Индустриализация в кузбассе сообщение

Обновлено: 07.07.2024

20-е годы XX века для Кузбасса – особое время, именно тогда были заложены основы для экономического развития Кузбасса в советский период, формирования его промышленного будущего.

В 1921 году в Кузбассе организуется автономная индустриальная колония Кузбасса (АИК) во главе с голландским инженером Себальдом Рутгерсом.

Международная промышленная организация успешно действовала в 1921-1927 годы. Проект АИК имел всероссийское значение. В огромной степени, именно благодаря колонистам Кузбасс стал центром российской угледобычи, каким является до сих пор.

Эксперимент был закончен в связи с изменившимися политическими условиями в СССР.

Завершение восстановления народного хозяйства в Кузбассе, как и во всей стране, означало, что в рамках НЭПа созданы условия для дальнейшего развития экономики с последующим вытеснением частного сектора и продвижением по пути построения социализма.
Советский период характеризуется этапами бурных революционных и военных событий, превращения Кузбасса в индустриальную базу на востоке страны, вклада в завоевание победы в Великой Отечественной войне, послевоенного бурного развития, а затем замедления темпов роста и кризиса.

Работа состоит из 1 файл

Основная часть.doc

Завершение восстановления народного хозяйства в Кузбассе, как и во всей стране, означало, что в рамках НЭПа созданы условия для дальнейшего развития экономики с последующим вытеснением частного сектора и продвижением по пути построения социализма.

Советский период характеризуется этапами бурных революционных и военных событий, превращения Кузбасса в индустриальную базу на востоке страны, вклада в завоевание победы в Великой Отечественной войне, послевоенного бурного развития, а затем замедления темпов роста и кризиса.

1. ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ КУЗБАССА.

СОЗДАНИЕ УРАЛО-КУЗНЕЦКОГО КОМБИНАТА.

На Горбуновской площадке начиналось ее освоение для строительства завода. Комсомольцы и молодежь, прибывшие на стройку, провели летом 1928 года первый воскресник и разбили общедоступный сад. На площадке открылся первый ларек.

Однако окончательное решение о строительстве металлургического завода все еще задерживалось. Для его обеспечения сырьем рудные запасы Тельбесского месторождения были недостаточны. И тогда вернулись к идее не только обеспечения Урала Кузнецким углем, но и использования уральской руды для завода в Кузбассе. На этой основе СНК СССР и СТО 15 января 1929 года приняли окончательное решение о строительстве одновременно Кузнецкого и Магнитогорского металлургических заводов.

Первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1928/29—1932/33 хозяйственные годы в Кузбассе намечалось увеличить угледобычу до 6 миллионов тонн в год, а также построить Тельбесский (Кузнецкий) металлургический и Беловский цинковый заводы, развернуть энергетическое строительство.

Дополнительное количество металла требовалось как для производства боевой техники, так и для выпуска тракторов, автомобилей, сельхозмашин. Требовалось увеличить производство горючего для нужд укреплявшейся Красной Армии и народного хозяйства.

Основные ресурсы и усилия направлялись на развитие оборонных и базовых отраслей. Частный сектор экономики решительно вытеснялся. НЭП неуклонно свертывался. Развитие государственного сектора набирало все больший размах.

В таких условиях ЦК партии 15 мая 1930 года принял постановление, одобренное затем в декабре XVI съездом ВКП (б), о создании второй угольно-металлургической базы страны. Работа в Кузбассе приобретала невиданный размах.

Важнейшим звеном УКК являлось развитие добычи угля в Кузбассе. Вместо предусмотренного пятилетним планом увеличения угледобычи к концу пятилетки до 6 миллионов тонн было дано задание форсировать ее до 8,2 миллиона тонн, а затем по годовым планам до 10,5 миллиона тонн.

С начала пятилетки развернулась реконструкция 12 действовавших шахт. А в 1931 —1932 годах было построено 23 новых шахты, годовая производительность каждой из которых составляла 270—325 тысяч тонн.

Хотя форсированные задания дать 10,5 миллиона тонн угля в 1932 году Кузбасс выполнить не смог, но бассейн выдал около 7 миллионов тонн, увеличив объем угледобычи за пятилетку в три раза. Возросший в связи с этим объем углеперевозок, предполагавшийся еще планом ГОЭЛРО, потребовал реконструкции железнодорожной линии Кузнецк-Челябинск.

Исключительное внимание уделялось в Кузбассе механизации процесса угледобычи. Широко внедрялись отбойные молотки, электросверла, конвейеры, замена конной откатки электровозной. В шахтах создавалась принудительная вентиляция, бензиновые шахтерские лампы заменялись аккумуляторными.

Шахтеры Кузбасса активно поддержали почин донецкого забойщика Алексеи Стаханова. А передовой забойщик И. А. Борисов вызвал Стаханова на соревнование и добился выполнения за смену 48 норм.

Форсированное задание увеличить угледобычу в Кузбассе до 20 миллионов тонн, как и в основных отраслях промышленности страны, выполнить не хватило возможностей. Но за две пятилетки добыча угля в бассейне возросла более чем в 7 рази достигла в 1937 году 17,8 миллиона тонн. Вторая угольная база страны была создана.

Вместе с созданием угольного звена УКК строился основной объект его металлургического звена в Кузбассе - Кузнецкий металлургический завод. На базе Тельбессбюро уже в 1929 году, было создано управление Кузнецкстроя, которое непосредственно организовывало строительство металлургического завода. Управление Кузнецкстроя из Томска было переведено непосредственно в Кузнецк. Все строительство стало вестись без подрядчиков — стройка и завод сливались в единый комплекс. На площадку Кузнецкстроя в 1931 году перевели металлургический факультет Томского индустриального института и создали Сибирский металлургический институт.

21 января 1932 года стройка засияла новыми огнями — вступила в строй заводская ТЭЦ. 24 февраля вступила в строй первая батарея коксовых печей. 3 апреля выдала чугун доменная печь № 1 и 17 июня — домна №2. 19 сентября пошла сталь мартеновской печи. 6 ноября из создававшегося собственного рудника Темир-Тау прибыл первый эшелон железной руды. А 31 декабря 1932 года начал работать рельсобалочный стан. Металлургический цикл был замкнут. Вступил в строй Кузнедкий металлургический комбинат — КМК.

Наращивая производство металла и создавая собственную рудную базу, КМК продолжал строиться. В 1934 году была пущена последняя, 4-я доменная печь. По выпуску чугуна комбинат вышел на проектную мощность. Вошли в строй новые мартеновские печи. Выплавка стали увеличилась в 2,4 раза. Успешно работали прокатчики.

Достигнутые успехи послужили базой, на которой в 1935 году развернулось на комбинате стахановское движение. Оно эффективно продолжалось и нарастало. Создание и освоение КМК вместе с одновременно построенным Магнитогорским металлургическим комбинатом означало, что металлургическое звено УКК было сформировано. Страна получила мощную угольно-металлургическую базу в своих восточных районах.

Железнодорожная сеть Кузбасса в 1940 году достигла 1 130 километров. Возрастали перевозки грузов, а также пассажиров. Идея превращения Кузбасса в мощный индустриальный край была выполнена. Кузбасс стал второй после Донбасса угольной и третьей после юга страны и Урала металлургической базой СССР. Опираясь на нее, осуществлялись индустриальные преобразования других восточных районов страны.

2. СОЗДАНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Осуществление индустриализации и быстрый рост промышленного потенциала Кузбасса способствовали появлению на территории региона новых городских центров.

В 1931 году разрозненные поселки шахт были объединены в города Прокопьевск и Анжеро-Судженск.

Значительное увеличение добычи угля за годы первой пятилетки привело к росту объема углеперевозок. В связи с этим была проведена реконструкция железнодорожной магистрали Кузнецк — Челябинск, станция Топки превратилась в крупный железнодорожный узел, а поселку ее железнодорожников в 1933 году был присвоен статус города.

Ускоренный рост городского населения еще более обострил жилищную проблему. И первые годы индустриализации многие рабочие городов Кузбасса начинали жить в палатках, землянках, а затем в бараках с двойными дощатыми стенами, между которыми засыпалась земля. Так называемый облегченный тип жилья был недостаточно пригодным для суровых сибирских климатических условий. Но тем не менее вместе с капитальными домами его строительство продолжалось.

Тем не менее строительство жилья в городах шло быстрыми темпами. За годы первой пятилетки было введено 1,5 миллиона квадратных метров жилой площади.

Серьезным недостатком в жилищном строительстве являлось отсутствие единого комплексного плана развития городов. Большинство городов сосредоточивались на угленосных территориях. Существовала опасность обрушения подработанных участков в угольных городах, что могло привести в негодность фонд жилых и производственных зданий. Эти же причины не позволял и создать полноценные системы водоснабжения, канализации и т.д.

Рост городского населении опережал темпы жилищного строительства, и в этой связи проблема жилья по-прежнему оставалась острой.

Улучшался внешний облик городов Кузбасса. Немалую роль в этом сыграли сами горожане.

В системе коммунального хозяйства велось развитие транспортной сети.

Трамваи уже имелись в крупных городах (в Сталинске они появились в 1933 году, в Прокопьевске - в 1935 году, в Кемерове - в мае 1940 года). В малых и средних городах основным видом передвижения оставались авто- и гужевой транспорт.

В сети бытового обслуживания подавляющее число городов не имело собственных прачечных.

Большое внимание уделялось развитию системы здравоохранения. Крупные больницы были построены в Анжеро-Судженске, Прокопьевске, Новокузнецке. В Кузбассе действовали 125 больниц. В городах было 400 родильных домов. Но из-за крайней ограниченности финансовых средств проблемы улучшения состояния больничных корпусов, обеспечения амбулаторных пунктов медоборудованием и лекарственными средствами, развития сети родильных учреждений требовали дальнейшего внимания.

Не менее важной составной частью социальной сферы являлись культурно-просветительские учреждения. Их сеть на начальном этапе включала в себя избы-читальни, клубы, всевозможные любительские кружки. В дальнейшем ширилась сеть клубов, библиотек, кинотеатров, домов и дворцов культуры. В Новокузнецке были построены здание театра и дворца металлургов, в Прокопьевске — ДК им. Артема и ДК шахты №5—б им. Ворошилова.

В 1930 году в городе Ленинске-Кузнецком торжественно был открыт Центральный дворец угольщиков, а в 1934 году распахнул свои двери городской краеведческий музей. Через год открыла двери городская библиотека, организованная по распоряжению наркомата просвещения РСФСР. В 1938 году в эксплуатацию был сдан первый в городе звуковой кинотеатр.

Кузнецкстрой

Кузнецкстрой
К ноябрю 1926 года ВСНХ разработал ориентировочный пятилетний план развития Сибири, согласно которому в Кузбассе предусматривалось строительство крупного металлургического завода. 15 января 1929 года СТО вынес постановление о строительстве Кузнецкого комбината, мощность которого была определена в 820 тыс. тонн чугуна в год. Опыта в строительстве и детальном проектировании таких предприятий у советских специалистов практически не было, поэтому было принято единственное возможное решение: привлечь к сотрудничеству зарубежные компании.

К августу 1927 года специалисты Гипромеза подготовили технические задания для проектирования будущего КМК и передали их в американскую фирму Freyn Engineering Company (США, Чикаго), которая в том же году подписала с советским правительством рамочный договор на оказание консультационных услуг сталеплавильной промышленности. В 1928 году Freyn подписывает договор на проектирование будущего КМК. По этому предприятию непосредственное проектирование осуществлялось в Чикаго, а рабочие чертежи делались в СССР. Над ними работали смешанные группы советских и американских специалистов. Параллельно с этим одобрение проект получил на высшем политическом уровне. 7 февраля 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило подготовленные проекты СНК по строительству Магнитогорского, Кузнецкого и Керченского металлургических заводов.

Участвовали в проекте не только американцы, Советское правительство привлекло под этот проект значительные германские кредиты и производственные мощности. Оборудование изготавливалось в Германии в основном, а также в США, Англии и Франции по американским чертежам. Общая сумма кредитов, которые были привлечены под заказ оборудования для КМК, точно не известна, но, по всей вероятности, речь идет о десятках миллионов долларов (строительство ДнепроГЭС, по американским данным, стоило до 100 млн. долларов, а проект КМК приближается к ней).


Рут Кеннел и дети рабочих

В сентябре 1932 года была произведена первая плавка в мартеновском цехе, в ноябре вступил в строй блюминг, а 30 декабря в рельсобалочном цехе была прокатана первая партия рельс. В 1933-1935 годах Кузнецкий меткомбинат ввел в строй вторую очередь – две домны, мартеновский цех, новые коксовые батареи и прокатные станы. К концу второй пятилетки КМК был введен в строй полностью. Его мощности оценивались в 1,74 млн. тонн чугуна, 2,15 млн т стали и 1,7 млн т проката в год. По ним КМК практически не уступал Магнитогорскому меткомбинату – 2,15 млн т чугуна, 1,92 млн т стали и 1,64 млн т проката. По численности персонала КМК входил в первую десятку крупнейших производств, его штат достигал до 9800 человек (без вспомогательных производств и рудной добычи). Советское правительство дважды (в декабре 1934 года и в марте 1939 года) награждало орденами и медалями большие группы рабочих, инженеров и техников. За руководство строительством КМК И.П. Бардин был награжден орденом Ленина и избран членом Академии наук СССР.

Фото с сайта chroniclelive.co.uk

Ровно 100 лет назад император Николай II утвердил договор о передаче предприятияю "КОПИКУЗ" земель Кабинета Его Величества в Алтайском горном округе, куда в то время входила территория нынешней Кемеровской области. Предполагалось, что на этих землях будет разваваться добыча угля. Истоки современного статуса Кузбасса как одного из крупнейших угольных бассейнов мира и важнейшего центра угольной, химической и металлургической промышленности России — в деятельности КОПИКУЗа.

В 1912 году это акционерное общество начало создание в Кузбассе промышленного комплекса по добыче и переработке угля, включающего в себя строительство рудников, коксохимического и металлургического заводов, железной дороги.

По сути, КОПИКУЗ провел первую капиталистическую индустриализацию края. Своей деятельностью он предопределил его превращение из глухой провинции в крупнейший промышленный центр Сибири и самостоятельную Кемеровскую область.

Как сообщили Sibnet.ru в пресс-службе администрации Кемеровской области, особую роль представил КОПИКУЗ в истории Кемерова. Строительство железной дороги, коксохимического завода и рудника стало решающим в получении селом Щеглово в 1918 году статуса города. Город обязан КОПИКУЗу и своим именем, поскольку при переименовании в 1932 году из множества предложений было выбрано название "Кемерово", связанное с развитием промышленности.

В Кемерове, на территории бывшего Кемеровского рудника, сохранились постройки КОПИКУЗа, признанные памятниками гражданского и промышленного строительства регионального значения. В одном из них расположен музей "Красная Горка".

Читайте также: