Подготовить сообщение о бодхисаттве сострадание авалокитешваре

Обновлено: 30.06.2024

Бодхисаттва - это Буддийское божество, достигшее наивысшего уровня просветления. Оно не отправилось в рай, а осталось жить на земле, дабы помогать простым. Бодхисаттва, известная на санскрите как Авалокитешвара, принимает как мужскую, так и женскую форму воплощения и ассоциируется с такими качествами как милосердие и сострадание. Его китайское воплощение, Гуаниьинь, всегда представлено в образе женщины и переводится как "слышащий звуки". Гуаньинь, верят буддисты, может распознать крики всех тех, кто страдает на земле, и направляет их к спасению.

Как гласит легенда, давным давно Авалокитешвара дал монашеский обет во имя спасения всех живущих на земле от воронки Сансары (круговорот рождения и смерти в мирах). От осознания того, что его задача невыполнима, голова монаха не выдержала и раскололась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани увидели это и придали Авалокитешвару новое обличие с 1000 руками и 11 головами, вселив в него новую силу.

Самый ранний источник описания Авалокитешвары находится в 25-й главе Лотосовой сутры, одного из основополагающих текстов буддизма Махаяны, который возник в Индии примерно в начале первого века нашей эры.

Вот так описывают Авалокитешвара:

Некоторые источники утверждают, что из глаз Бодхисаттвы родилось солнце и луна. Идеи и образы, связанные с Авалокитешварой, имеют особое влияние на китайскую и японскую литературу, таких как "Повесть о Гэндзи", написанной в 11 веке дворянкой Мурасаки Сикибу. Книга рассказывает любовную историю сына древнего японского императора. Некоторые ученые утверждают, что это был первый роман в истории.

Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары.

Наиболее часто встречается форма с четырьмя руками. Тело Ченрези белого цвета, две главные руки сложены перед грудью в жесте просьбы, мольбы, это демонстрирует его желание помочь всем существам выйти за пределы страдания. Между руками он держит прозрачную драгоценность, исполняющую желания, это означает благожелательность ко всем видам существ: асурам, людям, животным, духам, обитателям ада. В правой верхней руке хрустальные четки-мала со 108 бусинами (напоминание о мантре Ченрези). В левой руке, на уровне плеча, голубой цветок утпала (символ незапятнанности мотивации). Через левое плечо перекинута шкура антилопы (как напоминание о ее качествах: антилопа проявляет особую любовь к детям и очень вынослива). Изображение Ченрези относится к самбхогакая-форме, имеет пропорции бодхисаттвы (высота фигуры 120 м.е.). Волосы убраны в узел, часть волос ниспадает на плечи. Бодхисаттва одет в шелковые одеяния и украшен пятью видами драгоценностей. Он сидит в позе лотоса на лунном диске, под лунным – солнечный диск, ниже – лотос, как правило, естественной формы.

Другая форма Авалокитешвары – восьмирукая одиннадцатиголовая. Фигура стоит в полный рост на лунном диске, ноги слегка расставлены (но иногда как у танцоров, в 1-й позиции). Одежды и украшения бодхисаттвы. Головы: нижний ряд – центральная белая, левая (его левая) красная, правая зеленая. Второй ряд: головы как бы повернуты вокруг оси – центральная зеленая, левая белая, правая красная. Третий уровень: центральная красная, левая зеленая, правая белая. Сверху гневная голова Ваджрапани, синяя, и увенчивает всё голова Амитабхи (в форме нирманакаи: с малой ушнишей и без украшения). Эти головы олицетворяют энергию, а их поворот – распространение энергии. Все головы имеют третий глаз. Руки: главные держат драгоценность; правые руки: нижняя в мудре даяния, третья держит колесо Дхармы, четвертая держит четки-мала; левые руки: нижняя держит ритуальную вазу, третья – лук и стрелу, в четвертой цветок утпала.

Тысячерукая форма Авалокитешвары реально имеет 1008 рук. Основа строится подобно восьмирукой, к ней достраивается еще тысяча рук, на каждой ладони рисуется глаз. Считается, что Тысячерукий Ченрези видит страдания существ во всех мирах и немедленно приходит на помощь.

Легенда о Тысячеруком Ченрези.

Авалокитешвара идентифицируется с великим правителем Тибета Сонгценом Гампо, Гуру Падмасамбхавой, Дронтонпой (учеником Атиши), с Гьялва Кармапой и Его Святейшеством Далай-ламой – патриархами школы Кагью и Гелуг. Его Святейшество Далай-лама, глава тибетского буддизма, глава правительства Тибета в изгнании, считается воплощением Бодхисаттвы Сострадания-Авалокитешвары.

Бодхисаттва Авалокитешвара. Внимающий звукам мира

Б одхисаттва Авалокитешвара – один из самых почитаемых в буддизме. Он олицетворяет присущую всем буддам и заложенную во всяком живом существе энергию сострадания.

Бодхисаттва Авалокитешвара известен также как Внимающий Звукам Мира или Постигающий Звуки Мира.

Его сострадание свободно от предубеждений и пристрастий. В буддизме это называется равностностью.

Бодхисаттва, Авалокитешвара, божество

Согласно буддийским представлениям, сансара формируется из шести миров, для каждого из которых характерны свои омрачения. В мире ада страдают, прежде всего, от ненависти, злости, агрессии. Мир животных характеризуется тупостью, неведением, низменными страстями. Тот, кто окажется в нём, будет зажат между страхом и желанием удовлетворить свои основные инстинкты: секс, еда, сон.

В мир претов (голодных духов) ведут жадность и алчность. Людям, существам нашего уровня, свойственны иллюзии и привязанность. Асуры, существа демонического типа, страдают от зависти и противоборства. Гордость и тщеславие – карма существ небесных миров.

Несмотря на то что сейчас мы родились в мире людей, в каждом из нас в той или иной степени представлены энергии всех шести уровней, и именно они и будут определять дальнейшее перевоплощение в тот или иной мир.

Бодхисаттва, Авалокитешвара, свечи, статуя

Слог Ом помогает очистить уровень мира Дэвов, богов. Слог Ма, освобождает от необходимости рождения в мире демонов (асуров) или, иначе говоря, гневных божеств. Ни избавляет от кармы мире людей, Па – мира животных. Ме – трансформирует жадность и алчность мира претов. А Хум меняет энергию адских миров, очищая сердце от злобы и ненависти.

Те, кто постоянно начитывают эту мантру, надеются избавиться от дурных перерождений или хотя бы сократить время своего пребывания в дурных сферах. И в силу своего обета, Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, поможет каждому, кто обратится к нему.

Однако не стоит рассматривать эту помощь как исполнение желаний, порождённых сансарой. Сочувственная энергия бодхисаттвы помогает не удовлетворять страсти, а менять собственный взгляд на мир, учиться видеть его иначе и через другие призмы, а лучше и вовсе без них.

Бодхисаттва, Авалокитешвара, божество

Ещё более популярно изображение тысячерукого Авалокитешвары с одиннадцатью лицами. Оно также носит название Махакаруника (маха – великий, каруна – сострадание) – Великий Сострадающий. Существует легенда, что когда Авалокитешвара, давший обет избавить все живые существа от страданий, увидел непосильность этой задачи, то его голова раскололась на тысячу кусков. Амитабха пришёл на помощь бодхистаттве, собрав из осколков 10 голов и сверху добавив свою собственную, одиннадцатую. Десятой при этом стала голова Махакалы, гневной эманации просветлённого бодхисаттвы Авалокитешвары. Такая трансформация увеличила мощь великого сострадательного, вынужденного взаимодействовать не только с теми, кто хочет развиваться добровольно, но и с теми, кто упрямствует в невежестве. Для них у него появилась гневная и устрашающая форма.

бодхисаттва

В буддийском пантеоне множество различных будд и бодхисаттв. Сегодняшняя статья расскажет об одном из них и ответит на вопрос: Авалокитешвара – кто это в буддизме?

Ниже вы узнаете, какие имена он носит, какое значение имеет в буддистской философии, как изображается на статуях и тханках, в чем заключается практика работы с ним, какие формы имеет этот будда.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Понятие

будда

Авалокитешвара — Будда Сострадания

Значение имени можно понять, переведя каждый корень многосложного слова:

Авалокитешвара почитается многими буддистами из разных стран и известен также как:

  • Ченрезиг – по-тибетски;
  • Жанрайсиг – по-монгольски;
  • Гвансеым Босаль – по-корейски;
  • Каннон – по-японски;
  • Гуань Инь – по-китайски;
  • Куан-тхе-ам – по-вьетнамски;
  • Арьяа-баала – по-бурятски;
  • Арьябала – по-калмыцки.

По преданию, когда бодхисаттвы уронил слезинку, из нее появилась богиня Тара. Также существует женская его ипостась – Манипадма.

Ченрезиг является учеником Великого Шакьямуни и сыном Амитабхи – будды Безграничного Света. Именно этим объясняется то, что в изображениях повыше его лица рисуют Амитабху.

Место в буддийском пантеоне

Согласно махаянской традиции, Авалокитешвара дал обещание отказаться от собственного освобождения, пока не услышит все мольбы просящих и не поможет всему сущему достичь нирваны и вырваться из круговорота сансары.

статуя

Еще Будда Шакьямуни предрекал, что Ченрезигу суждено обрести большое значение в жизни тибетцев, которые являлись тогда воинствующими людьми. Бодхисаттва призывал мир и свет на тибетские земли, за что стал их духовным владыкой.

Далай-лама, возглавляющий тибетские земли и тибетцев, почитается как эманация Чанрезига и постоянно участвует в соответствующем обряде инициации.

Лидер приверженцев направления Карма Кагью – Кармапа – также является перерожденным Ченрезигом.

Формы и внешний вид

Бодхисаттва может быть представлен на изображениях в 108 различных ипостасях: с двумя, четырьмя, восемью или даже тысячей рук, с одной или одиннадцатью головами, окрашенным в алый или белый, в одеянии монаха, сжимающим цветок лотоса – этот список можно продолжать. Приведем основные виды божества.

Самый распространенный в буддийской живописи вариант изображает его с белым телом. Две ладони находятся около сердца в мудре просящего, чтобы желать обитателям шести миров – человечеству, дэвам, полубогам, зверям, злым духам, адским демонам – освобождения от страданий. Другая ладонь справа сжимает четки со 108 нанизанными бусинками, а слева – бутон, называемый утпала.

тханка

Четырехрукий будда

Силуэт восседает с согнутыми коленями на луне, под которой располагается солнце, а еще ниже – лотосный бутон. Волосы сверху собраны, а остальные пряди мягко ниспадают на плечи. Тело облачено в накидку из антилопы, опоясывающей тело и плечо справа.

Божество стоит на луне, немного разведя стопы врозь. Каждая из одиннадцати голов имеет третий глаз. Девять из них стоят в 3 линии, они разноцветные: белоснежные, бордовые и зеленые. Повыше находится лицо Ваджрапани, выражающее гнев, на самом верху – Амитабха. Определенная ладонь указывает особый жест либо сжимает свой предмет: круг сансары, бусы, лук со стрелой, вазу, лотосный бутон.

Подобная форма тоже имеет одиннадцать голов, аналогичных предыдущей. Но к восьми ладоням дорисовывают еще тысячу ладоней, причем на всех изображен глаз.

танка

Тысячерукий Будда

К другим, менее распространенным образам Авалокитешвары можно отнести:

  • Кхарсапани – улыбающийся, с одним лицом и двумя руками.
  • Симханада – с красным телом, выражением лица, выражающим гнев, со скипетром, чашей и ножом, верхом на белом льве.
  • Амогхапаша – с арканом, который никогда не промахивается.
  • Удака-шри – в виде божества, дающим всем желающим испить воды из бутона лотоса.
  • Парнашабари – скрытый за листьями.
  • Пандаравасини – в монашеском одеянии белого цвета.
  • Хаягрива – с головой лошади.
  • Чинтамани – сжимающий драгоценный каменный чинтамани и колесо Дхармы.
  • Бхрикути – со свирепым выражением на лице.

Нередко атрибутом будды выступает павлиний хвост.

Работа с Авалокитешварой

Практика постоянного нашептывания или напевания этой молитвы помогает вырваться из круговорота сансары или хотя бы сократить пребывание в каждом из ее миров. Есть мнение, что путем повторения ее сто тысяч раз можно достичь нирваны.

в храме

  • ом – небеса, где живут боги;
  • ма – мир асуров, гневливых полубогов;
  • ни – наш мир;
  • пад – животные;
  • ме – обитель претов, злых и алчных духов;
  • хум – ад.

Кроме повторения мантры, медитативную практику монахи дополняют сооружением мандалы. В домах буддистов нередко можно встретить статуэтки Авалокитешвары.

Легенда о том, почему у Авалокитешвары тысяча рук

Давным-давно Авалокитешвара пообещал Амитабхе, что избавит все сущее в шести обителях от перерождений и приведет их к нирване, даже отдав в жертву этому обету свою свободу и спокойствие. В противном случае он распадется на тысячу мелких кусочков.

1000 рук

Бодхисаттва очень старался, и избавление всего сущего действительно ему удавалось, но в мире появлялись все новые и новые рожденные. Тогда будда понял, что не сможет сдержать обет. От отчаяния его туловище разорвалось на маленькие кусочки.

Тогда Амитабха вместе с Ваджрапани восстановили бодхисаттву, придав ему вид тысячерукого одиннадцатиголового существа. На всех руках было по глазу, а десяток лиц выражали мир, и только одно – гнев. Так будда мог следить за всем сущим и помогать двигаться им к пробуждению.

Заключение

Авалокитешвара – одно из главных божеств в буддизме. Он одаривает всех своим состраданием и отвечает на просьбы просящих.

Бодхисаттву почитают во многих странах северного буддизма, в особенности в Тибете. Он может иметь несколько форм, причем каждая изображается по-разному. Но сила Авалокитешвары удивительна – повторяя его мантру, каждый буддист, стремящийся к истине, ее постигнет.

Бодхисаттва Авалокитешвара

Авалокитешвара (санскритское "Avalokiteśvara", тибетское "Ченрези", "Ченрезиг / Chenrezig") – бодхисаттва вселенского Сострадания. Происхождение бодхисаттвы Авалокитешвары уходит своими корнями в далёкое прошлое и представляет собой сложную смесь буддизма и индуизма.

Изображение Матчиндранатха в храме Даттатреи в Гангапуре, штат Карнатака
Изображение Матчиндранатха в храме Даттатреи в Гангапуре, штат Карнатака

Ченрези

История Его появления связана с махасиддхом Матсьендранатхом, Который особенно почитаем в Восточной Индии, Непале и Тибете. Установить хотя бы приблизительное время рождения Матсьендранатха и достижения Им самореализации не представляется возможным, и упоминание в отдельном источнике о Нём как о жившем в начале 10 века, судя по всему, ошибается на несколько тысячелетий. Матсьендранатх получил посвящение от Даттатреи. В наиболее известной легенде о Матсьендранатхе говорится о том, как в Своём предыдущем воплощении Он, будучи большой рыбой ("матсья" на санскрите означает "рыба", "индра" – "владыка-громовержец", "натха" – "владыка"; по правилам словообразования санскрита "Матсья-индра-натха" пишется как "Матсьендранатха", на хинди – "Матсьендранатх"), случайно подслушал диалог Шивы и Парвати, в котором Шива учил Парвати мистериям йоги и тантры на морском дне, куда Они удалились, чтобы никто не мог их подслушать. В результате в Своём предыдущем воплощении Матсьендранатх стал учеником Шивы. В непальском буддизме (значительно смешанном с традиционным непальским шиваизмом) непосредственный основатель традиции натхов и йоговской ветви школы каулы Матсьендранатх стал известен как Минанатх. Также Он стал известен как Матчиндранатх. Как первый среди сиддхов в тибетских источниках Он упоминается как Лухи-па (Луйипада, Лохипада) и как учитель легендарного Горакхнатха (Горакшанатха). Матсьендранатх изображается с двумя руками. В форме буддийского божества Ченрези, мантра Которого – "Ом мани падме хум", Он изображается уже четырёхруким. Дальнейшее духовное продвижение Ченрези и проявляемое Им вселенское сострадание привели к появлению Его следующей формы – бодхисаттвы Авалокитешвары, главенствующего божества Непала и Тибета. Авалокитешвара также стал известен как самое почитаемое китайское божество – богиня Куан Ин – и японская буддийская богиня Кваннон. Авалокитешвара обычно изображается тысячеруким и одиннадцатиголовым. С этим связана следующая история:

Когда-то в незапамятные времена бодхисаттва Авалокитешвара дал клятву будде Амитабхе, что “ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придётся пожертвовать собственным миром, покоем и радостью”. И ещё Он добавил, что если этого не случится, то пусть Его тело распадётся на части. С этим чистым намерением Он привёл всех живых существ к самореализации. Но на земле появились новые живые существа, и Авалокитешвара был вынужден снова вести их к самореализации. Когда и все эти существа достигли нирваны, ситуация повторилась ещё раз. После того, как Он в третий раз привёл всех живых существ к самореализации, и на земле появились новые живые существа, Он осознал, что не в состоянии сдержать Свою клятву. Его скорбь была столь велика, что голова раскололась на десять частей, а тело – на тысячу. Амитабха, узрев это, сказал Своему духовному сыну: “Все причины и следствия взаимозависимы. Начальный момент – это намерение. Твоё особое решение было проявлением желания всех будд”. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани возродили тело бодхисаттвы Авалокитешвары, превратив тысячу частей в тысячу рук с глазом мудрости на каждой. Голов стало одиннадцать – у десяти мирное выражение, а у одной – гневное. Авалокитешвара мог видеть теперь во всех направлениях и донести Свою безграничную любовь и сострадание до каждого существа.

Авалокитешвара отождествляется с великим правителем Тибета Сонгценом Гампо, Гуру Падмасамбхавой, Дронтонпой (учеником Атиши). Также Его отдельные аспекты проявлены в некоторой степени в Гьялве Кармапе и Далай-ламе .

Читайте также: