Использование афоризмов в речи сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В любом языке есть устойчивые словосочетания, в которых слова неотделимы друг от друга, и которые заключают в себе мудрое послание. Обычно это какие-либо высказывания о жизни. Именно эти выражения называются афоризмами. Для иностранцев или для любого незнающего человека значение и смысл этих словосочетаний понять бывает очень сложно, даже если семантика каждого слова в отдельности будет известна.

Наверное, невозможно представить себе речь человека без афоризмов. Все люди при общении с друзьями, родными или коллегами часто произносят известные всем афоризмы о жизни, даже не замечая этого. Тематика подобных устойчивых выражений очень разнообразна, но говоря коротко, применить их можно практически в любой ситуации.

Такие высказывания обычно очень емкие, выражающие законченную мысль и с глубоким смыслом. Эти словосочетания принадлежат конкретным авторам. Некоторые из них очень известны, а некоторые уже забыты. Но их мудрость и по сей день не потеряла своей актуальности. Популярные изречения – есть не что иное, как отражение интересов представителей народа, их мыслей, их желаний. В афоризмах проявляется культура нации.

Наука об афоризмах называется афористикой. Она изучает историю афоризмов и особенности их построения. Изучая известные высказывания различных авторов, человек сможет найти правильное решение или выход из сложной ситуации, расширить свой кругозор и духовный мир, понять истинные ценности.

Афоризмы о дружбе, о любви, о человеческих чувствах, об интересах людей, об их мечтах очень любопытны. Интересно узнать, что думали и говорили сотни лет назад философы или поэты. Мысли наших предков и предшественников, несомненно, достойны внимания. Но не стоит сбрасывать со счетов и наших современников. Среди них немало талантливейших писателей и мудрых людей, чьи фразы очень быстро вошли в речь людей.

Но независимо от тематики высказываний до сих пор существуют разные мнения о том, относить ли устойчивые выражения к философии или к искусству. Эта грань достаточно тонкая, так как в афоризмах присутствует и философский, и культурный смысл.

Даже самое простое, на первый взгляд, выражение может запасть в душу и запомниться надолго благодаря вложенному в него глубокому смыслу. Именно поэтому люди собирают лучшие высказывания, чтобы запомнить их и следовать им, ведь каждый мыслящий человек стремиться постигнуть смысл жизни.

Автор: Мустафина Зиля Фавиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Карабашево
Населённый пункт: Илишевский район, с.Карабашево
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Использование афоризмов в современном русском языке"
Раздел: полное образование

Проект подготовил ученик 6 класса

выяснить, что такое афоризмы и как

их использовать в разных речевых

Цель проекта

Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель —

изменяйте свой план действий. Конфуций.

Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель —

изменяйте свой план действий. Конфуций.

Узнать что такое афоризмы.

Понять чем афоризмы отличаются от пословиц,

поговорок и цитат.

Понять, как используются афоризмы в нашей

Подготовить презентацию об итогах работы и

Чем сложнее задача, тем больше оснований сейчас же приступить к

ней. Этель Лилиан Войнич.

Чем сложнее задача, тем больше оснований сейчас же приступить к

ней. Этель Лилиан Войнич.

Афоризм (греч. aphorismos — краткое изречение), обобщённая, законченная и

глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной

форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью

суждения. Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а

воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли. Выразительность

афоризма возрастает при уменьшении числа слов; около 3/4 всех Афоризм

состоит из 3—5 слов. (БСЭ)

Афоризм (греч. αφορισμός — определение) — оригинальная законченная мысль,

Сумина Татьяна Борисовна

ВложениеРазмер
vyrazitelnaya_rol_aforizmov.doc 89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района Сергиевский Самарской области

Выразительная роль афоризмов в художественных произведениях

Автор: Петрянина Светлана

Сумина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы

Глава 1. Афоризм: понятие, сущность, значение.

§1. Из истории афоризмов ……………………………………. 2

§2. Отличие афоризма от пословицы …………………………………………….5

§ 4. Различие афоризмов по стилистике и композиционным особенностям…………………………………………………………………8

§ 5. Афоризм и афористическое высказывание ……………………..……….. .10

Глава 2. Выразительная роль афоризмов в художественных текстах.

§ 2. Выразительная роль афоризмов в произведениях В.В. Маяковского .………………………………………………………………..13

Список использованной литературы ………………………………………………. 16

Актуальность данной работы определяется недостаточным описанием предназначенности афоризмов в художественном тексте.

Можно легко отличить афоризм от другого средства выразительности.

Проанализировать художественные произведения А.С. Пушкина (19в.) и В. Маяковского (20в.) на наличие афоризмов.

Определить выразительную роль афоризмов на материале произведений Пушкина и Маяковского.

Афоризмы играют большую роль в выразительности художественных произведений, так как помимо описания отношений между главными героями, природы и т.п., автор, прежде всего, высказывает свою точку зрения на этот счет, осуждая или восхваляя кого-либо или что-либо . (ГИПОТЕЗА)

Наша цель : научиться видеть афоризмы в произведениях поэтов разных веков, исследовать выразительную роль афоризмов в художественных произведениях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования её материалов в изучении школьного курса литературы.

Глава 1. Афоризм: понятие, сущность, значение

§ 1. Из истории афоризмов

Ни в нашей, ни в мировой литературе не существует более или менее разработанной и обоснованной теории и истории афористики, и это обстоятельство вызывает много неясностей и противоречий в современных представлениях об афоризмах.

Но все же у афоризмов есть некоторые отличительные особенности, и чтобы увидеть их, сравним афоризм с пословицей.

§ 2. Отличие а форизма от пословицы.

Пословица — это краткое народное изречение, устойчивое в речи, обладающее способностью к многозначному употреблению и имеющее назидательный смысл и часто ритмически организованную структуру. Однако, несмотря на схожесть определений пословиц, вышеупомянутая полемика об афоризмах вовлекла и их в свою орбиту. Как уже говорилось, согласно одной точки зрения, пословицы и поговорки к афоризмам не относятся, а согласно другой — относятся.

Теперь, когда мы познакомились с афоризмом, как с определенным жанром, поговорим о его тематике.

§ 3. Тематика а форизмов

Ретроспективный взгляд на развитие афористической тематики показывает ее видоизменение во времени.
С течением времени афористическая тематика стала чрезвычайно широкой и разнообразной, в связи с чем классифицировать ее в данное время можно только в общих чертах. Можно различать афоризмы общественно-политические, этические, философские, педагогические, жизненно-бытовые и пр. Каждое из этих направлений может распадаться на множество более конкретных тем. Например, эстетические афоризмы могут быть об искусстве, о творчестве, о красоте, о живописи, архитектуре, музыке и т. д. Не случайно современные сборники афоризмов, например В.В. Воронцова, С.Д. Игнатьева, содержат каждый до 80-ти тематических заголовков.

Тематика афоризмов отражает все неисчислимые грани человеческой индивидуальности и человеческого общества в их диалектическом развитии. Вместе с тем вневременной и внеклассовой афористики не бывает. Каждый общественный класс пользуется этим жанром литературы в своих целях и выдвигает свою тематику.

Каждая эпоха, каждый исторический отрезок времени выдвигает свои неповторимые идеи, теории, мысли, которые непрерывно обогащают тематику афористики, делая ее всеобъемлющей и универсальной.

Разумеется, на данный момент появилось громадное количество разнообразных афоризмов на самые разнообразные темы, и их составители использовали какие-то художественные средства, чтобы более точно передать смысл своего высказывания.

§ 4. Различие афоризмов по стилистике и композиционным особенностям

§ 5. Афоризм и афористическое высказывание

Прекрасные поэтические афоризмы созданы Пушкиным, Некрасовым, Грибоедовым и поэтами нашего времени В. Маяковским, С. Есениным, Н. Тихоновым, Р. Гамзатовым и многими другими.

Афоризм – это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме. Афоризмы существуют с древних времен, они сыграли огромную роль в истории. В современном и динамичном мире емкие и лаконичные афоризмы приобретают все больше поклонников.

Афоризмы похожи на пословицы краткостью и мудростью мысли, но они отличаются многозначностью и особенностью построения.

Афоризмы различаются по тематике, стилистике и композиционным особенностям.

Объемные в плане количества слов афоризмы могут называться афористическими высказываниями.

Глава 2. Выразительная роль афоризмов в художественных текстах.

Любви мечтательной друзья.

В этом отрывке Пушкин автобиографичен и показывает не столько отношение к главному герою (в данном случае – к Ленскому), сколько рассказывает о самом себе.

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собою.

Данный отрывок говорит нам о том, что Пушкин считает молодых людей похожими, несмотря на то, что их характеры, отношение к жизни и окружающим прямо противоположны.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Здесь поэт высказывает свое отрицательное мнение к огромной проблеме не только того времени, но нынешнего – большому эгоизму и самолюбию.

Мораль на нас наводит сон ,

Порок любезен – и в романе,

И там уж торжествует он .

Тем легче нравимся мы ей.

Автор высказывается об одной особенности поведения: проявляя некоторую холодность в общении с противоположным полом, мы провоцируем собеседника на попытку нас заинтересовать, понравиться нам, привлечь нас.

Пушкин говорит о том, что время назад не вернуть, так же, как и наши мечты, потому что в разные промежутки времени мы мечтаем о совершенно разных вещах.

… карикатура южных зим.

§ 2. Выразительная роль афоризмов в произведениях В.В. Маяковского

Маяковский утверждает, что стать счастливым в нашем мире непросто. Так как поэт был футуристом, причем его произведения были связаны с политикой, то и причины невозможности быть счастливым он мог видеть в политической деятельности тогдашнего времени.

Маяковский говорит о великой силе слова , о том, что слово может повести тысячи людей за собой.

Если гора не идет к Магомету,

то и черт с ней.

Здесь мы видим авторскую позицию: не надо пытаться сделать невозможное.

И песня, и стих – это бомба и знамя ,

и голос певца подымает класс,

и тот, кто сегодня поет не с нами,

тот – против нас.

Объяснения не нужны.

Основное определение и классификация афоризма. Традиционность афористического жанра, его отношение к древнему живучему виду литературы и художественно-стилистическим особенностям. Характеристика анализа тематики античных кратких выразительных изречений.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.05.2016
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Язык представляет собой знаковую полифункциональную систему, связанную с созданием, передачей и хранением информации. Он реализуется в процессе конкретной речевой деятельности, конечным продуктом которой является текст. Продуцируемые человеком тексты разнообразны по объему, тематике, структуре и стилистике. Объектом данного исследования являются микротексты обобщающего характера - афоризмы. Афоризм обобщает и типизирует многообразные проявления личной и общественной жизни и бытует в общении как его органическая часть, как концентрированная и емкая форма художественного отражения действительности, как выражение отношения носителя языка к ней. В последние десятилетия наблюдается тенденция к активному использованию, варьированию и переосмыслению афоризмов в художественной и публицистической литературе, периодической печати и живой речи. Но, несмотря на широкое применение, феномен афоризма не изучен в должной степени.

Для исследователей афористики по-прежнему актуальны такие вопросы, как определение термина "афоризм"; выявление структурно-семантических моделей и композиционно-стилистических особенностей афоризмов, уяснение специфики функционирования афоризмов в современных текстах. Проблемы афористики рассматриваются на литературных конгрессах, им посвящаются многочисленные диссертации. Такой интерес к афористике возник потому, что в силу своей универсальности афоризмы соответствуют духу эпохи, они одинаково близки как к науке, так и к искусству, в них органично взаимодействуют принципы научного и художественного творчества. Закономерно поэтому то, что многие выдающиеся ученые являлись одновременно и творцами афоризмов.

Объектом исследования являются афоризмы английского поэта и художника конца XVIII - начала XIX веков Уильяма Блейка, предметом - многоаспектное описание афоризмов как лингвистического феномена.

Цель работы заключается в анализе особенностей перевода афоризмов У. Блейка.

Задачами данной работы являются:

1) Рассмотрение различных вариантов определения термина афоризм, выявление схожих черты этих определений и предложение на основании проведенного анализа своего определения афоризма.

2) Представление классификаций афоризмов.

3) Составление классификации афоризмов У. Блейка.

4) Анализ примененных при переводе афоризмов видов переводческих трансформаций.

5) Подсчет процентного соотношения примененных трансформаций.

Данная курсовая работа содержит 30 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении даётся обоснование актуальности исследования; определяются объект, предмет, цель, задачи исследования.

Первая глава посвящена анализу понятия афоризма.

Во второй главе исследуется перевода афоризмов У. Блейка.

В заключении подводятся основные итоги проделанной работы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ АФОРИЗМА

1.1 Определение афоризма

В науке существует большое количество определений термина "афоризм", они варьируются в зависимости от эпохи, страны, взглядов конкретного ученого. Изучение специфики функционирования афоризма и его видовых особенностей затрудняет тот факт, что до сих пор не имеется четкого, общепринятого определения жанровых границ афоризма, нет упорядоченной классификации различных его видов. По этой причине в справочной литературе встречаются противоречивые сведения. Наибольшие расхождения в определении афоризма касаются следующих его признаков:
· Наличие авторства. Такие исследователи, как, например В.М. Кожевников, Г.А. Николаев [1, 204] афоризмами считают все виды кратких обобщенных высказываний, в том числе пословицы и поговорки, другие (Т.Н. Федоренко, Л.И. Сокольская [3, 143]) относят к афоризмам только авторские изречения. Вот какое определение дает Т.Н. Федоренко в своей работе "Афористика" [3, 50] - "Афоризмами принято называть краткие, глубокие по содержанию и законченные в смысловом отношении суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму".

Некоторые авторы (Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев [1, 23]) считают важнейшей особенностью афоризма парадоксальность содержащегося в нем суждения. "Краткий словарь литературоведческих терминов" под редакцией Л.И. Тимофеева дает следующее определение: "Афоризм - обобщенная, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения" [2, 13]. Другие же относят этот признак к факультативным (Ю.Н. Караулов [3, 18]).

"Литературный энциклопедический словарь": ". суждение в афоризме отличается от логического силлогизма или научного тезиса, поскольку основано не на аналитической самоочевидности и не на систематических доказательствах, а на опыте, истина которого может быть только пережита, но не доказана". В противоположность этому Н.Т. Федоренко, Л.И. Сокольская отмечают, что "гармоническое сочетание художественной формы с логической доказательностью науки и есть отличительное свойство афоризмов" [3, 156].

Ряд исследователей (Кулишкина О.Н., Шестов Л.В. [4, 20]) утверждают, что афоризм является своеобразным "катализатором самостоятельного мышления". "Афоризм всегда содержит более того, что сказано непосредственно. Его истинный смысл раскрывается в результате размышления".

Следствием указанных разногласий становится отсутствие разработанной дефиниции жанра афоризма. В этой ситуации необходимо, по крайней мере, обозначить те черты, которые не вызывают расхождений у исследователей. Бесспорными и общепризнанными являются такие качества афоризма, как:

Приведем еще несколько определений афоризма.

Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

Афоризм - изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль ("Служить бы рад, прислуживаться тошно", А. С. Грибоедов).

Толковый словарь Ожегова

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Толковый словарь Даля

Афоризм (греч.) - короткое и ясное изречение, правило, основанное на опыте и рассуждении; отрывочное, но полное по себе положение.

Афоризм (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого уровня обобщения. К афоризмам часто относят пословицы; вместе с тем афоризмы имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества.

Все определения афоризма выделяют как его главные отличительные черты лаконичность и законченность высказанной мысли. Также на наш взгляд необходимо подчеркнуть наличие автора, чтобы провести четкое его разграничение с пословицами и поговорками; нестандартность, парадоксальность формы подачи провоцирует читателя на самостоятельное размышление. Таким образом, можно вывести следующее определение афоризма:

Афоризм - лаконично высказанная, завершенная мысль, имеющая автора и содержащая в себе философский подтекст, неоднократно воспроизводимая другими людьми.

1.2 История появления и существования афоризма

Впервые термин афоризм был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. С изобретением письменности и книгопечатания афоризмы оформляются в тематические и авторские сборники. Их выпуск становится традиционным с выхода в свет "Адажии" Эразма Роттердамского.

Слово "афоризм" происходит от греческого "афорисмос" (краткое изречение). История афористической мысли уходит в далекую древность. Уже тогда люди стремились кратко выражать свои мысли, формулируя самые значимые из них в форме изречений. Краткие высказывания встречаются на древнеегипетских папирусах и клинописных табличках Междуречья, затем, с течением времени, в Древней Греции и Риме афоризмы оформляются в особый жанр, который сохраняет свою актуальность до наших дней.

Тематика афористики весьма разнообразна, и на ней лежит отпечаток породившей ее эпохи, отражается характер исторических условий, в которых она возникает и развивается. Иногда она освещает философские вопросы, иногда имеет острополитическое содержание, часто трактует этические проблемы или касается жизненно бытовых ситуаций. Фактически она охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности.

Афористический жанр в значительной мере традиционен, он относится к древнему и весьма живучему виду литературы - к изречениям. Этот жанр интеллектуального искусства обеспечил себе поразительное долголетие и большую популярность в народе. Его очень ценили также многие известные люди всех эпох и времен. Афористика находится на месте "стыковки" науки и искусства, являясь как бы своеобразным звеном между ними. Выразительность и образность сближают афоризмы с художественной литературой, свойство синтеза мыслей, установление связи между явлениями, точность и лаконизм роднят их с наукой.

Афоризмы нужно считать литературным жанром, но они близки науке, и это способствует их популярности в наше время, характерное ее расцветом.

Вместе с этим следует оговорить, что, несмотря на значимость и древнее происхождение афористики, теоретические представления о ней весьма расплывчаты, не имеют ясных контуров.

Само слово "афоризм" определяется неоднозначно и понимается по-разному.

Так, в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона (1890-1907) афоризм определяется как мудрое изречение, и в числе примеров афоризмов приводятся изречения и пословицы Акира.

"Большая Советская Энциклопедия" [11, 25]: "Афоризм - глубокая мысль определенного автора", отличающаяся "явной неожиданностью суждения" и действующая на сознание "оригинальной формулировкой мысли". Примеры афоризмов даются только из новой литературы, а поскольку оговорено, что афоризм - мысль "определенного автopa", естественно следует, что пословицы и поговорки в это понятие входить не могут.

Принципиально иная характеристика дается афоризму в "Краткой Литературной Энциклопедии" [12, 32]. В ней не указывается на принадлежность афоризма определенному автору. Этот пропуск сделан не случайно, потому что далее следует добавление: "Афоризмами являются также, как правило, пословицы и поговорки".

1.3 Классификация афоризмов

Ниже приведена классификация афоризмов, составленная Н.Т. Федоренко, с сопроводительными примерами, взятыми из его книги "Афористика" [2, 157].

Различие афоризмов по тематике

Тематика античных изречений была довольно обширной:

В будние дни мы не очень удачно используем свою нравственность. К воскресенью она всегда требует ремонта. (Марк Твен)

В политике приходится делать много такого, чего не следует делать. (Теодор Рузвельт)

Голоса взвешивают, а не считают. (Марк Туллий Цицерон)

История - совокупность фактов, которые не должны были произойти. (С.Е. Лец) философские

Любоваться миром можно бесплатно. Платить приходится за комментарии. (С.Е. Лец) сатирические и юмористические

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше. (Франсуа Рабле)

Христианское учение постепенно свело тематику афоризма исключительно к:

Старайся всякому делать добро, а не себе одному.( Григорий Богослов)

В жизни есть две трагедии. Одна - не добиться исполнения самого сокровенного желания. Вторая - добиться. (Джордж Бернард Шоу)

В эпоху Возрождения, а в России в XVIII в. переход изречений в афоризмы сопровождался расширением тематики и видоизменением стилистики изречений.

С течением времени афористическая тематика стала чрезвычайно широкой и разнообразной, в связи с чем классифицировать ее в данное время можно только в общих чертах. Можно различать афоризмы:

Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. (У. Шекспир)

Этика есть философия убеждения. (И. Кант)

Философы! Не открывайте философский камень. Его привяжут на шею. (С.Е. Лец)

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь! (А.С. Пушкин)

Нет лучшего учителя, чем несчастье. (Дизраэли Б.)

жизненно-бытовые и прочие

Жизнь - вредная штука. От нее все умирают. (С.Е. Лец)

Каждое из этих направлений может распадаться на множество более конкретных тем. Например:

эстетические афоризмы могут быть о:

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. (Л. да Винчи)

Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин. (Пабло Пикассо)

Красота выше гения, потому что не требует понимания. (Оскар Уайльд)

Писать картины - профессия, продавать их - искусство. (Анри Жоансон)

Архитектура - это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. (Фридрих Шеллинг)

Музыка облагораживает нравы. (Аристотель)

Тематика афоризмов, обычно направленная на "вечные вопросы", часто включает мысли, высказанные ранее писателями или мыслителями старого или даже сравнительно недавнего времени. В новой "одежде" они звучат по-другому и лучше запоминаются.

Поэтому-то для афоризмов не обязательна новизна мыслей, но очень важным является их словесное обличье, достигаемое умелым использованием стилистических и эмоциональных средств. Эти средства придают некогда или только что возникшим истинам своеобразие и оригинальность, которые усиливают их действенность.

Различие афоризмов по стилистике

Рассмотрим художественно-стилистические средства, чаще всего применяемые в настоящее время при создании афоризмов, а именно:

некоторые стилистические фигуры.

Афоризм, построенный на определении, имеет четко выраженную двучленную форму. В первой части названо какое-либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть:

"В верности истине - верность отечеству" (С. Цвейг);

"Война - преступление, которое не искупается победой" (А. Франс);

"Мир - это необходимая пища, это хлеб и воздух, мир - это жизнь" (Р. Роллан).

Во всех этих афоризмах четко выражены две части: "В верности истине (1 часть) - верность отечеству (2 часть)".

Нередко встречаются афоризмы, основанные на парадоксальности, которая придает им оригинальность и новизну и лишь на первый взгляд воспринимается в качестве противоречия общепринятым мнениям:

"Есть мертвые, которых надо убивать" (Л. Денуайе);

"Незнание законов не избавляет от ответственности, зато знание - запросто" (С. Лец);

"Прогресс празднует пиррову победу над природой" (К. Краус).

Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего используются нтитеза [3]:

Не нужно опасаться больших расходов, нужно опасаться маленьких доходов. Параллелизм:

Популярность - это когда много друзей, а слава - это когда много врагов. Хиазм:

Когда у тебя есть дети, ты живёшь, как собака, но умираешь, как человек. А когда нет детей, живёшь, как человек, но умираешь, как собака.

Употребляются также эллипсис, риторический вопрос, градация, анафора и некоторые другие.

Поскольку центральными категориями обобщения, характеризуемыми афоризмом, являются понятия "человек", "пространство", "время" и признаки этих реалий, афоризм обращается преимущественно к абстрактные понятиям. В его лексическом составе преобладает отвлечённая лексика.

Афоризмы неоднородны по стилистике: в них наблюдается как единство стиля, так и столкновение разных стилей в пределах высказывания. Столкновение создается за счет введения в состав высказывания компонентов с экспрессивно-стилистической маркировкой. В зависимости от стилистической маркировки входящих единиц формулы делятся на:

Для лошадей и влюбленных сено пахнет по-разному (С. Ежи Лец).

Тигры гнева мудрее, чем клячи наставления (У. Блейк).

Стилистически нейтральному слову лошадь противопоставлено стилистически маркированное слово кляча.

Афоризмы вводные и обособленные

Различают афоризмы вводные, т.е. входящие в любой текст произведения, и обособленные, или самостоятельные, входящие в произведения, состоящие из одних афоризмов (например, "Максимы и моральные размышления" Ф. Ларошфуко).

Подобные документы

Определение интертекста и интертекстуальности. Анализ маркеров интертекстуальности. Источники интертекстов и специфика их функционирования в художественных текстах. Виды языковой реализации в тексте. Применение аллюзии, цитации, афоризма и пародии.

курсовая работа [48,3 K], добавлен 04.10.2013

Исследование метаязыковой сущности понятия "афоризм". Виды референтной интертекстуальности афористического текста. Мультипликационные крылатые выражения, средства выразительности, используемые при их создании. Примеры афоризмов в немецком, русском языке.

дипломная работа [84,4 K], добавлен 20.06.2013

Пословицы и афоризмы как универсальные высказывания с обобщающей семантикой, их эквивалентность и системное отношение. Типы моральных оценок в текстах пословиц и афоризмов. Соотношение текста и импликации (глубины смысла) в пословицах и афоризмах.

реферат [33,9 K], добавлен 22.08.2010

Особенности функциональных стилей речи. Характеристика публицистического и научного стиля. Выявление образно-выразительных средств в текстах массовой коммуникации. Использование образно-выразительных средств в текстах различных функциональных стилях.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 25.02.2011

Специфическое использование форм прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. Процесс грамматического обособления кратких форм. Семантический и стилистический отрыв кратких форм от полных. Принципиальное отличие усеченных форм от кратких.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статья:”Использование афоризмов в речевой деятельности учащихся 5-6 классов”

В школьных программах по литературе соседствуют произведения разных стилей и времён. Перекличка уже далёких друг от друга стилей, перекрещивание высказываний разных времён — от древнейших и до наших — это тоже определённый вид работы на уроках литературы. Хотелось бы, чтобы богатство русского слова, его красота, звучность, выразительность и многозначность, накапливаемые из века в век, предстали перед учениками во всём их блеске. Это стили Ветхого Завета, мифов Древней Греции, Евангелия, древней русской летописи, обрядовой поэзии, былин, сказок, басен и стиль каждого из изучаемых писателей. Особенности каждого из названных стилей раскрываются в разных видах работы с художественным словом, направленных на активизацию речевой деятельности учащихся, на развитие их мыслительных, творческих способностей, умения анализировать и сопоставлять, переживать и сопереживать.

Виды речевой деятельности должны находиться в тесной взаимосвязи: от слушания (чтения) — восприятия текста — до создания собственных высказываний. Это, на мой взгляд, во-первых, различные методы чтения художественного произведения:

Во-вторых, разнообразные виды изложений:

с творческим заданием (например, с изменением лица повествователя).

развёрнутый ответ на проблемный вопрос с обоснованием собственного мнения;

Разнообразные творческие задания, в том числе — интерактивные: письмо литературному герою,

письмо от литературного героя,

презентация произведения, литературного направления,

реклама и антиреклама произведения,

анкета для героя,

репортаж с места литературного события,

суд над литературным героем,

В любом случае, если речь идёт о толкованиях В. И. Даля, желательно не просто прочитывать комментарии, но и показывать, как, каким способом автор знаменитого словаря толкует слово. Хорошо, если дети увидят: рассказ о слове может быть и увлекательным, и занятным, а иногда и интригующим. Результатом такой работы будет то, что толкование слов читатель найдёт не только в комментариях (сносках), но и в самих художественных произведениях, а привычка к раздумьям об их происхождении и значении поможет глубже понимать смысл произведений.

Афоризм, идиома, фразеологизм — стоит ли говорить о том, как они обогащают речь, помогают выразиться метко, образно, остроумно! Приобщение ученика к образной, афористичной речи — это тоже одна из задач учителя литературы, одна из основных форм работы со словом.

Программные тексты дают возможность из урока в урок вести работу по использованию афоризмов, метких выражений. Материал богатейший — произведения Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. С. Пушкина,, Н. В. Гоголя, А. Н. Некрасова, А. П. Чехова, М. Горького, М. А. Булгакова. Учитель должен позаботиться не только о том, чтобы ребёнок заметил и оценил меткое выражение, но и чтобы оно вошло в его лексикон. Для этого следует смелее использовать творческие задания: например, написа,- ние мини-сочинений по афоризму.

Любой учитель в любом классе обязательно увидит, насколько неординарно понимают и толкуют афоризмы дети, как они иногда поворачивают афоризмы такой стороной, о которой бы взрослый и не подумал. А ведь это и есть настоящее творчество, открывающее неограниченные возможности восприятия произведения, понимания его скрытого смысла, даже, можно сказать, смыслов.

Приметы стиля, языка писателя. Эти вопросы также должны находиться в центре внимания учителя.

Квалифицированный читатель, какого призвано сформировать современное школьное литературное образование, должен уметь объяснить, в чём конкретно выражается своеобразие авторского почерка.

Среди прочих важных заданий по развитию речи хочу отметить следующие: словесное рисование (портрет персонажа, пейзаж, интерьер); фрагмент киносценария — сцена, эпизод (раскадровка); художественное рассказывание в стиле произведения (пересказ былины, например); чтение по ролям драматического произведения, инсценировка басни, фрагмента рассказа или повести.

Ни один учитель не мыслит свою деятельность без использования свойственных только ему методов и приемов, т.к. они являются не только важным компонентом учебного процесса, но еще и определенного рода творческим портретом учителя. Без соответствующей методической концепции невозможно достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

Литература как учебный предмет, изучающий искусство слова, создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений, подготовкой устных выступлений и письменных работ различных типов и жанров.

Роль слова как педагогического инструмента переоценить трудно. Доступное и ясное, оно раскрывает ребенку смысл его поступков, бодрое и уверенное, мобилизует ребенка, вдохновляет его верой в свои силы. Содержательное и образное, оно расширяет кругозор детей, учит их открывать новое в вещах, явлениях, людях; гневное, оно рождает в ребенке стыд и раскаяние, горячее желание загладить свою вину. Остроумное и меткое, оно обостряет детскую мысль, зажигает детей духом творчества. Сердечное и чуткое, заставляет детей открывать свою душу, делиться заветными мыслями и чувствами.

Поэтому на установочных уроках, привычных в модульной школе, одно из главенствующих требований к предмету литературы – читать и не бояться говорить. Говоря, дети выражают свое отношение к тому, что они прочитали, как они пропустили это произведение через себя, через свою душу, какие нравственные уроки они вынесли из той или иной книги.

Среди критериев литературно-художественной подготовленности школьников выделяют выразительность, индивидуальное своеобразие и творческий характер речи.

Реалии сегодняшнего времени таковы, что наши дети предпочитают чтению книг просмотр кинофильмов, пусть даже и снятых по этим книгам. Не секрет, что большинство учеников средних школ не умеют грамотно вести беседу, спор и т.д. Всё это – итог обнищания речи взрослых, и - как следствие - детей.

Вот почему особо важно проводить работу по развитию речи в контексте деятельности, создавая такие ситуации речевого общения школьников на уроках литературы, которые бы формировали умение владеть теми или иными жанрами высказываний.

Достижению результатов этой цели способствуют такие формы деятельности, как, например, словесное рисование. Ученикам (индивидуально или в группе) предлагается создать словесный портрет героя или словесное описание места действия, используя при этом определенный набор лексических средств или подбирая его самостоятельно.

Немаловажную роль в формировании речевой деятельности учащихся играет выразительное чтение. Здесь нельзя обойтись без образцов чтения: не только учительского прочтения, но и художественного чтения (чему помогает большая коллекция грампластинок лаборатории русского языка).

А еще ребята на уроках литературы учатся художественной разметке текста, правильному выбору пауз и интонаций. Всё это так же способствует развитию устной речи учащихся.

Несомненную роль в развитии речевой деятельности играет такая форма, как всем знакомый пересказ, при этом необходимо учитывать следующие требования к нему: последовательность, связность, выразительность, умение использовать слова и выражения из текста произведения, описания, портретные характеристики героев и другое.

Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:

2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничивая их от второстепенного.

3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой.

4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

Большое значение в развитии речевой деятельности на уроках литературы имеют методики и приемы критического мышления. Так, навык составления диаграммы Венна, рассчитанный на сравнение, помогает ребятам выбирать главное, аргументировать.

Ведущими принципами организации работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся в связи с изучением литературы является неразрывное единство этой работы с анализом художественного произведения.

Поэтому важным в формировании речевых навыков учащихся является комплексный анализ текста. Работа над ним ведется поэтапно, начиная с 5 класса. Ребята знакомятся с новыми для ним литературными терминами, учатся находить их в художественном тексте, определять их роль, учатся замечать тропы, характерные для стиля писателя. На следующем этапе ученики начинают включать изученные термины в готовые конструкции. Данная форма деятельности влечет обогащение собственной речи, навык использования в творческих работах изобразительных средств языка.

Домашние задания творческого характера также способствуют развитию устной и письменной речи учащихся: написание докладов и публичное их оглашение в классе, создание электронных презентаций и их представление в ходе урока, устных и письменных виртуальных экскурсий по местам жизни писателя или месту действия произведения.

Сущность исследовательского доклада состоит в том, что создается он в результате самостоятельного рассмотрения учащимися художественного текста (эпизода, главы, отдельного рассказа, стихотворения и т.д.) под углом зрения определенной проблемы. В отличие от работы над информативным докладом, когда выступающий отбирает, преломляет через свое сознание и организует в собственное высказывание уже готовые, полученные из конкретных источников сведения, в исследовательском докладе на первый план выходят собственные суждения, вытекающие из анализа фактического материала, а также знакомства с литературоведческой, критической и учебной литературой.

Проблемно-дискуссионные доклады требуют от учащихся максимальной самостоятельности в анализе и оценке литературных материалов, в выборе структуры высказывания, в формулировке темы и задач, в использовании приемов общения с аудиторией. Такой доклад предполагает рассмотрение и учет разных позиций, высказанных критиками или литературоведами на произведение в целом или его художественные образы, обоснование собственного мнения. Такие доклады целесообразно заслушивать на уроках углубленного анализа текста, заключительных занятиях, по обзорным темам, на уроках внеклассного чтения и развития устной речи.

Школа модульного типа предполагает целенаправленную работу формированию у учащихся навыка создания докладов разных типов. Ученики 5-6 классов в течение года работают над защитой познавательных вопросов по предмету – это подготовительный этап в написании больших докладов. В 7 классе эта деятельность продолжается написанием работ источниковедческого характера (являющихся частью доклада). Восьмиклассники защищают научные мини-проекты, а ученики 9-11 классов работают над созданием собственно проблемно-дискуссионных докладов (рефератов) со своими научными руководителями (учителями-предметниками). Лучшие работы в разных параллелях заслушиваются в конце года на дне науки на секционных и пленарных защитах.

Андреева В. Н. Дербенева А. Г. Начинающему учителю. Урок – всему голова// Русский язык и литература. Все для учителя. – 2011, № 2 – с. 7-15

Малюгина В. А., Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 256с.

Читайте также: