Используя текст учебника и интернет составьте тезисы к сообщению жизнь в монастыре кратко

Обновлено: 28.06.2024

Киево-Печерский монастырь является первым монастырем на Руси, основание которого датировано 1051 годом.

В 1688 году Киево-Печерский монастырь стал Киево-Печерской лаврой, а значит получит особенный статус крупнейшего мужского монастыря исторического и духовного значения, где хранятся мощи святых и Столыпина.

Киево-Печерский монастырь не раз становился жертвой набегов: со стороны половцев в 1096 году; со стороны торков – в 1151 году; при взятии Киева Рюриком в 1203; при батыевом нашествии в 1240 году, которое было наиболее сокрушительным.

В советское время быть настоятелем крупного мужского монастыря было неблагодарным делом. К примеру, настоятель Киево-Печерской лавры был убит большевиками. Далее с 1919 по 1924 году лавра и ее служители считались артелем, а после 1924 года лавра стала музейным городком, исторической библиотекой Украины и полицейским участком, когда Киев был оккупирован немцами.

Монахи в Киево-Печерской лавре работают над православными книгами, занимаются их перепечатыванием, разводили скот, занимались садоводством и птицеводством.

Современная Киево-Печерская лавра занимается просвещением населения и вмещает в своих стенах учебные заведения – христианскую семинарию и училище. Ученики не являются монахами и могут жить мирской жизнью после своего обучения.


Научные доклады

Что такое монастырь?

Монастырь по сути является домом для монахов. Это маленький город со своим уставом и бытом. Монахи, живущие в нем, придерживаются государственных законов и духовных. Монастыри располагаются как в черте города, рядом с ним или вдали от него. Они разного размера – от крошечного двора, где обитает всего несколько монахов и до крупной Лавры с сотнями иноков.

Для чего создавались монастыри?

Монастыри создавались для людей, которые душой оставили этот грешный мир. Вмиру они оставили привязанности,вещи, земные притязания,обретясебя новых. Монахи видели в нем ограду и опору Новой жизни, которая должна была стать равноангельской.

Как живут в монастыре?

Устав каждого монастыря свой. На территории одной святыни монахи ведут разную аскетическую и молитвенную жизнь: по своему призванию, по силам. Однако центральное место в распорядке дня занимают богослужения и молитва. День в монастыре может быть таким:

  • В 5-6 утра начинаются утренние богослужения. Продолжительность зависит от устава монастыря и дня. Так, в обычный день утренняя служба заканчивается в 9 утра, а в праздничные продолжаются до полудня.
  • По окончанию утренней службы следовал завтрак (трапеза). После короткий отдых и послушания. Кто-то следит за чистотой территории монастыря, кто-то ухаживает за садом, некоторые занимаются столярными роботами или убирает в хлеву. Найдется работа каждому.
  • В обед трапеза и снова послушания.
  • В 16.00-17.00 начинаются вечерние службы, длящиеся три и больше часов.
  • После вечерней трапезы монахи немного отдыхают и совершают перед сном келейное или общее молитвенное правило.

Кто живет в монастырях?

Людей, обитающих в монастырях, называют насельниками. К ним относятся:

  1. Монахи. Они представляют собой костяк монастыря. Каждый из них имеет свою степень монашества.
  2. Послушники. Это те люди, которые готовятся стать монахами. Монастырь несет духовную ответственность за человека.
  3. Трудники. Это те же послушники, только ставшие на духовный путь. Они вместе с послушниками исполняют послушания. Но не все проходят свой путь до конца, понимая, что имел о монашестве неверное представление и возвращается в мир.
  4. Гости и паломники. Это временные постояльцы монастыря. Однако бывали случаи, когда паломники ставали монахами, ощутив свое призвание в этом святом месте.

Постройки монастыря

Обязательно при любом монастыре должно быть строение — домик и храм, где будут обитать монахи. Комната монаха называется келлия. Преимущественно все зависит от размера монастыря, а также места расположения.

В среднем в комплексе монастиря когут бать такие пост ройки как:

  • Территория монастыря. Она обязательно ограждена. Раньше святыня играла роль крепости и была обнесена крепкими, каменными и высокими стенами.
  • Центральный храм, собор. Это место, где происходят все богослужения.
  • Храм. Они используются редко, только во время крупних праздников или в значимые дни для монастыря.
  • Братский корпус. Это дом с келлиями – комнатами послушников и монахов.
  • Столовая или трапезная.
  • Гостевой дом для паломников или архиереев, монахов с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка с иконами, свечами, книжками и церковной твар’ю на продажу.
  • Другие здания типа воскресной школы, издательства и так далее.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Васян Коваль




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

2. Подберите эпитеты, характеризующие князей-соперников.

Святополк Изяславович — нелюбимый, недальновидный, сребролюбив и скуп, к войне не охотник.
Владимир Мономах – мудрый, дальновидный, справедливый, жесткий, опора земель русских
Олег Святославич – обделенный, изгой, беспокойный нрав, приносящий междоусобья

3. Соотнесите даты и события.

1 1068 г. Б
2 1078 г. Д
3 1097 г. Е
4 1111г. В
5 1113 г. А
6 1125 г. Г

А. Начало правления Владимира Мономаха
Б. Первый крупный набег половцев на Русь
В. Разгром русской ратью половцев
Г. Начало правления Мстислава Владимировича
Д. Начало правления в Киеве Всеволода Ярославича
Е. Любечский съезд князей

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

— Какую, с точки зрения автора, ошибку допустили русские князья?

С точки зрения автора распри между князьями не позволяли вести успешные действия по защите Руси от внешних врагов.

  1. Имя отца Владимира Мономаха:
    1. Ярослав
    2. Всеволод
    3. Святослав
    4. Изяслав
    1. Владимир Мономах
    2. Изяслав Ярославич
    3. Святополк Изяславович
    4. Всеволод Ярославич
    1. Новгороде
    2. Переяславле
    3. Чернигове
    4. Смоленске
    1. облегчал положение различного рода должников
    2. улучшал положение крестьян
    3. расширял права ростовщиков
    4. превращал свободных людей в рабов
    1. 1079 г.
    2. 1097 г.
    3. 1093 г.
    4. 1079 г.
    1. разгром печенегов
    2. прекращение усобиц
    3. объединение русских земель
    4. избрание великого князя
    1. византийского императора Василия II
    2. норвежского короля Харольда
    3. византийского императора Константина
    4. французского короля Генриха I
    1. 63 лет
    2. 36 лет
    3. 60лет
    4. 6 лет

    Вопросы в тексте параграфа

    1. В чём состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

    Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

    Несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

    2. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

    Формированию древнерусской народности способствовало:

    • подчинение власти киевского князя;
    • участие племен в общегосударственных делах;
    • совместные военные походы;
    • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
    • принятие христианства, вера в единого Бога;
    • отождествление себя с русским народом.

    3. Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

    В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

    4. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация Католической церкви?

    Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

    5. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

    Вокруг монастырей часто возникали поселения, проводились ярмарки, в том числе продукции, производимой непосредственно монахами, так что нельзя отрицать и градообразующую и торгово-ремесленную роль монастырей. Монастыри всегда были сокровищницей знаний, местом где хранили и изучали не только церковные традиции, но и культурные. В монастырях учили грамоте и переводили книги. Зачастую монастыри выполняли и оборонительную функцию.

    Вопросы к параграфу

    1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

    Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу — Киев и Новгород, Святославу — Чернигов и Муроме-Рязанскую землю, Всеволоду — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский — второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства. Князья управляли землями с помощью своих дружин (старшей дружины – бояре, младшей дружины – администрация). При этом значительным влиянием еще пользовались народные вече в городах. Народный сход — вече решал вопросы войны и мира, судьбы княжеского стола и княжеской администрации. Вече ставило и снимало князей, принимало любые другие важные решения.

    Свободное население Зависимое население
    1. Великий князь
    2. Удельные князья
    3. Дружина (бояре, как старшая дружина, и младшая дружина – администрация)
    4. Родоплеменная знать
    5. Духовенство
    6. Свободные общинники
    7. Свободные горожане – купцы и ремесленники
    1. Закупы
    2. Рядовичи
    3. Холопы (челядь)
    4. Смерды

    Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

    Несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

    Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 9

    6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

    Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты. Они были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на древнерусский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения, летописи. Известна также и миссионерская роль монахов монастырей. Они обучали и просвещали население. Также монастыри с их высокими стенами нередко имели военно-стратегическое значение, предоставляя защиту населению.

    Думаем, сравниваем, размышляем

    Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь является женским монастырем. С 1992 года в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. В монастыре были проведены большие работы по восстановлению. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством — приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.

    3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

    Если земледелец работает на земле, которая принадлежит землевладельцу, это значит, что земледелец имеет зависимые отношения – либо он холоп, либо закуп, либо рядович. Понятно, что в таком положении земледелец, дабы прокормить себя, заинтересован в большей урожайности обрабатываемой земли. В этом его интерес совпадает с интересами землевладельца. С другой стороны, если земледелец в княжеской вотчине работал на господском хозяйстве, у него не было достаточного стимула работать с должным рвением. В этом различие их интересов.

    Возможные вопросы на уроке

    1. Чей труд использовали вотчинники-бояре для ведения своего хозяйства?

    Для ведения хозяйства вотчинники-бояре использовали в основном труд зависимого населения: холопов, челяди, смердов, закупов, рядовичей.

    2. Каким образом общинники теряли свободу?

    Потерять свободу общинник мог, либо став пленником военного похода, либо пойдя в долговую кабалу за ссуду, либо заключив договор и согласившись работать у господина на определенных условиях.

    3. Кто такие рядовичи?

    Люди, заключившие договор и согласившиеся работать у господина на определенных условиях.

    4. Кто такие закупы?

    Разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами.

    5. Передавалось ли их зависимое положение детям по наследству?

    6. Что объединяло рядовичей и закупов?

    7. Кто такие холопы?

    8. Как общинники переходили в разряд холопов?

    Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке.

    10. Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

    1. Главная ценность — любовь к Богу и ближнему.
    2. Благочестие — регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств.
    3. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.

    Я считаю большинство духовных ценностей христианства справедливыми. Особенно те, которые основаны на здравом смысле, любви к ближнему, уважении старших, милосердии, поскольку они – основа общечеловеческой нравственности. Однако я могу одобрять фанатичное, чрезмерное преклонение перед церковью, как религиозном институтом, и не согласен с абсолютным отрешением от мирских радостей.

    Запоминаем новые слова

    Бояре — высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

    Вотчина — крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

    Духовенство — служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

    Епископ — глава крупной церковной области — части митрополии.

    Закупы — люди, получившие купу — заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу.

    Люди — простые свободные жители Руси.

    Митрополит — глава крупного церковного округа. Монастырь — община монахов, живущих по единым церковным правилам.

    Общество — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

    Резиденция — место постоянного пребывания должностного лица.

    Рядовичи — люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определённой работы.

    Киево-Печерский монастырь является первым монастырем на Руси, основание которого датировано 1051 годом.

    В 1688 году Киево-Печерский монастырь стал Киево-Печерской лаврой, а означает получит особенный статус наикрупнейшго мужского монастыря исторического и духовного значения, где хранятся мощи святых и Столыпина.

    Киево-Печерский монастырь не раз становился жертвой набегов: со стороны половцев в 1096 году; со стороны торков в 1151 году; при взятии Киева Рюриком в 1203; при батыевом нашествии в 1240 году, которое было более сокрушительным.

    В русское время быть настоятелем большого мужского монастыря было неблагодарным делом. К образцу, настоятель Киево-Печерской лавры был убит большевиками. Далее с 1919 по 1924 году лавра и ее служители числились артелем, а после 1924 года лавра стала музейным городком, исторической библиотекой Украины и полицейским участком, когда Киев был оккупирован немцами.

    Монахи в Киево-Печерской лавре работают над православными книгами, занимаются их перепечатыванием, разводили скот, занимались садоводством и птицеводством.

    Современная Киево-Печерская лавра занимается просвещением народонаселения и вмещает в своих стенках учебные заведения христианскую семинарию и училище. Воспитанники не являются монахами и могут жить мирской жизнью после собственного обучения.

    Читайте также: