К п победоносцев теоретик и практик русского консерватизма сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Он охранял, как верный рыцарь, вход в замок, где томилась в заключении весна русской свободы. Надо быть справедливым - охранял не из корыстных побуждений, не ради выгод власти, а исключительно по непоколебимой убежденности в своей правоте.

ХХ век внес в российский исторический процесс особенно тяжелую череду беспрецендентных переломов, взлетов и падений, отрицаний и потерь. Оказавшись в эпицентре двух мировых воин и революций, демографических и экологических катастроф, испытав тяжелое тоталитарное бремя, Россия как бы втянулась в поставленный историей грандиозный эксперимент на выживание.

Во многом утрачен тот синтез российского духа и западноевропейского интеллекта, который так плодотворен для отечественной культуры. В обществе бытует отношение к русской культуре как к чему-то второстепенному или подлежащему переделке, ведущей к подрыву духовных корней и национально-культурной деградации. Даже в современном лексиконе русское нередко связывается с чем-то вненациональным, лишенным национального смысла. Настоящий путь к познанию России может идти лишь через проникновение в тайники характера русского народа, через осознание им самим собственного своеобразия истории и культуры, всего того, что мы называем русской идеей .

Русская идея нередко объявляется порождением этноцентризма, идеализации и абсолютизации интеллектуальных и психологических свойств русской нации. Такого ряда гиперкритические версии, накладывают на нее негативный отпечаток, не соответствующий ее исторически сложившемуся облику.

ГЛАВА 1. Жизнь и деятельность К.П.Победоносцева.

Кем же он был – Константин Петрович Победоносцев?

В 1881 году Константин Петрович был приглашен в царскую семью преподавать правоведение. Он был наставником царевича Николая, великих князей Александра и Владимира, цесаревны Марии Федоровны. В 1865 году Победоносцев перебрался в Петербург. В 1868 году он стал сенатором, в 1872 году – членом Государственного совета, состоял в комиссия по рассмотрению отчетов Министерства народного просвещения (1875-1876) и по тюремной части (1877). В 1880 году Победоносцев был назначен обер-прокурором Святейшего Синода и членом Комитета Министров.

Эпоха Александра III стала апогеем могущества Победоносцева, но заметную роль он играл и позднее. По характеру это был человек довольно суровый и немногословный, но в то же время он обладал поистине магической силой убеждать в правоте своих идей. В полемике он блестяще использовал все богатство накопленных им обширных знаний в самых разных областях. Полемизируя, он был всегда резким, но доводы его были убедительны.

Начало великих реформ Победоносцев встретил с энтузиазмом. Как и многие современники, он возмущался произволом и бюрократизмом николаевских времен, мечтал приобщить Россию к новейшим успехам науки и цивилизации. Что же погасило либеральные стремления молодого реформатора? Он не предполагал, что идеи западных авторов могут болезненно столкнуться с основами российского жизнеустройства.

Подобный мировоззренческий сдвиг не были плодом расчета – за ним стояли человеческие эмоции и переживания. Константина Петровича страшило развитие пореформенной России, где все менялось с небывалой быстротой, рушился патриархально -сословный уклад с его вековой размеренностью и определенностью.

ГЛАВА 2. Значимость самодержавия для социальной сферы общества

В основе концепции Победоносцева лежали православие, самодержавие и народность. Однако в отличие от уваровского простодушного триединства второй четверти XIX столетия оно в конце этого века выведено было К.Н.Леонтьевым, К.П.Победоносцевым, М.Н.Катковым в ранг философской и политической теории.

Победоносцев с опаской воспринимая яркие проявления индивидуальности, способные поколебать прочность сложившегося уклада. Оптимальным историческим путем при таком подходе виделся механизм, максимально близкий к животному или растительному росту, огражденный от всяких волевых вторжений.

Победоносцев считал, что в России более всего дорожить надо нравственным доверием народа, верою его в правительство. Возможные законные льготы и постановления – ничто перед этим чувством. Народ приходит в уныние и тоску, когда не чувствует правящей силы. У нас, в России, нет другой движущей силы, кроме единства народа с правительством в нравственном сознании.

Победоносцев был глубоким знатоком права, целые поколения профессоров и студентов признают его своим учителем. С особым вниманием он относился к основам гражданской и политической жизни в России и Запада. Превосходно знавший Россию и всегда и во всем точно мысливший, Константин Петрович не мог слепо воспринимать западные нововведения. Отрицательно относившийся к конституционному строю, он считал парламентаризм неприемлемым для России вообще и был сторонником централизованной сильной власти .

После 1861 года, когда в России происходила поляризация политической мысли и формировалось крыло идеологов консервативного толка, Победоносцев одним из первых оказался именно в этом лагере, к чему он подготовлен был изначально: и происхождением, и воспитанием, и духом, и устоями родительского очага. К консерватизму склонял и весь психологический строй его личности. Умеренная дань, отданная политическому либерализму на рубеже 50-60-х годов XIX века была связана с общей модой на вольномыслие и негативной реакцией общества на мрачный финал внешней и внутренней политики Николая I. И юный Победоносцев , тяжело переживавший положение России и ее внутренний кризис, не мог избежать влияния этого поветрия.

Исследуя проблему крепостного права, Победоносцев вышел за ее рамки и высказал ряд интереснейших мыслей, перекликающихся с воззрением таких государственников как С.М.Соловьев и К.Н.Леонтьев. Постановка вопроса Победоносцева отличалась завидным лаконизмом, четкостью и внутренней логикой. Он был обстоятельно знаком не только с гегельянством, фурьеризмом, но и хорошо знал Г.Спенсера, Дж,Миля и А.де Токвиля.

Фатализм, вера в историческую предопределенность и закономерности, соответствующие ей ненависть к реформам и конституции, либерализму и либералам, крайним радикалам, мятежникам. Сильнейшим и опаснейшим элементом социального брожения Победоносцев считал политический национализм, угадывая в нем угрозу распада империи.

Он чувствовал себя абсолютно уверенным в собственной правоте и непогрешимости своих взглядов. Все то, что им противоречило, он трактовал как плод исторической безответственности, легкодумия, заведомых заблуждений и пристрастий личной и мелкой выгоды, а главное – отсутствие подлинного патриотизма.

Для русского народа характерна роковая неспособность и нежелание самому устраивать порядо земли своей. Русский народ как бы хочет не столько свободного государства. Свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о его устройстве. Природа русского народа определяется как пассивная и покорная в делах государственых. Нет пределов смиренному терпению многонационального русского народа. Государственная власть всегода была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа.

Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Россия – могущественейшее государство в мире, величайшая империя, только русский народ был способен создать такое государство!

ГЛАВА 3. Православие как основа национального самосознания русского народа

Победоносцев наметил и пытался воплотить в жизнь обширную программу социальных акций церкви: развитие проповеди, внебогослужебных собеседований, баготворительности, учреждения библиотек.

Наша православная идеология самодержавия – явление безгосударственности духа, отказ народа и общества создавать свою государственную жизнь. Русская душа хочет богоизбранной власти. Природа русского народа сознается как аскетичная, отрекающаяся от земных дел и земных благ.

Статичное, патриархальное общество, в котором все роли расписаны заранее и каждый человек опекается свыше, лучше всего подходило Победоносцеву. Замкнутый кабинетных труженник, Победоносцев необычайно боялся хаоса, который может породить не сдержанная внешней силой толпа. Жизнь неупорядоченная и непредсказуемая была неприятна Константину Петровичу.

Великие реформы, считал Победоносцев , обернулись неслыханными бедами для России, посколько в основве их лежали ложные принципы - опора на самостоятельность человека, вера в его добрую природу. На самом же деле, полагал Победоносцев , человек порочен и несовершенен. Мысль о несовершенстве человеческой природы заставила Победоносцева отрицать все демократические установления.

Административные и политические реформы не нужны, главное – непрерывный. Напряженный труд правителей, контроль за всеми сторонами государственной жизни. Утверждая строгую опеку над обществом. Победоносцев особенно чуток был к тем вопросам, которые касались внутреннего мира людей: именно здесь, считал он, судьбы страны. В чем-то Константин Петрович был дальновиднее своего прагматичного века, главное внимание обращавшего на ближайшие практические задачи: ХХ столетие покажет, какие могучие силы можно высвободить , овладев массовым сознанием.

Церковь, по мнению обер-прокурора, несла в общество дух смирения и верности существующему строю, укрепляла духовное единство страны .

В церковной сфере Победоносцеву, пожалуй, удалось достичь наивысших успехов. Оживилась деятельность православной миссии, церковных братств – союза клириков и мирян, возросло число церковных изданий, тиражи духовной литературы.

Если нашему поколению выпало на долю жить в ниаболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать нашу волю и наши суждения о России. Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле – продолжается. И теперь нам более, чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие.

Русскую идею нам не у кого и не зачем заимствовать: она может быть только нашей, национальной. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время русское историческое призвание. Эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то , что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядцщих поколениях. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих людях.об этой идее мы можем сказать: так было и так будет.

Пытаясь предупредить деструктивные последствия человеческой свободы, Победоносцев на деле дал гораздо больше места произволу и случайностям.

Запрещали серьезные, но казавшиеся неблагонадежными книги и журналы – бырно плодилась культура низкопробная, уследить за которой не было никакой возможности.

Надеясь укрепить семью, Победоносцев препятствовалупрощению процедуры развода – падала популярность брака, росла проституция, количество внебрачных детей и незаконных сожительств.

Неудачи Победоносцева не были случайны: по сути весьдух его действительности определялся глубоко ущербными мотивами- настроениями маловерия и боязливости. Не желая испривлять раз усвоенные понятия в соответствии с движением жизни, Победоносцев пытался саму жизнь подгонять под них.

Искренне желая спасти Россию, Победоносцев , однако, поддался соблазну легких решений – повверил, что можно полностью обойти сложности и болезненные явления, которые неизбежно сопутствуют всякому живому развитию.

1. Гиппиус З.Н. Слова и люди.// Литературное обозрение. – 1990. - № 9. – с.104

2. Ланщиков А. Предотвратить ли думою грядущее? //Москва. – 1991. - № 5. – с.112

3. Ланщиков А. Церковь и государство. //Москва. – 1991. - № 5. – с.119

4. Ланщиков А. Прогрессисты? Реакционеры? //Литературное обозрение. – 1991. -№ 19. – с.18

5. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. /Сост. С.А.Растуновой. – М.: Русская книга. – 1993. – 640 с.

6. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. //Молодая гвардия . – 1998. - № 7. – с.107

7. Победоносцев К.П. Печать [из неопубликованного и забытого]. /Вступительная статья В.А.Афонина. // Литературная Россия. – 1990. - № 38. – с.14

8. Победоносцев К.П. Печать. // Молодая гвардия. – 1998. - № 3 . – с.232

10. Победоносцев К.П. Церковь и государство. // Москва. – 1991. - № 5. – с. 119

11. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. // Вопросы философии. – 1993. - № 8. – с.185

12. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. // Родина. – 1993. - № 4

13. Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев – человвек и политик. // Отечественная история. –1998. -№ 1. – с.42

14. Полунов А.Ю. Белый революционер. // Знание – сила. – 1992. - № 2. – с.117

15. Полунов А.Ю. Рыцарь несвободы. // Родина. – 1995. -№ 1. – с.102

16. Рабкина Н.А. К.П. Победоносцев . // Вопросы истории. – 1995. - № 2

17. Русева А. Муж верности и разума. // Смена. – 1998. - № 6. – с. 24

18. Русская идея./Сост. и авт. вступительной статьи М.А.Маслин. – М.: Республика. – 1992. – 496 с.

19. Тебие Б.К. К.П. Победоносцев : легенда и реальность. // Советская педагогика. – 1991. - № 3. – с.104

20. Флоровский Т.В. Пути русского богословия. – Вильнюс. – 1991. – 417 с.

Краткий курс истории. Константин Победоносцев

Константин Петрович родился в Москве, был младшим ребенком в семье Победоносцевых, его отец был профессором Московского университета. Воззрения Константина во многом определило то, что дед был священником. В детстве он усвоил: русский человек должен жертвовать собой ради Бога, царя и Отечества. После домашнего образования, миновав гимназию, в 1841 году Победоносцев поступил в Императорское училище правоведения, которое окончил с отличием. Уже вскоре он прослыл лучшим знатоком российского законодательства. С 1861 года профессор Московского университета Константин Победоносцев преподавал законоведение наследнику престола и другим великим князьям.

Краткий курс истории. Константин Победоносцев

Хранитель Российской империи

Краткий курс истории. Константин Победоносцев

К.П. Победоносцев с приемной дочерью Марфой

Мнения

Главный идеолог

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) считался главным вдохновителем реакции в первые десять лет правления Николая II. Он был видным идеологом и имел большое влияние на Государя. В бытность того наследником престола Победоносцев преподавал ему правоведение.

Роковой дар

Демократии Победоносцев противопоставлял профессионализм монархии. Обер-прокурор рисовал идеальное самодержавие, проникнутое сознанием нравственной ответственности. Он предостерегал от власти, формально относящейся к своим обязанностям. Как актуально звучат сейчас его слова!

«Народ ищет наверху, у власти, защиты от неправды и насилий и стремится там найти нравственный авторитет в лице лучших людей, представителей правды, разума и нравственности. Благо народу, когда есть у него такие люди в числе его правителей, судей, духовных пастырей… Горе народу, когда в верхних слоях общества не находит он нравственного примера и руководства; тогда народ поникает духом и развращается…

История российской государственности в ХХ столетии пошла по пути, от которого Победоносцев старался её удержать и которого он страшился.

Созыв Государственной Думы, к которому Николай II оказался вынужденным прибегнуть в 1905 году, стал для Победоносцева крахом его идеалов.

Если вам понравилась публикация - не забудьте:

- нажать "палец вверх";

- подписаться на канал;

- оставить комментарий.

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись

Константи́н Петро́вич Победоно́сцев ( 21 мая (2 июня) 1827 ( 18270602 ) , Москва — 10 (23) марта 1907, Санкт-Петербург) — российский государственный деятель, учёный-правовед. Преподавал законоведение и право будущему императору Александру III и пользовался большим влиянием на него. В 1880—1905 Обер-прокурор Святейшего Синода.

Содержание

Биография

Родился в Москве, в семье профессора московского университета; у его отца было 11 детей. В 1841—1846 обучался в Императорском училище правоведения.

Играл значительную роль в определении правительственной политики в области просвещения, в национальном вопросе и др. Один из инициаторов политики контрреформ.


Российская историография считает Победоносцева консерватором: во всех своих реформах он преследовал, прежде всего, цели охранительного характера, стремился к укреплению традиций. Был автором реформы церковно-приходского образования, при котором, согласно его идеалам, учащиеся должны были получать минимум конкретных знаний, но зато твердо усваивать правила любви к Богу, царю и отечеству.

Из письма Обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева наследнику — цесаревичу Александру Александровичу 29 января 1881 [1] :

… Вчера вечером скончался Достоевский. Мне был он близкий приятель и грустно что нет его… Но смерть его — большая потеря и для России. В среде литераторов он — едва ли не один — был горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству… Он был беден и ничего не оставил кроме книг. Семейство его в нужде… Вы знали и ценили всегда покойного Достоевского по его сочинениям, которые останутся навсегда памятником великого русского таланта…

В 1901 году на Победоносцева было совершено покушение. Статистик Самарского губернского земства Н. К. Лаговский стрелял в Победоносцева 8 марта 1901 года. Был схвачен и 27 марта осужден на 6 лет каторги.

В октябре 1905 г. уволен от должности обер-прокурора Синода и члена Комитета министров с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора.

Скончался 10 марта 1907 года. Был погребён у алтаря церкви Свято-Владимирской церковно-учительской школы в Петербурге, ныне двор дома 104 по Московскому проспекту [2] .

Кавалер многочисленных орденов: Св. Александра Невского (1883, алмазные знаки к ордену — 1888), Св. Владимира 1-й степени (1896), Св. Андрея Первозванного (1898, алмазные знаки к ордену — 1904) и др. В 1880—1907 годах жил в Петербурге в доме духовного ведомства по адресу Литейный проспект, 62.

Научное наследие. Библиография

Автор многочисленных произведений по юридической, церковной, педагогической и общественно-политической проблематике. [3] В их числе:

Выступал также в качестве переводчика:

Ряд произведений К. П. Победоносцева переиздан в наши дни.

Эпистолярное наследие К. П. Победоносцева см. здесь:

Идеи. Идеалы

Примечания

Ссылки

  • Победоносцев Константин Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907. на сайте Биография.ру на сайте Знаменитые юристы России в Билиотеке Якова Кротова
  • Тимошина Е. В. Политико-правовые взгляды К. П. Победоносцева. Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01. СПб., 1998. — 232 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "К. П. Победоносцев" в других словарях:

Победоносцев Константин Петрович — Победоносцев (Константин Петрович) известный юрист и государственный деятель, ДТС, статс секретарь, родился в Москве в 1827 г. По окончании курса в училище правоведения поступил на службу в Московские департаменты Сената; в 1860 1865 годах… … Биографический словарь

Победоносцев, Константин Петрович — известный юрист и государственный деятель, ДТС, статс секретарь; род. в Москве в 1827 г. По окончании курса в училище правоведения поступил на службу в московские департаменты сената; в 1860 65 гг. занимал кафедру гражданского права в Московском… … Большая биографическая энциклопедия

Победоносцев, Константин — Петрович (1827 1907) российский государственный деятель, ученый правовед, публицист. Преподавал законоведение наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II). В 1880 1905 обер прокурор Святейшего Синода. Играл значительную… … Политология. Словарь.

Победоносцев Петр Васильевич — [22 IX (3 X) 1771, Москва – 30 IX (12 X) 1843, там же (?)]. Сын священника церкви св. великомученика Георгия. Обучался в Славяно греко лат. академии, по окончании учения (1797) был по собственному желанию уволен из духовного звания и определен в… … Словарь русского языка XVIII века

Победоносцев — Константин Петрович (1827 1907). Русский государственный деятель, юрист. В 1880 1905 гг. обер прокурор Священного Синода. Вдохновитель крайней реакции. Был учителем царской семьи и имел большое влияние на Александра III и Николая II. На… … 1000 биографий

Победоносцев Петр Васильевич — Победоносцев (Петр Васильевич) писатель (1771 1843); окончил курс в Московской духовной академии, получил степень магистра философии и словесных наук, был профессором российской словесности в Московском университете. Главные труды Победоносцева:… … Биографический словарь

Победоносцев Сергей Петрович — Победоносцев (Сергей Петрович) брат Константина Петровича Победоносцева, родился в 1816 г., умер в 1850 г., писатель 40 х годов, подписывавшийся псевдонимом Сергей Нейтральный ; образование получил в 1 кадетском корпусе, был саперным офицером;… … Биографический словарь

Победоносцев Константин Петрович — [21.5 (2.6).1827, Москва, ‒ 10 (23).3.1907, Петербург], русский реакционный государственный деятель, юрист, обер прокурор Синода. Сын профессора Московского университета. Окончил училище правоведения (1846). Служил чиновником в департаментах… … Большая советская энциклопедия

ПОБЕДОНОСЦЕВ — Константин Петрович (1827 1907), российский государственный деятель, ученый правовед. Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущие императоры Александр III и Николай II). В 1880 1905 обер прокурор Синода. Играл значительную роль … Современная энциклопедия

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — (1827 1907) российский государственный деятель, ученый правовед. Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II). В 1880 1905 обер прокурор Синода. Играл значительную роль в определении… … Большой Энциклопедический словарь

ПОБЕДОНОСЦЕВ Юрий Александрович — (1907 73) российский конструктор в области ракетной техники. Труды по теории пороховых ракет и др. Внес вклад в создание реактивных снарядов для Катюши . Государственная премия СССР (1941) … Большой Энциклопедический словарь

Читайте также: