;

в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное;

б) указывают на объект;

в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное;

б) указывают на объект;

в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

а) значение единиц языка (слов);

б) объективные законы устройства знаковых систем;

в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

а) значение единиц языка (слов);

б) объективные законы устройства знаковых систем;

в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

а) значение единиц языка (слов);

б) объективные законы устройства знаковых систем;

в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

в) высказывание и дискурс;

г) ни одно из перечисленных понятий.

  1. Дискурс можно условно расшифровать с помощью формулы:

б) речь + действие;

в) речь + реакция коммуниканта.

а) К вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь.

б) К вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь, говорение, чтение.

в) К вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и говорение.

  1. Первичные языки невербальной коммуникации – это:

а) система жестов, пантомимика, мимика;

б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.

  1. Вторичные языки невербальной коммуникации – это:

а) система жестов, пантомимика, мимика;

б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.

б) звукового оформления речи;

в) определенным образом организованного пространства;

г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.

а) выразительных движений тела;

б)……..; звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.д.) ;

в) определенным образом организованного пространства;

г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение.

а) выразительных движений тела;

б) звукового оформления речи;

г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.

а) выразительных движений тела;

б) звукового оформления речи;

в) определенным образом организованного пространства;

  1. Какая из перечисленных характеристик относится к невербальной коммуникации:
  1. Какая из перечисленных характеристик относится к вербальной коммуникации:
  1. Какая из перечисленных характеристик относится к вербальной коммуникации:

б) высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергать анализу, оценить, понять, проконтролировать.

  1. Расположите пространственные зоны коммуникации в порядке увеличения расстояния между коммуникантами:

а) социальная зона; 3

б) личная зона; 2

в) интимная зона; 1

г) публичная зона. 4

  1. Верно ли утверждение, что устная коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания.

а) да, верно;

  1. Верно ли, что признаками письменной речи являются ее логичность, развернутость, избыточность, нормативность.

а) да, верно;

  1. Какая из перечисленных характеристик относится к устной речи:

а) Ситуация общения объединяет говорящего и слушающего для достижения общей цели. Комуникантам не нужны дополнительные разъяснения характера взаимодействия;

б) Адресат и адресант речи редко объединены общей ситуацией общения. Их реакция на речевые действия другого отсрочена.

  1. Какая из перечисленных характеристик относится к устной речи:

а) Взаимопониманию способствует привлечение возможностей и интонации невербального языка — мимики, жестов и т.д.

б) Отсутствие интонации и элементов невербального языка приводит к необходимости описательно разъяснять то, что можно передать с их помощью.

  1. Какая из перечисленных характеристик относится к письменной речи:

а) Можно обойтись неполными предложениями, смысл которых все равно понятен из ситуации.

б) Необходимо употреблять больше полных предложений, сложных, с придаточными конструкциями

  1. Какая из перечисленных характеристик относится к письменной речи:

а) Незамедлительная реакция собеседника помогает выстраивать дальнейшие речевые произведения.

  1. Отсроченность обратной связи способствует лучшему, более детальному восприятию информации и выражению мыслей в более точной форме.
  1. Социально-демографические характеристики аудитории – это

а) субъективные характеристики;

б) объективные характеристики.

  1. Существует ли не-аудитория по отношению к средствам массовой информации:

а) да;

  1. Потенциальная аудитория и не-аудитория – это одно и то же?

б) нет.

а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины;

б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.

а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины;

б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.

  1. Приведите примеры вербальной коммуникации – столько, сколько сможете.
  1. Общим в биологической и социальной коммуникации являются:

а) интерсубъективность;

б) деятельностный характер;

в) цели коммуникации.

Какой пункт в этом списке лишний?

  1. Верно ли, что интровертный коммуникант – это человек, испытывающий трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен?

б) нет, не верно. (ригидный тип)

  1. Расположите коммуникативные процессы в становлении малой группы по очередности их возникновения:

а) стадия нормоустановления; - 2

б) стадия протеста; - 4

в) стадия формирования; - 1

г) стадия сотрудничества. - 3

  1. Верно ли, что задачей системы внешних коммуникаций является модификация внешней среды таким образом, чтобы она создавала благоприятные условия для деятельности организации?

а) да, верно;

  1. Какая их перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации:

а) Опосредованность общения техническими средствами;

б) Непосредственный контакт в общении

  1. Какая их перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации:

а) Общение больших социальных групп;

б) Общение в основном отдельных индивидов

  1. Какая их перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации:

а) Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;

б) Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта

  1. Какая их перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) Организованный, институциональный характер общения;

б) В большей мере спонтанный характер общения.

  1. Какая их перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей;

б) Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей.

  1. Какая их перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации:

Якобсон выделяет следующие функции в коммуникативном акте:

2. Конатативная функция (или функция усвоения) - функция ориентирована на адресанта. Выражается в звательной форме и повелительном наклонении.

4. Фатическая функция; с помощью нее устанавливается, продолжать или прервать коммуникацию, т.е. проверяется, работает ли канал, установлена ли связь с реципиентом. Осуществляется она через обмен риторическими формулировками, единственная функция которых - поддерживать коммуникацию.

Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего ‘цель’), то есть показывает предназначение, функции языка.




Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

1. Эмотивная функция, связана с Адресантом (Отправителем).

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации:

- По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.

- Перечеркнутая бомба на плакате.

2. Конативная функция, связана с Адресатом (Получатель).

Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение):

- Президент! Уходите в отставку!

- Пиктограммы мужчина и женщина

3. Референтивная функция, связана с Контекстом

Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса. Чистая передача информации.

- Солнце восходит на востоке.

- Форма предмета бытовой культуры (например, ложки) как обозначение его возможного применения

- Рифма, аллитерация и т.п.

- Изображение игры света на картине.

5. Фатическая функция, связана с Контактом

Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:

- Радиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач.

6. Метакоммуникативная функция, связана с Кодом

Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса:

- “Жи-ши пишется с буквой и”.

- Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Якобсон выделяет следующие функции в коммуникативном акте:

2. Конатативная функция (или функция усвоения) - функция ориентирована на адресанта. Выражается в звательной форме и повелительном наклонении.

4. Фатическая функция; с помощью нее устанавливается, продолжать или прервать коммуникацию, т.е. проверяется, работает ли канал, установлена ли связь с реципиентом. Осуществляется она через обмен риторическими формулировками, единственная функция которых - поддерживать коммуникацию.

Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего ‘цель’), то есть показывает предназначение, функции языка.

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

1. Эмотивная функция, связана с Адресантом (Отправителем).

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации:

- По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.

- Перечеркнутая бомба на плакате.

2. Конативная функция, связана с Адресатом (Получатель).

Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение):

- Президент! Уходите в отставку!

- Пиктограммы мужчина и женщина

3. Референтивная функция, связана с Контекстом

Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса. Чистая передача информации.

- Солнце восходит на востоке.

- Форма предмета бытовой культуры (например, ложки) как обозначение его возможного применения

- Рифма, аллитерация и т.п.

- Изображение игры света на картине.

5. Фатическая функция, связана с Контактом

Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:

- Радиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач.

6. Метакоммуникативная функция, связана с Кодом

Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса:

- “Жи-ши пишется с буквой и”.

- Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Говорящий обращается не к пространству, а к слушателю, поэтому личность последнего организует коммуникацию. Важны различные его характеристики: пол, возраст, положение в обществе, ролевая функция, внешность. На эти и другие параметры нужно ориентировать свою речь, чтобы она была правильно понята. И их задаёт адресат. Адресант же стремится быть понятным и близким для адресата. Или, наоборот, демонстрирует своё отличие от него, начитанность, образованность, превосходство.

Адресат и адресант - это участники коммуникации.

Роль адресата в теории речевых актов и жанров

Каждый речевой акт ориентирован на конкретную модель адресата и учитывает его коммуникативные интересы, у говорящего есть обязанности перед ним. С ним связана социально-этическая сторона речи и её организация говорящим.

Речевые акты и жанры во многом отличаются друг от друга именно тем, что предполагают различных слушателей в различных ситуациях: просьба, приказ, требование, комплимент, похвала.

адресат это

Виды адресатов

В сфере устного официального общения адресат может быть личным или безличным, единоличным или множественным. В официальном личном общении (разговор в учреждении, в милиции, в суде) адресат личный.

Массовая коммуникация существенно отличается от всех остальных видов общения. Её адресат – это всегда множество. Разные подтипы публичной коммуникации (коллективная или массовая) тоже имеют разных адресатов. Коллективная коммуникация (доклад, лекция, выступление на собрании) обращена к коллективу.

Напротив, в различных видах неофициального общения речь адресована отдельной личности (независимо от количества участников коммуникации).

адресат и адресант

Изменение ролей в коммуникации

Адресат – это не только пассивный слушатель. Очень важно постоянство или непостоянство роли, которую адресат играет в общении. Так, условия массовой коммуникации не позволяют ему самому занять позицию говорящего. В устной речи в коллективе такая смена ролей возможна в определённых пределах и разновидностях: интервью, дискуссия. Личное официальное общение допускает превращение адресата в адресанта и иногда даже требует его. В неофициальной обстановке даже монолог (рассказ адресанта о чём-либо) всегда включает в себя элементы диалога (то есть подразумевает реакцию слушателей).

адресат адресант

Разница между массовым адресатом и коллективным

Массовый адресат отличается от коллективного не только количественно. Массовый адресат – это слушатель средств массовой коммуникации - телевидения, радио. У него нет никакой возможности участвовать в этом общении в качестве говорящего: он не может ни согласиться, ни высказать возражение, ни перебить адресанта. В отличие от него, коллективный адресат связан с говорящим, хотя и не принимает участия в речи, роли остаются постоянными. Но коллективный адресат может тем или иным образом продемонстрировать свою реакцию вербально (крики из зрительного зала: "Не слышно! Повторите!") или невербально (кивки, улыбки, смех, аплодисменты, свист).

Читайте также: