Подготовьте сообщение о важнейших достижениях советской науки в 50 х начале 90 х гг

Обновлено: 30.06.2024

В 50-е - первой половине 60-х гг. Советский Союз достиг больших успехов во многих отраслях. Огромными шагами вперед двигалась отечественная наука. В 1954 г. в СССР была пущена первая в мире атомная электростанция в Обнинске.

Развивалась система Академии наук. В 1957 г. принимается решение о создании крупного научного центра - Сибирского отделения АН СССР. В районе Новосибирска началось строительство научного городка ("Академгородок"), который спустя несколько лет превратился в крупнейший исследовательский центр. Одновременно шел процесс создания отраслевых академий: медицинской, сельскохозяйственной, педагогической, архитектуры и строительства.

Крупные успехи были достигнуты советской наукой в области физики атомного ядра и физики полупроводников. В 1957 г. в стране начал действовать самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. В это же время развернул свои исследования объединенный Институт ядерных исследований. Научные разработки сопровождались процессом роста кадров и в количественном отношении. По официальным данным, в 1950 г. в СССР насчитывалось 162,5 тыс. научных работников, а в 1960 г. - 354,2 тыс.

Настоящий переворот в сознании людей произошел после запуска 4 октября 1957 г. первого советского спутника. Спустя несколько лет, 12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин на космическом корабле "Восток" совершил первый в истории полет вокруг земного шара. Началось освоение космоса человеком.

Значительная доля трудностей, пережитых народами СССР в 50-е и последующие годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы для того, чтобы в самые сжатые сроки завершить научные исследования и технические проекты для производства ядерного оружия. Большое количество выдающихся ученых было вынуждено заниматься оборонными проблемами. Впечатляющих результатов в этом направлении удалось достичь уже в начале 50-х гг.

Так, в 1954 г. на вооружение истребительной авиации ВВС поступила ракета класса "воздух-воздух", наводящаяся на цель по радио- локационному лучу. В 1959 г. на вооружение стратегической авиации ВВС была принята ракета класса "воздух-земля", которая могла запускаться с тяжелого бомбардировщика за 200 км до цели и нести при этом ядерную боеголовку. В том же году группа ученых под руководством С. П. Королева разработала шахтный вариант баллистической ракеты Р-9, способной нести ядерный заряд.

Развитие отечественной культуры в "хрущевское десятилетие" осуществлялось в значительной степени под влиянием политических реформ. В первой половине 50-х гг. особую актуальность приобрели произведения И. Эренбурга, В. Дудинцева и ряда других авторов.

XX съезд партии, вызвавший первоначально множество надежд советской интеллигенции, не означал пересмотра вопроса о месте и роли творческой личности в социалистическом обществе. "Оттепель" в культурной жизни страны была санкционирована властями и существовала в определенных рамках.

Не будучи в состоянии принять сохранившийся контроль над искусством, 13 мая 1956 г. у себя на даче в Переделкино выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством глава Союза писателей СССР А. Фадеев. В предсмертном письме, адресованном в ЦК КПСС, известный литератор отмечал, что искусство, которому он отдал всю свою жизнь, "загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено". Фадеев подчеркивал, что к нынешним руководителям он питает "полное недоверие", ибо от них можно ждать "еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды".

Партийное руководство, тем не менее, предприняло ряд шагов, направленных на отмену отдельных решений, принятых во второй половине 40-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца"".

В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и другие были огульно названы представителями "антинародного формалистического направления". Оценка редакционных статей газеты "Правда", направленных в свое время на критику указанных композиторов, была признана неправильной.

Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это время развернулась настоящая кампания травли известного писателя Б. Л. Пастернака. В 1955 г. он закончил большой роман "Доктор Живаго". Год спустя роман был передан для публикации в журналы "Новый мир", "Знамя", в альманах "Литературная Москва", а также в Гослитиздат. Однако издание произведения откладывалось под благовидными предло- гами. В 1956 г. роман Пастернака оказался в Италии и вскоре был там опубликован. Затем последовало его издание в Голландни и ряде других стран. В 1958 г. автору романа "Доктор Живаго" была присвоена Нобелевская премия в области литературы.

Ситуация, в которой оказался Пастернак, была, по его словам, "трагически трудной". Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии. 31 октября 1958 г. Пастернак направил письмо на имя Хрущева, в котором говорил о своей связи с Россией, подчеркивая невозможность для себя пребывание вне страны. 2 ноября записка писателя была опубликована в "Правде". Там же помещалось заявление ТАСС. В нем указывалось, что "в случае, если Б. Л. Пастернак пожелает совсем выехать из Советского Союза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветском сочинении "Доктор Живаго", то официальные органы не будут чинить ему в этом никаких препятствий. Ему будет предоставлена возможность выехать за пределы Советского Союза и лично испытать все "прелести капиталистического рая"". К этому времени роман был опубликован за рубежом уже на 18 языках. Пастернак предпочел остаться в стране и не выезжать за ее пределы даже на короткое время. Полтора года спустя, в мае 1960 г., он умер от рака легких.

"Дело Пастернака" показало, таким образом, пределы десталинизации. От интеллигенции требовалось приспособиться к существующим порядкам и служить им. Те, кто не смог "перестроиться", в конце концов были вынуждены покинуть страну. Эта участь не обошла стороной будущего Нобелевского лауреата поэта И. Бродского, который начал писать стихи в 1958 г., но вскоре попал в немилость за свои независимые взгляды на искусство и эмигрировал.

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. В 1960 г. поэт А. Гинзбург выступил основателем первого "самиздатовского" журнала под названием "Синтаксис", в котором начал печатать ранее запрещенные произведения Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадуллиной, В. Некрасова. За агитацию, направленную на подрыв советской системы, Гинзбург был приговорен к тюремному заключению.

"Культурная революция" Хрущева имела, таким образом, несколько граней: от публикации произведений бывших заключенных и назначения в 1960 г. министром культуры казавшейся весьма либеральной Е. А. Фурцевой до погромных выступлений самого первого секретаря ЦК. Показательной в этом отношении стала встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, состоявшаяся 8 марта 1963 г. В ходе обсуждения вопросов художественного мастерства Хрущев позволил себе грубые и непрофессиональные высказывания, многие из которых были просто оскорбительны для творческих работников. Так, характеризуя автопортрет работы художника Б. Жутовского, лидер партии и глава правительства прямо заявлял, что его произведение - "мерзость", "жуть", "грязная мазня", на которую "противно смотреть". Работы скульптора . Э. Неизвестного были названы Хрущевым "тошнотворной стряпней". Авторы фильма "Застава Ильича" (М. Хуциев, Г. Шпаликов) обвинялись в том, что они изобразили "не борцов и не преобразователей мира", а "бездельников", "полуразложившихся типов", "тунеядцев", "выродков" и "подонков". Своими непродуманными заявлениями Хрущев лишь отталкивал от себя значительную часть общества и лишал себя того кредита доверия, который был им получен на XX съезде партии.

В области образования во второй половине 50-х гг. Советский Союз добился значительных успехов. В декабре 1958 г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейшего развития системы народного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилось обязательное восьмилетнее образование. К 1963 г. это начинание было реализовано повсеместно. Одновременно школа получала "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство не дало положительных результатов. Школы оказались не оснащены сколько-нибудь современным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, а предприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на них "педагогическую нагрузку".

Предложенная система обучения лишь ухудшила общеобразо- вательную подготовку школьников, не дав им профессиональных навыков.

Число лиц, получивших среднее, общее и специальное образование, росло в СССР с каждым годом. Этому способствовала сеть дневных и вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности, где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовое школьное образование. Если накануне войны ежегодно число выпускников школы составляло около 468 тыс. человек, то в 1951-1955 гг. оно превысило 1 млн человек, а в 1956-1960 гг. - 1,7 млн человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывающая: воспитывать у учащихся гуманизм, уважительное отношение к окружающим, способствовать формированию у них духовности, толерантности, интереса к мировой культуре.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала

1. Каковы были цели реформ, начатых М. С. Горбачевым? - С каких мероприятий началась перестройка?

2. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? - Каковы были результаты реформ?

3. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки?

4. Как национальные конфликты и национальные движения повлияли на события времен перестройки?

5. Что такое политика гласности? Какие последствия она имела?

6. Как распался СССР?

7. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР? - Свое мнение аргументируйте фактами.

III. Изложение нового программного материал.

1. Развитие культуры в послевоенные годы

3.Культура в годы застоя.

4.Развитие науки и техники.

5.Развитие образования.

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Каковы были условия развития и основные достижения советской культуры в послевоенное время?

2. Сравните развитие культуры и назовите ее главные достижения в период правления Н. С. Хрущева и в период правления JI. И. Брежнева.

3. Каковы были особенности развития культуры в период пере- стройки?

5. Как развивалась система образования в СССР в 1945 —1991 гг.?

Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок_____________________________________________

Тема: § 98. Развитие советской культуры (1945 — 1991 гг.).

1. Развитие культуры в послевоенные годы

3.Культура в годы застоя.

4.Развитие науки и техники.

5.Развитие образования.

1.Развитие культуры в послевоенные годы. Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.

О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юрский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова, В. М. Гордеев, А. Б. Годунов, М. Н. Барышников и др.)- Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и A. М. Шилова, творившего в реалистической манере.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.

4.Развитие науки и техники. После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учреждений и научных работников. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок.

Под руководством С. П. Королева шла разработка ракетной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю. А.Гагарин.

5.Развитие образования. С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После отставки Н. С. Хрущева многие его нововведения были отменены, в частности вернулись к 10-летней школе.

В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имевших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было введено 11-летнее образование и понижен возраст поступления детей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учителей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год более 1 млн. специалистов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы были условия развития и основные достижения советской культуры в послевоенное время?

2. Сравните развитие культуры и назовите ее главные достижения в период правления Н. С. Хрущева и в период правления JI. И. Брежнева.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Развитие образования Увеличение количества учебных заведений Совместное обучение мальчиков и девочек, отменена плата за обучение в старших классах и студенты обучались бесплатно.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Советский Союз просуществовал всего несколько десятилетий. За это время стране пришлось пройти через многие испытания, которые отрицательно повлияли на ее экономику и производственный потенциал. И все же СССР удалось совершить ряд важных прорывов в науке и выйти на передовые рубежи технического прогресса.

Научно-технические достижения советской науки

  • Научно-технические достижения советской науки
  • Самые знаменитые технические изобретения 20 века
  • 5 главных открытий XX века

Самые значительные успехи советской науки справедливо связывают с освоением космоса. Первая в мире космическая ракета была создана в 1957 году именно в СССР. Быстро восстановившись после кровопролитной войны, страна смогла успешно вывести на околоземную орбиту искусственный спутник Земли. Это событие открыло новую, космическую эру в развитии всей земной цивилизации.

С конца 50-х годов минувшего века в Советском Союзе стала бурно развиваться космическая техника и обслуживающая ее потребности наука. Очень быстро на орбиту были запущены очередные беспилотные аппараты. Они несли на своем борту измерительную технику и первое научное оборудование для исследований космического пространства. Американские ученые едва поспевали за достижениями своих советских коллег.

Настоящий триумф советской науки и техники связан с первым полетом человека в космос. 12 апреля 1961 года летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил восхождение к звездам. Конечно, тот полет проходил на сравнительно малой высоте и длился всего 108 минут. Но это событие стало переломным в деле освоения космоса. Гагарин осуществил многовековые чаяния науки, искавшей способы преодолеть земное притяжение.

Советские ученые достигли немалых успехов и в области других фундаментальных исследований, имеющих непосредственное отношение к технике. Всемирную известность получили работы отечественных физиков: Л.Д. Ландау получил Нобелевскую премию за создание теории жидкого гелия, а Н.Н. Семенов удостоился этой же награды за работы в области исследования цепных химических реакций.

Работы в сфере теоретической и экспериментальной физики позволили СССР в 1954 году запустить первую во всем мире электростанцию, в которой использовалась атомная энергия. Еще через три года в Советском Союзе был запущен первый синхрофазотрон, ускоритель протонов. Сооружений такого типа и подобной мощности в те годы нигде в мире не существовало. Эти и многие другие технические успехи продемонстрировали высокий научно-производственный потенциал СССР и позволили стране надолго выйти в лидеры мировой науки.

Читайте также: