Истоки басенного жанра 5 класс сообщение

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • БАСНЯ - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.
  • Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты
  • Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

С.В. Михалков

Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала - Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала. "Летим со мной! - так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая. - Я угощу тебя! Там - в доме, на столе - Такие сладости остались после чая! На скатерти - варенье, в блюдцах - мед. И все - за так! Все даром лезет в рот!" - "Нет! Это не по мне!" - ответила Пчела. "Тогда валяй трудись!" - лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала.

Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Цели урока • расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; • учить анализировать басню; • развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память. • прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма

Встреча с Эзопом Древнегреческий мудрец, легендарная личность. О нём рассказывали, что он был уродливым рабом-фригийцем (из Малой Азии), служившим простоватому философу Ксанфу , много раз посрамлял его книжную учёность своей сметливостью и здравым смыслом, за услуги государству был освобождён, соперничал со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Эзопу приписывалось “изобретение" почти всех ходивших в народе басенных сюжетов.

Встреча с Жаном Лафонтеном Эллада, мать искусств, за это ей хвала. Из греческих земель и басня к нам пришла. От басни многие кормились, но едва ли Они до колосков всю ниву обобрали. Доныне вымысел – свободная страна.

Встреча с И.А. Крыловым Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.

Анализ басен Что одинаково во всех трех баснях? В чем главное отличие басен Лафонтена и Крылова от басни Эзопа? Найдите в каждой басне мораль-поучение. В какой из них она высказана слишком прямо, а где мораль имеет более широкий смысл? Чем басня Лафонтена отличается от басни Крылова? Сравните обольстительную речь дядюшки Лиса Лафонтена и Лисицы Крылова ? Знакомство с новыми терминами Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. От легендарного образа поэта VI века до н. э. Эзопа - создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. В дальнейшем эзопов язык нашёл широкое применение в сатире (например, у Салтыкова-Щедрина). Аллегория (от греч. allos - иной и agorae - говорю) - изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.

обобщение Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из “моря житейского". Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

БАСНЯ. ИСТОКИ БАСЕННОГО ЖАНРА

Тип урока – урок изучения нового материала.

а) дидактические:

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- познакомить детей с именами известных баснописцев;

б) развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение строить устное высказывание;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.

Оборудование:

Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010;

Тексты басен Эзопа и Лафонтена;

Оргмомент.

Постановка цели урока. Введение в тему.

на какие группы( или роды) делятся все произведения художественной литературы? (эпос, лирика, драма)

Какие произведения отнесём к эпосу?

Какие произведения отнесём к лирике?

Какие произведения отнесём к драме?

Приведите примеры рассказа, повести, стихотворения, пьесы.

Итак, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? Что мы хотим узнать?

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.

Но сначала вспомним, что такое басня.

Беседа.

- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?

Работа по теме урока.

1) Басня – лиро-эпическое произведение.

- Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.

2) Работа с литературоведческими терминами в тетради (письменно).

Басня (с. 57) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

(Учащиеся делают записи в тетради)

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.

Ребята, а какое слово в определении для вас является новым, непонятным?

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд …)

(Учащиеся делают записи)

- В басне обязательно есть мораль.

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

3) Баснописцы.

- Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)

- Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп.

Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

- В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен.

Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: "Он зелен -
Пусть им кормится всякий сброд!"
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

- В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни: Михаил Васильевич Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев. Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. (Показ портретов писателей)

Лисица и виноград

4) Работа с текстами басен.

Ребята, а что общего во всех 3-х баснях? (Ответы учащихся).

О Крылове мы будем подробно говорить на следующем уроке.

Закрепление литературоведческих терминов. Хоровое проговаривание определений, записанных в тетрадях .

Учащиеся читают записи в тетрадях, заучивают и рассказывают друг другу.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что сегодня на уроке было для вас новым?

Было ли интересно на уроке?

Что такое басня?

Что такое мораль?

С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?

8 . Домашнее задание.

Чтение и пересказ статьи учебника (с.57 ). 1)Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки); 2) нарисовать эпизод из любимой басни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 31

Дата проведения

Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

Урок открытия новых знаний.

расширить представление о басне как одном из старейших жанров литературы; продолжить изучение биографии И.А. Крылова

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Тема, идея, сюжет

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

II. Роды и жанры литературы
Читаем теоретическую статью учебника (с. 53), делаем записи в тетради, например:

Роды литературы

Рассказы, повести, романы

— Произведения каких жанров мы уже изучали? К каким родам литературы они относятся?

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

ЭЗОП
ВОРОН И ЛИСИЦА

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

ЛИСИЦА И СОБАКИ

Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:
Эзопов язык — язык иносказаний.

В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами .

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

IV. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности
Читаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству И. А. Крылова (с. 56—58).
Подчеркнем, что именно чтение помогло Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени.

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Цель: Повторить основные особенности басни как литературного жанра; Познакомить с русскими и зарубежными баснописцами.

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- познакомить учеников с именами известных баснописцев.

- развивать познавательные интересы учащихся

- развивать навыки выразительного чтения

- развивать уменияе строить устное высказывание, развивать связную речь.

- воспитывать интерес к литературе;

- воспитывать неравнодушное отношение к темам, затронутым в баснях.

I. Оргмомент

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II. Актуализация знаний

- Изучение какого раздела мы с вами завершили?

- Чем литературная сказка отличается от народной?

III . Работа над н/м

- А сейчас я хочу, чтобы вы помогли разгадать мне слово

- Это литературный жанр, произведения этого жанра чаще всего в стихотворной форме, но могут быть и в прозе; имеет мораль, которая м.б. в начале или в конце произведения; чаще всего герои этих произведений – животные; цель данных произведений – осмеяние человеческих пороков; повествование представлено в аллегорической форме; очень много диалогов. Самый известный представитель – И.А.Крылов, родоначальник – Эзоп.

(Оформляется на доске

- Как вы думаете, так о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (тема)

Называем тему, записываем. Определяем цели.

- А какие задачи мы поставим перед собой?

(задачи: на сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев)

- Итак, давайте вспомним, что же такое басня и постараемся дать определение этому литературному жанру.

Басня – это небольшое произведение в стихах или прозе нравоучительного характера, имеющее мораль.


- Чтение статьи в учебнике, запись определения в тетрадь.

- Используя записи на доске и статью в учебнике, найдите мне ответ на вопрос: Что делает басню оригинальным жанром?


Басня-- очень древний литературный жанр. Начало ему положено в глубокой древности около VI века до нашей эры. В это время жил родоначальник басенного творчества и самый известный баснописец у древних греков – Эзоп. Вы, наверно, слышали такие выражения, как “эзопов язык”, “эзопова басня”. Эзоп жил в древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. О нем известно очень мало. Историк Геродот писал, что Эзоп был рабом, потом был отпущен на волю. Жил на острове Самосе и по ложному обвинению был убит жрецами в Дельфах. По некоторым сведениям у него была уродливая внешность. Мало того, что он был рабом, так он еще посредством своих басен высмеивал людские пороки, и, конечно же, пороки знатных людей, за что они его не любили. Можно себе представить, какой тяжелой была жизнь Эзопа, но зато, благодаря своим произведениям, которые до сих пор актуальны, он приобрел всеобщую известность и признание на все века. Его басни были настолько популярны, что потом еще долгие столетия перерабатывались и переводились разными баснописцами из разных стран. Басни Эзопа не были стихотворными.

- Найдите в учебнике информацию, с чем были связаны основные мысли эзоповских басен?

Послушайте одну из его басен “Лев и мышь”.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

- Какова мораль этой басни? ( Судьба изменчива )

- Поработайте со статьей учебника на стр.118 и найдите ответ на вопрос: в чем особенность текстов басен Эзопа?

- Найдите в учебнике информацию о том, кто еще после Эзопа обращался к жанру басни.

- Назовите имя самого известного русского баснописца.

2) Чтение и обсуждение басен Эзопа

- Что хотел сказать нам Эзоп своей басней? Какие человеческие пороки он высмеивает?

4) Чтение и обсуждение басен Ж.де Лафонтена

В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые сочинял Эзоп 23 столетия назад продолжают оставаться интересными и актуальными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

Подведение итогов урока

Беседа: - Что нового о баснях вы сегодня узнали?

- Что такое басня?

- Что такое мораль?

- (Заметьте, она не бывает навязчивой, длинной, скучной. Мораль всегда короткая, но мудрая, меткая, как пословица)

-Что высмеивает басня?

- С именами каких баснописцев мы познакомились?

-Что значит эзопов язык? Аллегория?

Рефлексия (Светофор)

6 Домашнее задание:

а) Всем: стр 116-118 чтение и пересказ статьи

б) Всем: написать басню (неважно в прозе или стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки. Например: жадность, лживость, глупость, злоба, зависть,лень ит.п.)

в) индивидуально: доклад о Крылове.

________________________________________________________________________________

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.- В басне обязательно есть мораль.

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Древняя Греция: Гесиод, Эзоп

Франция: Жан де Лафонтен (18 век)

Россия: И.А.Крылов, М.В.Ломоносов, Василий Майков , Сумароков Александр П . , Дмитриев Иван.И , И.И.Хемницер.

Иносказание-- переносное значение, выражение, заключающее в себе скрытый смысл. (аллегория в широком смысле)= Эзопов язык

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты

Читайте также: