Сообщение о племени ижора

Обновлено: 17.05.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Этот народ выделился в самостоятельный этнос еще в первом тясячелетии нашей эры. Потом земля, где он обитал, входила в состав Ингерманландии, занимая юго-восточную часть. В отличие от населявших ее лютеран ижорцы исповедовали православие.

По переписи 1848 года численность этого народа достигала 18 тысяч человек.

Еще сто лет назад ижорцы жили в деревнях на побережье Финского залива и в бассейне реки Ижора. Занимались рыбным промыслом и говорили на своем языке. На нем обучали детей в школе. Сейчас эти земли входят в состав Ленинградской области.

Ижорский язык относят к уральской языковой семье, к ее финно-угорской ветви. Несмотря на малочисленность этого народа, язык его имеет четыре диалекта. Письменность появилась лишь в 30-е годы, да и то к 1937 году преподавание в школах на родном языке было прекращено, а часть преподавателей репрессировано.

В годы Великой отечественной войны, когда районы проживания ижорцев были оккупированы, их отправляли на принудительные работы в Финляндию. После того как она в 1944 году вышла из войны, ижорцев вернули. Однако им не разрешили жить на своей исторической родине, а отправили в другие области страны. Это привело к рассеиванию и ассимиляции представителей этого народа. Только в середине 50-х годов им дали право вернуться домой.

Согласно переписи 2002 года в России проживали 328 ижорцев. Большинство из них живет на территории Ломоносовского и Кингисеппского районов Ленинградской области.

В поселке Ручьи, что в 140 километрах от Санкт-Петербурга, открыт Ижорский этнографический музей. Зарубежные диаспоры малочисленны. Из них следует упомянуть находящуюся в Крыму. По переписи, проведенной в Украине в 2001 году, там их проживало 789 человек.

После репрессий, сталинских переселений, рассеивания и ассимиляции ижорского народа, он фактически утратил свой язык. Осталось не более десятка человек, которые свободно говорят на нем. В частности, сотрудники музея в поселке Ручьи. Сейчас там проживает несколько сотен человек.

В музее работает кружок для желающих изучать ижорский язык. В качестве учебников используют печатную продукцию 30-х годов. Старожилы вспоминают, что даже после войны здесь все говорили на родном языке. Да и сейчас, женщины, отправляясь в лес по грибы и ягоды, пытаются на природе говорить на нем. Они слышали его от своих бабушек. Тяга к языку, судя по всему, сохранилась на генетическом уровне.

Конечно, в России проживает больше ижорцев, чем отмечено по переписи 2002 года. Потомков коренного народа Ижора значительно больше. Просто они рассеяны по России и предпочитают указывать в графе национальность - русский или карел.


Финно-угорские народы в русских летописях

Об ижоре как племени в летописях упоминают с XIII века, хотя наряду с водью они с древнейших времен населяли северо-западную часть нынешней Ленинградской области. Они воевали вместе с новгородцами. В 1240 г. ижорский старейшина обнаружил флотилию шведов и доложил об этом князю Александру Невскому. Тогда ижоры были близки с карелами. Разобщение произошло в 1323 г., когда после подписания Ореховецкого мирного договора территория карел отошла к Швеции, а ижора осталась во владениях Новгорода.

По имени финно-угорского народа названа Ижорская возвышенность – местность к югу от Невы и река Ижора.

Чем занимались финно-угорские народы северо-востока?

Придя на территорию финно-угров, славяне быстро начали строить города. Среди пермских, волжско-финских и малочисленных прибалтийско-финских народов городская культура так и не сложилась. Они – представители аграрной культуры - занимались земледелием, охотой и рыболовством, плели корзины, делали глиняную посуду.

Жизнь в селах надолго помогла сохранить самобытность в одежде, пище, строительстве жилищ. Браки преимущественно заключались между своими, сохранялись свои языки.

Племена ижора и водь сохраняли свой язык до середины XX века. Этнографы того времени отмечали, что ижорцы плохо говорят по-русски, хотя и носят русские имена и фамилии. Существовала даже письменность на основе латиницы, но в 1937 г. издание книг было прекращено.

Ижора – один из самых поющих финно-угорских народов. Они сохранили более 125 тысяч песен. Одной из главных песенниц была Ларин Параске, знавшая 1152 песни и более 32 тысяч стихов.

Постепенно российские финно-угры принимали православную веру. Так, крещение карел состоялось в 1227 г. Многие христианские термины в прибалтийско-финских языках – восточнославянского происхождения.

Новейшая история

Многие финно-угры добровольно ассимилировались с русскими: переехали в города, уходили работать на фабрики и в мастерские, женщины шли в няньки. Но до 1920-х более 90% ижор были сельскими жителями.

После революции многим финно-угорским народам были предоставлены национальные автономии. Существовала даже Карело-Финская советская социалистическая республика (при том что карелов и финнов на той территории было около 20%). Во время советско-финской войны многие финно-угры перебрались в Финляндию. А во время Второй мировой в Финляндию на работы ижор отправляли принудительно. В 1944 г. большую часть вернувшихся ижор советские власти депортировали в Ярославскую, Псковскую, Новгородскую области. На места исконного проживания вернулись далеко не все. Такая же судьба постигла и представителей народа водь.

Всего за XX век было ассимилировано более полумиллиона российских финно-угров. По данным переписи 2010 года, сейчас в России проживают 266 ижор. Когда-то большое и сильное племя водь сейчас составляют около 60 человек, а говорящих на водском языке – единицы. Причем для некоторых он не родной – люди учат его для того, чтобы сохранить. Водской письменности не существовало, но фольклористами были записаны песни и заговоры.

В бывших водских деревнях между Нарвой и Кингисеппом (и восточнее него) давно живут одни русские. О водском наследии напоминают только названия населенных пунктов.

Вероятно, число представителей исчезающих народностей больше, но многие уже записывают себя русскими. Если тенденции будут сохраняться, скоро многие малые финно-угорские народы и их языки исчезнут навсегда.


Ижо́ра (ижо́рцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) — финно-угорский народ, в древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). В отличие от лютеран-ингерманландцев, проживавших на тех же землях, исповедовали православие. К настоящему времени почти полностью ассимилированы, количество говорящих на родном языке — несколько сотен человек.

Содержание

Расселение

Интересная ситуация сложилась после распада СССР — Всеукраинская перепись населения 2001 года зафиксировала проживание на Украине 822 ижорца — то есть больше, чем на их исторической родине — из которых только 2 (то есть 0,2 %) назвали ижорский язык родным. Причём 788 (96 %) из них живёт в Крыму [7] . Эти результаты тем более вызывают удивление, что по предыдущей переписи 1989 года на Украине насчитывалось всего 9 ижор [8] .

Помимо этого в Эстонии перепись 2000 г. зафиксировала 62 ижорца, из которых назвали родным ижорский язык 19 чел. (31 %), русский — 39 чел. (62 %), эстонский — 3 чел. (5 %). В Таллине из них проживает 10 ижорцев [4] .

Язык и проблема ассимиляции

Язык — ижорский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской ветви уральской семьи. Наиболее близок карельскому и финскому языкам.

Ижорский язык произошёл от древнекарельского языка-основы. В начале XX века исследователи отмечали сравнительно плохое знание ижорами русского языка, несмотря на то, что почти всё население издавна было обращено в православие и носило русские фамилии, имена и отчества. Правда, ижоры не сохраняли отцовскую фамилию, а носили фамилию по имени деда.

По Всероссийской переписи населения 2002 года 362 чел. владеют ижорским языком, что больше чем самих ижорцев (327 чел.) [9] . Это связано, видимо, с ассимиляцией ижорцев, что привело к осознанию ими себя, например, русскими, но с сохранением знания ижорского языка, или с увлечением малым языком теми же русскими в научно-просветительских и иных целях.

В настоящий момент в районе компактного проживания последних ижор продолжается строительство портов и промышленных зон в Усть-Луге и Вистино, что грозит окончательно стереть этот малый народ с этнографической карты России.

История

Очевидно, что в это время ижоры были ещё весьма близки этнически и культурно с карелами (в то время упоминавшимися в русских летописях как племя корела), проживавшими на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, севернее ареала предположительного распространения ижор, и это сходство сохранялось до XVI века.

Довольно точные данные о численности населения Ижорской земли впервые зафиксированы в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, однако этническая принадлежность жителей при переписи не показывалась. Традиционно считается, что жителями Корельского и Ореховецкого уездов Водской пятины, в большинстве имевшие русские имена и прозвища русского и карельского звучания, являлись православными ижорами и карелами. Очевидно, граница между этими этническими группами проходила где-то на Карельском перешейке, и, возможно, совпадала с границей Ореховецкого и Корельского уездов [13] .

Динамика численности ижоры


Экономика

Население восточных ижорских деревень, лучше знавшее русский язык, уезжало в Санкт-Петербург: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки.

Среди ижор было немало прекрасных плотников, во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь.

Антропологический тип

Культура

Костюм

Свадьба

Фольклор

Фольклор ижоры известен нам по устному народному творчеству — песням-рунам сказителей-рунопевцев. Удивительно, что этот небольшой по численности народ сохранил в своей памяти общий с карелами и финнами эпос (известный широкому читателю как Калевала), отдельные части которого оказались известны только ижорским рунопевцам. Одна из самых известных ижорских сказительниц — Ларин Параске (Прасковья Никитина), проживавшая на рубеже XIX и XX века на Карельском перешейке, также славился исполнением рун Онтропо Мельников.

Читайте также: