Искусство в жизни кубанцев сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства. Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Земля обрабатывалась небрежно, слабо применялись такие приемы повышения плодородия, как правильные севообороты, зяблевая вспашка, пар.

Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг. С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными. Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. Посевом зерновых, требовавшим навыка, обычно занимались старшие в семье мужчины.

С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом – всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня – начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все — взрослые, подростки, старики. При господствовавшей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями.



Часть сельского населения за- нималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних

После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи – гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных предгорных станицах хлеб молотили также большими деревянными досками с кремневыми зубцами. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко.

После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот). В 900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, масло бойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. Развивавшиеся в конце XIX в. горнодобывающие, главным образом нефтяные промыслы, были сосредоточены в руках иностранных капиталистов, которые использовали труд местного сельского населения закубанских районов.

В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел – перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами (Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и др.). Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время.

Почти во всех селениях Кубани развивались мелкие ремесла: в конце XIX - начале XX в. плотники, печники, портные, бондари, медники, стекольщики, кирпичники каменщики, гончары совмещали ремесло с земледелием. Казачки, уходившие на заработки (батрачки, прислуга), были главным образом из бедных семей, они были вынуждены готовить себе приданое на собственные средства.

В предгорных закубанских районах ремесла и промыслы были развиты значительно сильнее. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. В ряде мест занимались извозом, выжиганием извести, добычей камня, сбором плодов, ягод и прочими работами. Но промыслы не приносили достаточного дохода, и потому в начале XX в. распространенным становится отход на земледельческие заработки в степные станицы, на поденную работу.

Классовое расслоение иногородних заметно усиливается в конце ХГХ - начале XX в. Выделяется прослойка богатых предпринимателей: одни из них занимаются торговлей, заводят различные промышленные предприятия, другие арендуют на продолжительный срок войсковые земли или покупают частные земли и создают крупные хозяйства капиталистического типа.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX - начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах – из дерева. Наиболее характерным для Кубани считался турлучный дом – деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов, пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок – основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка – в восточных районах, сволок – в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30-40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см.



Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином. Рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных – все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

Ведущей отраслью хозяйства кубанцев в прошлом было зерновое земледение, и хлеб (пшеничный) являлся основой питания. Существенную роль играли также продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства.

Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. На Кубани пекли также и пресный хлеб (в виде лепешек), если не хватало хлеба до следующей выпечки или во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания кислого хлеба. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду. В 900-е годы стали применять формы из жести, но и тогда подовой хлеб считался вкуснее. Обычай печь хлеб на поду сохранялся.

Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Наиболее распространенным видом хлебных изделий были пироги и вареники. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой, встречались всюду.

Любимыми были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях (листах) тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготовлялись также с творогом или с фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их ценили за быстроту приготовления. Готовили галушки не везде одинаково: в западных раинах тесто чаще отщипывали – рвали, а на востоке его или резали ножом, или, если тесто было более жидким, опускали ложкой в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон, как русские клецки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. Из отварной лапши приготовлялся лапшевник (отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запеченная) – блюдо это как праздничное, особенно свадебное, бытовало на Кубани везде. Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. На западе края блины пекли меньше. Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – колобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле.

На Кубани также готовили кушания из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата – поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша – запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага – пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром.



Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще все- го на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – ко- лобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле

Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. В западных и особенно в предгорных районах чаще варили гречневую кашу. В этих же районах пекли гречневые блины и приготовляли вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой. Пшено было распространено везде; из него варили каши, кулеш – жидкую пшенную кашу с картофелем, разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молока не добавлялось) . Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи.

Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.

Многочисленные войны внесли изменения в наряд казаков. Черкеску и бешмет заменила гимнастерка, вместо бурки разрешили носить шинель, а папаху заменили фуражкой. Традиционную казачью форму оставили в качестве парадной.

Повседневные костюмы кубанских казаков и казачек позаимствовали некоторые детали из русских и украинских костюмов. Так, женский костюм отличался яркостью и красотой, подчеркивала статус и выделяла казачек среди другого населения. Казачки любили яркие наряды, каждая умела шить и ткать, плести кружева и вязать. Поэтому немалое место среди украшений занимает вышивка – ярко вышитые рубахи, сарафаны, платья были очень самобытны.

Праздничная одежда шилась из бархата и шелковых тканей. Повседневная одежда состояла из нижней рубахи, кофты и ситцевой юбки. Поверх рубахи надевались две-три юбки из крашеной домашней ткани. Кофты, особенно праздничные, отличались длинными рядами мелких пуговиц, а пышные рукава кофт сужались к кисти. Лакированные сапожки дополняли костюм. Женщины носили платки и шлычки, шали и кружевные накидки.

Семейный и общественный быт

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

Особые обычаи кубанских казаков отражены в свадебных традициях. Свадебные наряды казачек представляют собой шедевры рукоделия – это были юбки светлых тонов и красивые вышитые кофты из шелка с богатыми узорами. Свадебные платья хранились в сундуках, передавались по женской линии. Нередко в семьях хоронили женщин именно в свадебных платьях.

Особое внимание казаки уделяли рушнику как свадебному атрибуту: его хранили как семейную святыню, использовали для исцеления больных. Все казачьи рушники отличались богатством вышивки и красотой отделки.

Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отме чали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. Главный войсковой праздник казаки отмечают в конце августа. Датой образования Кубанского войска считается день Александра Невского, который отмечается 12 сентября.



Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Лю- бимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам

Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Любимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам.

18 октября отмечается Войсковой праздник кубанских казаков. Также отмечаются многочисленные праздники полковые и казачьих территориальных частей.

У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометри-ческими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников – подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы. Рушники – традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом.

Кубанская народная кухня также является важной составляющей материальной культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, а также овощи, фрукты, ягоды, зерновые.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

С 80-х годов 19 века на Кубани возникали объединения любителей искусства. Артистические общества, общества любителей изящных искусств. Музыкально-драматические кружки создавались как в городах, так и в сельской местности. Широкое распространение получило театральное любительство.

Развитие профессионального художественного творчества на Кубани тесно связанно с деятельностью коллекционера Ф. А. Коваленко, создавшего в 1904 году картинную галерею в Екатеринодаре. По его инициативе, с 1905 г. в галерее наряду с постоянными стали проводиться периодические выставки картин, в которых участвовали художники со всей России.

В конце 19 начало 20 века на Кубани возникли художественные учебные заведения. В 1900 году Е. И. Посполитаки основал художественную школу в Екатеринодаре .

В 1909 г. В Екатеринодаре появляется музыкальное училище. Значительное место в становлении музыкальной культуры Кубани принадлежит оркестру и хору Кубанского казачьего войска, основанном еще в 1811 г. 2 К началу 20 века войсковой оркестр, пройдя почти вековой этап обслуживания вечеров в Войсковом собрании превратился в интересный высококвалифицированный симфонический коллектив.

Важным элементом художественной жизни Кубани были гастроли творческих коллективов и отдельных исполнителей. Начало им было положено еще в 70 е годы 19 века. В первые годы 20 в. Поток гастролеров по сравнению с прежними временами значительно увеличился. Этому способствовали как рост интереса к искусству среди населения, так и появления специальных театральных помещений. Гастролировали на Кубани знаменитые певцы Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, А. Вяльцева, скрипачи Л. Ауэр, Е. Цимбалист, М. Эрденко, пианисты А. Зилоти, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Рубинштейн.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изобразительное искусство Кубани в конце XIX – начале XX века Презентацию под.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобразительное искусство Кубани в конце XIX – начале XX века Презентацию под.

Традиционная культура Кубани Разнообразием и богатством отличалась традиционн.

Традиционная культура Кубани Разнообразием и богатством отличалась традиционная народная культура Кубани второй половины XIX – начала XX в. Духовное наследие кубанского казачества было самобытным и оригинальным. Все заметные события духовной жизни кубанских казаков были так или иначе связаны с православной верой. Благодаря устной традиции передачи информации от деда к отцу, от отца к сыну, кубанцы сохраняли свою культуру. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей истории и культуры.

Изобразительное искусство Мастера изобразительного искусства вносили важный в.

Изобразительное искусство Мастера изобразительного искусства вносили важный вклад в развитие художественной культуры Кубани. Центрами изобразительного искусства в Кубанской области в начале XX в. стали школа рисования Е.И. Посполитаки и Екатеринодарская картинная галерея. Школа Посполитаки была первым частным учебным заведением на Кубани, где учились не только рисованию, но и ремеслу. Основу Екатеринодарской картинной галереи составила коллекция местного любителя живописи Федора Акимовича Коваленко. Ф.А.Ко-валенко Е.И. Пос-политаки

Пётр Сысоевич Косолап Самобытным художником-реалистом того времени был Петр С.

Александр Александрович Киселёв Регулярно бывал на Черноморском побережье Кав.

Илья Ефимович Репин По совету историка запорожского казачества Д .И. Яворницк.

Архитектура Архитектурный облик кубанских городов менялся в пореформенный пер.

Архитектура Архитектурный облик кубанских городов менялся в пореформенный период. Если в 1870 — 1890 годах основным стилевым направлением являлся эклектизм, то к началу XX столетия он уступил место модерну. модерн эклектизм

Иван Клементьевич Мальгерб Заметный вклад в архитектуру Екатеринодара внес Ив.

Иван Клементьевич Мальгерб Заметный вклад в архитектуру Екатеринодара внес Иван Клементьевич Мальгерб. В качестве городского архитектора он руководил постройкой зданий мужской гимназии, епархиального женского училища, коммерческого училища. Бесценными творениями Мальгерба стали Свято-Екатерининский кафедральный собор и проект Свято-Троицкой церкви. Свято-Екатерининский кафедральный собор

Александр Петрович Косякин Выдающимся кубанским архитектором был Александр Пе.

Кубанский Мариинский институт Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской

Кубанский Мариинский институт Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской

Вывод Подводя итоги, можно констатировать, что развитие кубанской культуры в.


Сегодня среди важнейших показателей социально-экономического развития Краснодарского края, своеобразным барометром государственного благополучия, несомненно, является состояние культуры. Чем выше её уровень, тем в более цивилизованном мире мы живем. Это и задает современные векторы развития культуры такого яркого, самобытного региона, каким является Кубань.

Краснодарский край по праву признан одним из крупнейших культурных центров России.

В крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений - это библиотеки, культурно-досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

Триумфом России стало избрание Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года и этому предшествовала огромная работа, в которой активное участие приняли лучшие представители кубанской культуры.

Губернатор края А.Н. Ткачев стратегически определил культуру как инструмент социального и экономического развития.

Принятые в крае законы и краевые комплексные программы, касающиеся разных сторон духовного оздоровления населения, обеспечили не только сохранение накопленного культурного потенциала Кубани, но и его значительное приумножение.


В 2007 году принята краевая целевая программа поддержки сельских клубных учреждений Краснодарского края на 2007-2009 годы, направленная на сохранение и развитие очагов культуры в сельской глубинке.

Государственная политика в области культуры в крае осуществляется в соответствии с принципами, определенными Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ.

В зоне прямой ответственности департамента культуры края - три с половиной тысячи учреждений, предприятий и организаций, обеспечивающих гражданину его конституционное право доступа к культурным ценностям.

Театрами края ежегодно осуществляется 30-35 новых постановок. В афишах театров свыше 130 названий, большая часть которых адресована детям и подросткам. В основном это произведения русской и зарубежной классики. Расширяется география гастролей по стране и за ее пределами.


Значительную нишу в организации досуга населения края занимает деятельность учреждений культурно - досугового типа системы Министерства культуры РФ.

По количеству культурно-досуговых учреждений и самодеятельных коллективов, в том числе детских, по числу клубных формирований и числу участников в них край входит в России в первую десятку. Они остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей реализовать населению свои интересы и увлечения, творческие способности.


В Краснодарском крае подготовкой специалистов отрасли занимаются 6 образовательных учреждений среднего профессионального образования. Ими являются учреждения различных видов - музыкальные училища и колледж, художественное и хореографическое училища, училище искусств и колледж культуры. В прошлом году в государственную собственность Краснодарского края передано 3 образовательных учреждения муниципального подчинения.

Для творческих работников администрацией Краснодарского края учреждены премии: вручаемые ежегодно, пять премий администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры; премия администрации Краснодарского края в области театрального искусства имени народного артиста СССР М.А.Куликовского; за активную работу по патриотическому воспитанию - премия имени Е.Ф.Степановой; премия администрации Краснодарского края в области вокально-хорового искусства имени Г.М.Плотниченко; премия администрации Краснодарского края в области вокально-хорового искусства имени народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко.

Ежемесячными губернаторскими стипендиями поддерживаются 10 писателей.

В целях социальной поддержки и поощрения одаренных учащихся и студентов образовательных учреждений культуры и искусства администрацией Краснодарского края учреждены 50 стипендий. С нынешнего года размер стипендии увеличен до 1000 рублей в месяц.

Учащиеся и студенты учебных заведений культуры и искусства края являются стипендиатами Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры Российской Федерации.

Одной из форм государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи края стало учреждение департаментом культуры тринадцати грантов для талантливых детей и творческой молодежи.

Учреждения культуры и искусства Краснодарского края

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина основана 10 февраля 1900 года в честь 100-летия со дня рождения поэта. Сегодня она является крупнейшим хранилищем отечественной и зарубежной литературы на территории Кубани, центром информации, образования и культуры, краеведческой библиографии и методическим центром для библиотек края.
Книжные фонды библиотеки насчитывают 1 млн. 200 тыс. единиц хранения и включают книги, журналы, газеты, ноты, грампластинки, лазерно-оптические диски, видеокассеты.
Ежегодно библиотеку посещают свыше 45 000 читателей, им выдается свыше 1,5 млн. изданий.
Собрание редких книг насчитывает свыше 10 тысяч томов, в числе которых уникальная коллекция книг кирилловского шрифта XVI века, книги из Межигорского, Донского монастырей, прижизненные издания произведений русских писателей, более 50 тыс. томов - национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.


Среди концертных организаций края особое место принадлежит Государственному академическому Кубанскому казачьему хору, которым более трех десятилетий бессменно руководит народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, Герой труда Кубани В.Г.Захарченко. Выдающийся творческий коллектив страны, ведущий начало от Кубанского Войскового певческого хора, Государственный академический Кубанский казачий хор имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями историю. Коллектив дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов государственных народных хоров, лауреатом многочисленных международных конкурсов и фестивалей награжден орденом Дружбы народов, удостоен Государственной премии им. Т. Г. Шевченко Республики Украина. Его радушно принимали зрители более 100 стран мира. Он достойно несет знамя самобытного казачьего искусства Кубани.


Краснодарская филармония создана 10 мая 1939 года.
На сцене Краснодарской филармонии выступали такие мастера искусств, как Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Борис Штоколов, Зураб Соткилава, Николай Петров, Анна Нетребко, Валерий Гергиев.
Сегодня Краснодарская филармония - одна из крупнейших на юге России концертных организаций, обладающая богатым творческим потенциалом, и обогащённая достижениями современной концертной практики, продолжает лучшие традиции российского филармонического дела. В 2007 году распоряжением губернатора края А.Н.Ткачева Краснодарской филармонии присвоено имя выдающегося российского композитора, народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко, чей жизненный и творческий путь был связан с Кубанью более четверти века. В 2009 году Краснодарская филармония отмечает 70 летие.

Источник

Рекомендательный список литературы

Культура и искусство Кубани

Бардадым, В.П. Кисть и резец: художники на Кубани / В. П. Бардадым; фоторепрод. Б. Устинова. - Краснодар : Совет. Кубань, 2003. - 252 с.

Бардадым, В.П. Кумиры театра: этюды театр. жизни / В.П. Бардадым. -Краснодар : Сов. Кубань, 2000. - 224 с.

Бардадым, В.П. Прекрасное на Кубани: зодчество, скульптура, живопись /В. Бардадым. - Краснодар: Совет. Кубань, 2006. - 190, [2] с.

Вайль, Д.П. Живые портреты. Вчера - сегодня - завтра : выпуск первый / Д. Вайль. -Краснодар : Просвещение-Юг, 2006. - 85 с.

Деятели искусств Кубани / [сост. И. Ф. Гайворонская]. - Краснодар: Традиция, 2006. - 94, [1] с.

Колесников, А.Г. Евгения Белоусова: судьба актрисы - судьба жанра / А. Г. Колесников. - М.: Театралис, 2004. - 271 с.: ил.

Колесников, А.Г. Оперетта в Краснодаре: летопись творч. пути, воспоминания, библиогр. / А. Г. Колесников. - М. : Театралис, 2005. - 365, [2] с. : ил.

Композитор Виктор Пономарев: Воспоминания. Статьи. Письма / ред. В. А. Фролкин. - Краснодар : Эоловы струны, 2003. - 194 с.

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко: [альбом] / гл. ред. Н. Астахова; авт. сценария Т. Кондратенко; авт. текста Ю. Солодовников. - М. : Белый город, 2004. - 63, [1] с.: ил.

Краснодарскому отделению Союза театральных деятелей Российской Федерации 60 лет. - Краснодар: Концерн "Курорт", 2005. - 35 с.

"Кубанские синие ночи": Первый фестиваль вокально-хорового искусства им. Г. М. Плотниченко: [Программа, материалы]. - Краснодар: Эоловы струны [и др.], 2003. - [8] с.

Кубань мастеровая: кат. краев. выст. изобразит. и декоративно-приклад. искусства, посвящ. 65-летию образования Краснодар. края. - Краснодар : б. и., 2002. - 116 с.: ил.

Магдалиц, Н.В. Виртуозы Кубани : 10-летию оркестра / Н.В. Магдалиц. -Краснодар : Эоловы струны, 2003. - 97 с.

Магдалиц,Н.В. Жизнь в музыке: композитор В. Чернявский / Н. Магдалиц. - Краснодар: Эоловы струны, 2005. - 135 с. : фото. - (Музыкальное творчество Кубани).

Магдалиц, Н.В. Наш современник Григорий Плотниченко / Н.В. Магдалиц. - Краснодар : Эоловы струны, 2003. - 211 с.

Магдалиц, Н.В. Этюды о "Премьере" : к 10-летию творч. объединения /Н.В. Магдалиц. - Краснодар: Эоловы струны, 2001. - 151 с.

Петрусенко, И.А. Александр Плахтеев: "Пою тебя, моя Россия" : попул.моногр. о жизни и творч. деятельности выдающегося кубанского баса, заслуж. артиста России / И. А. Петрусенко. - Краснодар : Краснодар. изв., 2004. - 224, [1] с., [48] л. ил.

Петрусенко, И.А. Григорий Пономаренко - великий песенник / И. А. Петрусенко. - Краснодар : Совет. Кубань, 2000. - 336 с.

Фролкин, В.А. Кубанский симфонический оркестр (1812-2002) / В.А. Фролкин. - Краснодар : Эоловы струны, 2002. - 68 с.

Читайте также: