Становление и развитие клинической психологии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Современная жизнь обозначила потребность в организации масштабной и активной психологической помощи всем слоям населения. Сегодня человек живет в ситуации постоянного воздействия стрессовых ситуаций. Все это порождает резкое возрастание числа как лиц, страдающих разными недугами - психическими, невротическими, психосоматическими, - так и лиц, нуждающихся в психологической помощи в силу своей социальной, профессиональной, бытовой неустроенности и бесперспективности.

Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение, как для психологии, так и для медицины. В центре внимания клинической психологии - человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия.

Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста в области клинической психологии направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление заболеваний и разного рода недугов. Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющие в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в тех, которые до сих пор не были сферами приложения деятельности клинических психологов.

Цель данного реферата: проследить этапы развития отечественной клинической психологии, определить значение школ известных российских психологов.

Клиническая психология - обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией, изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя :

-оценку психического здоровья,

- организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем;

- разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия).

Психотерапевтические методы клинической психологии :

- индивидуальная психотерапия;

-семейная психотерапия;

- различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием, как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии.

2. История развития мировой клинической психологии

Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической психологии. Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956, который ввел понятие клинической психологии. После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета. В 1896 г. он основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании. Хотя Уитмер и дал название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины. В 1917г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919г вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция. В результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус, притом, что определения самой клинической психологии еще не было.

Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926, который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Большую роль в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно Зигмунд Фрейд (1856-1939, открыв сферу психотерапии для не медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств.

Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой - медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию клинической психологии. Но, кроме того, эти два имени знаменуют и два различных понимания клинической психологии, которые и по сей день нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике.

3. История развития отечественной клинической психологии

В России предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века (Р. Рибо, И. Тэн, Ж. -М. Шаркен, П. Жане). В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими. Развитию клинической психологии в России серьезно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский. Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский - организатор собственной психологической школы. Благодаря ему естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии :

- патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.);

- нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и др.).

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития, как за рубежом, так и в России.

4. Бехтерев В. М., его вклад в развитие мировой психологии

Вклад отечественных ученых (психологов, психиатров и др.) в развитие клинической психологии, причем по линии практически всех указанных выше традиций, значителен. В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, С. С. Корсаков, Н. Н. Ланге, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, И. А. Сикорский и др. привнесли психологию в психиатрические клиники и в психиатрическое образование. Во многом благодаря этому на базе психологических лабораторий вначале в психиатрических больницах, а затем и за их пределами отечественная клиническая психология продолжала развиваться и по линии других традиций — с акцентом на эксперимент развивается отечественная (в рамках московской психологической школы) патологическая психология (Б. В. Зейгарник, Б. Ф. Поляков и др., нейропсихология (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др., с акцентом на роли личности, психодиагностику и психотерапию — медицинская (клиническая) психология в рамках Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев)

Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя -- Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева -- Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Многие годы Бехтерев исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.).

В. М. Бехтерев способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности. Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

5. Лазурский А. Ф., его вклад в развитие мировой психологии

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г.

А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.

6. В. Н. Мясищев, его вклад в развитие мировой психологии

Интерес студента-медика В. Н. Мясищева к психологии был несомненным. Уже в 1914 г. появилась его первая научная работа "Научно-характерологический анализ литературных типов", выполненная под руководством А. Ф. Лазурского и опубликованная в издававшемся тогда журнале "Вестник психологии". В. Н. Мясищев оставался верен изучению индивидуальной типологии личности или характерологии, и в этом огромная заслуга А. Ф. Лазурского, который еще до создания медицинского факультета и лаборатории стал читать впервые разработанный им доцентский курс "медицинской психологии" в Женском медицинском институте (ныне, как известно, это Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова). Заслуга В. Н. Мясищева прежде всего в том, что посредством концепции "отношений" он во многом способствовал сохранению в научной психологии категории личности. Раскрывая смысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественных психологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологически нагруженными психологическими текстами, когда приоритет при рассмотрении социальной природы человека отдавался коллективу, а не личности. В. Н. Мясищев развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания. Такое понимание личности, как показало время, является основополагающим и плодотворным при изучении и разрешении психологических проблем больного человека;

В. Н. Мясищев не только говорил о центральном месте понятия личности в медицине, но и развивал теоретическую и методологическую основу и экспериментальный контекст для ее изучения, в частности, при анализе нарушений психического здоровья (неврозов как модели исследования) и психотерапии как метода коррекции нарушенной системы отношений личности. Создание патогенетической теории неврозов и психотерапии, теоретической базой которой является теория отношений личности, является еще одной заслугой В. Н. Мясищева.

Многолетний опыт, накопленный В. Н. Мясищевым при исследовании и лечении больных неврозами, позволил ему сформулировать этиопатогенетическую концепцию неврозов и на этой основе развить свою психотерапевтическую систему. Невроз согласно этой концепции понимался как болезнь личности, как противоречия в системе особо значимых психологических отношений. Проблема требовала разработки таких понятий, как психогении, конфликты и др., а также способы и методы психологической диагностики личности. Психогенетическое понимание невроза предполагало в качестве его причины не столько психотравму (отдельное событие, сколько историю формирования его системы отношений и ее нарушений.

В. Н. Мясищев уже во 2-й половине 50-х годов, в период так называемой оттепели, одним из первых не только по достоинству оценил, но и открыто поддержал в печати и в выступлениях преимущества тестовых методов исследования личности. В институте им. В. М. Бехтерева, Ленинградском университете, а затем и в других учреждениях страны во многом благодаря В. Н. Мясищеву появились известные тестовые методики (ТАТ, тесты Векслера, Роршаха и др., начались работы по их адаптации. В. Н. Мясищев считал нужным подчеркнуть необходимость комбинирования стандартизованных и нестандартизованных методов исследования личности, сочетания экспериментального и клинико-психологического подходов. В целом можно констатировать, что психологические тесты вернулись в нашей стране в научные исследования и практическую работу клинических психологов во многом благодаря деятельности лаборатории медицинской (клинической) психологии института им. В. М. Бехтерева, которую В. Н. Мясищев создал и бережно опекал в последние 10 лет своей жизни.

Таким образом, даже краткий анализ деятельности В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, их школы показывает плодотворное влияние, которое они оказал на развитие отечественной и мировой медицинской (клинической) психологии и психотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будет сказываться в будущем. И настоящее, и будущее содержат такие стороны развития клинической психологии, которых не знало прошлое. И настоящее, и будущее будут испытывать "теорию отношений", концепцию этиопатогенеза неврозов и систему патогенетической психотерапии в конкурентных взаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии. Сегодня "экологическая ниша" отечественных персонологических теорий, конечно, утратила ту изолированность от внешних теорий-"пришельцев", которая обеспечивалась покровом идеологических "занавесов". Произошла и происходит в настоящее время интеграция множества теорий, но далеко не все из них имеют такой же мощный теоретический и практический потенциал, доказанный временем, как теория отношений личности.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968.

2. Гиндикин В. Я., Семке В. Я. Соматика и психика. -- М., 1998.

3. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология--- Л. : Медицина, 1982.

4. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. - М. : МЕДпресс, 1998. - 592 с.

5. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.

6. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / под ред. К. П. Кискера и др. М. : Медицина, 1999. - 420 с.

7. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб, 2000. - 752 с.

9. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - СПБ, Изд-во: Институт Психотерапии, 2004.

10. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. - Л. : ЛГУ, 1986.

11. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. - М. : Деловая книга, 2000.- Т. 1 - 412 с.

12. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. - М. : Планета детей, 1997. - 264 с.

13. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. - СПб. : Евразия, 1998. - 528 с.


Оглавление

  • 1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии
  • 2. Предмет и объект исследования клинической психологии
  • 3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования
  • 4. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками
  • 5. Зарождение и становление клинической психологии
  • 6. Практические задачи и функции клинического психолога
  • 7. Особенности и задачи патопсихологического исследования
  • 8. Методы патопсихологического исследования
  • 9. Порядок проведения патопсихологического исследования
  • 10. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов
  • 11. Нарушение смыслообразующей и побудительной функций мотива
  • 12. Нарушение подконтрольности и критичности поведения
  • 13. Нарушение операциональной стороны мышления. Методики его исследования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиническая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Зарождение и становление клинической психологии

Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии.

Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистра-том был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.

Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике на этом этапе резко замедлилось. Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский — организатор собственной психологической школы.

Благодаря А. Ф. Лазурскому естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

1) патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.);

2) нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии

Существует самостоятельная область психологического знания, имеющая свой предмет, свои методы исследования, свои теоретические и практические задачи, — клиническая психология.

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития как за рубежом, так и в России.

Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии.

Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистра-том был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.

Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике на этом этапе резко замедлилось. Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы.

Благодаря А. Ф. Лазурскому естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

1) патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.);

2) нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии

Существует самостоятельная область психологического знания, имеющая свой предмет, свои методы исследования, свои теоретические и практические задачи, – клиническая психология.

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития как за рубежом, так и в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Движение клинической психологии

Движение клинической психологии В дополнение к той работе, которую Уитмер вел по применению психологии к диагностике и лечению ненормального поведения, популярности этой проблематики способствовали две очень любопытные, на наш взгляд, книги. Одна из них, ставшая

1.2. Зарождение дифференциальной психологии как науки

1.2. Зарождение дифференциальной психологии как науки Основателем дифференциально-психофизиологического направления как самостоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпустил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.В некоторых странах

2. Предмет и объект исследования клинической психологии

2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно

3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования

3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60-х-70-х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим образом (М. С.

4. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками

4. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия.Психиатрия – медицинская

Глава 1 Становление социальной психологии

Глава 1 Становление социальной психологии Всякая наука представляет собой верное и очевидное знание. Р. Декарт Человеческое сообщество стремится познать себя и идет к этой цели различными путями. Религиозные учения, искусства, философия были первыми способами

Становление трансперсональной психологии

Становление трансперсональной психологии Вэтом разделе я постараюсь подробно описать возникновение трансперсональной психологии. Я расскажу о людях, которые стояли у истоков этого направления. К большому сожалению, информации мало и очень многое может остаться за

10. Зарождение и развитие психологии как науки

10. Зарождение и развитие психологии как науки Зарождение науки как самостоятельной области духовной жизни связано с возникновением классового общества. Психические явления стали предметом философских работ. В философии Древней Греции сложились две диаметрально

20 ЗАРОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

20 ЗАРОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ Экономический и культурный подъем России после реформ Петра I содействовал развитию прогрессивной социально-философской и научной мысли.Россия выдвигает одного из известных естественников – М. В.

2. Становление психологии как науки

2. Становление психологии как науки 1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.2. Становление психологии как самостоятельной науки.3. Современные психологические концепции.1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у

Становление психологии познания

Становление психологии познания Оформление научной школы или направления трудно точно датировать. Подобно тому, как историю города принято отсчитывать от первого письменного упоминания о нем, так и в истории науки принято отмечать символические даты первых публикаций.

Зарождение позитивной психологии

Таким образом, исследования нарушений психической деятельности в самых своих истоках рассматривались отечественными и зарубежными учеными в русле психологических знаний. Одновременно признавалось большое значение экспериментально-психологических исследований для решения задач психиатрии.

Зарубежная.

который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Большую роль также сыграл Зигмунд Фрейд, открыв сферу психотерапии для не-медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой — медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию немецкой (и международной) клинической психологии.

У истоков стояли прогрессивные психиатры. В дальнейшем эта отрасль развивалась и развивается под влиянием идей различных направлений буржуазной психологии – бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии. Безусловно, для практики психотерапии значимы идеи Роджерса, Олпорта, Маслоу, но теоретические положения этих направлений методологически несостоятельны. В практике зарубежной патопсихологии основной акцент ставится не на эксперимент, а на измерение и корреляцию отдельных особенностей, черт личности

Отечественная.

Отечественная патопсихология имеет иную историю развития, чем современная клиническая психология на Западе. Однако родились они одновременно, в начале XX в., и были вызваны к жизни запросами психиатрической практики и достижениями психологической науки.

-использование комплекса методик (наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений — способствовало получению богатого объективного материала)

-качественный анализ расстройства психики

-соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования.

Вторым крупным центром отечественной психиатрии, в котором развивалась экспериментальная психология, была психиатрическая клиника С. С. Корсакова, организованная в 1887 г. при медицинском факультете Московского университета. Как все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С. С. Корсаков придерживался мнения, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Работы, вышедшие из его клиники, внесли ценный вклад в психологическую науку — в понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Так, всемирно известный "корсаковский синдром" дал новые представления о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления видов памяти на долговременную и кратковременную.

Позже на становление патопсихологии как особой области знаний большое влияние оказали идеи выдающегося советского психолога Л. С. Выготского: 1) мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животного; 2) развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, они возникают не в результате одного лишь созревания мозговых структур, а формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического развития. Экспериментальные исследования под руководством Л. С. Выготского положили начало многостороннему изучению распада мышления.

+ психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева и ЛГУ, где на протяжении нескольких десятилетий исследованиями по патопсихологии руководил В. Н. Мясищев. В соответствии с традициями школы В. М. Бехтерева на новой методологической основе, в русле теории отношений В. Н. Мясищева осуществлялись исследования по разным направлениям медицинской психологии. Ряд работ был посвящен нарушению строения трудовой деятельности больных, изучению влияния отношения больных к труду на их работоспособность.

За последние годы выросло значение патопсихологии в психокоррекционной работе, которая проводится в разных видах психологической службы: психокоррекция и профилактика в соматической клинике и клинике неврозов, поликлинических отделениях кризисных состояний, "телефоны доверия", "Служба семьи" и др. Патопсихологи принимают участие в групповой психокоррекции (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, Клиника неврозов, ряд психиатрических больниц и др.).

В настоящее время развивается прикладная область психологии, имеющая свой предмет и свои методы, — экспериментальная патопсихология.

Античность

Платон (5-4 в. д.н.э.) – поднимал вопрос о том, что люди с псих. р-вами не могут отвечать за свои действия и не должны нести наказание в том же порядке, что и нормальные люди. В качестве лечения он использовал беседы, аналогичные психотерапии, для исцеления душ. Однако несмотря на прогрессивные идеи, он считал, что психические расстройства имеют отчасти божественное происхождение.

Гален (3-2 в. д.н.э.) – придерживался постулатов Гиппократа. Выделил причины психических расстройств, среди них: травмы головы, избыточное употребление алкоголя, шок, страх, подростковый возраст, разочарование в любви.

Средневековье

В Европе (500-1500) – основное лечение – экзорцизм + молитвы, питье и умывание святой водой итд, основная причина – сверхъестественные силы. Лечение душевнобольных было передано в руки духовенства.

На Среднем Востоке – Первая психиатрическая больница – в Багдаде в 792 г., затем другие. В них больные получали гуманное лечение. Авиценна (10-11 в.) – в своих работах часто писал об истерии, эпилепсии, мании, меланхолии + (Принц-корова)

Эпоха возрождения

Начиная с 16 века росло число специальных заведений, названных приютами, предназначенных исключительно для ухода за психическими больными (в Москве первый в 1764 г.). Однако с больными обращались очень сурово (кандалы, иногда за плату выставляли на обозрение, холод, плохое качество пищи, кельи обустроенные лишь соломой).

А. Бейль (1825) изучал прогрессивный паралич (ПП), описал его симптомы, представил убедительные доказательства, что это отдельное заболевание. В 1897 были проведены эксперименты по прививанию паралитикам сифилиса. Ни у одного пациента не развилось симптома сифилиса из чего был сделан вывод о связи ПП с сифилисом. В 1917г. были сделаны попытки вылечить сифилис и ПП с помощью малярийной лихорадки (т.к. сильная лихорадка убивала спирохеты). 9 больных ПП было инфицировано кровью болевшего малярией солдата: у 3х заметное улучшение, 3е – совсем выздоровели. Начали искать физиологические базы для заболеваний.

Школа Нанси (середина 19 века) объединила в себе врачей, считающих, что симптомы истерии (паралич рук, глухота) можно как вызвать гипнозом, так им же и устранить; истерия – разновидность самогипноза. В противовес им Жан Шарко (1825-1893) считал, что к истерии приводят дегенеративные изменения ГМ. Позднее было доказано, что психологические причины (шк. Нанси) были признаны как основные причины истерии.

В 60-70х появляется антипсихиатрическое движение (Рональд Лэйнг и Мишель Фуко) - в поведении каждого конкретного пациента они в первую очередь видел правомерное отражение переживаемого опыта или реальности, а не симптомы заболевания.

Методы

Проблема метода в науке не проста и не односложна (Б. В. Зейгарник))))

Методы - способы сбора, обработки и анализа данных.

Активный Пассивный
Опосредств. Эксперимент Психодиагностика Номотетич-й подход
Непосредств. Беседа Наблюдение Идиографич-й подход

Из таблички видно, что есть 4 основных метода (об этом позже) и 2 подхода – номотетический и идиографический.

Номотетический подход – естественнонаучный (стандартизованные методы?) Психолог играет наименьшую роль. Сюда входят тесты, опросники, измерения с помощью приборов. Сюда же эксперимент. Никакого субъективизма, все оценивается либо с помощью тестов, либо приборами. Номотетический подход помогает понять закономерности развития болезни. А еще он используется в медикобиологической модели (о моделях выше).

Идиографический подход – гуманитарный. Сюда входят беседа, наблюдение, ролевая игра. То есть психолог максимально включен в процесс и оценивает результаты сам, выводы более субъективны. Продукт идеографического подхода – описание индивидуального случая (нельзя переносить на всех). Идиографический подход помогает понять механизмы и факторы развития болезни. Используется в биопсихосоциальной модели.

В нейропсихологии номотетический подход (нейропси ближе всего к естественным наукам, так что лгично).

В психотерапии идеографический подход (как гуманитарный).

В патопсихолгии и психосаматике и то, и другое (они между).

Теперь перечислю все методы и кратко о каждом.

1)Наблюдение – как одет, как ходит, как реагирует на слова эксперементатора, на похвалу и замечания, не отвлекается ли. Все это протоколируется.

2)Клиническая беседа – вопросы, беседа по вопросам. Может быть 5-10 минут с заранее оговоренными вопросами, может быть длительной. Беседа и одновременно наблюдение (нужно стараться пронаблюдать каждую мелочь, но при этом делать это незаметно). Реакция больного на подсказки экспериментатора, на его мимику-все должно быть отражено в протоколе, поскольку эти данные сопоставляются, если речь идет о больном человеке, с теми данными, которые есть в истории болезни, и с данными, которые получены с помощью эксперимента.

Зейгарник подчеркивала важность галилеевского метода: “Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту - генеральный путь научного анализа”.

“Галилеевский же метод в психологии предполагает теоретическое объяснение фактов на основе целостной системы причинных соотношений. Именно нахождение причинных соотношений дает возможность предсказания единичных событий. Каждое единичное событие должно быть осмыслено в контексте целостной ситуации данного момента”.

Кроме того в патопсихологическом эксперименте (где роль психолога больше, чем в нейропсихологическом) экспериментатор должен иметь возможность вмешаться в “стратегию” эксперимента, учитывая реакцию больного, то есть структура эксперимента не должна быть жесткой (стандартизированные тесты не подходят), чтобы ее можно было изменять на ходу.

“Нередко приходится экспериментировать с больным, который бредовым образом интерпретирует ситуацию опыта, например считает, что экспериментатор действует на него "гипнозом", "лучами". Естественно, что такое отношение больного к эксперименту сказывается в способах выполнения задания; он часто выполняет просьбу экспериментатора умышленно неправильно, отсрочивает ответы и др. В подобных случаях построение эксперимента также должно быть изменено”.

4)Анализ единичного случая – яркий пример – Фрейд. Результаты касаются только одного человека, то есть выводы нельзя распространить на всю выборку. Но при анализе отдельного человека очень продуктивно.

Читайте также: