Искусство в средневековой индии сообщение 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Паталипутра была окружена широким и глубоким водяным рвом, по которому могли плавать суда. Над рвом поднималась стена с 64 воротами и 570 боевыми башнями.

В III в. до н. э., при могущественном царе Ашоке (273 — 232 до н. э.), почти весь полуостров Индостан и ряд соседних стран были объединены в гигантскую империю. До наших дней сохранились сооружения из камня: небольшие храмы и кельи, вырубленные в скалах, погребальные буддийские памятники — ступы и отдельные мемориальные колонны, увенчанные скульптурами животных.

Ступы строились из кирпича и камня и имели вид полушария, окруженного оградой с четырьмя воротами. Ступа в Санчи (III — II в. до н. э.; штат Мадхья-Прадеш, Центральная Индия) имеет высоту четырехэтажного дома и была ранее облицована каменными плитами с рельефными изображениями сцен из преданий буддизма — религии рабовладельческого строя.

В Индии каменная скульптура служила украшением архитектуры и чаще всзго создавалась в виде декоративных горельефов. Каждая фигура в них была неразрывно связана с другими изображениями. Позы, движения и жесты людей на горельефах на редкость выразительны и изящны. В этом проявилось влияние на скульптуру искусства танца, широко распространенного и любимого в Индии с древнейших времен.

Изредка встречалась в Индии и круглая скульптура. Такова знаменитая Львиная капитель, когда-то венчавшая огромную колонну, поставленную по велению царя Ашоки в городе Сарнатхз в память первой проповеди Будды. Эта капитель, изваянная в видэ четырех львов, как бы сращенных спинами, служила опорой для большого Колеса Закона — символа учения Будды.

Еще при Ашоке в скалах начали высекать пещерные храмы и кельи для отшельников. Они были невелики и воспроизводили в камне деревянные жилые постройки. Позднее, в I в. до н. э., в Карли (близ Бомбея) была создана самая большая в Индии пещера. Этот буддийский храм — чайтья — имеет в длину 38 м.

В Северо-Западной Индии, в районе древнзй Гандхары, найдено много прекрасных скульптур, созданных начиная с I в. н. э. Это главным образом изображения Будды. Гандхарская скульптура сильно отличается от скульптуры других областей Индии первых веков нашей эры. В ней заметно влияние греко-римского искусства. Фигуры стоящего Будды позой и одеянием напоминают статуи римских императоров, философов или греческого Аполлона. Эти статуи были изваяны мастерами-греками, жившими в Индии и принявшими индийские религии. Постепенно индийские ученики греческих мастеров стали создавать статуи Будды в соответствии с представлениями своего народа. Изваянные ими фигуры сидящего Будды со скрещенными и прижатыми к телу ногами напоминают своей позой изображения отшельников и философов Древней Индии.

IV — VI века — период расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии (бассейн Ганга) был объединен в могущественное государство, управляемое царями династии Гуптов. Искусство, сложившееся в эти века на севере страны, распространилось и южнее. Замечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте (штат Махараштра). Там начиная со II в. до н. э. на протяжении девяти веков было создано 29 пещер, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой. Аджанта была одним из центров не только буддийской религии, но и науки, искусства. Теперь Аджанта — символ величия древней культуры Индии. Там бывает много туристов со всех концов Индии и из всех стран мира.


Голова Будды. Ill — V вв. Известняк. Гандхара (Северо-Западная Индия). Музей Виктории и Альберта. Лондон.


Джайнский храм Парсванатха. XI в. Кхаджурахо. Штат Мадхья-Прадеш (Центральная Индия).


Принцесса Ирандати на качелях. Роспись на стене в пещерном буддийском монастыре. V в. н. э. Аджанта (Западная Индия).


Шива в образе бога танца Натараджана. X — XII вв. Бронза. Мадрас (Южная Индия). Музей Виктории и Альберта. Лондон.


Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Ок. 1630 — 1652. С картины В. В. Верещагина.

Росписи в Аджанте — это наглядная энциклопедия жизни Древней Индии, созданная в высокохудожественной и поэтической форме. Сцены быта разных сословий, от князя до нищего, исторические события и предания буддизма изображены на материале окружающей художника жизни. В одной сцене изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в клетках, играющих детей, среди которых и маленький Будда. В другом месте перед нами принцесса Ирандати на качелях. С ней беседует только что примчавшийся на волшебном коне всадник. Как хорошо нарисованы полупрозрачные ткани одежд, жемчужные ожерелья и золотые браслеты, оттеняющие смуглость кожи полуобнаженных фигур!

Радостное восприятие жизни, любовь к человеку и природе, ощущение единства всего живого — отличительные черты искусства Аджанты.

Когда в VII — VIII вв. рабовладельческий строй в Индии сменился феодальным, усилилась власть касты жрецов-брахманов, стремившихся с помощью искусства утвердить свое религиозное учение. Под их воздействием и в связи с новыми условиями жизни сильно изменилась храмовая скульптура Индии.

Все чаще стали появляться символические образы богов, поражающие своей фантастичностью, с несколькими головами и руками. Вместо Будды теперь стали изображать Брахму, Вишну и Шиву, а также многие второстепенные божества религии индуизма, сменившей буддизм.

В пещерном храме VIII в. на острове Элефанта близ гавани Бомбея высечен из скалы гигантский бюст трехликого Шивы почти 6 м высотой. Три лика Шивы означают его троякую природу: его незыблемое бытие, ярость и милость.

Часто Шива представлен танцующим. Шива Натараджан (бог танца) изображается с одной головой, но с третьим глазом во лбу и с четырьмя руками, в одной — символический барабанчик, в другой — пылающий огонь. Ногами он попирает карлика — демона зла, своего врага.

Натараджан изображается вечно танцующим. Он олицетворяет религиозное учение о том, что Вселенная вечно движется, а Шива — ее энергия и источник движения. Много таких замечательных статуэток из бронзы сохранилось в Индии начиная с X в.

С VIII в. появляется тип храма-горы в виде башни, как, например, храм Парсванатха религии джайнизма, возникшей одновременно с буддизмом. Парсванатха был одним из пророков религии джайнизма.

Когда знаменитый русский землепроходец тверской купец Афанасий Никитин в XV в. побывал в Индии, он увидел там храмы другой широко распространенной в Индии религии — мусульманской: это были мечети, а также мавзолеи, которых в Древней Индии не было. Мусульманам запрещалось изображать в искусстве людей и животных. Поэтому в мечетях и мавзолеях нет скульптуры и живописи, но зато они имеют красивые купола, тонкие башенки — минареты, стройные стрельчатые арки и отличаются геометрически правильными- строгими контурами. Эта новая индо-мусульманская архитектура обогатила искусство Индии и сделала его еще более разнообразным по форме и содержанию.

С этой жемчужиной средневековой индийской архитектуры нас знакомит картина известного русского художника В. В. Верещагина, побывавшего в Индии.

Тадж-Махал, древние буддийские и индуистские храмы и украшающая их скульптура и живопись — гордость индийского народа, создавшего великое самобытное поэтическое искусство.

Индийское средневековое искусство

Индийское средневековье — это пора большого созидательного подъема. В это время выросли новые города и селения, возникли замечательные храмовые ансамбли, в украшении которых раскрылись яркие грани народной фантазии. На протяжении веков в Индии сложились те художественные традиции, которые оказали огромное влияние на искусство последующих поколений Индии. Для истории Индии характерна смена нескольких религий. Существовавший буддизм вытесняли брахманские верования во главе с Брахмой. Эта религия, укреплявшая власть феодалов, разделила жителей Индии на касты. В VII веке в Индии распространяется религия индуизм, основными божествами которого стали Вишну и Шива. Вишну - хранитель мира и Шива - олицетворяющий движение в природе, ее созидательные и разрушительные начала. Им посвящались основные храмы и приносились жертвы. И хотя еще продолжалось строительство буддийских храмов, основное внимание уделялось прославлению богов индуизма.

Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.



В VII — VIII веках грандиозных размеров достигло индийское пещерное строительство. Это были огромные храмы, высеченные в толще скалы. Двух-трехэтажные залы сложной формы углублялись в скалу до 40 метров. Длинные галереи, многоколонные террасы так же, как и стены сумрачных храмовых помещений, были покрыты рельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса, показанных в непрерывном движении, полных напряжения и энергии. Техника и мастерство обработки камня достигли в Индии небывалого совершенства. Храмы украшались колоннами, покрытыми сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов, составляя неразрывное целое с их стенами. Суровые и гневные каменные божества, взирающие из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу.

Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.



Классический памятник раннего индийского средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре - вершины мира, места легендарного обитания бога Шивы). Неповторимы величие его размеров и пространственного замысла. Архитекторы создали в содружестве с ваятелями невероятный по трудоемкости, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором монумент, включающий галереи, портики, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи.
В каменных тайниках обнаружена медная пластина, на которой были выгравированы слова: " О, как я мог сделать подобное без волшебства?!"

Скульптура в храме Кайласанатха в Эллоре


Скальный храм Бадами


Крепость Голконда



В X — XI веках Индия вступила в период развитого феодализма. В Это время в крупных городах возникли большие комплексы наземных храмов.

Скульптура в храме Махабалипурамы


Прибрежный храм в Махабалипураме. 8в.


Древний храм в Дели



В храмах того времени собиралось огромное количество сокровищ: ювелирные украшения, бронзовые статуи, редкие камни — все это храмы получали в дар.
К IX веку изжила себя трудоемкая техника вырубания храма из цельной скалы. Бурно развивается техника кладки стен из тесаного камня. Строительный камень известняк, песчаник, мрамор, гранит — все это добывали в скалах, резали каменные блоки и доставляли их к храму.
Храмы X — XI веков отличались сложностью архитектурных форм. Они представляют собой многоступенчатый комплекс, восходящий кверху в виде горных вершин. Храмы богато украшены скульптурой, которая издали воспринимается как сложный кружевной узор.

Янтарный Форт. Джайпур. Раджастан.


Рельефная скульптура


Конарк, храм Сурьи (Солнца). Рельефная скульптура.

Храм, посвященный древней богине Минакше



Стремясь передать щедрость и изменчивость природы, которую олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера изображали их фантастическими многоголовыми и многорукими существами. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев. Поражает воображение величественная шестиметровая статуя трехликого Шивы, высеченная из каменной глыбы.

Трехликий Шива


Гробница Хамаюна в Дели



В XIII веке Индию завоевали мусульманские феодалы из Средней Азии. В большей части страны индуизм был вытеснен новой религией — и с л а м о м. В связи с этим в Индию проникли и другие культурные традиции. С XIII века на севере Индии началось широкое строительство м е ч е т е й и м и н а р е т о в, м а в з о л е е в и м е д р е с е (мусульманские школы ). Возникли и новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, базарами и рядами улиц. Однако, мусульманское искусство в Индии приняло свой, неповторимый облик, т. к. оно органично переплелось с индийскими традициями. При постройке мусульманских зданий индийские мастера широко употребляли элементы индийской архитектуры, искусно использовали свой традиционный материал.
В период правления Акбара в Индии был построен мавзолей отца Акбара Хамаюна. Это мощное купольное здание, имевшее внушительный облик, было выстроено из белого мрамора и красного песчаника. Оно соединяет в себе черты нарядности и монументальности. Является не только архитектурным памятником, но и частью великолепного садово-паркового ансамбля вДели.

Минарет Кутб-Минар в Дели. 13век.



В 1230 году в Дели был построен огромный минарет Кутб-Минар. Его стройный и одновременно мощный ствол достигал в высоту 73метров, а диаметр основания имел 16 метров. Массивные, словно ребристые грани, перехваченные в ряде мест узорными поясами, узорные балконы, как бы сдерживающие неудержимый рост минарета кверху, сочетание золотистого и красного песчаника придают ему ощущение монументального величия.

Фрагмент минарета Кутб-Минар


Мавзолей Тадж - Махал



Гениальным памятником индийской мусульманской культуры является мавзолей Тадж - Махал, построенный в XVII веке в Агре повелителем Шах Джаханом для его любимой умершей жены. Мавзолей построен из мрамора на высоком берегу реки Джамны. К нему ведут строгие аллеи. Словно стрелы, прорезают они великолепный, четко распланированный сад, украшенный каналами и водоемами, аккуратно подстриженными деревьями и кустарниками. Их густая зелень оттеняет белизну беломраморного здания. Оно будто парит в небе, кажется легким благодаря глубоким нишам на его наружных стенах и сплошной инкрустации стен, которая издали воспринимается как сквозная резьба. Округлый гладкий купол здания восхищает легкостью и грацией. Высота самого здания 75 метров, а по его углам стоят 4 стройные минарета (41 метр), которые кажутся огромными свечами. Изумляет взор великолепная отделка Тадж Махала: изящный, утонченный орнамент, вырезанный из мрамора разных оттенков, затейливая арабская вязь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Искусство средневековой Индии

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Искусство средневековой Индии

Искусство средневековой Индии

I. Архитектура средневековой Индии В древности основным строительным материа.

I. Архитектура средневековой Индии В древности основным строительным материалом было дерево. В Средние века его стали вытеснять кирпич и камень. С IX в. началось строительство культовых сооружений из тёсаных камней. Внутренние помещения этих храмов были низкими и тёмными. Доступ туда был разрешён лишь служителям культа. Внешний облик храмов отличался богатством убранства, прежде всего – обилием скульптуры. В Средние века появились и скульптурные изображения Будды. Строились пещерные храмы и храмы, высеченные из монолита (в Эллоре, Элефанте, Аджанте и др.). Пещерные храмы высекались в каменистых массивах горных склонов. Пример этого – храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.).

Архитектура Средних веков Индуистские храмы строились из камня, кирпича или в.

Архитектура Средних веков Индуистские храмы строились из камня, кирпича или вырубались в скале. Посвящались триединому божеству (тримурти): Брахме, Вишну, Шиве. Скальный храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре (VIII в. н. э.)

Архитектура Средних веков

Архитектура Средних веков

Индийские храмы отличает: скульптурность форм, обильная декорированность пла.

Индийские храмы отличает: скульптурность форм, обильная декорированность пластикой – рельефами и круглой скульптурой (изображениями богов, животных, людей); многоступенчатость – символически передающая идею постепенного восхождения к небу.

 II. Скульптура средневековой Индии Ганеш (бог мудрости)

II. Скульптура средневековой Индии Ганеш (бог мудрости)

 Скульптура средневековой Индии Будда

Скульптура средневековой Индии Будда

 Скульптура средневековой Индии Будда

Скульптура средневековой Индии Будда

Скульптура средневековой Индии Скульптура буддийского пещерного храма Аджант.

Скульптура средневековой Индии Скульптура буддийского пещерного храма Аджанты (II – VII вв.)

Скульптура средневековой Индии Скульптура индуистского скального храма Кайла.

Скульптура средневековой Индии Скульптура индуистского скального храма Кайласанатха (Шивы) в Эллоре (VIII в.)

III. Живопись средневековой Индии 1. Росписи в храмах Живопись Аджанты (II –.

III. Живопись средневековой Индии 1. Росписи в храмах Живопись Аджанты (II – VII вв.)

Живопись средневековой Индии Росписи в храмах Юноша с цветком лотоса. Роспись.

Живопись средневековой Индии Росписи в храмах Юноша с цветком лотоса. Роспись в пещерном храме Аджанты (II-VII вв. н. э.)

 Живопись средневековой Индии (XV – XVI вв.)

Живопись средневековой Индии (XV – XVI вв.)

2. Миниатюрная живопись Книжная миниатюра Индии

2. Миниатюрная живопись Книжная миниатюра Индии

 Раджпутская школа миниатюры Утхантхита Наика (1775-1780)

Раджпутская школа миниатюры Утхантхита Наика (1775-1780)

IV. Театр средневековой Индии Классический театр Калидасы постепенно приходил.

IV. Театр средневековой Индии Классический театр Калидасы постепенно приходил в упадок и к IX в. почти исчез. В Средние века в Индии продолжали развиваться: народный театр; храмовый театр; представления мистериального типа. Развивалось искусство классического танца и пения, центрами которого были храмы.

V. Литература средневековой Индии В IV – V вв. н. э. (в эпоху Гуптов) происхо.

Литература средневековой Индии Санскритская литература Средневековья со време.

Литература средневековой Индии Развивалась литература на местных языках, преж.

Литература средневековой Индии Развивалась литература на местных языках, прежде всего – поэзия. В VIII-IX вв. получила распространение поэзия бхакти – воспевающая мистическое соединение человека с богом в форме любви юноши и девушки. Гимны проповедников бхакти отличались большой лиричностью и распевались как народные песни. Прикладное искусство В Средние века в Индии получило развитие декоративно-прикладное искусство и искусство торевтики – художественной обработки металлов. Так, в IX-XII вв. в Тамиланде развивалось искусство мелкого бронзового литья. Статуэтка, изображающая танцующего Шиву (Шива Натараджа), получила известность во всей Индии.

Прикладное искусство Шива (Шиву окружает арка славы с пламенем. Нога стоит на.

Прикладное искусство Шива (Шиву окружает арка славы с пламенем. Нога стоит на карлике, олицетворяющем одного из шести врагов просвещения) (бронза)

Краткое описание документа:

Презентация на тему "Искусство средневековой Индии" содержит иллюстративный и текстовый материал, раскрывающий характерные черты архитектуры, скульптуры, живописи, театра, литературы, прикладного искусства средневековой Индии, в том числе - особенности культового зодчества, виды средневекового театра, жанры и темы литературы; приводятся имена некоторых известных индийских поэтов и драматургов.

Презентация может быть использована на занятиях по учебным предметам "Мировая художественная культура", "Искусство", "История мировой культуры".

Средневековая культура индийской истории включает в себя длительный период, охватывающий паникой 6-го века, то есть после падения империи Гупта, и начало колониального господства.

Исторические факты

Современные историки, для удобства, изучая государство и общество средневековой Индии, обычно делят период на: период раннего средневековья и позднего средневековья. По их словам, ранний средневековый период относится к фазе индийской истории, которая простирается от падения империи Гупта до начала периода правления Султаната в 13-м веке. Это именно тот период, который включает главным образом правления Султаната и Моголов – его принято называть позднесредневековым.

Националистическая историография пыталась рассматривать весь средневековый период, как единое целое, пытаясь установить существование централизованной империи, как продолжение древней империи, тем самым отрицая элементы произошедших изменений в характере государства в течение всего времени.

Культура средневековой Индии

На протяжении всей средневековой истории, появился ряд доминирующих династий, а именно, Чолы (с 3 по 13 век) южной Индии, Моголы (1526 г. до 1707 г. н.э.) северной Индии, Раджпут западной Индии (штат Раджастхан), династия Пала в восточной Индии, Чалукаи, Паллавы. Султаны имели непосредственный контроль над своей территорией. Они принимали участие в кровавых битвах, защищая свою территорию от вторжения.

Новая Индия

Читайте также: