Как влияют сми на предвыборную борьбу сообщение

Обновлено: 16.05.2024

В любой современной политической системе СМИ выполняют целый ряд важнейших функций: информационную, социальную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов, мобилизационную и некоторые другие.

Особенно велика роль масс-медиа в демократическом государстве. Они являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о гражданине как о рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, где важнейшие решения принимаются большинством голосов, обладать такими качествами должен не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан без СМИ невозможно. Без радио, телевидения, газет, журналов и интернета даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, — одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму политического господства правящей элиты. В индустриально развитых странах без доступа к СМИ, особенно электронным, фактически невозможно появление общенациональных лидеров и существование влиятельной оппозиции. В современном мире СМИ все в большей степени выступают не только необходимым передаточным звеном в сложном механизме политики, но и ее творцом.

Политическое влияние СМИ осуществляется через воздействие на разум и чувства человека. В демократических государствах преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся типу менталитета и культуры людей. Она предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды. Однако и здесь различные политические силы широко заменяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которая может затмить рациональные доводы и аргументы. Насыщая свои передачи эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека, СМИ могут оказывать определяющее влияние на политическое поведение граждан. Эта их способность особенно часто используется в периоды предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с помощью ярких частных фактов или фальшивок пытаются накалить эмоциональную атмосферу в обществе и блокировать рациональный выбор избирателей.

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.

Воздействие СМИ на политику осуществляется не только непосредственно через политические коммуникации, обеспечивающие участников политической жизни необходимой информацией и делающие возможными любые целенаправленные коллективные действия больших групп людей, но и в результате формирования самих субъектов политики.

Как свидетельствуют специалисты, современные источники информации влияют на психику людей, способы восприятия и осмысления ими политических событий, а также их нравственные ценности, общественные и политические установки.

СМИ могут воздействовать на формирование политически значимых качеств граждан в прямо противоположных направлениях. В ряде стран мира они достаточно эффективно выполняют функции политического просвещения граждан, их объективного информирования о важнейших внутригосударственных международных событиях. Однако достаточно часто СМИ используются в целях закрепления политического господства привилегированных общественных классов и групп. Политические цели и итог такого рода деятельности СМИ — предотвращение массовых протестов против некомпетентных коррумпированных режимов, проводящих далекую от национальных интересов политику.

Рассматривая влияние СМИ, можно выделить две его составляющие — информационно-коммуникационные технологии и профессиональные, редакционные методы. Первая составляющая включает маркетинговые (PR-деятельность, информационный лоббизм и т.д.) и немаркетинговые (пропаганда, манипуляция, агитация, дезинформация) технологии. Вторая — методы редактирования и издания материалов, профессиональные нормы медиа-компаний и субъективные характеристики сотрудников СМИ.

Наиболее интересными для рассмотрения являются немаркетинговые технологии СМИ.

Отход от применения технологии пропаганды в чистом виде и поворот к использованию различных методик убеждения с элементами пропаганды является одним их современных направлений эволюции технологий влияния.

По мнению специалистов существует четыре тенденции развития пропаганды:

— активизация сферы пропагандистских демонстраций;

— формирование политического информирования через СМИ;

— интенсификации способа пропагандистского информирования;

— глобализация и универсализация пропаганды.

Манипулятивные технологии дополняют другие методы воздействия и пересекаются с ними. Часто упоминаются следующие методы влияния на общество, используемые современными манипуляторами:

— управление информационными потоками;

— применение механизма социального контроля;

— манипулирование рациональными, убеждающими аргументами.

Российские методы влияния СМИ на политическую жизнь общества имеют свою специфику. Этот факт можно как объяснить особенностями истории нашего государства, тем, что Россия лишь недавно вступила на путь демократического развития после периода тоталитаризма, так и некоторыми отличительными чертами российского менталитета. В частности, такой факт, как крайне широкое использование СМИ манипулирования общественным мнением не вызывает сомнений.

Бесцеремонные, не сдерживаемые никакими легальными или моральными ограничителями пропагандистские кампании в России изменили систему средств массовой информации и массовой сознание.

В целях достижения политического результата средства массовой информации использовали полумаргинальную оценочную стилистику, порою выходящую за пределы элементарных приличий. Вместо политической стратегии, разработки, принятия и применения тех или иных политический решений, власть все время обращается к техникам кризисного управления информацией, где все средства хороши.

Сейчас можно констатировать факт, что средства массовой информации в России потеряли способность служить средством диалога для различных общественных групп. Их роль свелась, по сути, к той роли, которую играла в свое время советская пропаганда. Любые попытки российских СМИ проводить информационную политику, отличную от официальной, жестко пресекаются Министерством по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.

Современные предвыборные кампании — это политическое шоу, остро нуждающееся в СМИ. Наибольшие шансы имеет тот, кто больше примелькался на телевидении. Где были бы сейчас многие политические деятели, если бы не телевидение?

«Неизбежные этапы предвыборной кампании:

— на идентификационном этапе в сознании или подсознании избирателей формируется некий размытый образ потенциального кандидата или блока. Этот образ „очеловечивается" за счет создания псевдонепредвзятой картины того, как кандидат учился в школе, занимался спортом, работал и т.д.;

— затем следует аргументационный этап, когда подсознательно воспринятые положительные черты кандидата более четко очерчиваются на уровне аргументов. Выпускаются в свет экономические, политические и иные программы. Здесь начинает работу конфликтогенный, который базируется на том, что большая часть аргументов обращена не к разуму, а к чувствам;

— на этапе исследования оппозиции отслеживаются слабые места в деятельности оппонентов в виде лживых заявлений, компонентов частной жизни и прочее. Естественно, эмоциональный климат в обществе обостряется еще больше;

— заключительный этап — приглашение на выборы. Избирателям внушается, что без их участия все разрушится, ничего не состоится и т.п.

Мы видим, что без участия средств массовой информации предвыборные кампании немыслимы. Можно выделить два больших направления в предвыборных технологиях. Первое — это непосредственная работа с населением; встречи с электоратом, организация различных агитационных акций и т.п. Второе — это агитация электората через средства массовой информации. И на сегодняшний день в нашей стране ведущее значение имеет именно работа со средствами массовой информации. Одной из причин этого, помимо большого охвата населения средствами массовой информации, является то, что основная масса существующих сегодня в России политических партий, блоков, движений, не имеют сильной партийной организации с достаточным количеством членов. Поэтому возможность пропагандистской и агитационной деятельности на местах сильно ограничена и политическим движениям поневоле приходится уделять особое внимание средствам массовой информации.

Господину Сергееву вторит и Засурский в статье "Политика, деньги и пресса в современной России«.[5]

Кандидаты, партии, движения, блоки, имеющие больше средств, или имеющие влияние на СМИ имеют преимущество.

Ориентация на рейтинг превратила ведущих российских политиков в законченных популистов. Они говорят то, что хотят слышать от них избиратели. Разумеется, в создании виртуальной (управляемой) демократии средства массовой информации служат всего лишь посредниками между манипуляторами и их жертвами — народом.

Пресса — хороший индикатор состояния дел в стране. Увлечение манипулированием привело к тому, что в России нет реальной сильной оппозиции власти, СМИ впали в большую, чем прежде, зависимость от своих хозяев, а демократические институты так и не окрепли.

Известно, насколько велики возможности средств массовой информации и пропаганды в воздействии на огромные аудитории. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его новыми фактами.

Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей.

Средства массовой информации, особенно телевидение, играют важную роль в предвыборной кампании. Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнемоблике, а также дает возможность ознакомиться с методами ведения предвыборной агитации.

Основная задача предвыборной агитации - это привлечение максимального числа сторонников и в итоге получение наибольшего количества голосов за своего кандидата. Поэтому каждая партия, кандидат, осознанно стремясь к власти, использует различные способы привлечения внимания избирателей и воздействия на электорат:

"Только в политике применяются все мыслимые и немыслимые средства из арсеналов всех наук для осуществления влияния, внушения, убеждения, доказательства, принуждения человека" .

Проведенный нами научный анализ телевизионных передач и печатных пропагандистских материалов позволяет предположить применение в предвыборной агитации таких традиционных методов психологического воздействия на избирателей, как убеждение и внушение.

Известно, что личностные особенности и особенности ситуации влияют на способ восприятия и переработки информации, поэтому при работе с большими аудиториями для получения позитивного результата политикам необходимо обращаться и к разуму (через убеждение), и к эмоциям (через внушение).

С.А. Горин, известный психотерапевт, специалист в области эриксонианского гипноза и НЛП (нейролингвистического программирования), в своих работах упоминает об использовании этих методов предвыборных кампаниях Р. Рейгана и Б. Ельцина2.

Ярким примером может служить описываемое ниже применение эриксонианской технологии внушения в предвыборной агитации В.В. Жириновского, получившего внушительное количество голосов по результатам выборов и обеспечившего место ЛДПР в Государственной Думе в декабре 1994 г.

Многообразие техник и методов достаточно велико и не исчерпывается описанными нами в этой статье.

Убеждение - это коммуникационный метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению3.

Убедить - значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения по сравнению с прежним сознания тех, кто убежден, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней4.

Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов5.

Убеждение часто осложнено рядом причин, которые крайне необходимо учитывать для обеспечения эффективности воздействия. Этими причинами могут быть приемлемость аргументов для аудитории, их уместность для доказательства конкретного тезиса и обстоятельства, в которых осуществляется воздействие.

Важнейшим свойством аргумента, имеющим убеждающую силу для определенной аудитории, является его субъективная значимость. Если коммуникатор подкрепляет свои выводы именно такими доводами, то вероятность принятия информации реципиентами серьезно повышается. Значимостью обладают аргументы, основанныена бесспорных истинах, на общем опыте социальной группы, к которой обращена коммуникация, и на личном опыте тех, кому доказывают. Лишь в этом случае объективная истинность аргументов и доказываемых с их помощью выводов объединяется с их субъективной приемлемостью для аудитории информационного воздействия6. Так, при обращении к женской часта электората в статье "С любовью к женщинам!"

В.В. Жириновский утверждает, что "женщин втягивают в войны и трудовые подвиги, в результате чего женщин заставляют забывать их истинное предназначение - продолжательниц рода человеческого, облагораживающих богоугодное дело", что "мужчины толкают женщин на противоестественные поступки".

Жириновский уверен, что в России только тогда возобладает настоящая демократия, когда будут созданы женщине благоприятные возможности для нормальной жизни7. В той же статье Владимир Вольфович пишет, что он всю жизнь окружен женщинами: бабушка, мама, сестры, жена, и считает себя в долгу перед ними. Ему, по собственному утверждению, на душе будет беспокойно и горько, "пока в России еще будут униженные, бедно одетые, плохо питающиеся женщины", и поэтому ЛДПР постоянно будет требовать повышения пенсий и зарплаты и вообще всячески способствовать материальному и душевному благополучию женщин.

Убеждение оказывается действенным, если сопоставимые цифры, высказывания авторитетов, аналогии имеют для реципиентов значимость, позволяющую ориентировать их относительно ранее усвоенных систем ценностей - жизненных, социально-политических, нравственных.

Приводим одну из наиболее распространенных схем классификации аргументов, которой пользуется коммуникатор, желая убедить аудиторию.

Хотелось бы напомнить читателю, что большой процент представителей вооруженных сил проголосовал в декабре 1994 г. за В.В. Жириновского и партию ЛДПР, способствуя тем самым победе на выборах в Государственную Думу.

Внушение - применительно к средствам массовой информации - вид психического воздействия, словесного или образного, вызывающего некритическое восприятие или усвоение какой-либо информации9.

При этом информационное воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись в ней как нечто данное, несомненное и уже доказанное.

Американские психологи сформулировали "технологические" требования по практическому осуществлению внушающего воздействия через массовую коммуникацию и разработали конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе. Суть этих требований, разделяемых большинством коммуникационных организаций западных стран, сводится к следующим основным положениям:

    Считается доказанным, что внушение признается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации. При этом биологические причины, порождающие психические напряжения, главенствуют над социальными.

В телепередаче "Штрихи к политическому портрету" В.В. Жириновский посещает провинциальный городок и, осматривая какие-то захудалые постройки, энергично бросает ошеломленной хозяйке жилища: "Санусловия плохие . Мы улучшим, а коммунисты и демократы не улучшат. Только мы!"

Кроме того, вероятность внушающего воздействия повышается, если коммуникатор выступает как представитель и защитник интересов "простого народа", как это делает В.В. Жириновский: "Я один из вас, я такой, как вы"10.

Особый интерес вызывают выступления В.В. Жириновского с использованием методов эриксонианского гипноза. Эти методы разработаны американским психиатром Милтоном Эриксоном. Главная их особенность состоит в том, что прямые команды в них, практически, не используются: происходящее то ли комментируется, то ли у партнера спрашивается о чем-то, то ли с партнером о чем-то советуются. При этом достигается необходимый результат без заметного сопротивления слушателя. При этом используются определенные речевые стратегии: трюизмы, вопросы-ярлыки типа "Не правда ли?", "Не так ли?", вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания, а также команды, скрытые в вопросах11. Цель - наведение трансового состояния, т.е. такого состояния, когда фокус внимания направлен внутрь себя.

За то короткое время, которое кандидат проводит в телеэфире, ему необходимо завоевать внимание и доверие максимального количества зрителей. Для этих целей очень удобно использовать методики быстрого наведения транса, что связано с некоторыми особенностями восприятия человеком информации.

Во-первых, каждый человек может усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, если эту скорость превысить, то сознание не успевает обрабатывать новые сведения, и они идут в подсознание.

Во-вторых, человек может сознательно удерживать в кратковременной памяти определенный объем информации, и все, что превышает этот объем. также не обрабатывается сознанием. Таким образом, можно навести трансовое состояние через информационную перегрузку сознания12. Трансовые состояния значительно повышают готовность к принятию внушающего воздействия. Следовательно, в условиях информационной перегрузки наиболее эффективно применение суггестивного воздействия.

Оно не требует аргументации, вербально оформляется как приказ и интонационно соответственно выделяется.

Так, любопытным примером может служить предвыборное выступление кандидата на должность Президента Российской Федерации В.В. Жириновского на "5 канале" ТВ в мае 1996 г., которое выглядело как сеанс с наведением трансового состояния и применением внушающего воздействия. Владимир Вольфович обратился кизбирателям с советом и требованием избрать того, кто не обманет, не предаст, как обманывали раньше представители самой многочисленной в прошлом партии, ведь, как известно, все революции делаются ради того, чтобы обогатиться. Затем он долго и очень ярко говорил о несчастном, стоящем на коленях народе, об истекающей кровью армии, о разваливающейся России и т.д., тем самым перегружая сознание телеаудитории самой разной информацией и используя кое-где вставки типа "Я - сильный, решительный", "Я в состоянии обеспечить благополучие для всех". Затем он заговорил энергичной скороговоркой, (что, как указано выше, является техническим элементом при наведении транса, при этом активность внимания значительно притупляется), что 5 лет назад он предупреждал, (далее следует косвенное внушающее воздействие, исполненное в эриксонианской технике. - М.С), "если не проголосуете за меня, то страна очутится в этой страшной ситуации".

Далее следует приказ: "Если вы 16 июня не будете голосовать за меня, то страна снова окажется в яме". Затем в быстром темпе, убедительно "накручивается", что нам нужен сильный мужественный президент, затем следует внушение: "Поэтому вы должны отдать свои голоса за меня, иначе ваша жизнь не изменится".

Кроме В.В. Жириновского, только Б.Н. Ельцин обладает силой авторитета производить столь мощное внушающее воздействие на электорат.

Выступления других кандидатов в этом плане менее удачны, ведь для того, чтобы успешно воздействовать на других, необходимо не только знать, как это делается, использовать советы экспертов, но и обладать определенными личностными особенностями. Это не означает не успешности в профессиональной политической деятельности других кандидатов, просто они используют другие методы, более соответствующие своим психологическим особенностям, социальному и экономическому статусу. Также следует отметить, что подобное воздействие оказывает наибольшее влияние на те общественные группы, где социальное напряжение достигает своей наивысшей точки, в переломные моменты исторического и политического процесса.

Выводы: проведенный анализ телевизионных и печатных материалов позволяет сделать вывод об использовании в предвыборных кампаниях различных методов психологического воздействия представителями партий и независимыми кандидатами. Лидер ЛДПР В. В. Жириновский чаще других кандидатов использовал такие методы, как внушение, внушение с убеждающим воздействием, что обеспечивало ему поддержку определенной части электората в сложившейся социально-политической ситуации начала 90-х гг.

  1. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
  2. Горин С.А. А вы пробовали гипноз? СПб., 1995.
  3. Психология. Словарь. М., 1990.
  4. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  5. Психология. Указ. соч.
  6. Шерковин Ю.А. Указ. соч.
  7. Бюллютень ЛДПР №3(23), 1996.
  8. Бюллютень ЛДПР №2(22), 1996.
  9. Шерковин Ю.А. Указ. соч.
  10. Бюллютень ЛДПР №2(22), 1996; Бюллютень ЛДПР №4(24), 1996.
  11. Спарк М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. СПб, 1992; Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния. М., 1993.
  12. Горин С.А. Указ.соч.

Источник: Сборник статей \"Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации\", 1996г.

Презентация на тему: " Влияние СМИ на избирательную кампанию. СМИ в политике В ситуации выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей." — Транскрипт:

1 Влияние СМИ на избирательную кампанию

2 СМИ в политике В ситуации выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, продолжающих, несмотря на все переживаемые ими сложности, играть достаточно существенную роль в определении населением России своих политических симпатий и антипатий. Не случайно многие участники предвыборного марафона уповают на СМИ как на гарантирующее победу чудодейственное средство и используют все мыслимые средства, чтобы сделать СМИ послушным инструментом политиков.

3 Российские СМИ Российские СМИ успели выработать традицию тесных, доходящих до уровня идеального симбиоза связей с политиками и их окружением. Несмотря на то, что на поверхностный взгляд журналисты и политики выглядят как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна аудитория, журналистам – ньюсмейкеры. Политики хорошо понимают, что журналисты слетятся на любое мероприятие, которое может стать предметом обывательского интереса, сколь бы тривиальным оно ни было.

4 Известно, насколько велики возможности средств массовой информации и пропаганды в воздействии на огромные аудитории. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его новыми фактами.

5 Телевыборы Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнем облике, а также дает возможность ознакомиться с методами ведения предвыборной агитации. Недаром современные выборы часто называют теле выборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов.

7 Менеджер Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату.

8 Важность На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.

9 Формы телевизионной работы В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц. Теледебаты, прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.

10 Радио Радио после телевидения является также эффективным средством информационного воздействия на избирателей. Особенно хороши радиоматериалы, направленные на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио. Как и телевидение, радиопропаганда имеет свои существенные специфические особенности, которые обязан знать каждый профессиональный менеджер и имиджмейкер.

11 Газеты Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения. Появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете является дополнительным средством в борьбе за голоса избирателей.

12 Предвыборные газеты В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, вперед смотрящие политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно выстреливают в нужных направлениях. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных предвыборных газет.

13 Влияние СМИ Влияние средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д.

14 Формирование выборных органов власти В сфере формирования представительных и других выборных органов власти влияние СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором – как самостоятельный институт демократии.

15 СМИ в избирательной кампании Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ:

18 Кандидатами, избирательными объединениями и блоками, и т.д. Деятельность избирательных блоков, их права и возможные ограничения определяются законодательством соответствующих стран. В России до внесения в 2007 изменений в закон блоки могли выдвигать списки кандидатов на выборы всех уровней, в том числе на думских. Избирательным блоком при этом признавалось объединение двух или более общественных движений или партий.

19 По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.

20 Предоставления СМИ Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

23 Негосударственные СМИ Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

24 Расценка СМИ Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

25 Участие СМИ В чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? В осуществлении гражданского контроля на всех этапах подготовки и проведения выборов. Но это с одно стороны, с другой это возможность конкуренции политических программ, возможность убедить избирателей голосовать за того или иного кандидата.

26 Предвыборная агитация Основная задача предвыборной агитации – этом привлечение максимального числа сторонников и в итоге получение наибольшего количества голосов за своего кандидата. Поэтому каждая партия, кандидат, осознанно стремясь к власти, использует различные способы привлечения внимания избирателей и воздействия на электорат:

27 Влияние СМИ на население Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.

28 Влияние на избирателей Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все- таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.

29 Телевидение как источник информации Второе место по степени важности для избирателей занимает телевидение как источник информирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам и телерепортажам.

30 Воздействие телевидения Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.

31 Подытожим Эффективность влияния СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.

В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность в новых технологиях власти и управления. Государственные структуры используют технологии пиар-коммуникаций, политической рекламы и другие современные методы общения с гражданским обществом, поддержания контактов с партнерами и оппонентами.

В настоящее время выборы, как форма проявления демократии, играют очень важную роль в жизни нашей страны, в частности, в формировании большинства государственных институтов власти. Именно поэтому законодатель уделяет большое внимание регулированию этой отрасли общественных отношений.

Средства массовой информации, как государственные, так и частные, государственные и независимые, печатные и электронные всегда играют ведущую роль в формировании общественного мнения. СМИ активно участвуют в проведении выборов, а точнее в ведении предвыборной агитации. Это связано с реализацией такого принципа, как свобода слова, который провозглашается Конституцией РФ и не может быть нарушен, поскольку является одним из основных принципов правового государства.

Участие СМИ в проведении предвыборной кампании требует соблюдения норм права, поскольку нарушения процедуры избирательной кампании, тем более опасны, если их допускают СМИ, поскольку они оказывают влияние на окончательный выбор граждан. Нарушение общих правил ведения выборов подрывает все демократические устои любого общества.

Таким образом, актуальность настоящей работы определяется значительностью влияния СМИ в современном мире на политический процесс в целом и на избирательный процесс в частности.

Целью работы является выявление роли СМИ в современном политическом процессе в демократических странах.

В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:

1) дать анализ значения СМИ в политике;

2) определить сущность современного избирательного процесса и возможности участия в нем СМИ;

3) Охарактеризовать эффективность деятельности СМИ в избирательном процессе.

Избирательный процесс – это регламентированная действующим законодательством (в том числе и в первую очередь Избирательным кодексом) деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов избирательных правоотношений по подготовке и проведению голосования на выборах, т.е. избирательный процесс – это только технология подготовки, организации и проведения голосования на выборах, но не весь сложный комплекс общественных отношений, составляющих совокупность принципов, правил и механизмов непосредственной реализации народом своей суверенной политической воли по управлению государственными и другими жизненно важными делами.

Цель избирательного процесса обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами.

Избирательный процесс включает в себя общие правила (принципы) осуществления производства в ходе подготовки и проведения выборов и основные стадии проведения избирательных мероприятий на выборах.

Анализ законодательства о выборах и избирательной практики позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к выборному производству (или принципы избирательного процесса):

2) осуществление избирательного производства только управомоченными органами (субъектами избирательного права);

3) равенство прав участников избирательного процесса;

4) гласность проведения избирательной кампании;

5) непрерывность осуществления избирательных мероприятий;

6) строгое соблюдение демократических избирательных процедур, обеспечивающих свободу голосования;

7) документальный характер определения результатов голосования и итогов выборов;

8) обеспечение легитимности выборов.

Стадии избирательного процесса представляют собой отдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, на каждом этапе органы руководства выборами и другие участники избирательного процесса выполняют определенную задачу.

Виды и последовательность стадий избирательного процесса устанавливаются законодательством о выборах и в конечном счете зависят от характера избиратель ной политики на соответствующем этапе общественного развития. В учебной и научной литературе нет единого мнения о видах и количестве стадий избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса имеют место как на всеобщих, так и на частичных (досрочных, повторных, дополнительных) прямых выборах. Косвенные выборы также имеют свои особенности, в частности, отпадают такие стадии, как создание избирательных округов и избирательных участков, и, наоборот, могут появиться новые, например, увеличение числа туров голосования.

Важно, чтобы нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов, закрепляли правила, в соответствии с которыми соблюдение определенных законом стадий избирательного процесса являлось бы обязательным для всех участников выборов.

Следует обратить внимание и на то, что законодательство о выборах во всех случаях устанавливает документальную форму избирательного процесса. Ознакомление с действующими законами о выборах показывает, что все они содержат нормы, в соответствии с которыми протокольная форма регистрации волеизъявления граждан и действий избирательных комиссий на всех стадиях подготовки и проведения выборов является необходимой. Формы протоколов и правила их заполнения устанавливаются в законодательном порядке. Участники избирательного процесса имеют право знакомиться с протоколами избирательных комиссий и представлять свои замечания относительно полноты и правильности их составления в установленный законом срок после подписания протокола, обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию неправильные и неточные записи либо, в случае нарушения законодательства и избирательных прав участников выборов, обжаловать их в суде.

В настоящее время ни одна предвыборная кампания не может обойтись без предвыборной агитации, которая осуществляется и через средства массовой информации. По поводу использования средств массовой информации в предвыборной агитации возникает множество вопросов и споров.

Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

Таким образом, законодательство предусматривает различные формы участия СМИ в избирательном процессе. При этом, эффективность этого участия определяется не только возможными формами, но и уровнем культуры как общества в целом, так и представителей СМИ, в частности.

Без присутствия взаимодействия при выработке, принятии, исполнении политического решения не будет должного его восприятия в обществе. Именно наличие обратной связи на всех этапах политической деятельности позволит принимаемое решение расценивать как общественно благо, а не как выгодное решение для правящей элиты.

Без сомнения, политическая власть в качестве одного из главных рычагов в регулировании социальной сферы использует в настоящее время СМИ. Не случайно исследователи полагают, что управление информационной средой есть ключ к управлению обществом. Для донесения до населения информации о решениях и действиях властей сама власть инициирует создание СМИ, при этом власть может напрямую использовать финансовые резервы для поддержания тех или иных СМИ. Одной из главных задач власти в отношении СМИ является их использование для сохранения существующего политического режима.

Иными словами, государственная власть претендует на монополию распространения информации. Такое положение сложилось объективно, так как СМК являются наиболее действенным средством формировании имиджа власти.

Можно предположить, что власть заинтересована в политическом ориентировании населения, естественно в том русле, который выгоден самой власти. Но при этом власть, используя свое влияние на СМИ, не стремится ко всеобъемлющему, плюралистическому освещению событий, а заинтересована в трансляции событий в заказанном ею самой направлении.

По мнению Г.С. Мельник, власть не просто влияет на общество, а с помощью СМИ его дифференцирует на различные целевые группы. Тем самым воздействие на важнейшие для того или иного общества группы многократно усиливает воздействие на общество в целом.

В связи с двумя аспектами проблемы участия СМИ в политическом процессе возникает вопрос об их функциях.

Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичева и некоторые другие авторы предпочитают говорить не о функциях журналистики, а о функциях средств массовой информации (коммуникации).

Л.Н. Федотова выделяет такие функции СМИ:

Таким образом, мы можем говорить о множестве функций СМИ в политической сфере, которые, по сути дела, сводятся к возможности информирования и формирования общественного мнения.

И сегодня в ситуации выборов значительную актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, которые играют значительную роль в определении населением России своих политических настроений. В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не редко проливают свет на скрытые причины политики властей, обращают внимание общественности на наиболее важные стороны их деятельности и тем самым могут способствовать ограничению и оздоровлению власти.

Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.

Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все-таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.

Второе место по степени важности для избирателей занимает телевидение как источник информирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам и телерепортажам.

Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.

Спецификой телевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократно усиливает роль тех черт характера, способностей, внешности кандидата, которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает, сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение обладает неограниченными возможностями для создания имиджа.

Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается субъектов, то к ним можно отнести следующих:

– органы местного самоуправления;

– кандидаты, избирательные объединения и блоки, и т.д.

Среди форм использования СМИ можно выделить:

– информирование (опубликование и оповещение);

– предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации.

Эффективность использования СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.

В современном обществе все более актуализируется роль СМИ как средства политической власти в управлении обществом. Устойчивость власти, степень одобрения ее действий обществом, т.е. поддержание высокого уровня легитимности, находится в прямой взаимосвязи с ее информационно-коммуникативными свойствами.

1. Анникова В.А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: Автореф. дис. канд. полит. наук. – М., 2001. – 12 с.

2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб., 2001. – 253 с.

3. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития – М.: Прометей, 2004. – 327 с.

4. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полит. исслед. – 2004. – №3. – С. 154–161.

5. Забузов О.Н. Связи с общественностью – средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007, №1

6. Засурский И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999. – 272 с.

7. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. – СПб. 1995. – 318 с.

8. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003. – 541 с.

9. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999. – 240 с.

11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

разработана учащимися 11 класса из МОУ СОШ №5 на актуальную и социально-значимую тему для нашего общества и городского социума. Определена цель работы, исследовать роль СМИ. Особое внимание сосредоточено на выявлении особенностей влияния СМИ на подростков в городе Губкинский.

Авторы проекта разработали анкету и провели социологический опрос учащихся МОУ СОШ №5. Было опрошено 63 респондента (34 девушки ,29 юношей). Ответы проанализированы и сделаны выводы.

Создана электронная версия защиты проекта в форме презентации.

ВложениеРазмер
npk._rol_smi_v_izbiratelnoy_kampanii..docx 150.84 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация. 2

  1. Инструменты воздействия на избирателей………………………………………………………………………………..7
  2. Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты?……..…….…. 11
  3. Методы предвыборной борьбы в г. Губкинском (выборы местных органов власти 10 октября 2010 года)……………………………………………………………………….13
  4. Анализ тестирования населения города Губкинский и учащихся 10-11 классов МОУСОШ №5…………………………………………………………………………….15
  5. Список литературы……………………………………………………………………….19

Залилова Эльза, Гыстарова Мадина

ЯНАО город Губкинский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5, 11 класс.

разработана учащимися 11 класса из МОУ СОШ №5 на актуальную и социально-значимую тему для нашего общества и городского социума. Определена цель работы, исследовать роль СМИ. Особое внимание сосредоточено на выявлении особенностей влияния СМИ на подростков в городе Губкинский.

Авторы проекта разработали анкету и провели социологический опрос учащихся МОУ СОШ №5. Было опрошено 63 респондента (34 девушки ,29 юношей ). Ответы проанализированы и сделаны выводы.

Создана электронная версия защиты проекта в форме презентации.

Залилова Э. И., Гыстарова М.А. Учащиеся 11 класса МОУ СОШ №5. ЯНАО г. Губкинский. 2011 год.

Сабаева Нэлли Фёдоровна. Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №5.Научный руководитель.

Служебный телефон: ( 34936) № тел./ факс 3-05-04

Домашний телефон: 34936 № тел. 3-30-13.

Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи :

Методы исследования следующие :

Объект исследования: население города Губкинский, учащиеся 10-11 классов МОУ СОШ №5.

Предмет исследования : влияние СМИ на избирателя в период предвыборной агитации.

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках обществознания, правоведения, на классных часах, родительских собраниях.

В работе рассмотрена роль СМИ во время избирательной кампании 2010-2011 года в городе Губкинском.

Охарактеризованы инструменты воздействия на избирателей в процессе предвыборной кампании.

Выявлены методы предвыборной борьбы в г. Губкинском (Выборы местных органов власти 10 октября 2010 года).

Проведено тестирование населения города Губкинского и учащихся 10-11 классов МОУ СОШ №5 в возрасте 15-18 лет, построены графики, результаты проанализированы, выявлены особенности.

Создана электронная версия защиты работы в форме презентации.

Работа адресована всем, кто интересуется краеведением, историей и политической жизнью города Губкинского, а также учителям и учащимся средних учебных заведений при изучении курсов обществознания, права и региональной истории.

Актуальность: В настоящее время СМИ играет большую роль в избирательной кампании, так как оно позволяет населению ознакомиться с ситуацией, чтобы указывать обществу, о чем следует задуматься и сделать правильный выбор в пользу достойного кандидата.

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы

Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

Первопроходцами изучения СМИ как явления считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

Как взаимосвязаны СМИ и Избирательная кампания?

Безусловно, роль СМИ в избирательных компаниях очень велика, что и доказали последние парламентские выборы. Но, возможно, уже в недалеком будущем политтехнологам придется искать другие каналы для манипулятивных технологий. Наиболее вероятный путь развития — увеличение роли Интернета.

В регионах основными инструментами по-прежнему остаются телевидение, радио, газеты. Роль телевидения очевидна и, безусловно, надо пользоваться любой возможностью выступить с экрана. Формируют общественное мнение газеты общественно-политических моделей. Например, в городе Губкинский основными инструментами являются телевидение (Вектор +), радио (Вектор), газеты (Губкинская неделя, Час пик и т.д.)

Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения. Появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете и, тем более, в центральной, несомненно, является дополнительным в борьбе за голоса избирателей. В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, “вперед смотрящие” политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно “выстреливают” в нужных направлениях. Примером такой рекламной газеты является популярная московская “Центр плюс”. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных “предвыборных газет”. Вместе с тем, необходимо помнить. Что надо не только появиться в газете, или издать ее, но и во время доставить эту газету до каждого избирателя. Важную роль в этом играют хорошо отлаженные избирательные технологии.

Поскольку в реальной практике СМИ довольно часто используются в качестве инструмента манипулирования общественным мнением, постольку другая важная задача социально ответственных журналистов – противодействие любым попыткам ввести избирателей в заблуждение по поводу подлинного облика кандидата или подлинного смысла предлагаемых им реформ. Для этого журналист должен уметь четко различать две основные технологии “делания” народных избранников. Первая, традиционная технология условно именуется “имиджевой”, вторая обозначается некоторыми специалистами как “культурно-деятельностная”. Имиджевая – технология ориентирована на создание завлекательного для избирателей имиджа кандидата, вторая – на выработку реальной культурно-деятельностной позиции кандидата. В имиджевой технологии программа, по сути, – набор броских конъюнктурных лозунгов, не предполагающих реализации. В культурно-деятельностной технологии программа является стержнем кампании и создается как реальная программа действий кандидата. В культурно-деятельностной технологии используются средства, направленные на создание условий для самоопределения избирателя, предоставления ему возможности сделать свой выбор осознанно, соотнося свою позицию с позицией кандидата. В этом случае избирателям прежде всего сообщается информации о позиции кандидата, столкновение с которой побуждает избирателей к самоопределению относительно предъявленной позиции. Возникает диалог кандидата и избирателя, в котором у каждой стороны есть собственная позиция, но существует и возможность их кооперации для решения общих проблем. Что касается имиджевой технологии, то она активно использует различные приемы манипулирования сознанием и поведением избирателей, которые журналисты должны знать и умело разоблачать.

Но государство подмяло общественно-политические газеты в регионах под себя и экономически задушило. В результате они превратились в придатки администраций, утратили свои возможности. Независимых общественно-политических газет в регионах практически не осталось, единицы из них влачат жалкое существование. Размножившиеся таблоидные газеты, к сожалению, развлекают на политике, но в силу своей модельной специфики не могут формировать общественное мнение. В данной ситуации следует присмотреться к специализированным газетам, рассчитанным на конкретные категории. Если данные опроса свидетельствуют, например, о необходимости работать с пожилыми людьми, а в городке выпускается газета для пенсионеров, то надо обязательно воспользоваться этим инструментом.

В последние годы пользуются особой популярностью листовки и плакаты. Это очень эффективное оружие, но, подчеркнем, при правильном изготовлении.

Современный человек приручен телевидением, его видеорядами. Поэтому роль фото на листовке и плакате очень важна. Обыкновенный портрет кандидата на листовке вряд ли привлечет внимание. Постарайтесь найти фотографию в движении. В окружении людей, но чтобы кандидат был на первом плане. С живым выражением лица. Настоящая фотография требует много времени и хорошего фотомастера. К сожалению, на местных выборах это не всегда возможно. Поэтому работу с поиска подходящей фотографии, как правило, начинаю с предложения кандидату покопаться в семейном архиве и найти те снимки, которые показывают его в другой ипостаси. Даже если снимки старые или некачественные, все равно в них можно увидеть идею и сделать постановочное фото заново, но по старым мотивам. Старшее поколение помнит классические фотографии и открытки Сталина с девочкой в руках, Ленина с детьми. В них обыгрывается идея сильного доброго человека, который бережет, защищает слабых. Идея сопоставления сильного-слабого не теряет своей актуальности. Можно подумать о фотографии кандидата на фоне, допустим, пенсионеров, больных, молодежи или внимательно слушающего на приеме в сельсовете и так далее.

Телевидение сейчас — самое мощное средство воздействия на избирателей. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов. Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения “телевизионным окружением “, позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства. Вложенные в телевидение. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление. Кроме того, иногда правящая в округе элита не допускает своих оппонентов к нормальному и достаточному использованию телевидения . В этом случае необходимо заранее договориться о платных выступлениях на независимых телеканалах, либо эффективно использовать подобные запреты в свою пользу и грамотно заменить их другими формами агитации. В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления на нем влиятельных лиц, и теледебаты, и прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие. В городе Губкинский прокат 1 секунды ролика с кандидатом по телевидению обойдется ему в 165 рублей + 18% НДС. А изготовление ролика с кандидатом-150 руб./сек. + 18%НДС. [3]

Радио после телевидения является также эффективным средством информационного воздействия на избирателей. Особенно хороши радиоматериалы, направленные на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио. Как и телевидение, радиопропаганда имеет свои существенные специфические особенности, которые обязан знать каждый профессиональных менеджер и имиджмейкер. На радио важно тема, форма, время, язык и другие тонкости. Точно так же, как и по телевидению, прокат рекламы по радио обойдется кандидату в 120 рублей за секунду 18% НДС, а изготовление рекламы – в 100 рублей за секунду + 18% НДС. [4]

II. Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты?

Идеальный кандидат на выборах должен поддерживать власть и, главным образом, обещать бороться с преступностью. К такому выводу пришли социологи ВЦИОМ, спросившие у граждан, какими качествами прежде всего должен обладать кандидат в депутаты. Впрочем, эксперты раскритиковали излишне односторонний подход исследования. Накануне единого дня голосования в ряде российских субъектов социологи опросили россиян, какие качества наиболее ценны для кандидата в депутаты. Гражданам был предложен закрытый перечень таких качеств, который вызвал критику ряда экспертов, но, если верить результатам, избиратели уверенно сориентировались в нем. Идеальный кандидат получился следующим.

Во-первых , самый лучший депутат должен показать, что намерен активно искоренять преступность любыми методами. Две трети россиян (67%) считают наиболее положительным качеством кандидата в депутаты - его намерение ужесточить законодательство по борьбе с преступностью. Стоит отметить, что 15 лет назад таких было еще больше – 78%. Особенно высоко это качество ценят сельские жители (75%). Только 3% опрошенных негативно воспринимают такое качество.

10 октября 2010 года на территории муниципального образования города Губкинского состоялись выборы депутатов Городской Думы 4-го созыва.

Депутатами Городской Думы 4-го созыва были избраны 15 депутатов:

4. Гулак Александр Иванович – директор Школы народного танца;

6. Зайцев Юрий Анатольевич – начальник Губкинского газового промысла ООО "Газпром добыча Ноябрьск"

15. Халеев Виктор Иванович – начальник Комсомольского газового промысла ООО "Газпром добыча Ноябрьск" [7]

Этот тест состоит из 10 вопросов с выбором ответа. Было опрошено 63 респондента (34 девушки ,29 юношей). Проанализировав тест, было установлено, что:

При исследовании данной проблемы получены следующие результаты:

При исследовании проблемы влияния СМИ в избирательных кампаниях сделаны выводы:

Информационная чувствительность электората повышается по мере приближения даты выборов. В предвыборной ситуации, когда от респондента требуется принятие определенного политического решения, он чаще обращается к различным источникам политической информации (в т.ч. СМИ), и, следовательно, в большей степени становится открытым для информационного воздействия.

Читайте также: