Как интересно оформить сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Все говорят: добавляй в тексты списки, разбивай на абзацы, разбавляй картинками и прочее, прочее, прочее. Это хорошо, но советы слишком общие, поэтому я подготовил подробный гайд о том, как оформлять статьи, чтобы их удобно было читать.

Потому что неважно, насколько у вас крутой контент и насколько крутая у вас информация. От вас все равно уйдут, если текст будет плохо оформлен. Просто потому, что никто не станет вчитываться и не узнает, что у вас было что-то полезное.

Как оформлять текст

Сразу предупрежу, что вся информация в гайде взята из моего личного опыта и носит рекомендательный характер. Вы можете оформлять тексты как угодно – если они читаемы и выполняют поставленную задачу, не стоит менять что-то, только потому что я так говорю.

Оглавление

Оглавление нужно только в том случае, если материал получился длинным. Будет странно, если вы добавите его для текста на 2000 символов.

Посмотрите, как выглядит оглавление к этой статье – оно состоит из пунктов и подпунктов, поэтому читатель может пропустить не только ненужный ему блок, но и целый раздел.

Оформлять оглавление нужно в виде ссылок на элементы страницы. Для этого каждому подзаголовку прописывается идентификатор, а в ссылке в оглавлении ставится якорь на него. Выглядит это так:

У вас на сайте это можно оформлять через визуальный редактор, но принцип будет тот же – прописать идентификатор и добавить ссылку с якорем на него.

Если нажать на такую ссылку, экран пользователя переместится так, что выбранный элемент будет вверху экрана. По умолчанию нет никакой анимации – ее можно прописать через JavaScript.

Предложения и абзацы

Предложения в тексте должны быть разной длины – так у него будет ритм. Одно предложение короткое. Второе чуть подлиннее, но не слишком. А третье такое длинное, что помещается на несколько строк, а понять его могут только любители Толстого (шутка).

Нет каких-то точных цифр, вроде: предложения должны быть по 3–5 слов, а абзацы по 350 символов или 4–5 строк. Не задумывайтесь о таких вещах – сконцентрируйтесь лучше на смысле предложений и слов.

Нумерованные и маркированные списки

Списки используются, чтобы не перегружать предложения перечислениями. В списках можно:

  • перечислить преимущества или свойства предмета,
  • рассказать об этапах какого-нибудь процесса,
  • в нескольких пунктах описать вывод из чего-либо.

Маркированные списки должны быть от 3 и более пунктов. Короткие списки выглядят нормально, только если в них несколько предложений. А вот нумерованные списки хорошо смотрятся уже от 2 пунктов.

Информация в списках легче воспринимается, а читают их охотнее. Даже если человек просто пробегается по тексту, есть большая вероятность, что он прочитает список.

Если пункты состоят из нескольких предложений, первое можно выделить жирным. Например, если вы составляете список рекомендаций с пояснениями:

  • Мойте руки перед едой. Мыть руки нужно, чтобы…
  • Не перебегайте дорогу на оживленных участках трассы. Иначе вас может сбить машина…
  • Выделяйте первое предложение жирным. Так вы привлечете больше внимания, особенно, если пункт занимает несколько строк.

Кто-то говорит, что нельзя размещать списки близко друг к другу или к подзаголовкам, но я считаю, что это допустимо. А вот заканчивать ими текст не стоит, потому что создается ощущение недосказанности.

В конце списка должен стоять какой-нибудь знак препинания. Если вы перечисляете однородные члены предложения или говорите часть фразы, ставьте запятую, а следующий пункт списка начинайте с маленькой буквы. Последний пункт заканчивается точкой. Например, для написания хорошего текста нужно:

  • собрать информацию,
  • проанализировать ее,
  • проверить факты,
  • написать черновик и так далее.

В остальных случаях ставится точка.

Таблицы, графики и инфографика

Согласитесь, даже самый простой график или таблица может убрать кучу текста, который трудно читать, воспринимать и запоминать. Прочтите этот отрывок:

Для рытья котлована А потребовалось 5 рабочих, которые вырыли его за 2 суток. Над котлованом Б трудилось вдвое больше рабочих, которые управились за такой же срок. Котлованы равны по объему (30 м 3 ), но роль сыграла разница в типе почвы и местности – каменистая для котлована Б и грунтовая для котлована А.

Он довольно простой, но чтение занимает какое-то время. Таблицу можно прочесть гораздо быстрее, при этом информация из нее запомнится лучше:

Котлован А

Котлован Б

Рабочие

Срок

Объем котлована

Тип почвы

(Не кидайтесь тапками, я не строитель).

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что тут к чему.

Инфографика вообще может стать отдельным материалом, если подойти к ее созданию с той же ответственностью, что и Алексей Александров в материале про контент-стратегию.

Врезки

Во врезке можно оформлять мысли, которые нужно выделить. За них, как и за любые другие элементы в тексте, цепляется глаз. Если добавить во врезку что-то интересное или интригующее, читатель охотнее продолжит чтение.

Мы занимаемся контент-маркетингом с 2010 года. Создаем контент, который вызывает отклик у аудитории и приносит поисковый трафик. Подробнее

Или можно перевести пользователя на страницу с услугой, как я сделал выше.

Изображения, аудио и видео

Изображения лучше делать одной ширины, если есть возможность. Если вы делаете скриншоты, убедитесь, что текст хорошо видно. И не используйте стоковые фотографии, особенно в корпоративных блогах. Привычно выравнивание по центру.

Видео можно вставлять с YouTube, Vimeo и других подобных хостингов. Хорошим тоном будет запускать видео с нужного момента, если оно большое, а вам нужно показать только отрывок.

Полезная информация уже с 0:00

Все три элемента желательно подписывать. К изображениям можно придумать шутку или просто дать пояснения. В подписи к аудио или видео должно быть написано, что увидит или услышит пользователь – исключение можно сделать, если содержание видео понятно из превью или вы описали его в тексте.

Подзаголовки

В классическом копирайтинге подзаголовки ставили ради подзаголовков. Порой они даже не описывали, что будет в следующей части текста. Так делать не стоит – вместо этого подзаголовки должны показывать читателю, что его ждет.

Выделение текста

Текст можно выделять жирным, курсивом, отмечать его маркером , зачеркивать , менять его цвет . Выделять нужно не ключи, а важные места – нельзя класть асфальт в дождь или снег. Жирным я выделяю законченную мысль или вывод.

Маркер можно использовать для выделения того, что нужно запомнить (как в студенческие годы). Сейчас это почти не используется в интернете, я и сам использую этот инструмент очень редко.

Шрифт другого цвета нужен для выделения критической информации – правила техники безопасности, важные условия сотрудничества и так далее. Для этого можно использовать любой цвет кроме синего, потому что так обычно выглядят ссылки. По этой же причине нельзя подчеркивать текст.

Использовать такие приемы при оформлении нужно, но не слишком часто, иначе текст получится слишком пестрым – читать его будет сложнее.

Ссылки и акронимы

В тексте обязательно должна быть перелинковка, чтобы увеличить время, которое пользователь проводит на сайте. Но ссылки нужно правильно оформить:

У акронимов тоже прописывается title, но при этом они никуда не ведут. Используются они, чтобы что-то объяснить или расшифровать аббревиатуру. При этом пользователь должен понимать, что при наведении мыши что-то произойдет. В блоге мы подчеркиваем акронимы пунктирной линией.

Недостаток акронимов и атрибута title в том, что для отображения его содержимого нужно навести курсор мыши на элемент. То есть на мобильных устройствах это работать не будет.

Спойлеры

Спойлеры – это элементы, за которыми можно скрыть текст. Их любят использовать на страницах F. A. Q. Выглядит это так:

Их используют, чтобы спрятать от читателя что-нибудь: сюжетные спойлеры, большой фрагмент текста или ссылку. Главное правило тут в том, чтобы пользователь понимал, что спойлер можно раскрыть, чтобы увидеть его содержимое.

Смайлики или эмодзи

Why so serious? :-) В статьях можно использовать смайлики, но нельзя ими злоупотреблять. Также они плохо подойдут тем, кто уже долго ведет блог, и ни разу не использовал смайлики – слишком резкое изменение.

Добавляйте такие элементы очень осторожно.

Посты из социальных сетей

Мы уже привыкли видеть в статьях скриншоты постов, но социальные сети дают возможность вставлять посты прямо на сайт – с ним можно будет взаимодействовать: оставлять комментарии, ставить лайки, репостить и так далее.

В принципе, если вы добавляете 1—2 поста на страницу, разница в скорости загрузки будет несущественной.

Разные страницы

Все рекомендации из этой статьи подходят для статей в блоге, на других страницах они могут только мешать. Например, страница с разделом может обойтись простым текстом: без картинок, видео, графиков и так далее. Да и сам текст на такой странице значительно короче.

Посты в социальных сетях можно просто делить на абзацы с добавлением смайликов, или использовать встроенные редакторы статей и их функции. Многое из того, что описывалось здесь, там работать не будет.

Оформление посадочных страниц вообще устроено особым образом, поэтому ограничиваться советами из этой статьи не стоит.

Есть и правила по оформлению карточек, страниц с контактами, ошибкой 404 и так далее.

Дизайн

Добавление всех этих элементов не будет иметь смысла, если текст невозможно читать из-за вашего дизайна. Для комфортного чтения рекомендуется:

  • Темный шрифт на светлом фоне. Не используйте черный или белый цвета, потому что они создают слишком большой контраст – от этого быстро устают глаза. Фон лучше делать однотонным – без узорчиков и прочего.
  • Размер шрифта 14—18 пикселей, межстрочный интервал примерно 150 %.
  • Для мониторов лучше подходит шрифт без засечек.

Это необходимый минимум по дизайну, но на самом деле рекомендаций гораздо больше.

Распространенные ошибки

Чаще всего текст вообще не оформляют. Но посмотрите, какие чудеса творит оформление:

Этот текст легко читать, потому что в нем есть выделения, подзаголовки и абзацы. А ведь написан он всего лишь одним предложением.

Другая ошибка – перебор с оформлением. В коротких текстах появляется слишком много элементов, которые затрудняют чтение:

Кто-то забывает, что между элементами должно быть достаточно места:

Слишком много свободного места тоже быть не должно, иначе читателю придется совершать усилие, чтобы перейти на другой элемент.

А какие ошибки в оформлении встречали вы? Поделитесь ими в комментариях – самые интересные мы добавим в статью!

Многие школьники не желают разбираться в тонкостях написания доклада. Однако, преподаватели задают самостоятельные работы для того, чтобы дети учились думать, работать с литературой, анализировать и запоминать, а затем выступать перед широкой аудиторией. В данной статье разберём, как оформлять доклад в школе.

Как оформить доклад в школе правильно

Требования к тексту: шрифт, объём, поля и нумерация

Как правило, для школьников не предъявляются такие строгие требования, как для студентов, но всё же, многие преподаватели предпочитают придерживаться основных правил оформления. Ведь каждый учащийся должен иметь элементарные понятия, так как в будущем предстоит писать очень много разнообразных работ в высших учебных заведениях. Перед тем, как оформлять доклад в школе, рассмотрим основные требования.

Итак, преподаватели стараются придерживаться ГОСТа 7.32-2001, так как он на сегодняшний день остается самым востребованным. По ГОСТу нужно придерживаться таких требований:

  • шрифт Times New Roman;
  • размер шрифта не менее 12 кегль, но многие преподаватели требуют 14 размер;
  • межстрочный интервал – 1,5 мм;
  • нумерация сквозная внизу страницы по центру и начинается с первой страницы, но на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится;
  • поля: левое – 3 см., правое – 1 см, а нижнее и верхнее по 2 см.

Лучше всего доклад печатать на компьютере, тогда он выглядит более аккуратно. Иногда учителя предъявляют свои требования и поэтому, нужно перед написанием уточнять у преподаватели все важные моменты, касающиеся оформления работы.

Обычно для школьников дается небольшой объем работы, в зависимости от возраста ребёнка. Чаще всего доклад нужно написать объемом от 5 до 15 страниц формата А4.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Структура доклада школьника

Структура доклада стандартная и требования к ней одинаковые у каждого преподавателя.

Структура доклада состоит из:

  • титульного листа;
  • содержания;
  • введения;
  • основной части;
  • заключения;
  • списка использованной литературы;
  • приложений (для школьников в редких случаях).

Все вышеперечисленные части кроме приложений должны быть в докладе обязательно. Оформление зависит от требований преподавателей, так как одни просят сделать доклад со ГОСТам – 7.32-2001 и 7.9-95, а другие – в виде сочинения по своему усмотрению.

Как оформить титульный лист

Посмотрите на образец, где показано, как правильно оформить титульный лист доклада или рефчерата в школе:

Титульная страница реферата (образец)

Титульная страница реферата (образец)

Как оформить содержание

В этом разделе указываются все части доклада. Сюда входят:

  • введение;
  • название глав и параграфов;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения (если уместны).

Содержание должно выглядеть примерно так:

Содержание реферата (образец)

Содержание реферата (образец)

Как видите, на образце описаны все части, а напротив темы стоит номер страницы, что говорит о том, на какой странице можно найти тот или иной раздел. Имейте ввиду, что номера ставятся только после того, как доклад уже написан, ведь оглавление должно соответствовать действительности.

Как оформлять заголовки

Заголовки не выделяются заглавными буквами. Первая буква – заглавная, а последующие – прописные. Заголовки пишутся по центру страницы в самом верху, а точка после них никогда не ставится.

Иногда преподаватели требуют выделять заголовки жирным шрифтом, подчеркнутым или цветным. Все требования нужно заранее уточнять у преподавателя.

Что писать во введении, в основной части и заключении

Во вступлении обязательно указывается, почему данная тема актуальна, есть ли какие-то перспективы и т. д. Также нужно написать, что именно вы изучили самостоятельно. Например, сколько книг прочитано, какая идея выделена, какие графики или таблицы использовались и т. д.

После введения пишется основная часть с главами, где более подробно расписывается постановка проблемы.

Оформление разделов

Каждый раздел начинается с новой страницы. Иногда в разделах могут быть не только главы, но и параграфы. Всё зависит от сложности темы.

Сначала пишется введение, в котором должно быть описание на одну, максимум две страницы. После введения, с нового листа пишется название первого раздела, потом второго и т. д. Примерно на все разделы выделяется 10-12 страниц.

После описания основной части нужно писать выводы и заключение по теме доклада. Заключение начинается также с новой страницы.

Как оформить таблицы

Как правило, цифровой материал оформляют в виде таблицы. Таким образом, работа становится более аккуратной и удобно сравнивать показатели. Поэтому преподаватели часто требуют от учащихся построение таблиц.

Часто учителя требуют оформлять таблицы по ГОСТу 2.105-95.

Название таблицы должно отражать ее содержание чётко, кратко и понятно. Название таблицы указывается вверху слева над таблицей. Сначала пишется слово “Таблица” и ставится номер главы и номер таблицы. Например, ваша таблица оформляется в первой главе, а по счёту вторая таблица, тогда писать нужно так: “Таблица 1.2”. Затем ставится тире и пишется название таблицы. Например: “Таблица 1.2 – Название величин и их обозначение”.

Оформление таблицы (образец)

Оформление таблицы (образец)

В докладе по тексту необходимо ссылаться на каждую таблицу, где указывается номер цифрового материала. Таблицу желательно размещать сразу же под текстом, где дана на нее ссылка. Однако, всё зависит от размеров. Если таблица большая и не поместилась сразу же под текстом, тогда разрешается ее оформить на следующей странице.

Заголовки строк и столбцов нужно писать с заглавной буквы, но уже подзаголовки должны начинаться со строчной буквы.

Однако, есть сложные таблицы, где в подзаголовках бывает несколько предложений. В этом случае новое слово после точки пишется с заглавной буквы.

Слово “Таблица” нужно указывать всего один раз. Если необходимо перенести таблицу на следующую страницу, тогда пишется “Продолжение таблицы”, а название писать не нужно.

Как оформить рисунки и диаграммы

В докладе может быть не только таблица, но и рисунки или диаграммы. Они нужны для лучшей наглядности. Количество иллюстраций не ограничено, лишь бы они раскрыли и пояснили излагаемый текст.

В соответствии с ГОСТом 2.105-95, рисунки (диаграммы) могут быть расположены, как по тексту, так и в конце изложения.

Любой рисунок нумеруется исключительно арабскими цифрами. Принцип точно такой же, как и в таблицах. Первая цифра – номер главы (раздела), а вторая – порядковый номер иллюстрации. Например, глава первая, а рисунок по счёту третий. Тогда пишется “Рисунок 1.3”.

Под рисунком по центру подписывается диаграмма (иллюстрация), ее номер и название (если есть). Не стоит забывать, что учащиеся создают рисунки самостоятельно и поэтому на них ссылки не нужны. Для наглядности представляем вам образец с рисунком.

Оформление рисунков (образец)

Оформление рисунков (образец)

Как оформлять ссылки на источники

Как правило, доклад – авторский текст, где не должно быть плагиата. Поэтому, во время написания работы, необходимо ссылаться на те источники, откуда взялась та или иная информация.

Существует три основных вида ссылок:

  • внутритекстовые;
  • затекстовые;
  • подстрочные.

Внутритекстовые ссылки находятся внутри доклада сразу же после цитаты или другого фрагмента. Для этого в квадратные скобки заключаются данные автора, название литературы, издательство и страницу. Не обязательно в ссылках указывать автора и другие данные. Достаточно написать порядковый номер использованного источника и номер страницы, где написана данная информация. Например:

Оформление ссылок на источники (образец)

Оформление ссылок на источники (образец)

Затекстовые ссылки – это ссылки на источники, которые находятся в конце работы. Как правило, затекстовые ссылки используют студенты, а от школьников такой вариант оформления не требуется.

И последние, подстрочные ссылки – это сноски, которые указывают на использованную литературу в самом низу страницы. Такое оформление преподаватель может потребовать, но очень редко.

Когда в тексте написана цитата, сверху над предложением необходимо поставить порядковый номер источника, который находится в сноске. Посмотрите, как ссылка выглядит на примере:

Оформление сносок на источники (образец)

Оформление сносок на источники (образец)

Как видите, ничего сложного в оформлении ссылок нет. Главное, во время написания работы делать для себя пометки, откуда бралась информации и тогда вы легко справитесь со ссылками на использованные источники.

Оформление использованной литературы

Источники, которыми пользовался школьник при написании доклада должны быть указаны на последней странице. Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала указывается фамилия автора, его инициалы, а потом название учебника, издательство и год выпуска.

Часто школьники пользуются интернетом для написания доклада и это неудивительно. Однако, ссылки на источники пишутся после списка литературы. На примере видно, как правильно оформлять использованные источники:

Как оформлять приложения

Приложения редко используются в школьном докладе, но иногда без них не обойтись. Здесь содержатся рисунки, графики, диаграммы и таблицы, которые соответствуют теме работы.

Обратите внимание на важные нюансы при оформлении приложений:

  • каждый график, таблица или рисунок должны быть сделаны на отдельном листе;
  • у каждого приложения должно быть название, которое пишется по центру в самом верху страницы;
  • листы приложений не нумеруются;
  • оформление может быть не только книжной ориентации страницы, но и альбомной.

Заключение

Мы рассмотрели статью, как правильно оформлять доклад в школе. Теперь вы знаете, что можно придерживаться как требований учителя, так и ГОСТа. Как видите, ничего сложного нет в оформлении доклада. Если придерживаться выше написанного, тогда вам точно не снизят балл, так как работа выполнена качественно и по всем стандартным требованиям.

Многие школьники, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

ВложениеРазмер
kak_delat_interesnye_doklady_i_vystupleniya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Когда вы хотите получить хорошую оценку, один из самых интересных способов – подготовить хороший доклад.

Но многие, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

Выступление должно захватить внимание слушателей и провести его по тому сценарию, который заранее определили вы – выступающий.

(Или, конечно, выступление может перерасти в беседу со своими непредсказуемыми поворотами, где и вы как выступающий получаете что-то новое. Но сейчас рассмотрим самый простой вариант: вы делаете небольшой доклад, а вопросы задают после него).

В бытность мою студентом, пришлось мне ходить на спецкурс по экологии, что вёл профессор Замолодчиков, Дмитрий Геннадьевич. Придя впервые на его лекцию, я снисходительно настроился поскучать. Ну, я же всё это знаю, не один год читал популярные журналы: "Химия и жизнь", "Природа и человек" и так далее. И Дмитрий Геннадьевич оправдал мои ожидания. Нарочито скучным тоном он начал рассказывать о круговороте углерода в природе, рисовать очевидную схему этого круговорота.

Спрашивается, зачем я вообще упомянул о нём? Затем, что – вдруг! – лектор неожиданно сменил тон и заинтриговал нас трудными вопросами, которые, оказывается, важны для всего нашего будущего, для человечества на всей Земле. Оказалось, что в атмосфере накапливается углекислый газ и другие "парниковые" газы, ведущие к потеплению климата. Из-за этого, по некоторым расчётам, через сотню-полторы лет уровень мирового океана поднимется метров на пятьдесят. Западную Сибирь затопит, и Северный Ледовитый Океан соединится с Каспийским морем. Самые плодородные, густо заселённые и богатые земли мира окажутся под водой. От нью-йоркской статуи Свободы останется торчать лишь факел над волнами.

И дальнейшая лекция превратилась в настоящий детектив, где сталкивались интересы разных стран: одни хотят ввести ограничения на выброс углекислого газа, другим это невыгодно, и, одна за другой, происходят встречи, согласования, подписываются протоколы – идёт настоящая война за атмосферу нашей планеты.

Дмитрий Геннадьевич оказался великолепным актёром и сценаристом. В конце лекции я подумал: "Ему бы детективы писать!". А потом подумал ещё и решил, что от этих детективов человечеству не стало бы ни тепло, ни холодно; а вот экология – нужная наука. И донести её до людей, доходчиво дать её понимание и философам, и политикам – очень важно. Поэтому профессор Замолодчиков – на своём месте. Делает нужную работу, и делает её вдохновенно: интересно для себя и заинтересовывая других.

То же самое можем делать и мы с вами: готовя выступление, найти в его теме какие-то интересные зацепки, придумать интересные повороты, способы захватить внимание слушателей.

Самое интересное в любой теме – как она связана с нашей жизнью. С проблемами, которые мы решаем. С выбором, который мы делаем сегодня или в целом в нашей судьбе.

Поэтому, читая любую книжку, слушая выступление, я думаю: что это может дать практически? Как может повлиять на жизнь, мою или окружающих?

И мне малоинтересны любые фонтаны эрудиции, любые красивые рассуждения, если они не касаются практических следствий, Искусства Жизни.

Так я для себя определяю актуальность темы.

Современные научные статьи – да и не только научные – обычно начинаются с "постановки проблемы". Например, говорят о том, каково сейчас состояние исследований в данной области, какие проблемы остаются нерешёнными (актуальными). И дальше говорят о том, решением какой актуальной проблемы занимаются в этой статье.

Мы можем использовать тот же подход в наших выступлениях, это беспроигрышный приём.

Я начал эту статью со слов о том, как актуально для вас уметь делать доклады и, вообще, уметь интересно выступать перед слушателями. Речь шла о том, что вместо пересказа сухой информации мы можем сделать что-то захватывающее и интересное.

Так я поставил проблему и показал её актуальность. Дальше я привёл живой пример из жизни – это всегда интересно. И немного ещё порассуждал, осмысляя этот пример и нашу тему в целом.

Что получилось в итоге? Надеюсь, что получилось довольно интересное выступление, в то же время, я постарался сделать его коротким, без лишних деталей, без особого многословия.

Пользуйтесь этим правилом: ничего лишнего. Пусть в выступлении будет основная идея, яркий пример (или несколько примеров), понятное объяснение. Можно вместо объяснений поставить вопрос – и оставить его открытым. Пусть слушатели додумывают и решают его сами.

Можно использовать в выступлении что-то ещё, или вообще строить его по-другому. То, что я сейчас рассказал – это только вариант. Маленький кусочек искусства выступлений, искусства выражения. Я не старался впихнуть всё в одну статью. Лучше изложить одну идею, чтобы её было легко усвоить, чем пытаться навалить массу неудобоваримых сведений.

Ведь наше выступление предназначено для слушателей, наша цель – что-то донести до них, верно? И поэтому, готовя выступление, мы постоянно держим это во внимании: как это будет восприниматься? Понятно ли я говорю? Интересно ли? Нужна ли вот эта фраза, или её можно опустить? Запомнят ли что-то слушатели, или просто впечатлятся моим красноречием, артистизмом, а содержание речи забудут?

Если вы хотите что-то донести, то подчеркните основные идеи. Не стесняйтесь их повторить. Ориентируйтесь на своё понимание того, как происходит восприятие и запоминание.

Например, подбрасывайте слушателям вопросы, над которыми им захочется подумать. Тогда ваше выступление вплетётся в их мыслительную деятельность и хорошо запомнится.

Не стесняйтесь сказать очевидную, банальную вещь, если ваши слушатели не умеют этой очевидной вещью пользоваться. Например, вы мне скажете: "Алексей Вячеславович, мы и сами всё это прекрасно знаем, вы говорите банальности!"

Однако покажите мне: как вы владеете этими очевидными вещами. Если типичный ваш доклад – это сухой кусок текста, списанный из интернета?

Итак, для лучшего усвоения, давайте перечтём статью и подведём итоги. (Сделать это можно по-разному – в одной и той же информации, в разное время или для разных людей, главными могут оказаться совсем разные мысли. Но вот что получилось у меня:)

1. Захватить и удержать внимание.

1.а. Красочные детали.

1.б. Интересные повороты сюжета.

2.а. Как это связано с моей (нашей) жизнью.

2.б. Постановка проблемы. Процесс её решения.

3. Примеры из жизни.

3.а. Неплохо, если из своего опыта. (Личные впечатления).

3.б. (Личное отношение).

4. Обдумывание темы.

4.а. Обобщение, выделение основных идей.

4.б. Практические выводы.

5. Ничего лишнего.

6. Следить за тем, как у слушателей происходит восприятие.

6.а. Подтолкнуть их подумать над чем-то.

(Тогда ваш рассказ не останется чем-то отдельным: слушатели постараются найти в нём инструменты для решения задач, над которыми размышляют).

6.б. Если вы, кажется, говорите банальности, спросите слушателей: владеют ли они этими банальностями?

(Например, один ученик мне сегодня сказал, что у него нет никаких беспокойств, ему не нужно учиться расслабляться. Тогда я спросил: почему же в любую паузу на уроке ты начинаешь вертеться и болтать?)

Моя статья – не идеал риторики: вы, я уверен, смогли бы написать лучше.

Но надеюсь, эти несколько мыслей пригодятся вам, чтобы сделать нашу школьную жизнь – и всю вашу дальнейшую жизнь – чуточку интереснее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы".


ШМО "Как сделать классное дело интересным"


Как сделать классное дело интересным и увлекательным

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.


Доклад на МО классных руководителей "Как сделать классное дело интересным и содержательным"

Доклад на МО классных руководителей.


Статья "Как сделать классное дело интересным и содержательным"

Из опыта работы классного руководителя.

В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра.


В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения.

Как правильно подготовить доклад

Выбор формы

Планирование

Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.

7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;

15 ноября — закончить собирать материал;

22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;

25 ноября — завершить оформление доклада.


Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.

Структура

Прежде чем начать собирать материал, продумайте структуру будущей работы — из каких частей — глав, параграфов, пунктов — она будет состоять, и составьте подробный план доклада. Если этого не сделать, есть риск утонуть в обилии информации и потерять много времени на отсеивание лишних данных. Готовый план поможет эффективнее и быстрее собрать материал. Однако не воспринимайте его как догму — часто план требует изменений и улучшений в процессе подготовки, и бояться этого не нужно.

Погружение в тему

Доклад получится интересным и глубоким, если по-настоящему вникнуть в тему, тщательно в ней разобраться. Несколько советов для максимального погружения:

Выбирайте тему, которая вам нравится

Если же такой возможности нет, обязательно постарайтесь пробудить интерес к заданной теме. Подумайте, чем она вам близка или полезна, как связана с вашей жизнью и вашими актуальными увлечениями.

Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада

Смотрите художественные и документальные фильмы, читайте книги по теме — не обязательно научные, можно взять и художественные, если их сюжет близок теме доклада. Смотрите занимательные видеоуроки и лекции в интернете.

Свяжите тему доклада с жизнью

Рассматривайте предметы и явления окружающей действительности через призму вашего доклада. Если это биология — наблюдайте за животными и растениями, если физика — ищите вокруг примеры физических явлений, если история — следите за новостями и проводите аналогии с современностью.

Сбор материала

Прежде чем приступить к изучению материала, определитесь с источниками информации.

Учебники и другая учебная литература (пособия, хрестоматии). Список рекомендуемых учебников и пособий уточняйте у преподавателя. Учебники можно приобрести в магазине, но лучше взять в библиотеке или найти в сети в электронном виде.

Энциклопедии и словари. Из них удобно брать определения, термины, имена, даты, формулы и другую справочную информацию.

Лайфхаки для сбора материала:

  1. Читая учебник, сразу выписывайте или копируйте из него нужную информацию. Во время прослушивания аудио- или видеолекций делайте заметки или отмечайте время, где вам встретилась нужная информация, так будет проще снова её найти.
  2. Начинайте писать текст доклада параллельно с накоплением материала. Не стремитесь сразу изложить всё, делайте заметки, наброски, пишите небольшие абзацы.
  3. Выполняя работу над практической частью, тщательно фиксируйте все свои действия, ведите записи, заметки или дневник наблюдений, если это необходимо — сделайте фото и приложите их к докладу.
  4. Сразу записывайте все источники, которые используете, это понадобится для составления списка литературы в конце реферата.

Помощь со стороны

Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу или родителям. С ними можно обсудить тему доклада, узнать их мнение и отношение к вопросу, посоветоваться, какими источниками пользоваться и в каком ракурсе подать тему. Покажите им черновой вариант проекта и учтите замечания, исправьте ошибки.

Если учитель поручил доклад не только вам одному, а команде из нескольких одноклассников, обязательно обсудите между собой порядок работы, определите зоны ответственности каждого и периодически собирайтесь для обсуждения, как идёт работа над докладом.

Что нужно запомнить:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: