Сообщение пьеса гроза на сцене

Обновлено: 02.07.2024

Сам Островский также оставил несколько интересных высказываний на эту тему.

Ниже представлены отрывки из статьей Островского о своей пьесе "Гроза" и ее постановках в театре при жизни автора.

А. Н. Островский о пьесе "Гроза" и ее постановках в театре

"Дурно ставятся новые пьесы, а старые репертуарные возобновляются еще хуже. Возмутительная небрежность, с какой поставлена "Гроза", производит ропот в публике. . играющий Тихона . С. Васильев, - играет "на вызов", позволяет себе непростительные кривлянья и выходки, например указывает публике, какова у него мать. Это уж не просто нарушение дисциплины, а много хуже: это нелепое глумленье над автором, над классической пьесой, над достоинством сцены, превращающее серьезный театр в шутовской балаган. В Москве, при Верстовском, за такую игру актер просидел бы дня два под арестом в так называемой "трубной", т. е. в комнате, в которой во время спектакля сидят пожарные.

Эту несчастную "Грозу" как будто хотят сбыть поскорее с репертуара, точно она мозолит глаза кому-нибудь. Кроме того, что обставляют ее неряшливо, и дают-то ее в самое дурное время: или в перемену, когда объявленная на афише пьеса почему-нибудь идти не может, или под праздник, или на последних днях перед рождеством, когда публике не до театра.

В Комиссии, . членом которой состоял и я, было положено старые пьесы, которые должны остаться на репертуаре, возобновить самым приличным образом, с новым персоналом и новыми декорациями; вот уж прошло два года, а вместо старого серьезного репертуара возобновляются пьесы Потехиных, не имевшие и прежде ни значения, ни успеха и так прочно забытые, как им и следует быть забытыми.

Если императорский театр желает быть русским, - сцена его должна принадлежать мне, на ней все должно быть к моим услугам; в настоящее время я - хозяин русской сцены. Не признает императорский театр меня серьезным деятелем, так должен обратиться назад, к Полевому, Кукольнику, Загоскину или еще дальше - к Озерову, Сумарокову, потому что во всяком случае во главе театра и репертуара должен стоять кто-нибудь из творцов народной сцены, кто-нибудь из больших мастеров, а не аматеры-недоучки и не фэзеры-ремесленники.

Автор и актер помогают друг другу, их успехи неразлучны. Мартынов и Васильев были мне благодарны за "Грозу", а я им. Пьесы, написанные прежде для сильных актеров, теперь уже не по силам исполнителям и прежнего успеха иметь не могут; а чтобы писать в меру таланта и по силам настоящим артистам, нужно умышленно умалять, кастрировать свой талант, что, кроме болезненного чувства, неудобно и тем еще, что я от своих пьес должен ждать не только сценического, но и литературного успеха.

Мне случалось слышать . "Мы не даем ваших пьес, потому что они не делают сборов". Такой ответ хоть и имеет претензию уколоть меня, но вследствие своей излишней наивности цели не достигает. Кто же виноват, что мои пьесы не имеют успеха? Ведь не пьесы же и не я. А "Гроза" и "Грех да беда" отчего не имеют успеха? Моя ли вина, что серьезные пьесы стали не по силам актерам и публика стала от них отвыкать? Небрежностью, беспорядочным ведением репертуара можно довести всякий театр до того, что, кроме фарсов, ничего играть нельзя будет."

(А. Н. Островский, "Статьи о театре. Записки. Речи", "Полное собрание сочинений Островского", том 12, 1952 г.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Малый театр Малый театр в Москве. Литография. 1840-е гг. Памятник А.Н. Остров.

Малый театр Малый театр в Москве. Литография. 1840-е гг. Памятник А.Н. Островскому у Малого театра. Скульптор Н.А. Андреев. Театральная площадь. Неизвестный художник. Москва. Малый театр.

Исполнители роли Тихона М.П. Садовский – первый исполнитель роли Тихона. А. Е.

Исполнители роли Тихона М.П. Садовский – первый исполнитель роли Тихона. А. Е. Мартынов. Актер. С. В. Васильев. Актер.

Исполнительницы роли Катерины Катерина – П.А. Стрепетова (Александринский теа.

Исполнительницы роли Катерины Катерина – П.А. Стрепетова (Александринский театр). 1881.

Исполнительницы роли Катерины М.Н. Ермолова, актриса Л. П. Никулина-Косицкая.

Исполнительницы роли Катерины М.Н. Ермолова, актриса Л. П. Никулина-Косицкая, актриса.

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фо.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 262 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.10.2015 2362
  • PPTX 1.4 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Милютина Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

И, как всегда, в такой период появляются неясные надежды на что-то новое, прекрасное и светлое, возникают мечты о воле, о счастье.

Прошло полтора века с момента выхода пьесы. Чем она может быть интересна современному зрителю? Интерес к классике никогда не умрёт, потому что в ней правда жизни, она всегда будет актуальна, и всегда режиссёры, стремясь не отойти от замысла автора, будут искать новые, свежие, оригинальные трактовки пьесы.

Атмосфера спектакля меняется от светлого поэтического настроения, заданного в начале пьесы до мрачной и трагической развязки, которая несёт с собой и катарсис – очищение.

В пьесе пять действий. Для представления на сцене в первом акте спектакля можно объединить 1-ое и 2- ое действия до кульминационного момента – сцены Катерины с ключом, где она делает нравственный выбор: бороться и дальше со своей любовью или пойти на свидание с Борисом, ведь другого случая может и не представиться. В 1-ом акте переход от первого действия ко второму технически можно оформить с помощью круга, когда с высокого берега Волги мы переходим в дом Кабановых. Во 2-ом акте можно объединить 3, 4 и 5 действия.

Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости не знакомы этой хранительнице патриархальных устоев.

Тихон вместе со своей женой Катериной живёт в доме матери и страдает оттого, что никак не может угодить матери, которая вечно недовольна всем. Единственный выход из этой неволи Тихон видит в своих отъездах из Калинова, когда он может устраивать пьяные загулы.

Оба героя любят одну и ту же женщину. Их характер раскрывается через отношение к Катерине. Катерина не любит своего мужа Тихона, тайно страдает по Борису и признаётся в этом своей золовке Варваре.

Если любовная история Катерины и Бориса заканчивается трагически, то Варвару и Кудряша ожидает довольно-таки благополучная развязка: они вместе бегут из города.

И Варвара, и Кудряш, при всей бесшабашности характера, по-своему добры, способны понять другого человека и посочувствовать ему. Например, дочь Кабанихи понимает, что Катерина не любит своего мужа, догадывается, что невестка влюблена в Бориса. Но легкомысленная девушка не может постичь глубины характера Катерины, её глубокой совестливости. Устраивая свидание Катерины с Борисом, она не задумывается, что подталкивает её к гибели.

Музыкальное оформление пьесы с помощью русских народных инструментов. Музыкальные инструменты: гитара (мещанский романс) и балалайка (народный инструмент). Преобладание цвета красного и золотистого, сочного, яркого, как на иконах и лубке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка "Грозы " в разных российских театрах и актрисы- исполнительницы Катерины в разное время.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая

Гликерия Николаевна Федотова

ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА СТРЕПЕТОВА

Одна из самых любимых и важных для нее ролей – Катерина из Грозы Островского. Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения. На протяжении ряда лет роль Катерины в ее исполнении менялась, эволюционировала, в зависимости от общественных настроений и ее состояния. Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870–1880-х годов на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы. В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Но уже в 1880-х произошел общественный спад, интерес к революционному народничеству исчерпал себя, и, потерявшая свою почву Стрепетова, все больше акцентировала внимание на болезненной экзальтации героини. На закате ее творчества произошел непоправимый надлом.

Полина Антипьевна Стрепетова

Мария Николаевна Ермолова

 Алла Константиновна Тарасова Алла Тарасова известна, прежде всего, как выдающаяся театральная актриса, которая создала незабываемый образ Катерины в драме

Алла Константиновна Тарасова

Чулпан Хаматова

Каждая из актрис по-своему интерпретировала роль Катерины

● Чулпан Хаматова – Катерина в её исполнении - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо.

Читайте также: