Используя материалы печати и интернет подготовьте сообщение на тему проявление принципа
Обновлено: 01.07.2024
Определим особенности конституционного закрепления принципа многопартийности и изучим практику реализации данного принципа.
Принцип политического многообразия (плюрализма) и многопартийности предполагает создание возможностей для оказания влияние на политический процесс всем общественным организациям, в деятельности которых присутствует властные моменты.
Принцип многопартийности активизирует рост эффективности народовластия, вовлекает в общественную деятельность широкие слои населения, предполагает наличие оппозиции.
Для реализации принципа многопартийности нужно, чтобы все политические элементы, которые могут гарантировать право граждан на объединение в общественные организации, функционировали на прозрачной правовой основе.
Согласно статье 13 Конституции в России признается политическое многообразие и реализуется принцип многопартийности. При этом общественные объединения обладают равными правами и обязанностями перед законом. Запрещается создание и функционирование общественных объединений, действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание национальной и иной ненависти.
Плюрализм и принцип многопартийности предполагают свободное высказывание собственных мнений. Надежная правовая защита политического плюрализма создает благоприятные условия для реализации принципа многопартийности и народовластия, а также становления правового государства.
Для полноценной реализации принципа многопартийности нужно определение правового статуса политических партий и других общественных объединений, которые участвуют в политическом процессе и формируют институциональную базу плюрализма. Для этого закон наделяет их соответствующими правами, которые корреспондируют обязанностям государства.
Важное место в институциональной структуре плюрализма занимают политические партии, которые выражают волю своих членов и сторонников.
Согласно статье 3 данного закона, политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их воли, участия в общественных акциях, в выборах и референдумах. Партии формируются для представления интересов граждан в органах государственной и муниципальной власти.
Партийные системы большинства современных государств отличаются большим многообразием, что связано с социальными, историческими и иными особенностями отдельных стран.
Необходимость принципа многопартийности обусловлена тем, что социальной основой государства является само общество, которое включает различные социальные слои и группы с противоречивыми интересами. Сложность социальной структуры общества предопределяет формирование различных политических партий.
Помимо этого, многопартийность связана с наличием в обществе конкурирующих групп, борющихся между собой за получение влияния в различных выборных органах и проведение своих сторонников на выборные должности.
Как правило, политические партии разрабатывают программные документы, которые отражают их взгляды на различные вопросы жизнедеятельности общества. Партии обладают правом на выдвижение кандидатов в депутаты, ведение предвыборной агитации, пользование государственными СМИ и т.д.
Принцип многопартийности и плюрализма – это не только возможность быть членом любой партии, но и возможность не входить ни в одну из них, быть беспартийным. Подобная возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе вне зависимости от их партийной принадлежности.
Политический плюрализм основывается на различных формах экономической деятельности в РФ. Данное многообразие формируется благодаря тому, что основу экономики России составляет рыночное хозяйство, при котором гарантируется свобода экономической и трудовой деятельности, разнообразие и равноправие форм собственности, добросовестная конкуренция.
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления [2] .
Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но, участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан.
Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной [3] .
В России существует множество политических партий, общественно-политических организаций и движений. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.
В настоящее время общепризнанно, что плюрализм как политическое явление – структура более высокого социального достоинства, нежели политический монизм. Тем не менее, по утверждению Г.Г. Водолазова. из всякого правила есть исключения. Политический плюрализм в России после 1985 года существует в форме политической анархии как явление, разрушившее не только авторитарные, тоталитарные структуры, но и саму единую социальную ткань. Во избежание подобных ситуаций, необходимо развивать теорию перехода от политического монизма к плюрализму, помогающую предугадать и осмыслить логику переходного периода и его результаты [4] .
По мнению Г.Г. Водолазова следует различать политический плюрализм как демократическую многопартийность (т.е. представительство интересов гражданского общества) и как номенклатурную многопартийность (представительство интересов правящего политического класса). По его мнению, российское общество переживает сегодня развитие номенклатурного плюрализма – его укрепление и закрепление, прежде всего, в положениях нового Закона о политических партиях.
Общие выводы, в отношении перспектив формирования и развития плюралистического общества в России сводятся к следующему:
1. Необходимо создать инфраструктуру демократического плюрализма, т.е. провести реформы, превращающие российское общество в собственников.
2. Необходимо превратить общество собственников в систему цивилизованного рынка.
3. Необходимо создать демократическое социальное государство посредством координации вертикальной и горизонтальной стратегий – государственной программы содействия формированию гражданского общества
Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью. Прежде чем пытаться понять, каким образом многопартийность выполняет эту функцию, уточню, что представляет собой ее элементарный "кирпичик" - политическая партия. Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе. Проще говоря, политическая партия – это организация, борющаяся за власть.
Работа содержит 1 файл
Тема Многопартийность в россии.docx
Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.
Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью. Прежде чем пытаться понять, каким образом многопартийность выполняет эту функцию, уточню, что представляет собой ее элементарный "кирпичик" - политическая партия. Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе. Проще говоря, политическая партия – это организация, борющаяся за власть.
Процесс становления партийной системы в России далек от завершения. Феномен многопартийности современной России напоминает эффект прорвавшейся плотины: много грохота и шума, поднявшиеся вверх брызги переливаются всеми цветами политического и эмоционального спектра. Но падает ли этот бурлящий поток на колесо общественного прогресса, заставляет ли его вращаться? Этот вопрос остается во многом неясным для самих политиков, политологов, а также для обыкновенных людей, нынешних и потенциальных сторонников тех или иных партий. Выявить и просчитать эффективность функционирования института многопартийности – задача сложная, многоаспектная. Она включает в себя и такой момент: в какой мере существующим партиям – оптом и в розницу – удалось вписаться в подспудно действующую логику исторического процесса, в сложившиеся в современном российском обществе реалии? Ответ на подобный вопрос неизбежно требует предварительного прояснения, насколько политические партии и движения способны сегодня оценить прошлое и настоящее, а также сформулировать видение будущего страны, оказавшейся на переломе эпох и судеб целых поколений россиян? Без этой мировоззренческой самоориентации и ориентации своих сторонников ни одна политическая партия не вправе рассчитывать на удачную политическую судьбу.
II Основная часть.
- Основные этапы становления многопартийности в России.
Немецкий социолог Макс Вебер делил историю развития политических партий в Европейских странах на три основных периода, когда они представляли собой:
а) аристократические группировки;
б) политические клубы;
в) современные массовые партии
Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX— XX веков.
Историю современной российской многопартийности можно подразделить на шесть относительно коротких периодов:
1) развитие неформальных общественных организаций ( 1986-88 гг.);
3) "первая волна" партиобразования (1990-91 гг.);
4) "вторая волна" партиобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.);
5) радикальная ломка сложившейся системы протопартий в результате политического кризиса 1993 г. и образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.); 6) период после выборов во II Государственную Думу (с конца 1995 г.).
Первые два периода составляют этап своего рода "внутриутробного" развития российской многопартийности, а последующие - этап ее функционирования и развития, отразивший качественные изменения в природе политических партий.
Многопартийная система в России сложилась в 1905-1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических партий, в условиях административно- командной системы в России сложилась безальтернативная однопартийная система.
Следует отметить, что избирательная система тоже во многом претерпела изменения, которые безусловно влияют на становление многопартийности в России.
Изменения по сравнению с предыдущими выборами:
Новшества:
1) 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней — КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч.
2) Ещё около 10 тысяч избирательных участков будут оборудованы веб- камерами.
3) На выборах в Госдуму 2011 года партии будут собирать 150 тыс. подписей, а в дальнейшем число подписей уменьшится до 120 тыс. подписей. Также устанавливается, что партии, представленные в не менее чем одной трети региональных парламентов, также освобождаются от сбора подписей. При этом при сборе подписей на выборах депутатов Госдумы на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей. Партии могут собирать подписи с запасом в 5 % (количество брака не может превышать 5 %), а максимальное количество подписей, которые подвергаются проверке, составляет 35 % .
4) При распределении депутатских мандатов будет использоваться не только основной 7%-й барьер, но и два дополнительных проходных барьера — партии, набравшие более 6 % голосов, получат по 2 мандата, партии, набравшие более 5 % голосов, получат по 1 мандату. На следующих выборах в 2016 году проходной барьер составит 5 %.
III Заключение.
Таким образом, можно сказать, что процесс становления многопартийности становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших. На процесс развития многопартийности влияют объективные и субъективные факторы, которые можно разбить на три группы: проблемы внешнего по отношению к многопартийности характера; проблемы многопартийности как таковой, имеющей свои закономерности и особенности функционирования, как общего, так и национального характера; проблемы, свойственные структурным элементам многопартийности или ее основополагающим компонентам (партии, партийные союзы, блоки).
Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается. Сокращается число “твердых” сторонников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.
Принципом многопартийности на выборах в ГосДуму РФ,является политическое многообразие,что подразумевает наличие 2-х или более политических партий. Такие партии как:Единая Россия,ЛДПР,КПРФ,"Родина","Справедливая Россия" и "Гражданская Платформа" , кандидаты от которых баллотируются на следующие выборы в состав Государственной Думы РФ в 2021 году характеризуют политическое,партийное многообразие на выборах. Такое партийное многообразие позволяет еще большему кругу людей определиться с выбором,в соотвествии с их политическими убеждениями.
Читайте также: