Сообщение о скифах по плану территория расселения основные занятия отношения с соседними народами

Обновлено: 30.06.2024

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

План:
1.Территория расселения.
2.Основные занятия.
3.Отношения с соседними народами.
4.Достижения ремесла и художественной культуры.

между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью

скотоводство, земледелие, деревообработка.

Сарматское завоевание Скифии. Тавроскифия. Малая Скифия

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.

С самомнением у скифов тоже было все в порядке, как у любого нормального современного дончанина. Получив в результате контактов с греками симпатичную теорию своего происхождения от античного героя Геракла, они и не думали ее опровергать. Наоборот, всячески подтверждали в войнах и набегах. Сокрушение великого армянского государства Урарту стало деянием, достойным сравниться с любым подвигом Геракла. Впрочем, всерьез скифы верили все-таки не в греческих, а в своих богов. Был у них бог-отец на коне и бог-мать с широкими бедрами. Кроме того, в скифском религиозном пантеоне числилось еще около десятка имен.

Скифы прожили на наших землях не меньше пяти веков. Ослабев от позаимствованной на востоке роскоши и деградации центральной власти, их государство рухнуло, не выдержав натиска другого ираноязычного племени – сарматов, увековеченных в названии донецкой марки пива. А как увековечены у нас скифы?

Севернее скифов жили племена, известные древним авторам под именами будинов, гелонов, невров.
За восточной границей Скифии простирались земли савроматов. Западными соседями скифов были
фракийцы, занимавшие территорию от Карпат на севере до Эгейского моря на юге. Фракийские
племена были оседлыми земледельцами и скотоводами. Наиболее известны геты, трибаллы, агафирсы,
одрисы. В начале V в. до н. э. одрисы создали государство, подчинив себе и некоторые другие племена.
Основатель Одрисского царства Терес I выдал свою дочь замуж за скифского царя Ариапифа, от этого
брака родился Октамасад. У следующего царя фракийцев Ситалка пытался укрыться Скил,
преследуемый за измену скифским обычаям. Между скифами и фракийцами существовали тесные
торговые и культурные связи. Например, у фракийцев получили распространение скифские мечи‑
акинаки и щиты, а у скифской знати ‑ фракийские серебряные сосуды.
В Прикубанье и на восточном побережье Азовского моря соседями скифов были синды и меоты. Их
основными занятиями были плужное земледелие, пастушеское скотоводство и рыболовный промысел.
Некоторые синдские и меотские племена состояли в зависимости от скифов. В результате тесного
общения происходило смешение скифской и меотской культур на Северо‑Западном Кавказе.
С VI в до н. э. в Северном Причерноморье существовали греческие города‑государства, в числе которых
Тира (в устье Днестра), Ольвия (на Бугском лимане), Херсонес (современный Севастополь), Пантикапей
(современная Керчь) и другие. Греческие колонии возникали с согласия местных племен, скифы были
заинтересованы в постоянных торговых, политических и культурных связях с греками. Скифы покупали
в причерноморских городах вино, оливковое масло, рыбу, соль, изделия греческого ремесла.
Греки вывозили из Скифии скот, хлеб, меха, мед, а также рабов. В начале V в. до н. э. города, лежавшие
по берегам Керченского пролива, объединились под властью Пантикапея, образовав Боспорское
государство. Население Боспора было смешанным, значительную его часть составляли меоты и скифы.
Время от времени боспорцы, как и жители других греческих государств Причерноморья, оказывались в
даннической зависимости от Скифского царства

После непродолжительного отсутствия скифы вернулись в Северное Причерноморье, и вытеснили с этих территорий киммерийцев.

Скифы наладили тесные отношения с греческими городами государствами, что способствовало экономическому и политическому развитию скифов. Они торговали с греками зерном, рабами, обменивали ювелирные украшения, а были периоды, когда активно вмешивались во внутреннюю политику греческих полисов.

Консолидации скифского общества способствовала и успешное противостояние с персидским царем Дарием I в 512 году до нашей эры.

В правление царя Атея скифы активизировались на юго-западных границах, и активно вмешивались в дела Фракии. такая политика вызвала войну скифов с македонским правителем Филиппом II.

А вот в правление Александра, скифы помогли Ольвии разбить войска Зопириона, который вторгся в пределы Великой Скифии.

Таким образом, видим, что скифы активно сотрудничали, а иногда и воевали с соседними племенами и государствами, и вели активную внешнюю политику.

Читайте также: