Сообщение об обучении в школе
Обновлено: 02.07.2024
В статье мы расскажем, что нужно сделать, чтобы перевести ребенка на дистанционное обучение в 2022 году, при каких условиях можно перейти на дистанционную (семейную) форму образования и сдавать экзамены экстерном. Мы подготовили порядок действий для учеников с 1 по 11 класс и список документов.
Можно ли учиться в школе дистанционно
Бывают разные ситуации, при которых ребенок может учиться в школе дистанционно:
- При надомном обучении – по медицинским показаниям школьник обучается на дому, а школьные учителя сами приходят к нему.
- При семейном обучении – ребенок получает образование вне школы, то есть учится в домашних условиях, а экзамены сдает экстерном. При этом ответственность за учебный процесс лежит полностью на родителях. В конце 9 класса он, как и другие школьники, пишет ОГЭ, и при успешной сдаче ему выдают стандартный аттестат.
- При обучении в онлайн-школе – это частная учебная организация, в которой также можно изучать все школьные предметы. Общение преподавателя и детей происходит через видеосвязь.
- При обучении в обычной муниципальной школе, но с применением интернет-технологий. В новой редакции закона "Об образовании" указано, что возможно электронное обучение в образовательных организациях. Массовый перевод учеников на дистант был в 2020-2021 году на фоне пандемии коронавируса.
Самый распространенный вариант, когда ребенок учится дистанционно – это семейное образование. На эту форму можно перевестись в любой момент, хоть в середине 9 класса. Ученик открепляется от муниципальной школы и изучает школьную программу на дому: самостоятельно, с репетиторами или в онлайн-школе.
Основания для получения семейного образования в 2022 году
Для начала следует понять разницу между надомным и дистанционным образованием. В первом случае ребенок имеет тяжелые или хронические заболевания, из-за чего не может очно присутствовать на уроках. Школьные учителя приходят к нему на дом (в больницу) и занимаются по стандартной программе. Для перехода на такое обучение требуется медицинское основание и заключение медико-социальной экспертизы.
Второй вариант – это семейное образование, для которого достаточно только инициативы самого школьника и родителей, без веских оснований.
Перечислим основные причины перевода на семейное дистанционное обучение:
- Не устраивает школьная программа, хочется, чтобы ребенок учился по авторской или зарубежной методике.
- Сложные отношения с одноклассниками, педагогами или администрацией школы.
- Семья регулярно меняет место жительства, допустим, каждый год уезжает на зиму в теплую страну.
- Школьник не может посещать школу по обычному расписанию. Например, часто выступает на творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и т. д.
- Есть необходимость пройти школьную программу быстрее.
Если это желание ученика или инициатива родителей
Перевод школьника на дистанционное образование – это право родителей. Вы можете добровольно перевестись в любой момент и вне зависимости от причины. Это может быть и весомое основание (допустим, вы живете на 2 страны), и ваша инициатива, например, желание проводить больше времени с ребенком. Иногда подростки и сами хотят перейти на дистанционное обучение.
Достаточно оформить заявление с указанием "по собственному желанию". Вы не обязаны объяснять свои мотивы директору школы, департаменту образования или другим контролирующим органам.
Родители могут выбрать, как будет учиться их ребенок:
- Самообучение – вы можете взять учебники в школьной библиотеке и учить его самостоятельно.
- С репетиторами – можно встречаться с преподавателями лично или онлайн.
- В онлайн-школе – сфера online-услуг развивается, появляется все больше дистанционных школ, в которых дети получают качественное образование. Бывают ситуации, когда школьник хочет быстрее получить аттестат – для этих целей в онлайн-школах есть программы экстерната.
На нашем сайте собраны лучшие учебные программы от проверенных онлайн-школ для детей, которые получают образование на дому. Вы можете выбрать школьный курс, экстернат, развивающие занятия и пр.
Условия для освоения школьной программы дома
Школьника на семейном образовании, который учится дома, можно записать в онлайн-школу, где он будет изучать все школьные предметы в рамках привычного графика. Перечислим основные плюсы дистанционного обучения:
Для дистанционного обучения нужны минимальные условия:
- Ноутбук или компьютер с наушниками и микрофоном.
- Доступ в интернет.
- Комфортная обстановка, чтобы ребенок мог полноценно заниматься, не отвлекался на посторонние дела или шум.
Что нужно для перевода ребенка на семейное обучение и экстернат
Расскажем, какие документы нужны, чтобы перевести ребенка на семейное обучение и экстернат:
- Паспорт родителя.
- Паспорт или свидетельство о рождении сына/дочери.
- Уведомление районного отдела образования о переходе на семейное образование.
- Заявление на имя директора школы о переводе и об отчислении ребенка.
- Если школьник переходит в другое учебное заведение – заявление на имя директора о зачислении для прохождения аттестаций.
То есть по факту перевод происходит по 3 заявлениям родителей. А также с новой школой можно заключить договор на промежуточную и итоговую аттестацию (по желанию).
Как перейти на дистанционку - порядок действий
Порядок перехода на семейное дистанционное обучение:
- Уведомите отдел/департамент/управление образования по месту жительства. Заполните бланк уведомления о переходе на семейное образование или оформите его в свободной форме в 2 экземплярах. Один с отметкой о вручении должен остаться у вас.
- Обратитесь к директору школы и отчислитесь из нее. Вам нужно написать заявление и приложить к нему уведомление, которые вы направляли в отдел образования.
- Решите, где ребенок будет проходить аттестацию. Вы можете остаться в своей школе или обратиться в любое другое учебное заведение, у которого есть аккредитация на прием экстернов. В первом случае администрация школы сама издаст локальный акт о переводе ученика на семейное образование. Во втором – необходимо обратиться к директору, согласовать условия промежуточной аттестации, подать заявление и заключить договор.
После этого ребенок может учиться на дому. Если вы хотите обучаться в частной онлайн-школе, то нужно узнать условия зачисления и также подписать договор.
Можно ли временно учиться удаленно
Перейти на семейное образование можно в начале, середине или в конце года. Вам не нужно ждать, пока закончится четверть или учебный год. Вернуться в школу вы также можете в любой момент.
К примеру, вы хотите попробовать семейное обучение, но не уверены, что его качество будет не хуже школьного. В этом случае можно временно перевести ребенка на новый формат. Процедура будет аналогичной: уведомить сначала отдел образования, потом администрацию школы.
Если вы сомневаетесь в своем решении, то лучше не менять учебное заведение для прохождения аттестации. Вы можете написать заявление, что хотите сдавать экзамены в своей же школе. Если ребенку будет тяжело учиться на дому, то вы всегда можете вернуться к привычной форме занятий (очной). Когда будете уверены, что хотите остаться на дистанционном обучении, то сможете заключить договор на прохождение промежуточной и итоговой аттестации с любой другой школой.
Правила перевода на дистанционную форму обучения
Перечислим основные правила перехода на семейное образование:
- Причина перевода ребенка на дистанционную форму обучения может быть любой.
- Чтобы перейти на семейную учебу, нужно уведомить районный отдел образования – в ином случае это расценят как неисполнение родительских обязанностей.
- Школьник, находящийся на семейном обучении, обязан проходить итоговую аттестацию, то есть сдавать экзамены после 9-го класса.
- При непрохождении обязательной аттестации ученику придется вернуться к основной (очной) форме обучения, даже если родители возражают.
- Учебная программа и график занятий на дому могут быть любыми, но важно, чтобы ребенок изучил весь материал, который требуется по ФГОС.
Если вы не уверены в том, что сможете сами обеспечить качественное образование, запишитесь в онлайн-школу. Что следует учесть при выборе дистанционной школы:
- Расписание. Важно, чтобы школьник учился по удобному графику.
- Учебный план. Ученик должен изучать все те же предметы, что и в школе, в полном объеме.
- Преподаватели. В крупных онлайн-школах работают педагоги с большим стажем, авторы учебников, эксперты ОГЭ и ЕГЭ.
- Формат отчетности. Выбирайте ту школу, которая регулярно информирует родителей об успеваемости.
Обязательно ли обучаться в своей школе
При дистанционном обучении вы сами решаете, как заниматься. Удобнее всего записаться в детскую онлайн-школу, в которой есть полноценные учебные программы для детей, находящихся на семейном образовании. В этом случае ребенок будет учиться онлайн, а обычную муниципальную школу посещать, только чтобы сдать промежуточную аттестацию или экзамены.
Предусмотрен и более удобный вариант промежуточной аттестации при уходе на дистанционное обучение. У крупных онлайн-школ есть партнеры – учебные заведения, которые аттестуют учеников. В этом случае вам вообще не придется обращаться в муниципальную образовательную организацию.
На нашем сайте собраны онлайн-школы, которые обучают детей на семейном образовании. Вы можете почитать условия и отзывы учеников, выбрать программу по своим требованиям: возраст, класс, формат (например, учеба с куратором), педагогический состав, стоимость и пр.
Как пойти в онлайн-школу в первый класс
Если вы хотите, чтобы ребенок учился не в обычной муниципальной, а в дистанционной школе, то следует уведомить отдел образования о вашем решении. Вы можете сделать это еще летом или перевести первоклассника в начале/середине учебного года. Также нужно выбрать онлайн-школу. Есть 2 варианта:
- Без зачисления. Вы просто заключаете договор на оказание платных услуг, а затем прикрепляетесь к любой государственной или частной школе, чтобы сдавать промежуточную и итоговую аттестацию.
- С зачислением. Такая форма обучения стоит дороже, но ребенок уже будет прикреплен к партнеру онлайн-школы: в этом учебном заведении он сдаст экзамены и получит аттестат.
Выбрать онлайн-школу для первоклассника можно на нашем сервисе. У нас собраны учебные программы от проверенных школ с отзывами учеников. Вы можете найти подходящий вариант по цене, форме обучения и другим условиям.
Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование (общее) - это 11 классов, неполное (основное) - 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.
Структура
До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет - в основной и 2 года - в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:
- первая - 4 года начального образования;
- вторая - 5 лет основного обучения;
- третья - 2 года среднего, или полного, образования.
Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в ст. 66 (п. 6) закона об образовании. Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти "не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству" - это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании.
Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать - такая поправка содержится в 5 пункте всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.
Начальная школа
В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:
- чтение;
- азы математики (арифметика);
- письмо;
- труд;
- физкультура;
- музыка;
- окружающий мир;
- искусство и хореография;
- хотя бы один иностранный язык.
С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.
Основная школа
Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения - до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.
У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.
По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена - ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.
После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).
Старшие классы
В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.
В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.
Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении - аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.
Российское школьное дополнительное образование
Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.
В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Доклад.doc
С учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в конце 2019-2020 учебного года все школы нашей страны были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Актуальным остается вопрос преподавания иностранного языка в условиях электронного обучения и с применением дистанционных образовательных технологий в 2020-2021 учебном году, поэтому хотелось бы поделиться опытом работы по организации ДО школьников (перечислить технологии, методы и средства обучения).
Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в образовании. Дистанционное обучение как форма обучения на расстоянии имеет давнюю историю. Создание новой системы образования стало возможным с появлением компьютерных мультимедиа-средств, технологий и скоростных сетей телекоммуникаций. Но лишь с появлением компьютеров оно становится важным направлением в инновационной деятельности учебных заведений, что коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Так появилось широкое распространение одной из новых форм обучения– дистанционное обучение.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
В решении коллегии Госкомвуза 1993 года "О создании системы дистанционного образования в РФ" говорится: "Дистанционное образование - это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения".
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудио-, космической и оптоволоконной техники.
Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.
Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Анализ приведенных определений помогает сформулировать вывод, что наиболее приемлемым определением понятия "дистанционное обучение" является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: "это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
Педагогические технологии дистанционного обучения - это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств. При этом под дидактическими средствами дистанционного обучения понимаются материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с педагогом.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:
Ученик должен:
· достичь запланированных результатов обучения;
· изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.
Задачи учителя:
· организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
· разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
· оказание консультационной поддержки.
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.
Основные формы дистанционного обучения
К ним относятся:
1. Видеолекции , для проведения которых обычно используется программа Skype.
2. Видеоконференции , различные форумы и дискуссии.
3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
4. Вебинары . Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.
Одной из самых удобных программ для проведения занятий онлайн с присутствием всех учащихся во время трансляции является Zoom.
С учетом разных условий организации дистанционного обучения в муниципалитетах Курской области учителю иностранного языка рекомендуется рассмотреть две основные формы организации учебного процесса, которые могут быть использованы в общеобразовательных организациях в зависимости от стабильности интернет-соединения:
- проведение занятий с использование ИКТ,
- различные формы организации самостоятельной работы обучающихся.
При этом не исключается возможность комбинирования указанных форм и попеременное использование каждой из них в зависимости от цели освоения учебного материала и конкретных условий образовательной организации. Так, в условиях невозможности обеспечить стабильное интернет-соединение на рабочем месте учителя или в домашних условиях обучающихся рекомендуется организовать самостоятельную работу учеников. В данной ситуации учителю будет полезно составить график рассылки заданий обучающимся по электронной почте или с использованием доступных мессенджеров (WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Skype, ICQ, Google Hangouts) и сроков сдачи учениками выполненных заданий, затем осуществлять рассылку графика и учебного материала обучающимся с возможностью их скачивания и выполнения в электронном виде. Для данной цели подойдет и использование облачного хранилища данных, позволяющего размещать учебные материалы на диске или в облаке, привязанных к электронной почте учителя, с возможностью доступа к ним по ссылке или с указанием электронных адресов обучающихся. Использование облачного хранилища данных позволяет учителю сэкономить время на рассылке материалов ввиду того, что учащимся при входе в хранилище сразу доступны для скачивания все размещенные материалы. Выполненные задания обучающиеся также могут загружать в хранилище для проверки и корректировки учителя.
Для организации самостоятельной работы учащихся по изучению иностранного языка и при наличии стабильного интернет-соединения у обучающихся подойдут и такие электронные образовательные ресурсы, как образовательные сайты и интерактивные образовательные платформы.
Онлайн-ресурсы для организации самостоятельной работы учащихся
по предмету "Иностранный язык"
Для организации самостоятельной работы обучающихся в период дистанционного освоения учебного материала полезными для учителя могут стать и электронные формы учебника, к которым многие издательства открыли бесплатный доступ. Для ознакомления с условиями регистрации и использования электронных форм учебников следует познакомиться с информацией на официальных сайтах издательств, учебно-методические комплексы которых использует учителя для преподавания предмета в каждом конкретном классе.
В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:
· система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;
· разработанный и утвержденный обучающий контент;
· обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
· блог, либо сайт учителя;
· сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.
Для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Для дистанционного обучения могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.
В заключении, хочется отметить, что эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения. Но самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.
Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:
· детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
· обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;
· обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;
· постоянная поддержка мотивации ученика;
· учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.
Интерес к школьному веб-образованию в России растет ежегодно. Увеличивается и число предлагающих такие услуги школ. Какие есть плюсы и минусы у обучения в кругу семьи и стоит ли игра свеч?
В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.
Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.
Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.
Правовые особенности домашнего обучения
Итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.
Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.
Что важно выяснить до принятия окончательного решения
Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:
Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.
Плюсы:
- Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
- Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
- Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
- Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.
Минусы:
- Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
- Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
- Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
- Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.
Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.
Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение
Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.
Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:
- Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
- Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
- Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.
Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.
Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
До подписания бумаг нужно продумать не только расписание дня школьника, но и его режим жизни, включая каникулы. При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.
Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.
Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.
Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.
Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.
Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.
Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.
Эта статья наглядно покажет, какие плюсы и минусы имеет домашнее обучение и семейное. Мы обсудим, как перейти и учиться дистанционно, разберем новый закон об образовании 2020 — 2021 — какие изменения произошли в России в этом году.
Домашнее обучение — новый закон
Закон об образовании и домашнем обучении
Статьи, касающиеся альтернативных вариантов получения образования:
- Ст. 16 дает определение понятию дистанционного обучения в школе и регламентирует реализацию программ с использованием IT-технологий;
- Ст.17 устанавливает возможность обучаться очно, заочно, а также получать образование в домашних условиях;
- Ст. 44 касается прав и обязанностей родителей;
- В ст. 63 говорится о том, что родители могут выбирать программы для детей, проходящих индивидуальное обучение на дому.
Школы, где есть экстернат, не имеют права отказать родителям в приеме или переводе ребенка на семейное, домашнее или дистанционное образование.
Виды дистанционного обучения на дому
Надомное и дистанционное обучение представляют собой особые условия организации занятий. Ребенок зачисляется в школу и является полноценным участником образовательного процесса. Семейное образование – внешкольное. Его организацией занимаются родители.
Домашнее обучение
Надомные занятия организуются для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Педагоги занимаются с ними дома по общей или специальной адаптированной программе. Она составляется исходя из психофизического состояния ребенка и в соответствии с его интеллектуальными возможностями.
В процессе обучения ребенок должен освоить образовательные программы начального, основного и (по желанию) среднего образования. В учебный план включаются дисциплины:
- Русский язык;
- Литература;
- Математика;
- Биология;
- Химия;
- Физика;
- География;
- История;
- Иностранный язык;
- Совмещенный курс окружающего мира и ОБЖ.
Продолжительность уроков регулируется в зависимости от состояния здоровья. Составляет от 25 минут до 1.5-2 часов в день.
В соответствии с санитарными нормами недельная нагрузка составляет:
- Не более 8 часов в начальной школе;
- 10 часов для учеников 5-8 классов;
- 11 часов в 9 классе;
- 12 часов для старшеклассников.
Дети получают учебники, пособия, пользуются школьной библиотекой. Как и другие ученики, пишут контрольные работы, проходят тестирования, сдают экзамены. Надомное обучение может проводиться дистанционно в заочной форме. Но такой способ больше подходит старшеклассникам, способным самостоятельно организовать свое рабочее время.
Дистанционно могут обучаться дети с сохранным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний к использованию монитора. За получение образования и аттестата отвечает образовательное учреждение.
Кто имеет право на домашнее обучение
На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.
- Соматические (телесные) заболевания;
- Психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы);
- Продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения.
Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.
Как перейти на надомное обучение
Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:
Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия.
Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.
Семейное обучение
Количество детей, получающих семейное образование, с каждым годом становится больше. Многие родители считают, что такое домашнее обучение позволит раскрыть способности и творческий потенциал лучше, чем школа. Принимая решение о переходе на домашнее обучения без участия школы, они берут на себя ответственность за качество образования.
Что заставляет родителей выбирать домашнее обучение:
- Ребенок сильно опережает своих сверстников в развитии, дома он сможет осваивать предметы по индивидуальному плану.
- Родителям по роду деятельности приходится часто переезжать, а ребенку – менять школы.
- Ребенок занимается профессиональным спортом, музыкой, живописью, другими видами искусства, что отнимает у него много времени. К тому же занятия могут не совпадать со школьным расписанием.
- Религиозные или идеологические убеждения, не позволяющие родителям отдавать детей в школу;
- Неразрешимые конфликты с одноклассниками и учителями.
- Школьник может сам изъявить желание перевестись на домашнее обучение.
Семейное образование могут давать сами родители или нанимать для этого репетиторов. Форму выбирают с учетом мнения ребенка. Он может учиться очно-заочно или заочно. В Москве, например, работают центры домашнего обучения, работающие в удаленном режиме.
Программа составляется с соблюдением государственных образовательных стандартов. Количество часов по предметам и недельная нагрузка устанавливается родителями самостоятельно или по договоренности с преподавателями.
Достоинство семейного образования заключается в возможности уделить больше времени тем предметам, которые интересуют ребенка. Школа, где ученик числится экстерном, контролирует выполнение учебного плана.
Аттестация обязательна
Если учащийся не аттестован, он должен ликвидировать задолженность в установленные школой сроки. Иначе ему придется вернуться в класс и получать образование в очной форме.
Как перейти на семейное обучение
Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства. Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате.
Как перейти на семейное обучение:
- Подать заявление директору школы.
- Известить о переводе местный отдел образования.
- После издания директором школы приказа заключить договор.
В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.
Оформление документов
Перевод на семейное обучение оформляется следующими документами:
- Заявлением на имя директора об отчислении ребенка из школы. Родители получают на руки личное дело со школьной медицинской картой, справками о результатах ежегодных итоговых контрольных работ и освоении учебных программ.
Заявлением в любую школу о прохождении промежуточных аттестаций и зачисления ребенка в качестве экстерна. В заявлении также можно просить о предоставлении возможности пользоваться школьной библиотекой и посещать лабораторные занятия по некоторым предметам.
В договоре о допуске к аттестациям и экзаменам устанавливается порядок посещения необходимых практических и лабораторных занятий, график консультаций, сдачи контрольных работ и экзаменов. По согласованию с педагогами вы можете заменить форму аттестации. Например, заменить контрольную работу рефератом. В договоре также прописываются права и обязанности школы, родителей и ученика.
Как учиться дистанционно
Дистанционное обучение имеет две разновидности:
- Электронное обучение на курсах онлайн — чаще всего безличного участия преподавателя;
- Дистанционное — когда педагог и ученик контактируют при помощи программ (видеосвязи, электронной почты, в режиме конференций).
Школы пользуются программой Zoom, Яндекс.учебник, ЯКласс, Учи.ру. Если низкое качество интернета не позволяет пользоваться специализированными сайтами, ученик может получать задание на электронную почту и через мессенджеры. Выполненное домашнее задание тем же путем отправляется на проверку. Контрольные работы тоже могут проводиться и сдаваться онлайн. Оформляется дистанционное обучение так же, как семейное.
Права и обязанности родителей
Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:
- Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
- посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
- Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.
Родители имеют право:
- Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
- Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
- Присутствовать на консультациях и аттестациях;
- Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
- Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
- Получать от школы методическую помощь.
Права и обязанности школы
Образовательная организация обязана:
- Выдать учебники, пособия, литературу из фонда школьной библиотеки;
- Оказывать консультативную и методическую помощь;
- При досрочном прохождении курса обеспечить досрочную аттестацию;
- по заявлению родителей перевести ребенка обратно на школьное обучение;
- при успешном прохождении школьной программы допустить ученика к экзаменам и выдать ему аттестат об образовании.
Школа имеет право контролировать индивидуальное обучение на дому и освоение детьми образовательных программ.
Как сдавать промежуточную аттестацию
Документы выкладываются на сайте образовательного учреждения для открытого просмотра. Родители перед заключением договора должны ознакомиться с ними, чтобы понимать, каким образом будут проверяться знания ребенка. Если таких актов нет, то родители вправе выдвигать свои условия.
В соответствии с договором контрольный материал можно сдавать один раз в четверть, в полугодие или сразу за весь учебный год. Время проведения аттестации может не совпадать с общепринятыми сроками. Все зависит от темпа освоения учебного материала.
Как проходит аттестация:
- Учащийся получает контрольное задание, делает его дома в письменном виде, а в день аттестации приносит и сдает учителю;
- В виде диктанта, сочинения, изложения, письменных тестов по математике;
- В форме собеседования, реферата, презентации по географии, истории, биологии, обществознанию, иностранному языку.
Собеседования могут проходить в школе или по видеосвязи. Допускается в один день сдать два смежных предмета, например, историю и обществознание. мы подробно описываем в этой статье, как написать сочинение на высокий балл, даже если вы учитесь дома.
Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ
Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:
- Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
- В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
- Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.
Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.
ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:
- Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
- Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
- Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.
Дети-инвалиды на надомном обучении имеют право заменить ОГЭ и ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для этого родители заблаговременно подают заявление в школу. В нем указываются предметы, по которым ребенок будет сдавать экзамен.
Особенность Государственных выпускных экзаменов для инвалидов – пятибалльная шкала оценок.
ГВЭ сдается по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Дополнительных предметов может быть не более двух. Выпускник, сдавший госэкзамен, получает аттестат и вправе подать документы в ВУЗ. Однако его не зачислят по баллам, как ребят, сдавших ЕГЭ. Для таких абитуриентов ВУЗ организует вступительные испытания.
Можно ли отказаться от домашнего обучения
Возможность отказа от домашнего обучения и возвращения к традиционной форме школьного образования оговорена в законе (ст.44).
Для обратного перевода достаточно написать заявление и вернуть в школу личное дело. В него будут вложены табели успеваемости и пройденных за время домашнего обучения аттестаций.
Изменения в законе в 2020-2021 году
Закон № 164-ФЗ от 08.06.2020 г. (СМИ окрестили его новым законом о дистанционном обучении) закрепляет положения об электронном образовании в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или их угрозы, а также при введении режима повышенной готовности. В нем также говорится о равнозначности выданных в этот период бумажных и электронных копий аттестатов.
Изменения в законе о дистанционном, семейном, домашнем обучении в 2022 году
Новый приказ Минпросвещения России №115 от 22 марта 2021 года
Этот документ относится к дистанционному обучению косвенно. Он регулирует процесс изучения школьных программ, контролирует деятельность школ. Так как на семейном или дистанционном обучении происходит зачисление в школу, то родителям-дистанционникам это будет также интересно.
Что нового:
Согласно ст. 63 закона об образовании, родители обязаны сообщить в местное самоуправление о своем решении перейти на дистанционное обучение с ребенком. Теперь этот срок точно установлен — минимум 15 календарных дней до начала учебного года.
Весь текст за 2 минуты
- На основании закона родителям предоставляется возможность выбирать для своих детей формы получения образования. При надомном образование ребенка обучают дома школьные учителя. За получение образования отвечает школа.
- Семейное образование предусматривает обязанность родителей обеспечить образовательный процесс, приглашая платных преподавателей, занимаясь с детьми самостоятельно или пользуясь услугами онлайн-школ.
- Дистанционное обучение – это вариант организации учебного процесса, им могут воспользоваться все дети, обучающиеся дома.
- Переход на домашнее образование осуществляется по заявлению родителей. Территориальные органы должны оповещаться о решении родителей, так как они ведут учет детей, получающих образование вне школы. Родители заключают договор со школой, в котором оговариваются все нюансы обучения и аттестации ребенка.
Выбирая домашнюю форму обучения, родителям нужно учитывать не только достоинства подобного образования, но и некоторые трудности – необходимость постоянного контроля, немалые финансовые вложения и отсутствие контакта ребенка с коллективом.
Преподаватель и владелец частной школы г. Москва. Школа с дистанционным обучением. Психолог, репетитор. Стаж работы в дистанционном образовании - более 7 ми лет. Общий педагогический стаж - более 20 лет.
Читайте также: