Сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии

Обновлено: 02.07.2024

в грузинской мифологии и фольклоре зооморфные существа, драконы. В древней Колхиде изображались в виде огромной рыбы (ср. Вишапы в армянской мифологии). Часто В. представляются многоглавыми существами. Различаются белые, красные и чёрные (наиболее сильные) В. Связанные с водной стихией В. похищают воду из колодцев, рек, озёр, за пользование водой требуют принесения в жертву девушек. Они поглощают солнце, враждуют с добрыми героями, но, в конечном счёте, терпят от них поражение (ср. схватку В. и Амирани). Злые функции В. нередко переносятся на дэвов. В ряде сюжетов выступают в качестве покровителей героев. однако их подарки герою являются запретными. Нарушение героем запрета вызывает его смерть. В агиографических памятниках В. - символ безверия и идолопоклонства.
Лит.: Марр Н. Я. и Смирнов Я. И., Вишапы, [Л.], 1931.
М. Ч.

Смотреть что такое "ВЕШАПИ" в других словарях:

Вешапи — в древнегрузинской мифологии и эпосе зооморфное многоголовое чудовище, обладающие человеческой речью и способностью извергать огонь. В эпосе о богоборце Амирани упоминаются несколько видов вешапи: белый, красный и чёрный. При этом последний… … Википедия

Амирани (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Амирани. Статуя Амирани в Грузии Амирани (груз. ამირანი) герой грузинского мифа и эпоса. Согласно … Википедия

АГУЛШАП — в абхазском нартском эпосе дракон, завладевший водными источниками и за разрешение пользоваться водой требующий в виде дани красивую девушку; иногда А. выступает как похититель молодых девиц. В борьбу с ним вступает герой эпоса Сасрыква. Ему… … Энциклопедия мифологии

БЛЯГО — в адыгской мифологии дракон, олицетворение злых сил природы (в более поздних мифах, возможно, и пришельцев завоевателей). Б. низвергает из своей огромной пасти воду, которая проливается дождём, а издали кажется белым облаком (туманом),… … Энциклопедия мифологии

КАВКАЗСКО-ИБЕРИЙСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений народов, населяющих Северный Кавказ и часть Закавказья и говорящих на языках, входящих в семью кавказских языков: грузины, адыги (кабардинцы, адыгейцы, черкесы), абхазы, абазины, чеченцы и ингуши… … Энциклопедия мифологии

Грузинская мифология — Грузинские мифы и легенды сохранились в народных сказках. Многие из них впоследствии слились с христианской мифологией. Самые известные персонажи грузинской мифологии: Агуна божество виноградарства и виноделия в Западной Грузии. Адгилис… … Википедия

Грузинская Мифология — Грузинские мифы и легенды сохранились в народных сказках. Многие из них в последствии слились с Христианской мифологией Самыми известными персонажами грузинской мифологии являются: Агуна божество виноградарства и виноделия в Западной Грузии… … Википедия

Прослушайте извещенье об виде рыбки в грузинской мифологии. Почему забвение и покой обещаны зеленоглазой рыбкой, а погибель воспринимается как погружение во темноту, на мокрое дно глубокой речки?

  • Pashka Dorogan
  • Литература
  • 2019-10-02 00:22:15
  • 1
  • 1

Для грузинских поверий отличительно представление, что рыба исцелительница хворей, существо священное, способное вернуть утраченные силы. Совместно с тем, рыба как мифологический персонаж связана с нижним миром, с королевством мертвых. Избавляя от мук, золотая рыбка зовет войти во врата мира, где нет ни медли, ни мучении.

Почитание божества в образе рыбы зафиксировано в той или иной форме у народов, населяющих Кавказ и Закавказье. В армянском искусстве известны рыбообразные каменные фигуры под названием "вишапы". Академик Б.А. Тураев считает, что они относятся к "области урартийской культуры и религии". О том, же пишет и М. Римшнейдер: "Официальный государственный культ сопровождался там [в Урарту - ред.] (конечно, втайне) поклонением рыбообразным фигуркам, очевидно изображавшим бога. Восходят они к натуралистическим изображениям богов, характерным для Передней Азии. В Урарту их использовали, очевидно, в колдовских целях".

Образ божества-рыбы занимал важное место в мифологических представлениях армян с древности, выступая персонажем нижней и верхней сфер мироздания. Считалось, что огромная рыба Лекеон (Левиатан), обвивает землю, плавающую в мировом океане. Рыба пытается схватить свой хвост и, если бы это ей удалось, произошло бы крушение мира. От движений Лекеон происходят землетрясения. Согласно варианту мифа, Лекеон плавает вокруг мировой горы Кафар, находящейся в центре мирового океана. После полного оборота, совершенного за шесть месяцев, проголодавшаяся рыба заглатывает в огромном количестве воду, которую затем извергает на вершину горы. Начинается потоп; все живое и неживое, сметенное с горы, попадает в раскрытую пасть Лекеона. Несъедобное Лекеон выдыхает, выплевывает - поднимается ветер, подобный самуму. Интересная деталь: на голове Рыбы находится большой бриллиант, светящийся днем и ночью. При движениях ее тела отблески сияния этого бриллианта видны на небе в виде вспыхивающих зарниц. Грозовые тучи, плывущие над землей тоже персонифицировались как рыбы - вишапы, но и в этом небесном воплощении они несли угрозу и были опасны. В их образах персонифицировались такие атмосферные явления как грозовая буря, смерч или грозовые облака. Согласно мифам, большой Вишап может поглотить солнце, отчего происходит затмение. Считается, что местами обитания вишапов были высокие горы, большие озера и облака на небе. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озера, вишапы производили грохот, сметая все на своем пути. Часто во время грозы постаревшие вишапы с высоких гор или озер поднимаются на небо, а их небесные двойники опускаются на землю. Доживший до тысячи лет вишап может поглотить весь мир. С этими чудовищными "рыбами" борется герой Вахагн, которого впоследствии заменяет христианский архангел Гавриил (Габриел Хрештак), и ангелы. Они вступают в сражение с вишапами, когда те пытаются поглотить солнце во время грозы. Блещущие молниями грозовые тучи представлялись воспламенившимися телами вишапов, гром - их криком, а молния - стрелой Габриела, посохом или прутом ангелов. Ангелы вздымали вишапов к самому солнцу, от лучей которого они превращались в пепел и сыпались на землю.

В эпосе вишапы играют исключительно отрицательную роль: завладевая водными источниками они вынуждают людей приносить им в жертву девушек. Воды и девушек высвобождают герои, побеждающие чудовищ. В эпосе "Випасанак" выступают вишапы, живущие у подножия Масиса, потомки вишапа Аждахака и его жены Ануйш - "матери вишапов" (их потомков иногда называют "вишапидами"). Артавадз истребляет вишапов вместе с их предводителем Аргаваном. Несмотря на отрицательное отношение к мифологическим вишапам, установление каменных стел в форме рыб в Армении свидетельствует о глубоком и древнейшем почитании скрывающегося под ее обликом божества. Представляется, что угроза проглотить солнце на небе и захват водных источников вишапами-змеями являются позднейшим переосмыслением. Рыба, несущая на себе землю, несла не только угрозу землетрясения, но и была владычицей подземных источников пресной воды, так ценимой на Армянском нагорье. Каменные Рыбы, символы божества, от которого зависела жизнь людей, могли устанавливать в знак благодарности божеству, одаривающему людей водой жизни, и сохраняющему им жизнь во время землетрясений.

В виде огромной рыбы под названием "вешапи" изображалось это божество и в Колхиде, и вошло в виде зооморфных многоглавых чудовищ вешапи в грузинские мифы и легенды.

Армянская легенда об иноземном царе Немруте, вторгшимся в Армению, и выстроившим великолепный дворец необычайной высоты на вершине горы, повествует о том, как ослепленный гордыней Немрут поднялся на крышу своего дворца и прицелился из лука в небо, решив убить бога, чтобы занять его место. Но бог подставил большую рыбу под стрелу. Увидев кровь, Немрут возликовал, что бог убит. Тогда разгневанный бог ударил молнией, и Немрут вместе с дворцом провалился в пропасть, из которой образовалось озеро. Эта же легенда в мусульманской версии заменяет имя царя на Фирауна (букв. "фараон"), который притеснял Мусу, требуя поклонения себе как богу. Здесь тоже фигурирует высокая башня и стрела, пущенная в Аллаха, однако рыба не упоминается. Бог просто возвращает стрелу окрашенной в красный цвет. И, наконец в иранском варианте, наличие жабр у рыбы объясняется раной, которую нанесла стрела, пущенная в бога.

Представление о рыбе в подземном море, на спине которой покоится земля, известно и в грузинской мифологии. Рыба держит во рту свой хвост и, когда он выскакивает изо рта, она приходит в движение, от чего земля содрогается. В другом варианте земля покоится на ките, от движений которого и происходят землетрясения.

Азербайджанский вариант об опоре земли представляет собой пересказ мусульманской легенды: землю держит ангел, который стоит на скале, скала на быке с четырьмя тысячью глаз и таким же количеством ушей, морд, языков и ног; бык же стоит на рыбе.

МЕТАФОРИЧЕСКИК ЭПИТЕТЫ передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь) , поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы) .

МЕТАФОРЫ передаю напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; судьба… смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал) .

С помощью РАЗВЕРНУТЫХ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи. Она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры. . )

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой не утаю, что я тебя люблю) .

ПОЭТИЧИСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”.

Читайте также: