Сообщение о митрополите иларионе

Обновлено: 07.07.2024

В 1973-84 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.

В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

В 1991-93 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-93 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.

С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.

В 1995-97 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-99 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).

На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.

Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).

С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.

Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.

Ученые звания и степени:

Образование:

1989 г. — Московская духовная семинария (заочно).

1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

1993 г. — аспирантура Московской духовной академии.

1995 г. — Оксфордский университет (доктор философии).

Научные труды, публикации:

Публикации

Автор более 1000 публикаций, в том числе монографий по Новому Завету, патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Музыкальные произведения

  • 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
  • 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
  • 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
  • 2010 г. — орден блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2010 г. — орден ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2012 г. — орден равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • 2013 г. — золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь);
  • 2013 г. — орден равноап. Константина Великого (Сербская Православная Церковь);
  • 2014 г. — орден свт. Саввы II ст. (Сербская Православная Церковь);
  • 2014 г. — орден равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Болгарская Православная Церковь);
  • 2016 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2019 г. — орден блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2021 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.

Митрополит Волоколамский Иларион: Русская Церковь дорожит богослужением в том виде, в каком унаследовала его от предков [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Пропаганда противоестественного образа жизни — это большая трагедия западного общества [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Война — это не метод решения накопившихся политических проблем [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Церквам придется принимать нестандартные решения [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Необходимо сделать все для того, чтобы не было войны — ни мировой, ни локальной [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Верим, что соборным разумом Церкви можно уврачевать раскол [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Две крупнейшие христианские Церкви должны взаимодействовать — это веление времени [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Патриарх и Папа обсудят, как христианам выживать [Интервью]

Межрелигиозный диалог и мир между религиями [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: Когда предлагается изгнать монахов из монастыря и взорвать крест, это не имеет никакого оправдания [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Угроза присутствию христиан на Святой Земле не может не вызывать беспокойства в Русской Церкви [Интервью]

Летопись епархиальной жизни

Русская Православная Церковь в фотографиях

В защиту единства Русской Православной Церкви


Официальная карта храмов Русской Православной Церкви

Календарь

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).

Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обре́тение мощей мч. Мины Калликелада (867–889).

Имеется не так много сведений об Иларионе, Киевском митрополите, святителе, современнике князя Ярослава Мудрого. Русский, родом из княжеского села Берестово, где был священником. С ранних лет стал иноком. Был образован и вел подвижническую жизнь, благодаря чему стал известен и ему стал благоволить великий князь. В 1051 году княжеским велением Иларион на соборе русских епископов избирается митрополитом. Иларион - первый русский митрополит, и первый, которого поставили в России.

При участии Илариона был написан церковный устав в последние годы правления князя Ярослава. Митрополитство Илариона было недолгим. Сразу после смерти Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 годаИларион был смещен. Уже с 1055 года в летописях значится митрополит Ерем. Точное время конца земной жизни митрополита Илариона неизвестно. Иларион - один из начальных писателей русской литературы. Еще до митрополитства, как повсеместно принято считать, именно им было написано известное "Слово о законе и благодати". Кроме него были и другие известные писания.

Работы Илариона говорят о приходе на русскую землю византийского стиля образования. Не только Иларион являлся тому примером, но и большой круг грамотных людей, осознавших благо пришедшего на Русь христианства. Иларион, будучи просвещенным христианским митрополитом, в своих писаниях подчеркивал национальную гордость. Литературные труды митрополита Илариона отличались художественной яркостью, богословской выраженностью. Это говорит о его большом писательском опыте. Совершается поминание святителя Илариона 21 октября.



Святитель Иларион, первый митрополит Киевский и всея Руси славянского происхождения. Избран на кафедру Святой Софии Киевской Константинопольского патриархата православным Собором русских епископов, в 1051 году. Духовник и соратник великого князя Ярослава Мудрого. Один из основателей Киево-Печерского монастыря в Киеве. Выдающийся государственный деятель, и великий писатель Древней Руси.

Становление

Известно о Святителе Иларионе Киевском совсем немного. Сведения взяты из киевских летописей, "Повести временных лет", а также сохранившихся в отрывках личных записей. Родился он уже после официального крещения Руси князем Владимиром, в 990 году. Был "боголюбив и обучен грамоте". Много читал, знал греческий язык, изучал богословие и старался творить молитву в уединении. Посвятил свою жизнь богослужению. Подвизался в должности иеромонаха княжеской церкви села Берестово, освященной во славу Святых Апостолов. Выполнял обязанности личного духовника великого князя. В свое личное время часто уходил на берег Днепра, там построил себе пещерку, и предавался уединенной молитве. Предполагают, что образование получил в Византии, а отшельничество позаимствовал, пребывая на горе Афон. Неподалеку от кельи Илариона обосновался еще один отшельник, Антоний Печерский. Впоследствии, на этом месте образовался Киево-Печерский пещерный монастырь. Иларион разработал русский церковный устав, расширявший возможности и полномочия церкви. Новые правила проведения богослужений, отличающиеся от греческих.

Иларион много сделал для установления суверенитета и независимости Киевской Руси. Он поддерживал князя Ярослава в борьбе против Византийской империи, прекрасно владел приемами риторики, много писал. Известно, что Иларион входил в группу сопровождавшую княжну Анну, во время ее путешествия во Францию, в 1048 году. Эта миссия позволила богослову посетить Европу и познакомиться с ее традициями и законами. Незадолго до этого, в 1040 году, во время богослужения Иларион прочел свое первое творение "Слово о законе и благодати". В нем автор поминает князя Владимира, который провел всеобщее крещение. И показывает место русской церкви в истории религии, а также превосходство православия над иудейством. За первым трудом следует "Молитва", "Исповедание веры", "Слово на обновление десятинной церкви". Впоследствии, отрывки "Слова" и "Молитвы" упоминались в списках полусотни летописцев XV-XVI столетия.

Со времени крещения Руси, она считалась митрополией Константинополя. Церковью управляли митрополиты греческой национальности, посланные из Царьграда. Они поддерживали политику Византии и всячески противились укреплению русского государства. Великий русский князь Ярослав Мудрый решает изменить это правило. На Соборе русских архиепископов митрополитом Киевским единогласно, и по праву избран Иларион. Константинополь воспротивился выбору, ведь у иеромонаха не было высоких чинов. Перечить Ярославу не стали. Митрополит активно поддерживал политику Ярослава великого, что позволило Руси окрепнуть и продолжать утверждение православия.

Во время метрополии, Иларион делает упор на образовании. Вместе с Ярославом Мудрым занимается сбором литературы, и созданием библиотеки в Софии Киевской. Кроме "Слова о законе и благодати", в этот период появляются и другие его труды, например: "Сказание о распространении христианства на Руси". Все его творения можно назвать древнейшей русской богословской литературой.

Правление Илариона завершилось со смертью Ярослава, в 1053 году. На церемонии прощания с князем митрополита уже не было. Считают, что после его устранения, он доживал в Киево-Печерской лавре. Канонизация Святого проводилась уже в 1980 году.


Иларион - первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого - пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о митрополитстве Илариона и его судьбе после 1055 года в источниках нет. Иларион - автор блестящего ораторского произведения Древней Руси "Слова о законе и благодати" (1037-1050). В богословском по содержанию сочинении Иларион утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Свое "Слово" Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощен чужеземцами. "Слово" характеризует Илариона как незаурядного государственного деятеля и крупнейшего писателя Древней Руси.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Иларион (XI в.) - церковно-политический деятель, киевский митрополит с 1051, писатель. Был пресвитером (священником) княжеской церкви в с. Берестове под Киевом. Вел. князь Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты "русина" независимо от Константинополя. Иларион был "мужъ благь, книженъ и постникъ", уже известный как автор "Слова о законе и благодати" - замечательного памятника древнерус. торжественного красноречия, содержащего мысли о праве Руси на равенство среди христианских народов и ее месте во всемирной истории. "Это, - по словам Д С. Лихачева, - совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают "Слово" Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства". Написано оно было между 1037 и 1050. Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой рус. библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерус. правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от Византии. После смерти вел. князя, вероятно, был смещен, т.к. в 1055 уже был новый митрополит. Дальнейшая судьба И. неизвестна.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 93-94.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 220-222.

ИЛАРИОН (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. кн. Киевского Ярослава Мудрого. Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер: “Вложил Бог князю в сердце, и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии”.

“Муж благ, книжен и постник”, по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое “Слово о законе и благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа — “глас радования” православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли, созвучные “Слову”, мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали они внимание всего общества.

Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само “Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание “русский народ”, а не обычное для того времени понятие “Русская земля”.

В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу — истоки русской соборности, “собранности” вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Соборность — это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, “обожиться”, “освятиться”, воплотить в себе нравственный идеал Православия. “Благодать же и истина всю землю исполни, — возвещал митрополит, — и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского. Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства”. Общность территории и происхождения соединились с общностью религиозной судьбы — так было положено начало образованию русской православной государственности.

Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания — сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, “святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая”. Здесь — корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности.

Молитва Илариона, помещенная в конце “Слова”, возносимая им “от всея земли нашея”, как бы подводит итог сказанному: “Не оставь нас, — взывает к Богу Иларион, — хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой. Не погнушайся, хоть и малое (мы) стадо, но скажи нам: “не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство” (Лк. 12:32). Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог наш, а мы люди Твои. Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения, но к Тебе, истинному Богу, взываем, к Тебе, живущему на небесах, возводим наши очи, к Тебе воздеваем руки, молимся Тебе. Поэтому простри милость Твою на людей Твоих. владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси”.

Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской Церкви, печальника за вверенный ему Богом народ — стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди бесчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: “Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи” (Сир. 2:1-2).

Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим. Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству “Повести временных лет”, “ископа печерку малу двусажену” на берегу Днепра на месте, где “бе. лес велик”, и в ней, “приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне”. В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по ст. ст.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Далее читайте:

Публикация в кн.: Никольский Н. К., Мат-лы для истории др.-рус. духовной письменности, ОРЯС, 1907, т. 82, No 4.

Митрополит Иларион (Григорий Алфеев) - иерарх РПЦ, митрополит Волоколамский, руководитель ОВЦС МП, член Священного Синода, историк, православный композитор, переводчик трудов по догматическому богословию с сирийского и греческого языков.

Митрополит Иларион

Митрополит Иларион

Дед по отцовской линии Григорий Маркович Дашевский получил известность благодаря историческим трудам на тему Испанской гражданской войны. Мальчика при рождении нарекли Григорием. Брак родителей продлился недолго – вскоре отец ушел из семьи.

Митрополит Иларион в детстве

Митрополит Иларион в детстве

Когда мальчику было 12 лет, Валерий Григорьевич погиб от несчастного случая. Всю ответственность за воспитание сына взяла на себя Валерия Анатольевна. В раннем возрасте Григорий начал заниматься в музыкальной школе при Гнесинском училище. Первым и любимым преподавателем по скрипке стал для мальчика Владимир Николаевич Литвинов.

В 1977 году Григорий прошел таинство крещения. Небесным покровителем отрока стал Иларион Новый, день которого празднуется 6 июня по старому стилю. История православной церкви знает еще двух великих праведников – древнерусского митрополита Илариона Киевского и Илариона, игумена Пеликитского. Святые прославились подвигами монашеской непорочной жизни.

Митрополит Иларион (слева) начал служить в церкви в 15 лет

Митрополит Иларион (слева) начал служить в церкви в 15 лет

В 1981 году юноша начал церковное служение чтецом Воскресенского храма в районе Успенского Вражка. Через два года начал иподиаконствовать у митрополита Волоколамской и Юрьевской епархии Питирима, а также работать по совместительству в издательстве РПЦ МП.

Служение

В 1987 году Алфеев решил оставить мирскую жизнь и принял монашеский постриг в Виленском Свято-Духовом монастыре. Архиепископ Виленский и Литовский Викторин рукоположил нового монаха в иеродиаконы. На праздник Преображения Иларион принял чин иеромонаха, и на протяжении 2 лет молодого священника определили настоятелем храмов в селах Колайняй и Титувенай Виленской и Литовской епархии. В эти же годы Алфеев заканчивает Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию и получает степень кандидата богословия.

Митрополит Иларион в молодости

Митрополит Иларион в молодости

Митрополит Иларион читает лекцию

Митрополит Иларион читает лекцию

С 1995 года доктор философии и богословия становится сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподавателем патрологии в семинариях Калуги и Смоленска. Иларион читает лекции по догматическому богословию в разных частях света: в православных семинариях на Аляске, в Нью-Йрке, в Кембридже. На Пасху 2000 года Илариона возводят в сан игумена, а через год Алфеев принимает епископство в Керченской епархии, что находится в Великобритании. Также он становится викарием митрополита Антония (Блума).

Епископство

В 2002 году На праздник Обрезания Господня Иларион принял епископство и год служил в Подольской епархии. Патриархия поручила молодому епископу участвовать в международных заседаниях Евросоюза, на которых решались вопросы религиозной терпимости и толерантности.

Епископ Иларион

Епископ Иларион

В 2003 году Илариона назначают Венским и Австрийским епископом. При Алфееве проводятся реставрационные работы двух крупных храмов епархии – Венского кафедрального собора Святителя Николая и храма Лазаря Четверодневного. Помимо основного служения епископ продолжает вести работу в представительстве РПЦ в Брюсселе.

С 2005 года Алфеев – приват-доцент богословия в университете города Фрибур. В 2009 году вступает в должность председателя ОВЦС Московского Патриархата, рукополагается в архиепископский сан, назначается викарием Патриарха Кирилла. Через год становится митрополитом.

Общественная деятельность

Митрополит Иларион

Митрополит Иларион

Книга митрополита Илариона

Книга митрополита Илариона

Илариону удается грамотно вести диалог с иноверцами в качестве члена Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей. Алфеев состоит в комиссии по переговорам со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии.

Музыка

С 2011 года Алфеев и Владимир Спиваков организуют Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Через год стартует Волжский фестиваль духовной музыки, руководителем которого наряду с митрополитом Иларионом становится скрипач Дмитрий Коган.

Личная жизнь

Митрополит Иларион с юности преданно служит в церкви, он был пострижен в монахи в 20-летнем возрасте, поэтому о личной жизни Алфеева говорить не приходится. Его единственным любимым и родным человеком в миру остается мама Валерия Анатольевна. Вся жизнь митрополита Иллариона подчинена служению церкви.

Митрополит Иларион не женат

Митрополит Иларион не женат

Богослов много работает над догматическими трудами, участвует в богослужениях, в организации международных и внутрицерковных проектов и комиссий. Алфеев ведет активную переписку с православными иерархами, с иноверцами, дипломатическими представителями иностранных государств.

Митрополит Иларион сейчас

Митрополит Иларион в 2017 году

Митрополит Иларион в 2017 году

Читайте также: