Кайга музыкальный инструмент сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В презентации представлены народные музыкальные инструменты русского, татарского, марийского, мордовского, чувашского народов.

ВложениеРазмер
muzykalnye_instrumenty.pptx 1.62 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Национальные музыкальные инструменты народов Поволжья

Русские музыкальные инструменты Балалайка - это символ русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян. Гусли - народный щипковый инструмент , Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные ) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами. Деревянные ложки - символ русской культуры . Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Мордовские музыкальные инструменты Кайга - лютня ( скрипка).На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Торама - древний духовой сигнальный инструмент. Он изготавливался из колец липы, вставленных друг в друга в форме расширяющейся трубки. Внутрь вставлялся язычок из бересты. Нюди - это полая деревянная трубка, которая существовала в каждой мордовской семье.С появлением младенца в семьях мастерили дудочку, с язычком и одним отверстием на стволе. С каждым годом жизни ребенка на стволе появлялось отверстие, а всего их было 6, так как в семилетнем возрасте ребенок становился помощником по хозяйству . В традиционной мордовской поэзии нюди — символ грусти.

Чувашские музыкальные инструменты Кесле ( гусли) - любимый музыкальный инструмент у чувашей. На гуслях играли не только мужчины, но и девушки и женщины. На них исполнялись народные песни и плясовые наигрыши как сольно, так и в ансамбле с другими инструментами. Палнай - старинный чувашский музыкальный инструмент. Состоит из набора закрытых с одной стороны трубок разной длины в количестве 5-7 штук. Трубки делали из тростника или древесины и соединяли нитками или клеем. Параппан - один из самых распространенных чувашских народных инструментов. В г лубокой древности он использовался во время ритуальных праздников и как сигнальный инструмент.

Марийские музыкальные инструменты Пуч - древнейший духовой инструмент. Делали из коровьего или бычьего рога, который предварительно вываривали, затем отпиливали вершину, оставляя отверстие . В древности пуч использовали как сигнальный и охотничий инструмент. Шувыр – волныка - наиболее распространённый язычковой музыкальный инструмент народа мари. Выступает в сопровождении барабана или трещотки, употребляют в быту и языческих обрядах. Состоит из колодки, двух трубок с пальцевыми отверстиями, двух пищиков, воздушного резервуара и трубки для вдувания воздуха. Конг – конг - (музыкальный лучок) – наиболее древний музыкальный инструмент. Берётся еловая лучина без сучков и стягивается навощенной или конопляной ниткой. Кладут в рот между губами и придерживают левой рукой, а указательным пальцем правой руки производят удары по струне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Культура народов Поволжья в песнях и танцах"

этот проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область.


Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты.


Фестиваль игр народов Поволжья

Сценарий фольклорного праздника, основанного на народных играх ставит задачи:· Приобщать к истокам игрового фольк.



Конспект занятия в старшей группе "Музыкальные инструменты народов Поволжья".

Цель: Закрепление знаний о русских и мордовских, и татарских народных музыкальных инструментах, развитие творческого мышления.


Музыкальные инструменты народов Поволжья

Материал по этнокультурному региональному компоненту.


Мастер класс "Знакомство с инструментами народов Поволжья"

Описание мастер класса с педагогами "Как знакомить дошкольников с инструментами народов Поволжья" с помощью электронного мультимедийного дидактического пособия.

Когда вы смотрели корейские дорамы ( если не смотрели, поверьте на слово ), то обращали внимание на не совсем обычный музыкальный инструмент. Чаще всего на нём наигрывала какая-нибудь кисэн. Но только ими дело не ограничивалось ( в ”Императрице Ки”, Ван Ю учил играть на каягыме Ки Нян Ин ). Если запамятовали, включите первую серию ”Хва Джин И”. уж там точно будет каягым.

Так что такое каягым?

Откуда он взялся?

Если вы забыли, или не знаете, то в эпоху трёх государств помимо Когурё, Силлы и Пэкче была ещё Кая. Каю потом захватила Силла.

Король поверженной Каи приехал в Силлу, создал этот удивительный инструмент, чей секрет потом пытались отыскать. Так вот, король Каи создал каягым, написал несколько песен и сыграл перед Чинхыном ( о нём у меня тоже есть статья . Это была минутка рекламной паузы ).

Находятся учёные, считающие, что это легенда, хоть и в чём-то красивая. А на самом деле каягым старше. И приехал в Силлу он не в шестом веке, а в четвёртом. И создали его, вдохновившись похожим музыкальным инструментом их империи Тан ( это один из периодов Китайской истории. А сам каягым носил и другое название - каягто ). Объединившись, Силла прихватила каягым в свою историю. Развалившись, она не потеряла его. Затем преемник Объединённой Силлы, Корё захватил каягым для себя. А потом в эпоху Чосон каягым расцвёл.

Вы не думайте, что каягым забыт в наше время. На нём играют до сих пор! Его можно купить на корейских сайтах.

Хотите посчитать? Цена его в среднем около семисот тысяч вон. Есть и за пятьсот. Есть и больше миллиона вон. Сколько будет с доставкой, я не знаю. Но главное не это. А возможность приобрести его, а потом сидеть и чесать в затылке, как на нём играть ( вспомнилось в тему. Попался мне как-то отрывок с концерта. Девочки пели песню Пугачевой ”Миллион алых роз”. Естественно, на корейском языке. И одна из девочек играла на каягыме! Представляете, как звучала аранжировка известной песни традиционными корейскими инструментами? )

Как играют на каягым

Я не буду писать принципы игры. Этому нужно учиться ( ещё одна умная фраза от вашего Кэпа ). Хотя у нас были уроки игры на корейских музыкальных инструментах. Но что-то я не рискнула даже притрагиваться к каягыму, зная свою дурь… зато на барабанах - самое милое дело. Но о них чуть позже.

А теперь немного музыкальной теории. Корейская традиционная музыка делится на два больших подтипа ( на самом деле, больше, но я беру два ). Это придворная музыка и народная. Придворная музыка заунывная, скучная, величественная, неторопливая. Выбирайте любой эпитет, который вам ближе к духу. Народная музыка - это и музыка уличных комедиантов тоже. Тут я вас удивлю. Для придворной музыки и для народной музыки есть два разных вида каягым. Отличаются они размерами и некоторыми деталями конструкции. Что для нас не столь важно, верно ( если вы не хотите научиться играть на каягым, разумеется )?

Так как играть на каягым? Для начала надо сесть. Не просто так сесть, а особым образом, скрестив ноги. И тут можно порадоваться, как удобно играть в традиционном ханбоке. Такая юбка скроет все ваши не слишком эстетичные телодвижения. Затем каягым ставится на колено одним концом. А другим на пол или землю. После этого можно спокойно щипать струны или что там с ними делают.


Народные музыкальные инструменты эрзи — памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Оказали влияние на зарождение и развитие многих форм традиционной музыки.


По признаку вибратора (источника звука) основными классами эрзянских инструментов являются идиофоны (самозвучащие), хордофоны (струнные) и аэрофоны (духовые).

Из идиофонов известны:

Кальдердема.
Распространены 4 вида.

Баяга — массивная деревянная доска из дуба, берёзы с закругленными углами длиной около 150 см, шириной 40—50 см, толщиной 12—15 см. Её подвешивали на воротца, устанавливаемые посреди села на пригорке, и били по ней дубовой палкой, деревянным молотом или пестом, оповещая жителей о важных событиях.

Баягинеть (встряхиваемый идиофон) — металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме. По археологическим и этнографическим данным, известны следующие виды колокольчиков: кованые усечённо-коничные железные с полусферическим язычком, сильным звоном и богатой гаммой частичных тонов; полусферические из цветных металлов с шаровидным язычком, звоном высокого регистра; цилиндрические с низким звуком; продолговатой формы с неопределенным тембром. Инструменты применялись в ритуальных танцах, образуя своеобразную тембро-динамическую полифонию.

Люляма — стержень (палка), сверху которой вырезали фигурку в виде головы лошади и подвешивали к ней 5—7 колокольчиков и погремушек. Сопровождали различные ритуалы.

Диннема — гетероглотический варган, до наших дней сохранившийся у каратаев. Представляет собой подковообразную железную пластину с гибким стальным язычком посредине. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

Из хордофонов известны:

Кайга — лютня (скрипка), имеющая общую длину 615 мм, длина резонаторной коробки — 370 мм, ширина у нижнего конца — 180 мм, верхнего — 155 мм. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Для него был характерен квинтовый или квинто-октавный строй. Детские инструменты составляли 2/3 величины обычной кайги.

Аэрофоны
— самый многочисленный класс эрзянских инструментов.
Сезонные изготавливались преимущественно летом из стеблей растений, листьев деревьев (лопа, килей цёков, сандеень морама, олгонь морама, зундерь и др.).

Вешкема — флейта из липовой или ивовой коры, дерева, а также тростника, реже — птичьей кости. Бытовали 2 вида.
Кувака вяшкема (длинная флейта) длиной 500—700 мм. На ней вырезалось обычно 6 грифных отверстий (вайгель варят). Инструмент без свисткового устройства.
Нурькине вяшкема (короткая продольная флейта) с 2—3 грифными отверстиями или без них со свистковым устройством. Флейта известна эрзянам с эпохи бронзы.

Кевень тутушка — глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины с 2 игровыми отверстиями или без них в форме птиц, домашних и диких животных. Применялась во время календарных и семейных праздников для интонирования программных наигрышей. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э.

Нудей — кларнет из 2 полых тростниковых трубок длтной около 200 мм, диаметром 6—8 мм с вырезными на них язычками-вибраторами длиной около 20 мм и 3 грифными отверстиями на каждом стволе. Обе трубки обычно монтировались в деревянной ложе, которое вставлялось в коровий или бычий рог, служивший резонатором (иногда в качестве резонатора использовали конусообразную бересту). Инструмент обладал сильным звуком с небольшим носовым оттенком, отличался разнообразной динамикой. На нём извлекались развёрнутые 2-голосные протяжные мелодии и быстрые танцевальные наигрыши. Тип нудея существовал у эрзян в середине 2-го тысячелетия н. э.

Пувамо
— волынка.
Известны 2 вида.
Первый имел 2 мелодичные трубки из тростника, по конструкции и названию соответствовавшие нудею, и 2 басовые трубки для извлечения низких бурдонов.
Второй — озкс пувамо — применялся на молянах для исполнения обрядовых наигрышей. В отличие от первого вида он не имел басовых бурдонов. Полифоны нудея и пувамо оказали большое влияние на становление развитых форм эрзянского народного многоголосия.

Дорама — сигнальный инструмент.
По технологии изготовления выделяются 2 вида. Первый изготавливался из ветви берёзы или клёна длиной от 800 до 1 000 мм, которая раскалывалась продольно и из каждой половины выдалбливалась сердцевина. Затем обе половины прикладывались и обматывались берестой. При этом одну сторону трубки делали шире, другую уже. Второй вид представлял собой кольца липовой коры, вставленные друг в друга и заклеенные столярным клеем в форме расширяющейся трубки. Для исключения зазоров швы трубки обливались варом. Длина инструмента колебалась от 500 до 800 мм. С узкой стороны делали небольшое чашеобразное углубление или в более поздних вариантах — изредка вставляли металлический мундштук. Оба вида не имели голосовых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.

Сюро — труба из бычьего или коровьего рога. Мундштук либо вырезался в форме небольшого углубления, либо делался из катушки для ниток. В последнем случае одна сторона катушки стачивалась, вставлялась в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюро использовали в качестве сигнального инструмента (пастухи), а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов.

С середины 19 века в быт эрзян повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских.

Мордва Тольятти и Поволжья: Мокша и Эрзя

Мордва Тольятти и Поволжья: Мокша и Эрзя

Мордва Тольятти и Поволжья: Мокша и Эрзя запись закреплена
ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ [ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК]

Kaiga/Кайга - скрипка.
(также это название эрзянского национального музыкального инструмента, по конструкции близкого скрипке).
кайгасо седямо - игра на скрипке.

Читайте также: