Интеллект карты сообщение по информатике

Обновлено: 02.07.2024

Интеллект-карта (с англ. mind map) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения. Метод использования интеллект-карт придумал английский журналист Т. Бьюзен.

Радиантное мышление (от радианты – точки, из которой в разные стороны расходятся пути небесных тел) является основой творчества, так как именно оно позволяет человеку находить эффективные и очень часто нестандартные решения проблем. Однако такое мышление имеет один серьезный недостаток – оно является хаотичным, ведь в нем отсутствует четкая последовательность действий. Во время хаоса кажется, что мысли путаются, разбегаются в разные стороны, а гениальная догадка сразу же теряется в потоке новых идей.

Применение же интеллект-карты позволяет организовать и привести в порядок радиантное мышление, для чего в качестве катализаторов используются образы и ассоциации.

Благодаря активизации ассоциативного мышления открывается доступ к хранящейся в памяти информации из разнообразных сфер, поэтому и происходит выход за пределы стандартного мышления, находятся нестандартные решения для выхода из какой-то проблемы.

При составлении интеллект-карты работает не только мозг, но и рука, так как необходимо на листе бумаги отобразить схему с образными рисунками. Как раз за счет графических образов и происходит перестроение мозга с логического на радиантное мышление. При этом схема дополняется разноцветными буквами и стрелками, что способствует подключению эмоциональной сферы, которая неактивна при логическом мышлении.

Последовательность разработки интеллект-карты

Перед началом работ надо подготовить чистый лист бумаги, желательно, чтобы он был больше стандартного формата А4, цветные карандаши и ручки. Рекомендуется использовать больше трех цветов. Составление карты начинается с центра листа.

Этап 1

Первое, что необходимо, это четко сформулировать проблему и записать ее максимально кратко в центре листа печатными буквами. Рядом с текстом рисуется и символическое изображение проблемы. Здесь не важны ваши художественные навыки, главное – результат, поэтому за качество рисунка переживать не стоит. Надо просто понимать, что рисование – это стимуляция мышления.

Этап 2

Поразмышляйте над ассоциациями, какие у вас вызывает проблема, с какими жизненными ситуациями она связана. Подумайте над тем, какими способами ее можно решить. Далее надо выбрать наиболее яркие и первые ассоциации. После этого от центра рисуются разноцветные стрелки, над которыми надо записать формулировки ассоциаций.

Стрелки не стоит делать прямыми, они также должны иметь разную толщину и цвет, что определяется значимостью ассоциации.

Этап 3

На этом этапе проводится детализация каждой идеи, что предполагает добавление стрелок-ответвлений от ассоциаций. Указывайте ее различные особенности, сложности, которые могут возникнуть на пути реализации. Слова пояснения желательно заменять символическими значками и рисунками.

Этап 4

Оцените полученный результат, для чего надо внимательно изучить составленную карту. Обычно на этом этапе появляются какие-то новые идеи, которые следует добавить на схему.

Как показывает практика, уже в процессе составления интеллект-карты намечается какой-то вариант выхода из сложившейся ситуации. Если же такого эффекта не возникло, то это не означает, что решение не будет найдено. Просто мозгу надо время для обработки информации, поэтому периодически просматривайте свою интеллект-карту и тогда решение обязательно появится.

Фото: Unsplash

Мы мыслим ассоциациями и образами. Поэтому нам проще запомнить схему, чем несколько страниц текста. Последовательные схемы называют mind maps или интеллект-картами. Рассказываем, как их составить и избежать ошибок

Что такое интеллект-карта

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.

План ремонта квартиры в виде ментальной карты

Для чего нужны интеллект-карты

Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.

Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.

С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта

Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.

С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки

Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.

Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.

Попробуйте упаковать выступление Уилла Стивена об идеальном выступлении для TED Talks в интеллект-карту!

Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.

Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.

Способы снять или уменьшить стресс

Преимущества интеллект-карт

Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].

Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.

Как составить интеллект-карту

Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.

  • Разместите лист горизонтально, чтобы по краям вытягивались ветви. Так мозгу будет проще их воспринимать.
  • Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. Например, если создаете интеллект-карту о командной работе, главным словом будет команда.
  • Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку. Например, в интеллект-карте о командной работе ключевыми блоками будут люди, правила, цели и роли. Это второй уровень карты.
  • Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. Например, в правила можно записать: правила совещаний, работы с клиентом, мозгового штурма и планерок в Zoom.
  • Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
  • Сделайте карту удобнее. Добавьте простые иконки или небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви.
  • Попробуйте программы для создания ментальных карт. Например, MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42, LOOPY.

Семь правил интеллект-карт

  1. Располагайте лист горизонтально.
  2. Всегда начинайте с центра.
  3. Рисуйте ветви от центра в стороны.
  4. Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
  5. Показывайте иерархию и связь разными цветами.
  6. Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
  7. Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.

В статье рассматривается эффективность метода интеллект - карт (ментальных карт, карт памяти) и возможные способы применения данного метода на уроках информатики. Показаны преимущества обучения с помощью интеллект-карт. Использование интеллект - карт как на этапе введения в проблему, так и на этапе завершения темы или как итоговый завершающий проект очень хорошо вписывается в учебный процесс и, если используется в системе, будет оказывать большую помощь в изучении предмета.

ВложениеРазмер
statya_prikazchikovoy_t.a._intellekt-karty_na_urokah_informatiki.docx 322.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приказчикова Татьяна Алексеевна,

учитель информатики высшей категории

Интеллект-карты на уроках информатики

В статье рассматривается эффективность метода интеллект - карт (ментальных карт, карт памяти) и возможные способы применения данного метода на уроках информатики. Показаны преимущества обучения с помощью интеллект-карт. Автор считает, что использование интеллект - карт как на этапе введения в проблему, так и на этапе завершения темы или как итоговый завершающий проект очень хорошо вписывается в учебный процесс и, если используется в системе, будет оказывать большую помощь в изучении предмета.

Современные образовательные стандарты требуют новых подходов к обучению информатике, формирования умения самостоятельно мыслить, действовать, ориентироваться в различных ситуациях. Для решения поставленной задачи необходимо наличие соответствующих форм и методов деятельности учащихся на уроке.

Одним из инновационных методов является метод ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ. По мнению М.Е. Бершадского, профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми (4).

Метод интеллект-карт (Mind-maps) был систематизирован и начат активно использоваться на практике английским психологом Тони Бьюзеном. Метод заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов. В основе построения интеллект-карт лежат шесть законов, соблюдение которых позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием: "Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность). Ассоциируйте. Стремитесь к ясности в выражении мыслей. Вырабатывайте собственный стиль. Соблюдайте иерархию мыслей. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей"- советует Тони Бьюзен (1).

Принципы построения интеллект-карт просты. В центре помещается главная тема, от которой ответвляются остальные элементы. Текст карты составляют ключевые слова, несущие основную нагрузку. К элементам карты, как правило, добавляют символы, картинки, рисунки, выделения цветом, а также, если составляем карту в электронном виде — диаграммы, ссылки, графику, анимацию.

Рисунок 1. Интеллект-карта "Компьютерная арифметика" (7).

Рисунок 2. Интеллект-карта "Моделирование" (7).

Рисунок 3. Интеллект-карта "Твоя безопасность в интернете" (9).

Использование этого метода способствует (3):

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая.

Проанализировав ряд статей по данной проблеме (1), (2), (3), приходим к выводу, что метод интеллект-карт позволяет учащимся повысить работоспособность и сформировать следующие общеучебные умения и навыки:

  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
  • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;
  • создание конспектов лекций, докладов, выступлений;
  • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций;
  • осуществление контроля и коррекции собственной интеллектуальной деятельности (улучшение всех видов памяти; развитие мышления, интеллекта, речи, познавательной активности; формирование орфографических и пунктуационных навыков; обогащение словарного запаса; развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей).

Педагогу использование интеллект-карт помогает изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений, корректировать знания, подготовить учеников к ГИА и ЕГЭ.

Метод интеллект-карт на уроках информатики в нашей школе применяется в 5-11- х классах. Внедрение метода в процесс обучения должно осуществляться поэтапно. На первом этапе интеллект-карту используем в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала. Интеллект-карта создается педагогом вместе с учащимися, тем самым включая их в процесс ее создания. Вторым этапом освоения метода интеллект-карт должна стать групповая работа по их созданию. Для этого учащиеся знакомятся с подробным алгоритмом её построения, который рекомендует Т. Бьюзен. В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект-карт. Учащиеся пользуются памятками по составлению карт памяти.

Для активизации мыслительной деятельности можно использовать проблемное изложение, эвристическую беседу, частично - поисковый и исследовательский метод, дидактические игры, творческие задания. Например: предложить ученикам описать исход событий, если какие-нибудь из привычных нам вещей изменятся. “Что будет, если исчезнет всемирная сеть интернет?” Такие задания не только развивают воображение и оживляют урок, но и формируют более глубокое осознание фундаментальных основ различных дисциплин и представление о взаимосвязи элементов науки с жизнью. Или предложить игру “Грани бриллианта”, где нужно исследовать один и тот же объект различными способами. Объяснить ученикам, что одно и то же понятие можно рассмотреть с разных сторон или с точки зрения различных наук и, таким образом, максимально детально изучить его сущность. Например, попросите дать определение термина “вирус” с точки зрения врача, биолога, программиста, лингвиста и школьника. Полученные результаты создадут объемное пространство, внутри которого ребята смогут увидеть много нового.

При изучении/изложении нового материала. Предварительно составляется карта по новой теме и представляется учащимся для самостоятельного ознакомления при изучении материала. Составление собственной интеллект-карты и сравнение с картой, представленной учителем, поможет ученику на этапе изучения материала скорректировать видение и усвоение материала.

При повторении пройденного материала. Учащиеся обращаются к своим ранее построенным картам. Упрощается процесс повторения материала, потому что интеллект-карта является результатом изучения, анализа материала. Нет необходимости перечитывать большие объемы текстов, ведь правильно составленная интеллект-карта полно отражает и характеризует центральный объект/вопрос/проблему/процесс (3).

При обобщении и анализе изучаемого материала. Создаётся интеллект-карта, которая может являться подготовительным этапом к контрольной работе или стать итоговой работой по изучению раздела. Выполняя данное задание, ученик закрепляет навыки анализа, умение выделять главную мысль.

Контроль и коррекция усвоения материала. Анализируя созданные учениками интеллект-карты, определяется уровень усвоения темы, что даёт возможность скорректировать процесс обучения. Иногда приходится возвращаться несколько раз к теме, пока не будет видна вся полнота усвоения изучаемого материала.

Поисково-аналитическая деятельность . Интеллект-карта может быть продуктом мини исследования, когда учащиеся работают в малых группах, осуществляя поиск решения проблемы. В процессе этой деятельности ребята учатся выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушают и активно обсуждают рассматриваемые проблемы, комментируют высказывания оппонентов, предлагают свое мнение в группе.

Например, урок изучения нового материала можно организовать следующим образом. В начале занятия проводится обзор новой темы, в ходе которого учащиеся получают представления о содержании темы, узнают новые факты, изучают материал параграфа учебника или рабочей тетради. Затем предлагается перейти к созданию наглядного образа. Выделяем ключевое понятие, о котором будет говориться на протяжении всей темы и его графический образ. Таким образом, формируется центральный образ интеллект–карты. Опираясь на результаты обзора, выявляем основные характеристики, раскрывающие центральное понятие. Строим ветви. В конце урока учащиеся уже имеют наглядный образ той темы, которую им предстоит изучить, видят её структуру, последовательность изучения, понимают логику. Дальнейшая работа заключается в заполнении ветвей соответствующей информацией из учебника, рабочей тетради, других источников и установление связи между элементами этой информации. Чем больше таких связей учащийся сможет найти и отобразить самостоятельно, тем лучше он понимает контекст, тем целостнее видит тему.

Рисунок 1. Интеллект-карта "Кодирование информации" (7).

По изображённым на карте стрелкам-связям можно восстановить и понять ход рассуждений ребёнка, выявить их логику или отсутствие её. Эта особенность технологии позволяет учителю своевременно обнаружить когнитивные затруднения отдельного учащегося и оказать ему необходимую помощь. Адекватный рисунок или картинка побуждают учащегося к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему запоминанию и пониманию темы. Очень важно и то, что добавляя в интеллект-карту на последующих уроках новые образы, учащийся видит и то, что было зафиксировано ранее, вспоминая тем самым предыдущий материал. Более того он видит направление своей дальнейшей работы, у него включаются процессы предварительного обдумывания, тем самым повышается мыслительная активность.

Таким образом, опыт применения интеллект-карт для организации образовательного процесса по информатике показывает, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, развивает способность к изображению окружающего мира в виде образов, ускоряет процесс обучения. Кроме того, что немало важно для изучения информатики, развивает компетенцию школьников в области современных компьютерных технологий.

Рациональное применение ментальных карт в урочной и внеурочной деятельности позволит сделать процесс изучения информатики увлекательным и не скучным для школьников.


В статье рассмотрены примеры применения теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-кар, что даёт возможность обеспечивать развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления, повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности.

Описание разработки

Обеспечение качественного образования учащихся остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Качество образования — многоплановая социальная категория. В педагогике этому понятию придают как узкое значение — соответствие образования требованиям нормативных документов (например, стандартов образования), так и более широкое — степень соответствия образования реальным современным потребностям личности, общества и государства. Решение проблемы повышения качества образования является определяющим направлением системы образования.

При переходе к новой модели образования (ФГОС) больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Учитель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности школьников.

Одним из способов решения вопроса перевода учащихся к самостоятельной деятельности является работа с конспектами.

Но здесь возникают проблемы.

- Слушатели делятся на три группы: записывают все, нет записей, рациональный конспект. Но говорим мы гораздо быстрее, чем пишем, поэтому возникает необходимость сокращения написания конспекта.

- Какой вид конспекта выбрать

Линейный конспект имеет свои недостатки: трудно найти ключевое слово, потеря времени (запись, чтение, поиск информации), нет никакого творчества. Следствие этого, как правило, трата времени впустую, потеря уверенности, тяги к знаниям, скука + разочарование, максимальная работа → минимальный результат.

Очень важно использовать сокращения (по карте рассказать).

Рациональными примерами конспектов являются конспекты, которые вмещаются на 1 лист: двумерное пространство, интеллект-карта.

Интеллект-карта — это графическое выражение процесса мышления.

Отличительные черты интеллект-карт от обычного конспекта

Особенности отличия

Читайте также: