История создания коллекции произведений искусства древней месопотамии в собрании эрмитажа сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В самом Императорском Эрмитаже, в силу его специфики, концентрировались, начиная с его основания, богатейшие восточные коллекции. [1] Они попадали сюда разнообразными путями: и как личные коллекции царской семьи (наиболее выдающиеся памятники такого рода связаны с Петром I и Екатериной II), и в качестве трофеев и дипломатических подарков из стран Востока, и в результате покупок и археологических находок — вначале случайных, позднее регулярных, осуществлявшихся под эгидой Археологической комиссии. Уникальность многих коллекций и предметов, их обилие кроются в особенностях географического положения и истории России, судьбы которой тесно переплелись с Востоком с глубокой древности и до наших дней.

Большая часть восточных коллекций в старом Эрмитаже была разбросана по разным его отделам, где часто отсутствовали специалисты, которые могли бы их правильно оценить, где их редко и невыразительно экспонировали и вообще воспринимали обычно как экзотику.

Было лишь несколько исключений из этой картины полной разобщённости. В составе Отдела древностей существовало Отделение классического Востока, где были сосредоточены древние египетские и переднеазиатские памятники, над которыми трудились крупные исследователи — В.С. Голенищев, М.В. Никольский, позже В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер.

В то время И.А. Орбели (1887-1961) был уже известен своими кавказоведческими трудами: окончив два факультета, он был к этому моменту профессором факультета восточных языков Петроградского университета (через четыре года он сделается членом-корреспондентом, а позднее действительным членом Академии наук СССР и президентом Академии наук Армянской ССР). И.А. Орбели знали не только как знатока восточных языков, но и как археолога по его удачным работам в Турецкой Армении и как превосходного специалиста в области средневекового восточного


Яков Иванович Смирнов. 1869-1918

(Открыть в новом окне)

искусства в Институте истории искусств. Уже тогда можно было убедиться в его незаурядном организаторском таланте по его бурной деятельности в только что созданной — на базе Археологической комиссии — Российской Академии истории материальной культуры (позднее — ГАИМК).

Избрание И.А. Орбели главой вновь образованного отделения изначально определило будущие судьбы многих людей и многих коллекций, в сущности — судьбы востоковедения в Эрмитаже. Его качества — исключительная энергия и самоотверженность — в сочетании с огромными знаниями, интуицией большого учёного и влюблённостью в памятники восточного искусства в короткий срок — пять лет — превратили небольшое отделение в Отдел Востока, коллекции которого восьмикратно увеличились за это время.

Особенно важным этапом в формировании фондов отдела было присоединение в 1924-1925 годах богатейших коллекций восточного прикладного искусства бывшего музея Штиглица. Эти коллекции позволили заполнить многие лакуны: именно собрание китайского прикладного искусства составило, например, основу для создания в дальнейшем сектора Дальнего Востока. Чрезвычайно богато были представлены во влившемся собрании ближневосточные и среднеазиатские памятники — от средневековья до XVII-XIX веков.

Несколько позднее отделение пополняется коллекциями из музея Общества поощрения художеств и материалами, полученными через созданный в те годы Музейный фонд, а также при посредстве Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК).




Эрнест Конрадович Кверфельд. 1877-1949.

(Открыть в новом окне)

Александр Юрьевич Якубовский. 1886-1953.

(Открыть в новом окне)

Эльза Христиановна Вестфален. 1884-1942.

(Открыть в новом окне)

Анна Павловна Султан-Шах (1892-1978) была самой первой сотрудницей отделения, отвечавшей за сохранность всех коллекций — иранских, турецких, кавказских, среднеазиатских. Впоследствии главным объектом её интересов стали восточные ковры и ткани, прекрасным знатоком и музейным экспертом которых она была. Анна Павловна проработала, точнее сказать, прожила жизнью Эрмитажа, радостями и горестями его пятьдесят пять лет, до последнего своего дыхания. Её преданность делу не знала границ. Прожив нелёгкую жизнь, не заработав никаких учёных степеней, она оставалась на посту и в период блокады, и это ей обязан Эрмитаж и упаковкой тысяч предметов, отправлявшихся в эвакуацию, и спасением остававшихся в Ленинграде экспонатов, например восточно-туркестанских фресок, которые тогда едва не погибли.





Анна Павловна Султан-Шах. 1892-1978.

(Открыть в новом окне)

Камилла Васильевна Тревер. 1892-1974.

(Открыть в новом окне)

Наталья Давыдовна Флиттнер. 1879-1957.

(Открыть в новом окне)

Милица Эдвиновна Матье. 1899-1966.

(Открыть в новом окне)

Эльза Христиановна Вестфален (1884-1942) была хранителем коллекций Дальнего Востока, работала над их систематизацией и экспонированием. Основной областью её научных занятий было прикладное искусство Китая. Скромность Эльзы Христиановны никогда не позволяла ей напоминать о родстве с семьей Карла Маркса (по линии Женни Вестфален). Она считала это беспринципным. Она умерла во время блокады в 1942 году.

Первый этап на пути создания Отдела Востока завершается двумя событиями. В 1925 году открывается постоянная выставка памятников культуры и искусства Кавказа, Ирана и Средней Азии. Выставка была значительной по размеру и по содержанию, она занимала две длинные галереи вдоль Висячего сада на втором этаже— Петровскую и Романовскую с Аполлоновым залом. В процессе устройства выставки счастливо соединились экспозиционный опыт Э.К. Кверфельда, блестящие идеи И.А. Орбели и общий энтузиазм небольшого тогда коллектива. По словам А.Ю. Якубовского, она была «прекрасной


Кабинет скульптуры египетской в Новом Эрмитаже.

Акварель К.А. Ухтомского. 1858.

(Открыть в новом окне)

Вторым событием, по сути дела формально закрепившим реально имеющий место факт, было преобразование Отделения Кавказа, Ирана, Средней Азии в Отдел Востока. Это произошло в 1926 году и дало возможность существенно расширить штат сотрудников, что настоятельно диктовалось как ростом собрания, так и необходимостью расширения тематики научных исследований.

Вместе с этим отделением, возглавлявшимся тогда (до 1933 г.) известным востоковедом академиком В.В. Струве, в отдел влилась целая когорта крупных учёных — уже маститых или находившихся ещё в начале своей научной карьеры: Н.Д. Флиттнер, М.Э. Матье, К.С. Ляпунова, И.М. Лурье. В 1931 году в Отделение Древнего Востока был официально принят двадцатитрёхлетний Б.Б. Пиотровский — будущий академик и директор Эрмитажа, который ещё со школьных лет сделался членом этого коллектива и опубликовал к тому времени две египтологические работы. Через несколько лет Отделение Древнего Востока украсят ещё несколько талантливых молодых людей: И.М. Дьяконов (впоследствии — один из крупнейших специалистов и признанный глава ленинградской школы ассириологов), египтолог Н.А. Шолпо и специалист в области религий Древнего Востока М.А. Шер (жизнь обоих трагически оборвалась во время войны).

Милица Эдвиновна Матье (1899-1966) — представитель следующего поколения египтологов и крупнейший советский специалист в области искусства и истории Древнего Египта, автор более 80 работ, среди которых книги, переведённые на многие языки. Кроме важнейших исследований, связанных с собственно


Зал керамики Ирана XIII-XIV вв. Фотография 1925 г.

(Открыть в новом окне)

Сорок пять лет проработала М.Э. Матье в Эрмитаже. Её отличали сила характера и громадные организаторские способности. Во время войны она была заместителем директора Эрмитажа. В послевоенные годы Милица Эдвиновна более пятнадцати лет заведовала Отделом Востока. Человек большого ума, воли и мужества, она не позволяла себе сократить свои обязанности, несмотря на тяжёлую болезнь. Будучи почти недвижимой, она умела в полной мере руководить всей жизнью отдела и способствовать научному росту молодых сотрудников. Еженедельно научные заседания и семинары происходили прямо у неё на квартире (они с мужем, И.М. Лурье, жили в прилегающем к эрмитажным зданиям доме, куда можно было попасть внутренними переходами). Не только её ближайшим сотрудникам и ученикам, но каждому из заставших ещё М.Э. Матье в отделе есть чем почтить её память.

А.В. Банк быстро оказалась среди самых активных и близких И.А. Орбели по своему научному кредо сотрудников. Сосредоточив усилия на изучении памятников прикладного искусства Византии, она вскоре приходит на этом материале к крупным историческим темам, что будет отличать её исследования на протяжении всей жизни. Ещё на заре своей научной деятельности А.В. Банк занялась проблемой связей Византии с Передним Востоком, позже ставила проблему соотношения столичного и провинциального искусства, писала критические разборы новых теоретических работ по византийскому искусству. Уже после войны А.В. Банк выпустила альбомы-каталоги памятников византийского искусства в собраниях Эрмитажа и в других собраниях СССР, а также монографию по прикладному искусству Византии. Она участвовала впоследствии почти во всех международных конгрессах византинистов, ездила с выставками и лекциями по многим странам Европы. Укрепляла международный престиж нашей науки и связи Эрмитажа с учёными-музейщиками всех стран мира.

В 1930-1931 годах Отдел Востока пополняется ещё целой плеядой ярких учёных-востоковедов. Невозможность рассказать обо всех так, как они заслуживали бы, заставляет, к сожалению, лишь назвать некоторые имена — и тех немногих, кто продолжает и сейчас трудиться в Отделе Востока, и тех, кто не дожил до наших дней. Вот краткий перечень этих сотрудников: А.А. Аджян (1904-1942) — всеобщий любимец, талантливый тюрколог (первым среди своих молодых коллег защитивший диссертацию и быстро прошедший путь от практиканта до заведующего отделом, которым его сделали после оставления этого поста И.А. Орбели, ставшего в 1934 г. директором Эрмитажа); Л.Т. Гюзальян — превосходный эпиграфист, специалист в области персидского искусства, языка и литературы; арменист Х.Е. Гюламирян (1906-1938); исследователь средневекового искусства Средней Азии (и специально Золотой Орды), а также Ирана и Кавказа — В.Н. Кесаев (1907-1942); иранист и археолог, много работавший в Средней Азии, блестящий учёный М.М. Дьяконов (1907-1954); А.С. Стрелков — специалист по восточному эллинизму, работавший в широком спектре проблем от Египта до Восточного Туркестана; историк искусства средневековой Армении Т.А. Измайлова; (1907-1989) глубокий специалист в области китайской философии и эстетики, лингвист и искусствовед К.И. Разумовский (1905-1942); крупнейший исследователь тангутского языка и культуры Н.А. Невский (1904-1945).

При некотором схематизме в такой постановке задачи (отражающем общие социологические тенденции исторических дисциплин тех лет) здесь была впервые сформулирована идея показа памятников культуры как одного из видов исторических источников. Выставка и сам процесс работы над нею явились важной вехой в истории отдела. Для молодого коллектива это, кроме того, был мощный импульс к первой систематизации громадного количества уже скопившихся, но ещё не определенных предметов — бронзы, керамики и др.

Древняя Персия в фактах

Древняя Персия в фактах

Древняя Персия в фактах запись закреплена
Глиняный конверт

Прогулка по Эрмитажу

Конверт уже публиковал статью о привезённой туда временной выставке из Британского музея. Теперь – рассказ об основной экспозиции. Месопотамская коллекция довольно обширна, и автор этого текста фотографировал её несколько часов, поэтому рассказ будет разделён на несколько частей.

В этом тексте дана информация о том, как найти месопотамские залы. А ещё, читая его и рассматривая фотографии, можно прогуляться вдоль стены со стендами, рассказывающими о культуре Месопотамии III и первой половины II тысячелетия до н.э.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.


Эрмитаж. Большой Тронный зал

Коллекции Екатерины II


Тициан "Бегство в Египет"

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.


Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.


Микеланджело "Скорчившийся мальчик"

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа



Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.


В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.


Канова "Три грации"

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.


Поль Сезанн "Берег Марны"

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В настоящее время


Музейный комплекс Эрмитаж

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Настенные рельефы необыкновенно искусной работы, гигантские скульптуры крылатых быков-андрокефалов и сфинксов, резные миниатюры из слоновой кости, изделия из бронзы, обнаруженные Ботта и Лейардом, произвели в Европе сенсацию. С 1881 года раскопки стал финансировать Британский музей — с тех пор он владеет крупнейшей в мире коллекцией предметов месопотамского искусства и клинописных текстов. На выставку в Эрмитаж приехали рельефы из дворцов шести ассирийских царей, предметы из слоновой кости и бронзы, редчайшие фрагменты стенных росписей и глиняные таблички из библиотеки Ашшурбанипала — первой в мире библиотеки, в которой было собрано огромное количество литературных и научных текстов на шумерском и аккадском языках.

Первая в мире библиотека





Табличка с гимном, посвященным Ашшурбанипалу, из библиотеки Ашшурбанипала. Период Новоассирийского царства The British Museum

Так называемая табличка Венеры, содержащая астрологический прогноз, из библиотеки Ашшурбанипала. Период Новоассирийского царства The British Museum

Клинописная табличка из библиотеки Ашшурбанипала с описанием медицинских и магических способов исцеления детских болезней, а также инструкция по изготовлению глиняного защитного амулета. Около 650 года до нашей эры The British Museum

Самый древний эпос

Предсказания оракулов


Глиняная табличка из библиотеки Ашшурбанипала с вопросом Асархаддона к оракулу, назначить ли сына Сина-надин-апли наследным принцем. VII век до нашей эры The British Museum

Среди научных текстов — множество предсказаний оракулов, основанных на интерпретации различных событий и явлений, позволяющих понять волю божеств. В Месопотамии практиковалось множество гадательных техник: предсказания по полету птиц, по очертаниям масляного пятна на воде, по дыму от воскурений и так далее. Самой популярной была экстиспиция — гадание по внутренним органам жертвенного животного. Принимая важное решение, ассирийский царь обязательно запрашивал предсказание, чтобы понять, как боги относятся к его плану.

Письма разведчиков


Письмо Габбу-ана-Ашшура к его царю Саргону с отчетом о наблюдении за царем Урарту. VIII век до нашей эры The British Museum

Ассирия вела активную внешнюю политику и внимательно следила за тем, что происходит у соседей. Со всех концов страны стекались донесения, адресо­ванные наследному принцу, главе службы разведки. Таким образом преемник получал опыт, необходимый для управления государством. В одном из писем говорится о перемещениях царя страны Урарту, давнего врага Ассирии, о рас­крытии заговора против царя и расправе над его участниками.

Царские дворцы: рельефы и статуи





Рельеф с изображением царя Ашшурнацирапала II, дважды появляющимся перед древом жизни. Кальху, годы до нашей эры The British Museum

Фрагмент настенного рельефа c изображением умирающего льва. Северный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. VII век до нашей эры The British Museum

Настенный рельеф с изображением военных сцен. Северный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. годы до нашей эры The British Museum

Настенный рельеф с символическим изображением победы царя Ашшурнацирапала II в битве. Северный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. годы до нашей эры The British Museum

Скульптура крылатого быка с человеческой головой, украшавшая ворота цитадели в . годы до нашей эры The British Museum

Дворцы ассирийских царей в Кальху, Дур-Шаррукине и Ниневии по своей культурной значимости не уступают египетским пирамидам. Это были грандиозные, монументальные сооружения со сложной планировкой. Бес­конечные анфилады комнат обрамляли серию открытых дворов. В каждом дворце внутрен­ние помещения располагались , но в центре всегда был главный внутренний двор, соединенный с залом для аудиенций и тронным залом. Официальные помещения изнутри были украшены каменными релье­фами (ортостатами) и настенными росписями. В дверных проемах стояли гигантские скульптуры крылатых человекобыков и сфинксов. В своей книге о раскопках в Ниневии Лейард писал о трех километрах барельефов и двадцати семи дверных проемах, обрамленных колоссаль­ными быками и сфинксами, — все это ему посчастливилось найти.

Рельефы и скульптуры, как правило, делали из серо-белого гипса: его добы­вали в каменоломнях, находившихся на некотором расстоянии от столиц. Процесс изготовления и транспортировки статуи крылатого быка в деталях изображен на серии плит из ниневийского дворца Синаххериба — ее везли на полозьях по деревянным рельсам. Царь лично следил за строительством и украшением дворцов. Из переписки между Саргоном II и начальником стройки в Дур-Шаррукине мы знаем, как трудно было доставить скульптуры, весившие тонн, к месту их установки: корабль, на который погрузили статуи, затонул — пришлось поднимать их со дна.

Известно, что в древности рельефы раскрашивали с помощью растительных и минеральных пигментов, однако мы не знаем, насколько широко была распространена эта практика. Скорее всего, цветом выделялись ключевые фигуры и некоторые детали. Анализ сохранившихся пигментов говорит о том, что самыми популярными цветами были черный, красный и желтый. А вот синий, или египетская лазурь, засвидетельствован только в Дур-Шаррукине.


18 мая – Международный день музеев. И сегодня об одном из крупнейших музеев мира – Эрмитаже расскажет зав. отделом библиотеки им. М.Горького Светлана Яковлева.

У всех туристов, посещающих Санкт-Петербург, возникает вопрос: что посетить во время поездки. Однако почти все стремятся оказаться на Дворцовой площади и посетить крупнейший музей мира – Эрмитаж. Он расположен в комплексе роскошных зданий Зимнего дворца, бывших до революции собственностью царской семьи. Его по праву называют национальной сокровищницей мирового искусства. Если вы решите посетить музей необходимо рассчитывать, что вы там проведёте не менее 4-х часов. Для того, чтобы познакомиться с экспозициями всех 350 залов гигантского музея, потребуется проделать путь в 24 км. Даже если задерживаться у каждого экспоната хотя бы на минуту и проводить в Эрмитаже ежедневно по 8 часов, на осмотр коллекции придется затратить почти 15 лет. Коллекция в 3 млн. экспонатов отражает развитие человеческой цивилизации от эпохи Древнего Египта до культуры 20 века в Европе.

Современный Государственный Эрмитаж – это сложный музейный комплекс, состоящий из 6 зданий расположенных вдоль набережной реки Невы.


Все они проектировались и были построены под руководством лучших архитекторов своего времени. До сих пор великолепие, изящность и гениальность самих зданий Эрмитажа вызывает восторг у многих современных экспертов. Главное здание, Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров, было создано архитектором Расстрели в стиле барокко и построено между 1754 г. и 1762 г. Это роскошное строение удивляет своим простором, в здании более 1500 залов, более 1700 дверей и более 1000 окон. Многие туристы, впервые побывавшие в Эрмитаже, отмечают, что само здание заслуживает не меньшего внимания, чем сама коллекция.


Эрмитаж - один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев мира, начало истории музей берёт в 1764 году, когда императрице Екатерине Великой предложили в Берлине коллекцию в 255 картин, в счёт уплаты долга перед Россией. Сразу после этого Екатерина издала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на продажу. С каждым годом изумительные коллекции непрерывно росли, так как государыня не жалела средств на их приобретение Точная дата основания музея неизвестна, но его днем рождения принято считать 7 декабря - день святой Екатерины, покровительницы музея. 7 декабря 2014 года Эрмитаж отмечал свой юбилей, музею исполнилось 250 лет.

Путешествуя по залам Эрмитажа, можно оказаться в Древнем Египте (Культура Древнего Египта), Месопотамии, античной Греции и ее Причерноморских колониях, познакомиться с древней культурой этрусков и первобытных племен Сибири, увидеть египетские мумии, античную керамику, собрание древнеримского скульптурного портрета, скифские и сарматские памятники.


Особенно знаменита и наиболее известная часть коллекции – это картинная галерея, которая включает в себя произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Сезанна, Моне, Ван Гога, Матисса, Гогена. Сразу с момента своего создания коллекция Эрмитажа, как настоящая сокровищница, являлась очень важной для всех, кто интересовался историей и искусством. До получения статуса музея в 1852 году доступ в Эрмитаж был ограничен. Так, А.С.Пушкин добивался возможности поработать с коллекцией через В.А.Жуковского, который работал учителем русского языка у принцессы Шарлотты (будущей жены Николая 1, императрицы Александры Фёдоровны).



Одним из самых посещаемых залов Эрмитажа является Рыцарский зал, в котором экспонируется вооружение средневекового рыцаря. Готический доспех XV века с заостренными контурами состоял из отдельных металлических пластин, скрепленных между собой ремнями. Такой доспех насчитывал до 160 пластин, вес его колебался от16 до 20 кг.


В центре зала выставлены фигуры рыцарей в доспехах XVI века на конях, покрытых броней. Эта кавалькада воссоздает облик рыцарского войска, готового к бою или состязанию.

Хотелось бы остановить ваше внимание еще на одном из залов Зимнего дворца – это Малахитовый зал. Парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, входившая в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны.



Американская писательница Мари Энн Эллин написала детскую книгу о знаменитых жителях главного петербургского музея - котах Эрмитажа. Часть доходов от продаж издания в США пойдет на лекарства и еду для животных. Книга Мари Энн Эллин называется "Анна и коты Эрмитажа". Издание представили в генконсульстве России в Нью-Йорке.


По словам автора, "эта история началась с того, что я и моя внучка Анна в 2005 году поехали в Эрмитаж". История о котах, живущих в музее с XVIII века, вдохновила Эллин написать историю для детей. В основе сюжета - приключения девочки, которая захотела нарисовать четвероногого жителя музея. Помимо внучки писательницы и котов, одним из персонажей повести является директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По замыслу автора, продажи книги в США помогут собрать деньги на еду и ветеринарный уход за эрмитажными котами.

Эрмитаж – это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе.

На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями музея, можно ответить так: - на это понадобится вся жизнь, потому что каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем нечто новое, незнакомое. Таково свойство настоящего, истинного искусства.

Эрмитаж – обитель ожившей истории, после посещения которой каждый хранит впечатления от увиденного всю оставшуюся жизнь.

- Самый древний шерстяной ковер, самая древняя вышитая китайская шелковая ткань и самые древние татуировки на человеческом теле в мире хранятся в Эрмитаже

- Для публики Эрмитаж стал доступен только в 1852 году, когда Николай I торжественно открыл "Императорский Музеум" – первый в России художественный музей.

- После войны из двух вагонов котов, завезенных в Ленинград, часть была отправлена на работу в Эрмитаж.

Читайте также: