Изучите информацию о музее фресок дионисия подготовьте сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства.

Рабочее время:
в период с 1 мая по 30 сентября с 09.00 до 18.00 (кассы до 17.30) без выходных;
в период с 1 октября по 30 апреля с 09.00 до 18.00 (кассы до 17.30) выходной − понедельник.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV−XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

Во второй половине XV − начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV − XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки − каменное сушило, гостевая палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

После разрушения нацистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались единственным полностью уцелевшим фресковым ансамблем Древней Руси московской школы стенописи.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фрески Дионисия

Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. Чудом сохранившаяся стенопись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490 г.) была неизвестна до 1898 года. Дионисий расписал собор в 1502 году вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием за 34 дня.

Реставрацией Ферапонтова монастыря была развенчана легенда о том, что Дионисий использовал в росписи собора местные гальки, которыми были усеяны берега местных озер. Микрохимический анализ минерального сырья подлинной живописи показал, что Дионисий, как и все другие художники, писал привозными красками (вероятно, итальянскими и немецкими), закупавшимися оптом на торговых площадках Ростова или Москвы.

Дионисий использовал как искусственные, так и натуральные пигменты: малахит, познякит, атакамит, псевдомалахит. Такого количества зеленых медных пигментов не содержат росписи ни одного из исследованных памятников западноевропейской живописи. Нет подобного разнообразия и в древнерусской иконописи, что является индивидуальным почерком мастера.

Музей фресок Дионисия основан в 1924 году и располагается в архитектурном ансамбле бывшего Ферапонтова мужского монастыря. Ансамбль представлен постройками XV-XVII столетий. В первой каменной постройке монастыря – соборе Рождества Богородицы находятся самые ранние в России, полностью сохранившиеся без поновлений росписи выдающегося московского иконописца Дионисия, выполненные в 1502 году. Стенопись собора – это выдающийся памятник мировой монументальной живописи рубежа XV-XVI веков, представляющий вершину в развитии древнерусского искусства. После разрушения фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII-XV вв. в Новгороде фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси.

Ферапонтов монастырь – одна из крупнейших жемчужин в цепи монастырских ансамблей на северо-западе России.

Исключительное художественное достоинство и сохранность ансамбля снискали памятнику широкую известность: в 1997 году он включен в государственный реестр особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, а в 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мне трудно писать о Ферапонтовом монастыре, какие слова подходят, чтобы рассказать о чуде? Уникальный, неповторимый, восхитительный? Да, безусловно. Но Ферапонтов монастырь – место, где остро ощущается присутствие душ тех, кто создавал его, украшал и хранил век за веком.

Ферапонтов монастырь

Со скромной деревянной кельи преподобного Ферапонта началась обитель, которой суждено было на несколько столетий стать центром не только культурно-просветительского, но и политического влияния. Сюда к игумену Мартиниану приезжает за благословением на военный поход за возвращение московского княжеского престола Василий II Тёмный. Впоследствии посещать для богомолья Ферапонтов монастырь становится традицией для великих князей и княгинь, здесь бывали Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Их примеру следуют представители знати, церковные владыки.

Пожар уничтожил деревянную церковь Рождества Богородицы, построенную ещё при Ферапонте, в 1408 году. Игумен монастыря, архиепископ ростовский Иоасаф, выделил средства на постройку каменной церкви. Пригласил он для этого ростовских мастеров, которые и возвели собор с главным престолом в честь Рождества Богородицы и приделом святителя Николая.

Многие годы бытовал миф, что краски, которыми работали Дионисий и сыновья, были ими сделаны из гальки, собранной на берегу озера. Но исследования, проведённые учёными, доказали, что это не так. Иконописцы пользовались дорогими привозными красками, они давали чистые и нежные тона. Их названия звучат как журчание воды в ручье: лазорь, червлень, киноварь, белила, празелень…

На представленных в музее изображениях святых очевидна разница в манере письма Дионисия и его сына Феодосия.

Эту работу Дионисий выполнил без оплаты, чудесные фрески были его пожертвованием монастырю на вечное поминание, то есть до тех пор, покуда стоит храм Рождества Богородицы. Впоследствии имя иконописца никогда больше не упоминается в документах, возможно, он вскоре умер. Есть еще мнение, что за какое-то время до кончины Дионисий принял монашеский постриг и остаток дней провел в безмолвии и молитвах.

Монастырь расстраивается, возводится церковь Благовещения с трапезной, каменные служебные постройки. Но о том, чтобы превратить обитель в крепость, обнеся её мощными стенами, монахи не позаботились. Видимо, рассчитывали на заступничество святых и на непроходимые леса и болота, раскинувшиеся вокруг на много вёрст. Однако земля полнилась слухами о богатстве Ферапонтова монастыря, ставшего к началу XVII века крупнейшим вотчинником Белозерья – ему принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. Лакомый кусок для польско-литовских вооружённых отрядов, грабивших русские земли. Из-за отсутствия укреплений Ферапонтов монастырь стал для них лёгкой добычей, был разорён и частично сожжён в 1614 году.

Но этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с тем, что сюда был сослан опальный патриарх Никон. Общение с братией обители патриарху было запрещено, Богоявленская надвратная церковь стала его домовым храмом. К ней примыкала келья, в которой, по устному преданию, Никон жил некоторое время. Ссылка продлилась десять лет, и всё это время на монастырскую казну ложилось тяжкое бремя содержания не столько самого Никона и его помощников, сколько его охраны: стрельцов и приставов.

Пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Его посещало всё меньше паломников, он обеднел. Денег не хватало на первоочерёдные нужды братии, о поновлении храмовой живописи и мечтать не приходилось. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX веке сильно уменьшившуюся в размерах монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. В 1930-х года здесь возник Музей фресок Дионисия, но долгие десятилетия научная работа в нём не велась. Охрану памятника культуры нёс один сторож, о котором до сих пор тепло вспоминают работники музея. Этому человеку удалось сохранить старинные здания от вандализма, но не от разрушительного действия времени.

По счастью, нашлись учёные -реставраторы, которые сумели разработать методику очистки фресок от скопившейся на них грязи: птичьего помёта, плесени, копоти, пыли. Долгий кропотливый труд по расчистке и закреплению красочного слоя занял тридцать пять лет. Увы, из тех, кто положил жизнь на то, чтобы мы могли любоваться прекрасной стенной росписью храма Рождества Богородицы, в живых осталось лишь двое. Они и сейчас, не смотря на почтенный возраст, приезжают каждый год проверить состояние фресок, но последователей у них нет. Так что экскурсовод настоятельно призывала нас приезжать и любоваться прекрасными творениями Дионисия пока есть такая возможность.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.


Тур "Серебряное ожерелье Русского Севера: Вологда - Тотьма - Великий Устюг", 4 дня (4 дня)
Тур в расписании на даты: 04.08, 30.06

Музей фресок Дионисия

Музей фресок Дионисия располагается в архитектурном комплексе бывшего Ферапонтова монастыря, в котором сохранились постройки 15-17 столетия. Главный храм бывшего мужского монастыря, собор Рождества Богородицы, украшают росписи, датируемые 1502 годом. Эта уникальная стенопись площадью 600 квадратных метров была создана известным иконописцем Дионисием его сыновьями. На данное время это единственный в стране памятник древнерусского искусства такого раннего периода, которому удалось сохраниться без обновлений более поздними мастерами.

История музея

Роспись храма Дионисием

Роспись храма Дионисием

Крестово-купольный, с тремя алтарными выступами храм поставлен на высокий подклет. Вертикали лопаток и три яруса закомар и кокошников только усиливают изящество стройных пропорций храма. Вверху стены храма имеют пояса, выполненные узорной кирпичной кладкой, которая в свою очередь украшена балясинами и плитками из керамики с растительным орнаментом. Внизу выполнен пояс, который украшает тератологический и растительный орнамент, напоминающий белокаменную резьбу храмов во Владимиро-Суздале. Три храмовых портала, имеющие килевидное завершение, вытесаны из белого известняка.

Музей фресок Дионисия

Музей фресок Дионисия

Изнутри собор разделяют четыре квадратных столба, образуя при этом три нефа. Столбы также выполняют функции подпорок для арок под барабаном купола. В стенописи храма насчитывается почти триста сюжетов и отдельных персонажей. Фресками занята почти вся поверхность стен, своды, столбы (кроме восточных), оконные и дверные откосы. А снаружи фрески расположены на центральной части западной стены и в нижней части южной стены, прямо над местом, где захоронен преподобный Мартиниан, основавший вместе с Ферапонтом этот монастырь.

Экспозиции музея

На фресках Дионисия можно заметить удивительную точность в соблюдении размеров и пропорций рисунков, которые подчиняются архитектурным членениям и в тоже время являют собою органичное единение с интерьерами храма и поверхностью стен. Изящные и легкие фигуры, удлиненные силуэты которых, создают видимость того, что персонажи фресок словно парят. Исследователи так же отмечают, что ферапонтовской росписи свойственно богатство цветов и оттенков, которые, несмотря на прошедшие столетия, очень изысканы и будто лучатся изнутри.

Фрески Дионисия

Фрески Дионисия

В годы Великой Отечественной войны немецкими войсками были разрушены многие прославленные новгородские храмы 12-15 столетия – Спас на Нередице, Успения на Волотовом поле, Архангела Михаила и другие. После этот уцелевшие уникальные росписи Дионисия приобрели еще большую ценность. Как показали исследования ученых, стенопись, выполненная Дионисием, имеет на удивление прочный грунт и хорошее состояние слоев краски. С 1981 года фрески в соборе Рождества Богородицы взяты под контроль Научно-методического совета Министерства культуры.

В наши дни в помещениях Ферапонтова монастыря функционирует Музей фресок Дионисия.

Экспозиция музея

Экспозиция музея

Профилактические работы по консервации фресок позволяют на научной основе обеспечить сохранность уникальных росписей Дионисия как государственного достояния, национального сокровища и памятника российской культуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь

Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на руб.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят: Собор рождества Богородиц.

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят: Собор рождества Богородицы. 1490 год Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы – первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Его объем, поставленный на высоком подклете, завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу – поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из 300 композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной над захоронением преподобного Мартиниана. Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственная роспись великого русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде.

Казенная палата. 1530 годы Самый древний каменный памятник гражданской архите.

Ограда. XIX - XX век Вплоть до середины XIX в. ограда монастыря была деревянн.

Ограда. XIX - XX век Вплоть до середины XIX в. ограда монастыря была деревянной с четырьмя угловыми башнями. В ее линию со стороны Бородаевского озера входили постройки монастыря XVI в.: каменные погреба, гоственная палата, поваренная палата. В 1840-х из кирпичей разобранных древних зданий была выстроена приходская каменная ограда. От нее сохранилась лишь южная часть. В 1980-х годах ограда была восстановлена на более глубоком фундаменте по всему периметру.

Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы Уникальный памятни.

Церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641.

Колокольня. 1680 годы Трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа.

Колокольня. 1680 годы Трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.

Музей фресок Дионисия В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря.

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в мон.

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Этот собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты шво.

Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, о.

Краткое описание документа:

Эта презентация будет не только интересна и полезна на уроках истории, но и с успехом может использоваться на таких предметах, как МХК, ИЗО, окружащий мир, а так же во внеурочной деятельности. Информация познавательна не только ученикам, но и преподавателям.

Можно узнать об истории монастыря, какие сооружения входят в его комплекс, получить сведения не только о внешней, но и внутренней художественной отделки, а главное о фресках знаменитого московского художника Дионисия.

Вся презентация проиллюстрирована и является как бы виртуальной экскурсией.

Надесь этот материал пригодится вам в вашей работе, или же просто будет интересен для общего развития.

Читайте также: