К следующему уроку информатики вова должен подготовить сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта в основной школе. Методическая разработка содержит вводную часть, подробно раскрывающую характеристики универсальных учебных действий, а также типы задач, решаемых при их освоении. Пособие является приложением к рабочей программе по информатике для 7-9 классов УМК Босова Л.Л.

ВложениеРазмер
zadaniya_po_formirovaniyu_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_informatiki_v_osnovnoy_shkole_v_ramkah_realizatsii_fgos.docx 133.62 КБ

Предварительный просмотр:

Воронина Елена Вальдемаровна,

В статье рассматриваются задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе.

В ФГОС основного общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на учёт позиции партнёра;

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображению предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

Познавательные универсальные учебные действия :

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на ориентировку в ситуации;

— на принятие решения;

На уроках информатики можно формировать все виды УУД в достаточно большом объеме и на каждом уроке. Работа с ПК позволяет как работать в паре, так и самостоятельному поиску информации.

Рассмотрим задания для развития отдельных УУД на уроках информатики.

Задания, формирующие личностные УУД.

Задание : Масштаб. Трансформация рисунка

Цель: научиться выполнять трансформацию рисунка и изменять масштаб рисунка или фрагмента рисунка ; воспитать у учащихся исполнительные качества, аккуратность в выполнений заданий на уроке.

Возраст : 11-12 лет

Форма выполнения задания : индивидуальная.

Изменение Масштаба не изменяет размер рисунка, текста на рисунке. Изменить масштаб можно несколькими способами. Используйте:

  • Инструменты на закладки Вид;
  • Инструмент Масштаб из закладки Главная;
  • Бегунок Масштаб в Строке состояния

Для того чтобы произвести трансформацию рисунка нам нужны команды Обрезать, Изменить размер, Повернуть из группы Изображение. С помощью этих команд мы можем весь рисунок или выделенный фрагмент отразить по вертикали или горизонтали и повернуть на угол 90 или 180 градусов. Не всегда удается растянуть или сжать рисунок мышью так точно как хотелось бы, поэтому чтобы изменить размер с точностью до одного пикселя можно воспользоваться командой Изменить размер. Команда Обрезать поможет нам выполнить обрезку лишнего с рисунка или фрагмента.

Выполнение практической работы за компьютером

Образец выполнения задания 2

Сделать вывод об изменении изображения. Почему пользователю ПК необходимо изменять изображения?

сформировать у учащихся интереса к науке информатика.

В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.

Возраст: 13–15 лет.

Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством учителя.

Карточки с заданиями в конвертах.

  • Ручка.
  • Шарф.
  • Цветок.
  • Магнитная доска и стерка.
  • Микрофон.

Игра проводится в 2 тура:

II. “Презентация роботов”,

Продолжительность: 45 мин.

I тур “Подготовительный”

- Кто такой программист? (Человек, создающий программы)

- Что такое программа? (Набор команд, понятных исполнителю)

Кто или что может быть исполнителем? (Собака, человек, компьютер, робот. )

- Что такое команда? (Действие, которое должен выполнить исполнитель)

Каждой команде выдается конверт с заданием.

В конверте карточка:

Уважаемый капитан команды!

В силу недостатка времени и средств нами принято решение ограничиться разработкой робота, управляемого голосовыми командами. Ограничения, накладываемые элементной базой, не позволяют использовать более десяти команд. Для осуществления обратной связи робот может подавать звуковой сигнал (Beep).

Вашей команде поручается разработать систему команд и представить её в следующем виде:

Описание действий, выполняемых по команде

К 13 30 час. 17 января 2008 года Вы должны представить разработанную вами систему команд.

Кроме того, Вы должны к указанному сроку построить действующую модель робота (1 шт.), а также подготовить оператора, который будет управлять роботом.

После этого состоятся испытания роботов. В процессе испытаний будет предложено одно задание, при выполнении которого робот (и оператор) должны проявить способность к выполнению достаточно тонких действий. На выполнение задания отводится не более 10 минут.

Описание действий, выполняемых по команде

Робот двигается вперед

Робот поворачивается направо

Робот прикасается к предметам, с которыми рядом находится его рука

Робот берет предмет, над которым находится его рука

II тур “Презентация роботов”

Каждая команда представляет все возможности своего робота.

III тур “Испытание”

1. Команды сдают жюри листы с командами своего робота.

2. Жеребьевка команд.

3. По очереди на сцену выходят робот и оператор команды. Оператор вытягивает задание и отдает команды роботу, чтобы его выполнить.

Робот должен взять с одного стола ручку и перенести его на другой стол

Робот должен взять стерку и вытереть доску.

Робот должен взять цветок и отдать его председателю жюри.

Робот должен взять шарфик и отдать его своему тренеру.

Робот должен взять любого человека из зала и посадить его на другой стул.

Робот должен взять микрофон и передать его ведущему.

Слово жюри - Номинации для награждения команд:

  1. “Точность – вежливость королей”.
  2. “Семь раз отмерь, один – отрежь”.
  3. “Терпенье и труд все перетрут”.
  4. “Что посеешь, то и пожнешь”.
  5. “Без труда и робот руки не подаст”.
  6. “Всякий совет к разуму хорош”.
  7. “Всякий человек по делу познается”.
  8. “Легко сказать, да тяжело сделать”.

Задания, формирующие регулятивные УУД

Задание : Составь кроссворд.

Цель: Закрепить полученные знания об устройствах компьютера

Форма выполнения : индивидуальная.

Кроссворд по теме "Состав ЭВМ".

Вопросы по горизонтали:

3. Устройство воспроизведения звука

4. … содержит большое количество кнопок

5. Графический процессор

6. Главная часть системного блока

7. Бывает полевая, ручная и компьютерная

8. Отверстие для подключения различных устройств

10. Шлейф, а по другому…

12. Устройство сканирования информации

13. Устройство отображения информации

14. Их множество на клавиатуре

17. Устройство ввода звуковой информации.

Вопросы по вертикали:

1. Системная плата

3. Устройство охлаждения

4. Как называется одним словом монитор, системный блок, клавиатура, мышь

9. Устройство передачи графической информации в печатном виде

11. Устройство ввода гибких дисков

13. Устройство выхода в Интернет

15. Центральное устройство ЭВМ

Ответы на кроссворд:

По вертикали: 1. Магистраль 2. Диск 3. Куллер 4. Компьютер 9. Принтер 10. Память 11. Дисковод 13. Модем 15. Процессор. По горизонтали: 3. Колонка 4. Клавиатура 5. Видеокарта 6.Корпус 7. Мышь 8. Порт 10. Провод 12. Сканер 13. Монитор 14. Клавиша 16. Карта 17. Микрофон.

Цель: расширить представление учащихся о написании программ для исполнителя Робот в системе программирования КуМир.

Возраст: 13-15 лет.

Форма выполнения: работа индивидуальная и в группах.

Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот.
Порядок выполнения работы в приложении КуМир:

1.Запустить приложение КуМир: Пуск-программу – НИИСИ РАН – Комплект учебных миров - Кумир.(Окно приложения уже содержит шаблон алгоритма, рис. 9)

2. Меню Вставка – использовать Робот

3. Напечатать название алгоритма.

4. Напечатать алгоритм:

вправо; закрасить; вправо; закрасить; вправо

вниз; закрасить; вниз; закрасить; вниз

влево; закрасить; влево; закрасить; влево

вверх; закрасить; вверх; закрасить.

Задания, формирующие познавательные УУД.

Задание : Составь табличную модель текстовой информации.

Цель : расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях; сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц, в том числе и электронных.

Возраст: 11-13 лет.

Форма задания : индивидуальная

Описание задания : учащимся предлагается раздаточном материал, он является примером словесной модели.

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет [3].

Можете кинуть ответы на вопросы задания?
Определите источник и приёмник информации, а также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации в следующих ситуациях:
1) школьник читает текст в учебнике;
2) бабушка читает письмо;
3) мальчик просыпается от звонка будильника;
4) разговаривают подруги Таня и Лена;
5) учитель объясняет новый материал классу;
6) регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;
7) человек читает объявление в газете;
8) завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков;
9) диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется;
10) вывешен знак, запрещающий проезд по улице;
11) мальчик получил пригласительный билет на ёлку.

Привет, вот ответ:
1) Школьник читает книгу. Источник: учебник с текстом. Приёмщик: мальчик. Односторонний.
2) Бабушка читает письмо. Источник: письмо. При ёмщик: бабушка. Односторонний.
3) Мальчик просыпается от звонка будильника. Источник: будильник. Приёмщик: мальчик. Односторонний.
4) Разговаривают подруги Таня и Лена. Источник: Таня (Лена). Приёмщик: Лена (Таня). Двусторонний.
5) Учитель объясняет новый материал классу. Источник: учитель. Приёмщик: класс (ученики). Односторонний.
6) Регулировщик управляет потоком машин и пешеходов. Источник: Регулировщик (Пешеходы и машины). Приёмщик: пешеходы и машины (Регулировщик). Двусторонний.
7) Человек читает объявление в газете. Источник: газета. Приёмщик: человек. Односторонний.
8) Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков. Источник: Завуч. Приёмщик: учителя и ученики. Односторонний.
9) Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется. Источник: диспетчер. Приёмщик: пассажиры. Односторонний.
10)Вывешен знак, запрещающий проезд по улице. Источник: знак. Приёмщик: водители. Односторонний.
11)Мальчик получил пригласительный билет на ёлку. Источник: билет. Приёмщик: мальчик. Односторонний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителям информатики подобрать интересный материал для подготовки уроков в 5-7 классах. В презентации представлены занимательные задачи по информатике (задачи-рисунки, задачи-шутки, занимательные логические мини-задачи, задачи с неполным условием), а также игры, ктоторые можно использоватьпри преподавании следующих тем: "Информация. Каналы получения информации", "Кодирование информации", "Передача информации", "Обработка информации", "Компьютер. Составные части".

Д. Пойа

Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. А.Франс

Учиться можно только весело.

Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом.

А.Франс

Занимательные задачи на уроках информатики 1. Задачи-рисунки Особенности Расширение возможностей учащихся Несоблюдение истинных размеров предмета с размерами изображения. Например, на рисунке дискета может быть такого же размера, что и сканер. Результат для учащихся Формирование умений видеть предметы в необычных ракурсах, развитие творческих способностей, наглядно-образного мышления, пространственного и плоскостного восприятия предметов, организация совместной коллективной деятельности. Умение глубже проникать в суть явлений, правильно ставить вопросы и анализировать ответы, развитие интуиции, исследовательских навыков, зрительного внимания, абстрактного мышления

Занимательные задачи на уроках информатики

1. Задачи-рисунки

Особенности

Расширение возможностей учащихся

Несоблюдение истинных размеров предмета с размерами изображения. Например, на рисунке дискета может быть такого же размера, что и сканер.

Результат для учащихся

Формирование умений видеть предметы в необычных ракурсах, развитие творческих способностей, наглядно-образного мышления, пространственного и плоскостного восприятия предметов, организация совместной коллективной деятельности.

Умение глубже проникать в суть явлений, правильно ставить вопросы и анализировать ответы, развитие интуиции, исследовательских навыков, зрительного внимания, абстрактного мышления

Пример 1: Какой объект компьютера изображен на рисунке?

2. Задачи-шутки Особенности Расширение возможностей учащихся В условии (формулировке) задачи содержится избыточная или недостаточная информация, либо сам ответ в явном виде . Результат для учащихся Опосредованная проверка знаний и глубины понимания материала, снятие эмоционального напряжения. Эмоциональная разрядка, развитие фантазии и чувства юмора, умение различать корректно и некорректно поставленные вопросы, ориентироваться в них, правильно устанавливать полноту исходных данных и выявлять недостающие данные, устанавливать противоречие.

2. Задачи-шутки

Особенности

Расширение возможностей учащихся

В условии (формулировке) задачи содержится избыточная или недостаточная информация, либо сам ответ в явном виде .

Результат для учащихся

Опосредованная проверка знаний и глубины понимания материала, снятие эмоционального напряжения.

Эмоциональная разрядка, развитие фантазии и чувства юмора, умение различать корректно и некорректно поставленные вопросы, ориентироваться в них, правильно устанавливать полноту исходных данных и выявлять недостающие данные, устанавливать противоречие.

Задачи-шутки Задача 1. Задача 2. Задача 3. Задача 4.

Задачи-шутки

3. Занимательные логические мини-задачи Особенности Расширение возможностей учащихся Данные, приводимые в условии задачи, явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа. Результат для учащихся Непосредственная проверка знаний и глубины понимания материала (полно/поверхностно/ слабо), активизация учебной деятельности. Умение отделять главное от второстепенного, различать существенные и несущественные свойства объектов.

3. Занимательные логические мини-задачи

Особенности

Расширение возможностей учащихся

Данные, приводимые в условии задачи, явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа.

Результат для учащихся

Непосредственная проверка знаний и глубины понимания материала (полно/поверхностно/

слабо), активизация учебной деятельности.

Умение отделять главное от второстепенного, различать существенные и несущественные свойства объектов.

Занимательные логические мини-задачи

Задача 2. Какой масштаб следует установить в текстовом редакторе, чтобы вывести текстовый документ на печать?

Задача 3. Сколько раз следует нажать клавишу Enter, чтобы в текстовом документе поставить пять пробелов подряд?

4. Задачи с неполным условием Особенности Расширение возможностей учащихся Ответ знает только ведущий, иначе задача становится неактуальной Результат для учащихся Формирование умений отличать главное от второстепенного, опосредованная активизация учебной деятельности, организация совместной коллективной деятельности Умение слушать друг друга, соотносить свои интересы с интересами коллектива, ставить разумные вопросы, устанавливать связи между различными сторонами явления или процесса, выстраивать причинно-следственные отношения,, осуществлять анализ и поиск неизвестного в случае неявной постановки вопроса, развитие фантазии.

4. Задачи с неполным условием

Особенности

Расширение возможностей учащихся

Ответ знает только ведущий, иначе задача становится неактуальной

Результат для учащихся

Формирование умений отличать главное от второстепенного, опосредованная активизация учебной деятельности, организация совместной коллективной деятельности

Умение слушать друг друга, соотносить свои интересы с интересами коллектива, ставить разумные вопросы, устанавливать связи между различными сторонами явления или процесса, выстраивать причинно-следственные отношения,, осуществлять анализ и поиск неизвестного в случае неявной постановки вопроса, развитие фантазии.

 Примеры да-неток по информатике 1 .Мальчик нашел сумму чисел 6 и 2 и записал на доске ответ: 1000. Учитель похвалил мальчика. Почему? 2.Угадайте загаданную клавишу, используя всего 5 вопросов. 3. Мама третьеклассника Вовы запустила на компьютере программу, которая через 40 минут должна была сообщить Вове, что время работы за компьютером истекло. Программа честно выполнила свою работу, но Вова, не отводивший от монитора взгляда ни на секунду, утверждает, что никаких предупреждений не получал. Как объяснить это недоразумение? 4.В 1961 году один американский вор решил украсть компьютер. Он приехал за ним глубокой ночью на небольшом грузовике, отключил охранную систему, проник в помещение, посмотрел на современнейшее электронное чудо и . не стал его брать. Почему?

Примеры да-неток по информатике

1 .Мальчик нашел сумму чисел 6 и 2 и записал на доске ответ: 1000. Учитель похвалил мальчика. Почему?

2.Угадайте загаданную клавишу, используя всего 5 вопросов.

3. Мама третьеклассника Вовы запустила на компьютере программу, которая через 40 минут должна была сообщить Вове, что время работы за компьютером истекло. Программа честно выполнила свою работу, но Вова, не отводивший от монитора взгляда ни на секунду, утверждает, что никаких предупреждений не получал. Как объяснить это недоразумение?

4.В 1961 году один американский вор решил украсть компьютер. Он приехал за ним глубокой ночью на небольшом грузовике, отключил охранную систему, проник в помещение, посмотрел на современнейшее электронное чудо и . не стал его брать. Почему?

Игры на уроках информатики

2. Собери открытку из частей

Обсудите разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.

Тема 2: Кодирование информации. Активные (групповые) 1.Общее дело 2.Испорченный телефон 3.Крокодил 4.Чёрный ящик Развивающие (индивидуальные) 1. Ребусы 2. Японские кроссворды 3. Зашифрованное письмо 4. Морской бой

Тема 2: Кодирование информации.

2. Японские кроссворды

3. Зашифрованное письмо

Игра 1. Испорченный телефон Задание:

Игра 1. Испорченный телефон Задание:

Тема 3: Передача информации. Активные (групповые) Развивающие (индивидуальные) 1. Крокодил 2. Продолжи рассказ 3. Передай сигнал 4. Три человека у телефона 1. Допиши предложение 2. Напиши письмо 3. Придумай знак по ТБ

Тема 3: Передача информации.

2. Продолжи рассказ

3. Передай сигнал

4. Три человека у телефона

1. Допиши предложение

2. Напиши письмо

3. Придумай знак по ТБ

Время проведения

Вопросы для обсуждения:

Тема 4: Обработка информации. Активные (групповые) Развивающие (индивидуальные) 1. Нахождение слов – антонимов 2. Переключатели 3. Вижу разницу 1. Раскрась по правилам 2. Найди соответствие 3. Найди различия 4. Что за чем следует? 5. Загадки

Тема 4: Обработка информации.

1. Нахождение слов – антонимов

1. Раскрась по правилам

2. Найди соответствие

3. Найди различия

4. Что за чем следует?

Цель : развитие вербальных способностей.

Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание).

Возраст : младший подростковый.

Читайте также: