Как строились дворцы и соборы сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи


Успенский собор Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

3. Как устроен иконостас

4. Что находится за иконостасом


Престол Иллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи


Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Иллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

— Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это дом Божий. Его могущество передается тому, кто представляет Его на земле, — епископу. Есть и другая причина, более низменная: почти все соборы находятся в городах, а города соревновались, кто построит самый большой, самый высокий, самый красивый собор.

— Зачем нужны были соборы?

— Прежде всего это было место богослужения, здесь собирались для молитвы, на мессу и прочие службы, на религиозные церемонии. В соборе живет епископ и постоянно присутствуют каноники, составляющие совет при епископе. Утром, днем и вечером каноники проводят службу — проще говоря, славят Бога, истинного хозяина этого места. Поют они на хорах. Если вы зайдете в какой-нибудь собор, то почти наверняка вас впечатлят размеры хоров и деревянные кресла, соединенные в ряд (иногда их украшает великолепная резьба), на которых сидели и пели каноники.


— Но как в огромном соборе можно было расслышать слова священника или пение каноников?

— В соборах начали проповедовать где-то с XIII века, то есть с 1200 года. Проповедник обращается к верующим, излагает им жизнь и учение Христа, рассказывает о Деве Марии, о ветхозаветных пророках, толкует Евангелие — священную книгу христиан, главное действующее лицо которой — Христос. Рассказывает о святых, ободряет или укоряет паству, дает наставления… Верующие слушают стоя, и слышно им, наверное, плохо, но проповедник изъясняется не только словами, но и жестами. Средние века — эпоха красноречия и выразительной жестикуляции.

— В собор приходили только на службы или там собирались и по другим поводам?

— Там проводились разные мероприятия, в том числе праздники. Но тогда уже существовали и общие залы для собраний — не обязательно было идти в церковь, чтобы собраться вместе!

— Как соборы строились?

— Почти все сохранившиеся соборы выстроены из камня. Но в бедных областях с обширными лесами церкви поначалу строили из дерева: прекрасные образцы еще уцелели в Скандинавии и на юге Польши.

В Средние века соборы украшались богаче других зданий. Особенностью того времени была традиция красить их в разные цвета (сейчас она ушла, а известные нам соборы не сохранили красок). Убранство включало в себя резьбу, гобелены, фрески — росписи на стенах, прямо по штукатурке. Самая искусная резьба украшала капители (верхушки) колонн внутри здания и портал, то есть главный вход, снаружи. Появлялись все новые формы, или стили, резьбы. Говоря об интерьере, можно еще упомянуть баптистерий — это большая каменная чаша, стоящая в отдельном закутке; во время крещения ее заполняли освященной водой. Баптистерии было принято обильно украшать. Почему? Потому что крещение — это главное таинство в христианстве. Иудеем или мусульманином можно родиться — христианином не рождаются. Человек — ребенок или взрослый — становится христианином, когда его голову окропляют крестильной водой.


— Вы сказали, что стиль резных украшений менялся.

— Строительство соборов обходилось дорого?

— А кто им платил?

— Главным образом церковь, иногда знатные и богатые горожане, реже короли и сеньоры. Собор стоил очень дорого, и его постройка могла затянуться надолго — тем более что работы прерывались как раз из-за отсутствия средств. Стоило случиться экономическому спаду, войне, эпидемии, и строительство останавливали из-за нехватки денег для оплаты труда рабочих. Поэтому многие соборы так и остались незавершенными, например в Нарбонне, в Кёльне (достроен только в XIX веке). Но самый знаменитый — в Сиене, в итальянской области Тоскана.

— Мы забыли про витражи. На экскурсиях рассказывают, что средневековые простолюдины учили Библию и Евангелие по сценам, изображенным на витражах.

— Витражи характерны для соборов готического стиля. Именно тогда придумали делать окна из кусочков разноцветного стекла, скрепленных железом. Сейчас лишь по витражам можно представить, какими красочными были соборы и некоторые церкви. Полюбоваться цветными витражами можно, среди прочего, в парижской Сент-Шапель, построенной при Людовике Святом в середине XIII века.


Глава III СОБОРЫ И ЗАМКИ

СОБОРЫ

СОБОРЫ — Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.— Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это

Земские соборы

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Земские соборы

Земские соборы XVII в

Земские соборы XVII в Перемена в составе и значении земских соборов — одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Соборы и их достижения

Соборы и их достижения "Кто просветил вас верою в святую, единосущную и поклоняемую Троицу? И кто поведал вам о воплощенном домостроительстве одного из ее Лиц?" [199]. Хотя Максим тотчас отвечает, что этот свет и знание были даны по "благодати пребывающего в вас Христа,

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Соборы и церкви

Соборы и церкви Новой столице нужен был, кроме всего прочего, кафедральный собор. Один из первых законов греческого государства провозглашал прекращение зависимости греческой православной церкви от экуменического патриархата Константинополя и основание

Думаю, не стоит напоминать, что даже для постройки маленького загородного коттеджа необходимо иметь проектировочные расчёты и общий целостный замысел - так каким же образом могли обойтись без них такие значительные постройки, как соборы? В Средние века значение сакрального искусства было очень велико, строительству храмов уделялось огромное внимание.
Готическая архитектура, которая сразу приходит на ум при упоминании средневекового искусства, была новшеством своего времени, как в идейном плане, так и в технологическом. Для облегчения массивных стен, прежде несущих всю тяжесть давления перекрытий, стали применять контрфорсы - системы отходящих от плоскости стены вертикальных опор. Это привело к изменениям структурного и декоративного строя - появились большие окна и увеличилась их площадь по отношению к общей площади стены, пропорции стали вытянутыми, здание храма оказалось визуально более высоким, дробным, лёгким. Для возведения такого усложнённого типа постройки требовался профессиональный подход людей, знавших все тонкости строительства, умевших произвести специфические инженерные расчёты, подобрать материалы, учесть эстетическую и идеологическую составляющие.
К подробному ответу выше хотелось бы добавить упоминание триангуляции - популярного в готической архитектуре способа пропорционирования, в котором за основу построения взята форма треугольника. Разумеется, фигура с тремя вершинами имела особый сакральный смысл (ассоциация с Троицей), таким образом подчёркивался статус постройки как божьего храма.
Да, соборы строились столетиями, один архитектор сменялся другим, общий план здания ожидаемо корректировался, своды иногда рушились из-за ошибок проектировки, но без профессиональных знаний и умений они бы просто не были возведены.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Организация строительства в Средние века

01


Автопортрет Адама Крафта , скульптора поздней готики

В связи с перебором вокруг тем политических и очень негативных, решил немного вспомнить о высоком, так сказать для души. Хочу рассказать поговорим о приемах строительства в Средние века.

Самыми сложными зданиями в то время были соборы. Их строительство было дело очень отвественным и непростым. Для сооружения собора создавались специальные строительные ложи каменщиков – Bauhütte. Это слово правда не средневековое. Bauhütte ввел в 1816 году Гёте в своем эссе об искусстве античности на Рейне. Но дело ведь не в словах?

В некоторым смысле эти ложи по структуре напоминали современные управляющие компании. Структура была такой: всем управляла головная ложа, ей подчинялись т.н. меньшие. Головная ложа распоряжалась всеми работами и всеми другими мастерами (других профессий), участвующих в постройке Собора. Поэтому понятно почему эту головную ложа каменщиков на строительстве Собора можно сравнить функционально с чем-то вроде управляющей компании: она организовывала работы, подряжала других мастеров из других цехов (то есть проводила нечто вроде аутсорсинга). Члены ложи подчинялись уставу. В Германии головными ложами были: Страсбургская (превосходившая рангом все прочие), Кельнская, Венская, Бернская (позже Цюрихская).

В Германии идея каменного зодчества пришла вместе с римскими легионами. До этого древние германцы все свои постройки возводили в основном из дерева. Это и не удивительно, поскольку они жили в лесах. Самостоятельное развитие каменного дела началось примерно с Карла Великого. Одним из первых зданий в Германии, построенных из камня регулярным образом, считается Проходной зал (Torhalle) в бывшем аббатстве Лорш. Этот зал построен в 764 году. Первоначальная цель строительства этого здания (оно неоднократно перестраивалось) до конца неизвестно до сих пор.

02


Проходной зал в аббатстве Лорш (восточная сторона).

Именно с этого здания, как считается, появляются устойчивые сообщества каменщиков. При строительстве монастырей (бенедектианцами и цистерцианцами) работали не только монахи, но и группы каменщиков, т.н. Конверски (Conversi), которые жили в монастырях, хотя не были монахами. Но от тесного общения они переняли у монахов идею духовного братства.

При строительстве соборов работники жили в специальных постройках для жилья. В строительстве участвовали высшие каменщики (архитекторы), просто каменщики (строительные рабочие, укладывающие камень), плотники, кузнецы, стекольщики. Их обслуживали повара, пекари, слуги по дому. Это было довольно сложное хозяйство. Руководили всеми работами каменщики из братства (ложи). Ложи каменщиков развивались иначе, чем гильдии и цеха других профессий. Нельзя путать строительные ложи и гильдии каменщиков. Гильдии каменщиков объединяли подмастерьев, то есть рабочих, умеющих класть камень. А ложи объединяли тех, кого сейчас называют топ-менеджерами: архитекторов в первую очередь, но и скульпторов, умеющих создавать из камня произведения искусства.

03


Петр Парлер, один из самых известных готический архитекторов.

Отношение между ложами и гильдиями строились примерно также, как сегодня строятся отношения между управляющей компаний и теми организациями, которые привлекаются для обслуживания здания. Средневековый город, решивший построить собор, заключал договор с той или другой строительной ложей. Ложа подряжала для работ гильдии: каменщиков, плотников и пр. Обычно хозяевами строительства (мастерами) были члены ложи. Хотя иногда члены гильдии каменщиков также имели право голоса. Остальные гильдии правом решения о планах и этапах строительства не обладали, потому что считались вспомогательными. Их мнение архитекторов не волновало.

04


Каменные узоры в соборе в Праге, Петр Парлер.

Строительство начиналось обычно с приходом и прекращалось с началом зимы. Однако в некоторых случаях продолжалось и в зимнее время. Архитектура готического собора была основана на вычислительных и геометрических основах. Поэтому члены ложи должны были обладать специальными знаниями в этих областях. Считается, что пропорции готического собора основывались на т.н. триангулатуре (Triangulatur). Но есть немало соборов, которые имели отклонения от идеальных пропорций. В конечном итоге все решали знания и чувство стиля мастера, являющегося хозяином строительства.

05


Готическая триангулатура.

Для учеников (подмастерьев), принимаемых в ложу, накладывались следующие требования: учеником мог быть только мальчик, возрастом не менее 14 лет, крещеный, рожденный от родителей находящихся в браке. При приеме ученика вносилась гарантия в размере 20 гульденов. По окончании шестилетнего курса обучения деньги возвращались. Если обучение прерывалось (по любым причинам), деньги оставались в ложе.

К началу XVIII века строительные ложи сдали свои позиции. Их стали вытеснять разросшиеся гильдии каменщиков, которые сами за века набрались специальных знаний в строительстве. В 1731 году император Карл VI окончательно запретил строительные ложи. Не исключено, что это связано с тем, что к этому времени уже активно действуют совсем другие вольные каменщики: франкмасоны, которые не имели никакого отношения к строительству как таковому, но активно использовали терминологии и атрибутику строительных лож. Но сам готический дух, характерный для лож каменщиков, стал исчезать в Европе раньше, уже к XVI веку. Эпоха Возрождения и Просвещения требовала новых архитектурных форм. Строительство готических соборов постепенно сошло на нет.

06


Ulmer Münster

Во время налета авиации союзников 17 декабря 1944 года почти все здания на соборной площади были уничтожены. Но Ulmer Münster почти не пострадал за исключением разбившихся уникальных витражей.

В 1917 году в Ульме была основана фирма Magirus по производству грузовиков (с 1925 г. – Magirus-Deutz). В качестве логотипа фирма взяла себе стилизованное изображение колокольни Ulmer Münster, вписанной в букву M.

07


Эмблема фирмы Magirus-Deutz.

Дворцовая архитектура Венеции. Дворец Дожей Palazzo Ducale (начало строительства 9 в., окончание 13-14 вв. Одним из архитекторов был Филиппо Календарио). Дворец является памятником архитектуры итальянского Ренессанса, в нем сочетаются элементы романского стиля, готики и восточные мотивы

Дворцовая архитектура Венеции. Дворец Дожей Palazzo Ducale (начало строительства 9 в., окончание 13-14 вв. Одним из архитекторов был Филиппо Календарио). Дворец является памятником архитектуры итальянского Ренессанса, в нем сочетаются элементы романского стиля, готики и восточные мотивы

План города Дур-Шаррукин на севере современного Ирака. Дворец Саргона II (705- 722 г до н.э.) был связан с зиккуратом — многоступенчатым культовым сооружением. Площадь основания дворца занимает 100 тысяч кв.м. Комплекс включает 200 залов и комнат. Строение не имело окон, освещалось через двери или через отверстия в своде.

План города Дур-Шаррукин на севере современного Ирака. Дворец Саргона II (705- 722 г до н.э.) был связан с зиккуратом — многоступенчатым культовым сооружением. Площадь основания дворца занимает 100 тысяч кв.м. Комплекс включает 200 залов и комнат. Строение не имело окон, освещалось через двери или через отверстия в своде.

Архитектура дворцов Египта периода Нового царства ( приблизительно1552—1069 гг. до н. э.) включала перистильные дворы (прямоугольный двор, окруженный крытой колоннадой с 4-х сторон), гипостильные залы (залы, напоминающие пещеры из-за скученного расположения массивных колонн, примером могут служить храмы в Дейр-эль-Бахри, в Абу-Симбеле). Зоны дворца разделялись пилонами – сооружениями в форме усеченной пирамиды.

Храм в Дейр-эль-Бахри с гипостильным залом

Храм в Дейр-эль-Бахри с гипостильным залом

Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик -Nero Claudius Drusus Germanicus), (37-68 гг.) – последний из династии Юлиев-Клавдиев римский император с 54 г. Имел славу тирана и деспота.

Остатки дворца Флавиев на Палатине.

Остатки дворца Флавиев на Палатине.

Сакральный символ мандала

Сакральный символ мандала

Пуруша в схеме устройства жилища

Пуруша в схеме устройства жилища

Пуруша в схеме устройства жилища

Пуруша в схеме устройства жилища

Архитектура дворцов Европы Средневековья создавалась на ином принципе. В культуре западноевропейских стран на роль правителя претендовал понтифик, он мог назначать и свергать монархов. Длительность королевской власти зависела от священнослужителей, государства тоже были недолговечными. Вплоть до 17-18 вв. все королевские ритуалы были связаны с церковью, а не с местом жилища короля. Символом власти были не королевские дворцы, а соборы, монастыри, аббатства. Например, в империи Карла Великого существовали монастыри, где король останавливался во время путешествий. В таких монастырях существовали специальные процедуры приема императорских особ, здесь создавались помещения, где осуществляли торжественный прием. Например, Сен-Галленский монастырь имел комплекс построек для императора: здание с большой трапезной, пекарней, пивоварней, спальнями и пристройкой конюшни. До наших дней сохранились ворота аббатства в Лорше с просторным надвратным залом для торжественных въездов короля.

Императорское аббатство в Лорше

Несколько веков дворцы Европы играли второстепенную роль по отношению к культовым и религиозным сооружениям. Однако, к концу Средневековья, с наступлением эпохи Возрождения статус королевской власти укрепляется. Дворцовая архитектура и убранство приобрели храмовые формы, храмовая роспись появилась в королевских покоях. Такой подход было связан с ветхозаветным преданием об иудейском царе Соломоне, построившем свой дворец похожим на священный храм. Во времена Ренессанса растет королевский двор, поскольку во дворце правителя селились его подданные, тут же воспитывались и их дети. Во дворцах проходили судебные заседания, собирались городские советы. Как писал немецкий социолог Н. Элиас (Norbert Elias. 1897 – 1990 гг.), при короле Франциске I (François Ier; 1494 —1547 гг. Король Франции с 1515 -1547 гг.), во Франции конца 15 - начала 16 вв. не было зданий, в которых могли бы разместиться все приближенные и слуги короля.

Поэтому в Европе развернулось строительство дворцовых сооружений для монархов: Фонтенбло Франциска I, Хэмптон-Корт Генриха VIII, Лувр Генриха IV, Версаль Людовиков XIV, XV, XVI, дворцы Карла XII в Стокгольме и Рудольфа II в Пражском Граде. Архитектура дворцов отражала абсолютизм монархии, а размеры позволяли вместить весь королевский двор.

Хэмптон Корт (Hampton Court) — загородная резиденция английских королей. Лондонское предместье Ричмонд-на-Темзе. Дворец был заложен в 1514 г. кардиналом Уолси. Затем он подарил сооружение королю Генриху VIII. С 1525 г. строительством руководил король, он и привнёс в архитектуру элементы средневекового зодчества

Хэмптон Корт (Hampton Court) — загородная резиденция английских королей. Лондонское предместье Ричмонд-на-Темзе. Дворец был заложен в 1514 г. кардиналом Уолси. Затем он подарил сооружение королю Генриху VIII. С 1525 г. строительством руководил король, он и привнёс в архитектуру элементы средневекового зодчества

Одним из наиболее известных дворцовых комплексов стал Версальский дворец (Parc et château de Versailles), который начал стоиться при короле Людовике XIV в 1661 г. Дворцовая архитектура этого ансамбля, самого крупного в Европе, стала настоящим произведением искусства, образцом для подражания.

Версальский дворец (Parc et château de Versailles)

Версальский дворец (Parc et château de Versailles)

Налоговый откупщик – частное лицо, которому государство передавало право сбора налогов за определенный процент со сборов. Откупщики нередко становились очень богатыми людьми.

Новый Хофбург (Hofburg) – дворец королевской династии Габсбургов в Вене. В середине 19 века император Франц Иосиф начал строительство новой резиденции в стиле нео-ампир. Строительные работы продолжались до 1912 г.

Новый Хофбург (Hofburg) – дворец королевской династии Габсбургов в Вене. В середине 19 века император Франц Иосиф начал строительство новой резиденции в стиле нео-ампир. Строительные работы продолжались до 1912 г.

Царская «изба» в Лангинкоски. Финская почтовая открытка.

Дворец Итамаранди (1856 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Дворец Итамаранди (1856 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Дворец Нойшванштайн Людвига II Баварского (Neuschwanstein. 1869-1884 гг.)

Дворец Нойшванштайн Людвига II Баварского (Neuschwanstein. 1869-1884 гг.)

Парламент в Вене (Hohes Haus. 1873-1883 гг.)

Парламент в Вене (Hohes Haus. 1873-1883 гг.)

Философию абсолютизма отражали дворцы в барочном стиле и стиле Ренессанс: дворцы Юстиции в Мюнхене (1891-1897 гг.), Вене (1881 г.), Риме (1840—1916 гг.), Федеральный суд в Лозанне (1881 – 1886 гг.), Рейхстаг в Берлине (начало строительства 1884г.), Федеральный дворец в Берне (1894-1902гг.), парламент в Стокгольме (реконструкция в 1866 г.).

Рейхстаг в Берлине (Reichstagsgebäude. Начало строительства 1884 г.)

Рейхстаг в Берлине (Reichstagsgebäude. Начало строительства 1884 г.)

В 20-м веке в дворцовом стиле строились также здания культурно-просветительные: театры, музеи, библиотеки, университеты: например, университет в Шарлоттсвилле, США, университет в Вене, здание Национальной оперы, Национальная галерея (1831г.-1837 г.), музей Прадо в Мадриде, Британский музей в Лондоне, национальные музеи в Будапеште, Праге, публичная библиотека в Бостоне, многие университеты в России.

Национальная галерея в Лондоне((The National Gallery. 1831-1837 гг.)

Национальная галерея в Лондоне((The National Gallery. 1831-1837 гг.)

Государственный Кремлевский дворец. 1961 г. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, П. П. Штеллер, Е. Н. Стамо и др.

Дворцы Конгрессов, Наций, Республик являются отражением демократии в государстве, в котором народ может контактировать со своими представителями в политических структурах. Дворец, как общественное здание, стал результатом и итогом развития дворцовой архитектуры. Одним из современных примеров дворца, выполняющего общественные функции, является фасад Дворца бракосочетания в Тюмени с декором из полиуретана, где сочетаются современные мотивы и традиции классического зодчества.

Читайте также: